Основы социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций

Курсовая работа по предмету «Медицина»
Информация о работе
  • Тема: Основы социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
  • Количество скачиваний: 216
  • Тип: Курсовая работа
  • Предмет: Медицина
  • Количество страниц: 43
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-12-17 04:06:27
  • Размер файла: 71.91 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

РЕФЕРАТ
ПОСТРАДАВШИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ЧРЕЗВЫ-ЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, ПОСТРАДАВШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ, МОДЕЛЬ, АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного познания – моделирование в социальной работе с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации и их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой моральной стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на человека. Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности.
Человек, пострадавший в чрезвычайных ситуациях сталкивается с целым комплексом различных социальных проблем. Для их решения требуется высококвалифицированный комплексный подход со стороны специалистов различных социальных учреждений.







СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, как объект моделирования в социальной работе
6
1.1 Теоретические основы определения лиц, пострадавших в результате
чрезвычайных ситуаций
6
1.2 Правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
13
2. Организационные основы социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
20
2.1 Основные принципы и алгоритм организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
2.2 Анализ организации социальной работы с лицами, пострадавши-ми в результате чрезвычайных ситуаций, в УСЗН по г. Благове-щенску и Благовещенскому району
20


26
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б










ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в мире, в том числе и в России, происходит большое число аварий, катастроф и стихийных бедствий, которые приводят к многочисленным жертвам людей и значительному материальному ущербу. Следовательно, нужно не только устранять последствия чрезвычайных ситуаций, но и оказывать помощь пострадавшим. Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, нуждаются в помощи социальных работников, психологов и, нередко, медиков. На сегодняшний день недостаточно проработана система оказания социальной помощи таким людям, остро стоит необходимость социальной работы с данной категорией граждан, поэтому, можно говорить о том, что данная работа является актуальной.
Степень разработанности: изучением проблем организации социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях занимались такие известные социальные работники, как Г. М. Добров, Е. В. Сафонова, В. Я. Райцин, В.М. Сафронова и другие.
Новизна курсовой работы состоит в обобщении научных материалов по вопросам организации социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, а также разработан актуальный алгоритм социальной работы с данной категорией граждан.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что материал данной курсовой работы можно использовать при изучении таких учебных дисциплин, как «теория социальной работы», «организация социальной работы с различными группами населения», «прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «технология социальной работы», "организация социальной работы с различными группами населения", а также в осуществлении оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях практическими социальными работниками.
Объект: лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций.
Предмет: организация социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.
Цель курсовой работы –анализ организационных основ социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, в УСЗН по г.Благовещенску и Благовещенскому району
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы определения к категории лиц пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
- охарактеризовать правовые основы, определяющие лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
- рассмотреть принципы и алгоритморганизации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций
- провести анализ организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, в г. Благовещенске Благовещенскому району
В данной работе используются следующие методы: формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование.









