Субъекты конституционного судопроизводства

Курсовая работа по предмету «Юриспруденция»
Информация о работе
  • Тема: Субъекты конституционного судопроизводства
  • Количество скачиваний: 12
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Юриспруденция
  • Количество страниц: 42
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-02-19 18:51:41
  • Размер файла: 48.37 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Содержание






Введение


Актуальность работы.

Появление в начале 90-х годов прошлого века особого органа правовой охраны Конституции - Конституционного Суда, явилось следствием политико-правовых преобразований в нашей стране. Новый институт органично вошел в ее правовую систему, стал одним из важнейших государственных органов, обеспечивающих верховенство и прямое действие Конституции РФ, реализацию принципа разделения властей, защиту прав и свобод человека и гражданина, укрепление федеративных отношений. Впервые на конституционном уровне был закреплен новый, неизвестный доселе отечественной правовой системе вид судопроизводства - конституционное судопроизводство.

Субъекты конституционного судопроизводства имеют общие черты, но в то же время каждый из субъектов имеет свои особенности, обусловленные его ролью в конституционном судопроизводстве.

Субъектов конституционного судопроизводства можно классифицировать по следующим основаниям: по степени участия в конституционном судопроизводстве; по характеру заинтересованности в исходе дела; по возможности воздействовать на ход процесса; по наличию властных полномочий; по характеру участия; по количеству стадий, в которых участвуют субъекты; по количественному составу субъекта; по характеру информации, предоставляемой субъектами.

В целом правовое положение субъектов конституционного судопроизводства определяется Законом, Регламентом и положениями, содержащимися в решениях Конституционного Суда РФ. Однако, представляется необходимым основные положения, касающиеся субъектов конституционного судопроизводства, определенные в Регламенте и решениях конституционного Суда РФ, закрепить в Законе.

Степень разработанности проблемы

Становление и деятельность Конституционного Суда России, органов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, являются объектом внимания как научной общественности, так и юристов - практиков. Функционирование государственных органов обусловило развитие новых правовых институтов в науке конституционного права, появление ряда специализированных учебных пособий по конституционному правосудию.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области конституционного правосудия, среди которых С.А. Авакьян, М.В. Баглай, A.M. Барнашов, А.А. Белкин, СВ. Боботов, В.К. Боброва, В.В. Бриксов, В.Д. Зорькин, Б.С. Эбзеев, Х.Б. Шейнин, В.А. Туманов, С.А. Татаринов, Т.Г. Морщакова, Л.В. Лазарев, О.Н. Кряжкова, И.А. Кравец, М.С. Саликов, М.А Нудель, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Б.Н. Топорнин, , О.И. Тиунов, Ю.Л. Шульженко, М.А. Митюков, С.Э. Несмеянова, Ж.И. Овсепян, Ф.Т.Тохиров, Т.Я. Хабриева, Н.М. Чепурнова и др

В работе также использовались работы зарубежных ученых-конституционалистов и практиков Г.Г. Арутюняна, Ф. Абдулаева, А. Бланкенагеля, Г.А. Василевича, Г. Галмаи, В.И. Гарага, Л. Гарлицки, М. Гжитовского, Л.Л. Гуерра, Н. Кариевой, С. Кобэняну, Э. Куриса, О.С. Курылевой, Н. Неновски, Дз. Педедзе, В. Подгруша, О. Пферсманн, Дж. Хецуриани, Н. Шашкина, А. Эдзиныпа и других ученых.

Целью работы является раскрытие понятия и роли субъектов конституционного судопроизводства как участников конституционно-судебных процессуальных отношений, выявление видов и особенностей данных субъектов.

Задачи:

- изучить субъекты конституционного судопроизводства;

- выявить классификацию субъектов конституционного судопроизводства;

- рассмотреть категории «эксперт» и «специалист» как лица, обладающие специальными знаниями;

- проанализировать конституционно-правовой статус свидетеля в конституционном судопроизводстве.

Предмет исследования: конституционное судопроизводство.

Объект исследования: общественные отношения, которые возникают между Конституционным Судом РФ и субъектами конституционного судопроизводства.

Методологическая основа исследования составили общенаучные и частнонаучные методы, применяемые в юридической науке (источниковедческий, проблемно-теоретический, системный, исторический, сравнительно-правовой метод, а также методы структурно-функционального, формально-логического, формально-юридического анализа).

