Урок математики |
2 класс |
Дата проведения урока |
07.05.2015 |
Учитель |
|
Студентка |
|
Тема |
Дерево возможностей |
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общедидактические цели урока |
1. Познакомить с решением комбинаторных задач при помощи «дерева возможностей»; 2. Познакомить учеников с различными приемами систематического перебора вариантов; 3. Закреплять приемы табличного и внетабличного умножения. |
Образовательные цели урока |
1. Формировать вычислительные навыки; 2. Научиться применять приёмы перебора различных вариантов; 3. Познакомиться с понятиями: «комбинаторика», «комбинаторная задача», «дерево возможностей»; 4. Формировать вычислительные навыки. |
Воспитательные цели урока |
1. Воспитывать активность, интерес к математике; 2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе; работоспособность, аккуратность; умение работать в коллективе. |
Развивающие цели урока |
1. Развивать память, внимание, вариативное мышление; 2. Уметь решать комбинаторные задачи, применять приёмы подбора вариантов; 3. Развивать навык самоконтроля; 4. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать простые и составные задачи. |
Личностные результаты |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Метапредметные результаты |
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; применять правила делового сотрудничества; проявлять терпение и доброжелательность в споре; уметь преобразовать информацию из одной формы в другую; сравнивать разные точки зрения. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; работать по коллективно составленному плану. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Планируемые предметные результаты |
1. Усвоение учащимися учебного материала на уровне восприятия, понимания, запоминания; 2. Развитие вариативного мышления. |
Оборудование |
Л.Г. Перетсон. Математика. 2 класс, интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки с задачами. |
Конспект урока
I. Психологический настрой учащихся
– Ребята, улыбнитесь друг – другу, пожелайте удачи!
Учитель читает четверостишие:
«Математика пришла,
Занимай свои места,
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно «голову ломать»»
– Как понимаете фразеологизм «ломать голову»?
Дети: Думать, решать трудные задачи.
– Да, очень важно научиться решать разные задачи.
– Чтобы решить все наши задачи сегодня, мы будем работать по группам. Класс делится на группы, в каждой группе выбирается «капитан».
II. Ход и содержание урока
1. Разминка
а) Найди закономерность и продолжи числовой ряд:
129, 138, 147, …
4, 12, 21, 31, 42, …
б) Составь слова и найди «лишнее» слово:
ТРБА, НАВКУЧ, АТЬМ, ТЕСАРС, УРДГ, ЦЕОТ (По признаку «является родственником» лишнее слово друг; по признаку «слово начинается с согласной буквы» лишним словом является отец)
в) Составь все возможные трехзначные числа из цифр: 2, 9, 7.
2. Актуализация знаний: «Вызов»
Задание №1.
– Даны три числа: 2, 4, 5, составьте всевозможные трёхзначные числа
(245, 254,425, 452, 524, 542)
– Ребята, как Вы подбирали варианты чисел?
(Ребята рассказывают свои варианты)
– Каждой команде даны карточки с задачами, одной команде необходимо выбрать задачу, где решением является выражение, второй команде выбрать задачу, решение которой можно показать с помощью луча, третьей команде нужно выбрать задачу, решить которую можно с помощью уравнения.
Задача №1.
Ира съела 5 пирожков, а Ваня – в 2 раза больше. Сколько всего пирожков съели ребята?
(5+ 5*2=15)
Задача №2
Кинозал вмещает 60 зрителей, когда продали зрителям билеты, то осталось не продано 12 билетов. Сколько было продано билетов? (60-х=12)
Задача №3.
В одной вазе лежат апельсин и банан, а в другой – яблоко и груша, а в третьей – персик и слива. Сколькими способами можно взять по одному фрукту из каждой вазы?
– К какой группе задач по решению можем отнести эту задачу?
( она не относится ни к какому виду, но похожа на первое задание с числами)
– Что делали в задании?
