I-Значение и правописание союзов.
1. Укажите сочинительный союз.
А) Будто.
В) Чтобы.
С) Едва.
D) Если.
Е) Однако.
Правильный ответ: Е.
2. Укажите сочинительный союз.
А) Пока.
В) Когда.
С) Словно.
D) Что.
Е) Либо.
Правильный ответ: Е.
3. Укажите сочинительный союз.
А) Пока.
В) Чтобы.
С) Лишь.
D) Зато.
Е) Если.
Правильный ответ: D.
4. Укажите союз со значением цели.
А) Благодаря тому что.
В) Потому что.
С) Так как.
D) С тем чтобы.
Е) Ввиду того что.
Правильный ответ: D.
5. Укажите сочинительный союз.
А) Также.
В) Пока.
С) Будто.
D) Едва.
Е) Если.
Правильный ответ: А.
6. Укажите подчинительный союз.
А) Также.
В) Либо.
С) Если.
D) Однако.
Е) Зато.
Правильный ответ: С.
7. Укажите подчинительный союз.
А) Чтобы.
В) Зато.
С) Либо.
D) Однако.
Е) Тоже.
Правильный ответ: А.
8. Укажите предложение с подчинительным союзом.
А) Что(бы) ты сейчас ни говорил, я ни во что не верю.
В) Что(бы) ни случилось, я выполню работу.
С) Что(бы) мне почитать интересное.
D) Я выполню эту работу во что(бы) то ни стало.
Е) Что(бы) рыбку съесть, в воду надо лезть.
Правильный ответ: Е.
9. Укажите предложение с союзом тоже.
А) Я говорил то(же) самое.
В) Я прочитал то(же) объявление, что и вы.
С) Я сказал другу то(же), что и вам говорю.
D) Мальчик то(же) говорил правду.
Е) У меня то(же) голубое платье, в котором вы меня видели на празднике.
Правильный ответ: D.
10. Укажите предложение с союзом зато.
А) Я дорого заплатила за(то) сомнение.
В) Я уважаю тебя за(то), что ты сильный человек.
С) Он очень молод, за(то) вынослив и подвижен.
D) Он был наказан за(то), что сказал неправду.
Е) Встань за(то) дерево.
Правильный ответ: С.
11. Найдите предложение, в котором есть сравнительный союз.
А) Мне лучше знать, что и как делать.
В) Все возможные последствия он прочитал достаточно точно и потому был спокоен.
С) Как ты поступишь с ним?
D) Мне сказали, будто она уже давно уехала.
Е) Она почувствовала внутренний жар, точно в груди у неё лежало раскалённое железо.
Правильный ответ: Е.
12. Найдите предложение с союзом.
А) Ночь была холодная, (за)то день будет тёплым.
В) Село начинается (за)тем лесом.
С) Палатки туристов разбросаны (по)тому берегу речушки.
D) (От)того холма до речки два километра.
Е) Дорога уходит вдаль, (за)тополя.
Правильный ответ: А.
13. Найдите предложение, в котором нет союза.
А) В ответ на его приветствие она так(же) ему поклонилась, потом ушла.
В) Возвращались мы по тому(же) пути.
С) Я то(же) хочу стать артистом.
D) Наш класс так(же) пойдёт в поход.
Е) Мы так(же) устали.
Правильный ответ: В.
14. Найдите предложение, в котором же является частью союза.
А) Знаю так(же), как и вы.
В) Не для того(же) ты всё это затеял.
С) Я читал то(же), что и вы.
D) Я склонился к реке, но и там то(же) колыхались, дрожали звёзды.
Е) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.
Правильный ответ: D.
15. Найдите предложение с союзом.
А) Что(бы) вы ни предпринимали, ваши усилия были напрасны.
В) Что(бы) она ни делала, всё выходит у неё ладно.
С) (По)этому признаку я разгадал происхождение камня.
D) Что(бы) быть здоровым, нужно постоянно закалять свой организм.
Е) (За)тем лесом протекала небольшая речушка.
Правильный ответ: D.
16. Укажите соединительный союз.
А) однако.
