Проверка и регулирование угла опережения
вспрыска топлива
Для двигателя модели 7403.10:
1. Выключите подачу топлива
2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения меток на корпусах топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
Установка угла опережения вспрыска топлива на двигателе 7403.10
3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения ( по часовой стрелке), если смотреть со стороны маховика.
4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации. Если в этот момент все метки совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.
5. Если метки не совместятся:
- ослабьте верхний болт ведомовой полумуфты привода, проверните маховик по ходу вращения (против часовой стрелки) и ослабьте второй болт;
- опустите фиксатор и поверните маховик по ходу вращения до фиксации;
- медленно проворачивайте муфту за фланец ведомовой полумуфты по ходу вращения до совмещения меток. Закрепите верхний болт полумуфты привода, поднимите фиксатор, проверните маховик и закрепите второй болт.
6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п.п. 3 и 4.
Для двигателей моделей 740.11-240, 740.13-260,740.31-240 проверка и регулировка угла опережения впрыскивания топлива производиться с помощью моментоскопа.
Установка моментоскопа приведена на рис. Схема установки моментоскопа
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД приведена на рис. Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД.
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД ф. BOSCH приведена на рис. Схема нумерации цилиндров двигателя и расположения секций ТНВД ф. BOSCH
Проверку проведите в следующем порядке:
1. Отсоедините трубку высокого давления восьмой секции ТВНД.
2. На штуцер восьмой секции установите моментоскопа согласно рис. Схема установки моментоскопа или Схема установки моментоскопа для рядного ТНВД ф. BOSCH
3. Рычаг управления регулятором проводите в среднее положение.
4. Заполните стеклянную трубку моментоскопа топливом, вращая коленчатый вал двигателя.
5. Переведите фиксатор в глубокий паз и медленно проворачивайте коленчатый вал по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз маховика, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно. При этом допускается несовпадение (S) метки на фланце ведомой полумуфты и указателя на корпусе ТНВД не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива.
Для двигателя 74о.11-240 возможна установка угла опережения впрыска по схеме, применяемой для двигателей 740.13-260, 740.31-240.
Установка угла опережения впрыска топлива на двигателях 740.13-260; 740.31-240.
6. Фиксатор приведите в верхнее положение. Если паз на маховики двигателя не дошел до фиксатора, а движение топлива в стеклянной трубке началось, ослабьте болты крепления ведомой полумуфты и доведите паз маховика до фиксатора, затяните болты. Фиксатор переведите в верхнее положение. Проверьте точность установки угла согласно п. 5.
7. Если фиксатор вошел в паз на маховике, а движение топлива в трубке не началось, то ослабьте болты крепления ведомой полумуфты и медленно проворачивайте кулачковый вал ТНВД зв фланец ведомой полумуфты по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа.
Закрепите болты и повторите действия по п. 5.
Фиксатор переведите в верхнее положение
Проверка и регулирование топливных зазоров в механизме газораспределения
Проверяйте тепловые зазоры на холодном двигателе не ранее через 30 мин после останова в таком порядке:
1. Выключите подачу топлива
2. Снимите крышку головок цилиндров, не повредив прокладки.
3. Проверьте затяжку болтов крепления головок цилиндров. Предельный момент затяжки болтов 186-206 Н.м. (19-21 кгс.м) проверяйте в проверке возрастания номеров от 1 к 4 , при необходимости подтяните.
4. Оттяните фиксатор, смонтированный на картере маховика. Поверните его на 90 градусов и установите в нижнее положение.
5. Снимите крышку люка в нижней части сцепления (для поворота маховика ломиком).
6. Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. При этом для двигателя модели 7403.10-260 метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения вспрыскивания топлива в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать; для двигателей моделей 740.13-260,740.31-240 указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать ; для двигателя модели 740.11-240 метки на торце корпуса ТВД и муфте опережения вспрыскивания топлива в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать . Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в первом цилиндре. При этом для моделей 740.13-260; 740.31-240 при закрытых клапанах первого цилиндра шпонка на ведущей полумуфте должна находиться, как показано на рисунке (в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра).
