Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет»
Кафедра экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по экономической теории
на тему: Банковская система России: основные проблемы и перспективы развития
Студент : Иванов Иван Иванович
Группа : 00-ЭЭ-00
Научный руководитель : кандидат экономических
наук, доцент Петров Петр Петрович
Кострома 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 3
Сущность банковской системы и ее роль в экономике страны ……….5
Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России …………………………………………………………………………….5
Структура банковской системы России ………………………………..10
Характеристика основных элементов банковской системы …………15
Основные проблемы и перспективы развития банковской системы России……………………………………………………………………………20
2.1. Анализ банковского сектора России………………………………….20
2.2. Проблемы развития банковской системы России на современном этапе развития ………………………………………………………………………..31
2.3. Основные направления совершенствования банковской системы России…………………………………………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………………………..43
Список литературы …………………………………………………………….46
Приложения……………………………………………………………………..47
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и её не совершенность. В современном мире значение банков вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики. Банки - это связующе звено между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки – это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Банковская система России переживает сложное для себя время. Причины кризиса 2008 года до сих пор весьма ощутимы и далеко не изжиты. Эти причины важно глубоко изучить для того, чтобы извлечь необходимые уроки. До настоящего времени не найдено оптимального пути реформирования банковской системы России. Было предпринято много попыток по структурной перестройке банковской системы, разрабатывались программы по ее реструктуризации. Но ни одна из мер не принесла должного эффекта.
Целью курсовой работы является изучение состояния и проблем развития банковской системы России.
Исходя из поставленной цели, определены и решены следующие задачи в курсовой работе:
- дать понятие, сущность и принципы организации банковской системы России
- определить структуру банковской системы России
- дать характеристику основных элементов банковской системы
- рассмотреть основные проблемы и перспективы развития банковской системы России
- дать анализ банковского сектора России по итогам работы с 2010-2013 г.г.
- рассмотреть проблемы развития банковской системы России на современном этапе развития
- рассмотреть основные направления совершенствования банковской системы России.
Работа выполнена с использованием современной экономической литературы, нормативно-правовых актов, периодических изданий, интернет сайтов, аналитических прогнозов и материалов агентства РИА Рейтинга.
Основным методом исследования послужил метод монографического исследования.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, приложения.
Сущность банковской системы и ее роль в экономике страны
1.1 Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики и представляет собой совокупность кредитных организаций, функционирующих в рамках единого банковского законодательства, общее регулирование деятельности которых осуществляется Центральным Банком России. Банковская система активно воздействует на состояние всех секторов экономики, поэтому находится под непосредственным государственным контролем. Регулирование банковской системы производится в соответствии с ежегодно утверждаемой единой государственной денежно-кредитной политикой и государственным бюджетом. На общее состояние банковской системы оказывают воздействие следующие факторы:
уровень капитализации банков;
наличие внутренней ресурсной базы;
использование кредита в реальном секторе экономики;
высокая зависимость банков от финансового состояния клиентов;
банковский менеджмент, обеспечивающий эффективное управление кредитными ресурсами, минимизацию кредитных рисков, проведение систематического внутреннего контроля и аудита, надежность и устойчивость банков;
наличие системы обязательного страхования вкладов;
система реструктуризации банков;
система банковского надзора со стороны государства, призванная контролировать банки и анализировать их деятельность с целью недопущения нарушений банковского законодательства, искажений банковской отчетности, осуществления незаконных банковских операций и спекулятивных сделок;
состояние международных кредитных рынков, которое в условиях глобализации экономики оказывает существенное воздействие на состояние внутреннего кредитного рынка и банковской системы.
Правовое регулирование банковской системы в РФ осуществляется на основании Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п., Федеральный «О Центральном банке РФ (Банке России)» и другими федеральными законами, а также нормативными актами Центрального банка.
В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:
двухуровневая структура;
осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком;
универсальность деловых банков;
коммерческая направленность деятельности банков.
Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.
Принцип осуществления банковского регулирования и надзора Центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.
Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.
Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В РФ Закон «О банках и банковской деятельности» допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.
Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система построена по двухуровневому принципу. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы России. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.
Таким образом, в настоящее время в РФ существуют две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы т.п.). Следует иметь в виду, что банки представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов.
Структура банковской системы России
В нашей стране банковская система с точки зрения подчиненности, или иерархии, кредитных организаций имеет двухуровневый характер, т. е. разделяется на (рис. 1):
Рис. 1. Банковская система России.
Центральный банк страны (Банк России) - это банк как руководитель, организатор и расчетный центр всей кредитной системы страны;
все остальные кредитные учреждения (организации) - это организации, которые могут функционировать в качестве кредитных организаций только на основе разрешения (лицензии), полученного от Центрального банка.
Кредитные организации подразделяются на две группы:
банки, или коммерческие банки, - это полноценные кредитные организации, т. е. кредитные организации, которые могут осуществлять любые операции на кредитном рынке;
небанковские кредитные организации - это кредитные организации, которые специализируются на выполнении лишь отдельных банковских операций, или могут осуществлять лишь часть операций из числа тех, что разрешены банкам. К ним относятся:
расчетные организации - это небанковские кредитные организации, которые специализируются на предоставлении всевозможных расчетных услуг участникам организованных рынков: ценных бумаг, валют, производных финансовых инструментов и др.;
депозитные организации - это небанковские кредитные организации, которые специализируются в привлечении денежных средств на срочные вклады и их размещении. Данные организации не могут осуществлять открытие и ведение текущих и расчетных банковских счетов и осуществлять расчеты по ним;
организации инкассации - это небанковские кредитные организации, которые специализируются на инкассации (перевозке) наличных денег и иных платежно-расчетных документов и ценностей;
Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - это небанковская кредитная организация, созданная с целью реструктуризации банковской системы или, проще говоря, для преодоления всевозможных кризисных явлений в банковской системе страны.
АРКО занимает особое место среди небанковских кредитных организаций, так как, во-первых, является некоммерческой организацией, созданной Правительством России и Центральным банком, во-вторых, ее целью является не осуществление коммерческих операций на кредитном рынке, а функции «санации» («очистки») в банковской сфере, т. е. работа с проблемными банками, восстановление их нормальной рыночной деятельности или, наоборот, проведение ликвидации (банкротства) банков с соблюдением интересов их вкладчиков. По этой причине на рис. 1 данная организация размещена на уровне Центрального банка, чтобы показать, что она по уровню своей иерархии стоит выше остальных кредитных организаций.
