Педагогический анализ лекционного занятия
Учебная дисциплина – «Теория государства и права»
Тема занятия – «Государство, сущность и типы»
Преподаватель –
При оценке качества лекционного занятия особое внимание следует обратить на следующее:
- Научность содержания.
- Соответствие способа развертывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
- Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
- Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
- Воздействие личности лектора на аудиторию.
- Выразительность и доступность речи.
№ |
Что оценивается |
Качественная оценка |
Баллы |
1. Содержание |
|||
1. |
Научность |
А) в соответствии с требованиями Б) популярно В) ненаучно |
5 3 2 |
2. |
Проблемность |
А) ярко выражена Б) отсутствует |
5 2 |
3. |
Сочетание теоретического с практическим |
А) выражено достаточно Б) представлено частично В) отсутствует |
4 3 2 |
4. |
Доказательность |
А) убедительно Б) декларативно В) бездоказательно |
5 3 2 |
5. |
Связь с профилем подготовки специалиста |
А) хорошая Б) удовлетворительная В) плохая |
5 3 2 |
6. |
Структура лекции |
А) четкая Б) расплывчата В) беспорядочная |
5 3 2 |
7. |
Воспитательная направленность |
А) высокая Б) средняя В) низкая |
4 3 3 |
8. |
Соответствие учебной программе |
А) полностью соответствует Б) частично соответствует |
5 3 |
9. |
Использование времени |
А) используется рационально Б) излишние траты на организационные моменты В) время используется нерационально |
5 3 2 |
2. Изложение материала лекции |
|||
1. |
Метод изложения (преимущественно) |
А) проблемный Б) частично-поисковый В) объяснительно-информационный |
5 4 3 |
2. |
Использование наглядности |
А) используется в полном объеме Б) используется недостаточно В) не используется |
5 3 2 |
3. |
Владение материалом |
А) свободно владеет Б) частично пользуется конспектом В) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту |
5 3 2 |
4. |
Уровень новизны |
А) в лекции используются последние достижения науки Б) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны В) новизна материала отсутствует |
5 4 2 |
5. |
Реакция аудитории |
А) повышенный интерес Б) низкий интерес |
4 2 |
3. Поведение преподавателя |
|||
1. |
Манера чтения лекции |
А) увлекательная, живая Б) увлекательность и живость выражены не ярко В) монотонная, скучная |
5 3 2 |
2. |
Культура речи |
А) высокая Б) средняя В) низкая |
5 3 2 |
3. |
Контакт с аудиторией |
А) ярко выражен Б) недостаточный В) отсутствует |
5 3 2 |
4. |
Манера держать себя |
А) умеренно выражена мимика и жестикуляция Б) избыточная мимика и жестикуляция В) суетливость и беспорядочность |
5 3 2 |
5. |
Внешнее проявление психического состояния |
А) спокойствие и уверенность Б) некоторая нервозность В) выраженная нервозность |
4 3 2 |
6. |
Отношение преподавателя к слушателям |
А) в меру требовательное Б) слишком строгое В) равнодушное |
4 3 2 |
7. |
Такт преподавателя |
А) тактичен Б) бестактен |
4 2 |
8. |
Внешний облик |
А) опрятен Б) неряшлив |
4 2 |
Общие выводы по занятию
Оценка самоанализа занятия преподавателем
«Государство, сущность и типы» - одна из ключевых тем в дисциплине «Теория государства и права». Согласно учебно-методическому комплексу и рабочей программе на изучение данной темы отводится 6 часов аудиторной работы (лекционное занятие – 2 часа, семинарское занятие – 4 часа) и 6 часов на самостоятельную подготовку студентов.
Аргументированная характеристика достоинств занятия
Проводя педагогический анализ лекционного занятия, проводимого студенткой Муравьевой Д.С., отмечаем следующие положительные моменты:
- Соответствие учебного материала, использованного студенткой для подготовки к лекции, программному материалу и поставленным задачам учебного занятия, соблюдение критериев подбора фактического материала – научность, познавательность, системность, последовательность, отражение профессиональной направленности.
- Рациональный выбор вида лекционного занятия – лекция, целью которой стало донести до внимания студентов основные положения по теме занятия.
- Акцент внимания аудитории на важности данной темы в общем курсе дисциплины «Теория государства и права».
- Ярко выражена четкая структура лекционного занятия, продуманность введения, переходов от одного вопроса к последующему, их взаимосвязь.
- Свободное владение учебным материалом с частичным использованием конспекта.
- Повышенный интерес аудитории, присутствие элементов диалога- дискуссии между студентами и лектором. Основная информация предлагалась студентам под запись, но формой лекции являлось монологическое высказывание.
- Корректное составление плана, объемное и правильно оформленное содержание лекции.
- Систематичное, доступное и последовательное изложение учебного материала. Высокая культура речи, умеренно выдержанная мимика и жестикуляция. Тактичность, но вместе с тем в меру требовательное отношение к студентам.
Недостатки занятия, предложения по их устранению
В ходе педагогического анализа лекционного занятия, проводимого студенткой Муравьевой Д.С., были предложены следующие рекомендации по устранению недостатков занятия:
- Требуется уменьшить время, затраченное на организационные моменты перед началом лекционного занятия.
- Использовать мультимедийное сопровождение для наглядного представления материалов лекции.
- Для подготовки лекционного материала использовать учебную и дополнительную литературу последних лет издания.
- Необходимо использовать более яркие примеры из практической деятельности, подтверждая теоретическую часть лекционного материала.
- В конце лекционного занятия студентам необходимо предложить список литературы по теме лекционного занятия для самостоятельной подготовки.
Оценка лекционного занятия: 91 балл – «отлично»
Подпись преподавателя
Подпись, проводившего
анализ занятия