Творческая работа «Мой идеал преподавателя высшей школы»
В современной России, где происходят радикальные общественные перемены и процессы реформирования сферы образования, высшая школа переживает сложный период в своем развитии.
Дестабилизация социокультурной среды, потеря традиций, сложное положение высшей школы вызывают серьезные изменения и в сфере высшего образования: увеличивается количество провинциальных университетов и академий, резко повышается престиж одних специальностей, падает – других.
Преподаватель высшей школы – это ключевая фигура реформ образования, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят в первую очередь от интеллектуального уровня, профессиональных и личностных качеств преподавателей.
Профессия преподавателя высшей школы – одна из самых ответственных профессий, которая непосредственно связана с культурным уровнем общества. Будучи преподавателем высшей школы, человек, несёт огромное бремя ответственности, так как знания, которыми он обладает, должны быть ориентированы на достаточно широкие массы, не говоря уже об их качестве и практической применимости.
Негативно сказываются на работе преподавателя высшей школы финансирование вузов и оплаты преподавательского труда; количество нагрузки.
В процессе педагогической деятельности у преподавателя высшей школы складываются свои мотивы работы: интерес к предмету научного исследования, желание внести вклад в науку.
В условиях совершенствования системы высшего профессионального образования, в процессе внедрения новых стандартов обучения, происходят значительные трансформации в системе «учитель-ученик», в первую очередь касающиеся вопросов восприятия преподавателя, меняется система ролевых ожиданий относительно ведущих качеств педагога, становится актуальной проблема исследования образа современного преподавателя вуза.
Роль преподавателя высшей школы в прогрессивном развитии общества значительна, потому что он формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества.
Стремление преподавателя высшей школы к педагогическому идеалу характеризует его как высококлассного специалиста, компетентного профессионала, желающего эффективно решать педагогические задачи и выполнять образовательные и воспитательные функции.
Эффективность работы по формированию профессионализма преподавателя высшей школы на примере педагогического идеала определяется рядом условий, в числе которых: организация субъект-субъектного взаимодействия; создание благоприятной морально-психологической атмосферы; предъявление студентам образца профессионального поведения в лице профессорско-преподавательского состава; включение будущего преподавателя высшей школы в процесс самовоспитания и самообразования; достижение конечного результата в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Образ преподавателя высшей школы складывается в зависимости от многих субъективных факторов восприятия, системы ценностей и установок и включает в себя несколько блоков качеств: индивидуально-личностный, характеризующий преподавателя как личность; профессиональный, характеризующий его педагогическую деятельность; социальный, характеризующий коммуникативные качества педагога, взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Среди основных сущностных социально-педагогических характеристик преподавателя высшей школы как саморазвивающегося субъекта профессиональной деятельности и поведения можно выделить:
– направленность на непрерывное саморазвитие, преодоление своих нормативных пределов, перспективность в мышлении, профессиональном поведении, постоянный поиск, осмысление и утверждение смыслов профессиональной педагогической деятельности;
– высокая адаптивность к изменениям педагогической действительности, мобильность и успешность в использовании новых программ, технологий;
– адекватное решение профессиональных и личностных проблем, возможность осознанной коррекции профессиональной деятельности и поведения;
– открытость новому опыту, профессиональная активность, творческая индивидуальность, готовность к решению задач креативной педагогической деятельности, самостоятельность мышления и деятельности, отказ от стереотипов, штампов, свобода и оригинальность в использовании
– педагогических средств, форм, позиций во взаимодействии со студентами и коллегами;
– самокритичность, ответственность, целесообразность;
– перспективность в отношениях, постоянное повышение уровня взаимодействия, коммуникации с другими субъектами образовательного процесса.
Наиболее значимым фактором педагогической деятельности преподавателя высшей школы являются индивидуальные особенности его личности, центральное место среди которых занимает мотивационно-ценностное ядро, функционирующее на основе ряда идеалов, значимое место среди них занимают педагогические идеалы.
Для преподавателя высшей школы основными компонентами, включающими педагогический идеал, должны являться несколько важных составляющих: идеал результата педагогической деятельности; идеал организации педагогического процесса, идеал всестороннего обеспечения педагогической деятельности; идеал нормативного обеспечения педагогического процесса; идеал соотношения научной инновационности и консервативной традиционности обучения и воспитания; идеал соотношения основных видов работы педагога; идеал социального положения и материальной состоятельности педагогических работников.
В настоящее время требования к преподавателю высшей школы формируются через ряд реализуемых им функций: исследование, проектирование, конструирование, организация, коммуникация. Исследовательская функция нацеливает педагога на творчество, умение извлекать новые знания из различных источников, совершенствовать навыки логического мышления, ставить новые педагогические задачи. Конструирующая функция выражается в умении осуществлять отбор учебно-воспитательной информации, создавать новые педагогические технологии, контролировать степень усвоения учебных дисциплин молодёжью.