7. Если вышеперечисленных в п. 6 совпадений не происходит, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30 градусов. Оттяните фиксатор, преодолев усилие пружины, поверните его на 90 градусов и установите в верхнее положение, поверните коленчатый вал на угол 60 градусов, установив его тем самым в положение 1. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).
8. Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2-53 Н.м. (4,2-5,4 кгс.м.); проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные ниже пределы, их надо отрегулировать; для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.
9. придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и выпускного - с усилием (передние клапаны правового ряда цилиндров впускные, левого- выпускные). Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33-41 Н.м. (3,4-4,2 кгс.м.).
10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанах механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положением), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 180 градусов.
11. Пустите двигатель и послушайте его работу. При правильно отрегулированных зазорах не должно быть стука в механизме газораспределения.
12. Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.
Режимы работы муфты привода вентилятора
Для гидромуфты:
Включатель гидромуфты обеспечивает три режима работы:
1. Автоматический (положение А)- вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85-90 С.
2. Вентилятор отключен (положение 0). При этом крыльчатка может с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты.
3. Вентилятор включен постоянно (положение П). При этом вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала, независимо от температуры охлаждающей жидкости. Основной режим работы гидромуфты – автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в положение П и при первой возможности устраните неисправность включателя.
Для электромагнитной муфты:
Включение вентилятора происходит автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 93 С, отключение - при понижении температуры охлаждающей жидкости до 87 С.
В процессе эксплуатации автомобиля периодически проверяйте и при необходимости регулируйте величину зазора между шкивом 3 и фрикционным диском муфты 2. Зазор должен составлять 0,6+ 0,1 мм.
Регулировку зазора производите тремя подпружиненными регулировочными болтами 4, которые при вворачивании в резьбовые отверстия ступицы вентилятора упираются в фрикционный диск 2 и поджимают его к шкиву 3. Проверяйте зазор по всей окружности шкива.
Управление режимами работы осуществляйте клавишным переключателем муфты привода вентилятора, размещенным на панели выключателя.
Переключатель муфты обеспечивает три режима работы:
- автоматическое включение (в среднем положении) – в зависимости о температуры охлаждающей жидкости;
- принудительное включение (в нажатом нижнем положении) – при выходе из строя датчика 6 включения привода вентилятора. При первой же возможности неисправный датчик замените;
- принудительное выключение (в нажатом верхнем положении, при котором на щитке приборов в левом верхнем углу загорается контрольная лампочка, цвет оранжевый) – в случае преодоления глубокого брода.
При выходе из строя электромагнитной катушки диск 2 и шкив 3 можно временно соединить между собой механическим путем сжатия их между собой тремя болтами М 8х20. Для этого, вращая вентилятор, совместите пазы 5 в диске 2 с резьбовыми отверстиями в шкиве 3, затем выверните отверстия болты с пружинами и плоскими шайбами. При первой же возможности неисправную катушку замените, а болты выверните.
Для вязкостной муфты:
Включение вентилятора происходит автоматически при достижении температуры воздуха на выходе из вентилятора 61…67 С. Отключение происходит при понижении температуры воздуха до 40 ….45 С.
Обслуживание воздухоочистителя
Обслуживание воздухоочистителя проводите по показаниям индикатора или контрольной лампы засоренности воздухоочистителя, в зависимости от типа датчика (механический или электрический).
При срабатывании индикатора или контрольной лампы засоренности воздухоочистителя засоренности воздухоочистителя замените фильтрующий элемент с предочистителем. Очистите бункер.
Допускается очищать фильтрующий элемент воздухоочистителя продувкой или промывкой не более шести раз.
Продувка целесообразна в случае загрязнения фильтрующего картона пылью без сажи. Продуйте фильтрующий элемент сухим сжатым воздухом под давлением не более 3000 кПа (3 кгс/см.кв.) до полного удаления пыли.