1. ЛИЦА, ПОСТРАДАВШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1 Теоретические основы определения лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
За последнее десятилетие более трёх миллионов человек погибли от технологических катастроф, природных катаклизмов и иных чрезвычайных ситуаций. Полностью избежать человеческих жертв при проявлении опасных и неблагоприятных природных процессов чаще всего не удается из-за быстроты их действия, недостаточной изученности и прогнозируемости. Принимаемые меры хорошо оправдываются только при катастрофах умеренной силы, но совершенно недостаточны в случаях, особо выдающихся [7, с. 67].
Среди природных катастроф наибольшее внимание уделяется наводнениям, затем землетрясениям, и, наконец, бедствиям иного рода. Такая градация в выделении природных событий отражает относительную силу их воздействия на людей. Ведь и в ХХ веке наводнения занимают первое место по числу вызываемых ими человеческих жертв (9 млн.), за ними следуют землетрясения (око¬ло 2млн.), и лишь потом - другие виды природных катаклизмов.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации [10, с. 85].
Психогенное воздействие экстремальных условий ЧС складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и из опосредованной угрозы, поэтому существует такое понятие, как «вторичная жертва». Это люди, которых чрезвычайная ситуация не коснулась непосредственно, но они затем стали свидетелями последствий. Таких людей очень много, и их срывы, их бессонные ночи, их депрессия в таких случаях могут быть результатом неправильных действий средств массовой информации (СМИ).
Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшего воздействие поражающих факторов источника ЧС, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшего материальный и моральный ущерб.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС [3, с.111].
Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения. Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг. При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:
- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
- рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;
- персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
- заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
- первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;
- способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС[1, с. 56].
Технические возможности человека изменять природную среду со вре¬менем стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху НТР. В наше время он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [13, с. 91].
Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02—94).
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например, пожары), тяжести последствий [12, с. 29].
Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04.1992 г. №49.
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
1) по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
2) по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
3) по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств [10, с. 35].
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения [21, с. 32].
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации [22, с. 144].
К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.
4) по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
5) по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф[15, с. 43].
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [19, с. 55].
В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Чрезвычайные ситуации в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:
— первая — накопление отклонений от нормального состояния или процесса;
— вторая — инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» — авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;
— третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштаб последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;
— четвертая — выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;
— пятая — ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах[17, с. 103-104].
В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.
Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов [2, с. 76].
Таким образом, пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный, либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - это сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия определённая обстановка, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.2 Правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций
Каждый житель России находятся под защитой государства. В России существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют права, обязанности и ответственность организаций, общественных объединений, а также должностных лиц в обеспечении безопасности людей. Существует и нормативно-правовая база в области защиты населения, которая регулирует не только обязанности предприятий и государственных органов, но и самих граждан. Помимо обязанностей, нормативно-правовыми актами регулируются права и ответственность в области ЧС, а также оговариваются вопросы финансирования, льгот, социальной поддержки и реабилитации, пострадавших от ЧС [3, с.8].
Основными нормативно-правовыми актами являются:
1) Конституция Российской Федерации является основой всего текущего законодательства в государстве. В ней изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2). Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства». Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2). Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72). Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства др.
