1. Порядок проверки операций по расчетному счету
Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методикой учета денежных средств на счетах в банках, действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Информационная база, используемая аудитором при проверке операций на счетах в банках, включает:
• основные нормативные документы, регулирующие порядок ведения операций на счетах в банке и бухгалтерский учет этих операций;
• бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств);
• налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);
• приказ об учетной политике предприятия;
• регистры по учету операций на расчетном и прочих счетах в банке (ведомость № 2, журнал-ордер № 2, журнал-ордер № 3);
• первичные документы, оформляющие операций на счетах в банке (платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки, объявления на взнос наличными, выписки банка).
Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках и наименования банков. Эти данные необходимы для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений предприятия и банка, то есть проверяет соответствие договора банковского обслуживания нормам Гражданского кодекса РФ.
Следующим этапом производится проверка документального оформления операций по счетам в банке. Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены Центральным банком Российской Федерации. К таким документам относятся:
• выписки банка с приложенными расчетно-платежными документами (платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, объявлениями на взнос наличными, денежными чеками, поручениями на обязательную продажу валюты, поручениями на покупку валюты и другими);
• первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.
• Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона или договора предприятия с банком.
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности аудитору нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.
Данная процедура оформляется в рабочей документации аудитора. Выявленные нарушения указываются в ней и поясняются причины их возникновения.
В процессе аудита операций по счетам в банке аудитор осуществляет следующие процедуры:
1. проверка соответствия произведенных операций нормативным документам Российской Федерации;
2. проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к ним;
3. арифметическая проверка остатков на конец дня и подсчета оборотов по поступлению и списанию денежных средств в выписках банка и четных регистрах;
4. проверка соответствия записей в выписках банка, учетных регистрах и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.
Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомится с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если на предприятии нет такого классификатора, то эту информацию можно получить в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для предприятия.
Если по банковскому договору предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, то аудитор должен проверить, начисляет ли предприятие доходы или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению налогооблагаемой прибыли, но и к налоговым санкциям.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
• порядок ведения учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей);
• своевременность отражения в регистрах операций по движению денежных средств на расчетном счете;
• тождественность записей в учетных регистрах и в выписках банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных продукции, работ, услуг, аудитору необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями по счетам 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от банков в виде кредитов, зачисление средств с других счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банке», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.
Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых на расчетный счет. Для этого проводят встречную проверку записей с данными счета 50 «Касса».
Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разрезе расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками», чтобы установить насколько реально и обоснованно они использованы.
Детальной проверке подвергаются операции по счету 51 «Расчетный счет» в корреспонденции со счетами затрат (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на продажу»), так как в данном случае коммерческим предприятиям запрещается списывать затраты с расчетного счета минуя счета расчетов. А также при таком перечислении могут быть сокрыты средства за невыполненные работы или неоказанные услуги.
Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами затрат позволяют выявить ошибки по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и других на себестоимость продукции, что ведет к искажению налогооблагаемой прибыли и может иметь налоговые последствия.
Важной частью аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:
• приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
• равенство записей по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».
Выявленные в ходе проверки нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в отчете по результатам проверки данного раздела аудиторской проверки.
Следующим этапом проверяется проверка законности операций по валютному счету. При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия получаю выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и производят другие операции через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения на них операций регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с законодательством юридические лица - резиденты имеют право открывать следующие валютные счета:
• транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки;
• специальный транзитный валютный счет для учета операций по покупке иностранной и продаже валюты на валютном рынке Российской Федерации;
• текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций;
• валютный счет за рубежом, который открывается по специальному разрешению Центрального банка Российской Федерации.
При проверке операций по валютным счетам, особое внимание аудитор должен обратить на следующее:
• соблюдение правового режима текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала;
• проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка РФ на осуществление валютных операций;
• осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами - резидентами, в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;
• учет операций в иностранной валюте на счете 52 «Валютный счет».
При аудите полноты зачисления валютной выручки предприятий-экспортеров в уполномоченном банке необходимо установить:
1. не зачисляло ли предприятие валютную выручку за счет удовлетворения рекламаций иностранного партнера с требованием о возмещении убытков или штрафа, то есть зачета взаимных требований, оформляя это актом, соглашением, протоколом;
2. не допускался ли взаимозачет при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов;
3. не производились ли платежи из выручки, подлежащей переводу в Российскую Федерацию и поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей. Полученная выручка может использоваться им до перевода только для оплаты банковских расходов или расходов, непосредственно связанных с операцией, по которой была получена выручка.
Для проверки полноты зачисления выручки сравнивают сумму поступившей в течение года валютной выручки со стоимостью экспортированного товара.
