МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра: Экономики, организации и управления производством
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Международный бизнес»
на тему: «СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА»
(на примере Франции)
Выполнил: ст. гр. МДМб-13-1
Синдякова Е.В.
Руководитель: Симарова И.С.
Ассистент кафедры ЭКУП
Тюмень, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 5
1.1.Понятие и особенности среды международного бизнеса……………....5
1.2.Элементы среды международного бизнеса ……..…………………….11
1.3.Особенности и тенденции развития современной среды международного бизнеса 14
2. АНАЛИЗ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИ …………………………………………………………………….22
2.1.Общая характеристика среды международного бизнеса во Франции.22
2.2. Особенности экономической среды бизнеса во Франции…………...29
2.3. Особенности политической среды бизнеса во Франции………….….41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Международный бизнес исторически и логически возникает вследствие развития и углубления международного разделения труда и формирование мирового рынка
Международный бизнес можно определить, как деловое взаимодействие фирм разных форм собственности или их подразделений, находящихся в разных странах, главной целью которых является получение прибыли за счет выгод и преимуществ деловых международных операции.
"Международный бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с использованием капитала в различных формах и преимуществ повышенной деловой активности, осуществляется с целью получения прибыли и распространяется на международную экономическую сферу".
Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, осуществляемые двумя и более странами такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций В случае и участия частных компаний в международном бизнесе хозяйственные операции, как правило, осуществляются с целью получения прибыли Деятельность фирм, которые имеют государственную форму собственности, не всегда ориентированы на прибыль.
За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОГО БИЗНЕСА
1.1. Понятие и особенности среды международного бизнеса
Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью, обусловленной уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Менеджеры организаций, участвующих в международном бизнесе, должны учитывать особенности:
• Экономики;
• Культуры;
• Политико-правовых отношений;
• Уровень технологического развития и влияние государства в других странах.
Международный бизнес - комплексное понятие, которое сложно раскрыть с помощью только короткого определения. Общепринятая формулировка, на наш взгляд, не отражает сложности и широты этого понятия:
Международный бизнес включает в себя любые виды деловых операций, "пересекающих государственные границы".
В международный бизнес вовлечены:
• Индивиды;
• Фирмы;
• Организации;
• Государства.
Этот бизнес включает в себя все элементы деловой активности внутри страны, с которыми сталкивается менеджер, - социальные, правовые, культурные и экономические факторы. Однако в национальной экономике многие из этих факторов относительно стабильны (единый язык, относительно гомогенная культура и соответствующая инфраструктура). В то же время в международном бизнесе существует много факторов, которые сильно различаются между странами. Все подобные различия можно объединить в четыре группы:
• Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Культура в значительной мере определяет поведение людей, в том числе - на работе, их отношение к событиям и явлениям окружающей действительности и, в частности, к бизнесу.
• Экономика. Фирмы, работающие в международной среде должны анализировать экономические условия и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут бизнес. Кроме того, важно отслеживать общемировые экономические тенденции, т.к. и они способны в существенной мере сказаться на делах компании.
• Регулирующие положения - законы, государственное и общественное регулирование. Организации, занимающиеся бизнесом на международных рынках, вынуждены считаться со множеством локальных нормативов, относящимся к вопросам налогообложения, ценообразования, экспортно-импортных операций, отчетности перед государственными органами, рекламы и продвижения товара и т.д.
• Политическая обстановка. Международный рынок находится под влиянием внутренней и внешней политики государств-участников. Политическая и социальная напряженность в отношениях могут осложнять процессы закупки, производства, доставки, дистрибуции, продвижения и сбыта, или вообще делать их невозможными. Нередко экономические санкции применяются в качестве политических рычагов давления на те или иные государства. Стабильность политической ситуации отчасти гарантирует экономическую и финансовую стабильность.
Таким образом, принятие решений о международных операциях представляет собой каждый раз уникальный международный управленческий процесс, учитывающий состояние внешней среды международного бизнеса. Иная среда, с которой приходится сталкиваться фирме, ведущей международные операции, может потребовать адаптации и даже изменения методов ведения бизнеса в сравнении с методами, используемыми внутри страны.
Международные деловые операции отличаются исключительным разнообразием. Различия между операциями связаны, в первую очередь, с тем, что именно пересекает государственную границу (товар, услуга, информация, фактор производства). Не менее важно, как именно осуществляются управленческие воздействия на деловые операции за рубежом (пассивное воздействие, через независимых партнеров, посредством владения зарубежными предприятиями).
Эффективное управление разнообразными международными деловыми операциями очевидно требует использования некоторой их классификации. Разные авторы предлагают огромное множество классификаций международных деловых операций (в прежней отечественной терминологии - форм внешнеэкономической деятельности). По мнению А.Г. Медведева, первым уровнем классификации могут служить следующие три класса операций:
• международные коммерческие операции;
• операции международного научно-производственного сотрудничества;
• операции в рамках международной институциональной интеграции.
Международный менеджер, вовлеченный в процесс принятия решения об осуществлении тех или иных деловых операций, использует часто различные приемы при подготовке решения и осуществлении этих операций. В частности, могут различаться:
• способы ведения контрактной работы (конъюнктурные исследования, характер ведения переговоров с зарубежными партнерами и др.);
• способы экономической оценки целесообразности осуществления операций (методические приемы проведения финансовых обоснований, оформления кредитных заявок и т. д.);
• характер формируемых организационных структур, уровень бюрократизма, степень централизации (или децентрализации) управления и ответственности локальных менеджеров.
Одной из главных особенностей международного бизнеса является его специфическая внешняя среда. Необходимость и важность учета особенностей внешней среды в международном менеджменте предопределяется такими факторами:
1. Современная концепция менеджмента основывается на представлении предприятия как открытой системы, внутреннее состояние которой зависит от условий внешней среды. Даже если в самом внутреннем состоянии предприятия не происходит никаких изменений, постоянные изменения внешней среды оказывают существенное влияние на уровень его адаптационных возможностей к изменчивым требованиям внешней среды и на результативность бизнеса предприятия.
