Мультимедийный урок как способ повышения эффективности учебного процесса

Курсовая работа по предмету «Педагогика»
Информация о работе
  • Тема: Мультимедийный урок как способ повышения эффективности учебного процесса
  • Количество скачиваний: 86
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Педагогика
  • Количество страниц: 17
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-23 18:15:00
  • Размер файла: 25.63 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

    ВВЕДЕНИЕ


Современное состояние развития цивилизации социологи называют «информационным обществом». Появление новых информационных технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

 Заметно, что количественные показатели (увеличение числа компьютеров, других средств мультимедиа в школе, электронных учебных пособий) никак пока не влияют на качество образовательного процесса. Дело не только в компьютерной неграмотности учителя. Есть ряд причин. Одна из наиболее существенных – отсутствие целостной методики использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. [2; с.3]

По подсчетам, около 10% учителей регулярно используют в своей повседневной деятельности электронные учебники.

Помимо  имеющихся готовых электронных учебных пособий, учитель все чаще пробует себя в качестве «творца». Готовятся авторские уроки – электронные презентации, тренажеры, тестеры, информационно-дидактические игры. Первые успехи в их разработке вызывают чуть ли не детский восторг педагогов. Но не всегда учитель задумывается, насколько оправдано применение мультимедиа на занятии, насколько обоснованно методически. Следствие этого – разочарование в эффективности подобных разработок. [2; с.5]

Новое поколение электронных средств обучения может оказать существенное влияние на образовательный процесс. У нас в стране фактически отсутствуют методические пособия, которые помогли бы учителю использовать мультимедийные технологии эффективно, добиваться поставленных педагогических целей. [2; с.6]

Современный урок – это интересный урок. Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Урок становится ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей и новизны такой формы работы для учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Здесь нам очень помогает сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»(http://school-collection.edu.ru/). Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы (использование Интернета). [11]

Тема курсовой работы: Мультимедийный урок как способ повышения эффективности учебного процесса.

Подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться. А как сделать добротный мультимедийный урок, как провести его эффективно?

Цель работы:  выявление роли мультимедийного урока в повышении эффективности учебного процесса.

Для достижения этой цели были определены задачи:

  1. Дать определение понятий «мультимедиа» и «мультимедийный урок».
  2. Выявить преимущества мультимедийного урока перед традиционным.
  3. Описать управление мультимедийным уроком.
  4. Обратить внимание на экологию мультимедийного урока.
  5. Выделить критерии эффективности мультимедийного урока.

Объект исследования: учебный процесс.

Предмет исследования: роль мультимедийного урока в повышении эффективности учебного процесса.

Структура курсовой работы:  данная курсовая работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении раскрывается актуальность данной проблемы, а также объект, предмет, цель и задачи исследования. Основной  материал посвящен  функциям, преимуществам, критериям эффективности мультимедийного урока. Также рассмотрены такие вопросы как: управление мультимедийным уроком и экология данного урока. Приложение содержит технологическую карту оценивания авторской разработки мультимедийного урока.







 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА


В научно - педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультимедийных технологий в образовании.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. [1; с.90]

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. [5]

Мультимедиа (англ. Multimedia, multi- много, media-средство) – собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, т.е. эффективного информационного взаимодействия. [7]

Мультимедийный урок - это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств обучения, прежде всего компьютера.

На мультимедийном уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, главным источником информации.

Мультимедийные технологии применяются и для усиления наглядности, для  подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения сложного нового материала.  [2; с.17]

Мультимедиа является значительным подспорьем в работе учителя. Очень широко применяются мультимедийные средства в проектной деятельности. [4] Учащиеся представляют учителю собственные компьютерные презентации с использованием иностранного языка, или же на иностранном языке. В качестве вспомогательных средств учащимися используются и мобильные телефоны, и цифровая техника (фотоаппарат, видеокамера). Особенно нравится учащимся снимать собственные видеоролики на иностранном языке, например, экскурсия по родному поселку, или городу; интервью с туристами; программа «Вести» за рубежом и т.д. Все это не только повышает мотивацию к изучению языка, но и просто доставляет удовольствие ребятам.[10]  

Современные мультимедийные технологии на уроке реализуют важнейший дидактический принцип  - принцип наглядности. Объекты, представленные посредством мультимедийных технологий более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Близость знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, ориентированным на исследовательскую активность. Внедрение мультимедийных технологий на уроках решает вопросы, связанные с развитием личности ученика, формированием его эмоциональной и когнитивно - познавательной сфер.

К тому же применение мультимедиа в обучении иностранным языкам дает возможность общения учащимся на иностранном языке со своими сверстниками, проживающими в стране изучаемого языка, и одновременно обмену информацией о культуре и традициях своих стран, то есть способствует получению фоновых знаний, расширению кругозора детей.[10]

Использование мультимедийных средств повышает запоминаемость информации до 40-50 % в отличие от обычных словесных описаний, объяснений.

