ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАПАДА
1) Преимущества больших рынков.
2) Преимущества США.
3) Преимущества Европы и частично Японии.
4) Преимущества для всех капиталистических стран.
ПРЕИМУЩЕСТВА СССР
1) 1932г. Корректировка кредитной реформы 1930 года.
2) Хозяйственный расчёт до реформы 1965г.
3) Методы повышения эффективности или система материальных стимулов.
4) Артели, промысловые кооперации и др.
ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СССР
1) 1953г. Сокращение числа показателей народнохозяйственного плана.
2) 1956г. Национализация артелей.
3) 1958г. Ликвидация машинно-тракторных станций
4) 1959г. Запрет на приусадебные участки и содержание скота в частной собственности.
5) 1961г. Денежная реформа (10:1).
6) Начало дефицита (эмиссия)
7) 1965г. Экономическая реформа (реформа Либермана).
8) 1979г. Реформа фондов зарплаты.
9) 1986г. Экономические реформы (Перестройка).
Отношение ВВП СССР к ВВП США
ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАПАДА
1) Важность внешних рынков.
Размер рынков сбыта (количество потребителей и производителей), для кап стран, был значительно больше:
Население всех соц стран на 1990г. — 1млрд 656млн человек.
Население всего мира на 1990г. — 5млрд 279млн.
Но с некоторыми капиталистическими странами мы тоже частично торговали.
Простые примеры важности размеров рынка:
1. Если у нас есть деревня с населением 100 человек, в ней невозможно производить велосипеды, т.к. для них нужно сложное машинное производство. Спрос в 100ч недостаточен чтоб окупить вложенные ресурсы. Да и рабочих не хватит.
2. Если в деревне 100 человек, то телегу делает 1 мастер, т.к. для повышения разделения труда не хватает свободных рабочих (кто-то же должен производить еду и всё остальное для них) и рынок опять не обеспечивает достаточный спрос.
3. Если в деревне уже 200 человек, то можно прокормить дополнительного тележного мастера (один делает колёса, другой основу). Разделение труда повысилось и общая эффективность производства телег тоже повышается. По отдельности каждый мастер делал бы 1 телегу в месяц, а работая вместе, произведут 3 телеги (Синергетический эффект).
4. Если мы будем закупать помидоры в другой деревне, где тепло круглый год, у нас снижаются альтернативные издержки. Т.к. освободившуюся рабочую силу и ресурсы мы можем направить на более выгодное для нашего климата производство (Географическая специализация).
5. Чем больше деревня (спрос), тем большее количество продукции может выпустить 1 завод. С увеличением объёмов производства снижаются затраты на единицу продукции (Эффект масштаба).
6. Если в деревне миллион человек, то можно построить 1 завод. Допустим, его занятость будет 100%. Но второй завод построить нельзя (не только по вышеописанным причинам). Допустим, в этой деревне есть спрос на 100 велосипедов в год и первый завод обеспечивал предложение 100 . Если умудриться построить второй завод, то эффективность каждого будет 50%, т.к. больше 100 велосипедов купить не могут, а общая эффективность будет по-прежнему 100. В итоге ресурсы на завод потрачены зря, включая людей.
7. Увеличивается продолжительность экстенсивного роста, за счёт выноса производства в Китай, Вьетнам и др. Дальше, по мере присоединения переменного ресурса (капитала), при постоянном ресурсе (труде) достигается некоторая точка, сверх которой производительность начинает расти убывающими темпами. (Закон убывающей отдачи)
Из этого следует, что от увеличения системы снижаются риски производителей растёт эффективность Построив второй завод в маленькой, замкнутой системе он вынужден будет конкурировать с первым заводов, в итоге прибыль они будут делить, а общая эффективность почти не изменится. Если система увеличится за счёт внешних рынков, то продать свою продукцию с прибылью сможет и тот и другой.
Вывод: Чем больше размер системы, тем выше: эффективность капитала , вложенных ресурсов, прибыль, больше глубина разделения труда, ниже риски производителей.
СССР вынужден был сам делать все заводы, самолёты, поезда, еду и прочее. В то время как маленькие европейские страны могли сконцентрироваться на нескольких отраслях, а остальное импортировать. И у всех кап стран эффективность вложенных ресурсов от свободной торговли выше, чем в нашей не такой большой системе.
