В качестве источника возбуждения упругих колебаний будут использоваться вибрационные установки NOMAD-65 (рисунок 8).
Рисунок 8 - Сейсмический вибратор NOMAD-65
Сейсмический вибратор NOMAD-65 - это возбудитель сейсмических продольных волн с пиковым усилением 276 кН, смонтированный на внедорожнике с приводом на четыре колеса. Общий вес сбалансирован таким образом, чтобы обеспечить эффективное сцепление опорной плиты для полного спектра генерируемых сигналов. Транспортное средство отличается наличием двух гидростатических трансмиссий с регулируемыми поршневыми насосами и двумя регулируемыми поршневыми моторами с электронной системой анти пробуксовки.
Группа УВСС устанавливается на пикет возбуждения ортогонально линиям приема. Геометрический центр группы источников не должен смещаться относительно планового положения ПВ по радиусу более чем на четверть наименьшей стороны бина. Если это невозможно по условиям ландшафта или рельефа, в каждом отдельном случае расположение группы источников выбирается по согласованию с представителем заказчика в зависимости от ситуации на местности, но смещение не должно превышать половину наименьшей стороны бина; в противном случае ПВ переносится на новую позицию с изменением нумерации.
Допустимые пределы мощности излучения источников выбираются перед началом полевых сейсморазведочных работ посредством перебора различных величин мощности в типичных для исследуемой территории условиях (пашня, увлажнённый грунт, плотный грунт и т.д.).
Принцип работы:
- Гидростатический привод. Каждый мост приводится в действие регулируемым гидравлическим двигателем (автомобиль оборудован двумя такими двигателями) и одним насосом с регулируемой производительностью и замкнутым контуром. Управление скоростью движения автомобиля производится с помощью регулирования производительности насоса и скорости гидравлического двигателя.
- Рулевое управление. Оба моста автомобиля являются мостами с жестким креплением. Автомобиль имеет шарнирную раму и рулевое управление с двумя гидравлическими цилиндрами двустороннего действия. Подача масла для режима рулевого управления обеспечивается вибронасосом. Вибрационный насос должен быть включен для обеспечения подачи жидкости и вращения передних шасси. Для уровня давления, обеспечиваемых двумя предохранительными клапанами высокого давления. Управление насосом производится с помощью трехпозиционного тумблера на приборной панели.
- Пневматический контур. Воздух в пневматический контур подается компрессором с приводом от дизельного двигателя. После очистки с помощью фильтров и прохождения осушителя, воздух попадает в воздушный ресивер.
Пневматический контур обеспечивает:
- Подачу воздуха к шести пневмопушкам, для обеспечения изоляции автомобиля по отношению к рабочему телу вибратора.
- Подач воздуха к двум центрующим пневмопушкам, смонтированным под приводным механизмом.
- Подачу воздуха к цилиндрам двойного действия блокировок перемещения рабочего тела.
- Подачу воздуха к звуковому сигналу.
- Подачу воздуха к 1 или 2 передачам на передней и задней коробках передач.
- Узлу управления блокировкой дифференциала мостов.
- Гидравлический контур вибратора. Насос с регулируемой производительностью подает жидкость в полуоткрытую часть гидравлического контура вибратора с компенсатором давления. Смонтированный на главном насосе, насос с постоянной производительностью с шестеренчатой передачей, поддерживает давление от 18 до 20 бар в низконапорной части контура. Шестеренчатый насос подает масло к высоконапорной части контура чтобы предотвратить включение главного насоса при запуске дизельного двигателя.
- Электрическая система. Электропитание агрегата Nomad обеспечивается с помощью мультиплексной схемы, состоящей из:
- Одного CAMU (блока главного калькулятора);
- Трех IDU (блока ввода/вывода);
- Одного SCU (дисплейного блока);
- Пяти мультиплексных индикаторов.
Все эти калькуляторы подключены друг другу через шнур CAN, и управляются с помощью программного обеспечения для конкретных условий применения агрегата. Каждый калькулятор получает информацию от реле, датчиков давления, и передают информацию на большинство электронных узлов, установленных на агрегате. Большинство данных, относящихся к агрегату Nomad, выводятся на экран дисплея. Кроме того, водитель может получать информацию с отдельных экранов, появляющихся на дисплее при возникновении проблемы в работе зарядного насоса, электрических соединений, отказе какого-либо узла и т.п. При отказе какого-либо второстепенного узла, система будет работать в режиме пониженной работоспособности, обеспечивая максимально возможную в данных условиях производительность агрегата.
Группа УВСС устанавливается на пикет возбуждения ортогонально линиям приема. Геометрический центр группы источников не должен смещаться относительно планового положения ПВ по радиусу более чем на четверть наименьшей стороны бина. Если это невозможно по условиям ландшафта или рельефа, в каждом отдельном случае расположение группы источников выбирается по согласованию с представителем заказчика в зависимости от ситуации на местности, но смещение не должно превышать половину наименьшей стороны бина; в противном случае ПВ переносится на новую позицию с изменением нумерации.
Допустимые пределы мощности излучения источников выбираются перед началом полевых сейсморазведочных работ посредством перебора различных величин мощности в типичных для исследуемой территории условиях (пашня, увлажнённый грунт, плотный грунт и так далее). Технические характеристики вибрационной установки приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Технические характеристики вибрационной установки
Параметр |
Значение |
Модель вибратора Р-волны |
NOMAD-65 |
Вес реактивной массы |
4082 кг |
Максимальное толкающее усилие |
276 кН |
Площадь плиты |
2.6 м 2 |
Рабочий диапазон частот |
7-250 Гц |
Клиренс по базовой плите |
50 см |
Длина |
10.2 м |
Высота |
3.26 м |
Ширина |
3.42 м |