Содержание
- История Демосфена.
- Виды дислалии
- Устранение дефектов речи (дислалии)
1.История Демосфена
Демосфен – древнегреческий оратор и риторик, мастерство и острота мысли которого до сих пор приводится в пример современным политикам и адвокатам. Но он не с самого начала был таковым.
В те времена выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции. По большому счету умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.
Еще в отрочестве Демосфен начал посещать заседания суда. На одном из них выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покоренной оратором публики произвели на Демосфена неизгладимое впечатление. Это и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.
Дебют Демосфена в качестве оратора постиг полный крах – публика поднял его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так не дала новоиспеченному оратору договорить. На тот момент Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил, заикался. Демосфен решил начать работать над собой и возобновить выступление. Он понимал, что выразительная речь обладает красотой и вызывает желание слушать оратора, для него «произношение» являлось основополагающим.
Демосфен принял решение упражняться ежедневно о несколько часов в день. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить четко и ясно (опасное упражнение!). А что бы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъема на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.
Все это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела. Этот человек собственной биографией доказал, что целеустремлённость и терпение позволяют преодолеть любые преграды. Даже его проблемы с речью, которые в принципе не совместимы с ораторским искусством, не помешали этому человеку добиться успеха.
2. Виды дислалии
На сегодняшний день у людей, которые ранее не занимались ораторским искусством, есть проблемы с произношением речи (артикуляцией) Это не врождённые качества. Дети, как правило, с рождения плохо артикулируют.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации артикуляционного аппарата.
В зависимости от характера нарушения произношения, относящегося к оправленной группе звуков, самыми популярными видами дислалии считаются:
- ротацизм – недостаток произношения звуков (р), (р’ );
- сигматизм – недостаток произношения свистящих и шипящих звуков;
- ламдацизм – недостаток произношения звуков (л), (л’ );
3. Устранение дефектов речи (дислалии)
Дислалии – пороки произношения. Если человек замечает у себя пороки произношения – он способен исправить этот дефект.
Одним из методов устранения дислалии является артикуляционная гимнастика. При определении дефекта речи, одной из причин данного дефекта является нарушение и строение в подвижности органов артикуляционного аппарата. В таких случаях обычно стараются обращаться к специалисту логопеду, но возможно настроить артикуляционный аппарат самостоятельно проводя артикуляционную гимнастику. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Кроме того, с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные, артикуляционные уклады различных фонем.
К артикуляционной гимнастике можно отнести много упражнений в зависимости от формы и вида дислалии. Это могут быть статистические и динамические подготовительные упражнения, направленные на тренировку мышц ротовой области (артикуляционного аппарата), постановка звука, проговаривание сложносочетаемых выражений (скороговорок, текста «Артикуляционная молитва») и т.д..
На сегодняшний день у всех людей, кто не занимается или не занимался ранее ораторским искусством, имеются дефекты речи, неправильная работа артикуляционного аппарата. Те люди, которые замечают у себя такие отклонения, не всегда готовы обратиться с проблемой к специалисту, или не всегда хотят устранить данный дефект самостоятельно. На примере Демосфена можно понять, что в любом возрасте, имея стойкий характер и упорство можно в любом возрасте скорректировать работу артикуляционного аппарата и довести свою речь до идеальных параметров. Ведь при улучшении артикуляции хотя бы 1 раз в жизни – это не исчезнет никогда. Это не угасающая компетенция, потому что мы артикулируем каждый день. Если мы поставим артикуляцию, то это останется на протяжении всей жизни.