Содержание
1 Понятие, содержание, признаки и особенности юридического процесса
Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т. д., и выносит различные процессуальные решения – постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.
Юридический процесс присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Он призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.
Особенности юридического процесса заключаются в том, что он представляет собой:
1) властную деятельность компетентных органов и должностных лиц;
2) деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;
3) деятельность, направленную на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера;
4) сложную, длящуюся во времени деятельность, состоящую из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность.
В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный.
Гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса.
В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты; правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты; праворазъяснительный (воплощается, например, в федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации"), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным.
Результат правотворческого процесса – нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса – принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.).
Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);
2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
3) процесс определения мер юридической ответственности (так Кодекс РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об административных правонарушениях» производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса).
Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть – и в большинстве случаев является – оптимальным для совершения тех или иных юридически значимых действий. Он устанавливается соответствующими нормативными предписаниями. Например, регламент работы представительных органов государственной власти, принятия законодательных актов, проведения выборов, защиты диссертаций, процедура выдачи ордера на жилье, получение наследства и т.п.
Юридическая деятельность разнообразна, и в зависимости от ее целей и количества совершаемых актов правовой режим ее может быть простым или развернутым. Так, в принципе не вызывает сложностей порядок установления и регистрации определенных юридических фактов: порядок выдачи актов гражданского состояния (рождения, усыновления, регистрации брака или развода, смерти) органами загса, нотариальное удостоверение бесспорных обстоятельств.
Для характеристики юридического процесса первостепенное значение имеет категория формы деятельности. Форма – это правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов. Она представляет собой совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение конкретного результата. Определенность данных требований обеспечивается соответствующими санкциями, среди, которых наиболее типичны пресекательные, преследующие цель принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ, в принятии заявления, отказ в совершении действий, прекращение соответствующего юридического производства).
В судопроизводстве, как уголовном, так и гражданском, принято выделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальная стадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий:
1) возбуждение судопроизводства;
2) подготовка дела к судебному разбирательству;
3) судебное разбирательство;
4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;
5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции;
6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
7) принудительное исполнение судебного решения.
Для юридического процесса характерно и такое начало, как контрольно– надзорная деятельность, т.е. система наблюдения и проверки работы государственных органов для своевременного устранения нарушений. Без контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая деятельность, как и вообще любая жизнедеятельность; она составляет неотъемлемую часть любого юридического производства.
Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (например, результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке, далеко не каждое принятое решение нуждается в специальном производстве по его исполнению и др.). Поэтому стадии принято подразделять на обязательные и факультативные. К первым можно отнести возбуждение процесса, подготовительные действия и само разбирательство вопроса (дела) путем осуществления правовых предписаний. Наличие всех стадий в юридическом процессе зависит от конкретных обстоятельств.
Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда в качестве основания классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный и т.д. Причем, как правило, сами процессы понимаются исключительно в юрисдикционном значении. Указанная классификация в принципе вполне приемлема, ибо содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса, как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако, она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурный комплекс, но и как функциональную систему. В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах по функциональному признаку, когда выделяются четыре основные комплексные разновидности процессов: правотворческий, правоприменительный, учредительный, контрольный.
Юридический процесс включает в себя как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Наличие в праве процедур и судопроизводств не вызывает споров в юридической литературе, сложнее решается вопрос об их сходстве, различии и соотношении. По этому вопросу высказываются диаметрально противоположные суждения.
Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность – в той или иной степени – правовыми санкциями. Типичной является юридическая деятельность, совершенная с нарушениями установленного порядка, которая не приводит к желаемым результатам: компетентный орган отказывает в признании результатов такой деятельности, а сама деятельность признается юридически недействительной, ничтожной.
Важнейшее место среди источников права ряда стран занимает судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что правотворческой деятельностью в таких странах занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Под судебным прецедентом понимается решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в правовых системах Канады, США, Великобритании и многих других стран. Сегодня почти треть мира живет по принципам, сформулированным в английском праве. Судебный прецедент имеет большое значение в создании единого Европейского права, в формировании которого значительную роль играет Люксембургский Суд Европейского Сообщества.
