Азиатский вектор геополитики. Новые центры влияния

Лекции по предмету «Теории государства и права»
Информация о работе
  • Тема: Азиатский вектор геополитики. Новые центры влияния
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Лекции
  • Предмет: Теории государства и права
  • Количество страниц: 11
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-08-25 10:43:51
  • Размер файла: 26.23 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Тема 6. Азиатский вектор геополитики. Новые центры влияния. Китай как новая сверхдержава.


КНР после смерти Мао Цзе Дуна (1976 г.)

К 1976 году Китай находился в глубоком экономическом кризисе. Это было связано с проводимой политикой приобщения населения к социалистическим идеалам, форсированной индустриализации, попыткой «коммунизации» аграрной сферы, «культурной революцией» Мао Цзе Дуна и другими факторами. После смерти Мао Цзэдуна к руководству в партии Китая (КПК) пришли реформаторы, лидером которых был Дэн Сяопин. Было решено прекратить политические кампании и сосредоточиться на восстановлении экономики Восстановление началось с аграрного сектора – внедрение системы «семейного подряда» Руководством Китая был взят курс на внедрение элементов рыночной экономики, например, поощрение малого и среднего бизнеса. Проводимая, так называемая, политика «открытости» расширила связи с другими странами, привела к привлечению в Китай огромных зарубежных инвестиций. Основным принципом  преобразований стал лозунг: «западная техника – восточная нравственность»

В то же время политическая система Китая во время реформ не претерпела значительных изменений. Какие-либо политические преобразования были передвинуты на задний план, сторонники радикальных политических реформ подавлялись.

Экономические реформы Китая до сих пор  приносят ощутимые результаты. В стране значительно увеличились темпы роста экономики, стремительно возрос уровень мирового влияния Китая. Вследствие укрепления международных позиций Китаю удалось вернуть контроль над «утраченными» землями – Гонконгом (1997 г.) и Макао (1999 г.)

Китай как новая сверхдержава XXI  века и  «Мастерская мира»

К 2015 г. китайская экономика по уровню ВВП догнала и превысила уровень ВВП США в общем объеме товаров и услуг. Таким образом, Китай официально стал второй экономической «сверхдержавой», не случайно его называют «мастерской мира». Высокоразвитый малый и средний бизнес, постоянная государственная поддержка предпринимателям, сравнительно дешевая рабочая сила и новейшие технологии стали основными причинами «Китайского чуда».


Размер номинального ВВП Китая, млрд. долларов США



Темпы роста ВВП Китая, %





Население Китая, млн. человек

Источник значений для графиков Источник - CIA World Factbook  (The Central Intelligence Agency) [1]







Россия и Китай: новая эра сотрудничества.

    Ещё в 1996 году в Совместной российско-китайской декларации был выдвинут тезис о необходимости стратегического взаимодействия России и Китая в XXI веке.

    К настоящему времени разрешены все пограничные вопросы, Китай и Россия – инициаторы и самые активные участники ШОС и БРИКС. Весомый голос принадлежит обоим государствам в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии ( АСЕАН ), что отражено, в частности, в программе развития АСЕАН до 2020 года «Партнерство в динамичном развитии».

    Возрастающее значение стратегического партнерства России и Китая нашло отражение и в решениях Форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества ( АТЭС ) во Владивостоке в 2012 году, и в регулярных встречах лидеров двух стран, и ,что особо подчеркивает новый характер взаимоотношений, – в участии лидеров и армейских подразделений Китая – в Параде на Красной площади в Москве 9 мая 2015 года, посвященном 70-летию  Великой Победы над фашизмом, и России – в Параде в Пекине 3 сентября 2015 год, посвященном 70-летию окончания Второй мировой войны.

Россия и Китай. ШОС

    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. 10 июля 2015 года – на саммите ШОС в Уфе -  в  состав организации были приняты Индия и Пакистан ( обе – ядерные державы). За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

     В настоящее время организация значительно расширила сферы совместной деятельности. Это и экономическое сотрудничество, и обеспечение безопасности, и борьба с терроризмом и наркотрафиком и многие другие вопросы.

