Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ и ОК 01.02.06 ПЗ
|
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления и социально-технических сервисов
Кафедра "Технологий сервиса и технологического образования"
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
к курсовой работе по дисциплине "Детали машин и основы конструирования"
Студент Жолнина О.М. Группа ЭЗ-10-1
КОД ЗАДАНИЯ КР ДМ и ОК 01.02.06
Тема: Расчет и конструирование одноступенчатой зубчатой передачи
Исходные данные по варианту 06 задания:
Номинальный вращающий момент Т= 90Н∙м
Частота вращения n1=700мин-1
Частота вращения n2=200мин-1
Долговечность Lh=9000часов
Схема задания:
z2
T2
n1
z1
Рисунок 1. Кинематическая схема привода
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
1. Проектировочный расчет зубчатой передачи редуктора
1.1. Определение передаточного числа и моментов на валах
1.1.1. Передаточное число передачи определяется по формуле
,
где n1 =700мин-1 – частота вращения быстроходного вала;
n2 =200мин-1 – частота вращения тихоходного вала.
Принимаем стандартное передаточное число u=3,55
1.1.2. Момент на быстроходном валу определяется по формуле
Н∙м
1.2. Материалы и термообработка зубчатых колес
В целях унификации материалов для зубчатых колес принимаем сталь 40Х ГОСТ 4543-71. Исходя из задания, назначаем термообработку зубьев:
-шестерен z1 – поверхностную закалку ТВЧ1
-колес z2 – улучшение У2
Механические свойства стали 40Х после термообработки представлены в таблице
Таблица 1.1
Наименование параметра |
Зубчатое колесо |
Примечание |
|
шестерня z1 |
колесо z2 |
||
1. Термообработка |
закалка (ТВЧ1) |
Улучшение (У2) |
Н1m-H2m=460- -285=175HB>100HB [3, с.4] |
2. Твердость поверхности средняя по Роквеллу по Бринеллю по Виккерсу |
(40-50) HRCэ 45 HRCэ 460HB 500HV |
(269-302)HB - 285HB 290HV |
|
3. Предел прочности σв, МПа |
900 |
900 |
|
4. Предел текучести σт, МПа |
750 |
750 |
1.3. Число циклов перемены напряжений
Суммарное число циклов перемены напряжений за весь срок службы
, [3, с.12]
где – частота вращения зубчатого колеса;
– число зацеплений зуба за один оборот зубчатого колеса; =1
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
1.4. Допускаемые напряжения
1.4.1. Расчет допускаемых контактных напряжений на сопротивление усталости
Согласно ГОСТ 21354-84 допускаемые контактные напряжения определяются раздельно для шестерни и колеса
, [3, с.12]
где - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;
- коэффициент, учитывающий окружную скорость;
- коэффициент, учитывающий влияние смазки;
- коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса;
- в проектировочных расчетах [3, с.13];
- базовый предел контактной выносливости;
- коэффициент запаса прочности: ;
- коэффициент долговечности:
при
при
где - базовое число циклов по контактным напряжениям, [3, с.12]
- средняя твердость зубьев по Бринеллю
Результаты расчета представлены в таблице.
Таблица 1.2
Ступень |
, |
Число циклов х 106 |
Сравнение
|
Число циклов х 106 |
Сравнение
|
||
|
|
|
|
||||
z1 |
700 |
378 |
|
73,7 |
|
378 |
|
z2 |
200 |
108 |
|
23,4 |
|
108 |
|
- для шестерни
- для колеса
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
За расчетное допускаемое напряжение для косозубой передачи принимаем
,
где - минимальное из и
Результаты расчета представлены в таблице
Таблица 1.3
Ступень |
|
|
, МПа |
, МПа |
, МПа |
z1 |
0,19 |
0,92 |
665 |
|
518,2 |
z2 |
0,22 |
0,93 |
485,5 |
606,8 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
1.4.2. Расчет допускаемых изгибных напряжений в зубьях
, [3, с.13]
где - базовый предел выносливости зубьев при изгибе;
- коэффициент долговечности:
где - базовое число циклов по изгибным напряжениям
[3, с.12]
Результаты расчета представлены в таблице.
