Информационные технологии с позиции системного анализа.
1. Понятие системы и системного анализа применительно к ИТ.
В основе разработки и использования любых технологий лежит системный подход, позволяющий комплексно изучить объект исследования как единое целое, посредством представления его в качестве системы и анализа этой системы.
Системный подход – это направление методологии познания, в основе которой лежит рассмотрение объекта как системы.
Система – это целое, составленное из частей. Другими словами, система есть совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и образующих определенную целостность.
Элемент системы – часть системы, выполняющая опреде¬ленную функцию. Элемент системы может быть слож¬ным, состоящим из взаимосвязанных частей, т.е. тоже пред¬ставлять собой систему. Такой сложный элемент часто назы¬вают подсистемой.
Организация системы – внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия элементов системы. Организа¬ция системы проявляется, например, в ограничении разнооб¬разия состояний элементов в рамках системы.
Структура системы – совокупность устойчивых внутренних связей между элементами системы, определяющая ее ос¬новные свойства.
Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. В то же время свойства каждого элемента зависят от его места и функции в системе.
Классификация систем. Классификация систем может производиться по различным признакам. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные.
Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделить неорганические (технические, химические и т.п.), орга¬нические (биологические) и смешанные, содержащие элементы как неорганической, так и органической природы. Среди сме¬шанных систем следует обратить особое внимание на челове¬ко-машинные (эрготехнические) системы, в которых человек с помощью машин осуществляет свою трудовую деятельность.
Важное место среди материальных систем занимают соци¬альные системы с общественными отношениями (связями) меж¬ду людьми. Подклассом этих систем являются социально-эко¬номические системы, в которых связи между элементами - это общественные отношения людей в процессе производства.
Абстрактные системы - это продукт человеческого мыш¬ления: знания, теории, гипотезы и т.п.
По временной зависимости различают статические и динамические системы. В статических системах с течением времени состояние не изменяется, в динамических системах про¬исходит изменение состояния в процессе ее функционирования.
Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными (стохастическими). В детерминированной системе состояние ее элементов в любой момент времени полностью определяется их состояни¬ем в предшествующий или последующий моменты времени. Иначе говоря, всегда можно предсказать поведение детерми¬нированной системы. Если же поведение предсказать невоз¬можно, то система относится к классу вероятностных (стохастических) систем.
Любая система входит в состав большей системы. Эта боль¬шая система как бы окружает ее и является для данной систе¬мы внешней средой. По тому, как взаимодействует си¬стема с внешней средой, различают закрытые и открытые системы. Закрытые системы не взаимодействуют с внешней средой, все процессы, кроме энергетических, замыкаются внутри системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им развиваться в сторону со-вершенствования и усложнения.
По сложности системы принято делить на простые, сложные и большие (очень сложные).
Простая система – это система, не имеющая развитой струк¬туры.
Сложная система – система с развитой структурой, состоя¬щая из элементов – подсистем, являющихся, в свою очередь, простыми системами.
Большая система – это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков:
1. наличие разнообразных (материаль¬ных, информационных, денежных, энергетических) связей меж¬ду подсистемами и элементами подсистем;
2. открытость системы;
3. наличие в системе элементов самоорганизации;
4. участие в фун¬кционировании системы людей, машин и природной среды.
2. Свойства ИТ.
При рассмотрении ИТ, выделяют совокупность информации, определяют работоспособность и состояние того или иного процесса. То есть выделяют технологические и информационные процессы, которые нельзя отделять друг от друга. Данные процессы необходимо рассматривать в совокупности. Поэтому для построения информационных составляющих частей ИТ необходимо весь производственный процесс рассматривать как единое целое с позиции системного анализа.
ИТ как системе присуще признаки больших систем.
Признаки ИТ, как системы.