2. Большинство проблем международного менеджмента вызывается именно изменениями во внешней среде бизнеса предприятия. Научно-технологический прогресс, возрастающая роль международных учреждений и изменения законодательного поля конкуренции порождают широкий поток возможностей и угроз и прежде всего в таких областях, как авиастроение, телекоммуникации, транспортирование, программное обеспечение. Одновременно с изменениями технологического и экономического характера происходит существенная трансформация политического, социокультурного, экологического и институционального ландшафта международного бизнеса.
3. Предвидение, прогнозирование и своевременная реакция (использование) на ожидаемые изменения внешней среды способны создавать более ценные ключевые компетенции и конкурентные преимущества фирмы, чем это имеет место при условиях реструктуризации бизнеса или ринжиниринге бизнес-процессов.
4. Анализ внешней среды, выявление текущих и потенциальных изменений в ней и соответственно угроз и возможностей является фундаментом для принятия обоснованных решений в менеджменте.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика среды для национальных и международных компаний
Характеристика среды Национальные Международные
Образовательная среда
1 Языки (говорить, писать, общаться) Одна Многие
2 Образовательные системы (качество, уровень, продолжительность) Не образует
напряжения Создает большое
напряжения
Социальная среда
1 Ценности, позиции (через достижение, восприятие риска, научные методы работы) Однородные Разнообразные
2 Социальная организация (власть, статус, роли, институты, мобильность социальных систем) Подобная Разная
Политико-правовая среда
1. Политическая ориентация (власть, идеология) Государственная Транснациональная
2 Правовая среда (законы, кодексы, регуляторы) Вполне
унифицированное Разное
3 Национальный суверенитет Один Многие
4 Правительственная политика Подобная Различные
Экономическая среда
1 Экономическое развитие (слабое развитие, индустриализация) Подобные стадии Различные стадии
2 Экономическая система (капиталистическая) Подобная Разная
1.2. Элементы среды международного бизнеса
Под средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчётах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, даёт возможность учитывать конкретное условие внешней среды путём применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт.
Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы, — важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Здесь есть единодушное согласие, как бизнесменов-практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга. Столь же едины мнения о том, что базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:
• анализ экономический;
• анализ политический;
• анализ правовой;
• анализ культурный.
Иногда, в более специфических случаях, отдельно рассматривают и другие элементы (социальная, природно-климатические условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе, остаются основой.
Все авторы, исследующие этот вопрос, предлагают свои модели анализа указанных элементов. Как правило, — это перечни проблем или вопросов, на которые следует обратить внимание, анализируя ту или иную составляющую. Они могут быть более укрупненными или существенно более детализированными, но в целом их структуры достаточно схожи. Но все они жестко ориентированы на практику развитых рыночных экономик с их отличной информационной системой, значительными финансовыми возможностями, опытными в международном бизнесе кадрами и, в общем, некритичными по времени задачами менеджмента, более или менее спокойно анализирующего возможности своей фирмы при выходе на внешний рынок. К этому нужно добавить и все многообразие пакета международных бизнес-услуг.
Иными словами, зарубежный международный менеджер может себе позволить широкий, функциональный анализ разных составляющих, в котором очень многое делается просто, что называется, для развития кругозора руководителя, ряд моментов анализируется «на всякий случай», а другие — просто потому, что «так рекомендуется авторитетами». Против такой практики в нормальных условиях нормального рынка трудно что-либо возразить: действительно, менеджер, а особенно — международный, тем увереннее себя чувствует, чем больше у него разной информации. И, наверное, когда-нибудь в России условия будут такими же, и этот подход заработает и у нас. К сожалению, сегодня это далеко не так.
Одним из важнейших факторов, оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право.
Смешанным этот анализ называется потому, что в нем (как это видно из вопросов) действительно перемешаны экономические, маркетинговые, юридические и технологические элементы. А главная задача этого смешанного (или предварительного) анализа — оценить шансы фирмы на самом приближенном уровне и решить, стоит ли заниматься дальнейшим анализом вообще. И если первый шаг дает положительный ответ, то дальше проводится структурированный подробный анализ внешней среды.
Имея данные этого анализа, можно проделать стартовый маркетинговый анализ, то есть более или менее укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса.
Международному менеджеру следует иметь в виду, что место делового контакта играет известную роль в эффективности коммуникации. В ряду особо щепетильных вопросов коммуникации стоит уважение ко времени (пунктуальность).
В любой национальной культуре вопросы морали и этики играют первостепенную роль, и они могут оказывать весьма существенное влияние на эффективность коммуникации.
Существенным препятствием на пути эффективной коммуникации являются и разнообразные проявления этноцентризма, то есть убеждения в превосходстве своей нации над другими в интеллектуальной, экономической, эстетической, силовой и иных сферах.
1.3. Особенности и тенденции развития современной среды международного бизнеса
Менеджмент как управленческая деятельность, свойственный предприятиям, которые функционируют в рыночной среде. Потребность в менеджменте возникает в связи с необходимостью координации деятельности большего или меньшего количества людей, каждый из которых выполняет определенную работу. Для поставленной цели предприятию всегда необходимо использовать какое-то количество ограниченных ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, информационных). А менеджмент и является тем звеном, которое обеспечивает эффективное использования указанных ресурсов.
Основными определяющими чертами, которые характеризуют особенности международного менеджмента, является интернационализация и глобализация бизнеса.
Интернационализация - это растущая географическая дисперсия экономической деятельности субъектов предпринимательства через национальные границы.