2) Преимущества США:
1. Стабильность экономики относительно других стран задетых второй мировой. Из-за этого капиталы и государственные золотые запасы со всего мира перекатились (Бегство капитала) в США. Только там было выгодно начинать любой бизнес. После войны США обеспечивали 50% мирового ВВП, столько же потребляли. Т.е. они имели самый главный рынок в мире.
2. Создание в 1944г Бреттон-Вудской валютной системы — все приняли доллар в качестве мировой резервной валюты, т.к. только он был обеспечен золотом (35 $ за унцию), а экономики других стран разрушены войной.
Преимущество для США в том, что только они имели право эмиссии доллара (Сеньораж). Поскольку доллары использовались для международных расчётов, экономика росла и спрос других стран на доллары тоже рос.
3) Преимущества Европы и частично Японии:
1. После дефолта и отмены золотого стандарта была создана Ямайская валютная система, 1976г. Суть в свободной валютной корзине и плавающих обменных курсах. Основной резервной валютой остался доллар, к нему добавился британский фунт, валюты развитых европейских стран (потом заменили на евро) и японская йена.
Опять же право эмиссии есть только у этих стран, а эта валюта нужна всему миру для международных расчётов, да ещё и цены на нефть растут, которая торгуется только за эти валюты.
2. Дополнительный бонус с золотовалютными резервами остальных стран мира. Они используются только для валютных интервенций (корректировки курса национальной валюты) и финансирования дефицита платёжного баланса (для этой цели ещё были созданы SDR). Основная часть этих ЗВР хранится в самых ликвидных и наименее рисковых активах, т.е. в государственных облигациях этих самых стран, в основном США. Мы их использовать в своих целях не можем, поэтому не сильно жалко, но им бонус. Таким образом спонсируется их дефицит бюджета (увеличивая внешний долг) и отрицательный торговый баланс, который с 1976г ни разу не был положительным.
4) Преимущества для всех капиталистических стран:
1. План Маршала для Европы 1948г. Суть в помощи от США для восстановления Европы.
Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 13 млрд $.
Позже применён к Японии и странам Восточной Азии.
2. Открытие рынков сбыта в США (самого крупного в мире).
Такие страны как Япония, Сингапур, Южная Корея и т.д. Одной из самых важных причин их экономического чуда было сотрудничество с США и возможности продавать им свою продукцию.
Представим ситуацию, что в Японии или Германии начали производить электронику и машины. Кому они это будут продавать? Денег ни у кого нет, все страны разрушены. На внутренний рынок продавать не могут (даже раздав своим денег) т.к. за эти же деньги не смогут выручить ничего кроме произведённого ими самими. А вот продавая в США за доллары пользы много, т.к. за них можно импортировать много полезного.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ СССР
1) 1932г. Корректировка кредитной реформы 1930 года.
Произошла ликвидация коммерческого кредита, замена его банковским кредитом и сосредоточение всего краткосрочного кредитования в Государственном банке.
Кредитование артелей осуществлялось не банками, а районными, межрайонными или отраслевыми союзами промкооперации (СПК) из специальных кредитных фондов с процентной ставкой не более 3% . В некоторых случаях кредит выдавался под нулевой процент. Для получения кредита вновь образуемой артелью не требовалось никакого обеспечения – весь риск банкротства артели ложился на СПК. Оборудование и материалы, необходимые для производства, артели получали от СПК по государственным ценам. Заявки от СПК поступали в Госплан СССР, который и выделял соответствующие фонды, в том числе и на материалы, закупаемые за валюту.
И разделение денежной системы обращения на:
1. производственные “кредитные” рубли, безналичные (только для межхозяйственных расчётов, через Государственный банк).
2. потребительские рубли
3. инвалютные рубли (для международных расчётов)
Конвертация одних денег в другие невозможна, что крайне затрудняет коррупцию на госпредприятиях, которым выделяются только производственные кредиты.
Пример:
Заводу выделяют:
1. Потребительские рубли: фонд зарплаты (сразу), фонд материального поощрения (с прибыли) и т.д.
Соответственно на фиксированную тарифом зарплату, годовые и квартальные премии и сверхплановую зарплату.
2. Безналичные рубли: на обновление основных фондов и закупку оборотных.
На здания, станки, служебные машины, оборудование, металл, руда, шерсть, топливо и т.д.
