План-конспект лекции
Дисциплина: Теория государства и права
Тема № 4. Государство, сущность и типы
Цель занятия: закрепить и углубить знания о понятии, сущности и типах государства
Задачи:
1. Образовательная:
– обобщить и закрепить у учащихся знания по ранее изученному материалу;
– закрепить умение грамотно применять нормы теории государства и права при решении конкретных ситуаций;
– сформировать знания о сущности и типах государства.
2. Развивающая:
– продолжить развитие логического мышления;
– развить умение грамотно использовать в своей речи специальные юридические термины применительно к конкретной ситуации; аргументировано доказывать собственную точку зрения; работать с правовыми документами.
3. Воспитательная:
– привить чувство ответственности;
– способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности;
– воспитать уважение к закону.
Метод проведения: лекция с элементами беседы
Время: 2 часа
Ход проведения занятия:
Вводная часть: 5 минут
– проверка присутствующих, материального обеспечения занятия;
– доведение темы, учебных вопросов и учебных целей;
– доведение порядка проведения занятия
Основная часть: 85 минут
Учебные вопросы:
- Основные подходы к пониманию сущности и назначения государства (теологический, социологический, либеральный и иные)
- Понятие государства
- Территориальная организация населения, публичная власть, государственный суверенитет, налоги и сборы, государственная бюрократия как признаки государства
- Государственная символика. Герб. Флаг. Гимн
- Классовое и общесоциальное в содержании государства
- Государственная власть. Понятие, структура и формы осуществления
- Законодательная, исполнительная и судебная власть
- Понятие государственного управления
- Типология государства
- Понятие исторического типа государства
- Формационный, цивилизационный и другие подходы к типологии государства
Литература
1. Основные подходы к пониманию сущности и назначения государства (теологический, социологический, либеральный и иные)
Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование.
Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих – публичная власть, территория и население.
Существует два основных зеркальных подхода к пониманию сущности государства:
1. Классовый (марксистский) – любое государство всегда стремится в первую очередь обеспечить интересы экономически господствующего класса. Интересы остальной части населения также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство является не только инструментом господства какого-либо класса, но и представляет все общество, является средством его объединения.
2. Социологический подход – государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С долей условности можно говорить о двух течениях. Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. Второе направление состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий «живой» организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа – в природе общества.
В зависимости от понимания вопроса о сущности государства, решается вопрос о его социальном назначении. Общесоциальный подход исходит из того, что, так как государственная власть реализует волю всего общества, то государство есть средство управления общественными делами, выражения и обеспечения его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами.
С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Общесоциальные интересы также учитываются, но лишь как второстепенные, в той степени, в которой они не противоречат интересам имущих классов.
Социальное назначение государства состоит, во-первых, в сохранении целостности общества в условиях его социальной дифференциации, в недопущении внутренних столкновений, приводящих к разрушению системы. Во-вторых, социальное назначение государства состоит в защите этой целостности от каких-либо посягательств извне, со стороны других государств и внешних сил. В третьих, социальное назначение государства заключается в направлении деятельности субъектов социальной жизни на достижение общего блага, на поддержание и развитие данной социальной системы.
Социальное назначение государства, складывающееся из определенных его сущностью основных целей, одинаково для всех государств на всех этапах их исторического развития. Отдельные государства в силу специфических причин могут отклоняться от предназначенной миссии, входя в противоречие со своей сущностью.
Либеральный подход – это так называемая концепция государства – ночного сторожа: государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает нормы права и с помощью их охраняет порядок в обществе. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача – разработка и принятие законодательства.
Теологическое понимание государства, исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости.
Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.).
Кибернетический. Государство – определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации – связь государства с обществом – издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь – информация о состоянии управляемых государством общественных процессов.
Теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание. Плюрализм в понимании государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность. Однако преодоление идеологического монизма в понимании государства обернулось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.
2. Понятие государства
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
У каждого общественного устройства и государства есть свои формы и функции. В зависимости от характера базиса конкретного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное.
Определения государства:
1. Государство – в теории права – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Основные направления деятельности государства – его основные функции – подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
2. Государство – понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества с местными агентами этих органов.