Наиболее полно понимание профессионального саморазвития преподавателя раскрывают его функции, выделенные на основе сущностных характеристик: адаптации: адекватное приспособление к условиям профессиональной педагогической среды; компенсации: коррекция профессионального поведения и деятельности; оценочная: осмысление результатов педагогической деятельности, самокритичность; активности: открытость новому опыту, широта жизненных и профессиональных интересов; коммуникативная: общение, обмен информацией с субъектами образовательного процесса придает уверенность в себе, профессиональную современность; смыслообразующая: активный поиск новых смыслов профессиональной деятельности, своего отношения к истине, возможностей для самореализации.
В число способностей преподавателя высшей школы должны входить:
1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, – возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академические способности – способности к соответствующей области наук.
3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности – способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, способности правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативные способности – способности к общению, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение – это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога.
Для успешной деятельности преподавателя высшей школы определяющее значение имеют терминальные способности, так как именно они обеспечивают его конкурентоспособность относительно других преподавателей, поскольку для достижения более высоких результатов в обучении по сравнению со своими коллегами они, опираясь на свое воображение, изобретают новые, эффективные формы, средства, методы обучения, что находит свое выражение в стиле педагогической деятельности, ориентированном на результативность.
Одним из основных профессионально значимых качеств личности преподавателя высшей школы является его «личностная направленность».
Важным свойством педагогической деятельности преподавателя высшей школы является сопротивление «синдрому эмоционального сгорания» или психофизиологического истощения.
В век бурного развития высоких технологий, технических ноу-хау преподаватель высшей школы должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована временем; должен соответствовать реалиям дня.
Идеальный преподаватель высшей школы – это человек преданный своему делу, страстно относящийся к науке, которую он преподносит своим ученикам.
Преподаватель высшей школы должен нести высшие ценности и знания, независимо от того, какого специалиста он готовит. Он должен пробуждать совесть, персональную и коллективную ответственность у всех, кого обучает.
Преподаватель высшей школы с его живым участием в становлении личности и её культуры является особым деятелем, возвышающим все сферы общественной жизни. Педагогическая практика свидетельствует о том, что обучающийся воспринимает преподавателя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются в преломлении индивидуальности педагога как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Научная квалификация преподавателя высшей школы должна соответствовать результатам его научной деятельности.
К отличительным чертам идеального педагога высшей школы, обеспечивающим его конкурентоспособность и успешность в профессиональной деятельности, следует отнести: коммуникабельность, речевая культура, стрессоустойчивость, самообладание, толерантность, воспитанность, профессиональная ответственность, уверенность в себе, обладание необходимыми знаниями и умениями, любознательность, стремление к самообразованию, аналитический склад ума, эрудированность, сообразительность, творчество, наблюдательность, трудолюбие, оригинальность, изобретательность, стремление к самопознанию, саморазвитию, целеустремленность, требовательность к себе и другим.
Преподавателю высшей школы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше; способность сопереживания; наблюдательность; глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом; умение решать нестандартные ситуации; высокая степень саморегуляции.
Профессионализм преподавателя высшей школы в значительной степени определяет его статус в студенческой и в преподавательской среде, обеспечивает репутацию кафедры, факультета, вуза и высшей системы образования в целом.
К важным профессиональным качествам преподавателя высшей школы относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
Преподавателю высшей школы необходимо иметь теоретические знания по своему предмету, смежным наукам, методологии предмета, знание психологических и возрастных особенностей. В то же время не следует забывать и о личностных качествах: уважении к людям, требовательности как к себе, так и окружающим, широком кругозоре, владении основами этики, эстетики, культуры. Преподаватель высшей школы сможет сформировать у студентов педагогический идеал при условии безупречного выполнения своих профессиональных обязанностей.
Идеал преподавателя высшей школы, в связи с требованием «нового» времени должен быть в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в обществе.
Идеальный преподаватель высшей школы должен быть добрый, отзывчивый, внимательный, ответственный, рассудительный, пунктуальный, понимающий, хорошо знающий свой предмет, умеющий заинтересовать и заинтриговать, хороший психолог с нестандартным подходом к каждой личности, умеющий ценить талант, толерантный, с хорошим чувством юмора. Он должен уметь увлечь всю аудиторию, иметь индивидуальный подход к каждому учащемуся, обладать качеством умеренной строгости, но при этом быть справедливым ко всем.
В портрете идеального преподавателя должна присутствовать и такая важная черта, как информированность обо всех изменениях, которые не только связаны с преподаваемым предметом, но и жизнью молодёжи и общества в целом.
Идеальный преподаватель высшей школы любит и знает свой предмет, проявляет желание и интерес поделиться своими знаниями и принимает различные точки зрения студентов, не настаивая только на своем видении.
Очень важна в профессии преподавателя высшей школы речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Преподаватель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для студентов.
Образ преподавателя высшей школы должен вдохновлять студентов к творчеству, он влияет на формирование представлений, установок, ценностей, мировоззрения воспитанников и способствует формированию имиджа студентов.
