Методические указания по выполнению контрольной работы (по БЖД)

Методические указания по предмету «БЖД»
Информация о работе
  • Тема: Методические указания по выполнению контрольной работы (по БЖД)
  • Количество скачиваний: 51
  • Тип: Методические указания
  • Предмет: БЖД
  • Количество страниц: 16
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-01-06 10:24:42
  • Размер файла: 48.78 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

4.1. Рекомендуемая литература (основная).
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / А.В. Маринченко. – ГУП. Кропоткинское полиграфпредприятие, 2003. – 348 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др. под общей редакцией С.В. Белова. – Высшая школа, 1999. – 448 с.
3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 447 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. О.Н. Русака. – СПб: Изд. «Лань», 2000. – 448 с., ил.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. – 496 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 608 с.


4.2Рекомендуемая литература (дополнительная).
1. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов, средних школ и гимназий. / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 1996. – 640 с.
2. Гражданская оборона: Проб. учеб. для сред. учебных заведений. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.: ил.
3. Энциклопедия экстремальных ситуаций. А.В. Гостюшин – Москва., Изд. «Зеркало», 1996. – 320 с.
4. 1000 катастроф Вселенной. Хофельманн К. / Пер. с нем. Ю. Шестакова. – Оформление серии и компьютерный дизайн студии «Дикобраз». – М.: «Изд. Олимп», «Изд. АСТ», 2001. – 208 с.: ил.



Темы рефератов (докладов).
1. Выживание в экстремальных ситуациях:
а) пожар в доме;
б) криминальные ситуации – ваши действия;
в) телефонные звонки;
г) ограбление квартиры;
д) виды нападений и как на них реагировать;
е) девушка и безопасность.
2. Здоровый образ жизни:
а) вредное влияние курения на организм человека;
б) воздействие алкоголя на организм человека;
в) наркотики – дорога в никуда.
3. Как защитить себя от опасных веществ в быту:
а) тяжелые металлы, летучие органические соединения, формальдегиды, пестициды, продукты сгорания;
б) пыль в вашем доме, асбест, бактерии, радиация;
в) текстильные изделия, косметика и парфюмерия, моющие и чистящие средства.
4. Действия электрического тока на организм человека и защита от него.
5. Шум и его влияние на организм человека. Меры по предупреждению вредного воздействия шума.
6. Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека.
7. Опасные факторы производственной среды и их влияние на организм человека.
8. Обеспечение безопасности при работе на персональном компьютере.
9. Пожарная безопасность на объекте экономики.
10. Защита населения в чрезвычайных ситуациях при наводнении.
11. Защита населения в чрезвычайных ситуациях при землетрясении.
12. Защита населения в чрезвычайных ситуациях при пожаре.
13. Аварийно-химические опасные вещества (аммиак) и защита от него.
14. Аварийно-химические опасные вещества (хлор) и защита от него.
15. Автономное существование человека в экстремальных ситуациях (условиях).
16. Выживание в экстремальных ситуациях: террористический акт.
17. Авария на Чернобыльской АЭС: уроки и выводы.
18. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС: уроки и выводы.
19. Терроризм – глобальная проблема безопасности человечества.
20. Терроризм в России – угроза национальной безопасности государства.
21. Гражданская оборона – основное средство достижения защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций.
22. Чрезвычайные ситуации военного времени.
а) ядерная угроза;
б) химическое оружие;
в) биологическое оружие.
23. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
24. организация оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях:
а) при ранениях;
б) при переломах, ушибах и вывихах;
в) при травматическом шоке и ожогах;
г) при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
25. Безопасность жизнедеятельности как наука о выживании человека в любых условиях сложившейся обстановки.

Методические указания по выполнению контрольной работы.
В соответствии с учебным планом студенты-заочники выполняют по курсу «Безопасность жизнедеятельности» одну контрольную работу, в которой должны, соответственно номеру шифра студента, ответить на шесть вопросов и решить одну
задачу. Номер варианта выбирается по табл.1 в зависимости от года выполнения и последней цифры шифра студента. Данные вариантов указаны в табл.2, остальные данные, необходимые для выполнения задания, нужно выбрать в соответствии с предпоследней цифрой шифра.
При выполнении контрольной работы условие задачи или вопрос полностью переписывается, излагается методика решения и обосновываются расчетные формулы. Для выбранных коэффициентов указывается источник и номер страницы. Ответы сравниваются с соответствующими нормативными данными.
Задание рекомендуется выполнять в отдельной тетради с полями. Текст таблицы, чертежи должны быть выполнены разборчиво и аккуратно. Контрольная работа, оформленная небрежно и без соблюдения предъявляемых требований, не рассматривается.
Присланная в установленные сроки в адрес филиала контрольная работа рецензируется кафедрой и возвращается исполнителю. Незачтенная работа студентом перерабатывается и высылается вторично. Зачтенная контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена по курсу.