Таблица 1.4
Ступень |
, МПа |
|
, МПа |
z1 |
550 |
1 |
220 |
z2 |
498,75 |
1 |
199,5 |
1.5 Определение коэффициентов нагрузки
Согласно ГОСТ 21354-84 коэффициент контактной нагрузки равен
, [3, с.16]
где - коэффициент внешней динамической нагрузки;
- коэффициент, учитывающий динамические нагрузки в зацеплении;
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине контактных линий;
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
В соответствии с [3, с.16] приближенно окружные скорости можно определить
, м/с
где - номинальный момент на колесе;
- коэффициент скорости [3, с.16];
- коэффициент рабочей ширины по межосевому расстоянию:
- при симметричном расположении колес;
Результаты расчета представлены в таблице
Таблица 1.5
,
|
|
, Нм |
|
|
, м/с |
Сте- пень точ- ности |
|
|
|
|
|
|
|
|
700 |
1600 |
90 |
3,55 |
0,4 |
1,14 |
8-С |
1,03 |
1,05 |
1,15 |
1,9 |
1,06 |
1,26 |
2,1 |
0,91 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
1.6. Определение межосевых расстояний
Межосевое расстояние определяется из условия контактной выносливости:
[3, с.21]
Полученное межосевое расстояние округляем до ближайшего числа по ГОСТ 2185-66
1.7 Определение основных параметров цилиндрической косозубой передачи
Основные параметры передач редуктора и методика расчета представлены в таблице 1.6
Таблица 1.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
6
Наименование параметра |
Обозначение |
Расчетная формула |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Ширина зубчатого венца, мм колеса шестерни |
b2 b1 |
b2+2…4 |
32 36 |
2. Модуль передачи, мм |
рекомендуемое
|
3500Т1(u+1)/(awbwσFP1)
(0,01…0,02)аw
по ГОСТ 9563-60 |
0,25
0,8…1,6 1,5 |
3. Угол наклона зубьев, ° |
βmin
|
|
10,8°
|
4. Суммарное число зубьев |
|
округление |
104,8
104 |
5. Фактическое значение угла наклона зубьев, ° |
cosβ β |
|
0,975
12,8° |
6. Число зубьев шестерни колеса |
z1 z2 |
/(u+1) округлен -z1 |
23 81 |
7. Фактическое передаточное число |
|
z2/z1
|
3,52 |
8.Торцовый модуль, мм |
|
/ cosβ
|
1,54 |
9. Диаметр делительной окружности, мм |
d1 d2
|
mτ·z1 mτ·z2
|
35,4 124,7 |
10. Диаметр окружности вершин зубьев, мм |
dа1 dа2
|
d1+2mn d2+2mn
|
38,4 127,7 |
11. Диаметр окружности впадин зубьев, мм |
df1 df2
|
d1-2,5mn d2-2,5mn
|
31,7 121 |
12. Окружная скорость, м/с |
v |
|
1,3 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
1.8 Расчет диаметров валов
На данном этапе определяются диаметры валов по условному расчету на прочность по пониженным допускаемым напряжениям
, [2, с.94]
где [τ] – допускаемое касательное напряжение
[τ]=20 – для быстроходного вала
[τ]=25 – для остальных валов
Результаты расчета представлены в таблице
Таблица 1.7
Параметр |
Вал |
|
Быстроходный |
Тихоходный |
|
Т, Нм |
25,4 |
90 |
d',мм |
18,6 |
28,4 |
принимаем |
20 |
30 |
dп, мм |
20 |
30 |
dк, мм |
25 |
35 |
d' – расчетный диаметр вала
dп – диаметр вала под подшипником – округление d' до ближайшего большего, кратного "0" или "5"
dк – диаметр вала под зубчатым колесом
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2. Проверочный расчет зубчатых передач
2.1. Проверка расчетных напряжений контактной выносливости
, [4, с. 6]
где ZE=190 МПа1/2 – коэффициент, учитывающий свойства материалов сопряженных колес;
ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей в полюсе зацепления;
Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
Ft=2000Т1/d1 – окружное усилие;
u – передаточное число;
d1 – диаметр делительной окружности шестерни;
b2 – рабочая ширина зубчатого венца колеса
Ft=2000·25,4/35,4=1435Н
,
где αt=arctg(tg20º/cosβ)=arctg(tg20º/cos12,8º)=21º
,
где εa=[1,88-3,2(1/z1+1/z2)]cosβ=[1,88-3,2(1/23+1/81)]cos12,8°=1,66
Условия прочности по контактным напряжениям выполняются.
