1 курс переводчики
Модуль 2
(грам. ошибки 2б )
Вариант 1
Прочитайте текст и озаглавьте его. Объясните, почему именно это заглавие кажется вам наиболее точным (5б.).
Что такое школа? Это система, которая должна выполнять определенную функцию. И в чем состоит эта функция? Давайте начнем с самого начала – с первоклашек. Это маленькие живые заготовки, такие трогательные, отзывчивые, жизнерадостные. Всех надо научить читать, писать, считать. Учителя больше всего ценят усидчивых и послушных, а то, насколько они сообразительны и индивидуальны, их в основном мало волнует. В результате классу к седьмому оказывается, что ученики не умеют слушать, думать и говорить. Читают по слогам, слушают механически, пишут безграмотно, а думать начинают лишь тогда, когда получат подсказку.
В последнее время все чаще можно услышать, что детишек в школе излишне перегружают. Если выполнять все домашние задания, то спать будет некогда. А разве двадцать лет назад задавали меньше? Просто раньше заготовки были другими: очень многое все и так знали, потому что книги читали даже двоечники. Кроме того, нынешние «дети телевизоров» позитивной информации из мультиков и телевизоров не черпают. И в итоге каждое лето школы выпускают (за некоторыми, конечно, исключениями) поток так и не получивших образования недоучек, которым учителя поставили тройки, чтобы не создавать лишних трудностей ни себе, ни им. В чем же проблема современной системы образования?
Объясните значение подчеркнутых слов в данном тексте. Объясните, что помогло вам определить их значение. (10 б.)
Объясните разницу между выражениями К седьмому классу и Классу к седьмому. Аналогичным образом измените следующие предложения: (10 б.)
Я подойду к двум часам –
Думаю, за пять дней мы закончим эту работу-
К тридцати годам он уже был известным ученым –
Точно не помню, но мне кажется, что он отсутствовал семь лет –
Мне нужно не менее пятнадцати человек, чтобы поставить этот спектакль –
Передайте своими словами, что рассказывается в тексте о первоклашках (15 б.)
Автор текста задает себе и ставит перед читателем четыре вопроса. Выпишите эти вопросы. Как бы вы сами ответили на них? (по 10 б. за каждый ответ)
Объясните указанные фразеологизмы / составьте с ними предложения.
Вилами по воде писано, Ждать у моря погоды , Кануть в Лету.
1 курс переводчики
Модуль 2
(грам. ошибки 2 б.)
Вариант 2 (Грамотность оценивается в пределах 20 б.)
Прочитайте текст и озаглавьте его. Объясните, почему именно это заглавие кажется вам наиболее точным. (5 б.)
Учителя делятся на три категории: педагоги от Бога, чей смысл жизни в работе, составляют меньшинство. Следующую группу, которая с каждым годом все более увеличивается, составляют «училки» поневоле. Это бывшие инженеры, библиотекари, музейные работники, а также женщины, временно преподающие в школе ради собственных детей. Третья группа, в которую входят выпускники педагогических институтов и училищ, до сих пор остается самой многочисленной.
Учитель хочет, чтобы ученики любили его самого и его предмет. Но если от него не расходятся волны счастья, о какой любви может быть речь! Как научиться тому, чего не умеешь сам? Скучные лица, невыразительные голоса отталкивают детей больше, чем крики. Учитель на каждом уроке представляет театр одного актера. Какому учителю удается талантливо сыграть свою роль? Каждый, кому доверяется это чрезвычайно ответственное дело, должен сам ответить на этот вопрос. А если у него нет ответа, то лучше ему уйти из школы.
К сожалению, в большинстве случаев учителя просто пытаются добросовестно «обработать» временно вверенные им изделия, именуемые учениками, зачастую чисто механически выполняя требования, которые, по их мнению, предъявляет школа как система. Кем же в таком случае для них являются ученики? И кем в таком случае становятся они сами для учеников?
Объясните значение подчеркнутых слов в данном тексте. Объясните, что помогло вам определить их значение. (10 б.)
Объясните выражения «педагог от Бога» и «училки поневоле». Кем еще можно быть от Бога или поневоле? Приведите несколько примеров (6 б.)
Как вы понимаете выражение «театр одного актера»? Относится ли оно только к профессиональным актерам? Опишите какую-либо ситуацию, в которой это выражение окажется уместным. (6 б.)
Передайте своими словами, что рассказывается в тексте об учителях. На какие категории, по мнению автора, они делятся. (13 б.)
Автор текста задает себе и ставит перед читателем четыре вопроса. Выпишите эти вопросы. Как бы вы сами ответили на них? (по 10 б. за каждый ответ)
Объясните указанные фразеологизмы / составьте с ними предложения.
Бить ключом, Как в воду опущенный, Тише воды, ниже травы .