Таблица 1.
Последняя цифра года
Последняя цифра шифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1 10 9 8 7 6 5 4 3 2
1 2 1 10 9 8 7 6 5 4 3
2 3 2 1 10 9 8 7 6 5 4
3 4 3 2 1 10 9 8 7 6 5
4 5 4 3 2 1 10 9 8 7 6
5 6 5 4 3 2 1 10 9 8 7
6 7 6 5 4 3 2 1 10 9 8
7 8 7 6 5 4 3 2 1 10 9
8 9 8 7 6 5 4 3 2 1 10
9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Таблица 2.
№ варианта Вопросы Задачи
1 2,11,21,31,42,52 1
2 3,12,23,32,43,53 2
3 4,13,24,33,44,54 3
4 5,14,25,34,45,55 4
5 2,6,15,26,35,46 5
6 3,7,16,27,36,47 6
7 4,8,17,28,37,48 7
8 5,9,18,29,38,49 8
9 6,10,19,30,39,50 9
10 1,11,20,31,40,51 10

5.2. Вопросы контрольной работы.
1. Среда обитания и жизнедеятельность человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности.
2. Дайте определение понятия "безопасность жизнедеятельности" и научной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
3. Из каких разделов состоит курс "Безопасности жизнедеятельности"? Какие основные вопросы рассматриваются в каждом из этих разделов?
4. Как законодательно нормируются рабочее время, работа в ночное время и сверхурочная работа? Каковы ограничения в допуске к ночным и сверхурочным работам и льготы для работающих?
5. Как осуществляется охрана труда женщин по Российскому трудовому законодательству?
6. Как осуществляется охрана труда подростков по Российскому трудовому законодательству?
7. Какие льготы установлены для лиц, работающих на производстве с вредными условиями труда?
8. Какие организации осуществляют государственный надзор за безопасностью на производстве?
9. Как осуществляется контроль за соблюдением законодательства по охране труда?
10. Какая существует ответственность за нарушение законов об охране труда?
11. Какие существуют виды инструктажа производственных рабочих?
12. Как планируются и финансируются мероприятия по охране труда? Какие мероприятия по охране труда запланированы в коллективном договоре Вашего предприятия? Какая смета по охране труда составлена на текущий год?
13. Что такое опасные производственные факторы? Какие опасные производственные факторы характерны для Вашего производства?
14. Что такое вредные производственные факторы? Какие вредные производственные факторы характерны для Вашего производства?
15. Какие травмы считаются связанными с производством? Какими документами оформляется производственная травма? Какими льготами пользуются лица, получившие травму на производстве?
16. Какие существуют методы исследования причин травматизма?
17. На какие основные группы подразделяются причины производственного травматизма?
18. Что такое показатели травматизма? Как они определяются?
19. Каковы способы оценки экономического ущерба, наносимого народному хозяйству при авариях и несчастных случаях?
20. Способы защиты от токсичных выбросов. Приведите примеры инженерных решений использования средств защиты атмосферы (показать рисунком).
21. Какие существуют индивидуальные средства зашиты органов дыхания?
22. Что такое метеорологические условия? Охарактеризуйте влияние метеорологических условий на работающих. Опишите способы обеспечения благоприятного микроклимата в производственных помещениях.
23. Опишите принципы действия приборов, применяемых для контроля метеорологических условий.
24. Опишите механизм воздействия на организм человека радиоактивных излучений. Какие существуют способы защиты от радиоактивных излучений? Опишите схемы и принцип действия приборов для измерения радиоактивных излучений.
25. Опишите воздействие шума на организм человека и его нормирование по октавным полосам в соответствии с ГОСТами.
26. Опишите основные средства борьбы с шумом в источнике его возникновения и на пути распространения.
27. Какие существуют индивидуальные средства борьбы с шумом? С вибрацией?
28. Какие Вы знаете параметры производственных вибраций и как они нормируются? Каковы последствия действия вибрации на организм человека и на строительные конструкции?
29. Перечислите основные средства снижения вибраций в источнике возникновения и на пути распространения.