При аудите операций по валютному счету особое внимание аудитор обращает на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры предприятий нередко допускают значительное количество ошибок, как в методике учета, так и при расчетах курсовых разниц.
Проверку операций по покупке валюты аудитор проводит в следующем порядке:
1. Проверяется цель приобретения валюты (для осуществления текущих валютных операций, для операций, связанных с движением капитала).
2. Относится ли валютная операция, связанная с движением капитала, к операциям, не требующим разрешения (лицензии) ЦБ РФ.
3. Использована ли купленная валюта по целевому назначению в соответствии с основаниями, указанными в поручении на покупку.
4. Соблюдены ли сроки списания валюты по целевому назначению со специального транзитного счета.
5. Осуществлена ли операция обратной продажи купленной иностранной валюты.
6. Соблюдены ли условия покупки на оплату импортных товаров до таможенного оформления товаров.
7. Проверяют, какие счета использует предприятие для отражения покупки валюты.
8. Включается ли комиссионное вознаграждение банку в стоимость материальных запасов, для оплаты которых приобретается валюта.
9. Списывается ли комиссионное вознаграждение банку на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
10. Проверяется правильность определения курсовых разниц.
11. Проверяется корреспонденция счетов по отражению операций по покупке валюты.
Продажа валюты делится на обязательную, обратную и добровольную. Обязательная продажа представляет продажу валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), зачисленной на транзитный валютный счет.
Обратная продажа валюты представляет продажу валюты, приобретаемой на внутреннем рынке и зачисленной на специальный транзитный счет, в том случае, если купленная валюта не была использована по целевому назначению в установленные сроки.
Добровольная продажа включает продажу части валютной выручки, превышающей сумму обязательной продажи валютной выручки, и продажу валюты с текущего валютного счета.
Проверку операций по продаже валюты проводят следующим образом:
1. определяется вид продажи (обязательная с транзитного счета, обратная со специального транзитного счета, добровольная);
2. проверяют подлежат ли обязательной продаже поступления на транзитный валютный счет;
3. проверяют правильность определения размера обязательной продажи (25% валютной выручки);
4. проверяется соблюдение сроков продажи экспортной валютной выручки;
5. проверяется наличие условий для обратной продажи валюты;
6. проверяются сроки обратной продажи валюты;
7. проверяется использование счета 91 «Прочие доходы и расходы» для отражения операций по продаже валюты;
8. относится ли комиссионное вознаграждение банку на счет 91;
9. проверяется правильность определения курсовых разниц. Положительные курсовые разницы оформляются проводкой Д 52 К 91, отрицательные - Д 91 К 52;
10. правильность корреспонденции счетов по отражению операций по продаже валюты.
Результаты проверки валютного счета заносятся в рабочую документацию аудитора.
Кроме расчетных и валютных счетов предприятие может иметь и прочие счета в банках. Открытие специальных счетов в банке вызывается необходимостью расчетов между предприятиями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке отдельно.
Для учета операций на прочих счетах в банке предназначен счет 55 «Специальные счета в банке», на котором отражается движение денежных средств в российской и иностранной валюте.
Для контроля за движением денежных средств, требующих обособленного хранения, открываются субсчета 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки».
Аудитор должен проверить, обеспечивает ли построение аналитического учета на счете 55 «Специальные счета в банках» возможность получения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения.
Аудиторская проверка операций по специальным счетам в банке проводится по методике аналогичной проверке расчетного счета.
При проверке операций по субсчету 55/1 «Аккредитивы» необходимо дополнительно проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:
• предусмотрена ли данная форма расчетов договором;
• соблюдение сроков действия аккредитивов;
• не выплачивались ли наличные денежные средства с аккредитива;
• правильность документального оформления закрытия аккредитива.
Результаты проверки специальных счетов оформляются в рабочей документации аудитора и включаются в общий отчет.
2. Задачи и последовательность контроля и ревизии расчетных операций
Задачи и источники ревизии расчетных операций
Обязательства возникают по разным причинам и первую очередь при приобретении товарно-материальных ценностей, основных средств и прочих активов перед поставщиками, при осуществлении процесса производства перед работниками, перед покупателями и заказчиками, перед бюджетом, перед банками по полученным кредитам. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения.
Цель ревизии расчетных операций − оценка правильности организации учета расчетов на предприятиях и в организациях, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Задачи ревизии:
− определение законности, целесообразности и реальности возникновения и осуществления расчетных операций;
− установление состояния соблюдения и путей дальнейшего укрепления расчетно-платежной дисциплины;
− повышение эффективности использования собственных и заемных денежных средств.