Юридическая деятельность разнообразна, и в зависимости от ее целей и количества совершаемых актов правовой режим ее может быть простым или развернутым. Так, в принципе не вызывает сложностей порядок установления и регистрации определенных юридических фактов: порядок выдачи актов гражданского состояния (рождения, усыновления, регистрации брака или развода, смерти) органами загса, нотариальное удостоверение бесспорных обстоятельств.
Следует выделять такие признаки юридического процесса, как:
Во-первых, – это такая организационная форма деятельности, которая всегда связана с разбирательством (рассмотрением) юридического дела: правонарушения, спора о праве, жалобы. Юридическая значимость таких жизненных обстоятельств состоит в том, что они предусмотрены законом и непременно вызывают, необходимость соответствующей юридической квалификации. Так ст. 8 УК РФ, определяет, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.
Во-вторых, – это форма деятельности, осуществляется исключительно уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и иными субъектами. Конкретный состав, объем полномочий участников правовой формы деятельности четко фиксируются соответствующим законом, в котором точно закреплено, кто может быть субъектом этой деятельности, что он должен делать и каким образом осуществлять свои служебные функции.
В-третьих, юридический процесс всегда выражается в совершении непосредственно операций с нормами права (материальными и процессуальными). Само совершение операций с нормами права выражается в интеллектуальной деятельности по выбору и анализу нормативного предписания, установлению его смысла с единственной целью – найти тождество между предписанием нормы права и делом, подлежащим рассмотрению. Важно отметить, что операции, которые в юрисдикционной форме деятельности совершаются с нормами процессуального права, должны быть отработаны как профессиональный навык, а сама степень их совершения соответственно определяет уровень квалификации должностных лиц, их профессиональное мастерство.
В-четвертых, результаты юридического процесса всегда закрепляются в соответствующих процессуальных документах, имеющих официальный характер и установленную законом форму. Официальный характер процессуальных документов выражается не только в том, что они оформляются – уполномоченными на то субъектами, но и в том, что природа этих документов, их структура и реквизиты закреплены в законе. Процессуальные документы выполняют самые различные функции. Наиболее существенное их значение состоит в том, что они выполняют роль своеобразных юридических фактов, определяющих все движение разбирательства юридического дела с момента его поступления в производство до окончательного установления юридических последствий. Например, постановление Государственной Думы о принятии проекта закона в первом чтении, что позволяет перейти ко второму чтению.
В-пятых, правовая форма деятельности, и, прежде всего, ее юрисдикционная разновидность, в силу своей особой социальной остроты нуждаются в установлении и обеспечении целым рядом гарантий. Наиболее существенным является то, что юрисдикционная форма деятельности урегулирована системой процессуального законодательства. Содержащиеся в процессуальном законодательстве нормы права регулируют все процессуальные действия всех участников процесса независимо от их правового положения.
В-шестых, правовая форма деятельности непосредственно связана с необходимостью использования различных методов и средств юридической техники. Для получения достоверных выводов по рассматриваемому делу и для обоснования принимаемого решения в юрисдикционной деятельности всегда приходится устанавливать соответствующие данные и обстоятельства дела, т. е. искать и доказывать истину.
Общие принципы юридического процесса:
1) принцип законности, сочетающийся с безусловным соблюдением естественных и неотъемлемых прав личности;
2) принцип исключительного действия закона в процессуальной сфере при соблюдении приоритета положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов;
3) принцип существования особых механизмов формирования процессуального законодательства для отражения в нем интересов всех социальных групп населения с целью достижения социального компромисса;
4) принцип действия конституционного судебного контроля в процессуальной сфере;
5) принцип взаимной ответственности государства и личности за нарушение норм процессуального права;
6) принцип процессуальной справедливости;
7) принцип недопустимости классовой и групповой обусловленности норм процессуального права;
8) принцип процессуального равенства;
9) принцип гласности процесса.