• наличие структуры, благодаря которой можно узнать, как устроена система, из каких подсистем и элементов состоит, каковы их функции и взаимосвязи, как система взаимодейству¬ет с внешней средой;
• наличие единой цели функционирования, т.е. частные цели подсистем и элементов должны быть подчинены цели функ¬ционирования системы;
• устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. Это свойство подразумевает выполнение системой своих функций в условиях внутренних, случайных изменений параметров и де¬стабилизирующих воздействий внешней среды;
• комплексный состав системы, т.е. элементами и подсисте¬мами большой системы являются самые разнообразные по сво¬ей природе и принципам функционирования объекты;
• способность к развитию. В основе развития систем лежат противоречия между элементами системы. Снятие противоре¬чий возможно при увеличении функционального разнообра¬зия, а это и есть развитие.
На основе рассмотренных признаков ИТ, как системы можно выделить свойства ИТ как системы и одновременно как подсистемы всего производственного процесса.
Свойства ИТ:
1. Целесообразность.
Определяется стремлением к достижению целей и значимости этих целей.
То есть главная цель реализации ИТ состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, распределенной переработке информации, распределенных баз данных, различных информационных вычислительных сетей путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
2.Взаимодействие с внешней средой.
Взаимодействие ИТ с объектами управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой, промышленностью, программных и технических средств автоматизации.
3.Целостность
ИТ является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
4.Развитие во времени.
Обеспечение динамичности развития ИТ, ее модификации, изменение структуры, включение новых компонентов.
5. Компоненты и структура.
Структура ИТ – это ее внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний.
Рассмотрим структуру ИТ.
При рассмотрении ИТ выделяют следующие компоненты:
- функциональный;
- содержательный;
- опорный.
Функциональный компонент.
Основой ИТ является циркулирующая информация. Данный компонент характеризует конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации, определяющиеся предметной областью. Выделяют следующие основные виды процессов, реализующихся в составе ИТ:
- сбор информации;
- передача информации;
- переработка информации
- хранение информации;
- доведение до пользователя.
Данные процессы на каждом из этапов производственного цикла
управления обладают определенной спецификой, отражающей ее функциональное содержание и определяющейся ее предметной областью.
Предметная область – это множество объектов и отношения между этими объектами с ограниченными потребностями конкретного производства. Объектом может быть человек, предмет, событие, место, понятие и т.д., о котором записаны некоторые данные. Отношения определяют взаимосвязи между объектами.
Например: предметная область – это, промышленное предприятие, его подразделения, службы, средства автоматизации, транспорт и т.д.
Различают полную предметную область (предприятие в целом) и организующие единицы этой предметной области (цехи, участки).
Модель предметной области.
Это совокупность описаний, которые обеспечивают взаимопонимание и правильную интерпретацию информационных сведений и требований в цепочке лиц, получающих информацию и принимающих решения. Эти описания делятся на два класса:
- основные - объединяют потоки входной и выходной информации, составные части системы, взаимодействующие подсистемы, требования к переработки информации.
- технологические – это блоки переработанной информации, информационные массивы, средства диалога, конкретное содержание входных и выходных документов, технологические операции.
Информационный массив – это совокупность сведений, которые определяются как наборы записей, обладающих общими структурными элементами и семантическими признаками.
Содержательный компонент.
Является составляющая база знаний (БЗ).
База знаний – это семантическая модель, предназначенная для представления в ЭВМ знаний, накопленных человеком в определенной области.
БЗ конкретных предприятий индивидуально и отображает конкретную ПО.
БЗ делятся на три основные категории:
- системные знания – совокупность сведений о конкретной предметной области.
- предметные знания – совокупность сведений о качественных и количественных характеристиках конкретных объектов предметной области (образуется БД).
БД- это система специальным образом организованных данных, программных, технических, языковых, организационно- методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного много целевого использования данных.
- алгоритмические, процедурные знания – реализация которых представляет собой программный продукт. Это средство содержательной переработки информации – ППО.
ППО (прикладное программное обеспечение)- совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ, регламентирующих правило содержательной формализованной переработки информации.
Опорный компонент.
Позволяет строить опорные ИТ.
Опорная технология – это совокупность аппаратных средств автоматизации, системного (ОС, СУБД) и инструментального программного обеспечения (алгоритмические языки, системы программирования, языки спецификаций, технология программирования), на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.
