Появление «электронных денег» явилось закономерным итогом исторического развития денежного обращения, которое постепенно идет по пути замены товарных денег, имеющих собственную стоимость, на знаки такой стоимости. Ранее совершился переход от металлических денег к разменным на драгоценные металлы банкнотам, затем и к неразменным бумажным деньгам, а на современном этапе — и к преобразованию материальных знаков стоимости в информацию (безналичные и электронные деньги).
Таким образом, «появление современной концепции электронных денег — это очередной виток эволюции (информатизация) самого понятия денег, идущей по пути утраты деньгами собственной внутренней стоимости, как переход на информационном этапе развития денег от аналоговой к цифровой форме»1.
Несмотря на фактическое широкое распространение так называемых «электронных денег», правовое регулирование данного явления остается весьма скудным. Ещё в 2000 году в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»2 было высказано положение о том, что разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование являются одной из основных мер по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере экономики, однако до сих пор нет даже легальной дефиниции этого понятия. Более того, в юридической литературе не выработано единого мнения и по поводу термина, наиболее соответствующего природе «электронных денег». Употребляются такие термины как «электронные деньги»3, «электронная наличность»4 (либо «цифровая наличность»), а также «виртуальные денежные единицы»5. Однако в данной работе для удобства будем использовать термин «электронные деньги».
В европейском законодательстве правовое регулирование «электронных денег» разработано в гораздо большей степени, чем в России. Основой такого регулирования является Директива Европейского Союза 2000/46/EC «О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью»6 (далее — Директива), в соответствии с которой «электронные деньги» определяются следующим образом: …electronic money can be considered an electronic surrogate for coins and banknotes, which is stored on an electronic device such as a chip card or computer memory and which is generally intended for the purpose of effecting electronic payments of limited amounts7. В соответствии с Директивой (Article 1, point 3, subparagraph b), «электронные деньги» — это денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая:
1. хранится на электронном устройстве;
2. эмитируется после получения средств в размере не менее чем эмитируемая денежная стоимость;
3. принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами.
Сходным является и понимание «электронных денег» в российской юридической литературе. Кроме вышеназванных, к признакам «электронных денег» можно отнести:
1. использование различными эмитентами различных видов виртуальных денежных единиц (Яндекс-Деньги, WebMoney, Paypal, E-Gold и т. д.);
При этом необходимо отметить, что во многих странах единственными эмитентами «электронных денег» являются банки8. В России же это, как правило, обычные юридические лица, работающие через сеть сертифицированных партнеров и систему банковских счетов.
2. «виртуальные денежные единицы являются предоплаченными финансовыми продуктами, т. е. их создание, в свою очередь, само требует обеспечения»9;
3. уплата виртуальных денежных единиц может носить обезличенный характер, т. е. их получатель в отношении конкретного платежа может не знать, от кого он поступил;
4. фактическое получение платежа кредитором обязательно сопровождается переводом виртуальных денежных единиц в деньги, а именно: либо путем получения наличными, либо путем перевода на банковский счет;
5. виртуальные денежные единицы могут быть номинированы в различной валюте, что отличает их от так называемых торговых карт, использующих условные единицы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что виртуальные денежные единицы по своей юридической природе, во-первых, относятся к обязательствам, а не к вещам, что явно вытекает из их нематериальности; во-вторых, не являются средством платежа как в наличной, так и в безналичной формах в соответствии со ст. ст. 28, 29, 80 ФЗ РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»10, так как к первым относятся только рубли (монеты и купюры Банка России), а ко вторым — записи на банковских счетах.
Однако существует и точка зрения, признающая «электронные деньги» безналичным платежным средством особого рода."11 …они обладают свойством делимости (разменности), что облегчает выполнение ими функций средства обращения и средства платежа. В этом их преимущество по сравнению с финансовыми ценными бумагами (векселя, чеки), которые не способны в полной мере выполнять указанные функции как раз по причине отсутствия делимости, а следовательно, и не могут рассматриваться в качестве денег» . Однако ряд перечисленных свойств «электронных денег» противоречит данной точке зрения. В частности, то, что они являются предоплаченным финансовым продуктом, а также то, что фактическое получение стоимости возможно лишь после перевода «электронных денег» в наличные или безналичные.
Другая точка зрения заключается в том, что виртуальные денежные единицы представляют собой право требования к эмитенту13, фиксируемое с помощью специальных технических средств. Соответственно, их обращение представляет собой уступку права требования к эмитенту. То есть в момент зачисления денег на электронный счет эмитент «электронных денег» и клиент вступают в договорные отношения. Вопрос о правовой природе такого договора остается открытым. Необходимо серьезное всестороннее исследование данного вопроса, чтобы сделать однозначный вывод в пользу той или иной юридической конструкции.
В целом, последняя точка зрения представляется нам наиболее обоснованной, так как не противоречит как перечисленным выше признакам «электронных денег», так и действующему законодательству.
Возможно также, что ни один из существующих в настоящий момент поименованных договоров не соответствует природе «электронных денег» и в этом случае, вновь остро встает вопрос о необходимости правового регулирования по данному вопросу. Однако в настоящее время к отношениям, связанным с оборотом виртуальных денежных единиц, в связи с отсутствием специальных правил, применяются общие положения, регулирующие оборот наличных денег, что уже само по себе является неверным, а, кроме того, создает ряд неясностей на практике.
Таким образом, вопрос о природе «электронных денег» продолжает оставаться дискуссионным и требует к себе большего внимания, как со стороны государства, так и со стороны научного сообщества.
Ссылки и сноски
1. Овсейко С. В. Юридическая природа электронных денег. // Юрист. 2007. №9.
2. Утверждена Указом Президента РФ от 9 января 2000 г. № Пр-1895. // Российская газета. 2000. 28 сент.
3. См.: Новицкий А. Н. Место электронных денег в финансовой системе государства. // Банковское право. 2008. №2; Овсейко С. В. Указ. соч.
4. См.: Электронные деньги. Мир финансов. 2008. http://financew.net/date/2008/01/page/17
5. См.: Курбатов А. Я. Правовое регулирование электронных платежных систем по законодательству РФ. // СПС «Консультант Плюс», 2007.
6. Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions. Official Journal L 275, 27/10/2000 P. 0039 – 0043. // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ
7. «…электронные деньги могут рассматриваться как электронный заменитель для монет и банкнот, который хранится на электронном носителе, таком как микропроцессорная карточка (смарт-карта), либо в памяти компьютера и который в целом предназначен для совершения платежей в ограниченных количествах». Перевод с английского мой – Е.П.
8. См.: Овсейко С. В. Указ. соч.
9. Курбатов А. Я. Указ. соч.
10. ФЗ РФ от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (с изм. на 13 октября 2008 г.) // Российская газета. 2002. 13 июля.
11. См.: Овсейко С. В. Указ. соч.; Новицкий А.Н. Указ. соч.
12. Овсейко С. В. Указ. соч.
13. См.: Курбатов А. Я. Указ. соч.; Шамраев А. В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). М., 2003. С. 116 - 118.
К вопросу об обращении «электронных денег» в РФ
Статьи по предмету «Финансы и кредит»