Доля предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в общем объеме отечественного товаропроизводства, постоянно увеличивается. Такая тенденция значительной мере обусловлена
проведением все большего количества торговых операций в рамках региональных торговых союзов Европейского Союза (ЕС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), Ассоциации свободной торговли государств Северной Америки (NAFTA) и других.
Глобализация - это более углубленная и распространенная по вектору своего действия форма интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию дисперсной экономической деятельности субъектов предпринимательства.
Большинство современных предприятий действуют в глобальном масштабе. Догоняя иностранных конкурентов, они пытаются осуществлять свою производственную и торговую деятельность на основных зарубежных рынках. Глобализация знаменует вступление в новую фазы деловой активности и характеризуется следующими особенностями:
• растущими темпами привлечения прямых иностранных инвестиций
• увеличением объемов внутрифирменной торговли, когда предприятие получает или производит компоненты в одной стране, а экспортирует их в другие;
• ростом сложности систем снабжения, созданием стратегических союзов, разнообразных альянсов и совместных предприятий с другими местными или транснациональными корпорациями.
Среди изменений, которые характеризуют современное мировое бизнес, существенным является создание транснациональных корпораций (ТНК), которые считаются главной структурной характеристикой мировой экономики. В среднем на 60 тыс. ТНК и их 500 тыс. филиалов приходится около 1/3 всех производственных фондов частного сектора и около 40% общего объема промышленного производства, около 50% сделок мирового внешнеторгового оборота и около 60% сделок в экспорте капитала развитых стран.
Среда, в которой оперируют менеджеры, становится все более разно векторным и интернациональным: это и работа менеджеров в других странах, и их участие в интернациональной команде, в которую входят представители нескольких стран, и управления предприятием, сотрудники, организационные системы и структуры которого являются интернациональными. «Коренным» сотрудникам предприятия необходимо налаживать отношения с коллегами из разных стран, а его менеджерам - с управленцами, чей опыт как профессионалов формировался в самых организациях, институтах и
культурах. Отсюда естественно вытекает вопрос: имеет международный менеджмент какие-то особенности, отличающие его от отечественных аспектов управления, или в управлении внешнеэкономической деятельностью предприятий вполне пригодна обычная, то есть национальная модель менеджмента? Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, необходимо понять особенности международного бизнеса как объекта менеджмента и только потом следует рассматривать особенности менеджмента внешнеэкономической деятельности предприятий. В этом взаимосвязи международный бизнес выступает как система управляется, а управление международным бизнесом - как система руководящая. Поскольку речь идет об управлении международным бизнесом, в частности с той его частью, которая связана с внешне экономичной деятельностью, то вполне логичным является рассмотрение прежде особенностей управляемой системы, обосновывает основные требования к руководящей системы. Изучение специфики международного бизнеса целесообразно начать с ответа на вопрос: «Что заставляет бизнес выходить за пределы собственной страны?"
Одной из главных целей международного бизнеса, как отдельных предприятий, является получения прибыли. Однако международный бизнес базируется на возможности получения прибыли именно из преимуществ межрасовых экономических операций, т.е. из того факта, что продажа какого-то товара в другой стране или налаживания предприятием одного страны производства товаров в другой обеспечивает вовлеченным в бизнес сторонам значительно больше преимуществ чем они имели бы при осуществлении бизнеса только в своих странах. Этот вывод является ключевым моментом не только в смысле собственно международного бизнеса, но и объясняет возникновение и развитие международного менеджмента как такового.
Таким образом, международный бизнес - это экономическое взаимодействие предприятий (Организаций) или их подразделений, находящихся в разных странах.
Интернационализация [internationalization) - это растущая географическая дисперсия экономической деятельности субъектов предпринимательства через национальные границы
Глобализация [globalization) - более углубленная и распространенная за вектором своего действия форма интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию дисперсной экономической деятельности субъектов предпринимательства
Международный бизнес [international business) - это экономическое взаимодействие предприятий (организаций) или их подразделений, находящихся в разных странах
Международный бизнес, являясь мощным инструментом экономической интеграции, а следовательно и глобализации, определяется такими характеристиками, как:
1. Доступность и всеобщность. На сегодня бизнес практически каждого предприятия любой страны имеет широкие возможности для выхода в международную среду и расширения своей деловой активности.
2. Иерархичность развития. Вхождение предприятия в международного бизнеса начинается с простых форм внешней торговли и по мере развития может достичь наивысшей формы его организации - мультинациональной корпорации.
Общеизвестно, что транснациональные корпорации сегодня контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли содержание примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологию и ноу-хау. Современные тенденции развития ТНК связаны прежде всего с внедрением новых информационных технологий, благодаря которым стали возможными организация так называемых «Горизонтальных» ТНК и возникновение различных структур управления.
3. Технологическая глобализация. Возможности информатизации принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел новые черты. Он может:
• эффективно осуществляться «не выходя из офиса» на основе применения электронных бизнес-технологий
• осуществляться в режиме реального времени
• с помощью телекоммуникационных сетей связи (государственные ведущие связи с коммутацией каналов, глобальные спутниковые системы связи, сети ЭВМ, локальные щильникови сети теле и т.д.) собирать, обрабатывать и передавать бизнес-информацию. Так, например, в 1999 году корпорациями Ford и General Motors был создан единый центр продаж автомобилей в Интернете. Благодаря этому более 300 тыс. поставщиков компании Ford реализуют ей материалы и полуфабрикаты на сумму, превышающую 80 млрд. дол. США, через электронную систему Autochange, а корпорация General Motors создала самостоятельную систему MarketSite, которая дает возможность производить каждое изделие по индивидуальному заказу и доставлять его заказчику в течение нескольких дней.
4. Финансиаризация. Международные финансово-экономические операции становятся сердцевиной международного бизнеса. Поиск и использование международных конкурентных преимуществ должны жестко опираться на достижения финансового менеджмента.