2) Центральное место в группе базовых нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности от ЧС занимает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68_ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Закон урегулировал отношения, связанные с созданием, функционированием и развитием действовавшей к моменту его принятия РСЧС, как уникальной общенациональной системы. Он юридически закрепил такие понятия как «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций», «ликвидация чрезвычайных ситуаций», «зона чрезвычайной ситуации». Статья 4 этого закона определяет структуру РСЧС, её основные задачи, принципы построения, порядок выполнения задач и взаимодействия основных её элементов. В главе IV определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших. В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций [6, с.3].
3) Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.). В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности. Он закрепляет такие базовые юридические термины в области жизнедеятельности человека, общества и государства как «безопасность», «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угроза безопасности». Основные объекты безопасности, по этому закону, - личность (с её правами и свободами), общество (с его материальными и духовными ценностями), государство (с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью). По этому закону (ст. 12) формирования ГО и органы службы ликвидации последствий ЧС включаются в состав сил обеспечения безопасности [14, с.32].
4) Федеральный закон «О пожарной безопасности». В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует в этой области широкий спектр отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности [12, с.43].
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.). Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
5) Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.). В данном законе определены задачи в области ГО, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны [7, с.30].
6) Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.). В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом [14, с. 17].
7) ФЗ «О чрезвычайном положении». Данный закон определяет правовые основы введения особого режима деятельности органов государственной власти и управления, организаций, устанавливает допустимые при этом режиме ограничения конституционных прав и свобод граждан. Закон предусматривает возможность введения чрезвычайного положения в соответствующих случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера. Закон обусловливает определенный порядок функционирования РСЧС в этом особом режиме [7, с.62].
8) ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Закон устанавливает статус, основы правовой и социальной защиты спасателей, граждан, принимающих участие в ликвидации ЧС. Он юридически закрепил такие основополагающие термины как «аварийно-спасательная служба», «аварийно-спасательное формирование», «спасатель», «статус спасателя», «аварийно-спасательные работы», «неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций», «аварийно-спасательные средства» [17, с.22].
9) ФЗ «О государственном материальном резерве». Закон устанавливает общие принципы и порядок создания и поддержания государственного резерва. Юридически закреплённые в нём ключевые термины и определения позволяют сформировать правовой механизм регулирования отношений, связанных с функционированием единой федеральной системы государственного резерва РФ по обеспечению важнейших нужд государства, в числе которых выступают нужды, связанные с осуществлением неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанием гуманитарной помощи, осуществляемых РСЧС [17, с.42].
10) Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Обеспечивает государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор, производственный и общественный контроль. Законом определены права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности [17, с.51].
Наряду с федеральными законами, нормативно-правовую базу составляют группы подзаконных актов (ПА) Президента РФ и Правительства РФ.
Группу основных федеральных подзаконных актов составляют:
1) Положение о РСЧС (утв. постановлением Правительства РФ) принят во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяет порядок организации и функционирования РСЧС;
2) Концепция национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ), определяет общие положения обеспечения национальной безопасности, являющиеся базовыми при определении указанного порядка организации и функционирования РСЧС;
3) Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. постановлением Правительства РФ), является практическим руководством в деле реагирования на ЧС и их ликвидации. Он позволяет установить порядок ликвидации ЧС и ответственность соответствующих органов за ликвидацию ЧС в зависимости от их масштаба;
4) Положение о МЧС России (утв. постановлением Правительства РФ), определяет функции, задачи и полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего мероприятия по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и др.[22, с.20].
С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство Российской Федерации постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности обязательную разработку декларации промышленной безопасности.
Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественности; и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.
Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств [24, с.19].
Итак, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе наблюдаются качественные разработки законодательства в социально-правовой помощи и поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Именно с этой стороны можно сказать, что данная категория граждан находится под надёжной защитой государства.




