Описание техники Хохломской росписи
Название элемента росписи |
Этапы и способы выполнения элемента |
Типичные ошибки |
Мазок «Осочки» |
Поставить кончик кисти на лист, а затем, ведя кисть сверху вниз, плавно прижимать ее к плоскости бумаги. |
Ошибки: неправильное положение кисти в руках, резкие движения кистью, неправильное направление движения кисти, ошибка в выборе цвета, резкое прижимание к плоскости листа. |
Мазок «Травинки» |
Поставить кончик кисти на бумагу и медленно двигать ее к себе, постепенно прижимая к плоскости бумаги. По завершению написания элемента, вести кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывая кисть от плоскости листа. |
Ошибки: неправильное положение кисти в руках, резкие движения кистью, неправильное направление движения кисти, ошибка в выборе цвета, резкое отрывание кисти от плоскости листа. |
Элемент «Завитки» |
Поставить кончик кисти на лист бумаги, и постепенно начинать раскручивать спираль по часовой или против часовой стрелки от центра к краю. |
Ошибки: неправильное положение кисти в руках, резкие движения кистью, неправильное направление движения кисти, прерывание целостности линии, движение от края к центру. |
Элемент «Листочек» |
Это стилизованный лист смородины. Листочек начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов. |
Ошибки: неправильное положение кисти в руках, резкие движения кистью, неправильное направление движения кисти, отсутствует стебелек, не прорисованы жилки на листьях. |
Элемент «Малинка» |
Рисуется гроздь из 6-ти кругов-ягод простой штамповкой, которые ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия. |
Ошибки: неправильное положение кисти в руках, резкие движения кистью, неправильное направление движения кисти, отсутствует стебелек, не прорисованы блики на ягодках. |
«Содержание этапов формирования практических умений при обучении хохломской росписи»
Этапы |
Задачи |
Дидактические средства |
Методы, методические приемы |
ОМУ |
Сопоставление декоративных мотивов в изделиях хохломских мастеров |
Проанализировать изделия мастеров Хохломы, отображающие народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Расширить знания детей об историй Хохломской росписи, усиливая восприятие через народный фольклор. Знакомство с орнаментом(в кругу, полосе, квадрате). |
Виртуальная экскурсия, |
Метод словесного рисования, проблемные вопросы, эмоциональная беседа |
Организация эмоционального восприятия народного промысла и его особенностей на основе сравнительного анализа (обсуждения). |
Выделение основных мотивов росписи |
Выделить повторяющиеся декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров. Выявить самый распространенный узор «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку.
|
Иллюстрационно-наглядный материал, учебник, ТСО |
Анализ примеров и показов, составление сравнительных таблиц |
Используются упражнения на сравнение элементов |
Выделение основных элементов росписи |
Выделить элементы, на которых основывается хохломская роспись (основной стебель-криуль, травка, ягодки, осочки). |
Таблицы структурных частей элементов, памятки |
Анализ основных элементов росписи. |
Используются упражнения на сравнение и сопоставление элементов. |
Определение средств создания элемента |
Определить формы элемента, размер, расположение, технические особенности письма, принципы композиционного и цветового решения изделий по традициям |
Демонстрационные таблицы, учебник |
Метод классификации |
Составляется таблица классификации элементов, используется игровой элемент «Найди ошибку» |
Выделение двух приемов письма. Первый прием: верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона. Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской. |
Освоить умение изображать узор с помощью различных техник письма; |
Демонстрационная таблица поэтапной прорисовки узора росписи; |
Репродуктивный метод, прием «Повтори за мастером», дидактическая игра; |
Используется алгоритм выполнения элементов |
Выполнение элементов, построение композиции. |
Выполнить прорисовку элементов хохломской росписи согласно алгоритму, построение композиции на основе изученных элементов. |
Демонстрационные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями, карточки с частично-поисковыми заданиями |
Метод повтора, метод вариаций, метод импровизации. |
Используются задания: тренировочные, частично-поисковые, творческие |
Составление узора по мотивам гжельской росписи |
Составить узор, взяв за основу изученные элементы, передавая цвет и оттенок. |
Демонстрационные таблицы, алгоритмы рисования отдельных элементов. |
Практический метод |
Используются творческие задания. |