Т.е. директор завода не может купить на них товары конечного потребления, не может их тратить на себя. Может только купить ещё один станок, который войдёт в себестоимость и снизит премиальный фонд. Обращаются эти деньги только внутри производства, переходя с одного счёта предприятия на другой, и никак не обналичиваются.
Чтоб получить больше, потребительских рублей, нужно меньше потратить безналичных, т.е. снизить себестоимость = перевыполнить план по себестоимости. Только тогда в фонд материального стимулирования государство начислит дополнительно потребительских рублей, на величину разницы между твёрдой ценой (в течение года) продажи продукта и сниженной себестоимости. В следующем году плановая себестоимость снизится и чтоб опять получить больше, чем фиксированный фонд зарплаты, придётся опять искать способ снизить себестоимость.
2) Хозрасчёт до реформы 1965г.
Двухмасштабная система цен — практика отчисления в доход государства разницы между розничной и трансферной ценой предметов потребления (налог с оборота), а также неизвлечение прибыли в пользу государства в процессе распределения средств производства.
Трансферные цены (тогда называлось оптовая цена предприятия или промышленности) - себестоимость включая транспортировку + минимальная прибыль, норма этой прибыли была единая по всему народному хозяйству, что исключало манипуляции с прибылью. Использовались в масштабах всего государства для промежуточного производства (кроме идущего на экспорт или потребительский рынок, типа стройматериалов). Прибыль извлекается только из цены конечного продукта, который поступает на рынок. Промежуточные звенья получают прибыль только после реализации конечного продукта в виде увеличенных фондов. Т.е. всё государство работает как ТНК, с похожим на нормативный метод затрат в трансферном ценообразовании.
Конечный продукт шёл на рынок по розничной цене, устанавливаемой государством.
Цена продукции предприятий группы А (производство средств производства) = оптовая цена предприятия + минимальная прибыль.
Трансферная цена предприятий группы Б (производство почти всех потребительских благ) = оптовая цена промышленности + минимальная прибыль
Розничная (тогда называлась фабрично-заводская) цена предприятий группы Б = оптовая цена промышленности + минимальная прибыль + издержки обращения и прибыль сетей оптово-розничной торговли + налог с оборота (в то время это была государственная наценка на товары и услуги конечного потребления), он составлял основную долю поступлений в государственный бюджет.
Из прибыли от реализации конечного потребительского продукта или услуги формировались: фонд материального поощрения, являющийся основным источником поощрения работников в форме премий; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, расходуемый на улучшение культурно-бытового обслуживания работников; фонд развития производства, служащий источником финансирования капитальных вложений, используемых для расширения производства, внедрения новой техники, освоения новых видов продукции, модернизации и обновления основных фондов.
То же самое на упрощённом примере:
Цена продукта = сумма себестоимости и прибыли: Ц = С + П
Прибыль делится на две части: Ц = С + П1 + П2
П1 – минимальная прибыль. П2 – налог с оборота взымаемый только с предприятий группы Б.
Планировался выпуск продукции в натуральном, а не денежном выражении. Но труд, овеществленный в продуктах, учитывался в денежных единицах.
1. Вычислялась себестоимость (в случае нового изделия использовались научно обоснованные нормы, опыт выпуска похожей продукции и т.д.). В себестоимость включались:
- затраченный (и полностью возмещаемый после продажи продукта) овеществленный труд, т.е.: сырьё и основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия, амортизация основных производственных фондов и т.д.
- и затраченный живой труд (та его часть, которая возмещалась работникам):
заработная плата, отчисления на социальное страхование.
2. Устанавливалась цена на продукцию.
Рассчитывалась цена по-разному для средств производства (А) и предметов потребления (Б).
Для средств производства: Ц = С + П1
Для предметов потребления: Ц = С + П1 + П2
Часть прибыли П1 шла предприятию, а П2 – в госбюджет под названием налог с оборота. Эти деньги использовались для развития экономики, покрытия общегосударственных расходов (таких как содержание армии и управленческого аппарата), а также для формирования общественных фондов потребления, позволявших образованию и здравоохранению быть бесплатными для населения.
Упрощённый расчет цен предмета потребления:
1. Зная трудоемкость изделия, тарифные ставки и т.п., вычисляем заработную плату, получаем: ЗП = 40р.
В себестоимость войдут другие затраты (сырье, амортизация и т.д.) – 110р.
Итого себестоимость: С = 40 + 110 = 150р.