В) зато(-но)
С) а
D) не только –но и.
Е) но.
Правильный ответ: D.
17. Найдите сочинительный союз.
А) Как.
В) Если.
С) Когда.
D) Однако.
Е) Коли.
Правильный ответ: D.
18. Укажи предложение с сочинительным союзом.
А) Все возы казались очень высокими, потому что на них лежали тюки с шерстью.
В) Я видел, что мне никто не верит.
С) Пошёл сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой.
D) Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села.
Е) В сотый раз я пожалел, что не родился художником.
Правильный ответ: С.
19. Укажи предложение с сочинительным союзом.
А) Надо много ловкости, чтобы поймать мышей в высокой ржи.
В) По горизонту весь день слоями лежит тяжёлая мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.
С) Муравьи тащат хвою на сооружение муравейника, который строят много лет.
D) Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния.
Е) Человек заметил, что реку на бревне переплыть можно.
Правильный ответ: В.
20. Укажи предложение с сочинительным союзом.
А) В тот день я услышал от него слова, которые меня поразили.
В) Вскоре вспыхнул костёр, от которого ещё больше загустели сумерки.
С) Алексей выбрал место, где обрыв сменился пологим спуском.
D) Над озером по самому краю вилась тропинка, которую проложили рыбаки.
Е) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.
Правильный ответ: Е.
21. Укажи предложение с сочинительным союзом.
А) Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
В) Вите стало так страшно, что он хотел уже вернуться обратно.
С) Среди местных жителей сохранилось предание, что композитор любил с этого холма любоваться чудесным видом.
D) Неопытный человек скажет, что все соловьи щебечут одинаково.
Е) Справа от дороги место, где прежде находился один из прудов.
Правильный ответ: А.
22. Укажите предложение с сочинительным союзом.
А) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей.
В) Сохранилась также дорога, которой никто не ездит.
С) Есть места в России, где соловьи поют издавна особенно хорошо.
D) Ему опять почудилось, что сзади кто-то крадётся.
Е) За неделю не упало ни капли, а хлебам было время спеть.
Правильный ответ: Е.
23. Укажи предложение с союзом чтобы.
А) Что(бы) это могло быть, сеньор охотник?
В) Я не слыхал, что(бы) команчи подавали такие сигналы.
С) Что(бы) нам придумать интересного?
D) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
Е) Что(бы) он ни говорил, его никто не слышал.
Правильный ответ: В.
24. Укажи предложение с союзом зато.
А) «Спрячься за(то) дерево»,- сказал мне брат.
В) Я не успел прочитать книгу за(то) время, что нам отпущено.
С) Солнце спрятолось за(то) облако.
D) Он хоть и молод, за(то) умён не по годам.
Е) Мне поставили пять за(то), что я хорошо приготовил домашнее задание.
Правильный ответ: D.
25. Укажи предложение с союзом также.
А) Так(же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.
В) Так(же), как и вчера, на площади шумели.
С) Один только месяц всё так(же) блистательно и чудно плыл в небесах.
D) Голые виски индейца выкрашены в ярко-красный цвет, так(же) размалёваны и щёки и грудь.
Е) В озере плещутся белые лебеди, а дальше расстилается лес, где так(же) порхают и щебечут самые разнообразные птицы.
Правильный ответ: Е.
26. Укажи предложение с сочинительным соединительным союзом.
А) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.
В) Я обернулся, и сердце моё чуть не остановилось от страха.
С) Мы ехали берегом Лены, а зима догоняла нас с севера.
D) То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок.
Е) Надо смотреть практически на жизнь, а то всегда в дураках ходить будешь.
Правильный ответ: В.
27. Укажи предложение с подчинительным союзом с причинным значением.
А) Ученики нашего класса знают русский язык, потому что любят его.
В) Не отказывайся, когда угощают, но не суй свой нос, когда не приглашают.
С) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
D) Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
Е) Если вызвался помочь, делай это своевременно.
Правильный ответ: А.
28. Укажи предложение с подчинительным союзом с временным значением.
А) Не заводи седла, пока коня нет.