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, конституционно-правовые акты зарубежных стран, были изучены также решения и Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

1 Понятие и виды субъектов конституционного судопроизводства


1.1 Понятие субъектов конституционного судопроизводства


Конституционно-правовая ответственность характеризуется специальным субъектом правонарушения. Им может быть только орган или должностное лицо, на которого Конституцией РФ возложены функции осуществления публичной власти. Из сказанного следует, что субъектом конституционно-правовой ответственности может выступать и политическая партия, хотя в настоящее время такой ответственности она не несет. Законодательством РФ не предусмотрена ответственность депутата Государственной Думы, как, впрочем, и конституционная ответственность палат Федерального Собрания.

Конституционно-правове нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов.

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах [27, c.50].

Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.

Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией той, или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением прав и обязанностей [21, c.9].

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

- Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

- Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

- Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

- Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции [2, c.91].

По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:

1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России. Речь идет об отношениях народовластия и основных формах его осуществления, статусе государства, общества, положении человека в системе основ конституционно-правового строя России.

2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.

3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Речь идет о механизмах разделения властей, статусе отдельных органов государственной власти, в первую очередь организации и функционировании законодательной власти, ее взаимоотношениях с Президентом РФ и другими ветвями власти. К этой группе примыкают и правоотношения, связанные с установлением и функционированием местного самоуправления в России [3, c.75].

Субъектами конституционного правонарушения (деликта) являются: Президент, Правительство, член Совета Федерации РФ, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), орган исполнительной власти субъекта, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, орган местного самоуправления или должностное лицо органа муниципального образования, политическая партия, Генеральная прокуратура РФ в лице Генерального прокурора.

Необходимым элементом субъективной стороны конституционного деликта является наличие вины - психического отношения субъекта к совершенному деянию, выражающегося в форме умысла либо неосторожности. Факультативными признаками субъективной стороны могут быть мотив и цель. Так, создание и деятельность политических партий становится конституционно-правовым деликтом лишь при условии, если они преследуют запрещенные цели, перечисленные в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.

Круг субъектов конституционно-правовой ответственности как ответственности за ненадлежащее осуществление публичной власти ограничен. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Однако для того, чтобы лицо могло нести конституционно-правовую ответственность, оно должно обладать деликтоспособностью, т.е. способностью нести ответственность за свои действия.

Деликтоспособность должностных лиц начинается с момента их вступления в должность (с начала срока полномочий) и заканчивается моментом прекращения полномочий. Деликтоспособность коллегиальных субъектов - органов публичной власти, определяется моментом их создания, однако привлечение к конституционно-правовой ответственности должностных лиц как членов коллективного органа также возможно только в отношении уже вступивших в должность лиц [6, c.12].

В конституционно-правовых отношениях общего характера нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениями.

К общим конституционно-правовым отношениям частично примыкают правовые состояния. Примерами правоотношений такого вида являются состояние в гражданстве России и соответственно состояние в качестве иностранца, лица без гражданства, состояние государственного суверенитета Российской Федерации, состояние суверенитета народа. То или иное конституционно-правовое состояние оказывает значительное влияние на правовое и фактическое положение соответствующего субъекта конституционного права, являясь элементом его статуса. Так, декларируемый Конституцией РФ принцип разделения властей порождает правовое состояние, которое нельзя не учитывать при характеристике статуса высших органов государственной власти [9, c.230].

Стороны конкретного конституционно-правового отношения являются его субъектами. К их числу относятся: граждане Российской Федерации, объединения граждан (политические партии, профсоюзы и др.), иностранцы, лица без гражданства, народ Российской Федерации, Российская Федерация как государство и субъекты Российской Федерации, а также их государственные органы и должностные лица, местное самоуправление и его органы, население муниципальных образований.

Отличительной особенностью конституционно-правовых конкретных отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны. В конституционно-правовых конкретных отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной. Так, внесение депутатом Государственной Думы в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а приход избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между этим избирателем и участковой избирательной комиссией [12, c.33].

К числу других особенностей конституционно-правовых отношений нужно отнести переплетение их с другими правоотношениями в реальных общественных отношениях. Например, в ходе выборов возникают преимущественно конституционно-правовые отношения. Однако процесс и результаты выборов обеспечиваются также и иными правоотношениями: трудовыми, гражданско-правовыми, административно-правовыми.

Конституционно-правовые отношения имеют нередко своим объектом самые высокие или достаточно высокие социальные ценности: основные права и свободы человека, целостность государства, суверенитет и т.д.

Таким образом, если максимально кратко сформулировать, в чем сущность конституционно-правовых отношений, то можно сказать следующее: ими является та часть общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.