При наличии налета пыли внутренней стороне фильтрующего элемента, а также при наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените фильтрующий элемент.
Промывка (не более трех раз), применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом.
Промывайте фильтрующий элемент 25-30 мин. теплом (40-50 С) водном растворе моющих средств, приготовленном из расчета 10-25 г стирального порошка на 1 л воды. Окончательно промойте фильтрующий элемент в чистой воде и просушите его горячим (не более 50 С) воздухом.
Проверяйте герметичность впускного тракта от воздухоочистителя к двигателю при помощи заглушки в таком порядке:
1. Установите, корпус 8 заглушки в корпус 4 воздухоочистителя закрепите, гайкой, используя плоскую шайбу паронитовой или резиновой прокладкой 7.
2. Разместите дымообразующий материал, например, промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и подожгите ее, с началом интенсивного дымообразования вставьте скобу в горловину и плотно закройте крышкой 6. Заполните систему воздухом.
3. источником сжатого воздуха могут служить ручной шинный насос, пневмосистема автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха с давлением, не превышающим 0,8 МПа (8 кгс/см.кв.). Сжатый воздух из ресивера автомобиля или промышленной сети подводится через соединительный патрубок 3 и регулятор 2 давления, который автоматически понижает давление до 0,01-0,02 МПа (0,1-0,2 кгс/см.кв.).
При отработке сжатого воздуха от ресиверов автомобиля КАМАЗ можно использовать для накачки шин, который подсоединяется к клапану отбора воздуха на регуляторе давления.
Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течении 3 мин. то впускной тракт герметичен. Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы двигателя в десятки раз.
Замена фильтрующих элементов
фильтра очистка масла
Для двигателя модели 7403.10:
Заменяйте фильтрующие элементы фильтра очистки масла при обслуживании или по предупредительному сигналу засоренности масляного фильтра в таком порядке:
1. Выверните пробки 1 сливных отверстий и слейте масло
2. Выверните стержни 2 крепления колпаков фильтра и снимите колпаки вместе с элементами.
3. Выньте фильтрующие элементы
4. Промойте колпаки фильтра дизельным топливом.
5. Установите фильтрующие элементы в колпаки, залейте в каждый колпак по 1 литру чистого моторного масла и заверните стержни 2 крепления колпаков моментом 60-80 Н.м. (6-8 кгс.м.).
Для двигателей моделей 740.11-240, 740.13-260, 740.31-240:
Заменяйте фильтрующие элементы фильтра очистки масла при обслуживании в таком порядке:
1. Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость.
2. Отверните колпаки ключом S = 27 за бобышку
3. Выньте элементы из колпаков
4. Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков
5. Установите новые фильтроэлементы: полно-поточный – в большой колпак (ближе к вентилятору), частично- поточный- в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые). Рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы, изготовляемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку в запасные части. Далее залейте в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла, смажьте на колпаках и уплотнительные кольца моторным маслом, заверните колпаки в корпус ключом моментом 50-70 Н.м. (5-7 кгс.м).
Для двигателей всех моделей:
6. Проверьте на работающем двигателе, нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении проведите подтяжку или замените уплотнительные кольца.
Промывка ротора центробежного фильтра
Промывайте ротор центробежного фильтра при замене масла в системе смазки в таком порядке:
1. Отверните гайку колпака фильтра и снимите колпак.
2. Поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстия ротора.
3. Отверните гайку крепления колпака ротора, снимите его.
4. Проверьте затяжку гайки крепления ротора на оси. Момент затяжки гайки 80-90 Н.м. (8-9 кгс. м.), при обслуживании ротор не снимайте.
5. Удалите осадок из колпака ротора и промойте его дизельным топливом.
6. Проверьте состояние уплотнительного кольца колпака ротора, при необходимости замените кольцо. Установите колпак, совместив метки на роторе и колпаке. Затяните гайку колпака ротора, обеспечив момент затяжки 20-30 Н.м. (2-3 кгс. м).
