Ярославль как центр изразцового искусства

Практическая работа по предмету «История России»
Информация о работе
  • Тема: Ярославль как центр изразцового искусства
  • Количество скачиваний: 4
  • Тип: Практическая работа
  • Предмет: История России
  • Количество страниц: 15
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2020-02-26 11:19:05
  • Размер файла: 393.83 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №36 г. Ярославль


Исследовательская работа: «Ярославль как центр изразцового искусства»


Работу выполнила: ученица 10Б класса

Научный руководитель:

учитель географии высшей категории.

Ярославль 2014



Содержание:

  • Введение 1

  • 1.История изразцового искусства 2

  • 2.Ярославль как центр изразцового искусства 3

  • 3.Изразцы в современном мире 5

  • Исследовательская часть 6

  • Заключение 6

  • Список литературы 7

  • Приложение 7



Введение

От доисторических времен до наших дней обыкновенная глина всегда являлась великолепным строительным материалом и первоосновой керамических изделий. На протяжении всей истории человечества изделия из глины совершенствовались как технологически, так и в качестве произведений прикладного искусства.

Изразец – особый вид керамических изделий, имеющий богатую историю, уникальные пути становления и развития. Используемые изначально в качестве элемента храмового декора, изразцы в дальнейшем получили повсеместное распространение в качестве декоративного убранства светских архитектурных сооружений, элементов внутреннего декора.[4,14] Изразцовое искусство в России, которому посвящена данная работа, имеет многовековую историю. В нем своеобразно отразился духовный мир русского народа, его эстетические вкусы и понятия.

К сожалению, тема изразца до сих пор недостаточно освещена в научной литературе, несмотря на то, что изразец является предметом исследования архитекторов, реставраторов, историков культуры. Огромный урон изразцовому убранству зданий был нанесен в первой половине XX в., когда в ходе антирелигиозной кампании в СССР, разрушались многие храмы, а в угоду генеральным планам перестраивались многие дома и особняки. По свидетельствам ученых-реставраторов, темпы разборки памятников просто не оставляли времени тщательно зафиксировать их декор, исследователям приходилось довольствоваться общими планами и сбором отдельных деталей.[2]

Цель данной работы – проследить развитие изразцового искусства в России, с глубокой древности до наших дней.

Перед автором также стояла задача изучить развитие изразцового искусства в Ярославле, и узнать об изготовлении и применении изразцов в современном мире.

Исследование проводилось с помощью различных методов - теоретических: поисковый и описательный, и эмпирических: наблюдение и эксперимент.

В данной работе автор опирался на крупнейшие исследования, посвященные изразцам, в частности на работы С.И. Маслиха, Н.В. Султанова, А.В. Филиппова, С.И. Барановой; основные коллекции архитектурной керамики, в первую очередь собрание Государственного архитектурного и ландшафтного музея-заповедника «Коломенское».

1.История изразцового искусства

Искусство изготовления изразцов пришло на Русь из Византии, вместе с каменным зодчеством. Его возникновение связанно с крещением Руси и строительством храмов и церквей. Во время татаро-монгольского ига наступила пауза в развитии русского изразцового искусства. Вместе с окончанием ига и восстановлением культуры продолжило своё развитие и изразцовое искусство.[5]

В XV веке появились первые печные изразцы, они изготавливались в Москве. Эти изразцы получили название «Красные» или «Терракотовые» (по цвету обожженной глины).

Способ изготовления красных изразцов был достаточно прост. Заготавливая глину, ее складывали на открытом воздухе, где она вылеживалась - замерзала, оттаивала, мок­ла под дождем. Благодаря этому глина становилась пластич­ной, после ее еще тщательно переминали, добавляя наполнители, в первую очередь песок. Такую глину набивали в деревянную форму с углубленным «зеркальным» резным изображением, которую укрепляли на гончарном круге, после чего, медленно вращая круг, налепляли румпу (возможно, румпы делали и отдельно, а затем соединяли с тыльной стороной изразца, о чем говорит найденный в Гон­чарной слободе Москвы фрагмент коробчатой румпы, выполненной отдельно) [6,98]. После того как глина подсыхала, форму легко снимали, изразец досушивали до окончательной усадки и обжигали в горне. Румпы первых изразцов были коробча­тые, то есть начинающиеся от самого края пластины.