Источниками контрольных данных для проведения ревизии служат записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета (60, 62, 71, 76), первичные документы (накладные, счета-фактуры) и учетные регистры, книги покупок и продаж, а также договоры и бизнес-планы, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, положение об учетной политике, акты инвентаризации расчетов, протоколы о зачете взаимных требований и иные документы.
11.2 Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками
Основными источниками информации для контроля расчетных отношений за товарными операциями служат первичные документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками.
В ходе проверки должны быть решены следующие задачи:
− проверка правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
− подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
− оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
− обоснованность выделения НДС.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся организации за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. Ревизору проверку состояния расчетов целесообразно начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов состоит в выявлении фактических остатков сумм на счетах.
В процессе инвентаризации необходимо установить:
− тождественность расчетов с банками, подразделениями организации, состоящими на отдельных балансах, с налоговыми органами;
− правильность и обоснованность числящихся на балансах сумм задолженностей по недостаткам и хищениям, и меры, принятые по взысканию этой задолженности;
− правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм дебиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.
Особое внимание ревизор уделяет случаям утаивание на счетах дебиторов недостатков и краж, порчи и брака товаров, отнесения дебиторской задолженности на другие статьи баланса.
Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом.
Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов. Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью организация-дебитор возвращает организации-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, т.е. обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и акту взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с проверяемой организацией, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемой организации, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
В случае выявления безнадежной задолженности, в иске относительно которой суд отказал, следует выяснить мотивы отказа и обоснованность иска.
При расчетах с покупателями и заказчиками ревизор должен проверить правильность формирования отпускной цены.
В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.
3. Задачи и последовательность контроля и ревизии кредитных операций
Смотреть 32 вопрос
4. Порядок проведения ревизии подотчетных сумм
В финансово-хозяйственной деятельности организации часто возникает ситуация, когда требуется производить расходы через сотрудников. Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выдаваемых работникам организации на выполнение операционно-хозяйственных задач и компенсации расходов на служебные командировки. Кроме того, расчеты с подотчетными лицами возникают при расчетах за отпущенную им продукцию на реализацию, полученные расчетные документы и т.п.
Поскольку в основном средства выплачиваются в наличной форме, то при данных операциях возможность злоупотреблений максимальна. Зная об этом, проверяющие особое внимание при проверке деятельности организаций уделяют данному аспекту.
Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются:
− установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;
− выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;
− соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по организации, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира, Главная книга, данные аналитического и синтетического учета по счету. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Последовательность ревизия расчетов с подотчетными лицами:
1. Проверяют правильность выдачи денег под отчет.
2. Проверяют остатки этих сумм по счету 71 на 1-е число последнего месяца перед датой проведения этой ревизии.
3. Проверяют законность и целесообразность расходования подотчетных сумм.
4. Проверяют правильность оформления авансовых отчетов и приложенных к ним документов и своевременность представления их в бухгалтерию организации.
5. Проверяют состояние учета расчетов с подотчетными лицами.
6. Выявляют остатки неиспользованных авансов на момент проведения ревизии.
Ревизор устанавливает, определен ли круг лиц, которые имеют право получать деньги в подотчет. Список лиц, которым можно выдавать деньги в подотчет, утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.
Авансы в подотчет выдаются из кассы организации для операционно-хозяйственных затрат и на служебные командировки. Поэтому ревизор проверяет использования подотчетных сумм по целевому назначению. Проверяется также наличие приказов о направлении сотрудников в командировку, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм.
По регистрам аналитического учета (журналами-ордерами, оборотными ведомостями), авансовыми отчетами с приложенными к ним документами ревизор устанавливает, не числятся ли подотчетные суммы за лицами, уволенными с работы, не выдавались ли деньги работникам в счет заработной платы.
Для установления реальности и законности расходов на операционно-хозяйственные потребности следует сопоставить данные авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату денежной наличностью за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также, чем приобретение материальных ценностей с данными документов, которые подтверждают фактически выполненную работу и поступление материальных ценностей на склад организации.
Ревизор устанавливает, были ли оприходованы приобретенные подотчетным лицом предметы и нет ли фактов списания непосредственно на счета затрат стоимости этих предметов без подтверждения факта передачи в производство или эксплуатацию.
При проверке документов, подтверждающих произведенные расходы, выявляется правомерность выделения и предъявления бюджету НДС. Кроме того, проверяющий прослеживает выделение НДС во всех первичных документах для подтверждения обоснованности предъявления НДС к зачету и в пределах установленных норм командировочных расходов.
Тщательно проверяют авансовые отчеты о расходах на командировку. При этом устанавливают наличие отметок в удостоверении о командировке относительно прибытия и убытие и сверяют эти даты с компостерами проездных билетов.
