РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ГРАФИКОЙ

Проект по предмету «Культура и искусство»
Информация о работе
  • Тема: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ГРАФИКОЙ
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Проект
  • Предмет: Культура и искусство
  • Количество страниц: 17
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-15 02:31:47
  • Размер файла: 412.73 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра логопедии




Проект
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ГРАФИКОЙ




Работу выполнили:
студентки 4 курса, 543 группы










ПЕРМЬ
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Проблема развития движений руки решалась в русле изобразительной деятельности. Исследования Т.С.Комаровой, О.И. Галкиной, В. А. Хибнере, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьева, Б.Б. Рожковой показали, что с одной стороны овладение техникой письма находится в прямой зависимости с овладением техникой рисования; с другой стороны - рисование как особый, специфичный вид деятельности решает свои задачи и зачастую мешает процессу становления действия письма в силу особенностей рисовальных движений.
Формирование движений кисти рук тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора. Своевременное развитие моторных функций – это основа для формирования
навыка письма.
Значимость процесса подготовки к обучению письму детей с речевым недоразвитием обусловлена свойственными им особенностями тонкой моторики, трудностями пространственной ориентации в овладении графическими навыками.
Для развития графомоторых навыков необходимо: следить за правильной посадкой; умением держать правильно ручку и бумагу; подбирать упражнения для рисования прямых линий, штриховки, заданий для определения направлений «вниз», «слева на право», заданий на рисование линий разной толщины.
Данные направления будут отражены в нашем проекте. Реализация этих направлений будет представлена в виде подбора соответствующих упражнений и заданий.
Таким образом, формирование графомоторных предполагает комплексный подход в работе и содержит разнообразные типы упражнений и заданий, способствующих совершенствованию данной функции.



























СОДЕРЖАНИЕ
Вся коррекционная работа по развитию графомоторных навыков делится на 3 этапа:
1 этап: Учить правильно сидеть;
2 этап: Учить правильно, держать ручку и бу¬магу;
3 этап: Учить рисовать прямые линии: верти¬кальные и горизонтальные, параллельные и пересекающиеся.
Можно выделить два основных вида этих дви¬жений:
1. Прямые (диагональные) линии.
2. Закругленные (полуовальные, волнообразные) линии.
Для того, чтобы освоить письмо ребенок должен научиться сво¬бодно и четко писать вертикальные штрихи, наклонные линии, полуовалы и овалы. В курсивном письме почти нет горизонтальных штрихов, но движения руки при написании горизонтальных штрихов имеют такой же характер движе¬ний, как при письме вертикальных.
На 1 и 2 этапе особое внимание уделяется:
- Посадке при письме
Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу на подставке. Голова немного на¬клонена влево.
Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча долж¬ны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ла¬дони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20—30 см от тетради (бумаги). У ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше.
- Положению рук при письме;
Обе руки лежат на столе. Правая рука свободно движется по строке. Левая лежит на столе и снизу придерживает рабочий лист.
Локти пишущего ребенка должны не¬много выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает пись¬мо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
- Положению кисти пишущей руки;
Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти слу¬жат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
- Положению ручки;
Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верх¬нюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца при¬держивает ручку, а указательного — легко лежит для управле¬ния ручкой при письме.
Все три пальца по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основа¬ния большого пальца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличи¬вает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 3-4 см. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, хотя это немаловажные условия успешности и легкости формиро¬вания навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень
короткие и очень длинные ручки лучше не использовать.
Не годятся для письма детей разного рода подароч¬ные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке», ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
- Положению тетради.
От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно.
Тетрадь лежит на столе с наклоном влево. Середина тетради направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх. Середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка или чуть влево.
Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. Свет при письме падает справа.
Этот вариант положения тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу.
Парта, стол, за которыми сидит ребенок, и стул долж¬ны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от ли¬нии края стола.
На 3 этапе особое внимание уделяется:
- ведению линий сверху вниз и слева направо,
- умению фиксировать внимание на направлении линии (по стрелке),
- умению выполнять линии различной толщины и формы,
- штрихованию ровно и без пробе¬лов, не выезжая за контур.
Последовательность обучения:
1. Сначала необходимо научить ребенка ставить точки, с которых начинается движение,
2. Затем рисовать стрелоч¬ки, которые указывают, куда движется рука,
3. Потом рисовать прямые ровные линии в направлении стрелки до заданной точки. Ребенку пяти-шести лет труднее провести короткую ли-нию, чем длинную, трудно начать движение в определенной точке, но еще труднее закончить его в определенной точке.
Поэтому на этом этапе работы осваиваются:
- свободные дви¬жения руки,
- умение координировать движения пальцев, кисти,
- понимание и ощущение определен¬ного направления движения,
- закрепляется понимание пространственных плоскостных категорий - «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «вести руку направо (по направлению стрелки), налево, вверх, вниз», «выше -ниже точки, линии», «по диагонали – вверх-вниз налево-направо».
4. Рисовать параллельные линии.
Умение видеть параллельность линий, рисовать их — очень важный этап подготовки к письму. Именно параллельность всех штрихов придает письму (почерку) четкость, аккуратность, делает письмо более лег¬ким для восприятия и чтения.
Следует заметить, что непа¬раллельность штрихов — наиболее частое проявление нару¬шения почерка, но, как правило, дети не понимают, в чем дело, почему они «некрасиво» пишут, а взрослые не могут им это объяснить.
Стремление сделать штрихи параллель¬ными «механически», с помощью внешних ориентиров в виде частой косой разлиновки с помощью трафаретов, подкладывающихся под лист (что очень вредит зрению), на практике не дает желаемого эффекта.
Поэтому важно до написания букв научить ребенка пи¬сать параллельные вертикальные и наклонные линии.
Важно объяснить ребенку, какие линии считаются параллельными:
- параллельные ли¬нии располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга и при продолжении не пересекаются:
- а непараллельные пересекаются.
Нарушение параллельности нужно наглядно пока¬зать.
В 6—7 лет ребенок дол¬жен научиться выполнять следующие виды штри¬ховки:
- прямые вертикальные штрихи (сверху вниз),
- горизонтальные (слева направо),
- наклонные,
- клу¬бочками (круговыми движениями руки, имитирую¬щими наматывание и разматывание нити),
- полу¬кругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.),
- крупными петельками.
Штриховки с различным направлением движения руки
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукру¬гами.
Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки.
Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ре¬бенком навыка выполнения их размер уменьшает¬ся.
Силуэтные штриховки
Ребенка просят скопировать рисунок или используется готовый рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.
Штриховка сплошной линией
Упражнения выполняются цветными карандаша¬ми. При этом закрепляются названия геометриче¬ских фигур.
Для развития графического навыка следует ис¬пользовать графический диктант.