2.2. Проверка расчетных напряжений изгибной выносливости
[4, с.17]
где :
Условия прочности на изгиб выполняются.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.3 Усилия в передачах
Усилия, действующие на валы показаны на рисунке 2
Силы, действующие на валы будут иметь вид:
-окружное усилие Ft=2Т1/d1=2·25,4/35,4=1435 Н
-осевое усилие Fa= Ft·tgβ=1435·tg12,8°=326 Н
-радиальное усилие Fr= Ft·tg20°/cosβ=1435·tg20°/cos12,8°=535,6 Н
[3, с. 21]
Рисунок 2. Усилия в передачах
Расчет усилий и результаты представлены в таблице
Таблица 2.1
Усилие, Н |
Обозначение |
Расчетная формула |
Результат для колес
|
|
z1 |
z2 |
|||
Окружное |
Ft |
2Т1/d1 |
1435 |
1435 |
Осевое |
Fа |
Ft·tgβ |
326 |
326 |
Радиальное |
Fr |
Ft·tg20°/cosβ |
535,6 |
535,6 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.4 Расчет валов на изгиб и кручение
2.4.1 Расчет быстроходного вала
Рисунок 2.2 Схема расчета быстроходного вала
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.4.1.1 Определение реакций опор
- в плоскости ХОZ:
;
;
- в плоскости YOZ:
;
;
2.4.1.2 Определение изгибающих моментов
- в плоскости ХОZ:
- в плоскости YOZ:
;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.4.2 Расчет тихоходного вала
Рисунок 2.3 Схема расчета тихоходного вала
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.4.2.1 Определение реакций опор
- в плоскости ХОZ:
;
;
- в плоскости YOZ:
;
;
2.4.3 Результаты расчета
В соответствии с рисунками 2.2-2.3 данные расчета валов представлены в таблице
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
Таблица 2.2
Параметр |
Обозначение |
Расчетная формула |
Результат по валам
|
|
Быстроходный
|
Тихоходный |
|||
1.Длина, мм |
l1 l2 |
c чертежа редуктора и из расчета |
50 50 |
55 55 |
2.Реакции опор, Н -в плоскости Х
-в плоскости Y |
RAx RBx RAy RBy |
из условия равновесия балок на двух опорах |
717,5 717,5 210,1 325,5 |
717,5 717,5 452,6 83 |
3.Изгибающие моменты в расчетных сечениях, Нм -от силы Fa1 -от силы Fa2 -в плоскости X -в плоскости Y
-суммарные |
m1 m2 MxC MyС MyС MΣ |
Fa1d1/2000 Fa2d2/2000
|
5,8 - 35,9 10,5 16,3 39,4 |
- 20,3 39,5 25 4,7
|
4.Вращающий момент, Нм |
T |
|
33,7 |
164,9 |
5.Эквивалентный момент, Нм |
ME |
|
89,4 |
232,8 |
6.Диаметр вала в расчетном сечении, мм |
d |
|
25 |
35 |
7.Эквивалентное напряжение, МПа -при перегрузках |
σЕ
σЕmax |
KПσЕ |
29,4
58,8 |
21,6
43,2 |
8.Материал вала предел текучести, МПа |
σT
|
сталь |
40X 750 |
45 650 |
9.Допускаемые напряжения, МПа |
[σ] |
σT/ST |
375 |
325 |
2.5 Конструктивные элементы редуктора
Способ получения заготовок корпуса и крышки редуктора – литье. Материал – чугун СЧ-15
ГОСТ 1412-79. Размеры основных элементов редуктора приведены
в таблице
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
Таблица 2.3
Наименование параметра |
Обозна-чение |
Расчетная формула |
Величина |
Приме-чание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Толщина стенки, мм - корпуса - крышки |