При проверке использования подотчетных сумм на оплату представительских расходов необходимо установить соблюдение следующих условий:
− наличие сметы на представительские расходы, утвержденной на отчетный год в пределах рассчитанных нормативов;
− наличие актов, составленных по утвержденной руководителем форме, о составе и характере приемов делегаций и величине расходов;
− наличие оправдательных документов.
Заканчивается ревизия подотчетных сумм выявлением остатков неиспользованных авансов на момент ее проведения, установлением их реальности и возможности своевременно возвратить в кассу организации или использовать их по назначению.
5. Ревизия поступления товарно-материальных ценностей
Такая ревизия проводится по нескольким направлениям. Остановимся на двух важнейших из них.
Выборочная документальная проверка отнесения товарно-материальных ценностей (поступивших за последний отчетный год) к материалам. Ревизор выборочным методом проверяет обоснованность отнесения объектов к материалам. В сводной табличной форме представляются результаты проверки, которые позволяют оценить правильность (обоснованность):
• применения критерия для отнесения объектов к материалам;
•установление производственного и непроизводственного характера приобретенных материалов;
• документального оформления учета материалов (наличие документов, подтверждающих право собственности, инвентарных карточек учета материалов, накладных на получение материалов).
Документальная проверка учета поступающих материалов. При ревизии поступления материалов следует иметь в виду, что первичные документы по поступлении материалов играют важную роль в организации учета материалов, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется контроль за поступлением товарно-материальных ценностей. Материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших эти материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств, из собственного производства.
Ревизор проверяет порядок учета поступающих материалов, в частности, наличие утвержденного плана материального обеспечения, наличие в отделе снабжения ведомостей оперативного учета выполнения договоров поставки или журнала учета поступающих материалов, в которых указываются: регистрационный номер и дата договора; дата записи; наименование поставщика, дата и номер транспортного документа; дата и номер счета; род груза; дата приходного ордера или акта о приемке, запроса о розыске груза. Ревизор должен также выявить факты недопоставки и излишней поставки товаров путем сверки фактически поступивших материалов в части ассортимента, количества, цены с данными договоров поставки.
Кроме того, нужно установить соответствие порядка выдачи, составления и использования доверенностей на получение ТМЦ требованиям нормативных документов. По данным журнала учета доверенностей на получение ТМЦ выявляются случаи выдачи доверенностей лицам, не работающим в ревизуемой организации, контролируется порядок оформления доверенностей (заполненных полностью или частично, без образцов подписей лиц, на имя которых они выписаны), правила их выдачи (новая доверенность выписывается одному и тому же лицу после представления отчета об использовании ранее полученной доверенности), определяется, нет ли нарушения инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ.
При ревизии поступлений материалов на склады организации автотранспортом проводится сверка журнала учета поступающих материалов с данными автотранспортных накладных, приходных ордеров и карточек учета материалов. Журнал учета поступающих материалов должен находиться в отделе снабжения, автотранспортные накладные и приходные ордера - в материальном отделе бухгалтерии, карточки учета материалов - у кладовщика. На всех первичных документах проверяются подписи, дата, сумма, цена. Обороты материалов по журналу учета поступающих материалов и первичным документам сверяются с оборотами ведомости № 10 «Учет материалов на складе». Если в организации действует пропускная система, то для сверки могут быть взяты данные пропусков, которые, как правило хранятся в материальном отделе бухгалтерии.
Если материалы вывозятся со склада продавца своим автотранспортом, то ревизор обязан провести дополнительно сверку с корешками доверенностей, выданных работникам организации для получения ТМЦ на складе продавца, или с журналом регистрации доверенностей.
При наличии актов приемки материалов формы № М-7 вместо приходных ордеров ревизор проводит их экспертизу. Он проверяет полномочия членов приемочной комиссии, поставивших свои подписи в акте. Для этого изучается приказ по основной деятельности о создание приемочной комиссии, в котором зафиксированы фамилии и должности ответственных лиц. Далее проверяется работа юридической службы организации по работе с претензиями поставщику, зафиксированными в акте.
При доставке ТМЦ железнодорожным транспортом также осуществляется сверка данных журнала учета поступающих материалов (журнала регистрации доверенностей) с данными железнодорожных накладных, приходных ордеров, карточек учета материалов, корешков доверенностей, выданных материально ответственным лицам на получение груза на товарной станции.
Если ревизор при проверке информации о поставках материальных ценностей железной дорогой обнаруживает коммерческие акты, по которым принимаются ТМЦ, то необходимо провести экспертизу юридической силы таких актов. Для этого проверяются подписи, даты, соответствие названий материальных ценностей данным железнодорожной накладной и договора поставки. Далее исследуется порядок работы с коммерческими актами претензионной службы организации.
