Разработать план-конспект практического занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения и провести в аудитории (по любой дефектологической дисциплине)
Тема плана-конспекта практического занятия: «Применение активных и интерактивных методов обучения на занятии по дефектологии речи».
Задачи практического занятия:
1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
2. Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды.
3. Разработка авторской модели уроков (этапов урока) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.
Целевая аудитория: студенты.
Время проведения: 1 час 30 мин.
Оборудование:
– ПК,
– видеопроектор,
– доска «флипчарт»,
– мебель.
Этапы практического занятия:
1. Подготовительно-организационный (15 минут):
– вступительное слово преподавателя;
– деление на группы; постановка целей и задач практического занятия.
2. Представление системы занятий (20 минут):
– описание системы занятий в режиме предлагаемого опыта;
– определение основных приемов работы, которые преподаватель будет демонстрировать студентам.
3. Имитационная игра (20 минут):
– проведение занятия с обучающимися с демонстрацией приемов эффективной работы.
4. Моделирование (25 минут):
– самостоятельная работа студентов по разработке собственной модели урока (этапов урока) в режиме технологии преподавателя, при этом преподаватель выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;
– обсуждение авторских моделей урока.
5. Рефлексия (10 минут):
– дискуссия по результатам совместной деятельности преподавателя и участников практического занятия.
Технологическая карта практического занятия
Этапы практического занятия |
Формы, методы, виды деятельности |
Методическое обоснование |
Время |
1. Подготовительно-организационный. |
Вступительное слово преподавателя. |
Обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности (использовании активных методов обучения). |
7 мин |
Деление на группы. Постановка целей и задач практического занятия. Метод «Ладошка». |
Выяснение ожиданий участников от работы на практическом занятии. |
8 мин |
|
2. Представление системы занятий. |
Определение преподавателем сущности традиционных, активных и интерактивных методов обучения. |
Постановка проблемы перед участниками практического занятия. |
3 мин |
Метод «Автобусная остановка». |
Актуализация знаний участников практического занятия. |
7 мин |
|
Проблемная лекция. |
Погружение участников практического занятия в проблему. |
10 мин |
3. Имитационная игра. |
Знакомство. |
Подготовка к проведению групповой формы работы. |
5 мин |
Правила работы группы. |
Регламентация работы групп. |
5 мин |
|
Энергизатор «Групповой массаж». |
Преодоление барьеров в общении между участниками, их раскрепощение, усиление групповой сплоченности через телесный контакт. Снятие напряжения и повышение энергетического потенциала в группе. Здоровьесберегающий прием. |
5 мин |
|
Упражнение «Кто больше?» |
Применение групповой формы работы. |
5 мин |
|
4. Моделирование. |
Мини-проект «Применение активных методов обучения на занятиях различного типа». |
Применение элементов метода проектов. |
25 мин |
5. Рефлексия. |
Проведение с каждым участником семинара анализа степени осуществления ожиданий от практического занятия. |
Подведение итогов практического занятия. |
10 мин |
План-конспект практического занятия:
1 этап. Подготовительно-организационный.
1.1. Вступительное слово преподавателя.
Цель: обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности (использование активных методов обучения).
Время проведения: 7 минут.
Не секрет, что в настоящее время отмечается равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, поэтому педагоги пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.
Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики, что отнюдь не является решением указанных проблем.
В рамках данного практического занятия рассматриваются возможности использования активных методов обучения, способствующих созданию дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Активные методы обучения применимы ко всем этапам проведения занятия. Для иллюстрации данного тезиса рассмотрим, как посредством активных методов обучения можно активизировать учебную деятельность студентов на всех этапах проведения комбинированного урока, характеризующегося сочетанием различных целей и видов учебной работы: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т.д.
Структура комбинированного занятия:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Организационный этап.
Организационный момент включает:
– предварительную организацию группы (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида студентов, организация внимания);
– готовность преподавателя к занятию (наличие конспекта или подробного плана занятия, наглядных пособий, инструментов, состояние доски, освещение);
– мобилизующее начало занятия («исходная мотивация»).
Цели данного этапа:
– психологический настрой студентов;
– обеспечение нормальной (рабочей, творческой) обстановки на занятии.