    На саммите ШОС в Санкт-Петербурге в 2002 году была принята Хартия ШОС – базовый уставной документ, в 2007 – в Бишкеке участниками был подписан Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Согласно ст. 1 Хартии  ШОС (7 июня 2002 года) основными целями и задачами ШОС являются:

  • укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
  • взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
  • совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.

Россия и Китай: новая эра сотрудничества. БРИКС

Страны БРИКС занимают 30 % земной поверхности, их население составляет 42 % от мирового, валовой национальный продукт - 18 % от мирового национального продукта, им принадлежит 15 % мировой торговли (2015 г.). Мировой ВВП с 2000 по 2010 год возрос почти вдвое, развитые страны увеличили валовой продукт лишь на 61 %, а экономика стран СНГ возросла в 5,5 раз, стран БРИКС — в 4,2 раза. Помимо Ирана, потенциальными членами БРИКС называются Индонезия (8-я—9-я экономика мира по паритету ВВП), Турция, а также желание вступить в БРИКС выражает Египет, Аргентина, Нигерия, Сирия, Бангладеш, Греция.

Саммит лидеров БРИКС и ШОС в Уфе (июль 2015) и принятые на нем решения

  • Одобренные документы: Уфимская декларация, План действий и Стратегия экономического партнерства
  • Положено начало практической работе финансовых институтов — Нового банка и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд.  долларов.
  • Запланирована подготовка специальной «дорожной карты» с перечнем совместных крупных проектов в области инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства
  • Присоединение к БРИКС как наблюдателя Ирана

Россия и Китай: новая эра сотрудничества.   Стратегические проекты сотрудничества: «Сила Сибири»

21 мая 2014 года между КНР и ОАО «Газпром» подписан контракт на поставку российского газа в Китай. Срок контракта – 30 лет, экспорт 38 млрд. куб. м российского газа в год.

«Сила Сибири» — строящийся магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместный проект ОАО «Газпром» и КНР. Общая протяженность газопровода – более 4000 км. Общая сумма контракта – $ 400 млрд.

Россия и Китай: новая эра сотрудничества.  Стратегические проекты сотрудничества: «Новый шелковый путь»

Китай планирует строительство крупнейшего в истории проекта – Нового Шелкового пути. Этот проект направлен на то, чтобы кардинально изменить экономическую карту мира. Новый Шелковый путь – значительный проект в борьбе Востока и Запада за влияние в Евразии.

План включает в себя строительство скоростных железных дорог, автомобильных дорог и трасс, сетей передачи энергетических ресурсов, оптоволоконных сетей. Города и порты, через которые будет проходить этот путь, ждет бурный экономический рост. 

Важной частью этого глобального плана станет Морской шелковый путь, который соединит Китай со странами Персидского залива и Средиземного моря через Центральную Азию и Индийский океан. 

Возрастающая роль Индии в глобальном мировом пространстве.

Амбициозная задача современной Индии – становление страны как одной из  мировых сверхдержав. На стыке XX-XXI отмечается  быстрый темп социально-экономического развития страны.

Население Индии составляет почти 1,3 млрд человек (2015г.). Демографический фактор – то, на что Индия рассчитывает в первую очередь. Актуальной проблемой остается  проблема повышения уровня образования граждан, проведение так называемой «революции знаний». На стыке XX-XXI веков Индия интенсивно развивает наукоемкие отрасли, особенно -  сферу информационных технологий. Однако масштабные социальные проблемы до сих пор сдерживает развитие государства. В стране по-прежнему очень высок уровень бедности – более 300 млн человек,  почти четвертая часть населения – безграмотна. В основе укрепления позиций Индии в современном мире – быстрое экономическое развитие, создание мощных вооруженных сил, имеющих в т.ч. ядерное оружие

 Индия стремится к включению ее в Совет Безопасности ООН как постоянного члена, против чего выступает Китай