2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОСТРАДАВШИМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

2.1 Основные принципы и алгоритм организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций

В основе организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, лежат следующие принципы:
-социальной защите подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, и пострадавшие в результате ЧС;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации социальных проблем, возникших в результате ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- реализация мероприятий по социальной защите населения пострадавшего в результате ЧС осуществ¬ляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственно¬сти между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са¬моуправления;
- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по социальной за¬щите населения пострадавшего в результате ЧС и их непрерывное осуществление с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
- согласованность между ведомствами и комплексность подхода к проведению мероприятий по социальной за¬щите населения;
Необходимо сказать, что в РФ выделяются следующие критерии модели социальной работы с лицами пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций:
1. По уровню реализации:
- федеральные
- региональные
- муниципальные
- локальные (город или поселение)
а) федеральный уровень включает в себя следующие положения:
- финансовое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
- организация работы по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований
- осуществление полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативная правовая база деятельности в области социальной защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- организация работы по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий.
б) региональный уровень характеризуется следующими положениями:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах региона;
-создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
- своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- оказание социальной помощи пострадавшим в виде денежной выплаты
- оказание социальной помощи пострадавшим в виде натуральной помощи
в) муниципальный уровень можно охарактеризовать следующим образом:
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий по социальной защите населения муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий.
г) локальный уровень социальной работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций основывается на следующих положениях:
-участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах населённого пункта;
-обеспечение первичных мер безопасности в границах населенных пунктов;
-организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-социальная помощь на приобретение предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации
-осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей во время стихийных бедствий.
2. По полномочиям в области социальной защиты населения:
а) помощь органами МЧС, основывается на следующих положениях:
- сохранение жизни и здоровья людей, оказание помощи человеку, который оказался в чрезвычайной ситуации;
- оказание материальной помощи семьям, дома и квартиры которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации;
- оказание гуманитарной помощи гражданам, пострадавшим во время чрезвычайной ситуации;
- оказание психологической поддержки пострадавшим в результате ЧС.
б) помощь Министерства социальной защиты населения, включает в себя следующие аспекты:
- подготовка пакета документов для оказания материальной помощи и содействие в ее получении пострадавшим в результате ЧС;
- социальная помощь в виде предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;
- уведомление клиента о назначении социальной помощи либо об отказе в ее назначении и перечислении материальной помощи на лицевой счет заявителя;
- оказание социальной помощи пострадавшему в результате ЧС в виде денежной выплаты;
-оказание социальной помощи пострадавшему в результате ЧС в виде натуральной помощи;
-оказание адресной социальной помощи пострадавшим в результате ЧС.
3. Оказание социальной помощи пострадавшим в результате ЧС на уровне общественных организаций базируется на следующих положениях:
- оказание помощи гражданам, пострадавшим в ЧС, на безвозмездной основе;
- предоставление гуманитарной помощи малоимущим гражданам при наличии соответствующих документов;
- передача нуждающимся одежды, продуктов питания и предметов первой необходимости;
- оказание психологической поддержки пострадавшим в результате ЧС волонтёрами - добровольцами.
Необходимо отметить, что в организации помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях следует опираться на четкий и алгоритм действий направленный на оказание эффективной социальной помощи.
Алгоритм социальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации
Клиентская
группа Граждане, пострадавшим в результате, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации, зарегистрированные в городе Благовещенске, фактически проживающие по адресу, где произошла порча имущества на территории Благовещенского района и нуждающиеся в помощи
Алгоритм оказания услуги
Описание предоставления услуги в центре 1. Прием заявления (с указанием номера счета в кредитной организации) от гражданина об оказании помощи с предоставлением обязательных документов:
- паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность (подлинный экземпляр и его копия);
- выписка из домовой книги;
- документы о доходах всех членов семьи за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;
- справка службы занятости о регистрации в качестве безработного (неработающим лицам трудоспособного возраста, не имеющим ограничений к трудовой деятельности);
- копия акта о потере имущества, выданная государственной инспекцией по надзору за ЧС;
- копия акта о чрезвычайной ситуации
Периодичность предоставления По мере необходимости, при обращении
Результат предоставления
услуги - Оказание социальной помощи заявителю в виде денежной выплаты;
- оказание социальной помощи заявителю в виде натуральной помощи;
- отказ в предоставлении помощи;
Исполнители Специалисты по социальной работе:
- отделения адресной социальной помощи;
- отделение социальных выплат;
-отделение ЖКУ
Перечень необходимых действий во время предоставления услуги 1. Прием заявителя, приветствие;
- выслушивание, уточнение нуждаемости;
- предоставление консультативных услуг;
- регистрация в «журнале учета обращений граждан»;
- поиск по компьютерной базе данных;
2. В случае отсутствия в компьютерной базе данных постановка клиента на учет в центр:
- личное заявление клиента на постановку на учет;
- заполнение соглашения на обработку персональных данных членов семьи, в том числе несовершеннолетних;
- заполнение учетной карты клиента;
3. Оформление заявления установленного образца;
4. Проведение обследования условий проживания заявителя;
- составление акта социально – бытового обследования;
5. Подготовка карты учета клиента, либо личного дела (для не состоящих, на учете в центре);
6. Предоставление карты учета, дела на координационный совет при администрации района;
7. Уведомление клиента о назначении социальной помощи либо об отказе в ее назначении и перечислении материальной помощи на лицевой счет заявителя;
8. Внесение информации в карту учета клиента МБУ «КЦСОН» и компьютерную базу данных