5. Взаимодействие национального и интернационального менталитета. Эффективная стратегия любого предприятия в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национальных особенностей везде, где это возможно, поскольку растет национальная и культурная дифференциация, которая может проявляться в различных конфликтах. Знание культурно-национальных особенностей зарубежного бизнеса и умение использовать эти знания позволят получить положительный эффект деятельности в странах пребывания.
6. Знания и компетентность. Успех деятельности любого предприятия в значительной степени зависит от того, насколько его персонал знаком с международным бизнесом, умеет практически использовать всю сумму знаний, умений и навыков, без которых вхождение в международный бизнес невозможно. Особое значение для менеджеров, которые заключают внешнеэкономические сделки предприятия, приобретают знание национально-культурных особенностей международного бизнеса.
Анализ международного бизнеса в контексте проблем эффективного управления внешнеэкономической деятельностью предприятия позволяет выделить следующие особенности международного бизнеса
1. Стремление использовать для экономически эффективной деятельности предприятия преимущества выхода за пределы национальных границ.
2. Стремление реализовать преимущества выхода за пределы национальных границ путем использование потенциала экономических возможностей:
- Доступности ресурсов;
- Емкости зарубежных рынков;
- Благоприятного политического, экономического и правового климата и т.д..
3. Существенное варьирование международного бизнеса в зависимости от одного из главных параметров его развития - уровня интернационализации (глубины привлечения): от разовых экспортно-импортных поставок к созданию мульти национальной корпорации.
4. Обеспечение доступа межрасового бизнеса в глобальной бизнес-сервиса, особенно через систему Интернет.
5. Учет в бизнесе культурного фактора, т.е. совокупности требований и ограничений, вызванных особенностями национальной культуры страны пребывания. Острота этой проблемы варьируется в зависимости от степени разрозненности национальных культур.
6. Глобализация международного бизнеса, который охватывает мировую систему. По мере продвижение бизнеса от одного уровня интернационализации к другому растет значение того, как определяется эффективность этого бизнеса в аспекте глобализации. Сама глобализация органично переплетает в себе те характерные признаки, о которых говорилось выше (доступность и всеобщность; иерархичность развития; технологическая глобализация; финансиаризация; дивергентно-конвергентная взаимодействие национального и интернационального менталитета, знания и компетентность).
7. Информация является главным стратегическим ресурсом бизнеса, адаптация которого к
Особенности международного бизнеса (peculiarity of inter-nation business):
1. Использование преимущества выхода за пределы национальных границ.
2. Реализация преимуществ использования потенциала экономических возможностей.
3. Варьирование международного бизнеса в зависимости от уровня интернационализации.
4. Доступ к глобальному бизнес-сервиса.
5. Учет в бизнесе культурного фактора.
6. Глобализация международного бизнеса.
7. Информация как главный стратегический ресурс бизнеса. 8. Возможность обратной оценки странового ситуации.
8. Потребность в поддержке государства в борьбе с конкурентами внешнего швидкозминюваного среды выступает главным стратегическим инструментом.
9. Возможность так называемой обратной оценки странового ситуации. Негативные тенденции в экономике любой страны, в которой осуществляется бизнес, могут быть по-другому оценены конкурентным предприятием, поскольку именно эти тенденции смогут предоставить ему дополнительные возможности для успешного бизнеса.
10. Международный бизнес, в отличие от мижкрановои конкуренции, может чувствовать настоятельную потребность в поддержке государства в борьбе с конкурентами. Поскольку международный менеджмент органически формируется и развивается как система управления международным бизнесом любого предприятия, то и все его сущностные и характерные особенности являются продолжением соответствующих черт самого бизнеса. Другими словам, в менеджменте должно быть столько же «между народности», сколько ее в бизнесе фирмы (предприятия). На уровень между народности бизнеса влияют следующие два факторы, как интернационализация и уровень культуры стран-партнеров.
Уровень между народности бизнеса предприятия определяется степенью его интернационализации (глубины привлечения в бизнес других стран). Если речь идет о разовая продажа товара через посредническую экспортно-импортную фирму страны пребывания, то такой уровень привлечения не требует никакого международного менеджмента. Когда фирма развернула масштабное производство в стране пребывания - Требуется знание международного менеджмента.
Между народность зависит и от уровня культурного родства стран. Если партнерами являются Украина и Россия, то, никак не уменьшая особенностей каждого из этих культур, следует признать, что уровень их понимания настолько высок, что международная адаптация соответствующего менеджмента в культурном плане, как Сложнее будет достаточно легкой. Если партнерами являются Украина и Польша, то международная адаптация менеджмента будет сложной. Высокий уровень между народности потребуется во взаимодействии Украины и Японии. Именно национально-культурные различия в значительной мере сказываются на тех или иных сферах менеджмента.
2. АНАЛИЗ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ
2.1. Общая характеристика среды международного бизнеса во Франции
1) Общие сведения
Франция – одна из самых современных и экономически развитых стран мира, крупнейший в Европе производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции. Сегодня Франция играет одну из решающих ролей в качестве члена Совета безопасности ООН, НАТО, «Группы восьми» и «Группы двадцати», Европейского союза и многих других международных организаций.
Официальное название страны – Французская Республика.
Столица и самый крупный город – Париж.
Форма правления – президентско-парламентская республика.
Современный герб Франции представляет собой ликторский пучок с топором, с лавровой и дубовой ветвями.
Французский флаг – триколор из трех вертикальных полос (синей, белой и красной) передает три основные идеи Французской революции - свободу, равенство и братство.
Франция была одной из стран – основательниц Европейского союза (с1957 г.) и сейчас играет активную роль в определении его политики.
Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций как: ЮНЕСКО (Париж), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж), Интерпол (Лион), Международное бюро мер и весов (МБМВ).