Кроме того, преподаватель должен заслужить одобрение и внимание студентов, показав отличное знание предмета, способность донести эти знания в доступной для них форме.
Идеальный преподаватель должен в первую очередь обладать достаточным количеством знаний и умений в области его преподавания. Его теоретические и практические знания должны быть достаточными, чтобы доводимый им материал был доступен и понятен.
Идеальный преподаватель высшей школы должен развивать в обучающихся умение мыслить.
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель высшей школы должен демонстрировать полное доверие к обучаемым. Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.
Каждый день ему необходимо давать своим студентам новую информацию изложенную в интересной форме, для того чтобы заинтересовать студентов в своем предмете. Материал должен быть изложен в доступной для студента форме. Внимание должно быть распределено в равной степени. Идеальный преподаватель сможет преподнести и объяснить любую тему так, что каждый студент не будет пропускать ни одной его лекции.
Преподаватель высшей школы должен не только передавать свои знания, а строить свои занятия так, чтобы побуждать в обучающихся стремление к самопознанию, желание стать образованнее и лучше, раскрывать лучшие качества.
Современный преподаватель высшей школы должен использовать инновационные технологии в ходе занятия, а так же при опросе студентов.
Я считаю, что преподаватель высшей школы должен быть общительным, чтобы с ним было интересно обсуждать проблемы. Эрудированность также является важным компонентом, так как начитанность и разносторонние знания педагогов должны воодушевлять студентов. Очень интересно слушать преподавателей, которые могут привести примеры из жизни, рассказать разные ситуации. Для того, чтобы найти общий язык со студентами, преподаватель должен быть хорошим психологом. Красноречие играет важную роль в профессии педагога. Преподаватель должен быть оратором, чтобы информация, получаемая студентами, легко воспринималась. Для того, чтобы атмосфера в аудиториях на занятиях была более доверительной, необходимо установить связь между студентом и педагогом.
Преподавателю высшей школы необходимо выступать для обучаемого источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.
Хороший преподаватель высшей школы всегда совершенствует свои методики преподавания, читает материал по своей теме, приносит на занятия интересные фотографии и вырезки, советует подборку дополнительной литературы и хорошие новые книги.
Чувство долга и ответственности подстёгивают преподавателя высшей школы к профессиональному самосовершенствованию, открытому диалогу и доступности для студенческой аудитории. Широта знаний, умение преподнести материал, увлечённость самого преподавателя и навыки общения с молодёжью делают предмет интересным и вдохновляют студентов на учёбу.
Значительной частью преподавательской деятельности является оценка знаний студентов. Адекватная оценка знаний студентов – «шкала правильности» преподавателя высшей школы в глазах студенческой аудитории.
Преподаватель должен уметь признавать свои ошибки и не исключать возможности того, что студент может оказаться информированнее преподавателя в некоторых вопросах.
Идеальный преподаватель высшей школы всегда готов учиться вместе со студентами и изменять свои научные позиции. Он всегда выслушивает мнения по различным группам вопросов, оставаясь толерантным к неправильным высказываниям.
Преподаватель высшей школы – человек, который никогда не берёт во внимание личностные отношения. Ни характер студента, ни его внешние данные, ни личная симпатия или антипатия – ничего не должно влиять на оценки.
Идеальный преподаватель высшей школы – это личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций; педагог, владеющий психолого-педагогическими знаниями и образовательными технологиями, квалифицированный пользователь ИКТ.
Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя высшей школы является дидактическое осмысление своего преподавательского опыта и обращение к дидактике как области знаний, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения.
Особое внимание преподавателю высшей школы целесообразно уделять практической реализации следующих принципов: целеустремленности всех воспитательных воздействий, которая предполагает постоянную корректировку качественных и количественных показателей педагогического взаимодействия с преподавателем; индивидуального подхода к преподавателю в процессе его становления; воспитания в коллективе и через коллектив, предполагающего главенствующую роль кафедры в формировании педагогически целесообразного стиля педагогической деятельности; единства воспитательных воздействий в работе с начинающим педагогом на всех уровнях педагогического взаимодействия; обеспечения единства слова и дела в действиях субъектов управления педагогических процессов; воспитания преподавателя в различных видах деятельности.
Для формирования педагогических идеалов у преподавателей высшей школы необходимо создание благоприятных педагогических и психологических условий, обеспечивающих позитивное проявление индивидуальности с целью последующей работы по формированию мотивационной составляющей профессиональной деятельности педагога.
Акценты в образовании преподавателя высшей школы требуется сместить в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем преподавателе именно его творческой основы.
Применительно к современной социальной ситуации в России и других странах СНГ в разряд первоочередных задач выдвигается создание необходимых, наиболее благоприятных условий для самореализации, саморазвития педагога высшей школы, активизации – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих направлений развития личности.
Педагогический труд преподавателя высшей школы полон трудностей, требует больших затрат сил и эмоций, преодолевая эти сложности, преподаватель получает награду в виде внимания, доверия, уважения и любви обучающихся.