2. Вычисляем минимальную прибыль П1, исходя из себестоимости (она была фиксированная и не зависела от рентабельности производства): П1 = 10р.
Получаем трансферную цену: С + П1 = 150 + 10 = 160р.
3. Налог с оборота устанавливается плановиками как фиксированная надбавка к цене для каждого вида продукции: П2 = 30р.
Получаем розничную цену: Ц = трансферная цена + П2 = 160 + 30 = 190руб.
В этой цене содержатся затраты прошлого (овеществленного) труда – 110р.
Затраты живого труда: ЗП + П1 + П2 = 40 + 10 + 30 = 80 руб.
Из них 40 руб рабочий получил как зарплату.
10 руб - завод на мелкие расходы: квартальные и годовые премии бухгалтерам и техничкам, путёвки на отдых и т.д.
30 руб - гос-во на ДнепроГЭС, танки, бесплатные больницы, крупные инвестиции, обновление основных фондов предприятий, фонд материального поощрения и другие.
3) Методы повышения эффективности или система материальных стимулов (элемент Хозяйственного расчёта) внедренные до 1941г. во все отрасли народного хозяйства (после доклада В. М. Молотова на Пленуме ЦК ВКП (б) 21 февраля 1941г.):
Основные принципы Хозяйственного расчёта: хозяйственная самостоятельность предприятий, материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности, материальная ответственность за эти результаты, контроль рублём.
Любая коллективная деятельность делится на плановую и сверхплановую. Оплата труда, преимущественно, сдельно-премиальная.
За выполнение плана: зарплата + квартальные и годовые премии. Руководство варьирует величину премии для каждого работника.
Сверхплановая работа на примере НИОКР: соответствующее министерство делает заказ, в котором указываются плановые характеристики проекта и проектируемого объекта: сроки выполнения проекта, стоимость проекта (без фонда зарплаты), стоимость проектируемого объекта, основные технические характеристики.
Премиальная шкала за превышение плановых показателей: за сокращение сроков проектирования, уменьшение стоимости проекта или объекта проектирования, улучшения важнейших параметров объекта (указывались конкретные значения премии в рублях). У каждого заказа имелся премиальный фонд исключительно для сверхплановых работ в размере 2% от стоимости проекта. Неизрасходованные деньги этого фонда после завершения проекта возвращались заказчику. Для некоторых особо важных заказов в премиальную шкалу могли включаться автомобили, квартиры и правительственные награды.
Перевыполнение плана каждым работником повышало общую премию всего коллектива и его личную. Так избавились от зависти и трудовых конфликтов, характерных для стахановского движения.
На производстве также создавались временные коллективы для решения задачи по снижению себестоимости. Деньги брались из фонда материального поощрения, который формировался за счёт прибыли, точнее налога с оборота в конечном продукте (П2). Предприятию давалось право, по меньшей мере, год продавать продукцию с более низкой себестоимостью по старой цене.
Т.е. чтоб рабочие получили больше денег, нужно было перевыполнить план:
1. Улучшить характеристики продукта и получить премию из фонда материального поощрения.
2. Снизить себестоимость продукта. Выделили 10млн, снизили себестоимость на 10% и 1млн останется рабочим.
В НИИ сверхплановой работой считались дополнительные НИР по заказам предприятий и собственного ведомства. Также формировался премиальный фонд, который распределялся по бальной системе. Балы начислял руководитель каждому работнику. В НИОКР и производстве бальная система тоже присутствовала.
В ВУЗах преподавательская деятельность считалась основной, а научная сверхплановой и также выполнялась по правилам МПЭ.
Для учителей и медицинских работников сверхплановый доход зависел от кол-ва часов работы, количества учеников, дополнительные работы, например классное руководство.
В военные годы существовали похожие денежные премии за выполнение боевых задач, уничтожение техники противника, ремонт своей и т.д.
Приказы: № 0387 от 24 июня 1943 г.; № 0299 от 19 августа 1941 г.; № 0249 от 5 апреля 1942 г.; № 0265 от 8 августа 1941 года и другие.
Величина премий доходила до 5000р.
Был и аналог рыночной конкуренции, назывался социалистическое соревнование. Соревнование по производительности труда между предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими, а также учебными заведениями Трудовых резервов. Денежные премии для победителей также формировались из бюджета.
