Оглавление
Введение…………………………………………………………………....3
- Этапы работы над проектом……………………………………….….5
- Пути реализации проекта…………………………………………......6
- Определение экологического и эстетического состояния участков леса…………………………………………………………………. 8
- Методика исследования охраняемых участков…………………… 9
Заключение……………………………………………………………….. 13
Список использованной литературы………………………………….… 14
Приложения…………………………………………………………….... .15
МОЙ край родной-леса, овраги, балки.
И живописные изгибы рек,
И небо голубое, лик божествен,
Который дарит и любовь, и свет.
Природа –кладовая всех богатств
Неисчерпаемы ресурсы и дары.
И среди всех чарующих богатств,
В природе появился-ты.
Не убивать, использовать безумно,
А помогать и в мире созидать.
Что бы хозяйствовать в природе,
Помни нужно,
С ней правила общения узнать.
Актуальность проекта. В последние годы в результате ухудшающейэкологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности по вопросам образования на всех уровнях обучения, а
также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Изменения в структуре экономики призваны обеспечить устойчивое развитие общества и создать для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколения.
Причина многих неблаговидных поступков, которые совершают люди, - это незнание. Поэтому в результате проведения экологических акций, дети лучше узнают жизнь обитателей природы; узнают, почему нужно поступать в природе так, а не иначе;
стараются выполнять необходимые предписания и запреты во время экскурсий, отдыха,
сбора ягод и грибов, орехов, лекарственных трав.
В поселении Краснодубравского сельсовета расположено в северо-восточной части Земетчинского района и на северо-западе Пензенской области не мало лесов и их необходимо охранять от варварского уничтожения. Возникает вопрос? «Как сделать так, чтобы экологические действия стали естественным проявлением в повседневной жизни»?
Ежегодно под Новый год учащаются факты несанкционированной рубки хвойных насаждений в парке с.Красная Дубрава . Лесные красавицы становятся добычей людей без совести.
3
В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности.
Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.
13 декабря 2012 года на общем собрании Экологического отряда (Приложение №1)
было решено во внеурочное время совместно с лесохозяйственным предприятием организовать рейды по патрулированию зеленых насаждений в парковой зоне д. Майка,
разработать график патрулирования членами школьного лесничества зеленых насаждений в предновогодний период (Приложение №2).
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности для того, чтобы сохранить хвойные деревья в парковой зоне с.Красная Дубрава .
Проект выполняют: члены экологического отряда,учитель биологии.
Цель проекта: учет и контроль за сохранность посаженных хвойных деревьев впарковой зоне с.Красная Дубрава ; привлечение обучающихся к проблеме сохранения хвойных деревьев; воспитание у обучающихся чувства бережного отношения к окружающей среде,
к хвойным деревьям.
Задачи:
o выявление взаимосвязи между растениями, животными и человеком;
o выработка на этой основе экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми;
o формировать умение организовывать свой досуг, без ущерба природе.
В ходе реализации проекта в результате проведения рейдов по патрулированию участков предлагается участие в акции «Живи, елка!», конкурсов, праздников,
мониторингов окружающей среды, а также занятий, экскурсий, практических лабораторных и исследовательских работ, проектной деятельности.
4
-теоретический (изучение и анализ специальной и методической литературы);
-эмпирический (наблюдение, описание, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);
-статистический (анализ и обработка результатов эксперимента и исследований).
1. Этапы работы над проектом
1. Мотивация деятельности
2. Планирование.
3. Исследование.
4. Защита проектов.
5. Рефлексия.
Каждому из них соответствует определенная система знаний, направленных на развитие исследовательских навыков обучающихся, ориентированных на изучение,
оценку и решение проблем окружающей среды с учетом возрастных особенностей ребят.
- Мотивация – производится определение темы, уточнение целей, исходного положения, выбирается рабочая группа из обучающихся, обсуждаются задания.
2. Планирование – анализируется проблема, определяется источник информации,
производится постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределяются роли в команде; сбор общей информации об объекте исследования, обращение к справочной литературе, ознакомление с методами исследования, подготовка оборудования, необходимого для работы.
