Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

Методические указания по предмету «Биотехнология»
Информация о работе
  • Тема: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Методические указания
  • Предмет: Биотехнология
  • Количество страниц: 18
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2020-11-06 21:00:45
  • Размер файла: 37.54 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра биотехнологии








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ












Ставрополь, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………….……….……..

4

2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………..

5

3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………

5

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……..……

11

5. ЗАЩИТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.…….……

13

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………..…………………….…

16


ВВЕДЕНИЕ


За период обучения в Университете предусмотрено выполнение определенного количества курсовых работ по различным дисциплинам. Курсовая работа является одним из видов самостоятельной учебной работы обучающегося и представляет собой результат глубокого изучения учебной дисциплины. В методических рекомендациях представлены единые требования к выполнению и оформлению курсовых работ.

Цель курсовой работы – закрепление и углубление теоретических знаний,  полученных при изучении учебных дисциплин при освоении основной профессиональной образовательной программы высшего образования, формирование у обучающихся профессиональных компетенций и навыков самостоятельного решения профессиональных задач.

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;

2) приобретение навыков исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;

3) овладение методикой теоретических, экспериментальных и научно-практических исследований;

4) систематизация теоретических знаний и применение их к анализу практических ситуаций, умение делать обоснованные выводы;

5) сбор и анализ материалов для будущей выпускной квалификационной работы.

В процессе курсового проектирования студент должен приобрести и закрепить навыки:

– работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

– систематизации, обобщения и анализа фактического материала по изучаемой проблеме;

– обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.

Курсовая работа по дисциплине является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические рекомендации призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.

Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы.

Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком, а, именно, за 14 дней до начала зачетно-экзаменационной сессии третьего семестра.


1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Тематика курсовой работы определяется программой дисциплины.

Темы курсовых работ ежегодно обновляются, рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры. Выписка из протокола заседания кафедры передается в деканат факультета, где формируется распоряжение об утверждении тем курсовых работ.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента.

2. Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам.

Изменение темы курсовой работы допускается по обоснованному заявлению самого студента или по инициативе руководителя курсовой работы.

При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы. При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем), научным руководителем разрабатывается задание и составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает обучающемуся самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.


2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


При составлении плана, прежде всего, следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и определена последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Любая курсовая работа имеет свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия темы, объекта исследования, структуры работы, требований научного руководителя, наличия и полноты источников информации, глубины знаний обучающегося, навыков и умений отражать теоретические и практические вопросы. Вместе с тем каждая работа должна быть построена по общей схеме на основе единых методических указаний, отражающих современный уровень требований к завершающей стадии подготовки специалиста. Требование единства методики относится к форме построения составных частей, но не к их содержанию. План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план обучающийся согласовывает с руководителем курсовой работы.


3. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы. По содержанию курсовая работа носит в большей мере теоретический характер, но может содержать практический раздел, посвященный обзору и анализу данной проблемы. Структура курсовой работы имеет следующий вид:

 титульный лист;

 содержание;

 введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, раскрывается разработанность данной проблемы среди отечественных и иностранных ученых, формулируется цель работы и ее задачи; также могут уже быть сформулирована новизна работы относительно теоретической части;

 теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, различных методологических подходов;

 в теоретической части анализируются различные аспекты темы, позволяющие раскрыть наиболее глубоко тему исследования;

 одним из разделов может быть и практическая часть, которая содержит обзорный материал по исследуемой проблеме в отечественной и иностранной фармацевтической промышленности. Материал может сопровождаться графиками, таблицами, схемами и т.п.;

 заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

 список использованной литературы;

 приложение.

3.1. Титульный лист


Титульный лист (Приложение 1) должен содержать:

• наименование учебного заведения,

• наименование дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

• тему работы,

• код и наименование направления, по которой обучается студент;

• фамилию, инициалы руководителя работы, его подпись;

• фамилию, инициалы студента, номер его учебной группы;

• оценку, полученную студентом за выполнение работы и её защиту;

• год написания работы.

3.2. Содержание


В содержании (Приложение 2) последовательно излагаются наименования глав, разделов и подразделов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, раздел или подраздел. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список литературы и каждое приложение должны всегда начинаться на новой странице. Текст работы должен соответствовать содержанию.


3.3. Введение


Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему. Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:

• Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему именно это проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что …..» или «Данная тема актуальна, так как …».

Разработанность темы исследования. Данный раздел предполагает перечисление фамилий авторов, занимающихся рассматриваемой проблемой, труды которых студент изучал в процессе написания курсовой работы. Причем необходимо подчеркивать конкретные стороны проблемы, внимание которым уделялось данными исследователями.

• Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Выглядеть это может следующим образом: «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение…).

• Задачи курсовой работы. Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи: 1. Рассмотреть общую характеристику лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды.

2. Рассмотреть общую характеристику лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины.

3. Изучить медицинское применение лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды и сапонины.

4. Рассмотреть особенности производства лекарственных средств на основе полисахаридов и сапонинов.

Объект и предмет курсовой работы.

Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранные для изучения. У разных наук может быть один объект, но разные предметы. Предмет более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Для нашего примера это выглядит примерно так: «В качестве объекта исследования выступает лекарственное растительное сырье, содержащее полисахариды и сапонины». Предметом исследования являются производственные процессы приготовления лекарственных средств на основе полисахаридов и сапонинов.

Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа, дается их краткая характеристика. Курсовой проект состоит из введения, двух глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития ….. Во второй главе раскрыты понятие и виды …... В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

3.4. Основная часть курсовой работы


Основная часть курсовой работы включает главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа. Количество и объем глав и параграфов в каждой главе должны быть примерно равными. Основная часть строится на основе анализа научной, учебной литературы, нормативно-правовых документов, статистического материала. Включенные в курсовую работу материалы, должны обязательно сопровождаться библиографическими ссылками, изложение материала должно быть орфографически и синтаксически грамотным, ясным и лаконичным. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент курсовой работы. Разделы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала. В основной части курсовой работы описывается сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденции развития. На основе обзора учебной и специальной научной литературы оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Сопоставляются различные мнения, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным и нерешенным вопросам. Содержание этой части должно показать степень ознакомления студента с поставленной проблемой и современным научно-теоретическим уровнем исследований в данной области, а также умение работать с фактическим материалом, сжато и аргументированно формулировать задачи и результаты исследований и давать обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем.


3.5. Заключение


В заключении курсовой работы последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости и эффективности работы.

3.6. Список использованной литературы


Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 (Приложение 3). В библиографии перечисляются основные источники по теме: учебная литература, монографические исследования, в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, периодические справочники и интернет-источники. Составление более полной библиографии предполагает включение наиболее важных статей, опубликованных в научных журналах, а также сборниках научных статей.

На основные приведенные в списке источники должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Библиографический список помещают после основной части работы перед приложениями. При составлении библиографического списка необходимо соблюдать определенную последовательность в перечислении библиографических записей. Для студенческих работ наиболее приемлемым является алфавитный библиографический список. В конце библиографического списка приводят описания источников на иностранных языках. В работе должно быть использовано не менее 30 источников. Для написания курсовой работы предпочтительно использовать издания последних 5 лет.


3.7. Приложения


Иногда различные таблицы, графики, схемы и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка литературы. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь тематический заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение» (без знака №). На все Приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте. Если приложений несколько, то в каждом указывают его порядкового номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа выполняется с применением компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При компьютерном наборе текста следует использовать текстовый редактор Word со следующими параметрами: шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт, межстрочный интервал – 1,5 пт. Параметры страницы: отступ для первой строки абзаца – 1,25 см, поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Выравнивание заголовков по центру, основной текст – по ширине страницы.

Подчёркивание слов и выделение их курсивом не допускается.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.

Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, переносы слов в заголовках не допускаются.

Названия всех глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы должны строго соответствовать формулировкам, данным в содержании.

Страницы текста нумеруются с третьей, с которой начинается введение.

Текст каждой главы начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям. Таблицы, диаграммы, графики, схемы располагаются в курсовой работе непосредственно после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Заголовок таблицы располагается с выравниванием по центру страницы, точка в конце заголовка не ставится. В таблице допускается применение интервала – 1,0 пт.

Пример таблицы:

Таблица 1

Сроки очищения и полного заживления ран у животных

Показатели

Лечение гелем

Лечение препаратом

Контрольная группа

Сроки очищения ран

4,4 ±0,33

7,8±0,81

11,2±2,32

Сроки полного заживления ран

16,3±2,12

21,4±2,61

26,4±3,24


Иллюстрации в виде схем, графиков, диаграмм обозначаются словом общим понятием – «Рисунок». Слово помещается под изображением. Название дается под изображением (рисунком), с выравниванием по центру страницы, точка в конце названия не ставится. Шрифт в названии – Times New Roman, размер – 12 пт, интервал – 1,0 пт.

Цитируемый текст заключается в кавычки. Ссылки на источник должны быть внутритекстовыми (в квадратных скобках с указанием № источника в библиографическом списке, например [3] или [3; 18]. Знак сноски ставится перед знаком препинания (за исключением восклицательного, вопросительного знаков и многоточия).

Курсовую работу рекомендуется представлять в объеме не менее 30 и не более 50 страниц печатного текста.

Работы сдаются в сброшюрованном виде.

К работе должен прилагаться протокол проверки текста на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» (с результатом – не менее 50% авторского текста).


5. ЗАЩИТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа, законченная и оформленная в соответствии с установленными требованиями, должна быть сдана в бумажном сброшюрованном виде на кафедру не позднее, чем за 10 дней до установленного срока защиты курсовой работы.

Кроме того, обучающийся должен предоставить вариант курсовой работы на электронном носителе, включающий два файла:

1) текст курсовой работы;

2) справка о результатах проверки на наличие плагиата.

Курсовая работа предоставляется научному руководителю для ее рецензирования и допуска к защите.