7. Перед установкой наружного колпака отожмите пальцы стопорного устройства и проверьте вращение ротора на оси: ротор должен вращаться легко без заеданий.
Проверка уровня масла в картере двигателя
Проверяйте через 4-5 мин. после останова двигателя. Уровень масла должен быть около отметки «В» измерительного щупа. При необходимости долейте масло до отметки «В» через масло -заливную горловину, очистив ее.
Примечание: объем масла между отметками «В» и «Н» измерительного щупа составляет 4 л.
Замена масла в системе смазки двигателя
1. Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-90 С, остановите двигатель и слейте масло, вывернув из катера пробку 1 сливного отверстия.
2. Залейте масло через маслозаливную горловину в картер двигателя до отметки «В» на измерительном щупе.
3. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин. на минимальных оборотах холостого хода.
4. Остановите двигатель и через 4-5 мин. долейте масло до отметки «В».
Проверка уровня охлаждающей жидкости
Уровень проверяйте на холодном двигателе визуально, ориентируясь на метки на бачке «МIN-MAХ». Оптимальное положение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) посредине между «МIN» и «MAХ»,что соответствует объему жидкости, равному примерно 0,5 объема бочка. При необходимости снимите пробку и долейте ОЖ.
Неисправные клапаны и прокладки пробки бочка, течи в соединениях системы охлаждения и недостаточный уровень охлаждающей жидкости приводят к кавитационному разрушению жидкостного насоса и блока.
При появлениях в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно в системе охлаждения добавить чистую воду, при первой же возможности выполните ремонт при первой же возможности выполните ремонт системы и замените охлаждающую жидкость.
Возможные неисправности двигателя и способы их устранения
Причина неисправности Способ устранения
Двигатель не пускается
При включенном стартере отсутствие контакта в цепи эл. магнита устройства, предотвращающего несанкционированный пуск двигателя Восстановить контакт в цепи
Заменить эл. магнит
Отсутствие топлива в баке Заполните топливный бак, прокачайте систему питания топливом
Наличие воздуха в системе питания топливом Устраните негерметичность, прокачайте систему
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива Отрегулируйте угол
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака Осторожно прогрейте топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, повышенное дымление
Засорение воздушного фильтроэлемента или колпака воздухозаборника Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя
Недостаточная подача топлива Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, промойте фильтр грубой очистки, подтяните соединения в топливных трубках
Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива Отрегулируйте угол опережения топлива
Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки Промойте форсунку, проверьте и при необходимости отрегулируйте, при необходимости замените распылители форсунок
Нарушение регулировки привода рычага управления регулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала) Проверьте и отрегулируйте привод регулятора
Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения Отрегулируйте зазоры
Ослабление крепления трубки высокого давления Подтяните гайку крепления трубки
Загустевание топлива (в холодный период времени) Замените элементы фильтра тонкой очистки топлива, замените топливо на соответствующее сезону; прокачайте систему питания топливом
Низкое давление нагнетаемого воздуха:
- утечка воздуха через соединения впускного тракта (тройник- турбокомпрессор – патрубок впускной –коллектор впускной- патрубок объединительный- коллектор впускной- головки цилиндров);
- порыв газов в соединениях выпускного тракта (головки цилиндров -коллектор выпускной- патрубок выпускной -корпус турбины);
- заедание ротора турбокомпрессора;
- загрязнение выпускного и впускного трактов, проточных частей компрессора и турбины.
Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки, соединительные шланги
Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки
Замените турбокомпрессор
Очистите трубопроводы, снимите турбокомпрессор и удалите отложения с прочных частей
Посторонний шум в турбокомпрессоре
Задевание ротора о корпусные двигатели Подтяните болты крепления корпусов турбины и компрессора. Проверьте отсутствие задеваний ротора при его крайних положениях; при задевании ротора замените турбокомпрессор. Если шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания
Высокочастотный шум (свист)
Нарушена герметичность впускного тракта двигателя Подтяните болты и гайки крепления деталей системы, при необходимости замените прокладки
Повышенный расход масла
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода Без необходимости не работайте на оборотах холостого хода
Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки и уплотнительные резиновые кольца
Утечки масла через неплотности в смазочной системе Проверьте состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника Проверьте обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака
Понижение давления в смазочной системе
Неисправность указателя или датчика давления масла Проверьте исправность указателя или датчика давления масла
Низкий уровень масла в масляном катере Проверьте, при необходимости долейте масло до отметки «В»
Применение масла не соответствующей вязкости Замените масло на соответствующее химмотологической карте
Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра Замените фильтрующие элементы
Засорение заборника масляного насоса Промойте заборник
Высокая температура масла (более 115 С) Проверьте работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости замените термосиловой датчик
Стук при работе двигателя
Ранее впрыскивание топлива в цилиндре Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива
Повышение тепловые зазоры в механизме газораспределения Отрегулируйте зазоры
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения
Неисправность указателя или датчика температуры охлаждающей жидкости Проверьте исправность указателя или датчика температуры охлаждающей жидкости
Слабое нажатие или обрыв ремней привода водяного насоса Натяните или замените ремни
Неисправность термостатов Замените термостаты
Загрязнение сердцевины радиатора Очистите от грязи сердцевину радиатора
Повышенный расход охлаждающей жидкости
Повреждение радиатора Устраните повреждение или замените радиатор
Течь жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса Замените торцовое уплотнение
Система облегчения пуска холодного двигателя
В холодный период года. В холодный период года пуск двигателя осуществляется с применением электрофакельного устройства или предпускового подогревателя. Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к применению нагрузки при этой температуре приведены в таблице.
Электрофакельное устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 5 до 20 С.
Проверка работоспособности ЭФУ
1. Проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на панели приборов в кабине нажатием кнопки контроля.
2. определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной лампы. Для первого включения ЭФУ оно должно быть:
- при положительной температуре воздуха – 50…70 с;
- при отрицательной температуре воздуха – 70…110 с.
При повторном включении ЭФУ время до загорания контрольной лампы сокращается.
3. Проверьте наличие факела пламени во впускных трубопроводах на ощупь, по нагреву коллекторов рядом со свечами. При отказе одной из свечей ЭФУ неработоспособно.
Параметры Без применения ЭФУ С применением ЭФУ С предпусковым подогревателем
1. Предельная температура надежного пуска, градусов С, не ниже Минус 10 Минус 20 Минус 45
2. Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин. не более 8 10 36
3. Вязкость (сорт) моторного масла, мм кв./с, (сСт) 4000 6000 Зимнее, класс «8» ГОСТ 17479.1-85
4. Топливо по ГОСТ 305-82 Дизельное «З» минус 35 Дизельное «З» минус 45 Дизельное «А»
Требования безопасности при использовании подогревателя
1. При использовании подогревателя помнить, что невнимательное обращение с ним, его неисправность, а также загрязнение двигателя и и особенно масляного картера могут явится причиной пожара. Запрещается пользоваться ПЖД в закрытых помещениях.
2. При прогреве двигателя обязательно надо присутствовать и следить за работой подогревателя.
3. Необходимо помнить, что топливный кран надо открывать только во время его работы, в остальное время кран должен быть закрыт. Нельзя отключать подогреватель прекращением подачи топлива (закрытием топливного крана).
4. Не допускается работа подогревателя без охлаждающей жидкости в его теплообменнике продолжительностью более 15 с. нельзя заполнять жидкостью прогретый теплообменник во избежание его повреждения; перед заливкой жидкости теплообменник подогревателя надо охладить.
5. В случае появления открытого пламени на выпуске при установившемся режиме работы подогревателя нужно немедленно выключить подогреватель, отключить аккумуляторные батареи и только после этого приступить к устранению неисправности.