30. Как нормируется освещенность рабочих поверхностей в производственных помещениях? Каковы значения нормируемой освещенности для основных производственных операций на Вашем предприятии?
31. Как нормируется естественное освещение? Укажите виды естественного освещения. Каково значение нормируемого коэффициента естественной освещенности для основных цехов на Вашем производстве?
32. Опишите принцип действия прибора для измерения освещенности.
33. Опишите действие электрического тока на организм человека. Укажите виды поражения током. Какие факторы определяют опасность поражения человека электрическим током?
34. Как определяется значение тока, проходящего через тело человека, если он попал под напряжение по схеме двухфазного включения; по схеме однофазного включения с изолированной нейтралью; по схеме однофазного включения с заземленной нейтралью? Начертите схемы включения и укажите меры защиты от поражения током.
35. На какие классы подразделяются производственные помещения по опасности поражения электрическим током? К какому классу относятся основные производственные помещения на Вашем предприятии? Дайте обоснование.
36. Опишите принцип действия защитного заземления, зануления и отключения. Приведите порядок расчета систем защитного заземления.
37. Что такое «шаговое напряжение»? (Ответ поясните рисунком). Какие существуют способы защиты от «шагового напряжения»?
38. В чем опасность статического электричества? Укажите причины возникновения статического электричества и способы борьбы с ним. Приведите одну из схем защиты от статического электричества.
39. Экобиозащитная техника. Приведите примеры инженерных решений использования экобиозащитной техники для снижения вредных воздействий (показать рисунком).
40. Назовите основные и дополнительные индивидуальные защитные средства от поражения электрическим током.
41. Опишите современные способы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.
42. Что такое опасная зона оборудования? Опишите опасные зоны основного производственного оборудования на Вашем предприятии (ответ поясните рисунками).
43. Какие виды устройства безопасности подъемно-транспортного оборудования Вы знаете? Какие подъемно-транспортные устройства применяются на Вашем предприятии? Как осуществляется периодическое освидетельствование и испытание оборудования?
44. Какое оборудование на Вашем предприятии работает под давлением? Назовите основные причины взрывов сосудов, работающих под давлением.
45. Как производится испытание сосудов, работающих под давлением? Какие из них подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора?
46. Виды отходов. Антропогенные загрязнения окружающей среды. Приведите пример безопасного захоронения отходов (показать рисунком).
47. Как организована пожарная охрана в России? Какова структура пожарной охраны на Вашем предприятии?
48. Безопасность при пожаре. Опишите действия населения: при пожаре в квартире, горит подвал, горит телевизор, на человеке загорелась одежда. Правила поведения при пожаре.
49. Опишите принцип действия пенных огнетушителей (ответ поясните рисунком). Укажите область применения.
50. Опишите принцип действия углекислотных огнетушителей (ответ поясните рисунком). Укажите область применения углекислотных огнетушителей.
51. Виды пожарной сигнализации и связи. Укажите, какие виды сигнализации и связи при пожаре используются на Вашем предприятии.
52. На какие категории подразделяются производства по -взрывопожароопасности? К какой категории относится основное производство на Вашем предприятии? Дайте обоснование.
53. Правила размещения пожарных гидрантов и кранов, их устройство.
54. Классификация строительных конструкций и материалов по возгораемости. Что называют пределом огнестойкости элементов строительных конструкций?
55. Дайте определение процесса горения и объясните условия, необходимые для возникновения и прекращения горения. Что такое пожар и на какие стадии подразделяется развитие пожара?




Задачи контрольной работы.