Нетрадиционное начало урока – начать урок с: элементами театрализации; эпиграфа к занятию, эмблемы занятия; высказывания выдающихся людей, относящихся к теме занятия.
Поскольку участники занятия работают в режиме представляемого опыта, то их вниманию предлагается рифмованное начало практического занятия.
Ты постоянно на передовой,
На самом стыке будущего с прошлым.
Сегодня предстоит незримый бой:
Активных методов освоишь примененье,
Чтоб с их поддержкой выиграть сраженье –
За неокрепшие еще умы победа.
Смелее неученья тьму круши.
И биться нам с невежеством до пота.
Учитель – это, право, не работа,
Учитель – состояние души.
Этот прием также может использоваться для нетрадиционного проведения организационного этапа занятия.
1.2. Деление на группы. Постановка целей и задач практического занятия.
Цели:
– подготовка к групповой работе;
– выяснение ожиданий участников от работы на практическом занятии.
Деление на группы.
Материалы (на каждую группу): буквы (по количеству групп), карточки с изображением букв (по количеству участников).
Время проведения: 3 минуты.
Случайным образом раздаются карточки с буквами участникам практического занятия. Затем им предлагается занять места за тем столом, на котором лежит эта буква.
Постановка целей и задач занятия.
Метод «Ладошка».
Для того чтобы выяснить ожидания участников от работы на практическом занятии и по окончанию занятия сравнить результаты работы с поставленными целями, предлагается упражнение «Ладошка», являющееся активным методом выяснения ожиданий.
Материалы (на каждую группу): лист бумаги формата А4, маркеры, ручки.
Время проведения: 5 минут.
Структура работы:
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце написать ответ на вопрос: «Что ожидаю от практического занятия?» Затем ответы зачитываются вслух. «Ладошки» вывешиваются на доске на всеобщее обозрение. В конце практического занятия проводится анализ итогов практического занятия в разрезе ожиданий участников.
2 этап. Представление системы занятий.
Перейдем к представлению системы занятий в режиме предлагаемого опыта.
2.1. Определение преподавателем сущности традиционных, активных и интерактивных методов обучения.
Время проведения: 3 минуты.
Традиционные методы обучения позволяют студентам получить преимущественно информационную базу. В результате учебный процесс целенаправленно формирует односторонних специалистов, способных главным образом выполнять лишь исполнительские функции.
Кроме того, к последнему курсу у студентов наблюдается значительное снижение творческого потенциала и заинтересованности в своей будущей профессии и возможностях применения собственных знаний на практике.
Отсюда очевидна необходимость внедрения активных форм и методов обучения, которые призваны преодолеть слабости традиционных методов.
Методы обучения (в зависимости от роли студента в процессе обучения) делятся на пассивные, активные и интерактивные.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы нацелены на самостоятельное добывание знаний студентами, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении и совершенствовании знаний, при формировании умений и навыков.
2.2. Метод «Автобусная остановка».
Актуализация знаний (тема «Сравнительный анализ традиционных и активных методов обучения на занятии по дефектологии речи»).
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в группах.
Материалы: листы бумаги, фломастеры.
Время проведения: 7 минут.
Структура работы:
Преподаватель определяет обсуждаемые вопросы:
– «Предлагаю порассуждать о достоинствах и недостатках традиционных и активных методов обучения».
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (столе) расположен лист бумаги с записанным на нем вопросом:
1. Каковы достоинства традиционных и активных методов обучения?
2. Каковы недостатки традиционных и активных методов обучения?
Преподаватель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде преподавателя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. И так далее. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении преподаватель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
2.3. Проблемная лекция.
Первичное усвоение новых знаний.
Проблемное чтение лекции предполагает активное управление познавательной деятельностью учащихся. Проблемная лекция – это активный педагогический метод, ведущий к интенсификации учебного процесса.
Новое знание на лекции данного вида вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Здесь используется такой методический аппарат, как проблемные вопросы и творческие задания на протяжении лекции, которые предлагаются слушателям в качестве самоконтроля. Выполнение этих заданий учитывается лектором при дальнейшем развертывании лекции.
Время проведения: 10 минут.
Структура работы:
В ходе лекции преподаватель предлагает участникам практического занятия сформулировать достоинства и недостатки традиционного обучения и активных методов.