(подбирали варианты, соединяли числа, сочетали)
Каждая группа на интерактивной доске к тексту задачи показывают свое решение,
3. Повторение табличного умножения
* |
8 |
5 |
9 |
4 |
|
|
|
7 |
|
|
|
9 |
|
|
|
Ученики решают примеры из первого квадрата, полученные ответы ученики зачеркивают в таблице:
У |
М |
Н |
О |
Л |
И |
К |
О |
А |
С |
Д |
Т |
Е |
Ц |
Р |
В |
32 |
18 |
20 |
15 |
54 |
36 |
56 |
27 |
35 |
63 |
21 |
72 |
25 |
59 |
45 |
81 |
4. Тема урока
Чтобы удобно было подбирать варианты, по определённому правилу, нам поможет «дерево возможностей». Давайте откроем учебники и прочитаем о нём.
(открывают учебник, читают понятие)
Выполняют в учебнике-тетради задания 1-4. (комбинаторные задачи).
– Вы быстро справились с заданием. А сейчас мы с вами отправимся в игрушечный магазин.
На витрине представлены образцы игрушек, из которых можно составить подарочный набор (2 машинки, 4 медвежонка, 3 мяча). Сколько разных наборов мы можем составить, и сможет ли каждый ученик в нашем классе составить свой собственный набор? Ученики предлагают свои варианты.
– Сколько таких способов? Сразу ответить трудно.
Есть способ в математике, который позволяет точно ответить на этот вопрос. Это дерево возможностей. Каждый путь по этому «дереву» соответствует одному из способов выбора. Число способов выбора равно числу точек в нижнем ряду «дерева».
«Дерево» возможностей или вариантов позволяет решать самые разнообразные задачи, касающиеся перебора вариантов происходящих событий.
– Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
Сегодня на уроке мы будем учиться пользоваться таким «деревом».
5. Первичное закрепление
– Что нужно сделать?
Надо на готовом «дереве» поставить недостающие буквы и раскрасить юбки и кофты цветными карандашами.
– Сколько вариантов костюмов получилось? Ученики (по выбору) проговаривают различные способы составления костюмов (красная кофта и синяя юбка, красная кофта и белая юбка и т.д.)
– Чтение задачи.
Составим варианты обедов. Для этого нарисуем «дерево возможностей».
– Что обозначено буквами к, р, ч, м?
– Сколько вариантов второго блюда? Третьего блюда?
– Сколько вариантов обедов получилось?
– Покажите путь красным карандашом, который соответствует тройке: борщ, котлета, чай.
6. Закрепление материала
1. Не составляя «дерева возможностей» решите задачу.
На конкурсе чтецов Инна должна прочитать 3 стихотворения разных авторов. Вместе с мамой она выбрала 2 стихотворения Блока, 2 стихотворения Лермонтова и 3 стихотворения Пушкина. Сколько программ своего выступления сможет составить Инна из этих стихотворений?
– Что нужно сделать?
– Сколько способов?
2. Раскрашивание в тетрадях флага различными способами, используя красный, жёлтый и зелёный цвета.
7. Самопроверка
Составление «дерева возможностей» в тетради.
8. Повторение изученного
Повторить вычислительные навыки.
III. Подведение итогов урока
Прочитай задачи, выбери только комбинаторные задачи.
1.Щука за день съедает 3 пескарей, а плотвичек в 5 раз больше. Сколько всего рыбы съедает щука?
2.Сколько различных слов можно составить из букв а, б, к.
3.За три дня кот съел 57 мышей. В первый день он поймал 12 мышей, а во второй в 3 раза меньше. Сколько мышей кот поймал в третий день?
4.Таня выше Любы, но ниже Жени, кто самый высокий?
5.Сколькими способами можно разложить 3 карандаша в две коробки?
6.Сколькими способами можно разделить 10 грибов между двумя ребятами?
IV. Рефлексия
Каждый в тетради рисует флажок красный или синий. Капитан группы при помощи матрицы ставит каждому участнику группы «флажок»: красный или синий, оценивая его работу в группе.
Подводится общий итог работы каждой группы, подсчитывается количество разных флажков.
V. Домашнее задание
Дома докажите с помощью «дерева возможностей», что Инна может составить 12 программ.
Планируемый результат.
Регулятивные:
– умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
– умение последовательность действий на уроке;
– умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
– умение высказывать своё предположение;
Познавательные:
– формирование умения осуществлять анализ, сравнение объекта;
– умение под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
– умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие) ;
– умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные:
– участие в работе парами и группами;
– умение понимать задаваемые вопросы;
– умение выражать свою точку зрения;
– умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.