«Яркое ликование мечты»
( по повести А.Грина «Алые паруса»)
…Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.
Н.Матвеева
Слово о писателе.
Константин Паустовский в повести «Черное море» пишет о писателе: «Грин – человек с тяжелой, мучительной жизнью – создал в своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывали легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры. Грин провел почти всю жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего – неудачником. Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах. Только в последние годы перед смертью в словах и рассказах Грина появились первые намеки на приближение его к нашей действительности. Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она возбуждала в людях желание разнообразной жизни, полной риска и «чувства высокого» жизни. Она вызвала упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание было благородным и прекрасным. Этим Грин оправдал все, что написал. Язык его блестящ… Грин хорошо выдумывал старинные матросские застольные песни. Он выдумывал и другие песенки – шутливые… Этот писатель – бесконечно одинокий и не услышанный в раскатах революционных лет – сильно тосковал перед смертью о людях. Только две женщины, два человека пленительной простоты были с Грином в дни его смерти – жена и старуха мать».
А вот каким предстает Грин в известном стихотворении В.Саянова:
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в янтаре,
С великою злобой, великой любовью,
С соленой, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
По натуре Грин был странником, неприкаянным путешественником, искателем приключений.
Творчество Александра Грина – не только оригинальная и жизнеутверждающая страница литературы 20 века, но и живой источник интереса юных читателей к художественному слову, вдохновленному фантазией, морем и солнцем, любовью и верой в то, что чудеса можно творить своими руками. Неповторимое обаяние рассказов Грина, с точки зрения К.Паустовского, тревожит и заставляет страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась.
Александр Степанович Гриневский родился 11(24) августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии. С 16 лет он скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарования в любви. В 1896 году он отправился к морю в Одессу. Он прожил в Феодосии до 1930 года, а осенью переехал в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года.
Творческий путь Грина продолжался с 1906 по 1932 годы, за это время писатель создал около 500 произведений. Грин – художник чрезвычайно разнообразный, он и тонкий психолог, и мастер детективной интриги, и пленительный сказочник, и глубокий мыслитель, и своеобразный поэт.
Повесть «Алые паруса» сам автор назвал феерией, то есть сказочным, волшебным действием. Феерия в переводе с английского означает «волшебная сказка». Писатель вынашивал это произведение пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Грин всегда старался приблизить действительность к идеалу и гармонии, таким, какими они виделись ему в художественном воображении. Но особенное значение для Грина имела тема искусства, творчества. Александр Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужественных, героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Александр Грин своим творчеством утверждал высокие нравственные идеалы: порядочность, благородство, уважение к личности человека, его право на свое видение и понимание мира. Свои идеалы, убеждения он утверждал средствами эстетическими, на языке искусства.
Интересный сюжет в повести «Алые паруса».
Повесть «Алые паруса» состоит из семи глав. Каждая из них имеет свое название и представляет относительно законченный рассказ.
Первая глава – Предсказание.
– о том, как путешествующий пешком волшебник Эгль в душе маленькой девочки Ассоль поселил надежду на то, что когда-нибудь, когда она вырастет, в морской дали под солнцем появится корабль с алыми парусами. Капитаном этого корабля будет храбрый красивый принц, который приедет за ней. А все потому, что в лице маленькой Ассоль предсказатель увидел «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Вторая глава называется «Грэй».
Глава о том принце, который придет на корабле с алыми парусами. Он родился в богатой семье, в достатке, но огромный дом, где родился Грэй, был мрачен внутри и великолепен снаружи. Здесь родился Грэй с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания. Писатель отмечает, что и Ассоль и Грэй жили в своем особом мире. И однажды Грэй увидел огромную картину, на которой изображался корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Корабль шел прямо на зрителя. В центре картины спиной к зрителям стоял человек и руководил всем. Грэй оживил для себя эту картину: капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Грэй представил себя капитаном. Затем Грэй подрастает, ему 20 лет, но он не потерял своей «странной летящей души и нес в своем сердце улыбку».
Третья глава – Рассвет.