Банки - логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации - звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи, ставящие банки в положение первичного звена? Это, во-первых, способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота); во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия, и НКО; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами. В совокупности все это ведет к тому, что количественные и качественные ограничения работы прочих кредитных организаций с деньгами и производными от них инструментами, сама технология их деятельности во многом задаются банками.
Банки - основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). То есть банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка. Это не значит, что любой банк в каждый данный момент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций. Речь о другом - о том, что он вправе делать это (в отличие от НКО) и должен быть готов к этому, если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужно клиентам. В реальной действительности банки обычно находят компромиссное решение: одними операциями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и по возможности широко (причем перечень таких операций не остается неизменным), другими занимаются меньше (только чтобы не уйти совсем с данного рынка или только по требованиям отдельных клиентов), третьими не занимаются вовсе, но готовятся к ним или готовы подключиться к их проведению при необходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются как экономическая целесообразность и мера собственной готовности банков к проведению тех или иных операций, так и конкурентные возможности НКО, работающих на соответствующих рынках.
Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна НКО не обладает качеством универсальности. В то же время многие операции, относимые к банковским (расчетные, кассовые, кредитные, с ценными бумагами, доверительного управления, хранение ценностей и др.), выполняют и должны выполнять (при наличии соответствующего разрешения, если это необходимо) не только банки, но и другие КО, а в определенной мере даже просто предприятия. Однако имеются операции, которые могут и должны выполнять банки и только они. Указанная выше их исключительная прерогатива в общем плане была названа как образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота. При этом важно иметь в виду, что обеспечение оборота платежными средствами не является обособленным направлением деятельности банков, а предполагает внутреннюю неразрывную связь с депозитными, расчетными и платежными, кредитными, кассовыми и другими операциями. С учетом данного соображения можно утверждать, что указанная исключительная прерогатива банков конкретно реализуется в следующих группах операций:
прием денег в депозиты (вклады) от юридических и физических лиц;
выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег);
инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля-продажа иностранных валют.
Перечисленные операции являются решающими, определяющими саму природу банков, поскольку их проведение означает уменьшение или увеличение денежной массы в обращении. Здесь следует оговорить одно важное обстоятельство. Известно, что принимают деньги от своих клиентов и выдают им ссуды и прочие кредитные организации. Но банковское обслуживание в этом отношении имеет глубокую специфику, которая состоит в том, что клиенты банков имеют право распоряжаться деньгами, которые они внесли на банковские счета (кроме вкладных), т.е. пересылать деньги, оплачивать с указанных счетов свои обязательства и покупки и т.д. Напротив, почти все типичные НКО (кроме бирж, клиринговых палат и некоторых других) сами выступают распорядителем принятых денег. Таким образом, только банки и указанные исключения из числа НКО обслуживают лиц, остающихся не только владельцами, но и распорядителями своих денег. Эта функция в банковском деле известна под названием расчетно-платежного обслуживания. Следовательно, к числу операций, которые проводят банки или преимущественно банки, можно добавить;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов.
Эти две группы операций непосредственно не влияют на объем денежной массы в обращении, однако они также конституируют природу банков.
Кроме того, только банки могут:
привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы;
выдавать банковские гарантии.
Банк (и любая кредитная организация) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.
Характеристика основных элементов банковской системы
Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств. Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции. но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения. образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. На практике функционирует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом:
По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам; в Швейцарии государству принадлежат 47% капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другой половиной - частные лица.
Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными.
По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и др.) деятельность иностранных банков не ограничивается. В России, Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции.
По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности.
По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.
Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов.
Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией.
Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.
По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков они специализируются на определенных видах операций.
В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание в большинстве Европейских стран. Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США. Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.
Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна прослойка банков, созданных группой предприятий отраслей. Они обслуживают преимущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возрастают риски невозврата кредитов.
По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные. Наибольшее число филиалов в России имеет Сберегательный банк РФ.
По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др. В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).
Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.
К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.
Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов.
Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля; формируется сеть начальных учебных заведений - финансово-банковских школ, колледжей, где преподавание общенаучных дисциплин сочетается с преподаванием основ специальных предметов - финансов, банковского дела, бухгалтерского учета и др. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.
Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставило перед банками задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом.
Основные проблемы и перспективы развития банковской системы России
Анализ банковского сектора России
Радикальных изменений в банковской системе в 2012 году в институциональном плане не произошло. Центральной тенденцией является то, что все больше игроков банковского рынка России стали менять свою бизнес-стратегию с универсальной модели, когда все банковские услуги развиваются примерно одинаково, на специализацию в целевых нишах. Решив, что успешно развиваться в рамках универсальной модели наряду с
крупнейшими российскими банками не представляется возможным, российские частные банки стали находить свои сегменты рынка, в которых у них есть возможность стать локальными лидерами. Наиболее сильная конкуренция в 2012 году развернулась на розничном банковском рынке. Именно он рос наиболее бурными темпами в 2012 году, в то время как нефинансовый сектор переживал не лучшие времена. Кредитные карты, ипотека, автокредитование, необеспеченные потребительские кредиты – все эти сегменты в 2012 году продемонстрировали очень высокие показатели прироста и позволили работающим в них банкам показывать лучшую динамику по сектору. Во многом столь значительный рост рынка банковских услуг для населения стал возможен благодаря изменившемуся поведению физических лиц, которые стали предпочитать тратить, а не сберегать. Впервые в современной российской истории физические лица больше занимали денежных средств у банков, чем приносили им. Таким образом, на протяжении 11 месяцев 2012 года население являлось нетто-заемщиком. Продолжение развития данной тенденции в 2013 году может привести банковскую систему к абсолютно новой конфигурации, что потребует как перестройки своих бизнес-моделей игроками рынка, так и новых подходов к регулированию банковской системы со стороны Центробанка РФ. Получила свое продолжение в 2012 году и посткризисная тенденция по уходу иностранных игроков с российского рынка. За год покинули рынок такие игроки, как ВестЛБ Восток, Абсолют, Свенска Хандельсбанкен и другие. На протяжении всего посткризисного периода многие иностранцы сворачивали бизнес в России, так как конкуренция и риски оказались намного выше их ожиданий, а рентабельность и перспективы, напротив, разочаровывали. Во многом ослабление иностранных банков в России является следствием кризиса в европейских странах и, соответственно, появлением сложностей в
работе головных банков, а не проблем в российской экономике. Для части иностранных финансовых институтов уход с российского рынка оказывается обязательным условием для оказания помощи материнским финансовым регулятором. В текущих институциональных условиях российским банкам удается демонстрировать неплохие темпы роста. По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2013 году динамика основных показателей банковской системы несколько снизится, что будет связано с постепенным насыщение банковского рынка страны. Важным вопросом в свете дальнейших путей развития банковской системы России является имя следующего главы Центробанка РФ, который летом 2013 года придёт на смену С.М.Игнатьеву. Нынешний Председатель возглавляет ЦБ РФ с 2002 года, и согласно закону он будет обязан сложить полномочия в связи с окончанием третьего срока. Председатель Центробанка является лицом, в значительной степени определяющей денежно-кредитную политику страны. Поэтому фигура того, кто им станет, даст сигнал финансовому сектору о намерении сохранить или изменить ныне проводимый денежно-кредитный курс. В 2012 году продолжилась тенденция сокращения числа действующих кредитных организаций. За 2012 год их количество уменьшилось на 22 единицы. При этом количество банков уменьшилось на 25 единиц. Таким образом, несколько банков было перепрофилировано в небанковские кредитные организации. Сокращение числа банков происходит по причине роста конкуренции на рынке, а также ужесточения контроля со стороны Центробанка РФ. В 2012 году на рынок вышло девять новых кредитных организаций, что является рекордом со времен 2009 года. При этом появление пяти из них объясняется принятием закона о Национальной платежной системе, который ужесточил регулирование подобных организаций в России и вынудил участников этого рынка получать лицензию на осуществление банковских операций. Примерами подобного рода могут послужить: Деньги.Мэйл.Ру и Яндекс.Деньги – дочерние организации широко известных Интернет-компаний. По прогнозу экспертов РИА Рейтинг, тенденция сокращения действующих кредитных организаций на рынке продолжится и даже несколько ускорится. Причинами этого послужат непростая экономическая ситуация. Банки, не имеющие возможность работать с прибылью или получать поддержку со стороны своих учредителей, будут вынуждены прекращать свою деятельность. Кроме того,
вероятно «пристально внимание» Центробанка РФ к банкам Северо- Кавказского региона. Скорее всего, к концу 2013 года на рынке останется не более 870 банков.
Таблица 1 - Число банков в РФ
Действующие кредитные организации На 01.01.2013 На 01.07.2012 На 01.12.2012 На 01.01.2011 На 01.01.2010
956
965
978
1012
1058
Из них банки
897
906
922
955
1007
Банковские кредитные организации
59
59
56
57
51
Число кредитных организаций с
иностранным участием
244
236
230
220
226
Из них со 100%
73
76
76
80
82
Из них свыше 50%
44
41
37
31
26
За 2012 год число банковских офисов в стране выросло на 3.8% или на 1687 единиц. Темпы роста числа банковских офисов несколько упали в 2012 годом по сравнению с 2011 годом, когда количество банковских офисов увеличилось на 4.5% или на 1931 единицу. Продолжение роста числа отделений говорит о том, что банки по-прежнему рассчитывают на рост рынка, а доступность банковских услуг для населения и предприятий постепенно увеличивается. Также из-за сокращения числа действующих банков на фоне роста числа их офисов продолжает увеличиваться показатель среднего количества офисов на один банк. На 1 января 2013 года он составил 48.5, что почти на три единицы больше, чем на 1 января 2012 года. В 2012 году в первую очередь увеличивалось количество таких типов банковских офисов как: дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы и операционные офисы. При этом сокращалось число оперкасс вне кассового узла, филиалов и представительств. Главная причина различной динамики разных типов банковских офисов – стремление банков к снижению операционных расходов, за счет закрытия «дорогих» внутренних подразделений и открытия менее затратных отделений. По мнению экспертов РИА Рейтинг, по итогам 2013 года количество офисов, приходящихся на один банк, превысит 50 единиц, а общее число отделений составит более 47 тыс.
Таблица 3 Динамика банковских отделений в РФ
Дополнительные офисы 01.01.13 01.07.12 01.01.12 01.01.11 01.11.10 01.01.09
23347
22696
22656
22001
21641
21272
Операционные кассы вне
кассового узла
9685
10397
10860
11960
12461
13871
Филиалы
2349
2700
2807
2926
3183
3470
Головные офисы
956
965
978
1012
1058
1108
Кредитно-кассовые офисы
2161
1906
1725
1389
1252
1445
Операционные офисы
7447
6412
5360
2994
2109
1498
Представительства
415
429
378
460
517
721
Всего отделений
46360
45505
44673
42742
42221
43385
Хотя банковская система России в 2012 году столкнулась с рядом трудностей, показатель темпов прироста активов оказался вполне удовлетворительным. За 2012 год активы банковского сектора страны увеличились на 19% или на 7.88 трлн руб. до 49.5 трлн руб. Это меньше, чем в 2011 году, когда активы банков России выросли на 23%. Однако на фоне текущих проблем в развитии мировой и российской экономиках замедление динамики является вполне ожидаемым. Кроме того, следует учитывать, что в 2011 году укрепление иностранных валют относительно рубля помогало приросту активов, а в 2012 году уже рубль усилил свои позиции, что привело к отрицательной валютной переоценке. В качестве положительного итога 2012 года можно рассматривать и тот факт, что динамика активов, очищенная от колебаний курсов валют, ускорялась от кварталу к кварталу. По расчетам экспертов РИА Рейтинг, в первом квартале прирост без валютной переоценки составил бы 1.6%, во втором – 3.3%, в третьем – 4.7%, а в четвертом уже – 8.3%. Следовательно, темпы роста активов набирали обороты в течение всего года. В 2013 году российские банки, по мнению экспертов РИА Рейтинг, столкнутся с рядом трудностей, которые давали о себе знать и в ушедшем году. Во-первых, существенное давление на них будет оказывать сохраняющаяся нехватка ликвидности на рынке. Во-вторых, основным и главным ограничителем для роста активов выступит дефицит капитала, который к тому же будет усиливаться в течение всего года на фоне постепенно ужесточающихся требований ЦБ РФ. В тоже время эксперты РИА Рейтинг не ожидают в грядущем году серьезных потрясений для банковской системы страны. Основным катализатором для роста активов послужит, как и в 2012 году, розничное кредитование. Скорее всего, активы за год увеличатся на 14-19%несколько снизив темп по сравнению с 2012 г.
Замедление динамики прироста активов по банковской системе страны сказалось и на количественных показателях прироста. Сокращение активов в 2012 году произошло у 23.2% банков, что значительно больше, чем в 2011 году, когда активы сократились у 14% банков. При этом претерпела изменения тенденция к повышению концентрации активов на банковском рынке страны. Разные группы банков росли практически одинаковыми темпами в отличие от предыдущих годов, когда крупнейшие игроки на рынке постоянно и значительно увеличивали свою долю. Так, например, первая десятка крупнейших банков в 2012 году увеличила свои активы на 19.1%
(18.9% по все банкам России), банки, занявшие места с 11 по 100, - на 19.0%, с 101 по 500 – на 19.9%. Таким образом, по итогам 2012 года концентрация активов практически не изменилась. Во многом на темпы прироста того или иного банка влияет модель развития, которую банк выбирает для себя. Универсальность кредитной организации в последнее время, как правило, замедляет темпы прироста активов. А наиболее быстрорастущие банки работают в перспективных для себя нишах развития, например: специализация на ипотеке, потребительском кредитовании, кредитовании малого и среднего бизнеса. Банки, представляющие данные сегменты росли
быстрее, чем их конкуренты, стремящиеся быть представленными одновременно во многих сегментах банковского бизнеса. Заметно отличались темпы прироста в зависимости от форм собственности (госбанки, частные или иностранные банки). Важным итогом 2012 года стало то, что частные банки смогли показать очень хороший результат. По итогам прошедшего года в первой десятке крупнейших банков наивысшие темпы роста наблюдаются именно у частных банков с российским капиталом. За 2012 год активы АЛЬФА-БАНКа, занимающего седьмое место в рейтинге, выросли на 38% до 1.39 трлн руб. на 1 января 2013 года, что заметно больше чем у ближайших банков-конкурентов. Аналогичные темпы роста продемонстрировал НОМОС-БАНК, что позволило ему в 2012 году продемонстрировать неплохой прогресс в рейтинге и занять на 1 января
2013 года 11 место в России по объему активов. Во многом из-за институциональных преобразований в части сегментации банковского рынка частные банки, ориентирующиеся на потребительское кредитование, смогли продемонстрировать очень высокие темпы роста. Ранее розничные банки были слишком небольшими, чтобы «по-настоящему» конкурировать с крупными госбанками, имеющим доступ к госсредствам. Однако в 2012 году
ситуация заметно изменилась. Данные банки пока еще не входят в десятку крупнейших по стране, но по итогам 2012 года они показали настолько высокие темпы роста, что назвать их «небольшими» уже никак нельзя. ХКФ Банк в 2012 году удвоил свои активы до 344 млрд.руб. и на 1 января 2013 года занял 18 место в стране против 32 места годом ранее. Банк Русский Стандарт продемонстрировал рост активов в 2012 году на уровне 55%, что привело к прогрессу в рейтинге за год с 26 места до 22 места на 1 января 2013 года. Активы ОАО КБ «Восточный» на конец 2012 года достигли величины 239 млрд руб., чтобыло связано с их ростом на 64% за год. Два других заметных игрока рынка потребительского кредитования: Связной Банк и Банк Тинькофф Кредитные Системы, и вовсе продемонстрировали темпы роста более 100% по итогам 2012 года, поднявшись в рейтинге по итогам года на 23 и 32 места соответственно. Согласно прогнозам экспертов РИАРейтинг, в ближайшие два года один из розничных частных банков сможет войти в число десяти крупнейших в стране по объему активов, а в первой тридцатке их будет уже более 4-х. В свою очередь, доля активов банков, находящимися под контролем иностранных собственников, сократилась в 2012 году на 1 процентный пункт, и на 1 января 2013 года составила около 11%. Тенденция по уходу или сокращению масштабов деятельности иностранных игроков на российском банковском рынке, которая началась еще в кризис, продолжилась в 2012 году, и, скорее всего, сохранится и в 2013 году. Покинули Россию в частности такие банки, как Свенска Хандельсбанкен, Абсолют (бельгийская группа KBC), West LB. Основными причинами ухода иностранцев являются серьезные проблемы материнских банков на собственных рынках, когда многие банки вынуждены закрывать дочерние банки за рубежом в обмен на помощь финансовых властей, а также рост конкуренции в банковской отрасли России. Не все иностранные игроки смогли найти свои ниши для работы в России, во многом, возможно, из-за слабого анализа нашего рынка перед входом в него. В 2012 году пассивы банковской системы России увеличились на 7.88 трлн руб. в денежном эквиваленте. При этом темпы роста собственного капитала оказались ниже, чем у обязательств. Собственные средства банковской отрасли выросли на 16.6%, обязательства – на 19.3%. Локомотивами увеличения обязательств выступили в 2012 году средства, полученные от Банка России, выпущенные долговые ценные бумаги и вклады физических лиц.Острая нехватка ликвидности в начале 2012 года вынудила Центробанк РФ вмешаться в ситуацию в мае. В результате доля средств, полученных российскими банками от ЦБ РФ, в пассивах на 1 января 2013 года составила 5.4%, увеличившись на 2.5 процентных пункта с 1 января 2012 года. Объем задолженности коммерческих банков переде ЦБРФ на 1 января 2013 года составлял 2.7 трлн руб. Представители Центробанка РФ заявляли о том, что за три года готовы увеличить объем валового кредита банков до 6-7 трлн руб.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, нынешняя ситуация свидетельствует о стремлении ЦБ РФ предоставлять банковской системе средств не ситуационно, как было во время кризиса 2008 года, а постоянно. То есть ЦБ становиться реальным рыночным источником для рефинансирования российских банков, что уже давно является естественной функцией Центробанков развитых стран. В 2012 году банки установили рекорд по абсолютному объему привлеченных средств населения, объем вкладов вырос на 2.38 трлн.руб. Относительные темпы прироста депозитов населения оказались в 2012 году чуть ниже, чем в 2011 году – 20% против 21%, но во многом это было связано с укреплением рубля. При исключении эффекта валютной переоценки, 2012 год оказывается по всем параметрам успешнее для рынка вкладов, чем 2011 год. Итоговый успех в большей части объясняется динамикой в декабре, обеспечившей более 40% годового притока вкладов. При этом в целом в течение года население неохотно несло деньги в банки, предпочитая их тратить. Стоит отметить, что средняя сумма денежных средств на душу населения в банке составляет в России около 60 тыс. руб., что является очень невысоким показателем даже по восточноевропейским меркам. Не имея еще пока существенных банковских сбережений, россияне активно втянулись в потребительскую кредитную гонку, во многом обеспеченную значительным притоком импорта. Данная тенденция несет в себе фундаментальные риски для устойчивости экономического роста и стабильности банковской системы.
Немаловажной тенденцией для рынка вкладов в 2012 году стал и продолжившийся с 2011 года рост ставок по депозитам населения, которые прибавили 0.5-1 процентных пункта в среднем, причем у лидеров он был еще более существенным – 1.5-2 процентных пункта. Если ранее порой даже двукратный разрыв в уровне доходности позволял крупнейшим банкам удерживать свою долю, то теперь разница в 2-3 процентных пункта радикально влияет на предпочтения и поведение потенциального вкладчика. Крупнейшие банки, также испытывающие недостаток в фондировании, вынуждены реагировать на это не только повышением ставок по вкладам, но и предложением новых сберегательных продуктов. Наиболее ярким примером здесь выступает Сбербанк. В марте 2012 года он начал активно продвигать сберегательные сертификаты, бывшие дотоле малопопулярной разновидностью вкладов. В результате по итогам 2012 года рынок сберегательных сертификатов вырос более чем в 15 раз, причем Сбербанк контролирует на 1 января 2013 года более 97% объема этих ценных бумаг. По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2013 году Сбербанк может увеличить объем выпущенных сберегательных сертификатов до 0.5-0.6 трлн руб. Кроме того, ввиду того что ряд крупных игроков (например, Банк Москвы) заявили о своем желании выйти на это перспективный рынок, то его объем может
приблизиться к 0.7-0.8 трлн руб. Наиболее заметными регулятивными изменениями на рынке вкладов в 2012 году, скорее всего, станут повышение суммы страхового возмещения по вкладам и квартальных отчислений банков в фонд АСВ. При этом в 2013 году планируется поднять сумму «страховки» по вкладам населения до 1 млн руб. с нынешних 700 тыс. руб. Эта мера, вероятно, обеспечит дополнительный приток вкладов в банки. По мнению экспертов РИА Рейтинг, прирост банковских вкладов физических лиц в 2013 году останется примерно на уровне 2012 года и будет равен 15-19%. Именно в связи с дороговизной депозитов юридических и физических лиц, банки были вынуждены искать более дешевое фондирование, выходя на открытые рынки заемного капитала, выпуская долговые ценные бумаги. За 2012 год доля выпущенных долговых обязательств увеличилась на 1 процентный пункт и составила 4.7% или 2.32 трлн руб. К примеру, сильную динамику демонстрируют облигации кредитных организаций. За 2012 год объем находящихся в обращении облигаций российских банков вырос на 55.6% или на 370.7 млрд руб., причем большая часть прироста пришлась на вторую половину года. При этом размещаться стали не только лидеры банковского сектора, но и эмитенты второго эшелона. Наиболее серьезное сокращение доли в пассивах в 2012 году показали такие составляющие обязательств, как средства организаций на расчетных, текущих и прочих счетах и кредиты, депозиты и иные средства, полученные от банков. Слабая динамика средств
организаций объясняется спадом деловой активности в 2012 году, а кредитов, полученных от банков, - укрепившимся рублем. Для исследования ситуации на рынке депозитов в разрезе отдельных банков, аналитики РИА Рейтинг подготовили рейтинг банков России по объему депозитов физических лиц.
Как показал анализ, несколько выросла доля банков, сокративших в 2012 году объем привлеченных депозитов. Если в 2011 году только 17.8% кредитных организаций сократили объем привлеченных депозитов, то в 2012 году таких было уже 25.6%. Отрицательные темпы роста были характерны для небольших банков, например, среди ТОП-100 банков по объему депозитов лишь 3% характеризовались сокращением вкладов, а среди ТОП-200 – 7.5%. Наиболее активно в 2012 году увеличивали объем депозитов частные российские банки, показавшие темпы прироста в районе 25%. В то же время государственные банки выглядели чуть слабее – прирост всего лишь на 18%. Примерами самых успешных частных российских банков первой сотни могут послужить ЗАО КБ "Росинтербанк", ТКС Банк (ЗАО), Связной Банк (ЗАО), ОАО БАНК "РОСТ", ЗАО Банк "Советский", каждый из которых в 2012 году увеличил объем средств населения в своих пассивах в два и более раза. Среди десяти крупнейших банков по объему привлеченных
депозитов произошли заметные перестановки. Благодаря увеличению объема депозитов на 58.9% до 157.5 млрд руб, Банк Русский Стандарт поднялся на девятую строчку на 1 января 2013 года с тринадцатой позиции на 1 января 2012 года. В самом конце 2012 года, благодаря феноменальному росту объема средств населения, в десятку ворвался Банк Хоум Кредит, нарастивший за 2012 год объем средств населения в два с половиной раза до 157.3 млрд руб. По итогам года Банк Хоум Кредит поднялся на 14 позиций.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, значительные изменения на рынке депозитов населения продолжатся и в 2013 году. Вероятно, АЛЬФА-БАНК потеснит Газпромбанк с третьей строчки. А ОАО КБ"Восточный", заметный игрок на розничном банковском рынке, войдет в десятку крупнейших по объему вкладов физических лиц. Покинет же десятку, скорее всего, один из государственных банков.
2.2. Проблемы развития банковской системы России на современном этапе развития
Банковская система Российской Федерации развивается как ведомая, обслуживающая, а не ведущая, системообразующая сфера экономики. Причины:
- Экономический рост, исполнение бюджета, платежноспособный спрос и инвестиции поддерживаются в основном за счет энергосырьевого экспорта.
- Экспортные отрасли в свою очередь не требуют от правительства развития национального банковского сектора, так как успешно прошли период первичного накопления финансового капитала, его преобразования в промышленный и возникновения последнему условий для непосредственного выхода на западные рынки.
- Банк Российской Федерации также не ставит перед собой цели возникновения банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли, которая стремилась бы к развитию экономики и в первую очередь тех ее секторов, которые были бы заинтересованы в развитии национального банковского сектора.
2. Банковская сфера Российской Федерации является слабо структурированной системой и поэтому не владеет нужным потенциалом эффективного развития. Причины:
- Первые 10 лет наша банковская система строилась совершенно хаотично, без внятной политики или общие направления действий денежных властей, что естественным образом и закончилось дефолтом.
- Государство по сей день не сформулировало структурированную, четкую модель построения необходимой национальной банковской системы.
- Преобладание монополизма и внеэкономических методов «конкуренции».
- Не сформирована комплексная правовая база, обеспечивающая построение цивилизованной и эффективной банковской системы.
3. Банковская система не является инвестиционно-привлекательной сферой и её капитализация располагается на недопустимо низком уровне. Причины:
- Низкий общий уровень преобразования сбережений в инвестиции.
- Запредельно большой объем функционирования «теневого» капитала.
- Банковские вклады из-за отсутствия налогообложения и наличия страхования сильно выгоднее и надежнее вложений в капитал банков.
- Низкая рентабельность банковской деятельности.
4. Недопустимо низкий уровень монетизации экономики и банковской системы, не обеспечивающий ускоренного экономического роста. Причины:
- Архаичность денежной базы: сегодня объем наличных в обращении вне банков в 3 раза превышает сумму средств кредитных организаций, находящихся на их корсчетах и депозитах в банковском учреждении Российской Федерации. Причём наличные увеличиваются в два раза быстрее, чем средства банков.
- «Обывательское» стремление денежных властей к сбережениям в ущерб инвестициям.
- Запредельный уровень монополизации экономики и банковской сферы.
- Отсутствует эффективная система институциональных инвесторов.
5. Остается недостаточно развитой система и внутренняя структура оказания банковских услуг. Причины:
- Высокая стоимость возникновения банковской инфраструктуры.
- Огромные накладные затраты банковской деятельности, формирующие высокие тарифные ставки за услуги.
- Значительная зависимость банков от местных администраций, принуждающих их к необоснованной «благотворительности».
6. Банковское сообщество не стало равноправным участником процесса реформирования банковского сектора. Причины:
- До недавних пор денежные власти не имели желания привлекать банковское сообщество к выработке политики формирования, развития и модернизации банковского сектора.
- В течение длительного времени многие банки, особенно «карманные» (включая крупнейшие), вели себя социально безответственно.
Перспективы развития банковской системы
Позиция Банка России в отношении дальнейшего развития банковского сектора отражена в проекте документа “Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации”. Подготовленные материалы вызвали живой интерес. Банк России получил комментарии, в том числе Ассоциации российских банков, многих других заинтересованных организаций. Сейчас стоит задача найти общее понимание некоторых принципиальных направлений развития банковского дела в России. В этой связи остановимся на ряде проблем.
1. Укрепление устойчивости банковской системы, исключение возможности системных банковских кризисов
Политика государства в отношении банковского сектора, как и всей экономики в целом, призвана обеспечивать системную стабильность и создавать необходимые условия для развития рынка на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для коммерческих организаций, и базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые отражены, в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на международно-признанные подходы.
Меры, которые может предпринять государство в целях формирования благоприятных условий развития бизнеса, весьма разнообразны. Если говорить о значимости мер с точки зрения их “материальности”, то одно из первых мест занимают меры в сфере налогообложения.
Одним из чрезвычайно актуальных решений является здесь урегулирование вопросов определения доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг, и налоговой базы. Эта тема имеет два аспекта. Очевидно, банки, как и прочие субъекты экономики, не могут платить налоги с предполагаемых доходов. Такого рода решение, по существу, ведет к декапитализации экономических субъектов, т.е. к дестабилизации всей экономической сферы. Крайне негативно это отражается и на возможностях по развитию бизнеса, причем особенно остро это скажется на банках, имеющих существенный объем кредитов и инвестиций, который в соответствии с пруденциальными нормами “завязан” на капитал. Исходя из этого принятая гл. 25 Налогового кодекса, предусматривающая налогообложение всех сколько-нибудь значимых организаций по методу начисления, фактически ставит фискальные интересы государства над интересами экономического роста. Для кредитных организаций применение предусмотренного этой главой порядка может иметь самые негативные последствия. Далее. Если государство действительно заинтересовано в расширении кредитования банками реальной экономики, необходимо предусмотреть более разумное распределение возникающих при этом рисков. Необходимо, в частности, чтобы резервы, создаваемые под все добросовестно принятые банками риски, включались в себестоимость банковских услуг и соответственно исключались при определении налоговой базы. В противном случае и здесь имеет место уплата налогов с убытков, т.е. декапитализация банков со всеми вытекающими последствиями. Пора приступить к практической реализации намеченных в правительственной программе изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих в том числе исключение из налоговой базы величины прироста стоимости инвестиций иностранной валюты в уставные капиталы банков. Следует отметить, что установление для кредитных организаций единой с другими юридическими лицами ставки налога на прибыль является необходимым, но далеко не достаточным решением в сфере налогообложения. Следующий важнейший компонент обсуждаемой темы - это риски банковской деятельности. Известно, что развитие банковского сектора сдерживается рисками, в том числе системного характера. К числу основных внешних факторов риска относятся недостаточно высокие темпы структурных преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения, низкая кредитоспособность многих и низкая транспарентность огромного большинства отечественных предприятий, низкий уровень развития финансовых рынков и в целом системы денежных отношений, слабость правовой защиты кредиторов и инвесторов, включая серьезные недостатки правоприменения, недостаточное законодательное обеспечение возможностей банковского надзора.
К числу внутренних факторов рисков можно отнести низкое качество управления в целом ряде кредитных организаций, включая неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, олигополистическую и нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие современных банковских технологий.
Развитие системы корпоративного управления является ключевым элементом обеспечения финансовой стабильности банков. Основным звеном этой системы выступает управление рисками.
В условиях ориентации банков на обслуживание реальной экономики на первом месте стоит управление кредитным риском и риском ликвидности, включая вопрос координации управления указанными видами рисков. Безусловно, рыночные, операционные и правовые риски также требуют самого пристального внимания.
Управление рисками должно базироваться на их эффективном мониторинге, доведении необходимой и достаточной информации до соответствующих сотрудников и органов управления кредитных организаций, эффективных процедурах принятия и контроля за выполнением решений, а также контроля за функционированием системы корпоративного управления в целом. Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно состоять, прежде всего, в оценке риска по банковской группе и комплексном управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую группу, в целях разумного сочетания финансового результата и уровня риска в рамках группы. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны принимать во внимание риски, связанные с усложнением организационной структуры управления и системы внутреннего контроля, в том числе и в силу переплетения банковской и иной (производственной, торговой) деятельности.
Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях является развитие банковского надзора с акцентом на проведение комплексных оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля и на повышение роли этих оценок при определении состояния и перспектив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем надзорный орган не должен диктовать банкам конкретные схемы корпоративного управления и внутреннего контроля. Последние должны самостоятельно определяться банком исходя из характера и масштабов решаемых задач.
Политика Банка России по приближению надзорных требований, предъявляемых к кредитным организациям, к общепризнанным международным стандартам в целом встречает понимание в банковском сообществе. Тем не менее, суть некоторых предложений, которые поступают в Банк России, можно свести к тому, что надзорный орган должен закрыть глаза на повышенные риски, а иногда и прямые финансовые потери банков. Очевидно, такие подходы не на пользу самим банкам.
