Урок окружающего мира |
2 класс |
Дата проведения урока |
07.05.2015 |
Учитель |
|
Студентка |
|
Тема |
Весна. Природа и музыка |
Тип урока |
Изучение нового |
Общедидактические цели урока |
1. Расширить знания и представления детей о весенних явлениях, об изменениях в природе с приходом весны; 2. Обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в живой и неживой природе, за весенними заботами людей и сравнить их с занятиями людей и обычаями наших предков |
Образовательные цели урока |
1.Научить определять последовательность событий в природе и их связи; 2. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении; 3. Развивать наблюдательность. |
Воспитательные цели урока |
Воспитывать бережное отношение к природе. |
Развивающие цели урока |
1. Формировать умения работать в ограниченном отрезке времени; развивать логическое мышление и воображение; 2. Развивать связную и диалогическую речь учащихся. |
Личностные результаты |
Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; удерживать учебную задачу в ходе урока; преобразовывать практическую задачу в познавательную; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации. Коммуникативные: умение вступать и вести диалог; умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, паре и следовать им. |
Планируемые предметные результаты |
1. Знать основные признаки весны; 2. Уметь выделять и описывать признаки весны на основании наблюдений и опытов; 3. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; 4. Уметь определять последовательность событий в природе и их связи. |
Оборудование |
1. Ивченкова Г.Г, Потапов И.В. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Часть 2. 2. Карточки с названием весенних месяцев; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; набор открыток «Цветы-первоцветы». |
Конспект урока
1. Ход урока
– Какие весенние месяцы вы знаете?
Работа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Рассматривают репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
– Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дадите мне ответ.
Клёнам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку – подругу! (весна)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о весне)
– Скажите, какое сейчас время года? (весна)
– А какое время года она сменяет? (зиму)
– Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
– А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
– Март – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по–тихонькую природа начинает просыпаться от зимнего сна.
– Апрель – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
– Май – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
-А можно ли весну назвать царством? А по каким признакам?
– А вы когда-нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно?
1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас!
3. Совместное открытие новых знаний
– Мы с вами говорили о весенних признаках.
– А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.
1. «Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце жёлтыми кругами
В лесу деревья обвело». (Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее)
2. «А рядом у проталинки в траве, между корней
Бежит, струится маленький, серебряный ручей»
– Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега. (появились проталины, ручьи)
3. «Ручьи, журча, и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину шумную спешат. (появились ручьи, лужи)
4. «А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей.
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей». (начался ледоход на реке)
– А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова на стр. 38.учебника, или на слайд №8.
– Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?
– Знаете ли вы, что это за птицы? (грачи)
Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Картина так и называется «Грачи прилетели».
– Как изменить положение солнца в нашей картине?
– Какие другие изменения произошли в природе?
Дети рассматривают иллюстрации учебника (стр.39)
Делают выводы.
– А сейчас откройте с. 40, рассмотрите птиц и их гнёзда.
– Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной? (синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка).
– Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? (построили кормушки, скворечники).
– Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.
– А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами? (они первые появляются и цветут)
– В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.
– Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как? (весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей).
– Весной охота на зверей строго запрещена. Почему?
– Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек? (они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет).
– А как с приходом весны меняется жизнь людей?
– какие работы ведут весной люди на полях, в садах и огородах?
– Как вы помогаете старшим весной в саду, огороде?
4. Самостоятельная работа
– У вас на столе лежат карточки.
– Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»
Стало холоднее Стало теплее
Снег тает Земля покрыта снегом
Река замерзает Лёд на реке сходит
Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга
5. Рефлексия
– Что узнали нового?
– Ответили ли на главный вопрос урока?
– Какие явления природы бывают весной?
– По каким признакам люди узнают весну? В чем главная причина этих явлений?
– У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зелёный листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.
6. Домашнее задание
Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45
На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо!