Урок математики |
2 класс |
Дата проведения урока |
28.04.2015 |
Учитель |
|
Студентка |
|
Тема |
Внетабличное деление 72:6 |
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности. |
Общедидактические цели урока |
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках; 2. Тренировать навык внетабличного деления. |
Образовательные цели урока |
1. Организовать учебную деятельность учащихся по овладению содержанием в рамках темы « Внетабличное деление 72:6»; 2. Закрепить умение использовать приём деления двузначного числа на однозначное число и проконтролировать уровень усвоения. |
Воспитательные цели урока |
Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, а также чувство взаимопомощи. |
Развивающие цели урока |
Развивать процессы: логическое мышление, воображение, восприятие, умение применять логические операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), наблюдательность и математическую речь. |
Личностные результаты |
1. Сохранять мотивацию к учёбе; 2. Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; 3. Ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь; допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра. Познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения на анализе. |
Планируемые предметные результаты |
1. Знать внетабличное деление; 2. Понимать связь между внетабличным делением и вычитанием. |
Оборудование |
Моро М.И. Учебник для 2 класса «Математика»; технологическая карта урока; карточки для разминки; наглядность; карточки с заданиями для самостоятельной работы; оценочный лист. |
Конспект урока
1. Организационный момент
– Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
– Нужен.
– Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?
– Нужен.
– С математикой кто дружен, нам сегодня нужен?
– Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
– Есть!
– Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.
Итак, мы начинаем.
2. Математическая разминка
На доске: 63:3; 90:2; 36:2; 84:2; 96:4
– Что общего в выражениях?
– Судя по этим выражениям, как думаешь, какая сегодня тема нашего урока?
«Внетабличное деление 72:6»
3. Работа с рядом чисел
Прочитай ряд чисел: 72; 52; 12; 6 3
– Ваш глаз, как фотограф, фотографирует ряд чисел.
– Что можно сказать про этот ряд? (неупорядоченный, чётные и нечётные числа, все числа двузначные)
Запись чисел по памяти.
– Кто доволен собой?
– Кому нужно подтянуться?
– Покажи настроение (Показывают с помощью солнышек и тучек)
4. Работа с парами чисел
– Прочитай пары чисел: 54 и 6; 63 и7; 42 и 8; 72 и 6; 81 и 9.
– Что общего во всех этих парах?
– Какая пара лишняя и почему? (72 и 6, т.к. все остальные в сумме дают круглое число)
– Проверим (Работа с экранами)
– На какие числа всегда делится круглое число? (2, 5, 10)
– Каждое получившееся круглое число раздели на 5 и запиши ответ.
– Прочитай получившийся ряд чисел (12, 14, 16, 18)
– Что можно сказать про этот ряд?
– Установи закономерность и продолжи ряд чисел.
Проверка.
-Но мы совсем забыли про пару чисел 72 и 6.
-Обсуди с соседом по парте и назовите число получившееся при делении72 и 6.
– Покажи своё настроение.
– Кому нужно быть более внимательным?
5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
– Во время путешествия мы будем записывать всё самое интересное и важное в своих «путевых дневниках» – тетрадях. Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
– В путешествие для того, чтобы не сбиться с пути, лучше всего отправляться с проводником. Для того, чтобы узнать, кто поможет нам с вами найти дорогу в зимнем лесу, необходимо выполнить задание. Работать вы будете в парах.
Работа в парах сменного состава.
– Возьмите из конвертов, которые лежат на ваших партах геометрические фигуры.
– Какие геометрические фигуры вы видите?
– Сосчитайте, сколько кругов, треугольников, четырехугольников.
– Может из них можно что-то собрать?
– Кто получился? Чего не хватает? Добавьте, чтобы наш снеговик «ожил».
Итак, можно отправляться в путь.
– Ребята, посмотрите как красиво в лесу зимой. Но нашим пернатым друзьям в это время особенно трудно, им необходима наша помощь. Чтобы помочь птицам, нам необходимо расположить числа в порядке убывания.
72, 60, 48, 36, 24, 12, 6, 0
к о р м у ш к а
– Прочтите слово и скажите, как мы можем помочь птицам?
– Что объединяет эти числа? На какое число делятся все эти числа?
– Ребята, на ваши парты опустились разноцветные снежинки. Они волшебные. Возьмите их. Найдите четвертую часть числа.
Самопроверка.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
6. Работа над новым материалом
В порядке подготовки к рассмотрению нового материала можно выполнить задание с комментированием:
(66 + 6) : 6
(80 – 8) : 6
(90 – 18) : 6
Дети. Разделю каждое слагаемое на число, а потом полученные результаты сложу.
(66 + 6) : 6 = 66 : 6 + 6 : 6 = 10 + 2 = 12.
Аналогично комментируются и другие примеры.
После этого решения детей надо подвести к объяснению следующих примеров: 72 : 6 .
При устном объяснении должны быть четко выделены следующие моменты: 1) заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; 2) пользуясь правилом деления суммы на число, делим сначала десятки, а затем единицы, полученные результаты складываем.
Объяснение учителя.
– Представлю число 72 в виде суммы разрядных слагаемых 60 и 12. Затем разделю каждое из этих слагаемых на 6 и полученные результаты сложу.
72 : 6 = (60 : 6) + (12 : 6) = 10 + 2 = 12.
Важно обратить внимание детей на то, что этот прием деления двузначного числа на однозначное применим лишь в том случае, если на данное число делится и число десятков в делимом, и число единиц.
Затем рядом с решенными следует записать новые примеры:
42 : 3 75 : 5 70 : 5 78 : 6
Предложить детям сравнить их с теми, которые только что решались, и объяснить, почему тот же прием не может быть использован.
Учитель. В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится на делитель. Как же поступать в таких случаях?
Если вопрос окажется слишком трудным, можно вызвать к доске одного из учеников, который проиллюстрирует первый пример с помощью пучков-десятков палочек и отдельных палочек.
Пусть ученик попробует действовать так же, как и раньше, – сначала делить десятки. Вероятно, он сам или с помощью других ребят догадается, что можно разделить 3 десятка, получится 10, а после этого разделить оставшиеся 12 единиц, получится 4. Тогда всего получится 14. 10 + 4 = 14.
Ученик. Число 42 представлю в виде суммы чисел 30 и 12 и каждое из этих чисел буду делить на 3; 30 разделить на 3 получится 10, а 12 разделить на 3 получится 4; 10 + 4 = 14.
Аналогично следует рассмотреть и остальные примеры, обратив особое внимание на случай 70 : 5, где делимое удобно представить в виде суммы 50 + 20.
В заключение учитель задаёт вопросы:
– На какие слагаемые оказалось удобным в данных случаях разбить делимое? Почему?
Учащиеся. Мы представляли каждый раз делимое в виде суммы удобных слагаемых, так как разрядные слагаемые не делились на данные числа.
После решения всех записанных на доске примеров следует выполнить задания учебника, записанные вверху на с. 13 с устным пояснением.
Затем в порядке первичного закрепления можно с комментированием решить задание:
72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12
7. Первичное закрепление новых знаний
Используя составленный алгоритм найдём значения нескольких выражения (работа у доски с подробным объяснением и развёрнутой записью)
72 : 6
8. Рефлексия
– Понравился ли вам урок? Чем понравился?
-Определите свое место на пьедестале успеха по теме «Внетабличное деление 72:6»:
а) усвоил плохо;
б) надо поработать еще;
в) мне все понятно;
– Достигли мы своих целей? Почему так считаете?
9. Домашнее задание
Решить упражнение №8 на стр. 35, упражнение 10 на стр. 37.