1. Определить расход воздуха (мз/ч), необходимый для удаления избыточной теплоты в цехе.
Указание. Расчет провести по формуле
L = Qизб./ [ сρ(tуд. – tпр.)],
где
Qизб. – избыточное количество теплоты в помещении, кДж/ч;
с – массовая теплоемкость воздуха, равная 1 кДж/(кг оC);
tуд. – температура удаляемого воздуха, оC; считать, что воздух от оборудования удаляется через местные отсосы, в этом случае температуру удаляемого воздуха можно принять равной температуре воздуха в помещении (принять по нормам СН 245-71 для основного производственного помещения своего предприятия по холодному периоду года);
tпр. – температура приточного воздуха, оC; обычно она на 5…8оC ниже температуры воздуха в помещении. Разность температур более 12 оC не рекомендуется, так как вредно влияет на работающих;
ρ=353/(273+tпр.) – плотность воздуха, поступающего в помещение, кг/м3; при температуре 20 оC и нормальном давлении р=1,2 кг/м3.
Значение избыточного количества теплоты выбрать по предпоследней цифре шифра:
№…………….. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Qизб. 103 кДж/ч 20 24 28 26 30 32 34 36 38 40

2. Определить требуемую площадь световых проемов Ѕо при боковом освещении методом светотехнического расчета.
Указание. Для расчета использовать формулу
100* Ѕо = emin*h*k
Sn r • τо
где
Ѕо – площадь окон, м2;
Sn – площадь пола помещения, м2; - выбрать по предпоследней цифре шифра;
№…………….. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Sn, м2 ………… 24 36 48 54 60 72 84 90 96 120
emin – нормируемое минимальное значение коэффициента естественного освещения для данного помещения при боковом освещении, % (для основных производственных цехов текстильной и легкой промышленности emin=2,0%);
h – световая характеристика окна; при отношении длины помещения (вдоль стены с окнами) к его глубине, равном 2, и отношении глубины помещения к расстоянию от верхнего края до горизонтальной рабочей плоскости, равном 2, h=13;
τо – общий коэффициент светопропускания: для цехов с незначительным выделением пыли, копоти и дыма принять τо=0,4;
r – коэффициент, учитывающий влияние отраженного света при боковом освещении; при одностороннем освещении принять r=3, при двустороннем - r=1,7;
k – коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями: k=1.

3. Определить требуемое число светильников для освещения производственного помещения, принять минимальную рабочую освещенность по нормам для предприятий текстильной и легкой промышленности.
Указание. Расчет провести методом коэффициента использования.
Размер помещения выбрать по предпоследней цифре шифра:
№ ….. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
S, м2 … 18x18 18x24 18x30 24x24 6x6 6x9 6x12 12x12 12x18 12x24
Тип светильника, коэффициенты отражения стен и потолка, высоту подвеса светильника принять самостоятельно, дав обоснование принятым решениям.
Число светильников n, обеспечивающее требуемую освещенность в помещении по методу коэффициента, определяется по формуле:
n = Eskz / (F • h),
где
E – минимальная освещенность по нормам в зависимости от точности выполняемой работы, лк;
s – площадь пола помещения, м2;
k – коэффициент запаса (для ламп накаливания принять k=1,3; для люминесцентных ламп – k=1,5);
z – отношение средней освещенности к минимальной (при наивыгоднейшем расположении светильников z=1,1…1,2;
F – световой поток одной лампы (принимается по табл. 3 в зависимости от мощности лампы), лм;
h – коэффициент использования светового потока, %, принимаемый по табл. 4 в зависимости от типа светильника, индекса помещения i, коэффициентов ρn, ρст и ρр отражения потолка, стен и рабочей поверхности (в формулу значение коэффициента нужно подставить в долях единицы).
Индекс помещения определяют по формуле:
i = ав / [hp (а+в)],
где
а и в – длина и ширина помещения, м;
hp – высота подвеса светильников, м.
Коэффициент отражения побеленных потолков принимается равным ρn=50%. Коэффициент отражения стен, окрашенных масляной краской светлых тонов, ρст=30% стен, покрытых на высоту 1,8 м. глазурованной плиткой, ρст=50%.......70%.
В случае выбора двух (и более) ламповых светильников значение светового потока F одной лампы умножить на число ламп в светильнике.
Таблица 3.
Номинальная мощность, Вт Световой поток, лм, люминесцентной лампы типа
ДС ХБС БС ТБС
15 490 490 560 500
20 700 700 800 700
30 1160 1160 1400 1250
40 1700 1700 1920 1780
80 3040 - 3440 3200

4. Определить интенсивность шума, проникающего в цех через кирпичную стену толщиной 52 см. из соседнего помещения (вент. камеры) с установленными там вентиляторами, максимальный уровень шума L, которых взять по предпоследней цифре шифра:
№…………….. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
L, дБА ……… 75 80 85 90 96 100 105 110 115 120
Указание. Уровень снижения шума звукоизоляцией (дБА) определяется по эмпирическим формулам. Для сплошных конструкций весом 1 м2 поверхности Р>2000 Н/ м2:
L = 17 ℓgP – 9.
Для кирпичной стены толщиной 52 см. Р=8340 Н/ м2: Интенсивность шума, проникающего через стену, составит:
L = L – L1 = L – (17 ℓgP – 9).
Сравните полученную интенсивность шума в цехе с требованиями ГОСТ 12.1.003-88 и сделайте вывод.