Совокупность данных компонентов позволяет построить ОИТ, которая является основой автоматизированной обработки информации на предприятии.
Каждое конкретное предприятие обладает особенностями, которые нельзя отразить в рамках типовых проектных решений.
3. Уровни представления ИТ.
Как мы уже говорили, ИТ - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Основой ИТ является циркулирующая информация. Выделяют следующие основные виды процессов, реализующихся в составе ИТ: сбор информации; передача информации; переработка информации; хранение информации; доведение до пользователя.
Иначе говорят, что информационные технологии – это совокупности методов и средств реализации информационных процессов в различных областях человеческой деятельности.
Информационный процесс – это процесс преобразования информации, в результате которого информация изменяет содержание и форму представления, причем как в пространстве, так и во времени.
Важным инструментом исследования систем, да и не только систем, является метод моделирования. Суть этого метода со¬стоит в том, что исследуемый объект заменяется его моделью, т.е. некоторым другим объектом, сохраняющим основные свойства реального объекта, но более удобным для исследо¬вания или использования.
Различают физические и абстрактные модели. При изуче¬нии автоматизированных информационных технологий наи¬большее распространение получили абстрактные информа¬ционные модели.
Информационная модель - это отражение предметной об¬ласти в виде информации. Предметная область представляет собой часть реального мира, которая исследуется или исполь¬зуется. Отображение предметной области в информационных технологиях представляется информационными моделями не¬скольких уровней.
Рис. Уровни информационных моделей
Концептуальная модель (КМ) обеспечивает интегрирован¬ное представление о предметной области и имеет слабо формализованный характер.
Логическая модель (ЛМ) формируется из концептуальной путем выделения конк-ретной части, ее детали¬зации и формализации.
Логическая модель, формализующая на языке математики взаимосвязи в выделенной предметной области, называется математической моделью (ММ).
С по¬мощью математических методов математическая модель пре¬образуется в алгоритмическую модель (AM), задающую пос¬ледовательность действий, реализующих достижение постав¬ленной цели управления.
На основе AM создается машинная программа (П), являющаяся той же алгоритмической моделью, только представленной на языке, понятном ЭВМ.
При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный, определяющий содер¬жание и структуру предметной области; логический, на кото¬ром производится формализация модели, и физический, обес-печивающий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
То есть любая ИТ слагается из взаимосвязанных информационных процессов, каждый из которых содержит определенный набор процедур, реализуемых при помощи информационных операций. ИТ выступает как система, функционирование каждого элемента которой подчиняется общей цели функционирования системы – получение качественного информационного продукта из исходного информационного ресурса в соответствии с поставленной задачей.
Как мы уже говорили, фазы преобразования информации в ИТ многочисленны, и простое их перечисление может привести к потере ощущении целостности технологической системы. Однако если провести структуризацию технологии, выделив такие крупные структуры как процессы и процедуры, то концептуальная модель базовой ИТ может быть представлена следующей схемой.
БИТ – это информационная технология, ориентиро¬ванная на определенную область применения.
Концептуальный уровень.
Концептуальный уровень определяет содержатель¬ный аспект информационной технологии или процесса, т.е. описывается содержание и структура предметной области.
В верхней части схемы информационные процессы и процедуры осуществляют преобразование информации, имеющей ярко выраженное смысловое содержание.
В нижней части схемы производится преобразование данных, т.е. информации, представленной в машинном виде. На этом уровне представления преобладает синтаксический аспект информации.
Технология переработки информации начинается с формирования информационного ресурса. Формирование информационно¬го ресурса (получение исходной информации) начинается с процесса сбора информации, которая должна в информацион¬ном плане отразить предметную область, т.е. объект управле¬ния или исследования (его характеристики, параметры, состо¬яние и т.п.). Собранная информация для ее оценки (по полно¬те, непротиворечивости, достоверности и т.д.) и последующих преобразований должна быть соответствующим образом подготовлена. После подготовки информация может быть переда¬на для дальнейшего преобразования различными способами. Процесс ввода преобразует информацию в данные, имеющие форму цифровых кодов, реализуемых на физическом уровне с помощью различных фи¬зических представлений (электрических, магнитных, оптичес¬ких, механических и т.д.).