В XVI- XVII веках появляются первые муравленые (покрытые зеленой глазурью) изразцы. Название связывают с зелёным – травяным цветом (трава-мурава). Зеленый цвет создавался на основе бес­цветной глазури, составной частью которой был оксид свинца (поэтому ее называли свинцовой), с добавлением красителя в виде оксида меди. Его оттенки на древнерусских изразцах могли оказаться весьма разнообразными - от ярко-зеленого до темного, почти черного. Интенсивность цвета зависела от количества оксида меди в глазури (чем больше - тем темнее), от размещения в том или ином ме­сте печи (цветовые изменения вносила даже незначитель­ная разница температур), а также от газовой среды обжига.

Расцвет русского изразцового искусства приходится на вторую половину XVII века, и связан с появлением рельефных многоцветных (полихромных) изразцов. В 1654-1655 годах их стали изготовлять по приказу патриарха Никона в Иверском Святозерском монастыре, а в 1658 году в Ново-Иерусалимском монастыре – резиденции патриарха Никона, где тоже была основана изразцовая мастерская. Ведущую роль в обеих мастерских играли иноземные, в основном белорусские мастера, принесшие отработанные технологические приемы, рецептуру цветных эмалей, новые рисунки и прибывшие из земель, входивших в это время в состав Речи Посполитой.[7]

Многоцветная керамика широко использовалась во внутреннем и внешнем декоре зданий, как в Москве, так и во многих провинциальных городах. Фасадная керамика Ярославля отличалась большой пышностью, яркостью, в ней чувствуется явное влияние Востока. Это связано с тем, что Ярославль был крупным центром внутренней и международной торговли. Такие города, как Владимир, Балахна, Соликамск, наоборот, производили изразцы в сдержанной колористической гамме.

С XVIII века появляются гладкие расписные изразцы. Их появление обусловлено реформами Петра I, направленными на подчинение церкви и европеизацию культуры. По указу Петра начинают изготавливаться изразцы «на голландский манер».[6,96] Речь шла о новом облике изразца: гладкая по­верхность лицевой пластины, сдержанная цветовая гамма и разнообразные сюжеты, выполненные в технике росписи. Именно такие изразцы удалось увидеть молодому царю во время путешествий в 1697-1698 годах в Европу, где среди прочего он познакомился со знаменитой голландской – дельфтской керамикой.

По указанию Петра I из Европы приглашали мастеров, которые вместе с другими иноземцами прибыли в Россию. В свою очередь, многие русские ехали обучаться в Европу.

Новые изразцы вошли в быт и полюбились и жителям новой столицы, и москвичам и провинциалам, навсег­да вытеснив старые.

XIX век не приносит существенных изменений. Изразцы в основном используются для украшения печей. Многие изразцы были фабричного производства, что позволяло расширить круг потребителей. Фабричные изразцы имели достаточно широкий ассортимент. Примером может служить производство М.С. Кузнецова, предлагавшее 18 видов изразцов и печей, а также множество видов отдельных изразцов и плиток.

Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное. В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф.Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы сильного художника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.

Изразцовое искусство в начале XX столетия переживало непростые времена, как и вся страна. Череда революционных потрясений, закончившаяся установлением советской власти, а затем и кровопролитная гражданская война практически полностью парализовали промышленность, в том числе керамические заводы, а также кустарные промыслы.

Многие храмы и монастыри были закрыты и даже уничтожены. Архитектурная керамика осталась лишь в гражданском строительстве.

Опыт применения фасадной и облицовочной керамики впоследствии применялся в СССР повсеместно. Наиболее известными сооружениями являются павильоны ВДНХ, спорткомплекс «Лужники», морской вокзал в Сочи и др.


2.Ярославль как центр изразцового искусства

В истории архитектурной керамики ярославский изразец занимает видное место. В Ярославле в конце XVII в. искусство русского средневекового изразца пережило последний расцвет (спустя триста лет - возродилось в работах ярославских реставраторов–керамистов).

Первый изразцовый декор в Ярославле связан со строительством церкви Рождества Христова(1635-1644), возведение которой начато братьями Назарьевыми, а завершено – посадскими людьми Гурьевыми. Как и другие русские храмы того времени, церковь украшена муравлеными изразцами, но её главная особенность – керамическая надпись с именами заказчиков. Красный рамочные изразцы украсили галереи церквей Иоанна Златоуста в Коровниках и Николы Мокрого. В храме Архангела Михаила зеленые изразцы украшают крыльцо и северную галерею.

Церковь Иоанна Златоуста - один из лучших образцов ярославского зодчества второй половины XVII века. кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм, с трёх сторон окруженный папертями, восточные углы которых занимают шатровые приделы. Выстроен на средства Неждановских, отличается богатейшим изразцовым убранством.

