Гипотеза данного исследования состоит в предположении, что на определенном этапе чтения художественного текста у читателя возникает установка, управляющая дальнейшим пониманием текста. Установка может как помочь пониманию читаемого, так и сказать, и даже заблокировать его.
Проверка выдвинутой нами гипотезы диктовала необходимость "увидеть" протекание процесса понимания текста. Сложность создания методики определялась тем, что этот процесс представляет собой сложное взаимодействие и переплетение всех его составляющих.
В эксперименте принимали участие 283 человека. Эксперимент состоял из нескольких этапов в зависимости от величины предоставляемого текста. На первом этапе испытуемым предлагалось делать в процессе чтения произвольные остановки для сообщения возникающих картин, мыслей, ассоциаций и т.п. На втором этапе текст подавался читателю по предложению. На третьем этапе эксперимента - пословно.
Анализ полученных результатов эксперимента показал, что с самого начала чтения читатель стремится к опережающему созданию текстовой ситуации. Он создает в воображении свою картину, свою фабулу произведения.
В ходе эксперимента выявилась группа читателей, для которых текст стал поводом для размышлений над личными проблемами. Доказательством того, что собственные переживания перекрывают читаемый ими текст, является то, что читатели с легкостью меняют сюжет на заданную тему.
Формирование понимания в ходе чтения художественного текста
Статьи по предмету «Психология»