ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
источники трудового права; нормативный правовой акт; трудовое законодательство; международно-правовое регулирование труда; основные субъекты международно-правового регулирования труда; законы Республики Беларусь; Декреты Президента Республики Беларусь; иные нормативные правовые акты; соглашения; локальные нормативные правовые акты; действие нормативных актов в пространстве; действие нормативных правовых актов по кругу лиц; действие нормативных правовых актов во времени; единство и дифференциация норм трудового права.
Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Источники трудового права следует отличать от правовых актов, которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений либо рассчитаны на иное однократное применение.
Нормативные акты могут содержать нормы только трудового права, например Трудовой кодекс Республики Беларусь, а могут быть и комплексными, содержащими нормы других отраслей права (например, Закон Республики Беларусь О занятости населения Республики Беларусь).
В источниках трудового права Республики Беларусь отражены материальные условия жизни нашего общества, при изменении условий - меняются и источники трудового права.
Трудовое законодательство – это совокупность источников трудового права образует систему трудового права, которая называется. Источники трудового права являются формой выражения трудового законодательства в определенных нормативных актах.
Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, отличающие их от других отраслей права. Эти особенности обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства и заключаются в следующем:
1. В систему источников трудового права входят международные правовые акты по труду, ратифицированные Республикой Беларусь.
2. На территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, дежурство).
3. В состав системы нормативных актов о труде входят не только нормативные акты, принятые органами, осуществляющими централизованное регулирование трудовых отношений, но и локальные (местные) нормативные акты, при помощи которых осуществляется регулирование трудовых отношений непосредственно у нанимателя, с учетом особенностей его производственной деятельности.
4. В создании локальных нормативных актов участвуют представители работников (профсоюзы).
5. Наличие значительного количества нормативных актов, содержащих специальные нормы, рассчитанных на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников.
Нормативные правовые акты
Для четкого представления о видах нормативных актов, входящих в систему нормативных актов о труде, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых и связанных с ними отношениях, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные акты на группы по какому-либо признаку.
По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты. Законы обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками.
По системе трудового права нормативные акты подразделят на относящиеся: а) как к общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Декреты Президента Республики Беларусь); б) лишь к определенным институтам Особенной части (Закон Республики Беларусь
О занятости населения Республики Беларусь), в) к нескольким институтам – Особенной части Закон Об основах службы в государственном аппарате).
По органам, их принявшим: а) принятые высшим органом законодательной власти (законы, постановления); б) принятые Президентом Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения); в) высшими органами исполнительной власти (постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь); г) изданные центральными органами государственного управления (Министерством труда и социальной защиты); д) принятые органами местного самоуправления (решения).
По форме нормативные правовые акты делятся на законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения и другие формы.
По сфере действия нормативные правовые акты подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.
По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты.
По действию в пространстве: республиканские, местные, локальные.
Международно-правовое регулирование труда – это установление системы стандартов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений посредством международно-правовых средств.
Основные субъекты международно-правового регулирования труда: Организация Объединенных наций и ее специализированный орган - Международная организация труда (МОТ). МОТ существует 1919 г. как специализированный орган Лиги Наций, а с 1946 г. – ООН. МОТ объединяет 175 государств (Республика Беларусь с 1954 г.) и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам трудовых и связанных с ними отношений.
Международная организация труда осуществляет свою деятельность через три основных органа: Международную конфедерацию труда (высший орган); Административный совет (исполнительный орган) и Международное бюро труда (постоянный секретариат МОТ, являющийся центром всей деятельности, которая осуществляет организация).
Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Совет Европы, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.
Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств, двусторонние и многосторонние договоры.
Акты ООН и МОТ устанавливают международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них – декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права.
Важнейшими актами международного права являются Всеобщая декларация прав человека одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году; принятый Генеральной Ассамблеей в 1966 году Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу ассоциаций и др.
В развитие актов Организации Объединенных Наций, МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы: по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда; по обеспечению занятости, защите от безработицы; по регулированию условия труда; по технике безопасности и производственной санитарии; по регулированию труда работников, нуждающихся в повышенной правовой защите; по регулированию труда отдельных категорий работников; по регулированию сотрудничества организаций работников и нанимателей государств.
Конституцией Республики Беларусь установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Положения ст. 8 Трудового кодекса, предусматривает соотношение законодательства о труде и норм международного права. Большое значение для национального законодательства имеют конвенции Международной организации труда (МОТ), ратифицированные Республикой Беларусь. Национальное законодательство должно приниматься в соответствии с международными актами, обеспечивать их соблюдение и придавать их исполнению обязательный характер.
Законы Республики Беларусь:
a) Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон Республики Беларусь, она обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд (ст.41); на отдых (ст.43); на охрану здоровья (ст.45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47), право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.43).
b) Трудовой кодекс Республики Беларусь - это кодифицированный закон, подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г.. и вступивший в силу с
1 января 2000 г. Он состоит из 6 разделов, объединяющих
39 глав, насчитывающих 468 статей. Трудовой кодекс является основным нормативным актом, который регулирует трудовые отношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми, определенными
ст.4 ТК.
c) Отдельные виды правоотношений в области труда регулируются иными законами (О занятости населения Республики Беларусь, О профессиональных союзах…).
Декреты Президента Республики Беларусь имеют силу закона. Президент вправе издавать декреты, если Парламент делегирует ему законодательные полномочия на их издание. В случаях особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений Президент имеет право издавать временные декреты.
Иные нормативные правовые акты:
a) Указы Президента Республики Беларусь. Они обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь;
b) постановления Совета Министров Республики Беларусь, которые издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития;
c) постановления, разъяснения Министерства труда и социальной защиты, в них устанавливается порядок применения закона;
d) акты, министерств, комитетов, департаментов, ведомств;
e) решения местных исполнительных и распорядительных органов;
f) акты коллективно-договорного регулирования и локальные нормативные правовые акты: соглашения, коллективные договоры, и иные локальные акты.
Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях.
Локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.
К локальным нормативным актам относятся: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.
g) акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь - принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений.
Действие нормативных актов в пространстве: акты республиканских (центральных) государственных органов распространяются на всю территорию Республики Беларусь; органов местного управления и самоуправления – на соответствующую территорию Республики Беларусь, локальные нормативные акты о труде распространяются лишь в пределах конкретной организации.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Нормы трудового права распространяются на: граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Нормы трудового права принято подразделять на две группы: общие и специальные. Общие – распространяются на всех работников. Специальные – распространяются на отдельные категории работников, в зависимости от особенностей производства, характера труда и иных критериев.
Действие нормативных правовых актов во времени. Нормативные правовые акты действуют бессрочно, если в них не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного акта или его частей. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный акт (его часть) утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо) принявший (издавший) нормативный правовой акт может принять решение о продлении срока действия на иной срок или придании ему бессрочного характера.
Единство и дифференциация норм трудового права характеризуется тем, что правовые нормы делятся на две группы: общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда, и специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин, молодежь, лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, временных и сезонных работников и т.п.).
Дифференциация норм трудового права по категориям работников выражается в наделении их дополнительными правами, льготами и преимуществами (женщин, молодежи, инвалидов, лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда). В ряде случаев дифференциация связана с необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (работники транспорта, авиации), с установлением более высокой ответственности за правонарушения в сфере труда (руководители организаций и их заместители, работники, обслуживающие материальные ценности, выполняющие воспитательные функции).
Дифференциация норм трудового права неразрывно связана с их единством. Она находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях изъятия (лица, для которых не устанавливается испытательный срок).
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Лекции по предмету «Трудовое право»