Цель:
- привить любовь к великому русскому языку,
- повысить общую языковую культуру.
- Ход игры
- Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.
- По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.
- И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.
Приветствие команд.
Оценивается название команды, эмблема, девиз.
Разминка.
Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
(Вопросы задаются командам по очереди.)
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
- Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
- Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
- Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Конкурс знатоков ударений.
В словах нужно правильно расставить ударение.
- Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
- Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок.
Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.
“Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
- Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
(Поспешишь – людей насмешишь.) - Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
(Век живи – век учись.) - Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
(Тише едешь – дальше будешь.) - Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
(Сделал дело – гуляй смело.) - Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
(Что посеешь, то и пожнешь.) - Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
(Без труда не вытянешь рыбку из труда.) - Игра “Четвертое лишнее”.
- А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение - А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол - Викторина.
- Кто был создателем первого славянского алфавита?
- А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский - Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?
- А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский - – Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?
- А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе - – Как называется искусство красивого письма?
- А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись - Подведение итогов.
- Жюри подводит итоги игры
Награждение. - Заключительное слово учителя.
- Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.