Задания и упражнения
- учим ставить точки
1. Точки, с которых начинается движение.
- Обведи точки красным карандашом
А) . . . . . . . . . . .
Б)
.
.
.
.
.
- Продолжи ряд:
А) . . .
Б)
.
.
.
- учим рисовать стрелочки
1. Рисование стрелок в направлении движения руки.
- Обведи:




- - - - - - - - - ->
- - - - - - - - - ->
- - - - - - - - - ->
- - - - - - - - - ->
- - - - - - - - - ->
-Продолжи ряд






2. Соедини стрелочкой предметы в рамках с подходящими предметами вне рамок.

- учим рисовать прямые ровные линии
1. Ровные линии в направлении стрелки до заданной точки.
- Соедини первую точку со второй по пунктирной линии, в направлении стрелки

. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - .
. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - .
. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - .
. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - .
. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - .
- Соедини точки в направлении стрелки
. .
. .
2. Проведи линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом); волнистые линии, повторяя изгибы; непрерывные линии с множественными изгибами; не отрывая карандаш от листа бумаги:

3. Проведи по непрерывной линии пальцем; пунктирную обведи карандашом.


4. Обведи по линиям

5. Обведи по точкам

6. Изобрази предметы, дорисовывая недостающие части

- учим рисовать параллельные линии
1. Заштрихуй рисунки в том направлении как показывает стрелка.


2. Графические диктанты
Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:
1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.
3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.
4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.
5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.
6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.
7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.
8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.
9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.
10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.






























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На этих занятиях ребенок научится следить за правильной посадкой (что необходимо, чтобы избежать физического утомления и неправильной осанки) правильным положением рук и кистей, умением держать правильно ручку, разпологать на столе тетрадь или лист бумаги, ориентироваться в тетради или на листе бумаги.
Задания и упражнения для кистей рук будут положительно влиять на созревание двигательного анализатора, развитие зрительного и слухового анализатора, а также развивать память и внимание. Графический диктант будет способствовать, взаимодействую 3-х анализаторов: зрительному, слуховому и двигательному. В заданиях дорисовать недостающие части, упражнения помогают развивать внимание.
При помощи заданий будет формироваться зрительный контроль за движениями руки, зрительно-моторная координации движений, что будет способствовать освоению основных плавных, свободных, безотрывных, четких равномерных движений руки и кисти, необходимых при письме. Дети научатся разным направлениям движений штриховки и т.д., будут закрепляться понимание пространственных плоскостных категорий - «верх», «низ», «справа», «слева» и ощущения определенных направлений движения. При выполнении параллельных штрихов будет развиваться четкость (почерк) и аккуратность.
Ребенок будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма, которые пригодятся в школе.
Будут развиваться способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развитие графических навыков у детей в речевых группах предшкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей, логопедов, родителей / Под ред. Р.И. Туктаровой. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – 112с.
2. Вера Солнцева, Татьяна Белова 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики М.: Астрель, 2007. — 95 с.
3. http://www.logopedplus.ru/