4 Компетентностный подход в высшем образовании как стратегия ФГОС-3 поколения. Составить глоссарий по теме
Блоки дисциплин/блоки курсов – это предметы, которые преподаются в рамках образовательных программ для получения определенной степени.
Дескрипторы – результаты обучения могут быть заданы в виде дескрипторов – описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершении учебной программы. Система дескрипторов является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту, что облегчает сопоставление различных систем сертификации.
Интегративная (междисциплинарная) система подготовки специалиста – определяется как система, разработанная с учетом междисциплинарной связи с информатикой или основанная на интеграционных явлениях информатизации образования и призванная формировать информационную культуру специалиста.
Квазипрофессиональная деятельность – одна из трех базовых форм организации учебно-познавательной деятельности студентов в обучении; названа так, поскольку ей присущи черты как собственно учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В форме квазипрофесиональной деятельности в студенческой аудитории и на языке учебной информации моделируются условия, содержание и динамика производственного процесса, отношения занятых в нем людей.
Компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом.
Метод обучения – определяется как способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Модель обучения – определяется как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся.
Направление (подготовки) – главная предметная область образовательной программы. В России также имеет смысл специализации академической степени (квалификации) или образовательной программ.
Новая образовательная технология – определяется как комплексная система разработки, внедрения и анализа совокупного процесса преподавания, направленная на повышение его эффективности и использующая для достижения этой цели технические (электронные) средства и формы, такие, как компьютерные, аудио, видео, мультимедиа, телекоммуникационные, дистанционное обучение
Общая структура квалификаций – структура квалификаций в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО) включает три ступени: бакалавр, магистр, аспирантура. При этом каждая конкретная страна может вводить присущие ее национальному образовательному контексту иные квалификации/степени. Каждая степень описывается с помощью соответствующих дескрипторов, которые базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве переводных зачетных единиц (Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS). Последнее касается в основном бакалавров и магистров.
Оптимизация учебно-образовательного процесса – определяется как выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.
Организационные формы контекстного обучения – способы существования и процессуального выражения содержания образования, получающие свою определенность в структурах общения субъектов образовательного процесса – непосредственного и опосредованного. Непосредственное общение осуществляется в следующих всеобщих формах: а) парной – «один учит одного»; б) групповой – «один учит всех»; в) совместной или коллективной, осуществляемой как диалогическое общение и взаимодействие членов группы, совместное принятие решений («каждый учит каждого»). Опосредованное общение осуществляется в форме индивидуальной работы студента с интерактивными печатными материалами, компьютерными программами, интернет-материалами и т.п. Ведущими в контекстном обучении выступают совместные, коллективные формы организации общения субъектов образовательного процесса.
Педагогическая технология – структурно-процессуальное описание и реализованная на практике модель взаимосвязанных деятельностей обучающих и обучающихся, преподавателя и студентов, их общения и взаимодействия, направленных на достижение целей образования. Прототипом этой модели выступают не какие-либо технические системы, а совместная и индивидуальная деятельность человека, характеризующаяся социальными ценностями целями, образовательными потребностями и мотивами, жизненным, профессиональным и учебным опытом.
Педагогический эксперимент – определяется как исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
Педагогическое творчество – определяется как активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.
Пререквизиты – Любые условия или конкретные курсы/модули, обязательные для выполнения/освоения для доступа к программе или ее части.
Принципы деловой игры как формы контекстного обучения – 1) имитационного моделирования во времени и пространстве условий и технологии производства; 2) игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов; 3) совместной деятельности участников, отражающих социальную сущность труда; 4) диалогического общения и взаимодействия участников игры; 5) проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой учебной деятельности; 6) принцип двуплановости.
Проблемный подход к содержанию контекстного обучения – представление его содержания в виде вероятностной информации, отражающей внутренне противоречивую, предметную и социальную природу профессиональной деятельности будущего специалиста, а также в виде проблемных ситуаций, ситуационных задач, программ и сценариев деловых игр, эвристических программ, что создает условия для диалогического общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, их творчества. Такое содержание обеспечивает включение не только внимания, восприятия, памяти и моторики студента, как в традиционном обучении, но и всех других психических функций, прежде всего мышления.
Психолого-педагогическая компетентность – определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Ролевая игра (разыгрывание ролей) – игровая форма контекстного обучения, основная цель которой – развитие у будущих специалистов способностей межличностного общения и взаимодействия в условиях совместной профессиональной деятельности.
Система оценки достигнутых результатов обучения (ECTS). ECTS – общеевропейская система накопления переводных зачетных единиц и их перезачета. Накопление кредитов означает, что студент получит искомую степень только в том случае, если он набрал определенное количество кредитов. Кредит представляет собой результат обучения и включает в себя набор компетенций. Национальные критерии оценки не всегда совпадают с общеевропейскими. В Российской Федерации вузы используют в повседневной практике различные способы оценивания результатов обучения. Расширение шкалы оценок обеспечивает большую гибкость, эффективность и справедливость оценивания и сравнения знаний обучающихся, стимулирует их к обучению, позволяет вырабатывать действенные меры по совершенствованию образовательного процесса и повышению качества подготовки.
Стандарт образования – определяется как система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.
Сущность контекстного обучения – создание психологических, педагогических и методических условий трансформации учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результатов деятельности студента. Для этого в формах учебной деятельности студентов последовательно моделируется профессиональная деятельность специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст), реализуется движение деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к деятельности собственно профессиональной.
Технология педагогическая – совокупность психолого-педагогических приемов, методов, воспитательных средств. Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Учебная деятельность академического типа – деятельность студента, организуемая в форме информационной лекции, семинара по закреплению введенной на лекции информации, либо лабораторного занятия с отработкой заданий по заранее заданному образцу, алгоритму. Это одна из трех базовых форм контекстного обучения, в рамках которой воспроизводятся, главным образом, традиционные процедуры получения и закрепления учебной информации, овладения стандартными умениями и навыками, а основной единицей деятельности студента является речевое действие.