В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные.
Цели использования активных форм и методов в учебной деятельности:
1. Одна из главных целей состоит в создании комфортных условий обучения, что делает продуктивным сам процесс обучения.
2. Организация занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
3. Включение студентов в самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.
4) Активизация студентов с целью сделать их главными действующими лицами в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса.
5) Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях студентами.
6) Создание необычных условий работы.
7) Использование различных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной.
Работа в парах (микрогруппах). Использование в преподавании дефектологии речи данного метода (работа в парах, микрогруппах) позволяет значительно увеличить время практики на уроке для каждого студента, добиваться усвоения материала всеми студентами группы, решать разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Преподаватель становится организатором самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов.
Деловые игры. Вовлечение студентов в активную деятельность, а также повышение мотивации изучения дисциплины может быть достигнуто благодаря использованию технологии игр в обучении. Игра повышает интерес студентов к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет получать и усваивать большее количество информации. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение, раскрывают личные качества студентов, повышают самооценку.
Урок-презентация. В ходе работы над презентацией студенты проявляют активность и творчество. Работая над презентацией, каждый студент проявляет собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. При выполнении презентации исключается формальный характер изучения знаний и активизируется взаимодействие студентов для достижения практического результата.
Телеурок. Телеуроки способствуют формированию и развитию у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами, а также создают условия, в которых процесс обучения приближается к процессу работы.
Урок-защита творческой работы. Защиты творческих работ позволяют решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Преподаватель становиться организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой работы студентов, появляется возможность для совершенствования процесса обучения и развития коммуникативной компетенции студентов.
Урок-конкурс. Преподаватель подводит студентов к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов. Задача преподавателя создать условия для их инициативы, он является только помощником в работе. В ходе данной работы у студентов развиваются навыки мышления, анализа, стимулируется мотивация и интерес в области предмета изучения.
Урок-экскурсия. Практика уроков-экскурсий показала, что наряду с расширением кругозора студентов данные занятия способствуют значительной активизации познавательной деятельности студентов. После проведённой экскурсии студентам выдаются индивидуальные задания, в ходе выполнения которых делается упор на самостоятельную деятельность. Студенты работают в группах или индивидуально. Совместными усилиями составляется единый доклад, который и подлежит презентации.
В конце обсуждения преподаватель подводит итоги и резюмирует.
3 этап. Имитационная игра.
Групповое обучение – такая организационная форма, когда с учетом связей обучающихся и их возможностей образуются группы, которые совместно выполняют какое-либо учебное задание.
Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на занятии. Обучающийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Участники практического занятия уже распределены по группам. Для подготовки к групповой работе им предлагается выполнить ряд упражнений.
3.1. Знакомство.
Время проведения: 5 минут.
Структура работы:
Преподаватель представляется первым, причем неформально, личностно – таким образом, он задает норму личностной открытости в группе, «открывшись» первым, и этим подбадривает остальных.
«Здравствуйте, меня зовут...
Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. В течение практического занятия мы будем работать вместе. Я предлагаю вам по очереди представиться тем именем, которым бы вы хотели, чтобы вас называли, а также сказать пару слов о себе.
3.2. Правила работы группы.
Это этап рождения группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать.
В любой группе существуют собственные нормы и правила. Они могут быть четко проговорены и оформлены, например, законы государства, либо существовать негласно, но регламентировать жизнь группы. В группе преподаватель устанавливает правила целенаправленно, причем именно те, благодаря которым в группе будет складываться атмосфера, наиболее оптимальная для самораскрытия участников, развития доверия друг к другу, освоения новых способов поведения.
Оборудование и материалы: доска «флипчарт», маркер.
Время проведения: 5 минут.
Структура работы:
Преподаватель предлагает участникам практического занятия сформулировать правила работы в группе, преподаватель записывает их на доске. Правила остаются на виду в течение всего занятия:
1. Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
2. Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.
3. Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой.
4. «Не давать оценок». Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
5. Право преподавателя. Я, как преподаватель, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
3.3. Энергизатор «Групповой массаж».
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
При подготовке и проведении занятия необходимо учитывать дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; профилактику стрессов; оздоровительные моменты и смену видов деятельности; организацию учебного труда.