δ δ1 |
1,2(Tт)0,25≥6 0,9δ≥6 |
6 6 |
|
2. Толщины, мм: - фланца корпуса - фланца крышки - опорных лап - ребер жесткости |
s s1 s2 s3 |
1,2δ 1,2δ1 1,8δ 0,8δ1 |
9 9 12 5 |
|
3. Зазоры, мм: - между колесами и стенкой по диаметрам - между колесами и стенкой по торцам - между z2т и дном |
Δ1
Δ2
Δ3 |
L=0,5da1+aw+0,5da2 L1/3+3
Δ2=Δ1
≥4 Δ1 |
227 10
10
40 |
|
4. Диаметры винтов крепления, мм: - крышки редуктора к корпусу - лапы к раме число винтов d2 - крышки бобышки к корпусу число винтов d3 - крышки смотрового люка |
d1
d2 z2 d3
z3 d4 |
1,25(Tт)1/3≥10
1,25d1 при awт ≤315 мм
(0,5…0,6)d1)≥6 |
10
16 4 8
6 6 |
aw =80 мм |
5. Диаметры штифтов, мм |
dш |
(0,7…0,8)d1 |
10 |
|
6. Ширина, мм: - фланца корпуса и бобышек подшипников - опорной лапы |
К1
К2 |
≥2,1d1
(2,3…2,5)d0 |
22
45 |
d0=18 мм |
Продолжение таблицы 2.3
7. Расстояние от края до оси винта, мм: - d1 - d2 - d3 |
С1 С2 С3 |
1,05d1 (1,1…1,2)d0 (1,0…1,2)d3 |
13 22 8 |
|
8. Высота центров, мм |
h |
0,5da2+Δ3+s2 |
116 |
|
1 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.6 Смазка зацеплений и подшипников
h |
1 – плоскость разъема
2 |
hм |
Δ3 |
2 – уровень масла
3 |
3 – дно
Рисунок 2.2 Определение уровня масла
Окружная скорость
v=πdn/60000=π·35,4·700/60000=1,3м/с; σH=517 МПа
При скоростях v=0,3…12,5 м/с применяют картерную смазку окунанием зацепления.
Высота верхнего уровня масла в редукторе
Принимаем hм=60 мм
Требуемая кинематическая вязкость масла при σH до 600 МПа и
v =1,3 м/с μ=23 мм2/с (при t=40°). Рекомендуемая марка индустриального масла И-20А ГОСТ 20799-88 (μ=23…27 мм2/с).
Смазка подшипников при скорости вращения быстроходного вала vБ=1,3м/с разбрызгиванием.
Выходные концы валов закрыты манжетными уплотнителями.
2.7 Подбор подшипников качения
Для установки валов применяем шариковые радиальные шарикоподшипники по ГОСТ 8338-75
2.7.1 Определение нагрузки на опорах валов
- Быстроходный вал:
Fa=326H
- Тихоходный вал:
Fa=326Н
Для обеспечения работы подшипников в течение срока службы привода предварительно принимаем подшипники по диаметрам валов:
- для быстроходного вала – 204
- для тихоходного вала – 206
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.7.2 Расчет долговечности подшипников
Расчет подшипников для каждого вала ведем по наиболее нагруженной опоре.
2.7.2.1 Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка
, Н, [4, с. 83]
где V=1 – коэффициент вращения (при вращении внутреннего кольца);
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
Х – коэффициент радиальной нагрузки;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Кб=1,3 – коэффициент безопасности;
КТ=1 – температурный коэффициент.
Коэффициенты X и Y определяем в зависимости от отношения Fa/(V·Fr) в сравнении с коэффициентом е, который определяется по таблице в зависимости от отношения Fa/Cor,
где Cor – статическая грузоподъемность подшипника.