3. Как субъект международного права, государство – основной участник международных отношений. Государство, как субъект международного права, включает в себя государственно-политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной арене государство, как политическая организация власти, выступает в качестве официального представителя государства как субъект международного права. Основным характеризующим качеством государства, как субъекта международного права, является суверенитет. Именно государства вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций.
Формы государства:
– По форме правления различают монархию и республику.
– При монархической форме правления во главе государства стоит монарх, власть которого может быть неограниченной и ограниченной.
– Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.
– По формам государственного устройства государства делятся на государства, состоящие из административно-территориального или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Такие государства называются унитарными.
– В состав федерации входят государства, имеющие свою конституцию, законодательную компетенцию, законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно-территориальное деление.
Признаки государства: наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция; населения, на ней проживающего; политическая организации (власти); суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет); право осуществлять определенные действия в принудительном порядке; наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.
Функции государства классифицируют на:
1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на: охранительные; регулятивные.
2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики).
3. Территориальная организация населения, публичная власть, государственный суверенитет, налоги и сборы, государственная бюрократия как признаки государства
Среди основных признаков государства важное значение имеет территориальный признак, суть которого состоит в разделении населения в пределах той или иной страны по территориальным единицам.
Территория государства – своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это естественное условие существования и функционирования государства.
Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией; объекты, приравненные к территории государства.
Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает вмешательство в дела «своего» общества иностранных властей.
Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц.
Значение территории как существенного признака государства, который демонстрирует особенности данной страны при сравнении её с другими странами, проявляется в выполняемых ею функциях. К числу этих функций относят следующие:
1. Очерчивание границ государственного суверенитета, поскольку именно в пределах государственной территории органы государственной власти обладают всей полнотой полномочий, самостоятельностью и независимостью от иных государств и международных организаций, а главное – могут эти полномочия в полном объёме реализовать.
2. Определение границ гарантированной государством безопасности граждан при их взаимодействии с субъектами международного общения. Проживающие на территории страны люди могут обоснованно рассчитывать на максимальную государственную защиту, поскольку именно здесь государство способно наиболее полно и эффективно оградить их от посягательств извне.
3. Определение места постоянного пребывания субстрата конкретного государства его народа. Территория выступает пространственной основой его повседневного существования.
4. Выполнение функции ресурсной базы страны.
Наряду с указанными необходимо выделить ещё одну функцию государственной территории. Она обеспечивает идентификацию государства и самоидентификацию образующего его народа. В силу своей уникальности территория позволяет выделить страну из числа иных государств и социальных образований в качестве самостоятельного субъекта международных отношений, безусловно отличающегося от подобных субъектов. Народ не только всегда ассоциируется с территорией государства, но и сам отождествляет себя именно с определённой государственной территорией, которая, в отличие от иных характеристик страны, способных динамично изменяться со временем, относительно стабильна и всегда уникальна.
Публичная власть, наряду с суверенитетом, территорией, населением, входит в число ключевых признаков государства. Ее сущность выражается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев.
Наличие аппарата публичной власти – важнейший признак государства. Публичный характер власти обозначает, что принятые от лица государства решения обязательны для всего общества, независимо от того, участвовало ли оно в их принятии или нет.
Публичная власть отражает институциональную основу государства. Она состоит из госаппарата, правоохранительной системы, военных, репрессивных, карательных органов.
Публичная власть отражает дифференциацию государства от общества. Ее наличие делит социальную общность на управляющих и управляемых. При этом власть всегда должна следовать интересам народа и объединяет его.
Важнейшими характеристиками публичной власти являются легальность и легитимность. В первом случае речь идет о правовой основе власти. Легальной можно считать власть, которая была сформирована в соответствии с избирательными процедурами. Легитимность нельзя отождествлять с легальностью. Под ней понимается авторитет власти, уровень ее поддержки со стороны населения и соответствие его ценностным ожиданиям. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая.
Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.
Сущность суверенитета воплощается в праве – национальном и международном, определяет их основу, главное содержание. суверенитет национальный право государственный
Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Признаки суверенитета – верховенство и независимость – неразрывно связаны между собой, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.
Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета – существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан – налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ.
Сущность налогов проявляется через их функции:
– Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.
– Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводительный процесс. Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики.
– Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Число сборов обычно меньше, чем число налогов. В настоящее время НК РФ к сборам относит государственную пошлину и сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Вместе с тем само по себе различное определение понятий «налог» и «сбор» не меняет их общей сущностной характеристики – налоги и сборы, по сути, являются финансово-правовыми обязательствами, которые устанавливает в одностороннем порядке государство и обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения.
Несмотря на то, что налог и сбор не тождественные категории, сбор также является системообразующей категорией действующего в России налогового права.
Федеральный законодатель определил различный подход к установлению этих обязательных платежей в бюджет: так, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку (п. 1 ст. 17 НК РФ), а при установлении сборов плательщики сборов и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и все элементы структуры налога.
Структура налога законодательно строго определена, и в нее включены следующие элементы: налогоплательщик; объект налогообложения (ст. 38 НК РФ); налоговая база (ст. 53 НК РФ); налоговый период (ст. 55 НК РФ); налоговая ставка (ст. 53 НК РФ); порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ); порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).
Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Получателем налоговых поступлений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице уполномоченных органов.
В теории государственного управления термин «бюрократия» чаще всего применяется для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обществе с увеличением размеров организаций, как государственных, так и частных, и усложнением механизма реализации управленческих решений бюрократия стала играть главную, а иногда и определяющую роль во многих сферах государственной политики.
Существуют четыре подхода к определению бюрократии. В зависимости от присущей исследователям оценки роли бюрократии в обществе она рассматривается как:
– Форма существования и характер власти;
– Сложная, иерархически построенная структура организации, позволяющая повысить управленческую эффективность и в государственной сфере, и частном секторе;
– Часть правительства, не входящая в политическую или выборную его структуры и осуществляющая повседневное управление государственной машиной;
– Негативная оценка действий государственных чиновников, присущая управленческому аппарату социальная болезнь с характерной для него волокитой и неэффективностью.
Функция государственной бюрократии необходима любой политической системе, поскольку ни одно общество не может обойтись без аппарата управления, включающего в себя компетентных служащих, постоянно занимающихся ведением государственных дел и без которого воля властвующей элиты осталась бы простым намерением. Обладая иерархической структурой и квалификацией чиновников, она обладает и бесспорной административной властью. Она может сохранять свои позиции даже при изменении политических элит, играя часто роль относительно автономного фильтра и тормоза политических изменений, а при определённых условиях может стать самостоятельной политической силой или даже присвоить себе государственную власть.
Функции государственной бюрократии:
1. Обеспечение защиты интересов правящей элиты, существующего социально-экономического и политического строя;
2. Создание условий и возможностей самореализации представителям элитных групп и, как исключение, представителям массы.
3. Согласование деятельности субъектов власти посредством формализованных процедур права в системе государственной политики.
4. Согласование конкурирующих интересов различных общностей посредством права.
5. Компетентное и профессиональное управление.
6. Подавление эгоизма граждан, групп, несущего угрозу правам человека, обществу, посредством использования права и репрессивного аппарата.
7. Сбор, обработка, хранение и передача информации для принятия властных решений структурами государства, а также контроль над их реализацией.
8. Обеспечение целостности, стабильности и возможности развития национального производства и общества.
В процессе развития производства и разделения труда субъекты общества вырабатывают определенные нормы взаимодействия, рационализацией которых занята государственная бюрократия. На этапе общества личной зависимости деятельность бюрократии определяется интересами элитных групп. Для оптимизации работы бюрократии используются способы: чистки аппарата, контроля сверху, физического и морального давления – страха. Замещение вакантных должностей в системе государственного управления осуществляется на основе конкурса, открытости, гласности. Суд и арбитраж рассматриваются как цивилизованные способы решения конфликтных ситуаций. Компьютеризация создает относительно свободный доступ к информации о порядке функционирования того или иного субъекта в государственной власти, о правах и обязанностях граждан по отношению к данному субъекту. Наличие альтернативных средств массовой информации создает возможность общественного контроля над деятельностью государственной бюрократии. Реализовать этот демократический потенциал может только гражданское общество с присущими ему уважением к законности и приоритету интересов личности. Критериями оценки эффективности деятельности власти становятся: рост национального производства, повышение уровня и качества жизни, степень реализации прав человека.