5. Определить толщину изоляции плоской поверхности технологического аппарата; температуру воздуха помещения принять равной 18оC, данные для расчета взять из табл. 5 по последней цифре шифра:
Таблица 5.
№ варианта tm, оC Изолирующий материал λиз, Вт/(м* оC)
1 140 Асбозурит мастичный λиз=0,16+0,00018tср
2 150 То же
3 160 Асботермит мастичный λиз=0,13+0,0001tср
4 170 То же
5 180 Войлок минеральный λиз=0,077+0,0002tср
6 190 То же
7 200 Войлок строительный λиз=0,045+0,0002tср
8 210 То же
9 220 Ваты минераловатные λиз=0,6+0,0002tср
10 230 Стеклянная вата λиз=0,056+0,0004tср

Указание. Толщина изоляции (м) плоских поверхностей и поверхностей цилиндрических с диаметром 2 м. и более определяется по формуле:

δиз = λиз (tm – tn) / [αнар(tn – tо)],

где
tm – температура внутри аппарата, оC;
tn – температура поверхности изоляции, оC (принимается до 45оC с целью исключения ожога о нагретую поверхность;
tо – температура окружающей среды (воздух помещения), оC;
αнар – коэффициент теплоотдачи с поверхности аппарата окружающей среде, Вт/(м2* оC), для плоских поверхностей αнар = 9,8+0,07(tn – tо);
λиз – теплопроводность изоляции, Вт/(м2* оC), определяется в зависимости от вида изолирующего материала по средней температуре слоя tср = (tm + tn)/2.


6. Определить силу тока, прошедшего через человека при двухфазном включении, однофазном включении в сеть с глухозаземленной нейтралью и однофазном включении в сеть с изолированной нейтралью. Сопротивление Rч тела человека и напряжение U в сети принять по предпоследней цифре шифра.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Rч, Ом 1000 1200 1400 1600 1800 2000 2200 2400 2600 2800
U, В 220 220 220 220 380 380 380 380 380 380

Указание. При двухфазном включении сила тока, действующая на человека, Iiч = U/ Rч. При однофазном включении в сеть с глухозаземленной нейтралью сила тока, проходящего через человека, Iiiч = U/ (√3Rч). При однофазном включении в сеть с изолированной нейтралью при исправной изоляции (Rиз ≥ 6*105Ом) сила тока, прошедшего через человека, Iiiiч = U/ (√3Rч+ Rиз/√3). Сделать вывод о степени опасности поражения током для рассмотренных трех случаев.

Индекс помещения, i Коэффициент использования светового потока, % для типов светильников
ОД ОДР,ПВЛ-6 ОДО ОДОР ШОД ШЛП
рn,% 70 70 50 70 70 50 70 70 50 70 70 50 70 70 50 50 70 70 50 50
рст, % 50 50 30 50 50 30 50 50 30 50 50 30 50 50 50 30 50 50 50 30
рр, % 30 10 10 30 10 10 30 10 10 30 10 10 30 10 10 10 30 10 10 10
0,5 31 30 25 29 28 24 30 29 21 28 26 20 23 22 16 14 23 22 20 17
0,6 36 34 29 33 32 27 34 32 26 32 30 24 29 28 21 18 28 27 25 21
0,7 40 38 33 37 35 30 38 36 29 36 34 28 33 32 24 21 32 30 28 24
0,8 44 42 36 40 38 33 41 40 33 39 37 31 37 35 27 24 35 33 30 27
0,9 47 45 39 43 41 36 44 48 36 42 40 33 40 38 30 27 38 36 32 29
1,0 50 47 42 46 44 38 47 46 38 45 42 35 43 41 32 29 40 37 34 31
1,1 53 50 44 48 46 41 50 48 41 47 45 37 46 43 34 31 42 39 36 32
1,25 57 53 48 51 48 44 53 51 44 51 48 40 49 46 37 34 45 42 38 34
1,5 61 57 52 55 52 47 59 54 48 55 51 43 54 50 40 37 48 45 40 37
1,75 65 60 54 59 54 50 64 59 51 58 54 46 57 53 43 40 51 47 42 40
2,0 68 62 57 62 56 52 67 61 53 61 56 48 60 55 45 42 53 48 44 42
2,25 70 64 59 64 58 54 70 63 55 63 58 50 63 57 47 44 55 50 46 43
2,5 72 65 60 66 60 55 72 65 56 65 59 51 65 59 48 45 57 51 47 44
3,0 75 67 63 69 62 58 75 67 59 68 61 53 68 61 50 48 59 53 49 46
3,5 78 69 65 71 63 59 77 69 61 70 63 55 71 63 52 50 62 55 51 48
4,0 80 70 66 72 64 61 79 70 62 72 64 56 73 65 54 51 64 56 52 49
5,0 82 72 69 75 65 62 82 72 65 75 66 58 76 67 56 53 66 58 53 51