4) Артели, промысловые кооперации и др. Максимально быстро реагировали на изменения спроса и тенденции в моде. Часто выполняли и государственные заказы.
Условия труда контролировались государством. Розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13 %. Во избежание коррупции (т.к. безналичные рубли они не использовали) государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты.
Было 114000 мастерских и предприятий самых разных направлений, около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и 2 НИИ. Артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки, до 40% всех домашних предметов и многое другое.
В рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система. Артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.
Артельщиками были произведены: первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.).
Большая часть пищевой промышленности СССР, включая помол муки и выпечку хлеба, принадлежала промкооперации. Государственные хлебопекарные заводы были лишь в больших городах и выпускали очень ограниченный ассортимент хлебных изделий. А остальную хлебную продукцию выпускали частные хлебопекарни в виде артелей, поставляя эту продукцию в обычные государственные магазины. Аналогичная ситуация была с мясной, молочной и рыбной продукцией. Добычу рыбы, морского зверя и морепродуктов также, в основном, осуществляли артели. Основная часть мяса скота и птицы, молока, яиц, а также гречки и проса (пшена) поставлялась не из колхозов, а с приусадебных участков колхозников и служила главным источником доходов сельского населения. Значительная часть предприятий общественного питания особенно в Прибалтике, Средней Азии и на Кавказе входила в систему промысловой кооперации.
ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СССР
1) 1953г. Сокращение числа показателей народнохозяйственного плана.
Увеличившись с 4744 в 1940 г. до 9490 в 1953 г. они затем непрерывно сокращались до 6308 в 1954 г., 3390 в 1957 г. и 1780(!) в 1958 г.
Номенклатуре стало выгодно сокращение производства невыгодной для них продукции с точки зрения рентабельности или сложности изготовления, без учета нужд потребителей и народного хозяйства. Сокращение утверждаемых норм расхода материалов позволяло снижать себестоимость продукции за счет снижения ее качества и ассортимента.
2) 1956г. Национализация артелей.
Хрущёв постановил к 1960-му году полностью передать государству все артельные предприятия — исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов и артели инвалидов. Причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Многие были закрыты.
Выбранное трудовым коллективом руководство артелей заменяется партийными назначенцами. После национализации продолжительность рабочего дня бывших артельщиков сократилась до 8 часов в соответствии с трудовым законодательством.
В результате резко сократился объем производимой продукции
3) 1958г. Ликвидация машинно-тракторных станций, занимавшихся обслуживанием и ремонтом сельхоз техники, на балансе которых она состояла. Технику начали продавать (старую подарили) колхозам и совхозам, которую они сами вынуждены были обслуживать за свои деньги, которых не хватало. У колхозов не было нормальной ремонтной базы, ангаров для хранения. Ранее обслуживанием занимались государственные МТС, а производители сельхоз продукции бесплатно её арендовали.
4) 1959г. Запрет на приусадебные участки и содержание скота в частной собственности.
Колхозников заставляют продать свой скот колхозам, где он массово гибнет из-за отсутствия, как кормов, так и кадров, обеспечивающих соответствующий уход за животными. В результате уменьшаются объемы производство мяса и особенно молока.
Цены продуктов на рынках повышаются в 2-3 раза. Начинается дефицит мяса, к 1965г. почти пропадает из магазинов. Но напомню, что в первую очередь основная часть мяса поступала в систему столовых на предприятиях (350 000 столовых).
5) 1961г. Денежная реформа (10:1). Причинами реформы были:
1. Повышенная денежная масса (допечатывали дефицит бюджета) превышала товарную, образовывался дефицит.
2. Стимулирование экспорта нефти, т.к. себестоимость в СССР оставалась прежней, а при экспорте можно было выручить больше рублей, из-за понижения курса.
До проведения реформы доллар стоил четыре рубля, а после ее проведения курс был назначен в 90 копеек. Если менять старые деньги на новые один к десяти, то доллар должен был стоить не 90, а лишь 40 копеек. То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма, рубль получил лишь 0,987412 г золота. Таким образом, рубль был недооценен в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась. Импортные товары резко подорожали.
Государственные цены изменились в 10 раз, тогда как на базаре только в 4.5 раза. Из-за этого заведующим гос магазинов было выгодно продавать продукты спекулянтам по завышенной цене, а те перепродавали на базарах ещё дороже. В отчёте о выполнении плана это никак не отражалось.