4. Государственная символика. Герб. Флаг. Гимн
Любое суверенное государство имеет свою государственную символику, выделяющую его среди прочих.
Россия не является исключением из этого правила и имеет Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ (ст. 70 Конституции РФ) – однако, практика их использования гражданами, организациями и госорганами не всегда однозначна.
Государственный флаг является официальным государственным символом Российской Федерации. Правовое положение и правила использования флага России определяет Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение длины флага к его ширине: 2:3.
Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.
Государственный флаг поднимается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав диппредставительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей.
Государственный флаг Российской Федерации ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Государственный гимн является официальным государственным символом Российской Федерации. Его описание и порядок официального использования установлены федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.
Гимн представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте.
Указом президента РФ от 30 декабря 2000 года утвержден текст гимна, написанный Сергеем Михалковым.
Первое официальное исполнение Государственного гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность президента Российской Федерации – после принесения им присяги; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ и сессий Государственной Думы Федерального Собрания РФ; во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний; во время церемоний встреч и проводов, посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций – в соответствии с дипломатическим протоколом; во время проведения воинских ритуалов – в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
Государственный герб является официальным государственным символом Российской Федерации. Его описание и порядок официального использования установлены Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.
Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках федеральных конституционных законов и федеральных законов; указов и распоряжений президента РФ; постановлений Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ; постановлений и распоряжений правительства РФ; решений Конституционного и Верховного судов Российской Федерации. Герб в одноцветном изображении помещается на бланках федеральных органов исполнительной власти.
Герб в одноцветном изображении без щита помещается на бланках органов, организаций и учреждений при президенте РФ, органов, организаций и учреждений при правительстве РФ, федеральных судов, органов прокуратуры Российской Федерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации.
Изображение герба помещается на документах общегосударственного образца, выдаваемых органами федеральной исполнительной власти.
Изображение герба помещается на печатях федеральных органов государственной власти.
Государственный герб – знак особой важности, символ государственности, государственной власти, суверенитета России. Поэтому сфера его использования органами федеральной исполнительной власти является узкой, а органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований – крайне ограниченной.
5. Классовое и общесоциальное в содержании государства
Сущность государства – это его наиболее важные, основные черты, принципиальные свойства, характеризующие его природу.
Сформировано два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый.
С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.
Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии.
С точки зрения общесоциального подхода государство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.
Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям.
В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.
В первую очередь это касается того общесоциального содержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым.
6. Государственная власть. Понятие, структура и формы осуществления
Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти.
Она обладает следующими признаками:
1. реализуется посредством государства и материализуется с помощью таких носителей, как государственные органы, их системы;
2. носит суверенный характер, т.е. обладает верховенством внутри страны, независимо от чьей-то воли;
3. носит абсолютный характер, что означает ее универсальную способность вмешиваться и влиять на все стороны жизни общества, индивидуального человека.
Государственная власть есть система отношений воли и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего в обществе слоя или народа. Призвана обеспечивать стабильность и порядок в обществе, защищать его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования таких средств, как поощрение, государственное принуждение и военная сила.
Государственной власти, как и любой другой, свойственно институализироваться, «иметь лицо», носителя – субъекта. Субъект государственной власти – государство, государственные органы: органы представительной (законодательной) власти, высший орган исполнительной власти (Правительство РФ), органы судебной власти.
Объектом государственной власти выступают юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы, общество в целом.
Средства осуществления государственной власти зависят от политического режима, содержания властеотношений. Если между властедержателем и подвластным существует гармония, т.е. их интересы совпадают, то осуществление власти происходит беспрепятственно, на основе методов убеждения, на основе авторитета власти, ибо она представляет интересы объекта власти.
Ресурсы, основы государственной власти подразделяются на экономические, социальные, информационные, идеологические и силовые.
К экономическим основам власти относят материальное производство, материальные ценности, полезные ископаемые страны. От форм собственности и способов распределения зависит характер и содержание государственной власти.
Социальным ресурсом власти является общество, его поколение. Социальные слои населения – источник власти с одной стороны, а с другой – его кадровая основа.