Для того, чтобы конституционно-правовые отношения могли возникнуть, недостаточно наличия только норм права - Конституции, конституционных законов и других источников. Необходимо наличие субъекта конституционно-правовых отношений, необходим объект конституционно-правовых отношений, необходимо основание возникновения конституционно-правовых отношений, т.е. элементами конституционно-правовых отношений являются субъекты, объекты и то, что в праве называется юридические факты.

Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. [17, c.91].

Cубъектом конституционного права являются территориальные образования, такие, как составные части федеративного государства, субъекты федерации, например, штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в ФРГ. А также отдельно в качестве субъекта можно назвать автономные единицы, обладающие определенным юридическим и политическим статусом.

В качестве субъектов выступают органы местного самоуправления, например, муниципалитеты городов, мэры городов, городские советы. Естественно, они в качестве субъектов выступают редко, но все же такие ситуации бывают. Например, ряд органов местного самоуправления в некоторых государствах образуют верхнюю палату парламента, т.е. избирают членов этой верхней палаты.

В качестве субъекта конституционного права следует назвать судебные органы. Судебные органы, безусловно, выполняют определенные, характерные для них обязанности, т.е. осуществляют правосудие в сфере гражданского, уголовного права. Но в ряде случаев судебные органы участвуют в государственно-правовых отношениях и являются субъектами конституционного права. Например, в тех случаях, когда суды выступают в качестве органов конституционного надзора и признают нормативные акты неконституционными. Также суды, в тех случаях, когда они имеют право законодательной инициативы и вносят какие-то законодательные предложения, безусловно, являются субъектами конституционного права [14, c.65].

В некоторых странах субъектом конституционного права выступают религиозные конфессии, как правило, те конфессии, которые являются господствующими в данной стране. Например, в Иране лидером государства, т.е. наиболее важным должностным лицом признается глава господствующей религии. Он носит титул имама (употребляется также термин - факих), и, фактически, это более значительное должностное лицо, чем существующий параллельно и избираемый народом президент страны. В Великобритании главой англиканской церкви является глава государства - монарх. В настоящее время это королева Елизавета II. В Палате лордов есть, так называемые, духовные лорды, т.е. епископы, возглавляющие ряд наиболее известных и значительных церковных приходов.

У субъектов права, обычно, называют такие их характеристики, как правоспособность и дееспособность, т.е. способность иметь права и обязанности и реальная возможность самостоятельно их осуществлять. Категории правоспособность и дееспособность, чаще всего, употребляются в отношении физических лиц. Говоря об органах, чаще применяется термин «компетенция» или «правомочия». Для того, чтобы субъекты любой отрасли права, в том числе конституционного, могли вступать в урегулированные правом отношения, они должны обладать правоспособностью и дееспособностью, либо должны быть наделены определенными полномочиями, обладать компетенцией. То есть, иначе говоря, они должны обладать соответствующим правовым статусом. В тех случаях, когда они необходимым правовым статусом не обладают, это служит препятствием для вступления в конституционно-правовые отношения [8, c.14].

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

Субъективная юридическая обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата.

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.


1.2 Классификация субъектов конституционного судопроизводства


Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

В субъектах Российской Федерации идет процесс создания конституционных (уставных) судов, возможность учреждения которых предусмотрена в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Институт специализированных судебных органов конституционного контроля является достаточно новым элементом российской правовой системы, в субъектах Российской Федерации подобные органы или только создаются, или недавно начали функционировать, отсутствует практический опыт деятельности органов конституционного (уставного) контроля. В этих условиях весьма актуальной становится проблема изучения процессуальной деятельности Конституционного Суда России, поскольку результаты исследования могут оказаться полезными в ходе создания или совершенствования законодательной базы организации и деятельности конституционных или уставных судов субъектов Российской Федерации [39, c.260].

Взаимодействие Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации осуществляется посредством запросов последних по вопросам о конституционности федеральных законов, возникающим в процессе рассмотрения конституционными (уставными) судами конкретных дел о конституционности законов субъектов Федерации. Это особенно актуально, если учесть, что до сих пор массовый характер носит выявляемое контролирующими и надзорными органами несоответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам [24, c.48].

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Субъекты конституционно-правовых отношений - те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права.

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений.

Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

- народ;

- государство;

- субъекты Федерации;

- депутаты;

- коренные малочисленные народы;

- население;

- муниципальное образование;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- избирательные комиссии;

- собрания избирателей и др  [25, c.88].

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство - Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального значения;

- автономная область;

- атомные округа [3, c.27].