Ансамбль состоит из двух храмов - зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине.

По своей гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.

Появление многоцветных изразцов связано со строительством церкви Иоанна Предтечи(1671-1687), в её украшении использованы только полихромные изразцы. В убранстве этого памятника впервые был использован фирменный ярославский прием – вертикальная изразцовая строчка, ставшая одной из отличительных особенностей Ярославского изразцового искусства. В этой строчке использовались квадратные изразцы-розетки, расписанные по рельефу белой, жёлтой, бирюзовой, синей и прозрачной красно-коричневой глазурью.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове входит в список 100 самых значимых памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Величественное, красочное и несколько необычное сооружение имеет 15 глав. Помимо центрального храма по пять куполов несут два боковых придела, которые подняты до высоты основного тела храма. Столпообразная ярусная 45-метровая колокольня в формах московского барокко, выстроенная несколько позднее, завершила ансамбль.

Многоцветные изразцы и фигурный кирпич образуют на стенах храма сплошной ковер. На красной кирпичной поверхности стен выделяются изразцовые вставки, живописнее всего изразцами украшены высокие крыльца и стены галереи-паперти.

Многоцветные изразцы появились и на шатровых колокольнях церкви Николы Надеина, церквях Дмитрия Солунского и Николы Пенского. Многоцветными изразцами украсили храмы выстроенные несколькими десятилетиями ранее. В церкви Ильи Пророка был устроен изразцовый цоколь на галерее. Изразцовые декорации появились в церквях Николы Мокрого, Тихвинской Богоматери, Иоанна Златоуста.

В XVII век изразцовый убор включили в наличники центрального барабана старейшего храма Ярославля – Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря.

Церковь Богоявления по своему внешнему виду значительно отличается от других ярославских памятников 17 в. Следуя принципам московской школы зодчества, строитель церкви отказался от традиционно ярославской конструкции с четырьмя столбами и создал бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом. В его завершении два уступа массивных кокошников служат переходом к почти плоской кровле с пятью маленькими главками на глухих барабанах.

В декоре здания применены полихромные изразцы. Они украшают фризы центрального куба и галерей, барабаны глав и наличники окон, входное крыльцо и ширинки колокольни. Разноцветные плитки гармонируют с красным фоном стен. Использовано два типа изразцов: плитки с повторяющимся рисунком, из которых составлены широкие фризы и плитки с центрически замкнутым рисунком, из которых составлены вертикальные ленты.

В Ярославле, как ни в каком другом городе, изразцовый убор сосредоточен на доступных близкому обзору частях: папертях-галереях и ведущих на них крыльцах. Они декорированы не менее роскошно, чем обширные поверхности стен.

Среди излюбленных мотивов ярославских многоцветных изразцов выделяют цветочную розетку, имеющую московский прототип. В Ярославле она имела более десяти видов и представляет бесконечные варианты полевых цветов. К широко распространенным мотивам относятся изразцы с птицами, реальными и фантастическими, в обрамлении разнообразных рамок. Часто на ярославских изразцах изображаются вазоны с цветами.

Каждый сюжет имел свое значение: грифон олицетворял надежную защиту, единорог – процветание, соловей – молодость, птица Сирин – материнство, а райская птичка – мечту о светлом будущем. Самым распространенным орнаментом был цветок – розетка из 6, 8 и даже 12 лепестков, символизировавший благополучие.

Фризы украшает, как правило, орнамент в виде растительного завитка, который варьируется от сравнительно простой композиции к довольно сложным.

Другие особенности Ярославского изразцового декора, это вертикальные изразцовые строчки из поставленных на угол изразцов и уникальные, не имеющие аналогов наличники. Ими украшены три храма – Николы Мокрого, Иоанна Златоуста в Коровниках, Петра и Павла на берегу Волги. Основная композиция наличника с рисунком из крупных завивающихся в спираль стеблей, переходящих с одного изразца на другой, набиралась из 34 изразцов и затем дополнялась в соответствии с размерами оконного проема.

Хотя происхождение этой ярославской изразцовой композиции неизвестно, ее можно отнести к местной изразцовой школе. Она появилась в период, когда мастера от работы с универсальной изразечной системой (каждый изразец имеет в своем рисунке элементы, помогающие соединить его с другими изразцами, в то же время он мог существовать и самостоятельно) перешли к созданию композиций, в которых рисунок технологически разделен на отдельные фрагменты.