Средства массовой информации составляют так называемый информационный ресурс власти. Их подразделяют на государственные и независимые, или другими словами – информационные средства институтов гражданского общества.
Идеологическая основа власти – фактор не менее важный. Представляет собой систему идей, взглядов, сконцентрированных в социальной, экономической, культурной и др. политике государства.
Обеспечение единства и взаимодействия всех элементов государственного механизма по управлению общественной жизнью осуществляется методами убеждения, принуждения и поощрения. Формами метода убеждения являются рекомендательный и поощрительный способы государственного управления.
Государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления». В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.
7. Законодательная, исполнительная и судебная власть
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ.
Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.
Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном государственном органе – парламенте.
Законодательным и представительным органом РФ является парламент – Федеральное Собрание:
– состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы;
– является постоянно действующим органом;
– Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;
– заседания палат являются открытыми;
– палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Исполнительная власть – это подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ – система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ».
В судебную систему входят:
– Конституционный Суд РФ;
– Верховный Суд РФ;
– Высший Арбитражный Суд РФ;
– система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);
– система арбитражных судов.
Конституционный Суд разрешает дела: о соответствии федеральных законов, нормативных актов, Конституции РФ; споры между федеральными органами власти; споры о компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти; проверяет конституционность законов; дает толкование Конституции РФ
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц.
Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга.
8. Понятие государственного управления
Государственное управление – это целенаправленная и скоординированная деятельность в сфере общественных дел органов исполнительной власти, являющаяся частью политического процесса в обществе, связанная с разработкой и выполнением государственной политики, на которую большое влияние оказывают группы и индивиды, использующая собственные методы и средства, отличные от тех, которые применяются в частном секторе.
Государственное управление понимается в широком смысле и узком смысле.
В широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства.
Государственное управление в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.
К целям государственного управления относятся: защита граждан, их деятельности и собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для производства благ, необходимых населению; создание механизмов цивилизованного разрешения социальных конфликтов.
Функции государственного управления рассматриваются в административно-политическом разрезе, по квалификационно-управленческому признаку, а также с позиций менеджмента.
В административно-политическом разрезе функции государственного управления могут быть разделены на политические и административные.
Политические функции государственного управления характеризуют ведомство, осуществляющее руководство как институт, реализующий государственную юрисдикцию и управление с правом издания нормативно-правовых актов.
Административные функции государственного управления характеризуют ведомство как институт, предоставляющий услуги физическим и юридическим лицам, при этом не предусматриваются равноправие, партнерские отношения с потребителями государственных услуг: управляемые подпадают под административную юрисдикцию данного органа и несут ответственность за нарушение законодательства, действующего в сфере регулирования данного органа.
Государственное управление обеспечивает организацию совместной деятельности всякого множества людей и осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие органы государственного аппарата и государственных служащих по выполнению определенных функций: сбору и обработке информации; планированию и научному прогнозированию; формированию государственных органов и организации их деятельности; контролю и учету, включая статистику.
Важнейший признак государственного управления – практическая организация осуществления функций государства, проведение в жизнь российских законов. Поэтому государственное управление является исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности людей, так и применяя при необходимости меры государственного принуждения.
В государственном управлении выделяются политическое управление и административно-государственное управление:
Политическое управление – формулирование стратегии развития в политическом курсе и механизм принятия политических решений, а также разработка государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития.
Административно-государственное управление – реализация государственной политики и решение текущих, повседневных задач, которое осуществляется государственными служащими (администрацией или бюрократией).
Выделяются следующие особенности государственного управления:
– представляет собой определенный вид деятельности по осуществлению государственной власти, имеющий функциональную специфику, отличающую ее от других форм управления;
– является деятельностью исполнительно-распорядительного характера, направленную в первую очередь на исполнение политических решений;
– проявляется в процессе непосредственного руководства национальной экономикой, социально-культурной политики;
– основной задачей является «управление на основе законов», т.е. осуществляется на основе и во исполнение законов, принимаемых законодательной властью.
9. Типология государства
Типология, классификация государства по типам представляет собой необходимый закономерный процесс познания государственно-правовой теории, отражает логику естественно-исторического развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств исторического процесса развития государства и права.