Проснувшись однажды утром, Грэй почувствовал глухую тоску. День был прожит раздражительно и печально: Грэя как будто позвал кто-то, но он забыл кто и куда. В следующий день начал Грэй вглядываться, неся в душе слова: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю…» На рыбалке Грэй опять был не здесь, а где-то. Проснувшись на другое утро, он увидел везде торжествующий свет и в этом свете спящую девушку. В особенном состоянии он увидел ее не глазами, а сердцем. Чуть позже он увидел лицо Ассоль, идущей к нему навстречу, он увидел ее взгляд – и ощутил одновременно удар в сердце и в голову. С этого момента его уже не покидало чувство поразительного открытия.
Четвертая глава. Накануне.
В то же самое время Ассоль вернулась домой расстроенная: игрушки не продавались. Но Ассоль была человеком, способным видеть сверх видимого. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Тогда в ночь она вышла на морской берег встречать корабль с Алыми парусами. Эти минуты были для нее счастьем. Ей снился любимый сон, вдруг нечто всколыхнуло ее изнутри и вовне, и она как бы проснулась еще раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло ее. Когда она очнулась, то увидела на своем пальце лучистое кольцо Грэя. Голос сердца сказал вещее «да». Она рассмотрела кольцо всем сердцем, всей душою. Так Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня.
Глава пятая. Боевые приготовления.
Грэй побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. Здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам «очаровательно», «прекрасно», «великолепно», «совершенно». Наконец один цвет привлек обезоруженное внимание Грэя. Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй.
На корабле все видели, что привезен красный шелк, из него под руководством парусного мастера Блента смастерят «Секрету» новые паруса. «Мне нужны алые паруса, чтобы еще издали, как условлено с нею, она заметила нас», - произнес Грэй.
Глава шестая. Ассоль остается одна.
Лонгрен всю ночь провел в море: он не спал, не ловил рыбу, а шел под парусом без определенного направления, слушая плеск волны, смотря во тьму, обветриваясь и думая. Вернувшись домой, он объявляет Ассоль о своем поступлении на почтовый пароход, который ходит между Кассетом и Лиссом. Ассоль остается одна. Домашних работ предстояло немало, но она забыла о них. Она села к столу, на котором Лонгрен мастерил игрушки, и попыталась приклеить руль к корме. Смотря на игрушки, она невольно увидела их большими, настоящими… Все люди в течение дня замечали неизвестную, странную на взгляд девушку, проходящую среди яркой толпы с видом глубокой задумчивости.
Глава седьмая. Алый «Секрет».
«Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске. Она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю. Счастье сидело в ней пушистым котенком…
Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны… На палубе корабля было тихо, не спали лишь рулевой да вахтенный, да не спал «задумчивый и хмельной» музыкант Циммер. «Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…»
Символика числа «семь».
Итак, в повести насчитывается 7 глав. Заглянув в литературу, посвященную символике цифр, читаем, что число 7 является символическим числом. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка, следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
В энциклопедии символов, знаков, эмблем говорится о том, что нечетные числа в основном выступают как выражение мужского, светлого, доброго принципа. Предположим, что деление повести «Алые паруса» на семь глав тоже не случайно.
Чудесным образом созданное произведение: Александр Грин однажды в витрине магазина увидел игрушечный бот, паруса которого показались ему алыми от лучей солнца. Так возникли в воображении писателя алые паруса, а итогом сильного впечатления стала повесть с одноименным названием.
Чудесное преображение мечты в реальность, правда, своими руками, но все-таки таинственным, волшебным образом.
Чудесное воплощение мечты писателя: его собственное сильное впечатление влияет на жизнь его героев, утверждение писателя – жизнь сама по себе совершенна, эмоции и рассудок человека всегда рядом, мечта и действительность – это как добро и зло, одно без другого не может быть. Александр Грин умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль и откликнулась на нее. Результатом явилось счастье двух красивых людей, они правильно угадали божественное предназначение свое, не предали себя, не отступили перед препятствиями «обыкновенной» действительности и победили.