1 курс переводчики
Модуль 2
Вариант 3 (Грамотность оценивается в пределах 20 б.)
Прочитайте текст и озаглавьте его. Объясните, почему именно это заглавие кажется вам наиболее точным. (5 б.)
Урок – это прежде всего игра, в которой учителя являются ведущими. Игра эта проводится по следующим правилам: ведущий выдает игрокам очередную порцию информации, предусмотренной учебным планом. Игроки должны доказать, что она проглочена, переварена и усвоена. Запрещается отвлекаться и отвлекать других игроков, а также мешать тому, кто ведет игру. Игроки получают призы – оценки. Финальный тур носит название контрольной работы или экзамена. Ведущий игры должен заботиться о том, чтобы ни один игрок не опозорился в финале.
«Что за чушь»! – волскликнут некоторые педагоги. – Мы что, веселить детей приходим?» Интересно было бы узнать, чем же для них является учебный процесс? Неужели он не может превратиться в веселье, в радость, в наслаждение?
Звенит звонок на урок, учителя неторопливо расходятся по классам, обсуждая какие-то свои проблемы, которые зачастую не относятся ни к школе, ни к ученикам. Затем уже в классе они будничными, бесцветными голосами начинают что-то там бубнить. Ску-учно... Скучно и учителям, и ученикам, и родителям. Как же сделать, чтобы все, кто участвует в учебном процессе, перестали скучать и с нетерпением ждали встречи друг с другом? В обсуждении этого вопроса должны участвовать все стороны.
Объясните значение подчеркнутых слов в данном тексте. Объясните, что помогло вам определить их значение. (10 б.)
Измените следующее предложение так, чтобы вместо кратких причастий были использованы глаголы: «Игроки должны доказать, что она проглочена, переварена и усвоена». Что, кроме пищи, можно проглотить, переварить и усвоить? Приведите по одному примеру на каждый случай. (9 б.)
Как вы понимаете выражение «играть по правилам»? Относится ли оно только к спортивным играм? Опишите какую-либо ситуацию, в которой это выражение окажется уместным. (6 б.)
Передайте своими словами, каким видится автору урок в современной школе (10 б.)
Автор текста задает себе и ставит перед читателем четыре вопроса. Выпишите эти вопросы. Как бы вы сами ответили на них? (по 10 б. за каждый ответ)
Объясните указанные фразеологизмы / составьте с ними предложения.
Выйти сухим из воды, Из пустого в порожнее, Лед тронулся.
1 курс переводчики
Модуль 2
Вариант 4 (Грамотность оценивается в пределах 20 б.)
Прочитайте текст и озаглавьте его. Объясните, почему именно это заглавие кажется вам наиболее точным. (5 б.)
Пустые рассуждения о том, каким должно быть современное образование, мне уже осточертели. Ругаться умеют все, а ориентироваться на отдельные школы или отдельных талантливых педагогов бессмысленно: чужой опыт перенять нельзя, можно лишь накопить собственный опыт. Заставить детей учиться невозможно. Можно поменять педагогический состав, но на кого? Оправдывает ли себя платная система образования?
На самом деле школы заняты тем, чтобы дети не болтались без дела по улице. А в это время умные дяди и тети выясняют, насколько образование должно быть «средним», забыв о цели образования и о том, что пока цели обучения четко не заданы, все элементы системы будут конфликтовать друг с другом.
Я поставила точку и дала почитать это сочинение своему приятелю – учителю литературы. «Ну так все это давно известно, - сказал приятель, - я со всем согласен. Но разве можно работать в школе с таким настроением?».
Знаю, что нельзя. Дети всегда это чувствуют. Им можно наврать, но обмануть их нельзя. Вот мы все говорим, что дети учиться не хотят. А может,они таким образом протестуют и винить надо не их, а нас, взрослых?
Объясните значение подчеркнутых слов в данном тексте. Объясните, что помогло вам определить их значение. (10 б.)
В тексте есть фрагмент с прямой речью. Измените эту часть текста так, чтобы вместо прямой речи была использована косвенная. (5 б.)
Объясните фразу «Им можно наврать, но обмануть их нельзя». Изложите ее по-другому. (5 б.)
Как вы думаете, почему в одном из предложений слово «средний» взято в кавычки? (5 б.)
Передайте своими словами, в чем автор видит основную проблему школы (10 б.)
Автор текста задает себе и ставит перед читателем четыре вопроса. Выпишите эти вопросы. Как бы вы сами ответили на них? Предложите автору выход из создавшегося положения. (по 10 б. за каждый ответ)
Объясните указанные фразеологизмы / составьте с ними предложения.
Ловить рыбку в мутной воде, Много воды утекло (с тех пор), Пруд пруди .