7. В сети с напряжением 380/220 В с заземлением нейтралью произошло замыкание на землю (однофазное замыкание). Сопротивление защитного заземления Rз = 4Ом, сопротивление растеканию тока в точке замыкания Rр = 12Ом. Человек находится на расстоянии L от точки замыкания. Шаг человека ℓ=0,8м. Определить значение шагового напряжения, воздействию которого подвергается человек. Удельное сопротивление ρ грунта растеканию тока и расстояние L принять по последней цифре шифра.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
L, м 3 4 5 6 7 8 1 2 2,5 3,5
ρ, Ом*м 60 70 80 90 100 200 300 400 500 600

Указание. Сила тока (А) при однофазном замыкании на землю
Iз = Uф / [√3(Rз+ Rр)].
тогда шаговое напряжение
Um = Iз ρ ℓ / [2ПL(L+ ℓ)].
Сделать вывод об опасности полученного шагового напряжения и описать способы защиты от него.

8. Рассчитайте и начертите систему заземления, для которой будут применены стальные трубы с наружным диаметром 6 см. и стальная соединительная полоса шириной 4 см. Расстояние от поверхности земли до верха трубы равно 70 см. Расчетное напряжение в сети 380 В. Данные к задаче взять из табл.6 по предпоследней цифре шифра.

Таблица 6.
№ ℓ, см. Грунт ρ, Ом*см.
1 200 песок 7*104
2 210 Супесок 3*104
3 220 Суглинок 1*104
4 230 Глина 0,4*104
5 240 Чернозем 2*104
6 250 Смешанный грунт 1*104
7 260 Песок 7*104
8 270 Супесок 3*104
9 280 Суглинок 1*104
10 290 Глина 0,4*104

Указание. Сначала определяется сопротивление одной трубы (Ом):
Rтр = 0,366 ρ /ℓ*(1g(2* ℓ/D)+0,51g (4Т+ℓ) / (4Т-ℓ),
где
ρ – удельное электрическое сопротивление грунта, Ом*см.;
ℓ - длина трубы, см;
D – наружный диаметр трубы, см;
Т=Н+1/2 – расстояние от поверхности грунта до середины трубы при глубине заложения Н, см.
Число труб в заземлителе
N = Rтр/( Rз*ηэт),
где
Rз = 10Ом – сопротивление заземления по нормам;
ηэт ≈ 0,7 – коэффициент экранирования труб.
Полученное значение следует округлить до ближайшего большего целого числа.
Сопротивление соединительной полосы (Ом.):
Rn = 0,366* ρ /1пол*1g212пол/ВН,
где
1пол ≈ 1,05*21*(N – 1) – длина полосы, см;
В – ширина полосы, см;
Общее сопротивление системы заземления (Ом):
R1з = 1 / (τэп/ Rп + τэт/Rтр*N),
где
τэп ≈ 0,45 – коэффициент экранирования полосы.
Полученное значение R1з должно быть меньше сопротивления заземления по нормам.

