Текст. Определение и типы текста

План урока по предмету «Русский язык»
Информация о работе
  • Тема: Текст. Определение и типы текста
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: План урока
  • Предмет: Русский язык
  • Количество страниц: 10
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-02-19 15:01:53
  • Размер файла: 16 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Урок русского языка


2 класс


Дата проведения урока


11.05.2015


Учитель



Студентка



Тема


Текст. Определение и типы текста


Тип урока


Усвоение новых знаний


Общедидактические цели урока


1. Систематизировать знания учащихся о типах текста;

2. Закрепить умение определять типы текста.


Образовательные цели урока


1. Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);

2. Повторять, закреплять, расширять и углублять знаний детей об актуальных для школьников типах текста;

3. Совершенствовать речевые умения;

4. Обучать детей созданию текстов.


Воспитательные цели урока


1. Воспитывать учебную активность, аккуратность, усидчивость, прилежание и пытливость в процессе учения;

2. Формировать навыки сотрудничества, учений работать в группе.


Развивающие цели урока


1. Развивать словесно-логическое мышление;

2. Развивать коммуникативные качества учащихся;

3. Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;

4. Совершенствовать и развивать языковую интуицию учеников;

5. Развивать психические процессы: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций;

6. Развивать мелкую моторику, каллиграфические навыки письма; наблюдательность.


Личностные результаты


 Формирование интереса к предстоящей деятельности


Метапредметные результаты


Познавательные: умение работать со схемами; осуществлять анализ, синтез целого из частей

Регулятивные: понимание учебной задачи; формулирование темы и цели урока; оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: формировать свои мысли в устной форме; взаимодействовать в группе; приходить к общему в совместной групповой деятельности.


Планируемые предметные результаты


– Различать текст и набор предложений;

– Различать типы текстов.


Оборудование


Учебник Рамзаевой Т.Г. Русский язык. 2 класс.

Демонстрационные материалы: опорные таблицы с названиями типов текстов, структура типов текста; записи начала текстов на доске; наглядные материалы: деформированные тексты; дидактические материалы: технологические карты, инструкции для работы в группах.




Конспект урока


1. Организационный момент


2. Постановка цели и задач урока


а) Составить слово из подчеркнутых букв

– Для того, чтобы узнать тему нашего урока, составьте слово из подчеркнутых вами букв. Какое слово у вас получилось?

Запишите тему урока. (Текст. Типы текста.)

Кто из вас поможет нам сформулировать цель нашего урока? (Закрепить знания о тексте.)

Назовите задачи нашего урока.

1. Уточнить, что такое текст.

2. Повторить типы текста.

3. Вспомнить основные признаки текста.

(Приготовьте сигнальные карточки).

б) Игра «Да-нет».

Я читаю в быстром темпе фразу, если вы согласны с ней – поднимаете зелёную карточку, не согласны – жёлтую.

1. Текст состоит из одного предложения.

2. Текст состоит из нескольких любых предложений.

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

4. Текст обязательно имеет заголовок.

5. Текст не всегда имеет заголовок.

6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму.

7. Текст может быть небольшим по объёму.

9. Текст всегда состоит из одной части.



3. Мотивация и актуализация знаний


Орфографическая минутка (учащиеся записывают слова под диктовку и объясняют орфограммы). (Туча, ежи, карандаш, сильный, точный).

– Слова из орфографической минутки помогут нам узнать, о чем пойдет речь дальше. Если взять из каждого первую букву и собрать слово, то получится: «текст» (слово записывается в тетради)

– И сегодня мы продолжим работу с текстом.

Учитель. Ребята, сегодня утром мне передали странное письмо. Оно адресовано нашему классу. Хотите прочитать?

Дети. (чтение письма)

Привет, горе-ученики!

Пишет вам известнейший писатель и поэт – Незнайка!

Я – Незнайка, великий поэт!

Меня знает весь белый свет.

От меня вам всем – привет!

Я – великий писатель,

Я – великий поэт!

Я – то есть Незнайка,

Лучше, чем Пушкин,

И лучше, чем Фет!

Ну, как? А вы, горе-ученики, так можете? Наверное, думаете, что так же напишите? Прежде чем задаваться, попробуйте выполнить мои задания:

– Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

– Определите тип текста.

– Озаглавьте текст.

– Перескажите текст, пользуясь составленным планом.

Посмотрим, как вы справитесь с этим трудным заданием.