Необходимо, видимо, еще раз вернуться к вопросу о взаимодействии кредитных организаций и органа банковского надзора. Позвольте небольшую аналогию. Известно, что чем дольше откладывать лечение болезни, тем сложнее будет ее лечить. Эта нехитрая истина в полной мере применима к нашему случаю. Речь идет о необходимости раннего реагирования на недостатки в состоянии банков. Одновременно важной задачей банковского надзора является его ориентация на содержательные аспекты деятельности банков. И в этом плане надо иметь в виду, что реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора как раз и предполагает последовательный переход в акцентах от формальных ограничений и регламентаций к надзорному реагированию на базе максимального учета таких параметров, как существенность рисков и качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками. Базель исходит из необходимости разумных суждений органов банковского надзора о реальном уровне риска и из необходимости выбора адекватных форм надзорного реагирования. Роль надзорного органа при этом должна претерпеть качественные изменения, предполагающие дополнение и даже частичное замещение процедур контроля за соблюдением установленных норм оценками содержательных аспектов в деятельности кредитных организаций. Темпы внедрения современных подходов к организации банковского надзора, помимо качества решения данной задачи самим органом надзора, будут зависеть от эффективности коммерческих решений и повышения степени самостоятельности банков в их принятии. Речь идет об исключении прямого либо косвенного влияния связанных с банками лиц на характер принимаемых решений. Разумеется, состояние и повышение качества надзора зависят также от состояния общей культуры банковского дела и от общей динамики его развития. Большое значение для укрепления системной устойчивости банковского сектора имеет повышение ответственности реальных владельцев банков. Анализ показывает, что в послекризисный период восстановление некоторых банков было связано с добросовестными действиями их собственников. Так, увеличение совокупного капитала банковской системы произошло главным образом за счет взносов в уставные капиталы кредитных организаций. Естественно, встречаются и обратные примеры, когда разорение банков - на совести их учредителей и аффилированных с ними лиц.
В сфере допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования банковской деятельности необходимо развитие требований к профессиональной пригодности и деловой репутации руководства и финансовой устойчивости учредителей (участников) кредитных организаций.
Важным вопросом и реальной проблемой банковской реформы является ликвидация кредитных организаций, у которых отозваны лицензии. Главное действующее лицо в процессе ликвидации - суды. Возможно, банки и финансы должны быть предметом отдельного направления развития судебной реформы, включающей специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику финансовой, в том числе и банковской, деятельности. Практика показывает, что решения судов по одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень разноречивы. В целом проблема совершенствования законодательства и его применения является одной из наиболее острых с точки зрения проведения всей банковской реформы. В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной базы кредитных организаций необходимым является привлечение иностранных инвестиций в банковскую сферу. Расширение присутствия иностранного капитала с солидной репутацией на российском рынке банковских услуг будет иметь позитивное значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой конкуренции, привнесет в Россию современные банковские технологии, новые финансовые продукты и в целом накопленную культуру банковского дела. В связи с этим сохраняет свою остроту вопрос о формировании благоприятного по международным меркам экономического, и в том числе инвестиционного, климата. Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса из развитых стран является то, что без лучшей защиты прав собственников и кредиторов, прозрачного государственного регулирования экономики и четких правил игры, приемлемых налоговых условий иностранные инвестиции в страну не придут. Роль иностранного капитала в банковской системе России невелика и стабильна. Удельный вес банков с иностранным капиталом на протяжении ряда последних лет в собственных средствах (капитале) и в активах банковской системы России составляет около 10%. Так что желание солидного зарубежного капитала прийти в страну, в том числе в банковскую систему, следует приветствовать. В связи с этим следует решить и вопрос о порядке открытия в стране филиалов иностранных банков, а также о режиме регулирования их деятельности. Следует подчеркнуть, что создание благоприятных условий ведения бизнеса необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для привлечения иностранного капитала, но, прежде всего для развития отечественного капитала, составляющего основу российской рыночной системы. Очевидно, что иностранный и отечественный капитал должен чувствовать себя достаточно - и в равной мере - комфортно.
2. Повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в кредиты и инвестиции
Коммерческие принципы организации банковского дела предопределяют интерес банкиров к кредитованию экономики. В связи с этим проблема отнюдь не в отсутствии у банкиров субъективного желания изменить свою роль в воспроизводственном процессе. Но эти же принципы ориентируют на ограничение принимаемого риска разумным уровнем, на кредитование только эффективных проектов. Наиболее острые проблемы развития кредитования заключаются в уровне кредитных рисков, а также в состоянии ресурсной базы банков. Многие существенные факторы рисков, сдерживающие кредитную активность банков и одновременно определяющие более высокую уязвимость кредитных организаций, специализирующихся на кредитовании реального сектора экономики, как отмечалось, возникают и развиваются вне банковской сферы.
В 2009 году процесс кредитования банками реального сектора экономики активизировался. При этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных организаций выросла. Отражением роста кредитной активности банков явилось также увеличение количества заключенных кредитных договоров: общее количество договоров по предоставленным кредитам по банковской системе в целом (исключая учтенные кредитной организацией векселя) выросло. Рост объема кредитов, предоставленных предприятиям реального сектора экономики, наблюдался в 2009 году в 68% действующих банков. Вместе с тем банки при кредитовании реального сектора экономики по-прежнему демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что следует оценить как, безусловно, положительный факт.
Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в которой преобладают краткосрочные ресурсы. Банки испытывают весьма острый дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено как общим низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью той их доли, которая размещена в банках. Многое зависит от состояния реальных доходов предприятий и населения. Насколько сильны позиции государства в банковском секторе? В рамках развития банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается вопрос о месте так называемых государственных банков.
В настоящее время непосредственно государство, включая в данном контексте в это понятие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные федеральные унитарные предприятия и учреждения, государственные унитарные предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но, не включая Банк России), по данным Центрального банка Российской Федерации, имеет вложения, превышающие 50% уставного капитала, только в 21 кредитной организации. Кроме того, в собственности Правительства Российской Федерации находится также Внешэкономбанк, не являющийся кредитной организацией по законодательству Российской Федерации). Удельный вес указанных кредитных организаций в собственных средствах и активах банковской системы составляет немногим более 3%. Может ли быть повышена эффективность работы этих банков с реальной экономикой? Видимо, да. Для этого необходимо, в том числе определить критерии эффективности их деятельности, выработать стратегию функционирования и решить вопросы совершенствования корпоративного управления. Что касается некоторого укрепления позиции государственных банков на кредитном рынке, то в основном оно приходится на Сбербанк и Внешторгбанк. При этом представляется более верным говорить не о результатах некоего политического курса, а о естественных последствиях кризиса. Представляется, что в среднесрочной перспективе банки с частным капиталом будут иметь более динамичное развитие. Принципиально важным в этом контексте является соблюдение принципа равных условий для ведения бизнеса всеми банками вне зависимости от формы собственности. Ко всем банкам должны предъявляться единые требования с точки зрения ограничения рисков и управления ими. Развитие конкуренции — одно из фундаментальных условий развития бизнеса, в том числе, разумеется, и банковского.
3. Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов
Укрепление доверия к банковской системе должно являться естественным следствием решения указанных выше проблем. Хотела бы подчеркнуть этот тезис. Иное решение, когда об укреплении доверия говорится порой, чуть ли не как о самоцели, представляется ошибочным. Экономическое доверие должно базироваться на надежном фундаменте, а не быть верой в чудо или надеждой на авось. Достоверность учета и адекватность информации о производственном и финансовом состоянии хозяйствующих субъектов является принципиальным требованием системы рыночных связей.
Банк России исходит из необходимости фронтального перехода на Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности (МСБУиО) в масштабах всей экономики. Учет — это экономическая система мер и весов. Очевидно, что она должна быть единой во всей экономике. В рамках перехода на МСБУиО будут приняты дополнительные меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями, имея в виду в первую очередь устранение дублирования и излишней детализиции информации, упорядочение сроков представления отчетности.
Необходимо отметить ключевые факторы укрепления доверия к банковской системе. Это снижение системных рисков, развитие корпоративного управления и внутреннего контроля в банках, развитие транспарентности и рыночной дисциплины на рынке банковских услуг, развитие системы банковского надзора. Решение этих задач зависит от усилий всех ветвей власти, Банка России и, разумеется, кредитных организаций и их владельцев.
Заключение
Итак, заключении курсовой работы можно подвести следующий итог и сделать выводы:
- Во-первых, банковскую систему можно определить следующим образом: это совокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства и банковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Этого определения придерживаются все экономисты.
- Во-вторых, самой главной функцией банков является посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. При этом уменьшаются риски потерь денежных средств, отдаваемых в ссуду, и общие издержки по их перемещению.
- В-третьих, развитие российской банковской системы на современном этапе является достаточно спорным вопросом для многих исследователей. Кризис 2008 года дал тяжелый отпечаток. Некоторые аналитики считают, что банковская система России долго будет выходить из этой сложной ситуации, потребуется около 5-8 лет на преодоление пережитков.
В 2009 году выросли обороты по счетам, увеличился ежедневный поток платежей, были эмитированы сотни тысяч кредитных карт. Вслед за резко падающей ставкой рефинансирования вниз устремилась и стоимость банковских кредитов. Также все коммерческие банки, с участием государства или полностью частные, должны работать по одним правилам, не допускающим искажения условий конкуренции, и под одинаковым жестким контролем Банка России. И все же, несмотря на ряд проблем, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений. Политика Центрального банка РФ, направленная на увеличение устойчивости и надежности банковской системы, должна привести к развитию крупных, конкурентоспособных, устойчивых банков и постепенному вытеснению мелких.
Возможности экстенсивного расширения банковской сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях.
Развитие процессов концентрации в банковском деле. Банки способны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты.
Расширение круга услуг, предоставляемых банками своим клиентам, диверсификация в самом широком смысле. Потребности хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг еще далеко не исчерпан.
Работа по совершенствованию банковской системы России еще в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и положительные результаты.
Список литературы:
Нормативная база:
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 02.12.2013) О банках и банковской деятельности /Российская газета, N 27, 10.02.1996//http://base.consultant.ru
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2014) /Российская газета, N 127, 13.07.2002// http://base.consultant.ru
Федеральный закон от 27.10.2008 N 175-ФЗ (ред. от 07.05.2013) О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года/Российская газета", N 224, 28.10.2008, http://base.consultant.ru
Специальная литература:
Балабанов А.В. Банки и банковское дело: учебник / Балабанов А. И. [и др.] – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 488 с.
Белоглазова, Г. С., Кроливецкая, Л. В. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г. Г. С. Белоглазова, Л. В. Кроливецкая. – Москва: Юрайт, 2012. – 608 с.
Галанов В.А. Основы банковского дела. М.: Форум, 2011. С. 33.
Ефремов Л.С. Банковский аудит: учебное пособ. / Л.С. Ефремова [и др.]; под ред. Л.С. Ефремовой. – Минск: БГЭУ, 2007. – 389 с.
Жарковская, Е. И., Арендс, И.У. Банковское дело / Е.И. Жарковская, И.У. Арендс. – Москва: Омега-Л, 2010. – 304 с.
Кравцов Г.И. Организация деятельности коммерческих банков учеб. / Г. И. Кравцова [и др.]; под ред. Г. И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2007. - 487 с.
Коноплицкая М.А. Банковские операции: пособие / М. А. Коноплицкая [и др.]; под ред. М. А. Коноплицкой. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 314 с.
Коробов Ю.А. Основы банковского дела / Коробов, Ю. А. и др.; под ред. Ю.А. Коробова, Г.Д. Коробовой. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
Лаврушин, О.С. Основы банковского дела / О.С. Лаврушин. – Москва: Кнорус, 2011. – 392 с.
Петров М.А. Банковское дело: учебное пособие / [М. А. Петров и др.]; под ред. М. А. Петрова. – Москва : Рид Групп, 2011. 240 с.
Соколов Ю.С. Банковское дело / Ю. Соколов и др.; под ред. Ю. Соколова, Е. Жукова. – Москва: Юрайт, 2010. – 592 с.
Печникова, А. В. Банковские операции: учеб. / А. В. Печникова [и др.]. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.
Рыкова, Л. М. Регулирование деятельности банков. Банковский надзор: учеб. пособ. / Л. М. Рыкова. Минск: Современная школа, 2009. – 237 с.
Семибратова, О. В. Банковское дело / О. В. Семибратова. – Москва: Academia, 2012. – 224 с.
Интернет ресурсы:
riarating.ru
base.consultant.ru
Приложение 1
Структура российской банковской системы
Установление и методическое обеспечение
банковских операций:
организация платежного оборота;
выпуск наличных денег (эмиссия);
лицензирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, регулирование банков посредством учетной, резервной политики и установления для них обязательных
экономических нормативов
1 уровень
Центральный банк РФ (Банк России)
Проведение банковских операций и осуществление
обслуживания клиентов, субъектов экономических
отношений: их кредитование, ведение счетов, проведение расчетов, прием депозитов (вкладов) и прочее
2 уровень
Кредитные организации
• Система страхования вкладов
• Независимые платежные системы (SWIFT, VISA и т.п.)
• Аудиторские компании
• Консультационные и юридические компании
• Компании - поставщики информационно-технологических решений
• Учебные организации
Банковская инфраструктура
Банковская система России: основные проблемы и перспективы развития
Курсовая работа по предмету «Экономика»