Задание I. “Постройте из программных стихотворений Байрона цепочку”
В данной цепочки я постаралась представить себе жизненные коллизии лирического героя, нарисованного поэтом (НЕ самого Байрона и без опоры на реальную биографию автора).
“Прощане с Ньюстедским аббатством”
Герой прощается с родными местами, обращается к предкам, вспоминаю их подвиги, он горит “огнем состязанья” и метает о будущих великих свершениях, его взгляд устремлен вперед, он полон сил, надежд и стремлений, как и любой молодой человек, покидающий отчий дом. Тем не менее, явно чувствуются трагические ноты.
“Уезжает он вдаль, но огонь состязанья
Зажигает в нем гордая слава отцов.”
“Тьма”
“Перед огнями жил народ; престолы,
Дворцы царей венчанных, шалаши,
Жилища всех имеющих жилища —
В костры слагались… города горели…”
В “Тьме” герой рассказывает нам свой сон, в котором предстает наш мир, который больше похож на постапокалипсический – вокруг огонь, несчастные люди и тд. Можно провести ассоциацию “мира из сна” с реальным миром, в который ступает герой, уехавший из родного аббатства. Его тревожит будущее, возможно сон является вещим, предсказывающим различные несчастья. Также сразу возникает ассоциация с одним из распространенных мотивов в литературе - “символическим сном в дороге”. Например, в Пушкинской “Капитанской дочке” Петя Гринев тоже видит сон, уезжая из отчего дома, который оказывается пророческим.
Итог: Герой едет из Ньюстедского аббатсва, и видит сон, где угадываются детали его будущего.
“И мир был пуст;
Тот многолюдный мир, могучий мир
Был мертвой массой, без травы, деревьев”
“Сон”
“Жизнь наша двойственна; есть область Сна,
Грань между тем, что ложно называют
Смертью и жизнью; есть у Сна свой мир,
Обширный мир действительности странной.”
В первой части “Сна” герой рассуждает о том, что есть сон, он говорит, что сны “о будущем вещают как сивиллы“, пытается найти ответ на то, что представляют собой ночные видения и есть ли под ними какая-либо почва. Это отсылает нас к предыдущему стихотворению – герой, пробудившись, пытается понять, то, что ему приснилось.
Вторая часть сна повествует о несчастной любви, которая, скорее всего, постигнет его самого в будущем, что ясно из следующего стихотворения в моей цепочке.
“Внезапно изменилось сновиденье.
Любимая повенчана с другим”
“О замужестве”
Герой вздыхает о совей любви к мисс Чаворт, которая вышла за другого (параллель с предыдущем стихотворением – “Сон”)
“Нет прежних светлых мест, где сердце так любило
Часами отдыхать,
Вам небом для меня в улыбке Мэри милой
Уже не заблистать.”
“Стансы к Августе”
В этом произведении продолжается любовная тематика – герой возводит женщину, которой было посвящено стихотворение к неземному созданию.
“Ты из смертных, и ты не лукава,
Ты из женщин, но им не чета.”
“Дочь Иефая”
( из двух переводов я выбрала тот, в котором дочь Иефая остается жива, посвятив оставшуюся жизнь служению Богу)
Героиня произведения является не просто девушкой, а действительно героиней, способной понять отца, желавшего убить ее в угоду Богу, и уйти от мирской жизни. Она не “от мира сего”- неземная, как и Августа в предыдущем стихотворении.
“Отдаляя от жизни мирской,
Ты отцом будешь мне и судьёй.”
“Ода авторам билля против разрушителей станков”
На этом жизненном этапе герой переходит от любовных переживаниях к насущным проблемам, критикуя ситуацию в стране и политиков, чьи действия приводят к плачевным результатам и бедствиям народа. Это стихотворение о действительности героя, а не снах или мечтаниях.
“Лорд Эльдон, прекрасно! Лорд Райдер, чудесно!
Британия с вами как раз процветет.
Врачуйте ее, управляя совместно,
Заранее зная: лекарство убьет!”
Политики в представлении героя равны тиранам.
“Песня греческих повстанцев”
В данном стихотворении герой завуалировано призывает англичан к революции. Обращаясь к жителям Афин и вдохновляя их на восстание против угнетающей власти, герой, на самом деле, обращается к своим современникам, которые также испытывают притеснения от недалеких политиков.(предыдущее стихотворение).
“К оружию! К победам!
Героям страх неведом.
Пускай за нами следом
Течет тиранов кровь.”
“Из дневника в Кефалонии”
“Встревожен мертвых сон, — могу ли спать?
Тираны давят мир, — я ль уступлю?