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др [1, c.110].

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация - скорее субъект международного права.

Круг субъектов конституционного судопроизводства ограничен положениями Закона. В него входят: Конституционный Суд РФ; стороны; представители сторон; эксперты; специалисты; свидетели; переводчики; приглашенные лица; лица, к которым Конституционный Суд РФ обращается с требованиями в порядке, предусмотренном статьей 50 Закона; лица, желающие присутствовать в судебном заседании, а также лицо, обеспечивающее порядок в заседании Суда.

Среди субъектов конституционного судопроизводства можно выделить Суд, участников конституционного судопроизводства (стороны; представители сторон; эксперты; специалисты; свидетели; переводчики; приглашенные лица) и иных субъектов (лица, к которым Конституционный Суд РФ обращается с требованиями в порядке, предусмотренном статьей 50 Закона; лица, желающие присутствовать в судебном заседании; лицо, обеспечивающее порядок в заседании Суда).

Субъекты конституционного судопроизводства имеют общие черты, но в то же время каждый из субъектов имеет свои особенности, обусловленные его ролью в конституционном судопроизводстве.

Субъектов конституционного судопроизводства можно классифицировать по следующим основаниям: по степени участия в конституционном судопроизводстве; по характеру заинтересованности в исходе дела; по возможности воздействовать на ход процесса; по наличию властных полномочий; по характеру участия; по количеству стадий, в которых участвуют субъекты; по количественному составу субъекта; по характеру информации, предоставляемой субъектами [12, c.85].

Все субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:

1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;

2) Российская Федерация как государство;

3) органы государственной власти.

На федеральном уровне - это Президент РФ, Федеральное Собрание (и его палаты - Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, - Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Банк России, Счетная палата РФ и др.

На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, - избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;

4) органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.

5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);

6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;

7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;

8) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ;

9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации [18, c.315].

В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права [19, c.50].

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ). Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

2. Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации ими являются:

- Федеральное Собрание;

- Правительство;

- Конституционный Суд;

- Высший Арбитражный Суд;

- Городская Дума;

- Местная администрация и др.

5. Должностные лица.

Субъектами конституционного права являются:

- Президент РФ;

- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

- Председатель Правительства РФ;

- Председатель конституционного Суда РФ;

- Генеральный Прокурор и др.

6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:

- избиратели;

- депутаты (различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7. Политические партии, иные общественные объединения.

Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений.

Они делятся на следующие виды: 1. Государство. 2. Субъекты РФ. 3. Государственные органы и учреждения. 4. Органы местного самоуправления. 5. Общественные объединения (в частности, политические партии). 6. Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ [21, c.30].

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища [28, c.243].

 Круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права.

2 Факультативные субъекты конституционного судопроизводства


2.1 Эксперт и специалист как лица, обладающие специальными знаниями


Некоторые из участников конституционного судопроизводства играют в судебном процессе иную, нежели в судах общей юрисдикции, роль. Своеобразно осуществляется экспертиза в конституционном судопроизводстве. Она проводится прежде всего по вопросам права, в то время как в судах общей юрисдикции она проводится с целью использования специальных знаний в различных областях науки, кроме правовой.

Экспертом в конституционном судопроизводстве может быть лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, не касающихся проблем права. Например, в Конституционном Суде Российской Федерации по «чеченскому делу» в качестве эксперта был привлечен специалист по политической этнографии и общественной (национальной) психологии, сообщивший Конституционному Суду Российской Федерации объективные сведения о менталитете чеченского народа, его национальных чертах, психологии и т.д.

Экспертом в конституционном судопроизводстве в исключительных случаях может быть и лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, не касающихся права.

Вопросы, по которым эксперт должен дать заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом РФ.

В обязанности эксперта входит:

- дача заключения в письменной форме, которое должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза;

- дача ответов на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании судьи-докладчика или Конституционного Суда РФ [18, c.40].

Подпись эксперта под текстом заключения заверяется в установленном  порядке. Если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами; при разногласии между ними каждый составляет собственное заключение.

Право выступать в заседании имеет эксперт, предварительно представивший в Конституционный Суд РФ текст экспертного заключения. Перед выступлением он приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Практика конституционных судов субъектов Российской Федерации показывает, что в качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по сложным дискуссионным и новым правовым проблемам. Эксперт в судебное заседание приглашается судьей- докладчиком. Вопросы, по которым должно быть дано заключение, определяются также судьей-докладчиком либо Конституционным Судом [40, c.233].