3. Исследование – собирается и уточняется информация, обсуждается альтернатива, выбирается оптимальный вариант, уточняются планы деятельности,
приступаем к выполнению проекта:
5
- выполнение теоретических заданий №1 и №2;
- определение экологического состояния отдельного участка леса;
- размещение хвойных деревьев в комплексе;
- видовой и количественный состав деревьев;
- примерный возраст хвойных деревьев;
- количество выбрасываемых елочек в комплексе после новогодних праздников.
4. Защита проектов – подготовка доклада; обоснование процесса проектирования,
объяснение полученных результатов.
5. Рефлексия – анализ выполнение проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого; анализ достижения поставленной цели.
2. Пути реализации проекта
Работа над проектом проходит перед Новым годом, поэтому проблема уничтожения сосен в парковой зоне с.Красная Дубрава праздники тесно связана с жизнью деревни и с нашим лесом, губительное отношение к которому недопустимо.
При проведении акции «Живи, елка!» большинство обучающихся оказались активными участниками всех запланированных мероприятий. С целью повышения уровня экологического сознания жителей нашей деревни, понимания значимости проблемы сохранения лесных ресурсов, экологического отряда активизировали практическую и природоохранную деятельность.
Члены экологического отряда составили анкету «Ёлка под Новый год»
(Приложение №3). В анкетировании участвовали обучающие и их родители.
Листовки о значении леса получили жители с.Красная Дубрава . Листовки были расклеены в общественных местах, члены школьного лесничества ознакомили с содержанием листовок обучающихся школы и родителей) (Приложение №4 и №5).
6
Обучающиеся, привлеченные к этой работе делятся на группы и получают карточки с заданиями.
Задание №1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят сосны?
Задание №2. Какую ѐлку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?
«Жизнь лесных мышей, дятла, зависит от сосны. Эти животные питаются семенами сосны, прячутся среди ее ветвей и под ними. Заяц тоже может спрятаться под ветвями сосны, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные,
жизнь которых во многом зависит от сосны, связаны не только с ней, но и между собой.
Так в питании дятла есть следующая особенность: срывая шишку сосны, он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные дятлами шишки, подбирают на снегу лесные мыши, и это облегчает им поиск пищи. (Гриньков Дмитрий, 8класс).
Если вырубят сосны, то нарушатся взаимосвязи в природе. В результате вырубки леса мелеют и пересыхают реки. Лес защищает пашни от выдувания ветром, препятствует продвижению песков. Плохо придется всем обитателям леса, а также и человеку».
(Киприна Виктория, 8класс).
Красива в заснеженном лесу сосна. Как и летом, это хвойное дерево стоит зеленое.
Оно прямое и стройное. Оно может быть очень высоким. Живет до 400 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются. (Ваньков Виктор, 8класс).
Какую ѐлку лучше нарядить к празднику – живую или искусственную? Мое мнение: нарядить лучше, конечно же, живую ѐлку: от нее исходит смолистый аромат. На веточках сосны находятся небольшие иголки, которые всем своим строением приспособлены к испарению влаги. Эти иголки покрыты плотной смолистой кожицей с
7
сизым восковым налетом, веточки такие холодные с мороза, хочется их согреть.
(Пнджоян Сюзанна, 8класс).
Искусственная ѐлка красива. Да спора нет. Она может быть и разной высоты и разного цвета. Но она не живая. И только люди, которую осознают свою ответственность за судьбу лесов, за наше будущее, поставят все-таки в своем доме искусственную ѐлку. Я
поговорю с родителями, и мы украсим свой дом новогодней композицией, которую сделаем своими руками и всей семьей. Праздник будет замечательный еще и потому, что у всех будет чистая совесть и спокойная душа (Банникова Екатерина, 7класс).
3. Определение экологического и эстетического состояния участков леса
Дата 27 декабря 2012 года. 11 часов. Ясно, минус 18 градусов.
Члены экологического отряда проводят очередной рейд по патрулированию участков парковой зоны с.Красная Дубрава. В нашем районе сосна обыкновенная не распространѐнная лесная порода. Она растет на песках, там, где не могут расти никакие другие растения.