Цель: усилить групповую сплоченность через телесный контакт, преодолеть барьеры в общении между участниками, их раскрепощение. Предназначен для снятия напряжения и повышения энергетического потенциала в группе.
Материалы: не требуются.
Время проведения: 5 минут.
Структура работы:
Преподаватель просит группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинает массировать плечи соседа, стоящего впереди него.
3.4. Упражнение «Кто больше?»
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в группах.
Материалы: листы бумаги, фломастеры.
Время проведения: 5 минут.
Структура работы:
Преподаватель распределяет следующие вопросы по группам:
1. Достоинства активных методов обучения.
2. Недостатки активных методов обучения.
После обсуждения в группах в течение отведенного времени (3 минуты) своего вопроса, участники групп по очереди называют одно достоинство и один недостаток методов. Побеждает та группа, которая выскажется последней.
4 этап. Моделирование.
4.1. Мини-проект «Применение активных методов обучения на занятиях различного типа».
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Материалы: ватманы, фломастеры.
Время проведения: 25 минут.
Структура работы:
Группам предлагается смоделировать занятие (все его этапы) или фрагмент занятия с использованием активных методов обучения на каждом его этапе. Учебная дисциплина и тема произвольные. Тип занятия распределяется по группам случайным образом:
1. Занятие, посвященное усвоению новых знаний:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач занятия, мотивация учебной деятельности учащихся;
3) актуализация знаний;
4) первичное усвоение новых знаний;
5) первичная проверка понимания;
6) первичное закрепление;
7) информация о задании, инструктаж по его выполнению;
8) рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Занятие комплексного применения знаний и умений:
1) организационный этап;
2) проверка задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся; актуализация знаний;
3) постановка цели и задач занятия; мотивация учебной деятельности учащихся;
4) первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные);
5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);
6) информация о задании, инструктаж по его выполнению;
7) рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Занятие, посвященное актуализации знаний и умений:
1) организационный этап;
2) проверка задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;
3) постановка цели и задач занятия; мотивация учебной деятельности учащихся;
4) актуализация знаний;
5) применение знаний и умений в новой ситуации;
6) обобщение и систематизация знаний;
7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
8) информация о задании, инструктаж по его выполнению;
9) рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Занятие систематизации и обобщения знаний и умений:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач занятия; мотивация учебной деятельности учащихся;
3) актуализация знаний;
4) обобщение и систематизация знаний: подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведение на новом уровне;
5) применение знаний и умений в новой ситуации;
6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
7) рефлексия (подведение итогов занятия); анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Занятие по контролю знаний и умений:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач занятия; мотивация учебной деятельности учащихся;
3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений;
4) рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Занятие, направленное на коррекцию знаний, умений и навыков:
1) организационный этап;
2) постановка цели и задач занятия;
3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений;
4) информация о задании, инструктаж по его выполнению;
5) рефлексия (подведение итогов занятия).
На работу в группе отводится 15 минут. По окончании работы каждая группа представляет результаты своей работы, проводится обсуждение работ. В помощь группам предлагается раздаточный материал «Структура занятий по дефектологии различных типов» и рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках:
1. Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
5. Предлагать практические исследовательские задания.
6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
8. Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Подводя итоги работы, преподаватель просит участников практического занятия поднять одну из трех карточек, находящихся у каждого на столе:
«зеленая» – работа понравилась;
«желтая» – работа оставила равнодушным;
«красная» – работа не понравилась.
5 этап. Рефлексия.
Время проведения: 10 минут.
Используя список ожиданий от практического занятия, полученный в начале практического занятия, преподаватель просит высказаться каждого участника о проделанной работе, его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, что получилось или не получилось, оправдались ли его ожидания.
Цель: получить обратную связь по итогам прошедшего занятия.
Материалы: фломастеры, скотч, карточки.
Структура работы:
Преподаватель просит высказать свое мнение о практическом занятии:
– Своей работой на практическом занятии я...
– Больше всего мне понравилось…
– Я научился...
– Было интересно узнать, что…
– Практическое занятие для меня показалось...
– Материал практического занятия мне был...
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на флип-чарт на всеобщее обозрение, комментируя.