Следующие за вводом информационные процессы уже про¬изводят преобразование данных в соответствии с поставленной задачей. Эти процессы организуются ЭВМ под управлением различных программ. При преобразованиях данных выделяют четыре основ¬ных информационных процесса и соответствующие им про¬цедуры. Это процессы обработки, обмена, накопления данных и представления знаний.
Процесс обработки данных связан с преобразованием зна¬чений и структур данных, а также их преобразованием в фор¬му, удобную для человеческого восприятия (отображени¬е). Процедуры отображения переводят данные из цифровых кодов в изображение (текстовое или графическое) или звук.
Рис. Концептуальная модель базовой информационной технологии
Информационный процесс обмена предполагает обмен данными между процессами информационной технологии. При обмене данными выделяют два основных типа процедур: процедуры передачи данных по каналам связи и сетевые процедуры, позволяющие осуще¬ствить организацию вычислительной сети. Процедуры пере¬дачи данных реализуются с помощью операции кодирования-декодирования, модуляции-демодуляции, согласования и уси¬ления сигналов. Процедуры организации сети включают в себя в качестве основных операции по коммутации и маршрутиза¬ции потоков данных (графика) в вычислительной сети. Про¬цесс обмена позволяет, с одной стороны, передавать данные между источником и получателем информации, а с другой – объединять информацию многих ее источников.
Процесс накопления состоит из процедур хранения и актуализации данных. Процедура хранения предполага¬ет создание такой структуры расположения данных в памяти ЭВМ, которая позволила бы быстро и неизбыточно накапли¬вать данные по заданным признакам и не менее быстро осу¬ществлять их поиск. Под процедурой актуализацией понимается поддержание хра¬нимых данных на уровне, соответствующем информационным потребностям решаемых задач в системе, где организована информационная технология. Актуализация данных осуществ¬ляется с помощью операций добавления новых данных к уже хранимым, корректировки данных и их уничтожения, если данные устаре¬ли и уже не могут быть использованы при решении функцио¬нальных задач системы.
Процесс представления знаний является одним из основных в базовой информационной технологии и состоит из процедур по¬лучения формализованных знаний и процедур генерации (выво¬да) новых знаний из полученных. Вывод нового знания – это эквивалент решения задачи, ко¬торую не удается представить формальном виде.
Логический уровень.
Логический уровень информационной технологии представля¬ется комплексом взаимосвязанных моделей, формализующих информационные процессы при технологических преобразо¬ваниях информации и данных. Формализованное (в виде мо-делей) представление информационной технологии позволяет связать параметры информационных процессов, а это означа¬ет возможность реализации управления информационными процессами и процедурами.
.
На основе модели предметной области (МПО), характери¬зующей объект управления, создается общая модель управле¬ния (ОМУ), а из нее вытекают модели решаемых задач (МРЗ). Решаемые задачи в информационной технологии имеют в своей основе различные информационные процессы, поэтому на передний план выходит модель организации информаци¬онных процессов, которая на логическом уровне увязывает эти процессы при решении задач управления.
На рис. приведены состав и взаимосвязи моделей базо¬вой информационной технологии
При обработке данных формируются четыре основных ин¬формационных процесса: обработка, обмен, накопление и представление знаний.
Модель обработки данных включает в себя формализован¬ное описание процедур организации вычислительного процес¬са, преобразования данных и отображения данных.
Под орга¬низацией вычислительного процесса (ОВП) понимается управ¬ление ресурсами компьютера при решении задач обработки данных. Данная проце¬дура формализуется в виде алгоритмов и программ системно¬го управления компьютером и называется операционной системой. Опера¬ционные системы выступают в виде посредников между ре¬сурсами компьютера и прикладными программами, органи¬зуя их работу.