Техническое обслуживание ПЖД-30
Техническое обслуживание подогревателя состоит из ежедневного и сезонного обслуживания.
Ежедневное техническое обслуживание подогревателя выполняется во время отопительного сезона. При ежедневном техническом обслуживании необходимо выполнить следующие операции:
- проверить отсутствие подтекания топлива и охлаждающей жидкости после пуска подогревателя и при работе двигателя автомобиля;
- проверить надежность крепления электрических соединений;
- проверить затяжку резьбовых соединений крепления подогревателя.
При сезонном техническом обслуживании следует выполнить следующие операции:
- отключить выключатель массы;
- очистить наружные поверхности котла подогревателя от пыли и грязи;
- снять эл. свечу, очистить ее от нагара и копоти;
- снять горелку, очистить жаровую трубу от нагара и копоти, промыть чистой водой. Особенно тщательно прочистить и промыть завихритель;
- удалить металлической щеткой нагар и сажу из газохода теплообменника, промыть его теплой водой и керосином;
- промыть чистой теплой водой жидкостную полость теплообменника. Подачу воды осуществлять через патрубок подвода жидкости, слив- через патрубок отвода жидкости. Промывку осуществлять до появления на сливе чистой воды;
- проверить герметичность теплообменника давлением жидкости 2 кгс/см.кв. Подтекание жидкости не допускается;
- проверить герметичность топливного и жидкостного насосов агрегата. При необходимости заменить сальник нагнетателя ПЖД 30-1015240 и сальник топливного насоса ПЖД 30-1015258.
Независимо от пробега автомобиля и времени года необходимо каждый месяц включать подогреватель на 5…10 минут.
Предпусковой подогреватель
Предпусковой подогреватель предназначен для разогрева холодного двигателя и кратковременного (не более 3 часов) автоматического поддерживания теплового состояния двигателя и кабины, независимо от работы дизельного двигателя.
Эксплуатация подогревателя осуществляется при температуре окружающего воздуха от минус 50 С до + 65 С при относительной влажности до 80% при температуре 15С.
Требования безопасности
1. При пользовании подогревателем следует помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности могут послужить причиной пожара.
2. Использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя категорически запрещается.
3. Запрещается включение подогревателя без топлива.
4. Запрещается выключение подогревателя до окончания цикла продувки разрывом цепи эл. двигателя вентилятора.
5. При работающем подогревателе запрещается открывать горелку.
6. Открывание горелки допускается только после отключения эл. питания подогревателя и окончания цикла продувки о чем свидетельствует остановка эл. двигателей насоса и вентилятора. При закрывании горелки необходимо затянуть гайки на откидных болтах.
7. При частой езде по загрязненным дорогам необходимо регулярно прочищать патрубки поступления воздуха для горения и для выхода отработанных газов. В летнее время систему воздухозабора желательно закрыть.
8. В местах заправки автомобиля топливом подогреватель должен быть отключен.
9. При выполнении эл. сварочных работ на автомобиле необходимо разъединить шестиштекерную колодку на блоке управления подогревателя (для зашиты электронного блока управления).
10. «Минус» эл. питания подогревателя должен непосредственно соединяться с минусовой клеммой аккумуляторной батареи, но не через выключатель «массы»
11. Запрещается эксплуатация подогревателя с неисправностями, вызывающими пожарную опасность.
12. Автомобиль, оборудованный подогревателем, должен иметь огнетушитель.
13. Запрещается работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях.
14. После окончания работы закрыть топливный кран.
Техническая характеристика
Модель 158106
Теплопроизводительность кВт (ккал/ч) 11,6 (10000)
Топливо дизельное
Расход топлива, кг/ч 1,25
Номинальное напряжение, В 24
Рабочее напряжение, В 20-30
Потребляемая мощность (без насоса), Вт 70
Насос эл. циркуляционный
Производительность насоса при противодавлении
0,015 МПа, л/час, не менее 1600
Потребляемая мощность, Вт, не более 46
Предпусковой подогреватель модели 15.8106 устанавливается на передней поперечине рамы и состоит из следующих функциональных блоков:
- собственно подогреватель;
- эл. двигатель с насосом;
- топливный фильтр;
- таймер - часы;
- электронный терморегулятор.