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. С разрешения конституционного суда он вправе знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Выводы эксперта не являются обязательными для конституционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией[31, c.70].

Перед выступлением эксперта председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в чч. 3 и 4 ст.63 Закона, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге (ч.2) [21, c.16].

Согласно статье 63 Закона в заседание в качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Характерно, что эксперт при подготовке заключения и при ответах на дополнительные вопросы судей высказывает свою позицию.

Условием участия эксперта в судебном разбирательстве является владение специальными познаниями в вопросах, касающихся рассматриваемого дела, по мнению ряда ученых, не столько в области права, сколько в других областях - экономике, экологии, природопользовании и т.п., аналогично экспертам, приглашаемым в гражданском, уголовном и арбитражном судопроизводстве.

Согласно статье 52 Закона эксперт является участником процесса в Конституционном Суде РФ, и его статус во многом сходен со статусом участников юридического процесса в других отраслях.

Так, много общего в процедуре назначения и статусе экспертов в Конституционном Суде РФ, в гражданском и уголовном процессе.

Статьи 79, 80, 82 - 87 ГПК РФ в деталях регламентируют порядок назначения и проведения экспертизы. А статьи 57 - 58, 195 - 196, 269, 282 - 283 УПК РФ устанавливают правовой статус эксперта и специалиста, порядок назначения судебной экспертизы. Обязанности и права специалиста и эксперта устанавливает КоАП РФ (ст. 25.8 - 25.9). Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяются Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Данный Закон на деятельность Конституционного Суда РФ не распространяется в силу специфики проводимой там экспертизы.

Мнение эксперта в Конституционном Суде РФ следует рассматривать как доктринальное конституционное толкование. На это указывает ряд обстоятельств.

Позиции экспертов, привлекаемых для рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ, служат не только делу доказывания, но и направлены на уяснение смысла оспариваемого явления. Разъяснения, даваемые экспертами Суда, выходят за рамки простой экспертизы, то есть квалификации [26, c.300].

На взгляды эксперта, как правило, влияет множество факторов: принадлежность к той или иной научной школе, собственные концепции и доктрины, тенденции развития правовой системы и др. А экспертные заключения в рамках гражданского, уголовного, арбитражного, административного процесса в случае расхождения мнений по исследованному вопросу всегда сопровождаются установлением истины.

Однако задача экспертного заключения состоит в выражении определенной позиции в соответствии со специальными познаниями, то есть эксперт обосновывает свое мнение, опираясь на анализ исследуемого документа, жалобы, запроса, на свои профессиональные знания, на практический опыт.

Заключение эксперта, во-первых, является источником сведений о толковании правовой наукой положений обжалуемого нормативного правового акта и Конституции; во-вторых, помогает судьям уточнить и сформировать собственное представление о смысле проверяемых в судебном заседании норм закона; в-третьих, дает возможность судье-докладчику более аргументированно представить свою позицию.

Эксперт имеет право:

- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

- ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для достоверного решения вопросов, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;

- присутствовать с разрешения следователя (суда) при производстве следственных (судебных) действий, задавать допрашиваемым вопросы, просить о занесении в протокол существенных для дачи заключения обстоятельств излагать на допросе свои показания собственноручно;

- давать заключение и показания на родном языке, если не владеет языком, на котором осуществляется судопроизводство;

- обжаловать действия лица, ведущего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи).

- отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа [34, c.101].

Эксперту возмещаются расходы, связанные с явкой по вызову в суд или следственные органы и с производством экспертизы.

Вопросы, разрешаемые экспертом в соответствии с его компетенцией, не могут касаться юридической стороны уголовного дела, относящейся к компетенции следователя и суда.

Эксперт имеет право ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов для дачи заключения. Для удовлетворения этого ходатайства лицо, орган, назначивший экспертизу, предоставляет эксперту дополнительно материалы уголовного дела, истребует документы, проводит следственные действия (получение образцов для сравнительного исследования, дополнительный осмотр места происшествия, допросы, следственный эксперимент и др.).

Новым является право эксперта ходатайствовать о привлечении к производству экспертизы других экспертов. Потребность воспользоваться таким правом возникает в основном у экспертов при производстве экспертизы вне экспертного учреждения, в случае большого объема исследования, использования аппаратуры, которой нет в распоряжении эксперта, а также в случае, если, по мнению эксперта, для ответов на поставленные вопросы требуется проведение комплексной экспертизы с привлечением экспертов других специальностей.

Выводы эксперта не являются обязательными для конституционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов [14, c.8].