В 1960г. при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044кг картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246кг. Рост цен продолжался в последующие годы.
Началось массовое превращение колхозов в совхозы (т.е. их национализация). Совхозы, в отличие от колхозов, не могли вывозить продукцию на рынок, а были обязаны всё сдавать государству.
В 1962г, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Но это привело к ещё большему подорожанию цен на базарах.
В 1963-164г. начался продовольственный кризис, пришлось закупать продовольствие за границей.
6) Начало дефицита (эмиссия)
Из книги Гайдара - Гибель Империи:
Все доступные нам социологические исследования показывают нарастание со второй половины 1960-х годов остроты проблем, связанных с недостатком товаров на потребительском рынке.
Специалисты, изучавшие состояние потребительского рынка СССР, спорили о том, когда в СССР превышение совокупного денежного спроса над предложением товаров стало очевидным. Госкомстат РФ, оценивавший объем неудовлетворенного спроса, исходил из гипотезы, что эта проблема появляется с 1965 г., до этого объемы спроса и предложения на потребительские товары были в целом сбалансированы. По расчетам, выполненным в этой организации, нарастание диспропорций на потребительском рынке выглядят следующим образом
B 1961–1985 гт. денежная масса (агрегат M2) росла ежегодно темпами около 10%. В начале 60-х годов темпы роста номинального ВВП отставали от темпов роста денежной массы примерно в 1,5 раза, во второй половине 60-х годов и особенно в 70-е годы – примерно вдвое, в первой половине 80-х – уже втрое.
7) 1965г. Экономическая реформа (реформа Либермана).
Основными показателями хозяйственной деятельности стали рентабельность и прибыль. Фонд зарплаты стал зависеть от капиталоёмкости. Кроме безналичных денег стали выдавать наличные. Появилось нецелевое использование и теневая экономика. Предприятия теперь сами устанавливали прибыль, сами формировали остальные фонды (включая фонд материального стимулирования) и устанавливали зарплаты.
У производственных предприятий из плановых показателей было исключено снижение себестоимости. Остатки производственных безналичных рублей теперь накапливались на счетах.
Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах. Важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы. Общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств. Платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета. Общему объёму капитальных вложений. Заданий по внедрению новой техники. Объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Важно: раньше прибыль от снижения себестоимости получали за валовое производство продукции (и выполнение других плановых показателей), а теперь только после продажи гос сетям розничной торговли по закупочным ценам. Максимальную планку цены государство контролировало и увеличивало в зависимости от капиталоёмкости и себестоимости.
Директорам предприятий стало выгодно расширять производство ради повышения капиталоёмкости и повышать себестоимость (напомню, что безналичные деньги выделяемые государством никто не отменял). Производительность не росла, т.к. на дополнительном оборудовании просто некому было работать. Оборотные фонды росли. Цена продукции повышалась, т.е. фонд зарплаты от государства (премиальный с прибыли), выплачивать эти деньги рабочим было не нужно, т.к. этих рабочих нет и дополнительные станки простаивают, соответственно на починку и обслуживание тратиться не нужно. Больше концентрация сэкономленных денег от гос фонда на единицу рабочего, а фонды увеличены из-за повышения капиталоёмкости.
Т.е. теперь чтоб получить больше зарплату, нужно повысить цену (от качества теперь не зависит) и стоимость продукта, а сделать это можно только увеличив капиталоёмкость и себестоимость. Заказы в разные НИИ тоже стали происходить за счёт предприятий, которые зря тратиться не хотели, т.к. никакой конкуренции нет.
В основном (профильном) производстве промышленных предприятий около 25% рабочих мест пустовало, а в машиностроении доля простаивавшего оборудования доходила до 45%. На каждые 100 станков в машиностроении приходилось только 63 станочника. Общее число станков в советской промышленности в 2,5 раза превышало число станков в промышленности США, но работали эти станки вдвое меньше времени, чем американские.
Появился дисбаланс в финансировании фондов между производствами крупной и малой капиталоёмкости (стоимости завода и т.д.).
Упрощённый пример, до реформы и после:
До реформы: завод выпускал продукцию себестоимостью 5000р. Прибыль от единицы продукции 1000р. (единая для всех отраслей) Цена продукта составит 6000р. Если бы коллектив завода снизил себестоимость автомобиля в два раза, до 2500р, то прибыль, как разность между твердой на какой-то период ценой и получившейся себестоимостью, достигла бы 3500р.
