Компетентностный подход в высшем образовании как стратегия ФГОС-3 поколения

Практическая работа по предмету «Педагогика»
Информация о работе
  • Тема: Компетентностный подход в высшем образовании как стратегия ФГОС-3 поколения
  • Количество скачиваний: 1
  • Тип: Практическая работа
  • Предмет: Педагогика
  • Количество страниц: 6
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-07-07 21:55:17
  • Размер файла: 20.9 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

4 Компетентностный подход в высшем образовании как стратегия ФГОС-3 поколения. Составить глоссарий по теме


Блоки дисциплин/блоки курсов – это предметы, которые преподаются в рамках образовательных программ для получения определенной степени.

Дескрипторы – результаты обучения могут быть заданы в виде дескрипторов – описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершении учебной программы. Система дескрипторов является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту, что облегчает сопоставление различных систем сертификации.

Интегративная (междисциплинарная) система подготовки специалиста – определяется как система, разработанная с учетом междисциплинарной связи с информатикой или основанная на интеграционных явлениях информатизации образования и призванная формировать информационную культуру специалиста.

Квазипрофессиональная деятельность – одна из трех базовых форм организации учебно-познавательной деятельности студентов в обучении; названа так, поскольку ей присущи черты как собственно учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В форме квазипрофесиональной деятельности в студенческой аудитории и на языке учебной информации моделируются условия, содержание и динамика производственного процесса, отношения занятых в нем людей.

Компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом.

Метод обучения – определяется как способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Модель обучения – определяется как схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса, в основе которых лежит организация преобладающей деятельности учащихся.

Направление (подготовки) – главная предметная область образовательной программы. В России также имеет смысл специализации академической степени (квалификации) или образовательной программ.

Новая образовательная технология – определяется как комплексная система разработки, внедрения и анализа совокупного процесса преподавания, направленная на повышение его эффективности и использующая для достижения этой цели технические (электронные) средства и формы, такие, как компьютерные, аудио, видео, мультимедиа, телекоммуникационные, дистанционное обучение

Общая структура квалификаций – структура квалификаций в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО) включает три ступени: бакалавр, магистр, аспирантура. При этом каждая конкретная страна может вводить присущие ее национальному образовательному контексту иные квалификации/степени. Каждая степень описывается с помощью соответствующих дескрипторов, которые базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве переводных зачетных единиц (Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS). Последнее касается в основном бакалавров и магистров.

Оптимизация учебно-образовательного процесса – определяется как выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

Организационные формы контекстного обучения – способы существования и процессуального выражения содержания образования, получающие свою определенность в структурах общения субъектов образовательного процесса – непосредственного и опосредованного. Непосредственное общение осуществляется в следующих всеобщих формах: а) парной – «один учит одного»; б) групповой – «один учит всех»; в) совместной или коллективной, осуществляемой как диалогическое общение и взаимодействие членов группы, совместное принятие решений («каждый учит каждого»). Опосредованное общение осуществляется в форме индивидуальной работы студента с интерактивными печатными материалами, компьютерными программами, интернет-материалами и т.п. Ведущими в контекстном обучении выступают совместные, коллективные формы организации общения субъектов образовательного процесса.

Педагогическая технология – структурно-процессуальное описание и реализованная на практике модель взаимосвязанных деятельностей обучающих и обучающихся, преподавателя и студентов, их общения и взаимодействия, направленных на достижение целей образования. Прототипом этой модели выступают не какие-либо технические системы, а совместная и индивидуальная деятельность человека, характеризующаяся социальными ценностями целями, образовательными потребностями и мотивами, жизненным, профессиональным и учебным опытом.

Педагогический эксперимент – определяется как исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Педагогическое творчество – определяется как активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Пререквизиты – Любые условия или конкретные курсы/модули, обязательные для выполнения/освоения для доступа к программе или ее части.

Принципы деловой игры как формы контекстного обучения – 1) имитационного моделирования во времени и пространстве условий и технологии производства; 2) игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов; 3) совместной деятельности участников, отражающих социальную сущность труда; 4) диалогического общения и взаимодействия участников игры; 5) проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой учебной деятельности; 6) принцип двуплановости.

Проблемный подход к содержанию контекстного обучения – представление его содержания в виде вероятностной информации, отражающей внутренне противоречивую, предметную и социальную природу профессиональной деятельности будущего специалиста, а также в виде проблемных ситуаций, ситуационных задач, программ и сценариев деловых игр, эвристических программ, что создает условия для диалогического общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, их творчества. Такое содержание обеспечивает включение не только внимания, восприятия, памяти и моторики студента, как в традиционном обучении, но и всех других психических функций, прежде всего мышления.

Психолого-педагогическая компетентность – определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Ролевая игра (разыгрывание ролей) – игровая форма контекстного обучения, основная цель которой – развитие у будущих специалистов способностей межличностного общения и взаимодействия в условиях совместной профессиональной деятельности.

Система оценки достигнутых результатов обучения (ECTS). ECTS – общеевропейская система накопления переводных зачетных единиц и их перезачета. Накопление кредитов означает, что студент получит искомую степень только в том случае, если он набрал определенное количество кредитов. Кредит представляет собой результат обучения и включает в себя набор компетенций.  Национальные критерии оценки не всегда совпадают с общеевропейскими. В Российской Федерации вузы используют в повседневной практике различные способы оценивания результатов обучения. Расширение шкалы оценок обеспечивает большую гибкость, эффективность и справедливость оценивания и сравнения знаний обучающихся, стимулирует их к обучению, позволяет вырабатывать действенные меры по совершенствованию образовательного процесса и повышению качества подготовки.

Стандарт образования – определяется как система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

Сущность контекстного обучения – создание психологических, педагогических и методических условий трансформации учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результатов деятельности студента. Для этого в формах учебной деятельности студентов последовательно моделируется профессиональная деятельность специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст), реализуется движение деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к деятельности собственно профессиональной.

Технология педагогическая – совокупность психолого-педагогических приемов, методов, воспитательных средств. Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Учебная деятельность академического типа  – деятельность студента, организуемая в форме информационной лекции, семинара по закреплению введенной на лекции информации, либо лабораторного занятия с отработкой заданий по заранее заданному образцу, алгоритму. Это одна из трех базовых форм контекстного обучения, в рамках которой воспроизводятся, главным образом, традиционные процедуры получения и закрепления учебной информации, овладения стандартными умениями и навыками, а основной единицей деятельности студента является речевое действие.