Существенно отличается экспертиза в конституционном судопроизводстве от судебной экспертизы в гражданском, арбитражном и уголовном процессах. Экспертиза в конституционном суде проводится, прежде всего, по вопросам права, в то время как в судах общей юрисдикции она проводится с целью использования специальных знаний в различных областях науки, кроме правовой.

Вопросы, по которым эксперт дает заключение, определяются конституционным судом, в частности судьей-докладчиком. Заключение эксперта в письменном виде предоставляется судьям и сторонам. Эксперт вправе с разрешения конституционного суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов [19, c.80].

Заключение эксперта слагается из двух взаимосвязанных частей: подготовка письменного заключения по поставленным перед ним вопросам и устный ответ на вопросы, заданные в ходе рассмотрения дела.

Поручение о проведении экспертизы может быть дано в процессе предварительной подготовки дела к слушанию. В этом случае вопросы, по которым должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком. Если поручение о проведении экспертизы дается позже, то перечень вопросов, подлежащих исследованию, определяется судом (ст. 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Заключение эксперта должно содержать данные о лице, которое проводило экспертизу (с указанием его специальности, если имеется, то и его ученой степени, звания), название дела, ответы на вопросы, поставленные перед экспертом судом, подпись эксперта (экспертов), заверенную в установленном порядке. При проведении экспертизы несколькими экспертами между ними могут возникнуть разногласия.

Заключение эксперта - одно из средств установления Конституционным Судом фактических и иных обстоятельств. Оно не имеет для судей обязательной силы и подлежит оценке в совокупности с другими материалами дела.

Проведение экспертизы может быть поручено организации, имеющей соответствующих специалистов, или любому лицу, обладающему специальными познаниями. Если производство экспертизы возлагается на учреждение, его руководитель поручает выполнение этой работы одному или нескольким сотрудникам учреждения. Однако во всех случаях эксперт дает заключение от своего имени на основании исследований, проведенных им в соответствии со своими специальными знаниями, и несет за данное им заключение личную ответственность, о чем он предупреждается судьей-докладчиком и Судом.

Заключение эксперта дается в письменной форме. В нем должны содержаться данные об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, место работы, ученая степень, ученое звание, почетные звания), когда и кем дано поручение на проведение экспертизы, какие материалы эксперт использовал, включая и дополнительно представленные, какие исследования проводил, какие вопросы были поставлены эксперту и его мотивированные ответы [37, c.389].

Экспертное заключение может быть:

а)        категорическим (положительным или отрицательным), когда эксперт дает на поставленные вопросы совершенно определенные ответы, лишенные сомнений;

б)        вероятным, когда эксперт не может категорически ответить на поставленный вопрос или вопросы, но по совокупности определенных признаков высказывает обоснованное предположение по этому поводу (например, о тождестве сравниваемых объектов, о том, чем выполнена подпись на документе, о поддельности произведения искусства и т. д.) [1, c.6].

Заключение эксперта, во-первых, является источником сведений о толковании правовой наукой положений обжалуемого нормативного правового акта и Конституции; во-вторых, помогает судьям уточнить и сформировать собственное представление о смысле проверяемых в судебном заседании норм закона; в-третьих, дает возможность судье-докладчику более аргументированно представить свою позицию.

Экспертные заключения представляют аргументированную позицию автора по заданным вопросам, содержащую научную квалифицированную интерпретацию норм Конституции РФ и положений оспариваемых актов.

Авторы экспертных заключений опираются на широкий спектр научных взглядов и концепций различных правовых школ, что указывает на результат экспертизы как на продукт доктринального конституционного толкования.

Будучи завершенным и логически выстроенным трудом, экспертное заключение зачастую содержит новый вариант «прочтения» известных юридических концепций, конструкций и терминов, что, несомненно, обогащает юридическую науку и делает экспертное заключение источником доктринального конституционного толкования [9, c.351].

Специалист может указать на вопросы, которые невозможно разрешить с помощью проведения экспертизы. Например, не разработана экспертная методика исследования данного объекта или на современном этапе развития науки и техники, данные вопросы пока неразрешимы. В этом случае назначенная экспертиза не принесет желаемых результатов, но может затянуть сроки расследования уголовного дела.

Специалист - это лицо, привлекаемое судом в процесс для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). Лицо, вызванное в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные судом вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать суду техническую помощь.

В заседание Конституционного Суда Российской Федерации может, вызвано лицо, обладающее специальными познаниями, при необходимости оказывает помощь суду в выявление и фиксации определенных данных, дает консультации и пояснения для осуществления конституционного судопроизводства.