В конце года фиксировалось новое, сниженное значение себестоимости. К этой величине добавлялась прибыль, и получалась новая, уменьшенная цена продукции. В данном примере это себестоимость 2500р + 1000р (условно) прибыль, итого 3000р. Значит, потребитель (народное хозяйство) от покупки каждого автомобиля по сравнению с прежней ценой получил бы выгоду в 3000р.
После реформы максимальная прибыль образовывалась как жесткая процентная доля от себестоимости и капиталоёмкости (разная по отраслям). И получалась зависимость: чем выше себестоимость, тем больше прибыль. А значит, стремиться надо не к снижению, а к повышению себестоимости.
Значит, снизив себестоимость в два раза, с 5000 до 2500р, уменьшилась и его прибыль с 1000 до 500р, вместо 3500р при прежней модели. Но это компенсировалось постоянно увеличивающимися ценами и соответственно прибылью.
Децентрализация ценообразования внесла элементы изрядной дезорганизации в систему общесоюзного разделения труда. Внутри совнархозов процветала практика увеличения валовой продукции за счет включения излишних промежуточных звеньев и оборотов в технологические цепочки. Объем вспомогательных "услуг" разрастался. В расчете на единичное изделие затраты росли, а производительность, соответственно, понижалась.
Последствия реформы:
1. Заложенное в реформе отсутствие стимула к снижению себестоимости.
2. Тенденции к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений.
Другие факторы:
1. Исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы.
2. Крайне затратная программа развития вооружённых сил, гонка вооружений.
3. Кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за рынки (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)
8) Постановление ЦК КПСС и Совета Министров 1979 г. "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" вводило норматив заработной платы на рубль продукции. Тем самым фонд зарплаты увязывался не с трудоемкостью выпускаемых изделий, а с их ценой. Это привело к тому, что изменение цены вело к изменению отчислений в этот фонд, следовательно, коллектив был заинтересован в том, чтобы цена была выше.
При нормативном планировании рост объема производства только за счет повышения материалоемкости изделий или нарушения планового ассортимента автоматически увеличивает размеры фонда заработной платы.
До 1979г. фонд зарплаты рассчитывался исходя из численности работников и средней зарплаты, объем его устанавливался сверху.
9) 1986г. Экономические реформы (Перестройка).
В 1981г падение цен на нефть (поступления в бюджет от экспорта нефти снижаются на 30%) вызвало нехватку иностранной валюты для импорта.
В 1986г разрешили индивидуальное предпринимательство, а в 1987г сотрудничество с фирмами из капиталистических стран и реализация продукции по свободным ценам, после выполнения госзаказа. Так же молодёжным трудовым коллективам, было разрешено самим увеличивать фонд зарплаты путём конвертации безналичных денег (для хозрасчётов) в наличные рубли. В 1988г перешли на прямые связи между предприятиями в обход Госплана. Директора заводов стали проводить сделки через кооперативы, где и оседала прибыль.
Большинство кооперативов занялось откровенной спекуляцией либо финансовыми операциями по обналичиванию денег. В итоге это привело, при сохранении государственных цен, административно установленных практически на все товары намного ниже равновесного уровня, через разнообразные механизмы допускающие «обналичку» средств со счетов предприятий, к ещё большему усилению дефицита и появления широкого слоя «кооператоров», чьи доходы в принципе не регулировались никакими нормами.
Было разрешено кооперативам и частным лицам вывозить за рубеж все товары
продовольствия, сырье, энергию, продукцию химической промышленности и т.д. Всё это закупали по заниженным государственным ценам и продавали заграницу по мировым. Диспаритет цен на продовольствие и товары народного потребления по отношению к внешнему рынку был огромен. При госпредприятиях кооперативы создавались из своих же людей, для перепродажи сырья купленного за безналичные рубли (выделенные государством). Потребительские товары скупались такими кооперативами ещё со складов магазинов и вывозились за границу, а в статистике учитывалось как потреблённое советскими гражданами. Государство получало минимальные таможенные пошлины и налог на прибыль, основная часть скапливалась уже в частных руках, а дефицит товаров внутри страны продолжал расти.
Причины падения эффективности СССР
Статьи по предмету «История России»