2.7.2.2 Долговечность подшипников
, млн.оборотов , [4, с. 84]
, часов
где Сr – базовая динамическая грузоподъемность;
р=3 – показатель степени для шариковых подшипников;
р=10/3 - показатель степени для роликовых подшипников
Lh=9000 часов – требуемая долговечность привода [п. 1.3.2].
Результаты расчета подшипников для каждого вала представлены в таблице
Таблица 2.4
Параметр |
Обозначение |
Значение для подшипника |
||
204 |
206 |
|
||
Радиальная нагрузка, H |
Fr |
788 |
848,4 |
|
Осевая нагрузка, H |
Fa |
326 |
326 |
|
Статическая грузоподъемность, кН |
Cor |
6,3 |
11,6 |
|
Отношение |
Fa/Cor |
0,0517 |
0,0281 |
Коэффициент |
е |
0,217 |
0,251 |
Отношение |
Fa/(V·Fr) |
0,436 |
0,384 |
Коэффициент радиальной нагрузки |
Х |
1 |
1 |
Коэффициент осевой нагрузки |
Y |
0 |
0 |
Эквивалентная нагрузка, H |
PE |
1375 |
939 |
Динамическая грузоподъемность, kH |
Cr |
11,5 |
22,5 |
Долговечность подшипника |
L, млн.об Lh,, часов |
585 13932 |
13759 1146620 |
Условие Lh>[Lh] выполняется |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.8 Расчет шпоночных соединений
Зубчатое колесо установлено на вал при помощи шпоночного соединения. Применена шпонка призматическая по ГОСТ 23360-78.
Материал шпонок – сталь 45
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
2.8.1 Проверка шпонки на смятие
,
где d – диаметр сечения вала;
lp=l-b – расчетная длина шпонки;
h-t1 – высота шпонки за пределами вала;
[σсм] = 325 МПа – допускаемое напряжение смятия.
Основные размеры шпонок и результаты расчета [σсм] представлены в таблице 2.5
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
Таблица 2.5
Параметр |
Обозначение |
Место соединения
|
колесо z2Т
|
||
1.Диаметр вала |
d |
35 |
2.Момент, Нм |
T |
90 |
3.Длина ступицы, мм |
lст |
32 |
4.Шпонка -размеры, мм |
t1 h- t1 lp |
10х8х30 5,5 2,5 20 |
5.Напряжение, МПа |
σсм |
102,9 |
Условие прочности выполняется: σсм<[σсм] |
3 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
3.1 Расчет опасного сечения быстроходого вала на долговечность
Опасным сечением быстроходного вала является сечение I-I, где действуют максимальные моменты:
Mx=35,9 Н·м; Му=16,3 Н·м; ; Т=90Н∙м
Оценку сопротивления усталости вала выполняем по величине общего коэффициента запаса прочности n
, [2, с. 95]
где nσ – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
nτ – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
[n]= 2,5 – допускаемый запас прочности
3.1.1 Определение коэффициента запаса прочности по нормальным напряжениям
,
где σ-1 = 410 МПа – предел выносливости стали 45 при симметричном цикле нагружения;
кσ= 1,6– эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений;
εσ = 0,84 – масштабный фактор для нормальных напряжений;
β = 0,9 – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности;
– амплитуда цикла нормальных напряжений для сечения I-I
– среднее напряжение цикла нормальных напряжений;
ψσ = 0,2 – для углеродистых сталей.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
|
КР ДМ И ОК 01.02.06 ПЗ
|
3.1.2 Определение коэффициента запаса прочности по касательным напряжениям
,
где τ-1 = 0,58·σ-1 = 0,58·410 = 237,8 МПа - предел выносливости стали 40Х при отнулевом цикле нагружения;
кτ= 1,5 – эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;
ετ = 0,76 – масштабный фактор для касательных напряжений;
– амплитуда цикла касательных напряжений;
ψτ = 0,1– для углеродистых сталей
3.1.3 Определение общего коэффициента запаса прочности
Сопротивление усталости в опасном сечении быстроходного вала обеспечивается