Приятно смотреть на стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух,
пахнущий смолой. Сегодня ясный, морозный день. Мы любуемся красотой, покрытых снегом деревьев в парке, которые выглядят еще роскошнее в таком богатом уборе.
Сосновый лес напоминает нам светлый храм с золотистыми колоннами. В таком лесу видно все далеко и дышится особенно легко.
На сухой сосне заметили стайку шустрых синиц, увидев нас, они также быстро исчезли, как и появились. Потом мы рассматривали на снегу следы зайца.
Хорошо в сосновом лесу!
3. Методика исследования участков леса
Следы деятельности человека: обнаружено 1 кострище, множество пластиковых банок, упаковочная бумага, 11 пней от порубки молодых сосен, три тропы пересекают участок вдоль склона, ограда вокруг парка вся сломана. В парковой зоне находится огороженный памятник воинам ВОВ.
На охраняемых участках нами были описаны видовой и количественный состав деревьев, примерный возраст хвойных деревьев. Данные исследований занесены нами в таблицу №1.
Таблица №1
Размещение хвойных деревьев в комплексе, видовой и количественный состав
деревьев
|
|
|
Количество |
|
Участок |
|
|
|
Возраст |
|
Порода |
Ярус |
деревьев на пробной |
|
леса |
|
|
|
(лет) |
|
|
|
площадке |
|
|
|
|
|
|
|
Сосна обыкновенная |
I |
25 |
35 |
№51 |
|
|
|
|
|
Сосна обыкновенная |
II |
29 |
5 |
|
|
|
|
|
Сосна обыкновенная (Pinussylvestris).
Сосны – высокие деревья, длиной 35 м (Рис. 3). Листья в виде хвоинок – игл. Иглы гладкие, острые, жесткие, растут попарно, сохраняются на ветках 2-3 года. Стволы внизу с темно-коричневой корой, вверху – с красно-бурой и золотистой. Сосна, как и все хвойные,
не имеет цветков. Из желтоватых шишечек в мае высыпается пыльца, которая попадает на семяпочки, находящиеся в других шишечках. Крылатые семена созревают в деревянистых шишках на второй год.
Рис. 3. Сосны Члены экологического отряда провели учет количества выбрасываемых сосен в
комплексе после Новогодних праздников. Данные учетов за 3 года сведены нами в таблицу №2.
Таблица №2
Количество выбрасываемых сосен в комплексе после Новогодних праздников
Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
Разница |
|
|
|
|
|
Количество выброшенных сосен |
43 |
38 |
23 |
15 |
|
|
|
|
|
Анализируя таблицу, мы пришли к выводу, что количество выброшенных после Новогодних праздников сосен с каждым годом заметно уменьшается. По сравнению с прошлым годом их вырубка сократилась на 15 штук. Этот результат нас радует. Работа по проблеме сохранения лесных ресурсов, которая проводилась в канун Новогодних праздников среди населения, дала положительный результат. Многие люди просто не понимали, какой вред они приносят, покупая сосны и ели. Не знали, какие существуют последствия вмешательства человека в природу, и как человек должен вести себя, чтобы не допустить ее разрушения. Теперь после поднятия проблемы бережного отношения к лесу, многие родители пересмотрели свое потребительское отношение к природе. Жители деревни находят новые способы для того, чтобы не рубить живую сосну, а украшать свой дом искусственной ѐлочкой или, используя фантазию, творчество, чтобы смастерить Новогоднюю композицию самим, это будет способствовать улучшению микроклимата в семье, укрепит дружбу взрослых с детьми.
Благодаря практической направленности, высокой значимости, экологической направленности проект широко востребован обучающимися, педагогами и родителями.
12
Заключение
В процессе работы над проектом, обучающие пополнили свои знания о великой роли растений в природе, установили связи сосны с животными, овладели умениями применять биологические и экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма. Ребята не только сами убедились в том, что можно организовать свой досуг без ущерба для природы, но и провели разъяснительную работу в школе, дома и среди своих односельчан.