9. Построить зону защиты одиночного стержневого молниеотвода для здания прямоугольной формы с размерами а*b*H. На чертеже показать вертикальное сечение и вид сверху, указав размеры здания, которые следует выбрать по предпоследней цифре шифра.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Длина а, м. 9 9 9 12 12 12 9 9 9 6
Ширина b, м. 6 6 6 9 9 9 9 9 9 6
Высота Н, м. 5 6 8 5 6 8 5 6 8 5

Указание. Стержневые молниеприемники длиной 2,5…..3 м., применяемые для защиты зданий и сооружений от удара молнии, устанавливаются на стене или вне сооружения с помощью деревянных или металлических мачт. Защита от прямых ударов молнии эффективна, если все части здания оказываются в зоне защиты.
Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой менее или равной 60 м. (высотой считается расстояние от поверхности земли до верхней точки молниеприемника) представляет собой конус с образующей в виде ломаной линии. Основанием конуса является окружность, радиус которой r = 1,5h, где h – высота молниеприемника, м.
Для графического построения вертикального сечения зоны защиты точки на оси молниеотвода, расположенные на высоте 0,8 h и от земли, соединяют прямыми линиями с точками, расположенными по обе стороны от основания молниеотвода, на расстояниях, соответственно 1,5 h и 0,75 h.
При проведении расчетов рекомендуется пользоваться Инструкцией по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений (сн 305-77. М.,1978).

10. Определить число пеногенераторов, массу порошка и расход воды, необходимые для тушения растворителя-бензина БР-1, заполняющего резервуар, диаметр D которого выбрать по предпоследней цифре шифра.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
D, м. 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 2,2 2,5 2,7 3,0

Указание. Ориентировочно площадь пожара (м2) можно определить по формуле F = П D2/4. Расход (л/с) химической пены q = iF, где i – интенсивность подачи пены при тушении бензина; i = 0,5 л/(с*м2). Тогда потребное число пеногенераторов n = q/qо, где qо – подача пеногенератора, л/с (подача пеногенератора ПГ-50 равна 45…55 л/с).
Потребная масса (кг) пеногенераторного порошка:
Q1 = q1*tn,
где
q1 = 1,2 кг/с – расход порошка пеногенератором типа ПГ-50;
t = 60с – время тушения;
n – число пеногенераторов.
Расход воды (л/с), необходимый для образования пены:
qв = q2* n,
где
q2 = 10 л/с – расход воды, подаваемой в резервуар пеногенератором ПГ-50.
Опишите устройство пеногенератора.

Рекомендуемая литература.
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / А. В. Маринченко. – ГУП. Кропоткинское полиграфпредприятие, 2003 – 348 с.
2. Гигиена труда. / С. В. Алексеева и др. М.: Медицина, 1988.
3. Гражданская оборона: Учебник для ВУЗов. / В. Г. Атаманюк и др. М.: Высшая школа, 1989.
4. СДЯВ и защита от них: Учеб. пособие. / В. А. Владимиров и др. М.: Воениздат, 1989.
5. Гражданская оборона: Учебник для пединститутов. М.: Просвещение, 1991.
6. Защита ОНХ от ОМП: Справочник. / Г. П. Демиденко и др. Киев: Высшая школа, 1989.
7. Охрана окружающей среды: Учебник / Под ред. С. В. Белова. М., 1991.
8. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. / С. В. Белов. М.: Высшая школа, 1999.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 176 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ
ОТКРЫТЫЙУНИВЕРСИТЕТ» В Г. КРОПОТКИНЕ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине:
« _______________________________ »

Вариант № ___


Факультет __________________________
Курс __________________________________________
Семестр _______________________________________
№ группы ______________________________________
№ зачетной книжки ______________________________


________________________________________________
(Ф.И.О. студента)



Домашний адрес: Оценка _________________
Ф.И.О. __________________
(преподавателя)



Кропоткин, 2010




Филиал ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»
в г. Кропоткине


Кафедра безопасности и экологии








РЕФЕРАТ
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Тема: Терроризм – угроза национальной безопасности России.




Подготовил:
студент ______ уч. группы
________________________

Руководитель:
кандидат политических наук,
доцент Маринченко А. В.

