Основанием для отрицательной рецензии может быть следующее:

  несоответствие содержания избранной теме;

 использование утратившей актуальность информации;

 отсутствие последовательности изложения материала;

 отсутствие выводов;

 несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению курсовой работы;

 недостаточный объем курсовой работы;

 недостаточный перечень использованных источников;

 отсутствие ссылок на источники

–  недостаточная оригинальность авторского текста (заимствований более 50%).

Курсовая работа допускается к защите при наличии положительной рецензии научного руководителя и выполнении требований проверки текста курсовой работы на наличие заимствований в системе «Антиплагиат». После получения допуска к защите от научного руководителя электронный вариант курсовой работы обучающийся обязан самостоятельно разместить в электронной информационной образовательной среде.

Защита курсовой работы принимается комиссией по защите курсовых работ. Защита состоит из доклада обучающегося по теме курсовой работы в течение 5-7 минут и ответов на вопросы комиссии по защите. Обучающийся должен: логично построить сообщение о выполненной работе, обосновать выводы; показать понимание теоретических положений, на основе которых выполнена работа; показать самостоятельность выполнения работы; дать правильные ответы на вопросы. Решение об оценке курсовой работы принимается по результатам анализа предъявленной курсовой работы, доклада обучающегося на защите и его ответов на вопросы. Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:

При оценке курсовой работы учитываются следующие показатели:

 степень раскрытия темы;

 полнота охвата научной литературы, в т.ч. нормативных актов;

 творческий подход к написанию курсовой работы;

 последовательность и логика изложения материала;

 качество оформления, язык, стиль и грамматический уровень работы;

 использование иллюстративного материала (рисунки, таблицы).

Каждый показатель оценивается по 5-балльной шкале.

Таким образом, непосредственно сама работа может быть оценена максимально на 30 баллов. Защита курсовой работы может быть максимально оценена на 20 баллов – в том случае, если обучающийся демонстрирует отличное владение материалом и отвечает на все вопросы. Защита оценивается на 15 баллов в том случае, если обучающийся хорошо владеет материалом и может ответить на большую часть задаваемых вопросов. Защита оценивается на 10 баллов, если обучающийся владеет материалом лишь в той степени, которая позволяет ему ответить на отдельные задаваемые вопросы. Защита оценивается менее, чем на 10 баллов, если обучающийся слабо владеет материалом, изложенным в курсовой работе, и не в состоянии правильно ответить она задаваемые вопросы. За качество самой курсовой работы и ее защиту максимально можно набрать 50 баллов.

Перевод оценки из 50-бальной в 5-бальную систему осуществляется следующим образом:

50 – 45 балла – оценка «отлично»,

44 – 36 баллов – оценка «хорошо»,

35 – 25 баллов – оценка «удовлетворительно»,

менее 25 баллов – оценка «неудовлетворительно».

Положительные оценки по курсовой работе заносятся в ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационную ведомость. Обучающийся, не предъявивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший её по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Приложение 1


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра биотехнологии



Допущена к защите

руководитель работы, доцент кафедры биотехнологии,

к.б.н., доцент ________ Топчий М.В.

«___» ___________ 2020__ г.



КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «Название дисциплины»


Тема «                                                                                »


Выполнила:

Студент(ка) Х курса ФГМБО

группа № ХХХ

Направление подготовки:

19.03.01  Биотехнология

Ф.И.О.



Руководитель работы:

доцент кафедры биотехнологии,

к.б.н., доцент Топчий М.В.



Работа выполнена

и защищена с оценкой   ____________ Дата защиты «___»___________ 2020 г.




г. Ставрополь 2020г.

Приложение 2


Пример оформления сложного плана курсовой работы



Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………..

3

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ…………………………………………..

6

1.1. Название раздела…………………………………………….………...

6

1.2. Название раздела.………………………………………………….…..

10

1.2.1. Название подраздела ……...………………………………………...

12

1.2.2. Название подраздела ………………………………………………..


ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………………………………….…


2.1. Название раздела ……………….………………………………….….


2.2. Название раздела …………………………………………….…….….


2.3. Название раздела …………………………………………….…….….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…...


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……..………………..


ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….




Приложение 3


Образцы оформления источников в списке используемой литературы


1. Семаго, М.М. Всеобъемлющий диагноз / М.М. Семаго // Школьный психолог. - № 12. – 2000. С.4-6

2. Иванова, Н.В. Вхождение в новый возраст и в новый отношения / Н.В. Иванова, М.П. Кузнецова // Директор школы. – 1997. – № 3. – С. 20–28.

3. Жгенти, М.Л. Воспитательная работа с 6–летними детьми в условиях школы / М.Л. Жгенти // Дис... канд. пед. наук.– Тбилиси, 1985. – 126с.

4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.– М.: Просвещение, 1968. – 464с.

5. Божович, Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И.Божович, Л.С.Славина.– М.: Знание, 1979. – 96с.

6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм–Еврознак, 2003 – 672 с.


1 пример оформления статей из журналов один автор

2 пример оформления статей из журналов несколько авторов

3 пример диссертация

4 пример книга один автор

5. пример книга несколько авторов

6 пример оформления ссылки на книги не имеющие авторов

Если авторов больше 3х, то вначале указывается только один, весь авторский коллектив указывается после /