Таким образом, можно сделать вывод, что организация социальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций имеет чётко проработанные принципы и критерии, благодаря которым возможна организация деятельности органов МЧС и МСЗН во время чрезвычайных ситуаций.
2.2Анализ организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций в УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району
Летом 2013 года на территории Амурской области произошло одно из крупнейших наводнений современности, в результате данного явления большая часть населения получила огромный ущерб: потери в сельском и дорожном хозяйстве, ЖКХ и т.д. Это опасное явление обусловлено географическим положением Амурской области, особенностями климата, а также условиями формирования весеннего стока на реках. В амурском управлении МЧС России составили прогноз возможности повторения данного природного явления в ближайшем будущем. Он основан на информации различных ведомств – гидрометцентра России, управления Роспотребнадзора, сейсмостанции, амурского министерства ЖКХ и некоторые других ведомств. Согласно данному прогнозу, в связи с радикальным изменением климата наводнения в Амурской области в будущем могут случаться с вероятностью раз в семь лет. Исходя из данного обстоятельства, построение четкой и эффективной модели социальной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в г. Благовещенске Благовещенского района является необходимым.
В связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией на первый план вышла деятельность Управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району. Именно на данное учреждение возложены обязанности и полномочия, связанные с социальной помощью пострадавшим в результате стихийного бедствия.
Необходимо отметить, что социальная помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций оказывается в виде как материальной помощи, так и натуральной. Существуют также единовременные выплаты, установленные Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета".
Гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовая помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества.
Под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.
Выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в соответствующие списки.
Своевременность оказания социальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций зависит от следующих факторов:
1) своевременность финансирования социальных программ
2) предоставление клиентом полного пакета документов в кратчайшие сроки
3) от эффективности межведомственного взаимодействия УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району с другими социальными учреждениями.
Социальная помощь пострадавшим в результате ЧС оказывается всем обратившимся гражданам в порядке очереди по мере обращения вне зависимости от социального статуса.
Также в Амурской области действует социальная программа №324 от 23.07.13г "Укрепление материально-технической базы государственного учреждения социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2013 году".
Целью программы является улучшение условий проживания и повышение качества социального обслуживания населения, улучшение материального положения неработающих пенсионеров, оказание на мобильной основе неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям.
Исполнителями программы являются государственные казённые учреждения области - управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, учреждения социального обслуживания населения, юридические и физические лица, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от формы собственности.
Финансирование мероприятий программы осуществляется из средств областного бюджета, а также за счет субсидий, привлеченных из бюджета Пенсионного фонда РФ.
Адресная социальная помощь в рамках данной программы предоставляется в виде единовременной материальной помощи при условии неполучения пенсионером в текущем году единовременной материальной помощи в рамках программы, а также при наличии имущественного ущерба, причиненного пенсионеру в связи произошедшими в текущем году чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями.
В рамках оказания социальной помощи пострадавшим в результате ЧС УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району сотрудничает со следующими службами:
- Министерство чрезвычайных ситуаций
- Рос реестр
- Министерство здравоохранения
- ЖКХ
Это взаимодействие заключается в следующем:
- запрос справок о составе семьи
- запрос о наличии имущества
- запрос о виновниках ЧС
- запрос актов обследования пострадавшего имущества
Данное взаимодействие регламентируется ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Помимо межведомственного взаимодействия УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району взаимодействует с различными общественными организациями, торговыми предприятиями, благотворительными фондами по вопросам оказания натуральной помощи пострадавшим, выдачи денежных средств для оплаты счетов для приобретения товаров первой необходимости.
Информирование граждан, пострадавших в результате ЧС осуществляется в виде:
- телефонов горячей линии
- письменного уведомления
- непосредственно на приёме у специалиста УСЗН
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что специалисты УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району проводят большой объём работы с пострадавшими в результате ЧС, но по мнению экспертов эффективность данной работы может быть намного выше, но для этого необходимо:
1) чётко определить критерии выявления категории пострадавших в результате ЧС
2) четкое и своевременное доведение информации о ЧС до специалистов УСЗН
3) улучшить нормативно-правовую базу как федерального, так и регионального характера в данной области.
4) своевременная подача полного пакета документов от пострадавших.
Таким образом, можно сделать вывод, что Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району проводит большой объём работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций. Сюда входит информирование, консультирование пострадавших граждан по различным вопросам, связанным с чрезвычайной ситуацией, а также выплата денежных компенсаций. Но специалисты данного учреждения признают, что эффективность социальной помощи пострадавшим в результате ЧС может быть выше, если устранить пробелы в законодательной базе.









