Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением

Курсовая работа по предмету «Психология»
Информация о работе
  • Тема: Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Психология
  • Количество страниц: 30
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-08-25 06:43:01
  • Размер файла: 54.25 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

План


1 Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением, причины появления детей с агрессивным поведением        3

2 Влияние агрессивного поведения на возникновение трудностей в общении детей дошкольного возраста        10

3. Эффективные средства и методы коррекции поведения и формирования коммуникативных навыков у детей с агрессивным поведением        17

4. Разработать коррекционно-развивающую программу работы с детьми с агрессивным поведением        24

Список использованных источников и литературы        29




1 Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением, причины появления детей с агрессивным поведением


Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. Генри Паренс рассмотрел две формы агрессии, которые проявляются у детей любого возраста даже у очень маленьких. Первая - недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, неврожденное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижение цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения человека (Лебедева Л.Д., с. 23).

Другая форма - врожденная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Врожденная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизмы ее продуцирования (генерирования) или мобилизации существуют с самого начала жизни ребенка. Врожденная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс)

Вся эмоциональная жизнь ребенка находится под влиянием этих двух форм агрессии. Принципиально недеструктивная, невраждебная форма агрессивного поведения обнаруживается у детей уже с первых месяцев жизни. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а так же совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связанно с удовлетворением личностных желаний, достижением цели так же, как и со способностью к адаптации. Безусловно, проявление этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде (Бреслав Г.Э., с. 68).

Вторая форма, врожденная деструктивность, проявляется в злобном и враждебном поведении, связанным с переживанием интенсивного дистресса и боли, но может вызываться так же особым удовольствием причинять боль и явным желанием делать это. Причем агрессивные черты в поведении детей наблюдались с первых дней жизни. Даже у новорожденных детей наблюдались реакции ярости. Но младенец в первые месяцы жизни не осознает своих желаний что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Способность иметь такое желание не возникает ранее первого года жизни. К концу первого года, наблюдается реакция ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Примером этого может служить тот случай, когда ребенок гневно швыряет игрушки, если его против воли усаживают в коляску.

Наблюдения за детьми (даже в тех случаях, когда их поведение исключает разрушительные желания) показывают, что должен существовать некий пусковой механизм для реакции ярости. Таким пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса и дискомфорт. Под воздействием дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. В этом и состоит суть враждебного поведения и проявление ненависти и ярости.

Подобная форма агрессивности, носящая характер амбивалентности, хорошо известна специалистам, работающим в области психического здоровья. Именно она может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств.

Но прежде чем научить ребенка справляться со своей агрессией, необходимо проанализировать факторы, обусловливающие становление и развитие агрессивного поведения.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из двух источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечить его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Теперь рассмотрим действие каждого источника (Кабанова М.М., с. 17).

«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания».

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учиться взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими в зрелые годы.

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Например, Р. Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. П. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка.

Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. В. Штайнметц сообщает, что для людей совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях.

Согласно теории привязанности маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности своих взаимоотношений с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, иметь довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный, избегающий ребенок, в общем, и в целом, избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Ненадежно привязанные дети оцениваются своим сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные (Кряжева Н.Л., с. 123).

Таким образом, на агрессивность ребенка будут влиять не только взаимоотношения в семье, но и стиль семейного воспитания, а также взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами.

Вторым источником, откуда дети черпают модели агрессивного поведения, является взаимодействие со сверстниками. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры - в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр.

Причины появления агрессии

1. Соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

3. Большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно при меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чад. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаков часто встречаются и у слишком мягких родителей, и чрезмерно строгих.

4. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.

5. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

6. Только родители, которые умеют находить разумны компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

7. Привлечение к себе внимания сверстников (вырывает книгу, разбрасывает вещи, начинает громко лаять и т.д.)

8. Ущемление достоинств другого с целью подчёркивания своего превосходства

9. Защита и месть (в ответ на агрессию)

10. Стремление быть главным

11. Стремление получить желанный предмет

Портрет агрессивного ребенка

1. Нападает на остальных детей.

2. Обзывает их

3. Отбирает и ломает игрушки и вещи

4. Намеренно ищет грубые выражения, одним словом, становится для всего детского коллектива, источником огорчений.

5. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

6. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

7. Как стать любимым и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку». Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя.

8. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены

9. Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других.

10. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

11. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона

12. Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

13. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей (Александров А.А., с. 54).




2 Влияние агрессивного поведения на возникновение трудностей в общении детей дошкольного возраста


Большую роль в исследовании влияния конфликта на психическое развитие ребенка и формирования его личности сыграли исследования Л.В. Выготского, а именно его идеи о развитии высших психических функций, которые он рассматривал именно в плане формирования личности. По мнению ученого, культурные формы поведения суть именно реакции личности. Изучая их, мы имеем дело не с отдельными процессами, а с личностью в целом. Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития личности ребенка.