Применение мультимедиа, таким образом, выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует достижению поставленной учителем цели урока. [9]

Мультимедийный урок невозможен без применения современных мультимедийных средств!





 ПРЕИМУЩЕСТВА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМ


Как уже упоминалось ранее, компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Но, к сожалению, не все учителя отдают предпочтение мультимедийным урокам. Таким учителям становится сложнее привлечь внимание детей на уроке, т.к. прикрепленные на доску изображения и нарисованные мелом схемы оставляют учеников равнодушными к материалу урока. Как и любое нововведение, мультимедийный урок обладает рядом своих преимуществ.

         1.Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.

2.Мультимедийными средствами усиливается обучающий эффект. Использование анимаций, видеоизображений, звуков стало более доступным, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.

3.Увеличивается плотность урока. это достигается за счет рациональной организации рабочего времени учителя.  Заранее подготовленная информация с добротным дизайном может появиться в нужный момент в самом удобном для учителя и учеников режиме.

4.Сэкономленное время используется для увеличения объема предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5.Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом  визуальный контакт не прекращается ни на секунду.

6.Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых учебных задач. Управляемое развитие школьников становится вполне досягаемой целью.

7.Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности, активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

8.Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Для этого не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

9.Возможность тиражирования мультимедийного урока, обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги.

10.Возможность организовать повторный просмотр материалов урока  в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика. [2; с.9]










УПРАВЛЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ УРОКОМ


Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, насколько гармонично мультимедийная разработка впишется в организуемое учителем «таинство» педагогического общения. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена в хорошем понимании этого слова. Учитель должен не только, и не столько (!) уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников.

- Ни в коем случае учитель не должен дублировать текст экрана. Заглядывать на экран нужно только в случае необходимости.

- Не забывать об указке! Она позволит  не загораживать экран.

- Появление следующего слайда должно логично вытекать из содержания предыдущего. Хорошо, если учитель сначала озвучит начало следующего учебного эпизода, а затем начнётся его демонстрация. Когда учитель затягивает паузу при предъявлении следующего слайда, теряется темп урока, создаётся впечатление, что и сам учитель не знает, а что появится дальше.

- Не стоит превращать урок в комментирование слайдов, его отдельных объектов . [8]

Также следует соблюдать некоторые условия проведения урока.

1. Экран монитора ни в коем случае не является точной копией экрана мультимедийного проектора или интерактивной доски. Прежде чем провести урок, посмотрите сами его на большом экране, сравните, насколько соответствуют цвета, узнаваемы ли используемые фотографии и рисунки, созданные вами объекты.

На большом экране все полутона, бледный, маловыразительный фон могут исчезнуть. Поэтому не увлекайтесь ими. Удостоверьтесь, что текст читается с любого участка класса.

2. Выполнили условия по первому пункту, но проблем не поубавилось. Именно во время нашего урока мы вдруг обнаруживаем, что яркое солнце, заглянувшее в класс, свело на «нет» все наши усилия. Экран или интерактивная доска должны находиться в таком месте, где нет доступа прямым солнечным лучам.

3. Не увлекайтесь затемнением!

Классная комната – это не кинозал. Уровень освещённости должен обеспечивать нормальные условия для работы учеников.

Подумайте о зонах освещённости. Достаточно позаботиться только о том, чтобы электрический свет не падал на экран, его интенсивность не влияла бы на качество изображения.

 4. Позаботьтесь о том, чтобы создать нормальные рабочие условия для каждого из учеников. К сожалению, сплошь и рядом встречаются случаи, когда уроки по тому или иному предмету проводятся в кабинете информатики, где ученики сидят боком, место на учебном столе занято, монитором, клавиатурой, мышкой. Вряд ли такой урок пройдёт эффективно.

В классе должна быть нормальная рабочая обстановка.

Ученики должны иметь возможность при необходимости работать с учебником, тетрадью, дополнительным раздаточным дидактическим материалом.

 5. Не забывайте, что во время демонстрации мультимедийной разработки вы не ретранслятор, а активный субъект образовательного процесса. Вы и ваши ученики – главные участники педагогического действа.

Мультимедийные средства, какими бы они совершенными не были, сами по себе ничего не решат.

 6. Не забывайте об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Умейте не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности.

Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех, – лучшее лекарство от усталости на уроке. [6]








 ЭКОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА

А теперь самое главное -  здоровьесберегающая составляющая урока. Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20 лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели. По справедливому замечанию А. Л. Семёнова, «серьезных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось». В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками. По сути, во всех отечественных образовательных учреждениях, где продуктивно используются ИКТ в учебно-воспитательном процессе, постоянно нарушаются нормативно введенные ограничения.