Категория типа государства и права занимает важное место в теории государства и права, позволяет более полно познать сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс этих общественных явлений.
Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.
В типологии государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология проливает свет на процесс последовательной трансформации государства из одного качественного состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.
Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.
10. Понятие исторического типа государства
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.
Исторический тип государства – это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Исторический тип государства является определяющей категорией при характеристике государства.
Можно выделить такие исторические типы государства, как рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Основанием такого разделения является характер общества, в рамках которого функционирует государство. Каждый тип государства проявляется через соответствующие формы государственного правления, которые олицетворяют собой специфические способы осуществления государственной власти. Так, рабовладельческий тип государства выступал в форме деспотической восточной монархии, аристократической и демократической республики; феодальный – в форме сословно-представительной и абсолютной монархии; капиталистический – в форме парламентской и президентской республики или конституционной монархии; социалистический – в форме социалистической республики. Формы государства определяются историческими условиями развития того или иного общества, национальными традициями, а также такими факторами, как соотношение социально-классовых сил в обществе, роль тех или иных партий и даже ведущих государственных деятелей.
Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. до н.э. Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и за это должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него, либо выплачивать денежную ренту. Постепенно крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство, становились крепостными. Социальное неравенство закреплялось законом. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Функции государства заключались в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян и ремесленников.
Буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. В своем развитии буржуазное общество прошло ряд стадий, менялось и государство. В современном мире за счет все усиливающегося акционирования постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Это усиливает борьбу за голоса избирателей, приводит к дальнейшим уступкам народу, как в политическом, так и в экономическом плане. Все большее значение приобретают право и законность: идет определенное продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Государство стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.д.
Основу социалистического государства составила общенародная (государственная) собственность на средства производства. Частная собственность отрицалась. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что это приведет к росту народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни.
Переходное государство – государство, возникающая в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающееся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. Он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Основные черты: обычно возникает в результате социальных потрясений: революций, войн, неудавшихся реформ; содержит в себе несколько вариантов дальнейшего развития; многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности – экономическая основа данных государств; резкое изменение сложившихся экономических связей, временное расстройство экономики; падение уровня жизни населения; временное ослабление социальных и политических основ государства в силу происходящей переоценки социально-политических ценностей; доминирование в системе государственной власти исполнительной власти, ослабление законодательной и судебной власти; органическое сочетание в государственном механизме старого и нового; повышение роли субъективных факторов в развитии государства и права; периодическая смена государственных форм и режимов в этот период.
11. Формационный, цивилизационный и другие подходы к типологии государства
В современной науке преобладает два основных подхода к типологии государства: формационный подход и цивилизационный подходы.
Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и типов государств.
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.
В качестве примера переходного государства формационная теория приводит государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали (хотя и ненадолго) государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после Второй мировой войны переходную природу имели восточноевропейские государства народной демократии, которые позже, как правило, мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство; особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская) с соответствующими типами государств; современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
В силу того факта, что типология государства является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга. Английский историк А. Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др.
Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.
Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии.
Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отличается определенной стагнацией.
В учебной юридической литературе используются и иные классификации. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, по типу государственно-конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.
Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности: государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; государство не вмешивается во внутри церковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи; религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций; конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
Для теократических государств характерны следующие черты: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.
В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам».
Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип. Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям: переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху; переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений; переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.
В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В демократическом государстве высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами.
В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государство характеризуется отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод.
Среди иных вариантов классификации государства, выдвигаемых в последние годы, необходимо отметить идеологический подход, который обосновывается тем, что «будучи признаком государственности как таковой, идеология может служить основанием для типологии ее форм». В рамках данной типологии выделяют следующие типы государств: государства с коммунистической идеологией, в которых сохранилась государственность коммунистического типа (в их числе КНР, КНДР, Куба); государства с социалистической идеологией, под которыми понимаются страны, где у власти находятся социал-демократические партии; государства с либеральной идеологией, разделяющие концепции не ограниченной государственными структурами индивидуальной свободы и свободы предпринимательства, свободной от невмешательства кого бы то ни было, в том числе и самого государства, деятельности гражданина; государства с консервативной идеологией, стоящие за сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией и нравственностью, приверженностью порядку, дисциплине и сильной власти государства; государства с националистической идеологией, оправдывающие тезис приоритетности титульной нации (Латвия, Эстония и др.).