Структура конфликта у детей описывается по разному, но некоторые элементы принимаются всеми. Это - проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиция, объект, инцидент (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие, разрешение).

Объект конфликта - конкретная материальная или духовно-нравственная ценность, к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Субъекты конфликта - дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет ее, то есть могут возникать конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация - это исходное положение, основа конфликта, создаваемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, межличностного взаимодействия и групповых отношений. Структуру такой ситуации образуют разные элементы, в том числе стороны (участники), субъекты конфликта и предмет (объект) противостояния, несовпадающие интересы, намерения и цели оппонентов. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту [49]

В дошкольном возрасте конфликтные ситуации играют важную роль, как и в формировании личности в целом, так и в морально-этическом развитии и в формировании ценностных ориентации дошкольников. Переживания, возникающие в конфликтной ситуации, связанные с необходимостью выбора и обусловленные, прежде всего эмоциональной оценкой значимого взрослого, на начальной стадии развития ценностных ориентации, способствуют фиксации правил поведения, за которыми скрывается личностная ценность. Сначала возникает эмоциональное отношение к ценностям на основании соприкосновения с ценностями значимого другого, затем в ситуации выбора, они приобретают форму значимых мотивов, затем мотивов смыслообразующих и реально действующих (Демьянов Ю.Г., с.18)

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, связанных с предметами, интересами, трудностями в общении (отношений), ценностями и потребностями (физических или психологических).

Факторами, обостряющими протекание конфликта в дошкольном возрасте являются:

· повышение и внешнее проявление накала страстей гнев, страх, тревога, разочарование);

· проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

· отсутствие попыток установления и поддержания отношений;

· эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта;

· вовлечение родителей;

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

· уход на нейтральную сторону;

· беседа, объяснение, но не демонстрация;

· уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование коммуникативных навыков урегулирования конфликтов;

· сохранение и укрепление межличностных отношений;

В психологии существует понятие «конфликтное поведение» - это действия и поступки человека в конфликтной ситуации, то есть фактически это способы реагирования человека в конфликтной ситуации. В дошкольном возрасте существует проблема конфликтного поведения в аспекте предупреждения его формирования у детей. В связи с эти понятием так же рассматривается понятие «конфликтные отношения» - это способы организации взаимодействия с другими людьми, сверстниками, взрослыми, окрашенные негативным, аффективным эмоциональным фоном. Конфликтное поведение, неблагополучие, эмоциональный дискомфорт ребенка среди сверстников негативно отражается на формировании личности ребенка. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. Изучением конфликтного поведения, конфликтных отношений в дошкольном возрасте занимались Е.Д.Белова, А.Н. Белкин, В. П. Иванова и др. В их работах акцент делается на предупреждение конфликтного поведения и конфликтных отношений в системе «ребенок - ребенок».

В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.

Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

Таким образом, следует рассматривать два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах. Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.

Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.

Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе''. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников (Зимелева З.Н., с.39).

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником, отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

Анцупов А.Я. выделяет семь основных причин возникновения конфликтов в игре:

1. «Разрушение игры» -- сюда входят такие действия детей, которые прерывают или затрудняют процесс игры,- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» - в этих случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собираются играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» - здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» - данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» - сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» - в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» - это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Полученные эмпирические данные подтверждают описанную Д.Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры.

Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение мотивации игры, что ощутимо отражается на содержании потребности ребенка в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста.

Что же касается младших дошкольников, то потребность в сверстнике, в объединении с ним выступает в виде потребности в нем, как в партнере по игре. Это именно тот этап в развитии данной потребности, когда сверстник нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить острое стремление действовать и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам) владение операциями игры становится главным, определяющим требованием, предъявляемым к сверстнику.

Роль игровых навыков настолько значительна, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но "интересно играющего" ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Это отнюдь не означает, что младшие дошкольники еще не способны оценивать личностные качества партнеров.





3. Эффективные средства и методы коррекции поведения и формирования коммуникативных навыков у детей с агрессивным поведением


Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье маленьких детей год от года ухудшается. Особенно страдает ранимая и неустойчивая психика детей, которая оказывается перегруженной, и влечет за собой различного рода агрессивные проявления в поведении. На данный момент в ОУ - 12%  детей младшего школьного возраста в рамках учебной деятельности проявляют агрессию в поведении.