Специалист перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных консультации и пояснений.

Специалист вправе с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов [26, c.157].

Следователь может обратиться за консультацией к специалисту для оценки заключения эксперта. Такой оценке подлежат не только выводы эксперта, но и научная обоснованность использованных при исследовании экспертных методик, правомерность их применения в конкретном случае и другие обстоятельства. Они могут быть трудноразрешимыми для следователя, поскольку он не обладает соответствующими специальными знаниями. В этом неоценимую помощь ему может оказать именно специалист [8, c.25].

Особенность показаний специалиста состоит и в том, что он в отличие от эксперта предварительно с обстоятельствами преступления не знаком. При необходимости они могут быть доведены до него как до, так и в ходе допроса. Такая необходимость, в частности, возникает, когда следователь вызывает на допрос специалиста-бухгалтера для выяснения вопросов о том, в каких бухгалтерских документах конкретной организации могут быть обнаружены следы преступного уклонения от уплаты какого-либо налога (НДС, налога на доходы физических лиц и пр.), совершенного определенным способом. Необходимость ознакомления специалиста с материалами уголовного дела обусловливается предметом его допроса и спецификой механизма совершенного преступления.

В зависимости от квалификации можно выделить три уровня компетентности специалиста:

1) базовый (общий) - характеризуется наличием высшего профессионального образования;

2) средний (квалифицированный) - характеризуется наличием высшего профессионального образования (ученой степени) и стажа работы по специальности до 5 лет;

3) высший (высококвалифицированный) - характеризуется наличием высшего профессионального образования (ученой степени), стажа работы по специальности свыше 5 лет и опыта участия в уголовном судопроизводстве в качестве специалиста или эксперта [4, c.28].

Компетентность специалиста и эксперта - категории во многом сходные, но в то же время и имеющие отличия. Очевидно, что компетентность эксперта более сложна по содержанию, чем компетентность специалиста, поскольку включает также подготовку по конкретной экспертной специальности, опыт работы в качестве эксперта и другие элементы.


2.2 Конституционно-правовой статус свидетеля в конституционном судопроизводстве


Свидетелем закон признает любое физическое лицо, которому в силу обстоятельств стали известны те или иные сведения, имеющие значение для расследования и разрешения конкретного уголовного дела, и которое может быть вызвано в связи с этим для дачи показаний.

Это означает, что в качестве свидетелей могут быть допрошены также сотрудники оперативных подразделений, различных государственных служб и инспекций, работники следственных и судебных органов (при условии сложенияими своих полномочий по расследованию и судебному рассмотрению данного уголовногодела); лица, дело в отношении которых выделено в отдельное производство (об обстоятельствахдела, возбужденного первым), а также лица, в отношении которых дело было прекращенопроизводством [4, с.66].

Свидетелями могут быть лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах дела, необходимость исследования которых отнесена к ведению конституционного суда.

Так, свидетели в конституционном судопроизводстве призваны свидетельствовать не столько о фактических обстоятельствах дела, сколько о самой правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно. Свидетель обязан сообщить о процедуре принятия оспариваемого акта, обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известно ему лично, и ответить на дополнительные вопросы участников процесса и сторон. При необходимости он может пользоваться заметками, а также документами и другими материалами.

Показания свидетель дает в устной форме. При даче показаний свидетель сначала в свободной форме сообщает суду все, что ему лично известно по делу, затем отвечает на дополнительные вопросы судей и сторон. Свидетель может при необходимости пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами (ст. 64 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

В силу действующего законодательства некоторые лица при определенных обстоятельствах обладают привилегией, освобождающей их отдачи показаний в суде. Прежде всего, это касается круга лиц, определенных ст. 51 Конституции РФ, в силу которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Кроме того, федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от дачи свидетельских показаний (адвокатская, нотариальная тайны и пр.).

Показания свидетеля - один из самыхраспространенных источников доказательств как на стадии предварительного расследования,так и во время судебного разбирательства (апелляционного, кассационного производства).Информация, полученная от свидетеля, имеет большое значение для правильного разрешенияуголовного дела [23, c.9].

Законодатель, определяя статус свидетеля,не ограничивает его возрастными рамками, однако регламентирует особенности допросанесовершеннолетнего свидетеля .

Так, свидетели, возраст которых непревышает 14-ти лет (включая малолетних), должны быть допрошены в присутствии педагога,при этом рядом с несовершеннолетним вправе находиться его законный представитель-родитель, опекун или иное лицо из числа указанных в законе.