Подогреватель содержит теплообменник 19 и откидывающуюся горелку.
Теплообменник сварной с «рубашкой», внутри которой циркулирует подогреваемая жидкость- теплоноситель. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания с завихрителем 20. На наружной трубе теплообменника приварены патрубки 24,25 входа и выхода подогреваемой жидкости, патрубок 23 для выхода отработавших газов.
На теплообменнике под кожухом установлены термопредохранитель 29 и датчики температур 30 и 31, которые контролируют температуру жидкости в системе подогревателя и кабины автомобиля.
Датчик 30 контролирует температуру жидкости от (48+5) С, датчик 31 – от (40 + 3) С до (30 + 5) С (поддерживает тепловой режим в кабине автомобиля).
Термопредохранитель отключает подогреватель при достижении максимально допустимой температуры жидкости в теплообменнике (103 + 5) С (при выходе из строя датчика 30, отсутствия воды в системе и т.д.).
Горелка состоит из вентилятора 5, топливного насоса 8, форсунки 11, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 15 и двух электродов зажигания 12. Горелка служит для создания факела и обеспечения необходимого теплового режима подогреваемой среды.
Вентилятор с пластмассовой крыльчаткой и эл. двигателем 2 постоянного тока предназначен для создания потока воздуха.
Топливный насос 8 шестеренный, предназначен для подачи топлива к форсунке под давлением. Привод насоса от эл. двигателя 2 через зубчатую передачу 7. Форсунка 11 распыляет подаваемое топливо. Для повышения надежности работы форсунки перед распылителем устанавливается фильтр из спеченной бронзы.
Электромагнитные клапан 9 управляет подачей топлива от топливного насоса по команде блока управления, в зависимости от режимов работы подогревателя.
Индикатор пламени 15 установлен на диске 16 в непосредственной близости от форсунки и пламени и подает команды на источник высокого напряжения, включая и выключая его.
Два электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивает розжиг подогревателя за счет искры между ними, образующейся при подаче высокого напряжения от источника 28 питания.
Горелка закреплена к теплообменнику откидными болтами и обеспечивает доступ к ее элементам при монтаже и обслуживании. Горелка защищена пластмассовым кожухом, на котором закреплен источник 28 высокого напряжения и всасывающий патрубок 3 для забора воздуха..
Установка электродов зажигания осуществляется по шаблону.
Циркуляционный насос установлен на передней поперечине и предназначен для покачивания охлаждающей жидкости через подогреватель.
Схема подключения подогревателя к системе отопления кабины и охлаждения двигателя и позволяет оптимально использовать тепловую энергию подогревателя за счет создания различных контуров циркуляции теплоносителя.
При работе подогревателя топливо насосом подается под давлением к форсунке. Излишки топлива от топливного насоса поступают снова в бачок подогревателя.
Схема питания топливом подогревателя показана на одноименном рисунке.
При необходимости, в зависимости от температуры окружающей среды, эл. нагреватель включается кнопочным выключателем путем удержания его в нажатом состоянии в течение следующих временных интервалов:
- 9с при температуре окружающего воздуха минус 25 С;
- 120с при температуре окружающего воздуха минус 45 С;
Электродвигатель с насосом (циркуляционный насос0 предназначен для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения и подогревателе.
Топливный фильтр со встроенным нагревателем топлива предназначен для фильтрации топлива, поступающего в подогреватель и его подогрева при необходимости.
Таймер часы предназначен для автоматического включения подогревателя в заданное время либо любое время непосредственно с водителем.
На лицевой панели таймера расположены:
- органы управления таймера-кнопки «СБРОС», «ПОДОГРЕВ», «ТАЙМЕР», «МИНУТЫ», «ЧАСЫ», «ИНДИКАЦИЯ»;
- цифровое табло;
- индикаторы «Подогрев» (зеленный цвет), «Таймер» (красный), «Нагрев форсунки» (красная точка в правом нижнем углу цифрового табло).