Поэтому, в своей работе одной из важных задач я ставлю, в образовательном учреждении - это коррекционно - развивающая помощь для детей младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении и поддержка  родителей, педагогов  работающие с детьми, у которых проявляется агрессия в поведении.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Опираясь на небольшой практический опыт работы с агрессивными детьми,  хочу выделить такие как:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление быть главным;
  • защита;
  • подражание действиям и поведению взрослых, родителей (Кузнецова Л.Н., с. 45).

В связи с этим 4-й шаг по сопровождению ребёнка является консультирование педагогов и родителей (т.е. предоставление рекомендаций).  

Одной из главных  рекомендаций родителям агрессивных детей которым я предоставляю на консультации она заключается в том, чтобы:

1. «Ребёнок в любом моменте чувствовал, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть».

2. «Научить малыша выражать эмоции более приемлемыми методами. Постараться вместе, в спокойной обстановке, разобраться, что вызвало у него проявление злобы или агрессии. Разработать вместе план, как себя вести в следующий раз, когда он сердится – например: отойти в сторону, глубоко дышать, слушать успокаивающую музыку».

3. «Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).

4. «Воспринимать эмоции малыша такими, как есть. Объясните ему, что испытывать гнев, также как и радоваться, волноваться или переживать – это бывает со всеми. Предоставлять ребенку возможность выразить свои эмоции в игровой форме (например, с помощью кукол, игрушек или рисунков). Научить ребенка словам, обозначающим эмоции: «я разозлился», «мне грустно», «у меня плохое настроение», и т.д. Эти простые выражения помогут ребенку передать происходящее в его внутреннем мире.

5. «Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях»( Гарбузов В.И., с. 76).

Следующие рекомендации для педагогов которые заключаются в следующем:

1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка  - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста…");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты…").

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков.

3. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

4. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Т.е. Поведение педагога должно быть направленно на снижение напряжения в конфликтной ситуации. Она заключается в таких приёмах как:

- нерефлексивное слушание - это слушание без анализа,  дающее возможность ребёнку высказаться. Все, что нужно делать - поддерживать речь ребёнка, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- признание чувств ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия

Работая  с данной категорией детей, я охватываю три направления при составлении программ:

  1. Работа с гневом (т.е. обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева).
  2.  Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3.  Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (Кряжева Н.Л., с. 98).

Для наглядности представляю вам тематический план занятий по программе коррекции  для детей младшего школьного возраста, проявляющими агрессию в поведении.

В своих занятиях я использую такие методы как:

  • Арт-терапия
  • Игры-релаксации
  • Ролевые игры
  • Музыка - терапия
  • Беседа
  • Рефлексия

Тема занятия

Цель или цели занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1


Знакомство


1. Установление доверительных отношений

Упражнение «Новоселье».
Упражнение «Строители». 

Упражнение  « Прогноз погоды»

30мин.


2




Звуки радости



1.Снятие негативных эмоций



"Слушай звуки"

Настольные игры: конструктор, мозаика.

Упражнение "Кукла Бобо".

40 мин.





3


Мой гнев


1. Выявление причины гнева

2. Переключение внимания и агрессии

Упражнение «Стукни кулаком»

Игра «мешочек криков»

Рисование «Шарж»

Упражнение «Гневный листок»


40 мин.

4

Если я злюсь…

1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

Упражнение «Если я злюсь…»

Упражнение «Спектакль»

Упражнение «Счет до десяти»

Игра «Зайчики»

40 мин.

5

Верь в себя

1. Развитие положительной самооценки

2. Формирование у ребенка уверенности в себе

Беседа «Вера в себя»

Рисование «Автопортрет» 

Рассказ «Мой лучший поступок»

 30мин.

6

Ты любим

1. Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка

Рисование «Моя семья»

Упражнение «Я хороший»

Лепка «Солнце»

40 мин.

7

Люби других

1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим

Конструирование «Подарок другу»

Игра «Глаза в глаза»

Игра «Море»

30мин.


Таким образом, после коррекционно-развивающих занятий, на данный момент у 3% детей младшего школьного возраста прослеживается положительная динамика в поведении. И это вытекает из повторного наблюдения,  через беседы с педагогами и родителями. По окончании всех занятий я награждаю детей дипломами за активное участие в своих достижениях.

К специфическим методам коррекции можно отнести:

  •  релаксационный тренинг, который педагог может как вво­дить в урок, так и использовать в специальных коррекционных заня­тиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов;
  •  игровое упражнение — осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний. Игровые упражнения — это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации (Астапов В.М., с. 21).

Кроме названных специфических методов коррекции, в практике работы с младшими школьниками, в качестве методов коррекции агрессивного поведения применяются нетрадиционные формы обуче­ния. Так, программа «Перспективная начальная школа» предполагает проведение экскурсий, заседаний научных клубов. Такие формы обу­чения позволяют снижать агрессивное состояние детей. Работа в парах (постоянных и меняющихся) способствует развитию коммуникатив­ных способностей, что в дальнейшем влияет на умения договаривать­ся, быть услышанным и самому учиться слышать и понимать других.