Заключение

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный, либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - это сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия определённая обстановка, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На современном этапе наблюдаются качественные разработки законодательства в социально-правовой помощи и поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Именно с этой стороны можно сказать, что данная категория граждан находится под надёжной защитой государства.
Социальная защита пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций имеет чётко проработанные принципы и критерии, благодаря которым возможна организация деятельности органов МЧС и МСЗН во время чрезвычайных ситуаций.
Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району проводит большой объём работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций. Сюда входит информирование, консультирование пострадавших граждан по различным вопросам, связанным с чрезвычайной ситуацией, а также выплата денежных компенсаций. Но специалисты данного учреждения признают, что эффективность социальной помощи пострадавшим в результате ЧС может быть выше, если устранить пробелы в законодательной базе.


Библиографический список
1. Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. – М.: Стройиздат, 2011г.
2. Буланенков С.А. Защита территорий и населения от ЧС ; под общ. ред. М.И. Фалеева. – Калуга: ГУП «Облиздат», 2011г.
3. Воробьёв Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. - МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2014г. - 163 с.
4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010г.
5. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
6. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012г. - с. 348.
7. Кириллов Г.Н. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. – М., 2012г.
8. Коршунов А. А. Чрезвычайные ситуации в России. –Обнинск, 2010г
9. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект; Велби, 2010. - 416 с.
10. Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. 2009г
11. Мамонтова А. Ф. Чрезвычайные ситуации. –М.: Алтай, 2011г
12. Мастрюков. Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М.: Изд. Центр "Академия", 2013г.
13. Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. – М.: Атомиздат, 2009г.
14. Постановление правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г №1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995г. - с. 445.
15. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академ. проект, 2013г. – 432 с.
16. Топоров И.К. Поведение человека в жизнеопасных ситуациях. – СПб.: Союз специалистов по безопасности жизнедеятельности, 2011г. – 17 с.
17. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” // Сборник законодательств РФ. – 2009г. – № 35.
18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000г. – 432 с.
19. Холмогоров Ю. П. Классификация чрезвычайных ситуаций. –М.: Статистика, 2001г
20. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие.– М.: ИНФРА-М, 2003г. – 427 с.
21. Шишкина Н. К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М: МГУУ, 2013г.
22. Шойгу С.К. Катастрофы и государство, М: Энергоатомиздат, 2005г. – 195 с.
23. Шойгу С.К. Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций: учебник. – М., 2011г. – 318 с.
24. Ямесов В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие.– М., 2013г. – 480 с.
25. Яшимский. Г. А. Безопасность жизнедеятельности., М., ИздатМ., 2011г
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Программа социологического исследования «Организация социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных
ситуаций в городе Благовещенске»

1. Проблемная ситуация:
Летом 2013 года на территории Амурской области произошло одно из крупнейших наводнений современности, в результате данного явления большая часть населения получила огромный ущерб: потери в сельском и дорожном хозяйстве, ЖКХ и т.д. Это опасное явление обусловлено географическим положением Амурской области, особенностями климата, а также условиями формирования весеннего стока на реках. В амурском управлении МЧС России составили прогноз возможности повторения данного природного явления в ближайшем будущем. Он основан на информации различных ведомств – гидрометцентра России, управления Роспотребнадзора, сейсмостанции, амурского министерства ЖКХ и некоторые других ведомств. Согласно данному прогнозу, в связи с радикальным изменением климата наводнения в Амурской области в будущем могут случаться с вероятностью раз в семь лет. Исходя из данного обстоятельства, построение четкой и эффективной модели социальной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в г.Благовещенске Благовещенского района является необходимым.
Организационное нахождение –ГБУ управление социальной защиты населения по г.Благовещенск и Благовещенскому району, физическое нахождение – Амурская область, г. Благовещенск, пер. Рёлочный, 3.
Объект исследования: эксперты-сотрудники, социальной защиты населения г. Благовещенска, Благовещенского района.
Предмет исследования: основные направления деятельности управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району по оказанию помощи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Цель исследования: проанализировать основные направления деятельности управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району по оказанию помощи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Задачи исследования:
- выявить критерии понятия "пострадавший в чрезвычайных ситуациях";
- выявить принципы и критерии модели социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций;
- построить алгоритм социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций в г. Благовещенске Благовещенского района;
- определить эффективность организации социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий:
1. Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
2. Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.
3. Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшего воздействие поражающих факторов источника ЧС, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшего материальный и моральный ущерб.
4. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС.
5. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
6.Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
7. Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
8. Гуманитарная помощь — вид безвозмездной помощи (содействия); средства для жизни, бесплатно распространяемые среди населения районов, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на её грани.
9. Адресная социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг, льгот, осуществляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий за счет средств областного бюджета, местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.
10. Социальная защита населения - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижений социально приемлемого уровня жизни.
11. Эффективность социальной работы - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
12. Чрезвычайное положение - особое правовое положение в стране, субъекте, населенном пункте, вводимое на определённый период в силу исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания порядка.
13. Опасное природное явление - событие природного происхождения или состояние элементов природной среды, как результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.
14. Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
15.Социальная гарантия - совокупность социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав и свобод.