При подключении таймера-часов к бортовой сети автомобиля загорается его табло, начинается ход часов, который индуцирует мигающей точкой, расположенной в нижней части табло между разрядами часов и минут.
Цифровое табло постоянно светится при напряжении бортовой сети свыше 27,2 В, что считается нештатными режимом работы.
Электронный терморегулятор предназначен для задания необходимого температурного режима в кабине, включения и выключения эл. двигателей отопителя автомобиля в зависимости от температуры воздуха в кабине при заданном температурном режиме.
Задание температурного режима осуществляется установкой ручки терморегулятора в нужный температурный режим.
Работа подогревателя
Установка текущего времени на табло таймер - часов.
Кнопка «ИНДИКАЦИЯ» изначально находится в положение «ОТСЧЕТ». Цифровое табло засветится и будет светиться 5…10 секунд после установки времени.
Кнопками «ЧАСЫ», «МИНУТЫ» установите на цифровом табло текущее время.
Включение подогревателя
Включение подогревателя производится при помощи таймера и может быть осуществлено двумя способами:
- автоматически в заранее заданное время;
- непосредственно водителем.
Включение автоматически в заданное время производите в следующем порядке:
- откройте топливный кран;
- проверьте соответствие времени, установленному на табло таймер- часов, текущему времени нажав одну из кнопок: «ИНДИКАЦИЯ», «ЧАСЫ», «МИНУТЫ»;
- при необходимости установите текущее время, как указано выше;
- установите кнопку «ИНДИКАЦИЯ» в положение «ИНТЕРВАЛ»;
- кнопками «ЧАСЫ», «МИНУТЫ» установите время включения подогревателя;
- нажмите кнопку «ТАЙМЕР», при этом начнет мигать красный индикатор. При совпадении текущего и заданного времени таймер выдает сигнал на включение подогревателя. Мигание красного индикатора прекратится, он начнет гореть непрерывно в момент выдачи таймером сигнала на включение подогревателя и до окончания его работы.
Время работы подогревателя при включении его таймером составляет 55 : 75 мин..
При включении непосредственно водителем:
- откройте топливный кран питания подогревателя;
- включите подогреватель, для чего нажмите кнопку «ПОДОГРЕВ». Таймер выдаст сигнал на включение подогревателя независимо от того, в каком режиме до этого он находился. Время работы подогревателя при включении его кнопкой «ПОДОГРЕВ» ограничивается самим водителем.
При любом режиме включения подогревателя после выдачи таймером сигнала на его включение, вначале происходит нагрев форсунки электронагревателем. При этом загорается индикатор «НАГРЕВ ФОРСУНКИ». Через 100 + 3 сек. Нагреватель форсунки выключится и включится блок управления подогревателя. Красный индикатор перейдет из мигающего режима в режим постоянного горения и загорится зеленный индикатор «ПОДОГРЕВ».
При низких температурах окружающего воздуха загустевшее дизельное топливо можно подогреть, включив кнопочным выключателем электронагреватель, встроенный в топливный фильтр подогревателя.
Время работы эл. нагревателя определяется длительностью удержания кнопочного выключателя в нажатом состоянии и находится в пределах от 90 сек., при температуре окружающего воздуха минус 25 С и до 120 сек при температуре воздуха минус 45 С.
Выключение подогревателя
Для выключения подогревателя нажмите кнопку «СБРОС», при этом прекращается процесс подготовки подогревателя к работе на любой стадии.
Кнопку «СБРОС» необходимо нажать и при несрабатывании одного из индикаторов таймера. Вновь запускать процесс подготовки подогревателя к работе возможно только после установления причины несрабатывания индикатора.
Закройте кран подачи топлива.
Для двигателя модели 7403.10
Лекции по предмету «Транспорт»