Родовые принципы юридического процесса:
1) принцип сочетания публичной и частной инициативы при возбуждении юрисдикционного процесса;
2) принцип срочности юрисдикционного судопроизводства, то есть обязательного установления и соблюдения сроков совершения процессуальных действий;
3) принцип наложения санкций за процессуальные правонарушения;
4) принцип сочетания устности и письменности юрисдикционного процесса;
5) принцип обязательной письменной формы отказа в осуществлении действительных или предполагаемых прав физическими и юридическими лицами;
6) принцип очности юрисдикционного процесса, то есть необходимого закрепления права «личного присутствия» участников процесса в ходе разбирательства по делу;
7) принцип сочетания единоличия и коллегиальности в юрисдикционном судопроизводстве;
8) принцип доступа к правосудию в части обжалования процессуальных действий должностных лиц органов государственной власти;
9) принцип процессуального запрета «быть судьей в собственном деле», то есть невозможности подачи жалобы на рассмотрение органа, действия которого обжалуются;
10) принцип необходимого применения государственными органами и должностными лицами мер процессуального принуждения по ограничению прав и свобод физических и юридических лиц в целях обеспечения публичного интереса.
Видовые принципы юридического процесса (юрисдикционных производств):
1) принцип осуществления правосудия только судом;
2) принцип назначаемости и выборности лиц, осуществляющих юрисдикционное судопроизводство с преобладанием назначаемости в особом порядке;
3) принцип «профессионализма» юрисдикционного процесса;
4) принцип юридической силы решения в юрисдикционном процессе;
5) принцип недопустимости существования нескольких инстанций с дублирующими полномочиями;
6) принцип исключительной роли суда в осуществлении юрисдикционного судопроизводства;
7) принцип состязательности юрисдикционного процесса;
8) принцип непрерывности юрисдикционного процесса;
9) принцип объективной истины, служащей целью юрисдикционного процесса;
10) принцип непосредственности юрисдикционного процесса;
11) принцип реализации права на защиту и юридическую помощь;
12) принцип относимости и допустимости используемых доказательств в ходе судопроизводства;
13) принцип обусловленности распределения бремени доказывания целями юрисдикционного процесса;
14) принцип обеспечения свидетельского иммунитета;
15) принцип обязательного исполнения судебных решений.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса – нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса – принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);
2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
3) процесс определения мер юридической ответственности (КоАП РФ, УПК РФ).
Юридический процесс включает в себя как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства).
Как судебный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, т.е. определенную юридическую форму.
Вместе с тем между юридической процедурой и судебным процессом есть принципиальные различия. Судопроизводство – это установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой. Через судопроизводства процессуальными средствами осуществляется судебная власть.
Конституционное судопроизводство находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
Процедуры применяются во внесудебных неюрисдикционных производствах: в законотворчестве, выборах депутатов, назначении на должность граждан, образовании новых юридических лиц, осуществлении прав и добровольном выполнении обязанностей. В большинстве случаев для этого достаточно реализации только диспозиций, Но не санкций соответствующих норм права.
Процедурные правила в первую очередь обращены к органам и учреждениям представительной и исполнительной власти.
Исследование содержания аудиторской профессии, анализ Правил и толкование содержащихся в них нормативных предписаний в контексте государственных и общественных интересов позволяют определить аудит как юридический процесс, право, на осуществление которого есть важнейшая, определяющая правовую природу аудиторской деятельности привилегия, в широком смысле – юрисдикционная, правоохранительная .
Юридический процесс призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.
2 Административно-нормотворческие производства
Административно-нормотворческий процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.
Общие черты административно-нормотворческого процесса:
– является составным элементом (частью) административного процесса;
– ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
– осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
– реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
– результатом является подзаконный нормативный правовой акт.
Все административные производства подразделяются на 2 группы:
1) процессуальное производство;
2) юрисдикционное.
Процессуальное производство охватывается понятием делопроизводство. Предметом процессуального производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. В рамках процедуры производства правовая оценка поведения лица не является обязательной. Процессуальное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер.
Различают следующие виды процессуальных производств:
1) лицензировано-разрешительные;
2) регистрационные;
3) нормотворческие.
Виды административно-процедурных дел:
– По изобретениям и открытиям, по патентам.
– По различным ходатайствам государственных и негосударственных формирований.
– По административному надзору.
– По применению принуждения (кроме ответственности)
– По приему на службу.