При ревизии поступлений материалов на склады организации от подотчетных лиц проверяется сверка журнала учета поступающих материалов с товарными чеками, приходными ордерами и карточками учета материалов.
Товарный чек - документ, подтверждающий факт приобретения и стоимость товара, приобретенного подотчетным лицом за наличный расчет. Товарные чеки прилагаются к авансовому отчету подотчетного лица и хранятся в материальном отделе бухгалтерии организации.
При ревизии поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и пр. проводится сверка данных журнала учета поступающих материалов с данными накладных на внутреннее перемещение и карточек учета материалов. Все подобные поступления на склады оформляются однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписываются подразделением-сдатчиком в двух экземплярах, один является основанием для списания материалов с подразделения-сдатчика, другой направляется на склад и используется в качестве приходного документа. При выявлении в ходе ревизии акта формы № М-35 ревизор проверяет правомочие подписей, количество, сумму, наименование ТМЦ. Все данные акта сверяются с данными акта форм № ОС-4, инвентарной карточки формы № ОС-6. Акт по форме № М-35 составляется в том случае, если разборку здания или сооружения проводит подрядчик. Ревизор может сделать запрос подрядчику о подтверждении данных акта по форме № М-35. Далее данные акта сверяются с оборотами в журналах-ордерах № 11 и № 13.
При обнаружении оформления оприходования на склад материальных ценностей требованием-накладной формы № М-11 необходимо изучить причины и определить ответственность должностных лиц, допустивших отпуск со склада излишних материалов, сдаваемых теперь на склад. Перемещение материальных ценностей с одного склада на другой также оформляется требованием-накладной формы № М-11. Таким случаям ревизор должен дать экономическую оценку, установить экономическую целесообразность действий
должностных лиц, допустивших перемещение грузов с одного склада на другой.
Ревизор проверяет полноту оприходования на складах организации ТМЦ путем исследования актов, составленных на расхождения в количестве и качестве, выявленные при приемке ТМЦ, поступивших без счета поставщика, карточки учета претензий. Каждый случай недопоставки товаров против количества, указанного в сопроводительных документах, исследуется с даты возникновения недостачи до времени ее погашения.
6. Ревизия хранения материалов на центральном складе
Ревизия хранения материалов на складе (центральном складе).
Работы по ревизии на данном направлении зависят от того, какого вида
проверка проводится.
Выборочная документальная проверка оформления учета материала складе. Ревизор выборочно проверяет порядок оформления учета материалов на складе. Источниками информации являются журнал учета поступающих грузов, специальная книга кладовщика, в которой отражаются материалы, находящиеся на ответственном хранении, карточки складского учета. Приступая к проверке сохранности материалов, ревизор должен оценить порядок ведения журнала учета поступающих грузов. Если ведется специальная книга кладовщика на материалы, находящиеся на временном ответственном хранении, следует изучить порядок работы с этой книгой.
Отдельно анализируется порядок работы с карточками складского учета. Необходимо выяснить, имеются ли у кладовщика образцы подписей лиц, которые уполномочены распоряжаться материальными ценностями на складе, выводит ли кладовщик остаток в карточке после каждой записи о поступлении или расходовании материалов. Ревизор должен установить, есть ли в карточках еженедельные подписи работника материального отдела бухгалтерии о проверке карточки.
Проверка соблюдения порядка и сроков проведения инвентаризаций материалов инвентаризационной комиссией организации. Ревизор определяет наличие (отсутствие) ситуаций, при которых проведение инвентаризаций обязательно. При выявлении таких ситуаций, ревизор обязан проверить результаты инвентаризаций по каждому случаю за изучаемый период. При этом ревизор должен обращать внимание на то, проводятся инвентаризации постоянно действующей комиссией или комиссия назначается отдельно на каждый случай.
Проверяется правильность организации проведения инвентаризации, полнота, достоверность и точность данных в описи фактических остатков материалов, правильность указания в описи отличительных признаков материалов, а также правильность оформления результатов инвентаризации, наложенных взысканий и изменений (корректировок), внесенных в учетные формы и регистры.
Инвентаризация материалов. До начала проверки фактического наличия имущества ревизору надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Он визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (дата)», что должно служить бухгалтерии организации основанием для определения остатков на складе началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие доверенности па получение имущества.