Формирование новой изразцовой системы заняло несколько десятилетий, но было весьма бурным. Главную роль в этом сыграла система приемов декорирования. Использовалось малое число типов керамических элементов в самых разнообразных сочетаниях. Часто один изразец как составной элемент участвует в решении пяти-шести разных частей архитектуры фасада.

Эта особенность позволяет выделить несколько групп изразцов с наиболее распространенными изображениями и среди них – раннюю сюжетных и орнаментальных терракотовых и муравленых изразцов, полихромные и орнаментальные изразцы с растительным орнаментом, завивающимся в спираль стеблем и листьями. Чередуя различные сочетания изразцов одного типа, варьируя окраску, ярославские мастера добивались новых сочетаний, дающих неожиданные эффекты.[3, 286-291]

Изготовлением изразцов в Ярославле занимались в Коровницкой слободе. По давней традиции и в XIX веке там работали керамические производства: М.А. Кубасовой, А.К.Опитина (1800 г.), С.Н.Звягина (1855 г.), И.И.Коченина (1864 г.), А.А.Кочениной (1899 г.). Производство изразцов существовало в селе Владимирском Леонтьевской волости Мологского уезда и принадлежало А.И.Мусину–Пушкину. В середине XIX в. в Рыбинске вырабатывались изразцы за рекой Черемхою на заводе купца К.П.Волкова (1865г.). К концу XIX – началу XX века относится продукция изразечного завода В.А.Аксенова (село Никольское Панфиловской волости Рыбинского уезда). Его изделия отличаются красочной гаммой многоцветной поливы, техническим совершенством исполнения, разнообразием ассортимента. Кроме того, новоделы терракотовых плит и поливных изразцов завода Аксенова были первым опытом в деле реставрации керамического убранства местных памятников (в частности, терракотового декора палат удельных князей в Угличе).

3.Изразцы в современном мире

В настоящее время возобновляется интерес к изразцам. В России в начале XXI века существуют десятки керамических мастерских, преимущественно частных, которые помимо гончарных промыслов и изготовления сувенирной керамики, занимаются производством изразцов. Сегодня все более популярными становятся камины, печи, выложенные изразцами. Используются изразцы и облицовочная керамическая плитка и в оформлении фасадов частных домов. Во многих городах России постоянно проходят специализированные выставки и форумы, где любой может ознакомиться с продукцией современных изразечников, а сами мастера поделиться накопленным опытом. Как и в XVII в., изразцы сейчас являются предметом роскоши и показателем достатка их обладателей, можно говорить о современном изразце, как об отдельном художественном явлении.

Реставрируются памятники архитектуры. Например, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское. В 2010 –м году, по старинным образцам были воссозданы изразцовые печи.[3]

Изразцы используются не только для реставрации и частных заказов, но и для новых храмов и церквей. Пример может служить Ярославский Успенский Собор. В его декоре используется множество изразцов. Главный барабан украшен изразцовым поясом. Он состоит из 2-ух рядов валиков и изразцов, и 14-ти панно «павлинье око», в каждом по 40 изразцов.

Фриз «павлинье око» впервые появился в декоре Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, позднее украсил Покровский собор в Измайлове, церковь Григория Неокесарийского, Андреевский и Иосифо-Волоколамский монастыри. Этот фриз ранее не встречался в ярославских памятниках.

На каждом крыльце – 6 небольших панно, в каждом по 12 изразцов. На уровне около 3-х метров от земли по всему периметру собора идет ряд одиночных изразцов с разнообразными орнаментами, всего 15 разных орнаментов.


Исследовательская часть

Процесс изготовления изразца начинается с эскиза. Затем делается модель, реального размера, с учётом «усадки» (Воздушная усадка- уменьшение объёма глины, в результате высыхания). С готовой модели снимается гипсовая форма, которая может быть простой (из одного куска), и сложной (из нескольких кусков). После того, как форма готова, начинается процесс формовки. Форма вручную заполняется готовой глиняной(керамической) массой влажностью около 35%.

Керамические массы бывают шамотными, светложгущимися и красножгущимися. Шамотная масса содержит 30-40% обожженной крошки с размерами частиц 0,1-2 мм. Благодаря этому шамотные массы имеют невысокую усадку при сушке и обжиге, малую деформацию. Беложгущиеся керамические массы после обжига - светлого, почти белого цвета. Красножгущиеся массы после обжига имеют цвет от светло- до темно-коричневого.