Великий поэт, Незнайка.

Учитель. Ну что, ребята, сможете выполнить задания Незнайки?

Нам надо вспомнить:

– Что такое текст.

– Как озаглавить текст.

– Как определить тип текста.

Текст – это письменное или устное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.

Чтобы озаглавить текст, необходимо:

– определить тему текста,

– определить основную мысль текста.

Чтобы определить тип текста, необходимо:

– определить общий вопрос текста,

– определить основную мысль текста,

– определить структуру текста.

Учитель. Давайте вспомним структуру типов текста (работа у доски).
Сегодня вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах и постараемся их не нарушать.

Учащиеся работают в группах, отбирая карточки с признаками определённого типа текста и формируя на доске схемы.

1 группа.

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

  1. когда, где, с кем …
  2. что произошло, как развивались события.
  3. чем все закончилось

2 группа.

Текст-описание.

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

3 группа.

Текст-рассуждение

Почему? зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как.

  1. утверждение
  2. доказательство, объяснение
  3. вывод, итог, результат

Отчёт групп, дополнения ответа другими группами.

Учитель. Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.


4. Самостоятельная работа в группах


5. Отчеты групп по проделанной работе


Во время отчёта перед каждым учащимся находятся задания и тексты других групп.

Учитель. Ребята, а может кто-нибудь из вас пересказать понравившийся текст, другой группы?

Почему удалось так удачно пересказать тексты?

Дети. Нам помогло знание структуры типов текстов, умение составлять план текста, выделять опорные слова.



6. Усвоение новых знаний


– Сегодня мы познакомимся с 3-мя типами тексов и поучимся их различать.

а) Посмотрите на доску: здесь даны начала 3-х текстов. Прочитаем их сначала самостоятельно, затем вслух (коллективно)

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!

2)Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные!

3) Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?

– Какое предложение есть во всех 3-х началах?

– Оно нам подсказывает тему текстов: о ком будет говориться? (О тиграх в цирке)

– А можно догадаться, что именно будет рассказываться?

– По какому предложению?

– Прочитайте 2-е предложение 1-го текста. О чем будет рассказывать автор? (Что делали тигры)

– Прочитайте 2-е предложение 2-го текста. О чем мы узнаем? (Какие тигры)

– Прочитайте 2-е предложение 3-го текста. В нем ставится вопрос: «Почему?», значит

автор будет объяснять.

  б) – Теперь проверим наши предположения.

– У вас листки с 3-мя текстами. Прочитаем 1-ый текст (самостоятельно)

– Правильно мы предположили?

– Прочитайте, как автор рассказывает, что делали тигры во время выступления.

– Такие тексты, где рассказывается о действиях, событиях, которые происходят одно за другим называют повествованием.

– Прочитайте 2-ой текст. (самостоятельно)

Правильно мы предположили?

– Прочитайте, как автор описывает тигров.

– А теперь закройте глаза и попробуйте представить, как выглядят тигры. (Учитель читает описание)

– Автор как бы рисует словами.

– Такие тексты называют описанием.

 – Прочитаем 3-ий текст. На какой вопрос он отвечает?

– Как же объясняется то, что тигры слушаются дрессировщика?

– Сколько объяснений предлагается в тексте?

– Какие слова используются в объяснении? (потому что)

– А вы бы как объяснили?

– Текст, в котором что-то объясняется называется рассуждением.

в) – Итак, какие 3 вида текстов мы теперь знаем? Что запомнили о каждом? (запись названий в тетради).


7. Закрепление


а) Поработаем с учебником: стр.72, упр.137.

– Прочитайте задание.

– К какому типу вы бы отнесли этот текст? (повествование) Почему?

 б) Послушайте текст, определите его тип:

Я люблю коней. Люблю потому, что они быстро бегают и очень красивые. (рассуждение) Почему?


8. Итог урока


Какая была цель сегодняшнего урока?

– Мы ее достигли? Почему?

– Назовите друг другу все 3 типа текстов и расскажите, что запомнили о каждом. (Дети работают в парах)?

– Что вам больше всего понравилось?

Возьмите карточки самооценки, заполните их.


9. Домашнее задание


Дома расскажите родителям о типах текстов, которые Вы изучили, а упражнение 138 поможет вспомнить все названия. Это устное задание.

– Урок окончен. Вы хорошо потрудились. Спасибо.