Проверенные на складе партии сырья или материалов члены комиссии записывают в той последовательности, в какой идет инвентаризация. Записи делаются в черновиках. Ведутся как минимум два черновика. Один черновик заполняет материально ответственное лицо, Другой - кто-нибудь из членов инвентаризационной комиссии. По мере необходимости записи в двух черновиках сверяются. И только по окончании инвентаризации оформляется инвентаризационная опись. В инвентаризационной описи ценности расположены по наименованиям и артикулам, значащимся в учете, что часто не соответствует порядку их расположения на складе. Достоинство описанного метода ведения записи (сначала в черновиках, потом в инвентаризационных описях) состоит в том, что записи о материальных ценностях вносятся в черновики в такой последовательности, в которой они расположены на складе, и если кто-нибудь из участников инвентаризации не внес в свой экземпляр черновика какую-то партию сырья, то при повторной проверке ее можно быстро обнаружить по месту нахождения. В некоторых случаях запись проверенных в натуре материальных ценностей целесообразно вести трем лицам: материально ответственному лицу, председателю ревизионной комиссии и контолеру-ревизору.
Инвентаризационные описи заполняются не менее чем в двух экземплярах четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях но номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях, записанных на данной странице. В описях необходимо указывать полное наименование товаров, тары, их номенклатурные и прейскурантные номера, артикулы, сорта и другие отличительные признаки, предусмотренные прейскурантами, количество мест, единицы измерения, массу-брутто, массу-нетто или количество, Цену за единицу и сумму, а также другие необходимые данные. Запрещается записывать в опись массу товаров по трафарету, обозначенному на таре, без ее вскрытия и осмотра содержимого. Исключение допускается в тех случаях, когда распаковка может повлечь за собой снижение качества товара или когда товар хранится в неповрежденной таре поставщика. Однако в обоих случаях необходима выборочная проверка.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки - они прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Нельзя записывать в опись остатки ТМЦ по данным бухгалтерского учета, а также со слов кладовщика и других лиц. Каждую страницу и опись в целом при условии обязательного подсчета натуральных единиц подписывают все участники ревизии, в том числе материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку в том, что им предъявлены для проверки все ценности, ревизия проведена правильно и претензий к ревизионной комиссии (ревизору) нет.
На основе данных учета и инвентаризационных описей бухгалтерия под наблюдением председателя инвентаризационной комиссии составляет сличительные ведомости. Если ТМЦ учитываются в натуральном и стоимостном выражении, то суммы их излишков и недостач в сличительных ведомостях указываются в соответствии с оценкой в бухгалтерском учете. Если в учете не указана цена, но есть сведения о количестве и общей стоимости ТМЦ, ее определяют делением общей стоимости ТМЦ на их количество и сверяются с прейскурантной ценой. Там, где ведут учет только по стоимости, например в магазинах, итоги инвентаризации оформляют актом инвентаризации.
Бывают случаи, когда по книжным данным остатки материальных ценностей значатся либо в количественном, либо в денежном выражении или полученная цена не соответствует прейскуранту или цене, указанной в документах поставщика. Эти данные переносят в сличительные ведомости и выводят расхождения: излишки или недостачи. Такое положение часто приводит к сокрытию недостач, растрат и хищений. Для устранения этого недостатка перед составлением сличительной ведомости необходимо проверить, соответствует ли учетная цена материалов их цене по прейскуранту или документам поставщика. Если имеются отклонения, нужно выявить причину и установить соответствие этих цен. Обычно остатки ТМЦ по книжным данным либо в количественном, либо в денежном выражении получаются в результате неправильной таксировки приходных и расходных документов.
Сличительная ведомость и акт инвентаризации должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии. За книжные остатки по бухгалтерии расписывается бухгалтер.
В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В этом случае взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица и в отношении ТМЦ одного и того же наименования. Материально ответственные лица по результатам инвентаризации, в том числе по пересортице, дают подробные объяснения.
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения относительно причин, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
По всем другим выявленным расхождениям материально ответственные лица представляют письменные объяснения. Излагаемые в этих объяснениях факты должны быть тщательно проверены; их нужно принимать во внимание при определении окончательных итогов, если эти итоги подтверждаются проверками, либо отклонять.
Материальные ценности, переданные для переработки сторонним организациям, инвентаризуют путем взаимной сверки остатков этих материальных ценностей, значащихся в бухгалтерском учете проверяемой организации и организаций-подрядчиков. Для этого ревизор служебной запиской сообщает организации-подрядчику об имеющихся у него показателях с просьбой подтвердить их. Иногда целесообразно затребовать от организации-подрядчика сведения о количестве ТМЦ, находящихся в переработке, для сопоставления с данными учета ревизуемой организации.
Инвентаризационные ведомости составляются отдельно на материалы в пути, материальные ценности, принятые на хранение или в переработку, и на материалы, переданные для переработки сторонним организациям.
Иногда при инвентаризации обнаруживаются ТМЦ, не пригодные к использованию. Они фиксируются в отдельных инвентаризационных описях. Инвентаризационная комиссия устанавливает причины порчи ТМЦ и виновных в этом лиц. Если принято решение списать ТМЦ, их приходуют по цене возможного использования, а разность между учетной стоимостью и стоимостью по цене возможной реализации относят на виновных в порче должностных лиц либо на финансовые результаты.