2) Географическое положение
Франция – государство в Западной Европе, граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией и Италией на востоке, с Испанией, Андоррой и Монако на юге.
Материковая часть страны омывается водами Бискайского залива и Ла-Манша, на юге – Средиземным морем. Географические координаты: 46 00 N, 2 00 E.
Французская Гвиана: северное побережье Южной Америки, омывается водами Североатлантического океана, граничит с Бразилией и Суринамом. Координаты: 4 00 N, 53 00 W.
Гваделупа: Карибский бассейн, острова в Карибском море и Атлантическом океане, южнее Пуэрто-Рико. Координаты: 16 15 N, 61 35 W.
Мартиника: Карибский бассейн, острова в Карибском море и Атлантическом океане, севернее Тринидад и Тобаго. Координаты: 14 40 N, 61 00 W.
Реюньон: Южная Африка, остров в Индийском океане, к востоку от Мадагаскара. Координаты: 21 06 S, 55 36 E.
3) Государственное и политическое устройство
Политическое устройство Франции определяется Конституцией, называемой "Конституция Пятой Республики", принятой 4 октября 1958 года. Конституция устанавливает полномочия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, определяет отношения между ними и предоставляет гарантии их независимости.
Исполнительная власть сосредоточена в руках Президента Республики и Правительства. Президент Республики избирается всеобщим прямым голосованием. По результатам референдума 24 сентября 2000 года срок президентского мандата, составлявший ранее 7 лет, сокращен до 5 лет.
В мае2012 г. седьмым Президентом Пятой Республики стал Франсуа Олланд. Президент Республики назначает Премьер-министра, по его представлению назначает и смещает министров; председательствует в Совете министров; утверждает законы, производит назначения на высшие государственные должности (префекты, послы, ректоры учебных округов, члены Государственного совета и т. д.).
Правительство возглавляет Премьер-министр – с мая 2012 года Жан-Марк Эйро. Под руководством Премьер-министра Правительство определяет и проводит национальную политику. Правительство подотчетно Парламенту. Премьер-министр руководит деятельностью Правительства и обеспечивает исполнение законов.
Законодательная власть осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание состоит из 577 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. В Сенат входит 321 сенатор. Сенаторы избираются непрямым голосованием сроком на 9 лет. Состав Сената обновляется на треть через каждые три года. Парламентарии обсуждают и принимают законы, а также поправки к ним.
Судебная власть осуществляется независимыми судьями. Во Франции разграничиваются полномочия гражданской юстиции, уголовной юстиции и административной юстиции. Высшая юридическая инстанция – Кассационный суд, на который возложена задача рассмотрения жалоб на постановления 35 апелляционных судов. Государственный совет является высшей и последней инстанцией административной юстиции, выносит решения, касающиеся законности административных актов. Конституционный совет следит за соблюдением положений Конституции во всех сферах государственной деятельности, контролирует соблюдение законности при проведении референдумов, объявляет их результаты, определяет соответствие принимаемых законов положениям Конституции.
4) Природные условия и ресурсы
Территория Франции: 643.427 кв.км (включая заморские территории), 551.500 кв.км (материковая Франция), в т.ч.:
- суша: 640.053 кв.км; 549.970 кв.км (материк.);
- вода: 3.374 кв.км; 1,530 кв.км (материк.).
Граница материковой Франции -2.889 км. Франция граничит с Андоррой (56,6 км), Бельгией (620 км), Германией (451 км), Италией (488 км), Люксембургом (73 км), Монако (4,4 км), Испанией (623 км), Швейцарией (573 км).
Граница Французской Гвианы -1.183 км. Граничит с Бразилией (673 км) и Суринамом (510 км).
Береговая линия -4.668 км, в т.ч. материковой Франции –3.427 км.
Природные ресурсы материковой Франции – уголь, железная руда, алюминиевая руда (бокситы), цинк, уран, сурьма, мышьяк, поташ (углекислый калий), полевой шпат, плавиковый шпат, гипс, строевой лес, рыба.
Природные ресурсы Французской Гвианы – залежи золота, нефть, каолин (белая глина), ниобий, тантал, глина.
5) Население
Территория Франции: 643.427 кв.км (включая заморские территории), 551.500 кв.км (материковая Франция), в т.ч.:
- суша: 640.053 кв.км; 549.970 кв.км (материк.);
- вода: 3.374 кв.км; 1,530 кв.км (материк.).
Граница материковой Франции -2.889 км. Франция граничит с Андоррой (56,6 км), Бельгией (620 км), Германией (451 км), Италией (488 км), Люксембургом (73 км), Монако (4,4 км), Испанией (623 км), Швейцарией (573 км).
Граница Французской Гвианы -1.183 км. Граничит с Бразилией (673 км) и Суринамом (510 км).
Береговая линия -4.668 км, в т.ч. материковой Франции –3.427 км.
Природные ресурсы материковой Франции – уголь, железная руда, алюминиевая руда (бокситы), цинк, уран, сурьма, мышьяк, поташ (углекислый калий), полевой шпат, плавиковый шпат, гипс, строевой лес, рыба.
Природные ресурсы Французской Гвианы – залежи золота, нефть, каолин (белая глина), ниобий, тантал, глина.
6. Население
Население Франции по состоянию на июнь2012 г. составляет 65.630.692 человека, в т.ч. материковой части – 62.814.233 человек.
Возрастной состав населения:
0-14 лет: 18.6% (мужчины 6.160.071 / женщины 5.866.997)
15-64 лет: 64.9% (мужчины 21.041.384 / женщины 21.008.320)
65 лет и старше: 16.5% (мужчины 4.470.839 / женщины 6.220.778)
Средний возраст: 39,7 лет, в т.ч. мужчин - 38,2 лет, женщин - 41,2 года.
Прирост населения - 0,497% (оценка2012 г.).
Рождаемость - 12,72 рождений на 1.000 чел. населения (2012 г., оценка).