Созрела жатва, — мне ли медлить жать?
На ложе — колкий терн; я не дремлю;
В моих ушах, что день, поет труба,
Ей вторит сердце…”
Снова мы видим упоминание о тиранах, которые “давят мир”. Революционный настрой – “я ль уступлю?”, “поет труба” – небольшая заметка снова мотивирует не сидеть на месте, сложа руки, а бунтовать как “вторит сердце”.
“У вод вавилонских, печалью томимы”
“Повесили арфы свои мы на ивы.
Свободное нам завещал песнопенье
Солим, как его совершилось паденье;
Так пусть же те арфы висят молчаливы:
Вовек не сольете со звуками их,
Гонители наши, вы песен своих!”
Опять мотив противостояния гонителям-тиранам, только в контексте древних времен (автор называет себя и своих последователей “Вавилона сынами”). Призыв не сдаваться, и не подчиняться врагу (даже победившему) – не “слагать для него струн арф”.
“Ты кончил жизни путь, герой”
“Пока свободен твой народ,
Он позабыть тебя не в силах.
Ты пал! Но кровь твоя течет
Не по земле, а в наших жилах;
Отвагу мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь.”
Противостояние, война, враги – в этот раз перед нами история отважного героя, подвиг которого должен вдохновить других людей не сдаваться и не уступать врагам (тиранам).
“Хочу я быть ребенком вольным”
Я изнемог от мук веселья,
Мне ненавистен род людской,
И жаждет грудь моя ущелья,
Где мгла нависнет, над душой!
Когда б я мог, расправив крылья,
Как голубь к радостям гнезда,
Умчаться в небо без усилья
Прочь, прочь от жизни — навсегда!
Герой приближается к логическому завершению своего пути в ассоциативной цепочке – он увидал многое, познал несправедливость жизни, горечь любви, сущность окружающих людей, которые либо “рабы” либо ”предатели”. Ему осточертело все, он хочет смерти, в которой видит прекращение страданий.
“Прометей”
В рассказ о Боге, который был прикован к скале, герой снова обращается к осуждению несовершенной человеческой природы. В предыдущем стихотворении он упоминает о том, что ему “ненавистен род людской”, и теперь он продолжает рассказывать о том, почему люди влачат “бесцельно существование”, которое должно быть подвергнуто осуждению.
“Жизнь человека — светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье…”
“Душа моя мрачна”
Снова тема приближающегося конца и быстротечности жизни.
“Пусть будет песнь твоя дика. — Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;”
И грозный час настал — теперь она полна,
Как кубок смерти, яда полный.
“В альбом”
Завершить ассоциативный ряд я бы хотела именно этим произведением, т.к. оно напоминает завещание, составленное героем перед самым концом. Он жил, он любил, он воевал, вдохновлял людей на подвиги, и, наконец, испытав на себя все тяготы судьбы, пришел к длинным размышлениям о смысле жизни и человеческого существования. И вот, словно подводя итог всему, что с ним произошло, он пишет “В альбом” – этот последний опус привлечет читателя “как гробница” и он прочтет о свершениях героя, тем самым сделав его бессмертным в памяти людей.
“И если после многих лет
Прочтешь ты, как мечтал поэт,
И вспомнишь, как тебя любил он,
То думай, что его уж нет,
Что сердце здесь похоронил он.”
Задание II
Для выполнения этого задания я выбрала спектакль “Каин” Кирилла Серебренникова.
При постановке драматического произведения Джорджа Гордона Байрона режиссер словно поставил перед собой задачу “Ни в коем случае не сделать чего-то традиционного!”. Отступление от привычных для театралов постановочных клише проявляется буквально во всем. Взять хотя бы само произведение – являясь переложением библейского предания о двух братьях – сыновьях Адама и Евы, в нем есть множество отступов от оригинальной библейской легенды, за которые в свое время часто подвергался критике автор. Например, Байрон вводит в качестве одного из центровых героев Сатану (Люцифера), который отсутствовал в оригинальной Библейской трактовке, при этом поэт изображает его непредвзято – дьявол не выступает в драме в качестве традиционного представителя “вселенского зла”, а просто открывает истину Каину, дарует ему правду.
Во-вторых, Серебренников выбрал для демонстрации произведения весьма необычный формат, в именно язык physical theatre в сочетании с современной музыкой. Соединение танца, тела, слова и звуков дает потрясающий эффект, непередаваемый в своей глубине. Монологи приходят на смену танцам, которые часто напоминают конвульсии, движения тела сменяет пение актеров, которое, в свою очередь, переходит в звучание оркестра, а потом снова в танец. Как ни странно, данный формат подачи воспринимается вполне органично в сочетании с диалогами метущегося Каина, который, кстати, щеголяет по сцене в тренировочных штанах, что еще больше усиливает сюрреализм происходящего.
