Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидуумом самого себя, мысли и мнение о себе.
Самосознание – отношение личности к себе. Самосознание является высшей точкой развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и выделять себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя как устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющейся ситуации способна оставаться собой.
В современной психологии есть несколько подходов к исследованию проблем самосознания. Один из них опирается на представления человека о самом себе или «Я концепция».
Развитие самосознания осуществляется одновременно с развитием психологической деятельности в целом, с процессом становления личности, ее индивидуальности.
Формирование самосознания в онтогенезе происходит ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. Условно в развитии самосознания можно выделить основные стадии развития личности. Это так называемые «кризисные точки»: от рождения до 1 года; 1-3; 3-7; 7-12; 12-14; 14-18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития эти возрастные этапы могут сдвигаться.
Субъектность – свойство личности, состоящее в том, что человек способен выстраивать собственную жизнь в соответствии со своими потребностями и желаниями.
Рубинштейн анализируя субъективное как психическое, отличал два значения этого слова:
1)Выражает принадлежность психического субъекту
2) Адекватное отношение психического к бытию как объекту.
Леонтьев также учитывает два значения в термине 2 « субективность».
Субъективность – адекватное (неадекватное) отражение субъектом объективного бытия.
Субъективность – системное качество субъекта, сам факт его наличия, как такового.
Субъективность можно рассматривать как основу личности. Субъективность проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.
1. Локус контроля – свойство личности, которое характеризует способность человека нести ответственности за свои поступки.
Внутренний локус контроля – человек осознает, что жизнь зависит от него.
Внешний локус контроля – человек считает , что его жизнь зависит от обстоятельств.
2.Ответственность
Метакогнетивные умения (универсальные умения для любой жизненной ситуации, например: ставить цели, планировать условия достижения цели и т.д.)
3. Мотивация самодетерминации.
Самосознание
Статьи по предмету «Психология»