После распада СССР  проявилась тенденция сближения Индии  с США, особенно - в сферах ядерной энергетики и вооружений

Индийская политика по отношению к Китаю: с одной стороны Китай – главная потенциальная угроза безопасности Индии, с другой – очевидна необходимость поддержания дипломатических отношений и сотрудничества с Китаем, в том числе – в рамках ШОС ( с 2015г.) и БРИКС

Развития Российско-индийских отношений в XXI веке

На протяжении всей мировой истории отсутствовали какие - либо  конфликты и неразрешенные противоречия между Россией и Индией. Глобальная стратегическая концепция обеих стран – развитие демократической цивилизации на основе многополярного мира. Индия – второй по величине рынок сбыта оборонной промышленности России. В целом, Вооруженные силы Индии на 70% оснащены вооружением производства СССР и РФ

Россия и Индия имеют ряд совместных проектов направленных на развитие энергетики и военной промышленности:

  • Строительство Россией (Росатом)  энергоблоков индийской АЭС «Куданкулам».
  • Строительство в Индии вертолетов Ка-226Т
  • Перспективные проекты   совместного  строительства в Индии атомной субмарины класса «Ясень» и  авианосца в ближайшие годы

Укрепление связей России и Вьетнама

В 2001 г. состоялся первый со времени распада СССР визит Президента РФ В.В. Путина во Вьетнам.  В последующие годы развитие российско-вьетнамских отношений происходит  интенсивно в разных сферах Необходимо помнить об огромной роли  военной и экономической помощи Советского Союза в отражении Южным Вьетнамом американской агрессии  (1957 – 1975) изгнании агрессора и объединении Вьетнама.

В последние годы между Россией и Вьетнамом подписано несколько десятков соглашений о военном и энергетическом сотрудничестве

Вьетнам – государство с быстро растущим населением (в 2015г. – свыше 92 млн.чел.), рыночной экономикой, возрастающими энергетическими потребностями, что делает перспективным дальнейшее укрепление связей России и Вьетнама в сфере энергетики, дает возможность для расширения российского экспорта энергетических ресурсов

Развитие российско-монгольских отношений

Монголия – государство, занимающее важное геополитическое и геостратегическое положение в Азиатском регионе, обладающая значительными природно-сырьевыми запасами Протяженность границы Монголии и России – 3,5 тыс..км. Население3 млн.чел.(2015г.) Россия занимает второе место во внешней торговле Монголии после Китая. Сотрудничество двух стран происходит прежде всего в энергетической сфере: 92% импортируемой Монголией нефти – российская.

Перспективы развития экономических отношений России и Монголии: 30% продуктов питания Монголия планирует импортировать, а российские продукты традиционно популярны в Монголии. В свою очередь, Монголия –  крупнейший экспортер мяса, что расширяет экспорт мясных продуктов  в Россию, особенно -  в свете ответных санкций РФ и запрета ввоза продовольственных товаров в Россию  из стран, поддержавших санкции США и ЕС против России в 2014г..

В вопросах безопасности Монголия исходит из балансирования между тремя «опорами» - Россией, Китаем и «третьей опорой». Судя по тенденции последнего времени  в роли «третьей опоры» для Монголии  выступает США.

«Азиатский вектор» политики России на постсоветском пространстве

Самым большим образованием на постсоветском пространстве стало Содружество Независимых Государств (СНГ). Соглашение о создании СНГ(декабрь 1991 г) в Алма-Ате подписали главы 11 бывших советских республик, ставших суверенными государствами: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

К началу XXI в. Содружество фактически распалось на ряд экономических блоков: ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз.

С 1-го января 2015 г. официально вступил в действие Евразийский Союз, созданный на базе Таможенного союза. Помимо России, Казахстана и Белоруссии в Евразийский Союз в 2015 г. вошли Армения и Кыргызстан. Таким образом, Евразийский союз стал самым мощным экономическим объединением государств со свободным перемещением между участниками товаров, трудовых ресурсов и финансовых потоков.