Процедуры преобразования данных (ПД) на ло¬гическом уровне - это алгоритмы и програм¬мы обработки данных и их структур. Различают стан¬дартные процедуры, такие, как сортировка, поиск, создание и преобразование статистических и динамических структур данных, а также нестандартные процедуры, обусловленные преобразованиями данных при реше¬нии конкретных информационных задач.
Процедурами отображения данных (ОД) являются компьютерные програм¬мы преобразования данных, представленных машинными ко¬дами, в воспринимаемую человеком информацию, несущую в себе смысловое содержание. В современных ЭВМ данные мо¬гут быть отражены в виде текстовой информации, в виде гра¬фиков, изображений, звука, с использованием средств муль¬тимедиа, которые интегрируют в компьютере все основные способы отображения.
Модель обмена данными включает в себя формальное опи¬сание процедур, выполняемых в вычислительной сети: пере¬дачи (П), маршрутизации (М), коммутации (К), которые составляют информационный процесс обмена. Для качественной работы сети необходимы формальные со¬глашения между ее пользователями, что реализуется в виде протоколов сетевого обмена.
На основе моделей обмена производится синтез си¬стемы обмена данными, при котором оптимизируются топо¬логия и структура вычислительной сети, метод коммутации, протоколы и процедуры доступа, адресации и маршрутизации.
Модель накопления данных формализует описание инфор¬мационной базы, которая представля¬ется базой данных.
Процесс перехода от информационного (смыслового) уровня к физическому отличается трехуровне¬вой системой моделей представления информационной базы: концептуальной, логической и физической схем. Концептуаль¬ная схема информационной базы (КСБ) описывает информа¬ционное содержание предлагаемой области, т.е. какая и в ка¬ком объеме информация должна накапливаться при реализа¬ции информационной технологии. Логическая схема инфор¬мационной базы (ЛСБ) формализовано описывает ее структуру и взаимосвязь элементов информации. При этом используются различные подходы: реляционный, иерархический, сетевой. Выбор подхода определяет и систему управления базой данных, которая, определя¬ет физическую модель данных - физическую схему информа¬ционной базы (ФСБ), описывающую методы размещения дан¬ных и доступа к ним на физических носителях информации.
В современных информационных технологиях формирова¬ние моделей предметной области и решаемых задач произво¬дится в основном человеком, что связано с трудностями фор¬мализации этих процессов. Но по мере развития теории и прак¬тики интеллектуальных систем становится возможным фор¬мализовать человеческие знания, на основе которых и форми¬руются выше рассмотренные модели. Модель представления знаний позволяет проектировщику АИТ в автоматизированном режиме формировать из фрагментов модель предметной области, а также модели решаемых задач. Наличие этих моделей позволяет пользователю в заданной предметной области выбрать необходимую ему модель задачи и решить ее с помощью ин¬формационной технологии. Модель представления знаний может быть выбрана в зависимости от предметной области и вида решаемых задач. Сейчас практически используются та¬кие модели, как логические (Л), алгоритмические (А), фреймо¬вые (Ф), семантические (С) и интегральные (И).
Взаимная увязка базовых информационных процессов, их синхронизация на логическом уровне осуществляются через модель управления данными (УД). Управление данными – это управление процессами обработки, обмена и накопле¬ния. Управление процессом обработки данных означает уп¬равление организацией вычислительного процесса, преоб¬разованиями и отображениями данных в соответствии с моде¬лью организации информационных процессов, основанной на модели решаемой задачи. При управлении процессом обмена управлению подлежат процедуры маршрутизации и ком¬мутации в вычислительной сети, а также передачи сообще¬ний по каналам связи. Управление данными в процессе на¬копления означает организацию физического хранения дан¬ных в базе и ее актуализацию, а так же управление процедурами поиска, группировок, вы¬борок и т.п. На логическом уровне управление процессом накопления - это комплексы программ управления базами данных, получившие название систем управления базами дан¬ных.
Физический уровень.
Физический уровень информационной технологии представ¬ляет ее программно-аппаратную реализацию. С помощью про¬граммно-аппаратных средств осуществляются базовые информационные процессы и процедуры в их взаи¬мосвязи и подчинении единой цели функционирования. На физическом уровне АИТ рассматривается как система в которой выделяется несколько крупных подсистем, которые реа¬лизуют на физическом уровне информационные процессы.