Задачи, поставленные в проекте, частично были выполнены. Члены экологического отряда работали с заданиями №1 и №2; определили экологическое состояние участков парка; определили видовой и количественный состав, а также определили примерный возраст хвойных деревьев; подсчитали и проанализировали количество выбрасываемых сосен в комплексе после Новогодних праздников.
У обучающихся сформировались общественно-значимые мотивы охраны природы
и культурного природопользования. Ребята расширили и закрепили экологические знания
и применили их на практике, проводя пропаганду экологических знаний среди населения,
проявили инициативу в решение экологической проблемы и в получении результата.
Повысился уровень информированности населения о нормах экологической культуры, члены экологического отряда будут надеяться, что в следующем Новом году количество срубленных сосен станет еще меньше.
Список использованной литературы
1. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я. М.: Колос, 1992.
2. Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1996.
3. Бобров Л. «Беседы о лесе». М.: Молодая гвардия. 1999.
4. Лес и человек. - Ежегодник - 2004.
5. www.ecolprojects.ru.
6. www.ekolog-spb.ru/ekologicheskie-proekti.php.
Поселения Краснодубравского сельсовета расположено в северо-восточной части Земетчинского района и на северо-западе Пензенской области.
Общая площадь территории сельсовета составляет 19163,01 га. , из них 942 га заняты лесами. Земли сельсовета – это земли, входящие в состав населенных пунктов и прилегающие к ним земли общего пользования.
Территория сельского совета представляет собой компактный массив и граничит с землями Кирилловского, Большеижморского, Пролетарского, Юрсовского сельсоветов Земетчинского района; землями Вадинского района Пензенской области и землями Республики Мордовия.
Рельеф территории Краснодубравского сельсовета изрезан овражно-балочной сетью, но в целом территория поселения вполне пригодна для сельхозпроизводства.
Гидрографическая сеть поселения представлена рекой Кита, Выша и долинами небольших безымянных ручьев, из искусственных водоемов имеются пруды.
Живописная местность у рек Выша, Кита, у прудов служат хорошим местом для кратковременного отдыха.
Климат на территории Краснодубравского сельсовета умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно-холодной зимой.
Административно-хозяйственным центром является село Красная Дубрава, расположенное в 20 км от районного центра Земетчино и в 219 км от областного центра г.Пензы.
В настоящее время на территории Краснодубравского сельсовета проживает 1610 человек, которые расселяются в 6-ти населенных пунктах: село Красная Дубрава – 575 чел, село Чернышово – 12 чел, деревня Лачиново – 49 чел, деревня Андреевка – 2 чел, село Вяземка – 699 чел, село Сядемка – 273 чел.
Проэкт
«Береги природу-кладовую богатств»
А знаешь, ты тоже природа,
Творенье зари и луны,
А знаешь ты тоже богатство,
Несметной прекрасной мечты,
И вместе с рекой и долиной,
Лесами, лугами, ты царь,
Без них ты никто, просто слово,
Рожденное просто стенать,
Живи удивляясь рассвету,
Природу свою береги,
И радуйся первому снегу,
И пульсу родимой земли.
Правила поведения в природе
1.Береги лесов шатер зеленый,
И цветов прелестную красу,
Ягоды, грибы, и дар бездонный,
Ты себе без меры не бери.
Меру знай, во всем и почитанье,
Матушке природе за терпенье,
За труды ее и доброту.
И костры не разводи поспешно,
Лесу, птицам просто, на беду.
2.Помни, гость ты в этом дивном мире,
И твои поступки не слова,
Не ломай деревьев, птиц квартиры,
Гнезда их в лесу и не мешай,
Той гармонии, в которой,
Отдыхаешь, след не на тропинке оставляешь,
А в душе своей ты строишь храм.
3.На речке любишь отдыхать?
на лодке плыть по волнам.
И рыбку половить ты рад,
Лишь сроки точно помни.
В природе есть на все свой срок,
И распускается листок, бутоны нежных лилий.
Люби природу, и она раскроет тайну бытия.
Как на странице книги.