– По приватизации имущества.
– По поощрениям.
– По лицензированию.
– Регистрационное производство.
– Разрешительные процедуры.
– Производство по подготовке правовых актов управления.
Виды производств административно-нормотворческого процесса:
1. По принятию актов Правительства РФ;
2. По изданию нормативных актов федеральных министерств и иных специально уполномоченных органов;
3. По принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ;
4. По изданию локальных актов.
Определяя сущностную характеристику понятия «административное нормотворчество» необходимо отметить, что данная категория в современной юридической литературе до сих пор однозначно не определена.
Первым подходом наиболее значимым, на наш взгляд, с позиций определения сущности понятия «административное нормотворчество» является содержательный подход.
К наиболее характерным относятся такие, как выявление проблемы, которой продиктована необходимость акта, оценка его значимости в решении задач, поставленных перед органом, создание вариантов акта и установление наиболее предпочтительного, анализ его сильных и слабых сторон, прогнозирование возникновения возможных негативных последствий от введения в действие.
Нормотворческий процесс в административной сфере в широком (социальном) понимании начинается раньше, чем нормотворческий процесс в узком понимании, и завершается позднее, то есть эффективным воздействием правового предписания для достижения поставленной цели.
Характерной особенностью для определения понятия «административное нормотворчество» является также и то обстоятельство, что часто понятие «административное» и «ведомственное» нормотворчество отождествляются.
Административное нормотворчество, как и любой другой процесс, базируется на существовании ряда определенных принципов, которые в совокупности образуют определенную систему.
Законность нормотворчества может быть представлена в качестве совокупности, обращенных к органам государственного управления и их должностным лицам, требований как к содержанию издаваемых ими нормативных правовых актов, так и непосредственно к процессу их разработки, нашедших отражение в системе принципов нормотворчества и их точное и последовательное соблюдение в административном нормотворческом процессе.
Сложившаяся практика нормотворчества предполагает привлечение к разработке нормативных правовых актов, как деятелей науки, так и практических работников. Но, как отмечает автор, пока эффективность правового регулирования остается низкой.
Место административного нормотворчества в современных условиях развития российской государственности достаточно значительно, в рамках этого процесса решается очень большой круг разнообразных управленческих задач. Между тем, сам нормотворческий процесс также ощущает на себе влияние всей палитры социальных процессов. Так, например, конструктивное управленческое решение в административной сфере, направленное на преодоление проблем в сельском хозяйстве, медицине, образовательной сфере с помощью приоритетных национальных проектов в современных реалиях без правового регулирования либо невозможно вообще, либо не достигнет поставленных целей.
Административное нормотворчество как определенный процесс строиться на существовании определенных системообразующих принципов. Понимание системообразующих принципов административного нормотворчества позволяет показать их значимость и необходимость учета в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов органами государственного управления.
Виды производств административно-правотворческого процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.
Административное нормотворчество, как и любой другой процесс, базируется на существовании ряда определенных принципов, которые в совокупности образуют определенную систему.
Принцип социальной ориентации означает, что нормотворческие решения должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан. В процессе создания нормативно-правовых актов должно непременно учитываться положение, согласно которому, регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права.
Законность нормотворчества может быть представлена в качестве совокупности, обращенных к органам государственного управления и их должностным лицам, требований как к содержанию издаваемых ими нормативных правовых актов, так и непосредственно к процессу их разработки, нашедших отражение в системе принципов нормотворчества и их точное и последовательное соблюдение в административном нормотворческом процессе.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях:
1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие события административного правонарушения;
– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
– действие лица в состоянии крайней необходимости;
– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
– отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
– возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
– рассмотрение дела об административном правонарушении;
– пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
– исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.
Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:
1) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;
2) субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;
3) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;
4) иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.
Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:
1) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:
а) судьи (мировые судьи);
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;
г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;
д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);
2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);
3) должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
4) субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:
а) районные судьи по месту рассмотрения дела;
б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;
в) вышестоящий орган (должностное лицо);
г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП).
Рассмотрение конкретных административных дел порождает ряд серьезных вопросов административного судопроизводства, требующих своего разрешения.