Сформованный изразец извлекается из формы и сушится, в зависимости от размера, до двух недель. После того, как изразец полностью высох, он проходит 1-ый обжиг – утильный. Его помещают в печь для обжига и обжигают при температуре около 1000 градусов. После остывания изразцы вынимают из печи, их моют, и только потом покрывают глазурями.

Глазурь – покрытие, которое после обжига приобретает вид стекла. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные, блестящие и матовые, бесцветные и окрашенные. [1] Для придания цвета в состав глазури вводят оксиды металлов. Окись кобальта даёт цвет от светло- до темно-синего; окись хрома — зелёный, а при наличии олова — розовый, красный; окись меди используют для получения изумрудно-зелёной, сине-зеленой глазури, а также глазурей медно-красных оттенков; соединения с марганцем дают коричневые, розовые цвета; окись железа - от жёлтого и красного до коричневого и чёрного. [4]. После того, как изразец покрыли глазурью, его обжигают второй раз. После этого получается готовый изразец.

Нам удалось поучаствовать в росписи изразцов для Успенского собора. Летом 2012 года, в составе группы под руководством художника-керамиста и реставратора Е.Д. Тарабина, я участвовала в росписи изразцов. Всегшо было расписано более 1300 изразцов. Большая часть из них для центрального барана собора. Лично мной было расписано около 200 изразцов. В основном это изразцы и панно «павлинье око» и валики. Также 1 панно из 12 изразцов, которое установлено на крыльце собора с южной стороны стороны.


Заключение

В данной работе была предпринята попытка в хронологическом порядке, с глубокой древности, проследить историю развития русского изразца.

Нам удалось достигнуть цели, мы проследили историю развития изразцового искусства в России.

Выполнили задачи, изучили развитие изразца в Ярославле и узнали о применении и изготовлении изразцов в настоящее время.

С помощью использования поискового и описательного методов исследования прослежена история развития изразцового искусства в России и Ярославле. Благодаря методу наблюдения получены сведения о применении изразцов в современном мире. С помощью эксперимента изучен процесс изготовления изразцов в настоящее время.

Прошло немало времени, и мы можем констатировать, что несмотря на гигантский ущерб, нанесенный изразцам в ходе различных войн и идеологических кампаний бурного XX века, интерес к изразцу сохраняется, продолжается традиция, пережившая столетия





Список литературы

  1. Акунова Л.Ф. Крапивин В.А. «Технология производства и декорирование художественных керамических изделий» М. «Высшая школа» 1984г.

  2. Баранова С.И. Москва изразцовая. М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2006

  3. Баранова С.И «Русский изразец. Записки музейного хранителя» М. 2011

  4. Захаров А.И. «Основы технологии керамики» М. 2004

  5. Маслих С.А. «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков» М. «Изобразительное искусство», 1983 г.

  6. Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968 .г

  7. Сергиенко И.И. Керамика первой четверти XVIII столетия в Петербурге (из истории зарубежных связей) // Забелинские научные чтения год 1997. М., 1998

  8. Филиппов А.В. Древнерусские изразцы XV-XVII вв. М., 1938

  9. Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки. 1894.

Реурсы Интернет:

  1. http://www.dissers.ru/1kulturologiya/semantika-russkogo-izrazcovogo-iskusstva-24-00-01-teoriya-istoriya-kulturi-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoy.php

  2. http://www.pallada-afina.ru/news/baranova.php

  3. http://www.almaz2000.ru/index.php?page=products&pid=299



Приложение

Приложение 1. Терракотовый широкорамочный изразец, конец XVI – начало XVII вв. В Передних воротах государева двора в Коломенском. Экспозиция «Вехи истории Коломенского».














Рисунок 2. Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме. Московское производство,1660 – е гг. Экспозиция «Вехи истории Коломенского».





Рисунок 3.Полихромный изразец с изображением птицы-«оглядыша» XVII в.




















Рисунок 4. Гладкий печной изразец XVIII в.



Рисунок 5. Московский метрополитен, станция Таганская. Майоликовые панно с изображением воинов Советской Армии.

Рисунок 6. Церковь рождества Христова, г.Ярославль. Керамическая надпись с именами заказчиков.



Рисунок 7. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, г.Ярославль. Вертикальная изразцовая строчка.

Рисунок 8. Изразцовый наличник. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, г.Ярославль.

Рисунок 9. Фриз "Павлинье око" на восточном фасаде Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.











Рисунок 10. Фриз «павлинье око». Успенский собор г.Ярославль.


Рисунок 11. Гипсовая форма.






















Рисунок 12. Изразцовая печь. Музей- усадьба Коломенское.