В) Река так широко разлилась, что водой затопило прибрежные сёла.
С) Долго он отказывался, ибо никогда почти не играл.
D) Сидит лягушка под скорлупой кокосового ореха и думает, что там весь мир.
Е) Я знаю, зачем я вам понадобилась.
Правильный ответ: А.
29. Укажи предложение с подчинительным союзом с условным значением.
А) Где мало слов, там вес они имеют.
В) Лишь то читается легко, что написано с трудом, что в час написано, то в час и позабыто.
С) Человек губит свой талант, если пишет хуже, чем он может писать.
D) В хорошем рассказе, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего.
Е) Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
Правильный ответ: С.
30. Определите предложение, в котором есть сочинительный и подчинительный союзы:
А) Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости.
В) Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека.
С) Полюбите книги, и они, если вы захотите, могут перестроить всю жизнь.
D) Одни книги – это боеприпасы, другие –хлеб, третьи – засушенный цветок, и все они необходимы.
Е) Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.
Правильный ответ: С.
31. Определите предложение, в котором есть подчинительный союз.
А) Брат он мой, а ум у него свой.
В) Ум хорошо, а два лучше того.
С) На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
D) Кабы знал, где упасть, так соломки подостлал.
Е) Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Правильный ответ: D.
32. Определите предложение, в котором есть подчинительный союз.
А) Полюбите книги, и сердце ваше научится любить и страдать, радоваться и печалиться.
В) Научно – популярные и художественные книги пополняют ваши знания.
С) Любимая книга никогда не изменит, вернётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.
D) Книга облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей.
Е) Книга научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру.
Правильный ответ: С.
33. Определите предложение с союзом чтобы.
А) Я пришёл, что(бы) поговорить с вами о деле.
В) Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.
С) Что(бы) Плюшкин ни находил, он всё тащил к себе.
D) И что(бы) аы ни делали, всегда мы заодно.
Е) Что(бы) вы порекомендовали прочитать?
Правильный ответ: А.
34.Определите предложение с союзом зато:
А) Не за(то) волка бьют, что он сер, а за(то), что овцу съел.
В) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку.
С) Я люблю наши горы за(то), что они прекрасны.
D) Потрудиться ребятам пришлось много, за(то) спектакль получился великолепный.
Е) Моего друга хвалили за(то), что он отлично выполнил работу.
Правильный ответ: D.
35. Определите предложение с составным союзом.
А) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
В) Звёзды меркнут и гаснут.
С) Перо пишет, а ум водит.
D) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
Е) Мы начали беседовать, как будто век были знакомы.
Правильный ответ: Е.
36. Определите группу соединительных союзов:
А) не то.. не то.
В) не только… но и; как… так и, да(-и)
С) а, но, однако, же.
D) или..или; либо.
Е) или, то…то.
Правильный ответ: В.
37. Определите группу противительных союзов:
А) и, да(-и).
В) или, то…то.
С) не только…но и, как…так и.
D) не то…не…то,либо.
Е) однако, зато, да(-но).
Правильный ответ: Е.
38. Определите группу разделительных союзов:
А) однако, зато, но.
В) либо, не то..не то.
С) не только…но и, как..так и.
D) и, да(-и).
Е) а, но.
Правильный ответ: В.
39. Определите предложение с целевым союзом.
А) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
В) Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
С) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
D) Природу надо беречь, как мы бережём жизнь человека.
Е) Благодаря тому, что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
Правильный ответ: А.
40. Определите предложение только с сочинительным союзом.
А) Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет.
В) Мы пошли дальше, потому что дождь прекратился.
С) Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
D) Для того чтобы соединится с ним, следовало переправится на правый берег реки.
Е) Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Правильный ответ: А.
41. Определите предложение с временным союзом.
А) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
В) Природу надо беречь, как мы бережём жизнь человека.
С) Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
D) Благодаря тому что в долине Таемы хорошие леса, сохранились и звери.
Е) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
Правильный ответ: С.
42. Определите предложение с изъяснительным союзом.
А) Природу надо беречь, как мы бережём жизнь человека.
В) Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
С) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
D) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Е) Благодаря тому что в долину Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
Правильный ответ: D.
43. Определите предложение со сравнительным союзом.
А) Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура учителя.
В) Благодаря тому что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.
С) Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
D) Природу надо беречь, как мы бережём жизнь человека.
Е) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Правильный ответ: D.
44. Укажите предложение, в котором подчёркнутое слово пишется слитно.
А) Она тотчас(же) поняла, что он чувствовал смущение.
В) Вдруг слева от меня раздались какие(то) крики.
С) Она удивилась и долго потом размышляла о том, что(бы) это значило.
D) Она сама поскорей утёрла свои слёзы, что(бы) не закапать шаль.
Е) Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то(же) время.
Правильный ответ: D.
45. Союзы – это:
А) Неизменяемые слова, которые выражают чувства переживания, но не называют их.
В) Слова, которые служат для образования наклонений глагола.
С) Служебная часть речи, которая служит для соединения однородных членов предложения в составе простого и частей сложного предложения.
D) Служебные слова, которые оформляют подчинение одного слова знаменательного другому и служат для выражения различных отношений.
Е) Служебные слова, с помощью которых передаются разнообразные оттенки значения слов, словосочетаний и предложений.
Правильный ответ: С.
46. Выберите строку со слитным написанием союзов.
А) Теперь счастливая улыбка Меруерт стала мне так(же) дорога, как улыбка моей мамы.
В) И что(бы) она ни делала – всё выходит у неё красиво.
С) Нет ничего в мире, что(бы) могло перекрыть Балхаш.
D) Что(бы) вы посоветовали мне прочитать?
Е) Мы решили быстро уехать, что(бы) не опоздать к началу спектакля.
Правильный ответ: Е.
47. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом.
А) Дерсу был то(же) с нами.
В) То(же) слово, да не так бы молвить.
С) Всё время беспокоит одна и та(же) мысль.
D) «Что(бы) значили эти военные приготовления?» - думала комендантша.
Е) Что(бы) мне почитать?
Правильный ответ: А.
48. Укажите предложение с подчинительным союзом.
А) Мать плотно сжимала губы, что(бы) они не дрожали.
В) Во что(бы) то ни стало я выполню эту работу.
С) Нет ничего в мире, что(бы) могло перекрыть Иртыш.
D) Что(бы) он ни делал, всё было хорошо.
Е) Тёплая небесная вода для растений то(же) самое, что для нас любовь.
Правильный ответ: А.
49. Выберите предложение с раздельным написанием слова.
А) На нём было то(же) серое пальто, и в руках он держал (ту)же старую фуражку.
В) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.
С) «(От)чего вино не нагрето?» - спросил Пеночкин довольно резким тоном.
D) Он выполнил работу хорошо, (при)чём обещал делать ещё лучше.
Е) Мать плотно сжимала губы, (что)бы они не дрожали.
Правильный ответ: А.
50. Укажите предложение с предлогом и союзом.
А) Михайловское, Тригорское, Святые Горы сыграли огромную роль в жизни и творчестве поэта.
В) Он мечтал бросить Петербург, навсегда поселиться здесь.
С) Он любил Михайловское, «свою деревеньку».
D) Он был основан более семидесяти лет тому назад.
Е) Пушкинский музей –заповедник «Михайловское» - первый мемориальный музей.
Правильный ответ: А.
51. Укажите предложение с сочинительным союзом.
А) Она всё время напевала: «Цыпи-цыпи, цыпи-цыпи».
В) Я догадался, что поёт синица-кузнечик.
С) Синичка прыгала вдоль сучка, поворачивалась в воздухе кругом.
D) Я окинул взглядом высокие тополя и увидел пртичку.
Е) Где же она?
Правильный ответ: D.
52. Определите предложение с составным союзом.
А) Перо пишет, а ум водит.
В) Мы начали беседовать, как будто век были знакомы.
С) Я хочу, чтоб к штыку прировняли перо.
D) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Е) Звёзды меркнут и гаснут.
Правильный ответ: В.
Союзы
Шпоры и тесты по предмету «Русский язык»