Они умели любить и хранить верность. Когда Лонгрен отвечает Ассоль на вопрос ее, почему не любят их люди Каперны, что любить надо «уметь», «а этого-то они не могут».
Да, в жизни много горя и бед, задача каждого человека – не озлобиться и не потерять способности любить и прощать. Реальность писателя Грина была соткана большей частью из горя, унижений, обид, но он не очерствел душой и стал писателем воплощения мечты о светлом и прекрасном в жизнь.
«Чудо может обнаружить себя во всем, - говорит Грин. – В улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове.
Чудо – это не превращение сургуча в алмазы, или отрывных листков календаря в тысячерублевые билеты государственного банка, или подобная этому чепуха. Чудо – это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья. Никто из нас, конечно, не может ясно, коротко и точно объяснить, что такое счастье. Или, иначе говоря, дать формулу счастья. Это понятие нельзя намертво закрепить в самой гибкой и свободной формуле». Писатель Грин сумел сказать об этом просто и непринужденно, так, что читатель верит ему безоговорочно, а самое главное, чувствует сам, что так и должно быть. Отсутствие морализаторства тоже способствует такому впечатлению. У Грина есть способность говорить чистым языком, как будто то, что он видит и описывает, он видит впервые, «без тяжелого груза привычки».
Как я прочитала книгу Александра Грина.
Константин Паустовский в статье «Волшебник» пишет: «Из этой книги вы узнаете одну истину. Если у вас хватит душевных сил и твердости характера, то вы, следуя этой истине, проживете разумную и интересную жизнь.
Какая же это истина?
«Я понял одну нехитрую истину, - говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Чудесное в повести то, что два человека нашли друг друга, обрели счастье. Грэй говорит: « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».
«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и не увидеть, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько бессвязным, если человек, охваченный счастьем, будет говорить не совсем ясно, как, к примеру, говорит Грин о появлении корабля Грэя с алыми парусами: «Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно. Как облака. Разбрасывая веселье, он плыл. Как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь».
Паустовский считал, что «значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов».
У Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются… Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни»
Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из контекста феерии и стала жизнью, произошла трансформация образа в символ. «Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение. Оказывается, воображение, мечта, надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
Я очень рада, что в моей жизни случилось чудо – встреча с книгой Александра Грина. Рада, что я так внимательно, не торопясь, с выписками полюбившихся строчек, с остановками раздумья над вопросами, глубокими высказываниями писателя прочитала эту книгу. Размышления над книгой помогут мне в жизни, я не сомневаюсь, ведь я теперь знаю, что есть на свете счастье, что мечту свою нужно беречь и обязательно претворять в жизнь, чтобы она состоялась как «яркое ликование» моей жизни.
Прочитав книгу, я ощутила радость за Ассоль. Потом задумалась, почему ее мечта осуществилась, да еще таким чудесным, волшебным образом? И поняла: Ассоль умела ждать, верить, любить.
Используемая литература:
Грин А.С. Алые паруса. Повести. – М.: Эксмо, 2007.
Паустовский К.Г. Волшебник. / Паустовский К.Г. Рассказы. Очерки. Статьи. – М, 1972.
Паустовский К.Г. Александр Грин. Из книги «Золотая роза». В журнале «Уроки литературы». – Приложение к журналу «Литература в школе», №10 – 2005.
Кобзев Н.А. Новелла Александра Грина 20-х годов. – Симферополь, 1996.
Паустовский К.Г. Сказочник. Из повести «Черное море». В журнале «Уроки литературы». - Приложение к журналу «Литература в школе», №1 – 2002.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – Локид-Миф, М. – 1999, - с.533-534.
Миллер Дж. Статья «Магическое число семь плюс или минус два». В кн. : Инженерная психология. М., 1964, с.213.
Автор:
, учащаяся 11 класса МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» г. Усть-Илимска Иркутской области
Идентификатор – 221-031-619
Руководитель:
, учитель русского языка и литературы МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» г. Усть-Илимска Иркутской области
Персональная карточка – 106-637-726