Практическая часть


1. Разработать коррекционно-развивающую программу работы с детьми с агрессивным поведением


Развитие коммуникативных навыков у детей с агрессивным поведением.

Для устранения причин агрессивного поведения, для снятия внешних проявлений нарушенного развития в течение нескольких лет проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении. Эта работа строится по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок и пр.

Цели нашей совместной работы:

  • устранение причин агрессивного поведения;
  • снятие внешних проявлений нарушенного развития.

При построении коррекционных занятий учитывалось:

  • симптоматика (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения);
  • отношение ребенка к своему поведению.

Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность. Эта работа строится по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок, при этом ребенку с агрессивным поведением предлагаются роли слабых, нуждающихся в защите персонажей (чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте) и роли агрессивных персонажей (необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых).

Правила проведения занятий:

  1. Добровольное участие в них детей.
  2. Занятия проводятся 30-35 минут.
  3. Занятия не должны переутомлять детей.
  4. Занятия проводятся регулярно, 1 раз в неделю в течение 2-х месяцев.
  5. Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Оценка успешности занятий определяется:

1. Диагностика

  • беседы;
  • наблюдение;
  • рисунок “Моя семья”.

2. Отзывы родителей.

3. Отзывы педагогов.

Занятие 1. “Знакомство”.

Задачи:

  • Сплотить детский коллектив.
  • Помочь детям лучше понять себя и других.
  • Сформировать у детей желание общаться.
  • Познакомить с правилами взаимодействия по время занятий
  • Разогреть группу, снять общее и мышечное напряжение
  • Поднять эмоциональный тонус.

Часть 1.

Беседа: Дети стоят (или сидят) в кругу. Ведущий говорит. “Я знаю, что дети любят играть, но игра у них не всегда получается дружной и интересной. Здесь, когда мы будем собираться вместе, мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу и весело играть. Думаю, после наших встреч вы сможете поладить со многими детьми и интересно, дружно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?”

Далее ведущий сообщает правила взаимодействия:

  • имеешь право делать то, что хочешь, при этом, не мешая другим;
  • обязан оставаться в комнате, пока не закончится занятие;
  • обязан не обижать и помогать друг другу.

Ритуал приветствия: Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал “автор”. Далее дети говорят друг другу одну из фраз традиционного приветствия: “Приятно с тобой увидеться, познакомиться” и т.д.

Часть 2.

1. П/и “Мы, веселые ребята”: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

После слова “лови” дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

2. Игра “Кто летает?”: Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети поднимают обе руки вверх и произносят слово “летает” только в том случае, если воспитатель назвал действительно летающий предмет. На роль водящего назначаются и дети.

Этюды на выражение различных эмоций:

1. Удивление.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было.… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

2. “Остров плакс”

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети- плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

3. “Два сердитых мальчика”

Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот – вот подерутся.

4. “Страх”

Утенок боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился, что тогда?

Выразительные движения: голова откинута назад втянута, в плечи.

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены рот раскрыт, как для восклицания.

5. “Чунга – чанга” (под музыку)

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостные и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые, пестрые юбочки, на руках и ногах у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, а в волосах красивые перья.

С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского “Чунга-чанга” вокруг путешественника и напевают








        Задачи




Средства

Формировать коммуникативные умения

Формировать положительное отношение к сверстникам

Сформировать у детей желание общаться

Помочь детям лучше понять себя и других

Беседа

+

+



Ритуал приветствия

+

+



П/и “Мы, веселые ребята”


+

+


Игра “Кто летает?”

+



+

Этюды на выражение различных эмоций


+

+











Список использованных источников и литературы


  1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция / А.А. Александров. СПб.: Питер, 2010.
  2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие – Спб.: Речь, 2011.
  3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М.: Спб, Питер, 2011.
  4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 2012.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,2010.
  6. Бреслав Г.Э Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2011.
  7. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Просвещение., 2013.
  8. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С.-П.: Питер. 2011.
  9. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников.- 2012.- №7.- с.21-24
  10. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 2009.
  11. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями.- М.: Академический проект, 2012.
  12. Зимелева З.Н. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков.- М.: 2012
  13. Кабанова М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Академия, 2013.
  14. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2010.
  15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Литера. 2010.
  16. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа.- 2011.- №3.- с.24-26
  17. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М.: Педагогика.2009.
  18. Лебедева Л.Д., Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа. -2011.- №2.- с. 26-28