Например:
1) границы контроля суда в сфере публичной власти. Речь идет о пределах внедрения судебной власти во власть исполнительную, которая всегда в своей основе содержала элемент усмотрения, хотя и выстроенный на базе закона. В силу этого административное дело содержит много аспектов, которые законом не урегулированы и не нуждаются в весьма жесткой правовой регламентации в силу того, что административно-распорядительная деятельность весьма близка к жизнеобеспечительным вопросам и, как вся наша жизнь, не может быть охвачена рамками права. В связи с этой специфичностью судебная власть отправляет правосудие, оценивает соответствие или несоответствие закону определенной ситуации, но не может давать оценку тому, где установлено административное усмотрение, это исключительная прерогатива исполнительной власти;
2) определение правового положения участников судопроизводства при рассмотрении административных дел вообще, а также и дел об административных правонарушениях в частности.
Заявитель все же – не сторона в смысле п. 2 ст. 45 АПК РФ, а правовой статус стороны, противостоящей заявителю, не определен вообще.
В этом случае не должны действовать принципы состязательности и равенства сторон. Процессуальное положение административно-юрисдикционного органа, его правовой статус как участника судопроизводства, его права и обязанности ни КоАП РФ, ни АПК РФ не определены.
Опубликование нормативного правового акта в последнее время все чаще рассматривается как стадия нормотворческого производства, хотя некоторые авторы настаивают на том, что это лишь предпосылка вхождения в силу окончательно утвержденного закона. Опубликование следует считать этапом данного производства, во-первых, в связи с тем, что опубликование предполагает совершение определенной последовательности правоприменительных и организационных действий, предусмотренных правовыми нормами, во-вторых, оно осуществляется уполномоченными субъектами, в-третьих, оно завершается появлением официального текста нормативного правового акта, после чего акт приобретает юридическую силу. Кроме того, после опубликования документ получает формальную определенность.
Список использованной литературы
- Атаханова С. К. Сущность и значение административного нормотворчества [Текст] / С. К. Атаханова // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 25-29.
- Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2012. № 8. С.93.
- Баландин В.Н., Павлушина А.А. О видах юридического процесса // Правоведение. 2012. № 4. С. 22-34.
- Баландин В.Н., Павлушина А.А. Проблемы соотношения «материального» и «процессуального» в праве и ее значение для определения понятия «юридический процесс» // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 93.
- Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и современность// Проблемы формирования социалистического правового государства. М., 2012.
- Григорьева Л. Административная реформа и регистрация ведомственных нормативно – правовых актов/ Л. Григорьева // Адвокат. 2012. №10. С. 15-17.
- Груздев В.В. Человек и право: исторические, общетеоретические и цивилистические очерки: монография. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. 463с.
- Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами. Автореф. дисс…канд.юрид.наук. М., 2010. 23 с.
- Забарчук Е.Л. О состоянии и мерах по совершенствованию нормативно – правового регулирования в деятельности федеральных органов власти/ Е. Л. Забарчук// Право и безопасность. 2013. №1. С. 26– 31.
- Зайцев И.М. Понятие и содержание юридического процесса. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: 2012. 496с.
- Защита прав граждан в административном процессе // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 2011.
- Куртяк И.В. Нормотворческая деятельность МВД России/ И. В. Куртяк. М.: ЮНИТИ, 2008. 127с.
- Правила подсчёта сроков в производстве по делам об административных правонарушениях // Российский юридический журнал. 2009.
- Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 2010.
- Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. М.: "Проспект", 2011. 135с.
- Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М., 2012.
- Сысоев Ю.Е. Системообразующие принципы административного нормотворчества: автореф. на соискание ученой степени канд. юридич. наук /Ю. Е. Сысоев. М., 2012. 24с.
- Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2011.
- Треушникова М.К. Гражданский процесс. Учебник для ВУЗов. М.: Спарк, Юридическое бюро Городец,2012.
- Труфанов М.Е. Особенности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти/ М.Е. Труфанов// Вестник Северокавказского государственного университета. Серия Право. 2012. №1. С. 3-11.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2012.
- Юдельсон К.С. Гражданский процесс. М.: Юридическая литература, 2010.