Смертность - 8,85 смертей на 1.000 чел. населения (июнь2012 г., оценка).
Уровень миграции - 1,1 мигрантов на 1.000 чел. населения (2012 г., оценка).
Городское население – 85% от всего населения (2010 г.).
Детская смертность - 3,37 на 1.000 рождений, в т.ч. мальчиков - 3,7 на 1.000 рождений и девочек - 3,01 на 1.000 рождений (2012 г., оценка).
Продолжительность жизни – 81,46 лет, в т.ч. мужчин – 78,35 лет и женщин – 84,73 (2012 г., оценка).
Трудоспособное население Франции в 2011 г. составило 29,56 млн. человек, что ставит Францию на 21 место в мире по этому показателю.
6) Административно-территориальное деление
Административно-территориальной единицей высшего уровня во Франции является регион (Région). В соответствии с законодательством о децентрализации (lois de décentralisation) регионы стали называться территориальными общностями (collectivité territoriale). Первые выборы региональных советников состоялись 16 марта 1986 года.
Региональные советники избирают президента Регионального совета, который управляет бюджетом региона, руководит персоналом и проводит в жизнь региональную политику. Основные компетенции региона – обустройство территорий, экономическое развитие, профессиональное образование, строительство и ремонт лицеев, пассажирский железнодорожный транспорт.
Во Франции существует 26 регионов, в т.ч. 5 заморских. Территориальная общность Корсика все чаще приравнивается к регионам.
Регионы материковой части Франции: Эльзас (Alsace), Аквитания (Aquitaine), Овернь (Auvergne), Бургундия (Bourgogne), Бретань (Bretagne), Центр (Centre), Шампань-Арденны (Champagne-Ardenne), Франш-Конте (Franche-Comté), Иль-де-Франс (Île-de-France), Лангедок-Руссильон (Languedoc-Roussillon), Лимузен (Limousin), Земли по Луаре (Pays de la Loire), Лотарингия (Lorraine), Юг-Пиренеи (Midi-Pyrénées), Север (Nord-Pas-de-Calais), Нижняя Нормандия (Basse-Normandie), Верхняя Нормандия (Haute-Normandie), Пикардия (Picardie), Пуату-Шарант (Poitou-Charentes), Прованс-Альпы-Лазурный берег (Provence-Alpes-Côte d’Azur), Рона-Альпы (Rhône-Alpes).
Регионы подразделяются на 101 департамент:
- 96 департаментов в материковой части Франции, в т.ч. 2 департамента на острове Корсика и отдельный департамент – город Париж;
- 5 заморских департаментов (DOM[2]): Гваделупа (Guadeloupe), Гвиана (Guyane), Мартиника (Martinique), Реюньон (La Réunion) и Майотта (Mayotte). Расположенный в Индийском океане остров Майотта с 1 апреля 2011 г. официально стал 101-м департаментом Франции.
Все 101 департамент Франции, включая заморские, являются частью Европейского союза.
Территория Франции включает также заморские общности (COM[3]). В изменениях Конституции Франции от 28 марта 2003 г. зафиксировано, что заморскими общностями считаются некоторые территории Французской Республики, включающие бывшие заморские территории (TOM[4]) и другие территориальные общности с особым статусом. Управление в заморских общностях такими функциями, как оборона, полиция, юстиция и казначейство, обеспечиваются Французским государством.
В настоящее время существует 5 заморских общностей, имеющих различные статусы и внутреннюю организацию, определенные органическим (конституционным) законом от 21 февраля 2007 года:
1. Сен-Пьер и Микелон (Saint-Pierre-et-Miquelon), находится в Атлантическом океане недалеко от Канады. Являлся заморским департаментом с 1976 по 1985 год.
2. Уоллис и Футуна (Wallis et Futuna), архипелаг в Тихом океане. Имеет очень специфическую организацию, не имеет деления на коммуны. Состоит из трех территориальных округов (circonscriptions territoriales), каждый из которых является королевством по обычному праву, компетентным в отдельных областях.
3. Французская Полинезия (La Polynésie française) – заморская общность, группа из 5 архипелагов в Тихом океане, соответствующих пяти административно-территориальным единицам. Пользуется широкой политической автономией.
4. Сен-Бартелеми (Saint-Barthélemy) – остров в составе Антильских островов (Карибский бассейн), и Сен-Мартен (Saint-Martin) – северная часть одноименного острова в составе Антильских островов. Обе территориальные единицы являются заморскими общностями в соответствии с органическим (конституционным) законом2007 г., вышедшими из состава французского заморского департамента Гваделупа.
Новая Каледония (La Nouvelle-Calédonie) – архипелаг в Океании, особая (специфическая) территориальная единица (sui generis, «de son propre genre»), Франции, не являющаяся территориальной общностью.
Все эти территории не входят в состав Евросоюза, в общенациональном статистическом учете считаются внешнеторговыми партнерами.
Кроме того, Франция делится на коммуны (свыше 36,5 тыс.). Прямым всеобщим голосованием избираются соответственно муниципальные, генеральные и региональные советы, имеющие в своем распоряжении бюджет и исполнительную власть на местах. Функцию представителя государства в департаментах и регионах исполняют префекты, назначаемые Президентом страны.
2.2. Особенности экономической среды бизнеса во Франции
Можно утверждать, что созданная во Франции модель развития, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, значительной степени участия государства в экономике, принесла стране множество положительных результатов. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю 4-е место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По удельному весу в мировом промышленном производстве Франции отведено 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте - 4-е. В 2001 г. Франция вышла на 2-е место по экспорту прямых иностранных инвестиций и на 3-е место по их импорту.
Во многом благодаря высокоразвитой системе социального страхования, которая основывается на принципе перераспределения доходов, французское общество остается одним из самых однородных и наименее несправедливых. Население Франции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни на планете. По показателю индекса развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе средней продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, Франция занимает 12-е место. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населения во Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизни женщин (82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейских стран.