К ним относится: подсистема обработки данных, подсистема обмена данными, подсистема накопления данных, подсистема управления данны¬ми и подсистема представления знаний. С системой информа¬ционной технологии взаимодействуют пользователь и проек¬тировщик системы.
Для выполнения функций подсистемы обработки данных ис¬пользуются три основных клас¬са ЭВМ: на верхнем уровне – мэйнфреймы, способные накап¬ливать и обрабатывать громадные объемы информации и ис¬пользуемые как главные ЭВМ; на среднем – абонентские вы¬числительные машины (серверы); на нижнем уровне – персо-нальные компьютеры.
В подсистему обмена данными входят комплексы программ и устройств, позволяющих реализовать вычислительную сеть и осуществить по ней передачу и прием сообщений с необходи¬мыми скоростью и качеством. Физическими компонентами под-системы обмена служат устройства приема передачи (модемы, усилители, коммутаторы, кабели, специальные вычислительные комплексы, осуществляющие коммутацию, маршрутизацию и доступ к сетям). Программными компонентами подсистемы яв¬ляются программы сетевого обмена, реализующие сетевые про¬токолы, кодирование-декодирование сообщений и др.
Рис. Системная организация базовой информационной технологии
Подсистема накопления данных реализуется с помощью банков и баз данных, организованных на внешних устройствах компьютеров и ими управляемых. В вычислительных сетях, помимо локальных баз и банков, используется организация распределенных банков данных и распределенной обработки данных. Аппаратно-программными средствами этой подсис¬темы являются компьютеры различных классов с соответству¬ющим программным обеспечением.
Подсистема представления знаний создается для автоматизированного формирования модели предметной области из фрагментов модели предмет¬ной области и модели решаемой задачи информаци¬онной технологией. На стадии проектирования информационной техноло¬гии проектировщик формирует в памяти компьютера модель заданной предметной области, а также комплекс моделей решаемых технологией задач. На стадии эксплуатации пользова¬тель обращается к подсистеме знаний и, исходя из постановки задачи, выбирает в автоматизированном режиме соответству¬ющую модель решения, после чего через подсистему управле¬ния данными включаются другие подсистемы информационной технологии. Реализация подсистем представления знаний про¬изводится, как правило, на персональных компьютерах.
Подсистема управления данными организуется на компь¬ютерах с помощью подпрограммных систем управления об¬работкой данных и организации вычислительного процесса, систем управления вычислительной сетью и систем управле¬ния базами данных.
При больших объемах накапливаемой на компьютере и циркулирующей в сети информации на пред¬приятиях, где внедрена информационная технология, могут создаваться специальные службы, такие, как администратор баз данных, администратор вычислительной сети и т.п.
Вывод. Таким образом, информационная технология имеет три уровня представления - концептуальный, логический и физи¬ческий. Последовательное рассмотрение этих трех уровней представления позволяет облегчить восприятие при переходе от содержания цели информационной технологии к ее физи¬ческому достижению.
Процесс преобразование информации в данные.
Прежде чем превратить информацию в данные, она должна быть собрана, соответствующим образом подготовлена и только после этого введена в ЭВМ, представлена в виде данных на машинных носителях информации.
Приведем схему последовательности фаз процесса преобразования информации в данные в ИТ.
Сбор информации.
1. автоматизированный – сбор информации осуществляется с помощью различных датчиков. Электрические датчики позволяют проводить преобразования физических параметров, вплоть до превращения их в данные, записываемые на машинных носителях информации, без выхода на человеческий уровень представления.
2. ручной – осведомляющая информация, поступающая от объекта управления, воспринимается человеком и переводится в документальную форму (записывается на бумажный носитель). Составляющими этого потока могут быть показания приборов, накладные, журналы, описи и т.д.
рис. процесс преобразования информации в данные
Для перевода потока осведомляющей информации в автоматизированный контур информационной технологии необходимо собранную информацию передать в места ее ввода в компьютер. Передача осуществляется, как правило, традиционно, с помощью курьера, телефона.
