7 Организация самостоятельной работы студентов в вузе
Составить глоссарий по теме
Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных теоретических и практических действий обучаемого.
Активизация учебной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения активности учебной деятельности. Осуществляется по трем направлениям: педагогическое – использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; социально-психологическое – организация межличностного общения в учебной группе, способствующего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы; социально-экономическое – повышение личной социальной и экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний – одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и инструментом определения рейтинга выпускника. Позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, а также активизировать учебную и внеучебную работу студентов.
Выпускная квалификационная работа (проект) – самостоятельно выполненное решение какой-либо проблемы в профессиональной области и оформленное в соответствие с принятыми стандартами.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Студентам-участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию.
Деятельностный подход – 1. В педагогике предусматривает такую организацию процесса обучения, при которой студенты на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, овладевают образцами и способами мышления, деятельностью для развития познавательных сил и творческого потенциала личности. 2. В образовании взрослых – система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни. При этом взрослый обучаемый рассматривается как активный самодеятельный субъект учебно-познавательного процесса.
Дидактические принципы – система важнейших требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает его эффективность и качество.
Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности студентов.
Доклад – это публичное изложение на определенную тему. Обычно доклад звучит на семинарском занятии. Тема доклада соответствует проблематике изучаемого раздела определенного курса.
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии студента с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением здесь меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность первого уступает место активности последнего, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.
Исследовательский метод обучения – метод, исходной посылкой которого служит идея о наличии определенного сходства между учебным и научным познанием. Предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучаемый осваивает элементы методологии и методики научного анализа явлений и процессов и овладевает умениями самостоятельно получать новое для него знание.
Коллоквиум – вид промежуточного контроля. В вузе коллоквиум – одна из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Обычно коллоквиум проводится по темам, по которым не запланированы семинарские занятия. Коллоквиумы могут проводиться и вне сетки расписания по согласованию со студентами.
Конспект (конспектирование) – краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их подтверждение фактами, примерами.
Консультация – одна из важных форм учебной работы, являющаяся необходимой предпосылкой эффективности самостоятельной работы студентов.
Межпредметные связи в обучении – дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются студентом.
Контроль в учебном процессе – это проверка хода и результатов усвоения студентами теоретического и практического учебного материала.
Контрольная работа – это определенные задания, составленные таким образом, чтобы выявить умение применять теоретические знания на практике.
Курсовая работа (проект) – письменная работа по утвержденной теме под руководством специалиста, оформляемая в соответствии с требованиями вуза
Лекция – форма проведения теоретического обучения, связанная с изложением преподавателем материала по теме лекции; распространенная ошибка – представление о лекции, как о своего рода «диктанте»; лекция предполагает активную работу студента
Метод имитационных (ролевых, деловых) игр – это система обучения, при которой ведущей формой организации деятельности является деловая игра.
Метод кейс-проектов case study («разбор конкретных ситуаций»). Кейсы представляют собой документированные ситуации.
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студентов, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Модульное обучение – это система организации учебных занятий. Студенты осваивают курс поэтапно, изучая материал в рамках модулей. Обычно модуль посвящен определенной проблеме, включает в себя несколько лекционных и семинарских занятий, коллоквиумы, выполнение домашнего задания, контрольные мероприятия.
Обученность – одно из существенных качеств, отражающее способность студента оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач.
Педагогический тест – это система заданий возрастающей сложности и специфической формы, позволяющая надежно и валидно оценить структуру и измерить уровень знаний. Тест является эффективным средством совершенствования технологии обучения.
Практическое занятие – вид аудиторной учебной работы, в рамках которой происходит освоение умений и навыков по дисциплине, предусмотренных ее программой; в рамках практического занятия возможно также проведение текущего контроля знаний.
Реферат – это письменная работа, в которой студент представляет свои изыскания. Он может быть двух видов: доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих материалов или изложение содержания научных работ, книг, статей.
Самостоятельная работа студента – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, которая понимается в двух смыслах: 1) управляемый преподавателем процесс усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовской программы и приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, которыми должен овладеть профессионал-специалист; 2) это средство организации и выполнения познавательной деятельности студента, которая определяется целями обучения.
Семинар – один из видов практических учебных занятий, способствующих более углубленному изучению темы. Специфика семинара состоит в том, что осуществляется коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных студентами самостоятельно, но по рекомендациям преподавателя.
Уровень учебной деятельности – качество усвоения студентами учебного материала, подлежащего изучению, качество приобретенного ими опыта и, следовательно, качество деятельности, которую могут осуществлять студенты в результате обучения.
Эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения ко конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.