Кропоткин 20___


3.2. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «БЖД».
1. Для чего предназначена дисциплина «БЖД»?
2. Что такое жизнедеятельность?
3. Что принято считать экстремальной ситуацией?
4. Какие типы поведения человека в экстремальных ситуациях?
5. Основные типы экстремальных ситуаций.
6. Что такое терморегуляция организма?
7. Перечислите основные параметры микроклимата. Какие параметры относятся к оптимальным?
8. Фазы развития чрезвычайной ситуации (ЧС)?
9. Что такое ударная волна ядерного взрыва, ее первичные и вторичные поражающие факторы?
10. Что такое электромагнитные излучения и основные методы защиты от них?
11. Воздействие электрического тока на человека и защита от него.
12. Что такое вредный производственный фактор?
13. Что относится к вредным производственным факторам?
14. Что такое опасный производственный фактор?
15. Что относится к опасным производственным факторам?
16. Способы защиты атмосферного воздуха от токсичных выбросов.
17. Условные типовые фазы развития аварии на производстве.
18. Перечислите основные разделы экологического паспорта?
19. Что является экобиозащитными средствами?
20. Классификация антропогенных загрязнений.
21. Формулировка безотходных технологий (БОТ).
22. Основные принципы создания безотходных производств.
23. Классификация средств индивидуальной защиты.
24. Классификация ЧС по вертикали. Раскрыть ЧС по масштабам возникновения.
25. Классификация ЧС по сфере возникновения. Раскрыть ЧС техногенного характера.
26. Поражающие факторы ядерного взрыва (ЯВ).
27. Что представляет собой ядерное оружие (ЯО)?
28. Перечислите виды ядерных взрывов, дать им краткую характеристику.
29. Нарисовать и охарактеризовать зоны радиоактивного заражения на местности.
30. Что представляет собой очаг ядерного поражения?
31. В чем состоит оценка радиационной обстановки на объекте экономики (ОЭ) и исходные данные для ее прогнозирования?
32. Что представляет собой химическое оружие (ХО)?
33. Что представляет собой очаг химического поражения?
34. В чем состоит оценка химической обстановки на объекте экономики (ОЭ), имеющих АХОВ?
35. Что представляет собой биологическое оружие (БО)?
36. Что представляет собой очаг биологического заражения?
37. Что понимают под пределом устойчивости объектов экономики (ОЭ) к воздействию ударной волны?
38. Что понимают под пределом устойчивости объектов экономики к воздействию светового излучения?
39. Способы защиты населения от последствий применения ОМП.
40. Классификация химического оружия, дать характеристику нервно-паралитического БХОВ.
41. Что входит в твердые промышленные отходы?
42. Что входит в твердые бытовые отходы?
43. Что называется вибрацией, меры защиты от нее?
44. Производственный травматизм, классификация травм.
45. Что такое шум, меры зашиты от него?
46. Классификация вредных и опасных производственных факторов.
47. Зоны деятельности (пребывания) человека в жизненном пространстве.
48. Что такое освещение, в чем заключается расчет искусственного и естественного освещения?
49. Что такое рабочая зона и рабочее место?
50. Что такое отопление, перечислите виды отоплений?
51. Что такое вентиляция, перечислите виды вентиляции?
52. Основные виды загрязнения литосферы?
53. Что такое гражданская оборона (ГО) и ее основные задачи?
54. Структура и задачи управления по делам ГО и ЧС города (района).
55. Структура и задачи ГО на объекте экономики (ОЭ).
56. Режимы функционирования и основные мероприятия, проводимые в них, в зависимости прогнозируемой или возникшей ЧС.
57. Что такое устойчивость функционирования объектов экономики (ОЭ)?
58. Основные факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов экономики (ОЭ).
59. Основные мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики (ОЭ) в условиях ЧС.
60. Структура МЧС РФ и ее основные задачи.
61. Что является главной целью в организации и проведении АС и ДНР. Перечислите основные задачи в проведении АСР (аварийно-спасательных работ)?
62. Основные условия быстрой ликвидации последствий ЧС в мирное время.
63. Способы защиты населения при возникновении ЧС.
64. Классификация и предназначение защитных сооружений?
65. Классификация ЧС биолого-социального характера.
66. Классификация ЧС экологического характера.
67. Классификация предельно допустимых факторов, воздействующих на человека, дать краткую характеристику.
68. Классификация доврачебной первой медицинской помощи.
69. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.
70. Оказание первой медицинской помощи при переломах.
71. Оказание первой медицинской помощи при ранениях.
72. Оказание первой медицинской помощи при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.
73. Общие меры безопасности при проведении АС и ДНР.
74. Основные нормативно-правовые документы по охране труда (ОТ).
75. Цели расследования несчастных случаев на производстве и классификация расследований.