Собранная информация для ввода должна быть предварительно подготовлена, так как модель предметной области, заложенная в компьютер, накладывает свои ограничения на состав и организацию вводимой информации.
Ввод информации осуществляет по запросам программы, отображаемым на экране дисплея, часто дальнейший ввод приостанавливается, если оператор проигнорировал какой-либо важный запрос. Очень важными на этапах подготовки информации и ввода являются процедуры контроля.
Контроль подготовленной и вводимой информации направлен на предупреждение, выявление и устранение ошибок, которые неизбежны в первую очередь из-за так называемого "человеческого фактора". Любые ошибки приводят к искажению вводимой информации, к ее недостоверности, а значит, неверным результатам обработки и в конечном итоге к ошибкам в управлении системой. Процедуры контроля полноты и достоверности информации и данных используются при реализации информационных процессов повсеместно и могут быть разделены на визуальные, логические и арифметические.
1.Визуальный метод используется на этапе сбора и подготовки информации и является ручным. При визуальном методе производится зрительный просмотр документа в целях проверки полноты, актуальности, подписей ответственных лиц, юридической законности и т.д.
2.Логический метод является автоматизированным методом и применяется на последующих этапах преобразования данных.
Логический метод контроля предполагает сопоставление фактических данных с нормативными или с данными предыдущих периодов обработки, проверку логической непротиворечивости функционально-зависимых показателей и их групп и т.д.
3.Арифметический метод является автоматизированным методом и применяется на последующих этапах преобразования данных.
Он включает подсчет контрольных сумм по строкам и столбцам документов, имеющих табличную форму, контроль по формулам, признакам де¬лимости или четности, балансовые методы, повторный ввод и т.п.
Для предотвращения случайного или намеренного искажения информации служат и организационные, и специальные мероприятия. Это четкое распределение прав и обязанностей лиц, ответственных за сбор, подготовку, передачу и ввод информации в системе информационной технологии. В настоящее время фазы подготовки и ввода собранной информации объединяются.
Ввод информации при создании информационной техноло¬гии является ручным - пользователь ЭВМ "набирает" информацию (алфавитно-цифровую) на клавиатуре, визуально контролируя правильность вводимых символов по отображению на экране дисплея. Каждое нажатие клавиши - это преобразование символа, изображенного на ней, в электрический двоичный код, т.е. в данное. Этап ввода - заключительный этап процесса преобразования исходной информации в данные. Помимо клавиатуры, есть и другие устройства ввода, например сканеры или устройства ввода с голоса.
Какую же информацию необходимо вводить для решения задач ИТ?
1. Необходим ввод осведомляющей информации об объекте управления.
2. Необходимо вводить и подготавливать информацию о структуре и содержании предметной области (т.е. модель объекта управления).
3. необходимо вводить информацию о последовательности и содержании процедур технологических преобразований для решения поставленных задач (т.е. алгоритмическую модель). Суть подготовки информации такого вида состоит в написании программ и описании структур и данных на специальных формальных языках программирования.
Процесс разработки моделей предметной области решаемых задач и их алгоритмической реализации, остается творческим и на этапе разработки информационных технологий в своей основе практически не автоматизируемым.
Вывод. Таким образом, после сбора, подготовки, контроля и ввода исходная информация (документы, модели, программы) превращается в данные, представленные машинными (двоичными) кодами, которые хранятся на машинных носителях, и обрабатываются техническими средствами информационной технологии.
Вопросы для самоконтроля.
1. Понятие системы. Элементы и классификация систем.
2. Признаки ИТ как системы.
3. Свойства ИТ.
4. Структура ИТ.
5. Компоненты ИТ.
6. Концептуальный уровень ИТ.
7. Логический уровень ИТ.
8. Физический уровень ИТ.
9. Фазы преобразования информации в данные.
10. Методы контроля информации.
11. Виды вводимой информации при создании ИТ.
12. Методы сбора информации.
Информационные технологии с позиции системного анализа
Лекции по предмету «Информатика»