Нам, учителям, следует задуматься над экологией мультимедийного урока.

-  Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник. Значит, необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;

- Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности.

-  Важнейший вопрос - сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности). У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги.

- Мультимедиа вносит свои коррективы в организацию и проведение физкультминуток. Учителю довольно легко подключить ритмичный музыкальный фрагмент, снабдить его заранее продуманным видеорядом и провести несколько упражнений, снимающих усталость, поднимающих тонус. Маленькая мультяшная заставка, весёлые фотослайды заметно украсят физкультминутку.

- Использование ионизаторов и увлажнителей воздуха, комнатных растений, выделяющих кислород, - еще одно условие здоровьесбережения.

- Надо помнить об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью, не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке.[2; с.89]

И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей. В. Д. Паронджанов, посвятив свою знаменитую книгу «Как улучшить работу ума» проблемам развития интеллекта в условиях информационного общества, справедливо заметил:  «Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке». [3; с.14]





 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА


Каждый учитель, занимающийся разработками собственных мультимедийных уроков, разумеется, хочет оценить качество своего продукта. Г.О.Аствацатуров, прежде всего, предлагает ответить на следующие вопросы:

- Насколько на данном уроке будет уместно применение информационно-коммуникационных технологий?

- Не повлияют ли они отрицательно на качество усвоения учебного материала?

- Каковы особенности использования информационно-коммуникационных технологий для моего предмета?

- Смогу ли я самостоятельно выполнить хорошую разработку или лучше воспользоваться готовой?

-  Что именно в мультимедийном уроке повлияет на более качественное усвоение учебного материала?

На ряде образовательных порталов и сайтов формируется банк мультимедийных уроков и внеклассных мероприятий фактически по всем предметным дисциплинам. Большинство методистов не видят ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться уже готовыми разработками более опытных в мультимедийном сопровождении занятий коллег. Тем более в данном случае, пользуясь готовой мультимедийной презентацией, учитель может разработать свой сценарий урока, организуя по-своему учебно-познавательную деятельность детей. В этом случае необходима обязательная ссылка на заимствование с указанием автора разработки и источника, откуда скопирован материал.

В любом случае учитель хочет опереться на определённые критерии качества мультимедийного урока.

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

Разрабатываются «Технологические карты оценивания авторской разработки мультимедийного урока». (См. Приложение 1.)   Они проходят апробацию на образовательных порталах и  принимаются  на вооружение педагогическим сообществом не только России, но и ряда стран СНГ. [2; с.120]

Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс не  модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует ещё более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не эффективен и, по большому счёту, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. «Мультимедийные средства при умелой организации учителем урока могут взять на себя функции ведения урока, которые могут определяться или на отдельный учебный эпизод, или на весь урок, то есть  помогают ввести элементы самостоятельной учебной деятельности». [7]










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новые технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.   Использование  информационно-коммуникационных  технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.

 Внедрение мультимедийных технологий на уроках решает вопросы, связанные с развитием личности ученика, формированием его эмоциональной и когнитивно - познавательной сфер.

Современные мультимедийные технологии на уроке реализуют важнейший дидактический принцип  - принцип наглядности.  

 Мультимедийный урок - это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств обучения, прежде всего компьютера. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс мультимедийных средств не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ним на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль.

  Очень важно обращать внимание на здоровьесберегающую составляющую мультимедийного урока.  

Каждый учитель, занимающийся разработками собственных мультимедийных уроков, должен уметь оценить качество своего продукта.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что мультимедийный урок играет большую роль в повышении эффективности учебного процесса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О.Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
  3. Паронджанов, В.Д. Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов – это очень просто! – М.: Дело, 2001. – 360 с.
  4. Артемьева, Л.В. Использование мультимедийных средств в обучении иностранным языкам  [Электронный ресурс] /  Л.В. Артемьева. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/520213
  5. Биккулова, А.Я. ИКТ на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / А.Я. Биккулова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/ikt-na-urokakh-inostrannogo-yazyka
  6. Дидактор  дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://didaktor.ru/priyomy-mediadidaktiki/
  7. Кочегарова, Л.В. Медиадидактика как направляющий вектор ИКТ компететности педагога [Электронный ресурс] / Л.В.Кочегарова. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-265798.html
  8. Мультимедийный урок [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chern-shkola4.ucoz.ru/load/shkola_peredovogo_opyta/sovremennyj_urok/multimedijnyj_urok/7-1-0-309
  9. Применение мультимедийных средств в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vgolovu.ru/node/18
  10. Ромашкина, Ю.Н. Роль мультимедиа на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Ю.Н.Ромашкина. – Режим доступа: http://kuvshinovayu.ucoz.ru/publ/rol_multimedia_na_urokakh_inostrannogo_jazyka