При зачете недостач и излишков в результате пересортицы могут возникнуть суммовые разницы. Недостачи относятся в начет материально ответственным лицам, излишки приходуются с выявлением причин и виновников возникновения. На практике встречаются суммовые разницы, которые образуются в результате неправильного применения цен по вине бухгалтерии или вследствие округления.
Особенно внимательно следует проверить законность и размер применяемых норм естественной убыли на отдельные материалы, правильность исчисления суммы естественной убыли и ее списания (не списывались ли материалы под видом естественной убыли до установления недостачи данного вида ТМЦ).
Все документы инвентаризации: приказ о проведении инвентаризации, расписки, черновые описи, инвентаризационные описи, письменные объяснения и заявления материально ответственных лиц, а также сличительные ведомости - должны быть скреплены вместе и представлены в инвентаризационную комиссию для рассмотрения и принятия решения по результатам инвентаризации, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете того месяца, когда проводилась инвентаризация, в срок до 10 дней после окончания инвентаризации.
7. Ревизия списания материалов в производство
На начальном этапе проверки проводится изучение документов, оформляющих выбытие материальных ценностей. При отпуске МЦ по лимитно-заборной карте (ЛЗК) ревизору необходимо сверить фактический порядок движения карт с соответствующим распорядительным документам, которым они были введены в организацию. Если в организации выписывают две лимитно- заборные карты, необходимо сверить подписи, даты и суммовые значения в каждом экземпляре. Отклонения в данных между ЛЗК цехов, кладовых и складов могут стать основанием для требования объяснений с МОЛ. Если в организации выписывают одну ЛЗК, то данные таких карт необходимо сверить с информацией карточек учета материалов формы М-17. При обнаружении возврата МЦ по ЛЗК следует дать экономическую оценку действий должностных лиц, допустивших избыточный отпуск материалов со склада. Особое внимание нужно уделять документам на разовый отпуск материалов со склада. Ревизору необходимо изучить порядок согласования отпуска материалов по требованиям формы 10-А и его фактическое соблюдение должностными лицами организации. Данные требований (подписи, даты, суммы) сверяются с данными журналов регистрации требований, карточек учета материалов. Основными вопросами проверки правильности расходования сырья и материалов в производстве является обоснованность, документальная определенность норм расхода и их соблюдение в процессе производства. Приступая к проверке, ревизор должен выяснить, когда в последний раз пересматривались действующие в организации нормативные расходы сырья и учтены ли изменения в технологии производства, приводящие, например, к усовершенствованию конструкции изделия и сокращению фактического расхода сырья. Если на одно и то же изделие установлено несколько различных норм расхода, что связано с технологическими особенностями, ревизор обязан выяснить сколько изделий и по какой технологии изготовила организация за изучаемый период и учтена ли технология при организации расхода по нормам. Установив правильность норм, ревизор должен проверить, как эти нормы соблюдаются в производстве. Для этого необходимо в действующих подразделениях предприятия сопоставить реальные нормы с данными, представленными ревизором. Они должны соответствовать друг другу. Например, при проверке машинно-строительного завода ревизор, изучая действующие в цехах нормы расхода листов металла, установил, что нормы, по которым завод отчитывается, выше норм, действующих в цехах. Работники объяснили это тем, что поставщики присылают листы металла не мерной ширины, включая в общий вес металла часть кромки листа. Кроме того, часть металла на практике расходуется на технологические нужды, которые якобы в цеховых нормах не учтены. Чтобы разобраться в этом, ревизор тщательно изучил технологические условия поставщика металла, проверил счета поставщиков, ознакомился на складе с количеством неизрасходованных листов и не подтвердил объяснений работников. В ходе дальнейшей проверки было установлено, что поставщик из-за отсутствия оборудования для резки кромочной части действительно поставлял металл немерной ширины. Однако эта немерная часть присылалась заводу сверх фондов и по цене отходов. Выяснилось, что на технологические нужды на заводе расходовалось значительно меньшее количество металла, чем предусмотрено в нормах. Таким образом, чтобы убедиться правильно ли рассчитаны нормы расхода материала на единицу изделия, ревизору необходимо выполнить достаточно большое количество исследовательских процедур. В частности, для организации, где характерно значительное отклонение от норм расхода материалов, целесообразно организовывать выпуск контрольных партий изделий (с целью определения фактического расхода материалов на них, то есть контрольный запуск сырья в производство). Для наиболее системного изложения результатов в акте ревизии, выявленные перерасходы материалов целесообразно обобщать по причинам их возникновения, видам продукции, местам перерасхода и виновным лицам. Важнейшим орудием злоупотреблений в материальной сфере, как правило, являются интеллектуальные подлоги. Злоупотребления в материальной сфере часто условно разделяют на следующие группы: при заготовлении и приобретении материалов. Здесь возможно сокрытие фактически поступивших материалов. Это выявляется путем сверки документов на не поступившие грузы с данными железнодорожных документов. Здесь также возможно фиктивное оприходование не поступивших материалов. Как правило, это лишь начало незаконных операций. Такая операция требует продолжения, так как сама по себе не может пройти незамеченной. Фиктивно оприходованные по подложным документам материалы, затем якобы передаются в производство. Их списание во многих случаях ведет к снижению качества продукции, то есть недовложению. Для оперативного реагирования на такие операции целесообразно проводить сквозную инвентаризацию ТМЦ (склады + производство). При хранении материалов на складах может иметь место прямое или замаскированное хищение. Прямое обычно носит временный характер до наличия перекрываемых излишков. При этом недостача может быть перекрыта фиктивными документами. Здесь также возможно накопление излишков материала путём неполного их отпуска в производство. Накопленные излишки вывозятся и реализуются на сторону. Данный вид нарушения может быть выявлен при проведении инвентаризационных мероприятий.