Отдельного внимания заслуживает, пожалуй, одна из самых знаменитых сцен в мировой культуре, а именно, убийство Каином своего брата. На этом моменте, режиссер все-таки решил не отступать от текста оригинальной поэмы и передал диалог героев практически в точности. Если не обращать внимание на акробатические упражнения, символизирующие акт убийства, красочно описываемый Байроном, то действия, происходящие в этот момент на сцене, были понятны всему залу (в отличие от предыдущих 70-ти минут спектакля).
Серебренников в своей постановке решил не вводить на сцену Адама и Еву, а также малолетних детей братьев и Селлу. Зато танец и монолог Ады, прощающейся с Каином, был, наверное, самым ярким и запоминающимся моментом представления, который на несколько минут вывел большинство зала из анабиоза.
Братоубийство, вызов Богу, желание познания, параллельные миры, безотчетная любовь, отчаяние – широкий спектр человеческих чувств и эмоций, которые показал Байрон в одной из своих самых неоднозначных поэм, а Серебренников сумел гениально воплотить в визуальном искусстве. Да, странно. Да, провокационно и неоднозначно. Но возможно, именно после этого шоу “песен и плясок” зритель, вернувшись домой, захочет немного освежить свою память или просто, думая о потраченных деньгах и желая понять, что именно они сейчас увидел, решит познакомиться не только с библейским преданием, но и с драмой английского классика.
Задание III
Произведение “Манфред” Байрон “Портрет” Н.В. Гоголя “Адвокат дъявола” (фильм), режиссер Тэйлор Хэкфорд
Герой Манфред Художник Чартков адвокатКевин Ломакс
Предложение дьявола Видение возлюбленной - Астарты Деньги Всевластие
Обмен Смерть Безумство, утрата таланта Создание антихриста
Характеристика героя, что привело к сделке Великий ученый, познавший все земные тайны, приблизив себя этим к высшим духам. Живет в уединении в большом замке, не признает каких-либо авторитетов, чем гневит богов. Строчка “Я со стадом Мешаться не хотел, хотя бы мог Быть вожаком. Лев одинок — я тоже” наиболее полно описывает представление героя о самом себе и характеризует его. Не ставит ни во что ни традиционную церковь (сцена с аббатом), ни “альтернативные” высшие силы. Единственное существо, которое он когда-либо любил – погибшая возлюбленная Астарта.
Желание ее увидеть и приводит героя к гибели, которою он совершенно не тяготится. Талантливый, подающий большие надежды художник, который живет в нищете и очень тяготится этим. Покупает на рынке картину, на которой изображен старик со страшными, прямо-таки дьявольскими глазами. Ночью портрет оживает и Чартков получает от старика деньги, которые сразу же начинает спускать – снимает дорогую квартиру, ведет разгульную жизнь и тд. Впоследствии напрочь утрачивает талант, занимаясь только “пошлыми” портретами. В конце сходит с ума, из-за осознания своей несостоятельности как художника. Успешный адвокат, защищающий негодяев и воров. После очередного выигранного судебного процесса, в его жизни начинают происходить странные вещи, жена сходит с ума и тд. Выясняется, что его родным отцом является сатана, который в обмен на власть над всем сущим просит героя зачать антихриста. Кончает жизнь самоубийством, чтобы не допустить этого, но в итоге снова попадает в ловушку дьявола, в “параллельной” жизни.
Я считаю, что каждый из рассматриваемых героев представляет собой сильную личность, независимо от обстоятельств, в которых он столкнулся с демонической силой. Манфред – “сверхчеловек”, который чувствует себя равным в общении с неземными духами. Он не боится их, смерть – скорее награда, покой, чем наказание.
Чартков проявил слабость, сначала приняв деньги от старика с картины, который являлся самим дьяволом, а потом, прокутив их, вместо того, чтобы использовать их во благо – развивать свой талант, живя скромно. Тем не менее, он осознал свою ошибку, жестоко поплатившись за нее. К нему пришло осознание действительности и всего ужаса того поступка, который он совершил, что можно рассматривать как “пробуждение” от сна, которое доступно далеко не всем.
Герой “Адвоката дьявола” и вовсе до последнего боролся с нечистой силой. И в конце сумел пожертвовать даже собственной жизнью для того, чтобы только не оставаться во власти Сатаны.
Задание I. “Постройте из программных стихотворений Байрона цепочку”
Задача по предмету «Литература»