4. Структурная операционализация:


























5.Факторная операционализация:
А. объективные факторы:
А1 –общие:
-социально-экономическая обстановка в обществе
-политическая обстановка
А2 – специфические:
- государственная политика социальной защиты населения
- Региональные особенности оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в ЧС.
- Наличие модели социальной работы с лицами, пострадавшими в ЧС
В. Субъективные факторы:
В1 – функционально-ролевые характеристики объекта:
-возраст
-пол
-стаж
В2 – личностные характеристики:
- Уровень образования
-Наличие практического опыта работы


С. Отношение к проблеме оказания социальной помощи пострадавшим в ЧС:
С1 – Субъективные аспекты:
- зависит от эффектив-ности деятельности управления социальной защиты населения
С2 – Объективные аспекты:
- производительность
- инициативность
-уровень ответственности
-дисциплинированность




6. Основная гипотеза:
Организация социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в г. Благовещенске Благовещенского района является эффективной.
7. План исследования:
Этапы исследования Содержание исследования Сроки
Предварительный Составление программы:
- формулировка проблемы,
- определение объекта и предмета исследования, цели и задач,
- уточнение и интерпретация основных понятий,
- составление структурной и факторной операционализация,
- выдвижение гипотезы,
- составление анкеты,
- проведение исследования 10.11.14-13.11.14
Исследовательский - инструктирование анкетеров,
-опрос респондентов,
-сбор и получение информации 14.11.14-21.11.14
Аналитический -выбраковка анкет,
-кодировка анкеты
-обработка анкет,
-анализ анкет,
-написание отчета,
-разработка рекомендаций 22.11.14-25.11.14

8. Выборка: сплошной опрос специалистов УСЗН г. Благовещенска
9. Основные процедуры:
В данном исследовании используется метод опроса: выборочный, прямой, групповой, раздаточный опрос. Метод исследования: в качестве основного метода сбора первичной информации был выбран опрос в форме анкетирования.











ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Уважаемый эксперт!
Просим Вас принять участие в нашем опросе целью которого является, изучить основные направления и эффективность деятельности СЗН с лицами, пострадавшими в результате ЧС. Постарайтесь дать ответы на все вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас!
1. Какая социальная помощь оказывается пострадавшим в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. С какими социальными службами взаимодействует УСЗН по вопросу социальной помощи пострадавшим в ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. В чём заключается межведомственное взаимодействие УСЗН с другими службами по вопросу оказания социальной помощи пострадавшим в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Какими нормативно правовыми актами закреплено межведомственное взаимодействие СЗН с другими службами?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Существует ли разграничение обязанностей между отделами УСЗН по вопросу помощи, пострадавшим в ЧС? Если да то, какое?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Какие функции по помощи пострадавшим в ЧС реализуют указанные вами отделы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
7. Как осуществляется информирование граждан, пострадавших в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
8. Как осуществляется консультирование граждан, пострадавших в результате ЧС?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
9. Какие вопросы чаще всего интересуют граждан, пострадавших в результате ЧС?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. С каким общественными организациями сотрудничает УСЗН г. Благовещенска и Благовещенского района по вопросам оказания помощи пострадавшим в результате ЧС?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
11. В рамках решения каких проблем, пострадавших в ЧС осуществляется взаимодействие УСЗН с общественными организациями?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Какие виды взаимодействия применяются между УСЗН и общественными организациями?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
13. В чём заключается взаимодействие УСЗН с общественными организациями по вопросам оказания помощи пострадавшим в результате ЧС?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
14. Существуют какие-либо социальные программы помощи пострадавшим в результате ЧС? Какие?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
15. Насколько, по вашему мнению, эффективно Федеральное законодательство в области социальной защиты пострадавших в результате ЧС?


-3 -2 -1 0 1 2 3

16. Насколько, по вашему мнению, эффективно региональное законодательство в области социальной защиты пострадавших в результате ЧС?


-3 -2 -1 0 1 2 3

17. Что, по вашему мнению, нужно изменить в региональном законодательстве, чтобы сделать его более эффективным?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

18. Какие существуют нарушения в области социальной защиты пострадавших, в результате ЧС?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

19. От чего зависит своевременность оказания социальной помощи пострадавшим в результате ЧС?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

20. Каким категориям граждан, пострадавшим в результате ЧС, социальная помощь оказывается в первую очередь? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
21. Оцените эффективность работы социальных служб во время ЧС?


-3 -2 -1 0 1 2 3
22. Какова частота обращений в СЗН граждан, пострадавших в результате ЧС?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
23. Оцените степень востребованности помощи, пострадавшим в ЧС?



-3 -2 -1 0 1 2 3

24. Что на ваш взгляд можно изменить в работе с пострадавшими в результате ЧС, чтобы она стала более эффективной?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Немного о себе:

1. Ваша должность:_______________________.
2. Стаж работы в данной сфере _____________.
3. Возраст_______________________________.
4. Образование___________________________.

Спасибо за участие!!!