Однако за всем этим скрывается огромное количество внутренних, и что самое главное, нарастающих проблем и противоречий. В частности, высокая продолжительность жизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по отношению к экономически активному населению. На фоне сокращения рождаемости, уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1 женщину, этот процесс привел к возникновению дефицита фондов социальной защиты, и многие специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности, применительно к пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, то доля населения старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до 30% к 2040 г. В результате, вместо двух работников, отчисляющих средства для одного пенсионера, останется только один. Такая ситуация может быть разрешена в случае, если сам механизм формирования пенсионных фондов будет изменен, т.е. если на смену французской модели «солидарности поколений» придет так называемая «англосаксонская» модель формирования накопительных фондов. Однако «англосаксонская» модель исторически ненавистна французам, в связи с чем, ставится под вопрос разрешение этой проблемы.
Кроме того, оборотной стороной высоких социальных расходов являются высокие налоги. В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции - один из самых высоких в Европе (42% против 35% в среднем по Европе и 26% - в Великобритании). Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей. Не стимулируют высокие налоги и развитие отраслей «новой экономики», где специализация Франции не слишком четко проявляется. Однако применение именно новых технологий, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту услуг. Отрицательно влияние высоких налогов и на инвестиционный климат во Франции, который гораздо менее привлекателен, чем в США и Великобритании с их «англосаксонской» моделью развития. Кроме того, существует вероятность падения и того уровня инвестиционной привлекательности, который достигнут в настоящее время. Так, после проведения налоговой реформы в Германии многие аналитики стали оптимистически предсказывать, что «вскоре эта страна может догнать американцев по уровню инвестиционной привлекательности».
Высокое социальное обеспечение, поощрение матерей оставаться дома, а работников старше 50 лет уходить на пенсию привели к формированию исключительно негибкого рынка труда. Результатом является высокий уровень безработицы (9,1% против среднеевропейского 8,4%), особенно среди молодежи. Сегодня только 30% французов моложе 30 лет имеют постоянную работу. Неудивительно, что за последние годы свыше 2 млн. молодых французов уехало в США и Великобританию. А власти чтобы поддержать стабильную демографическую ситуацию, компенсируют этот отток за счет иммиграции. Уже сегодня во Франции каждый 12-й житель является выходцем из мусульманского государства. Однако, иммигранты сегодня не источник благосостояния для страны, а лишь потребители социальных благ. Вызвано это, прежде всего, иммиграционной политикой, в которой в последнее время делался акцент на приеме мигрантов по гуманитарным соображениям, что привело к формированию экономически нерационального состава иммиграции, в котором преобладают низкоквалифицированные группы населения, не востребуемые рынком. Кроме того, как правило более многодетные, чем французы, иммигранты получают больше семейных и других социальных пособий, что не стимулирует их работать на благо и процветание Франции.
Экономический и демографический кризисы - два лица гораздо более серьезного явления, которые многие исследователи называют кризисом французской идентичности. Он заключается с том, что, с одной стороны, дальнейшее сохранение французской модели с ее высокими налогами, значительным участием государства и негибким рынком труда, грозит Франции потерей лидирующих позиций, но, с другой стороны, французам ненавистна сама мысль отказа от этой модели в пользу американской, особенно тем из них, кто помнит слова де Голля. Тем не менее, в настоящее время Франция нуждается в форсировании производства наукоемкой продукции (процент покрытия импорта экспортом по данной категории товаров во Франции ниже, чем в однотипных европейских странах) и увеличении расходов на НИОКР, что позволит в полной мере реализовать большой, но не используемый на полную мощность, научный потенциал. Для этого необходимо, прежде всего, уменьшить долю государства в экономике и способствовать увеличению числа именно частных инновационных фирм, повышать конкурентоспособность наукоемкой продукции посредством снижения налогов и социальных отчислений. Это одновременно поможет минимизировать отрицательные последствия от участия в европейской интеграции и максимизировать положительные. Т.е. фактически необходимо приблизить французскую модель развития к более либеральной американской модели.
Таким образом, чтобы создать противовес американской мощи, Франции волей-неволей придется использовать «оружие своего врага» - в век глобализации и интеграции оно оказалось явно более эффективным. А сохранять идентичность можно и в культуре.
Основные показатели экономического развития.
В XXI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По уровню ВВП на душу населения и удельному весу в мировом промышленном производстве Франция занимала 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте - 4-е. При этом французская экономика представляет собой «экономику услуг», доля которых в ВВП составила 71%. Этот показатель соответствует аналогичным показателям по США и Великобритании и превышает немецкий. На доли же промышленности и сельского хозяйства во Франции приходится 26% и 3%, соответственно.
Франция является лидером по производству сельскохозяйственной продукции среди всех европейских стран. Кроме этого, высоко конкурентоспособными на мировой арене выступают такие сектора французской экономики, как транспорт и телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленности, банковские услуги, страхование, туризм и, конечно же, производство традиционных товаров роскоши (кожаные изделия, модная одежда, парфюмерия, вина и т.д.). Машиностроение, в частности, производство автомобилей, электроника, металлургия также относятся к числу наиболее развитых отраслей французской экономики.
Важно отметить, что в последние годы темпы роста реального валового продукта и промышленного производства во Франции превышали соответствующие показатели в среднем по странам Еврозоны. Это наблюдалось на фоне более низких уровнях инфляции и государственного долга по сравнению с другими западноевропейскими странами.
На фоне кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет достаточно сильные позиции. Однако ее положение может ухудшиться, если внутренние противоречия, связанные кризисом «французской модели развития», не будут разрешены. В частности, среди французских бизнесменов и производителей господствует мнение, что экономическая формула Франции, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, чем в большинстве стран, с фирмами которых они конкурируют, уже себя изжила. В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции - один из самых высоких в Европе. В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем 35% валовой прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же ставка налога на прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели не платят и столь высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей.
Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена провело частичную или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний. Но, тем не менее, доля государства во французской экономике по-прежнему высока. Государственные расходы превышают 53% ВВП, это гораздо выше среднего уровня в странах ОЭСР - 38%. Государство все еще обладает контрольным пакетом около 1500 компаний, в том числе таких французских гигантов, как «Франс телеком», «Эр Франс», «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», «Рено». Государство остается доминирующим в сфере общественного транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой степенью бюрократизации и коррупции отрицательно сказывается на положении французских компаний в Европе.
Важной особенностью экономического развития Франции является и высокая безработица, превышающая средний показатель по странам Еврозоны.
Франция в контексте международной торговли.
За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е - по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
Основные статьи импорта - машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда. Многие из этих статей являются также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили и другие средства наземного транспорта, машины и оборудование, авиатехника, химические продукты, фармацевтические препараты и парфюмерно-косметическая продукция. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. При этом Франция, не располагающая значительными запасами углеводородного сырья, является чистым импортером энергии. Для сокращения энергетической зависимости Франция проводила политику, направленную с одной стороны на контроль над потреблением энергии, с другой - на развитие ядерной энергетики.
Важно отметить, что экспорт французских товаров преимущественно в европейские страны способствовал повышению их качества до уровня первоклассной продукции, усилению позиций в таких отраслях, как авиационная промышленность, автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и т.д. Но одновременно, специализация Франции не слишком четко проявляется в области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту услуг. Нерешенной проблемой остается и зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе все еще ниже, чем у однотипных европейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке зависит, в основном, от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта Франции и его сокращением. Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем объеме внешней торговли.
Таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.
Политика Франции в области внешнеторгового регулирования.
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма.
Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий.
Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.
Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.
В общем можно говорить, что, как и в отношении импорта, так и в случае поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.
Место Франции в международном разделении труда.
Франция, без сомнения, играет одну из крупнейших ролей в международном разделении труда. Ее доля в мировом экспорте товаров составляет 5,2%, а в мировом экспорте услуг еще больше - 5,5%. При этом как во французском сельском хозяйстве, так и в промышленности, и в секторе услуг, присутствуют отрасли, занимающие лидирующее положение не только в Европе, но и во всем мире.
Высокоразвитая промышленность Франции занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, в пищевой и химической отраслях. Французские инженеры - одни из лучших, что является доказательством не только развития высоких технологий, таких как ракетная программа «Ариан», но и развития менее технологичных производств, таких как покрышки «Мишелин» или автомобили «Рено». Кроме того, строительство также представляет собой одну из наиболее развитых отраслей промышленности Франции: 5 французских строительных компаний являются крупнейшими в Европе. Пищевая промышленность (преимущественно мясомолочная) занимает в ЕС 2-е место по экспорту производимой продукции, а такие компании как «Данон», «Нестле Франс» являются известными в любом уголке мира.
Конечно же, описывая место Франции в международном разделении труда, нельзя не упомянуть о производстве косметики, модной одежды, ювелирных украшений. Приобрести продукцию под всемирно известными французскими торговыми марками «Шанель», «Ив Сен Лоран», «Жан-Поль Готье», «Диор» - признак хорошего вкуса, престижа, высокого положения в обществе.
Одно из лидирующих положений занимает французская фармацевтика, являясь 4-й в мире по объему производства и 5-й - по объему экспорта. Но и это еще не все достижения французской промышленности. Франция является 3-м в мире крупнейшим экспортером автомобилей, а французский «Алкатель» занимает 4-е место по производству телекоммуникационного оборудования.
Высоко конкурентоспособными на мировом рынке оказываются и французские компании, предоставляющие банковские, страховые, торговые услуги. Так, рыночная капитализированная стоимость акций на Парижской фондовой бирже составляет 50% от французского ВВП, что делает Париж 7-м по величине финансовым центром в мире. Страховой сектор во Франции занимает еще более высокую позицию - 4-е место в мире, при этом французская компания «Аха» является крупнейшей страховой компанией во всей Европе.
Располагая мягким приятным климатом, живописной природой, богатейшим историческим и культурным наследием, Франция привлекает 71 млн. туристов в год, являясь при этом самой посещаемой страной на планете. По величине дохода, получаемого от туризма, Франция занимает 3-е место, уступая лишь США и Италии.
Таким образом, на мировом рынке Франция является одним из сильнейших его участников, как по качеству, так и по количеству предлагаемых товаров и услуг, выступая в роли производителя широкого ассортимента аграрной и промышленной продукции, а также в качестве одного из крупнейших производителей услуг.
2.3. Особенности политической среды бизнеса во Франции
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского Раунда между странами-членами ВТО.
Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий.
Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.
Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.
В общем можно говорить, что, как и в отношении импорта, так и в случае поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой курсовой работе мы охарактеризовали специфику формирования международной среды бизнеса на примере - Франции.
Данная цель была достигнута посредством решения следующих задач:
1) изучить структуру среды международного бизнеса;
2) изучить современные тенденции развития среды международного бизнеса;
3) рассмотреть среду международного бизнеса на примере Франции.
Объектом исследования является: среда международного бизнеса.
Предметом исследования является Франция.
Благодаря этим целям мы раскрываем всю специфику нашего исследования, о среде международного бизнеса во Франции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2005.
Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб,. 2006.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.2005.
Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М., 2005.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. М., 2002.
Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебное пособие. М., 2006.
Коренченко Р.А. Теория организации: Учебное пособие. ПГУ, М., 2005.
Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. Книга 1. М., 2005.
СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА (на примере Франции)
Курсовая работа по предмету «Экономика»