Нельзя говорить о явном преимуществе какого либо из подходов. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может сам объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Современная концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода. Она позволяет познавать прошлое через все формы деятельности человека – экономико-трудовую, социально-политическую, культурно-духовную и другие – во всем многообразии общественных связей. Однако на основе цивилизационного подхода еще не построена четкая типология государств. Отчётливо видно, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки по отношению к другому, но, как указывалось выше, оба подхода играют важную роль в понимании и развитии типологии государства. Эти два подхода не исключают, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга и настоящее время всё более усиливается тенденция, и осуществляются поиски в направлении их взаимного синтеза. Одной из предпосылок такого синтеза формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития.
Литература
- Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. 2013. № 2. С. 34-38.
- Бирюков Н.И. Категория «государство» в истории политико-правовой мысли // История государства и права. 2016. № 8. С. 7-12.
- Борисов И.В. Геральдика России. М.: АСТ: Астрель, 2016. 423 с.
- Брояка Ю.В. Органическая теория происхождения государства А.Д. Градовского // Вестник Саратовской государственной академии права. 2016. № 6. С. 10-13.
- Голованова М.П. Государственные символы России. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2015. 159 с.
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн: материалы для проведения уроков, посвящ. гос. символике России / Сост. Т.В. Шепелева. Волгоград: Учитель, 2014. 69 с.
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2015. 221 с.
- Грачев В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства в истории политико-правовой мысли // История государства и права. 2013. № 5. С. 50-54.
- Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. М.: Комкнига, 2014. 268 с.
- Засекина Л.Н. Российский флаг // ПедСовет. 2014. № 9. С. 12-13.
- Ильин И.А. Общеучение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 2012. № 3. С. 39-43.
- Карасев В.И. Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. М.: МПСИ, 2014. 233 с.
- Касимов Т.С. Концепции сущности государства // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 42. С. 44-48.
- Кашанин А.В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир. 2014. № 11. С. 77-80.
- Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 2016. 143 с.
- Кашанина Т.В. Основы российского права. М., 2013. 181 с.
- Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 2015. 144 с.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб.: Питер, 2016. 279 с.
- Корельский М.В. Теория государства и права. М., 2012. 309 с.
- Костенников М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 127 с.
- Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве. М., 2015. 266 с.
- Лановой В.Г. Форма государства в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // Символ науки. 2015. № 12. С. 83-88.
- Липень С.В. Понятие и сущность государственной власти // Социология власти. 2012. № 1. С. 148-157.
- Малетин С.С. Политология. Новосибирск, 2014. 109 с.
- Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: Государство. М.: Проспект, 2013. 228 с.
- Михайлова Н.В. Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 1. С. 45-52.
- Моисеев А.А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. М.: «Научная книга», 2016. 246 с.
- Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Изд-во Эксмо, 2015. 171 с.
- Мухаев Р. Теория государства и права. М., 2014. 226 с.
- Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2012. 210 с.
- Протасов В.Н. Теория государства и права. М., 2014. 170 с.
- Пчелинцев С.В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 30-38.
- Российская историческая политология / Под ред. С.И. Самыгина. М., 2013. 137 с.
- Руденкин В.Н. Социальное партнерство государства и гражданского общества: сущность, исторические типы, формы реализации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 4. С. 80-97.
- Сазонова Г.П. Теоретические основы социального государства // Наука и современность. 2015. № 40. С. 78-84.
- Скоков А.М., Строев Е.А. Общество, государство и право России. Рязань, 2013. 288 с.
- Соколов В.В. Отечественная история. Россия имперская. Россия Советская. Россия изменяющаяся. М., 2015. 562 с.
- Соловьев С.А. Типология государств в концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 10. С. 47-51.
- Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 2015. 253 с.
- Теория политики / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 2014. 369 с.
- Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М.: БЕК, 2016. 217 с.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Т. Моргана. М., 1973. 196 с.
- Ягоферов Д. Общая характеристика возникновения и развития научных взглядов на государство и право // Основы государства и права. 2014. № 2. С. 21-24.