В соответствии с законом свидетели,не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственностиза отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель вправе:

- отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен уголовно-процессуальным законодательством. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

- давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

- пользоваться помощью переводчика бесплатно;

- заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;

- заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

- являться на допрос с адвокатом;

- ходатайствовать о применении мер безопасности.

Свидетель не вправе:

- уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

- давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний [5, c.16].

Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию.

Свидетели в конституционном судопроизводстве призваны, скорее, свидетельствовать о самой законодательной и правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно.

По ряду категорий дел, разрешение которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, свидетели могут играть более существенную и активную роль.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

Заключение


Основные правила конституционного судопроизводства регламентируются на базе Конституции Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде.

Своеобразие Конституционного Суда, характер рассматриваемых им дел, порой уникальных по своему предмету, окончательность принимаемых им решений, невозможность предвидеть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе конституционного судопроизводства, объективно предопределяют тот факт, что процедура, вопросы внутренней деятельности Конституционного суда не должны быть детально регламентированы на законодательном уровне, жестко связывать Конституционный Суд. Он должен иметь право, опираясь на практику, самостоятельно определять правила своей внутренней деятельности.

По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:

1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России.

2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.

3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.

4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят.

Назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

- Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

- Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Круг субъектов конституционного судопроизводства ограничен положениями Закона. В него входят: Конституционный Суд РФ; стороны; представители сторон; эксперты; специалисты; свидетели; переводчики; приглашенные лица; лица, к которым Конституционный Суд РФ обращается с требованиями в порядке, предусмотренном статьей 50 Закона; лица, желающие присутствовать в судебном заседании, а также лицо, обеспечивающее порядок в заседании Суда.

Среди субъектов конституционного судопроизводства можно выделить Суд, участников конституционного судопроизводства (стороны; представители сторон; эксперты; специалисты; свидетели; переводчики; приглашенные лица) и иных субъектов (лица, к которым Конституционный Суд РФ обращается с требованиями в порядке, предусмотренном статьей 50 Закона; лица, желающие присутствовать в судебном заседании; лицо, обеспечивающее порядок в заседании Суда).

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Список использованных истчоников и литературы


  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Изд.: Норма, 2010.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2010.
  3. Баглай М.В. Конституционный Суд Российской Федерации // Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2012.
  4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. М., 2011.
  5. Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2012. № 4.
  6. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. 2012. №7.
  7. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3 (15).
  8. Брежнев О.В. Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6.
  9. Брежнев О.В. Процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 2.
  10. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 2009. № 6.
  11. Егоров Н. Частные случаи допустимости заключения эксперта// Уголовное право. 2012. №2.
  12. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. изд. 4-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2010.
  13. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2010.
  14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2012.
  15. Колесников Е.В. Конституционное право Российской Федерации. Москва: Высшее образование, 2012.
  16. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2012.
  17. Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова.Москва: Проспект, 2011.
  18. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Малько. М.: Изд-во Норма, 2010.
  19. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2011.
  20. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: «Формула права», 2011.
  21. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов. Москва: Книжный мир, 2012.
  22. Ливеровский A.A. Петров М.В. Органы конституционного нормоконтроля как «квазисуды» // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3 (15).
  23. Лучин Б. О. Особенности конституционно-правовых отношений // Правоведение. 2012. №1.
  24. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2012.
  25. Миронов О. О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе. Саратов, 2010.
  26. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт, 2010.
  27. Несмеянова С.Э. Конституционное правосудие в Российской Федерации: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2010.
  28. Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: Проблемы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2012.
  29. Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. М., 2011.
  30. Овсянников И. Заключения и показания специалиста // Законность. 2010. № 7.
  31. Правовые отношения. Общая теория права./Под ред. В.К. Бабаева. - Нижний Новгород: Сфера, 2011.
  32. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации. М.-Ростов н/Д: МарТ, 2012.
  33. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2009.
  34. Тихомиров Ю. А. Конституционные правоотношения // Теоретические основы советской Конституции. М., 2011.
  35. Туманов А.А. Конституционный Суд РФ. Государство и право. 2011. №  9.
  36. Чаптыков A.B. Понятие и классификация субъектов права на обращение в органы конституционной юстиции // государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 10.
  37. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010.
  38. Чиркин В.Е. Конституционное право России. 2-е изд., перераб. доп. М.: Юристъ, 2012.
  39. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М. Институт государства и права РАН, 2010.
  40. Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 2012.