8. Ревизия производственного и хозяйственного инвентаря
Документальная проверка оформления поступления, учета и списания инвентаря. Тщательной проверке должны подвергаться операции поступления, отпуска и списания инвентаря. Правильность и полнота оприходования инвентаря определяется на основании записей по дебету субсчета 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», счета 10 «Материалы» и по документам банка на перечисление денежных средств предприятиям-поставщикам инвентаря, а также путем встречной проверки у поставщиков.
В ходе ревизии изучаются документальное и фактическое осуществление внесистемного учета инвентаря, наличие утвержденных норм запаса, отпуска. Расхода, проверяется обоснованность норм и их соблюдение.
Важно проверить, все ли объекты инвентаря закреплены за материально-ответственными лицами, наличие заключенных договоров о материальной ответственности.
Ревизор должен выяснить, какие сроки службы хозяйственного инвентаря установлены в организации, на каких основаниях и кто их определяет.
^ Порядок инвентаризации инвентаря такой же, как и инвентаризация основных средств.
Ревизор должен проверить, не приобретались ли предметы хозяйственного инвентаря, не нужные организации. Обнаружив такие факты, необходимо определить размер причиненного ущерба и предъявить его к возмещению. Ревизор должен обратить внимание на наличие инвентарных номеров, состояние инвентаря.
Инструменты.
Ревизия инструментов проводится по таким направлениям:
1. Выборочная документальная проверка отнесения инструментов в состав основных средств либо материалов.
В ходе ревизии необходимо определить, какими критериями руководствуется организация, принимая решение об отнесении инструментов к внеоборотным либо оборотным активам. В организации должен быть установлен и нормативно закреплен порядок такого разграничения. Ревизор должен выяснить, есть ли такой порядок и соблюдается ли он; утвержден ли в организации список лиц, отвечающих за инструменты, переданные в эксплуатацию, имеются ли в наличии договоры о материальной ответственности с такими лицами.
2. Документальная проверка оформления поступления, учета и списания инструментов.
Тщательной проверке подвергаются операции поступления, отпуска и списания инструментов.
Правильность и полнота оприходования устанавливается на основании записей по дебету субсчета «Инструменты» счета 10 «Материалы» и по документам банка на перечисление денежных средств поставщикам инструментов, а также проведением встречной проверки у поставщиков.
В ходе ревизии проверяются:
Документальное оформление и фактическое осуществление внесистемного учета инструментов;
Есть ли утвержденные нормы запаса, отпуска, расхода;
Обоснованны ли нормы и соблюдаются ли они;
Маркируются ли инструменты и приспособления.
Порядок инвентаризации инструментов и приспособлений такой же, как и порядок инвентаризации материалов.
Инструменты, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инструменты заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
Инструменты, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются; на них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности. Ревизор проверяет, как оформлены акты на списание: указан ли состав комиссии, сроки использования инструментов, их стоимость; причина выбытия; сумма, подлежащая погашению виновными лицами; количество полученных и оприходованных в результате выбытия материальных ценностей; есть ли виза лица, утвердившего списание; правильно ли определены результаты от списания инструментов; своевременно ли отражены эти операции на счетах бухучета.
Если инструменты проданы своим работникам, ревизор обязан определить, реализуются ли эти предметы по рыночным ценам, своевременно ли проводится оплата, не допускаются ли случаи отпуска без оплаты.
^ Шины. Ревизия операций с шинами имеет свои особенности. Ревизор проверяет операции поступления, движения, списания автомобильных шин, а также состояние их учета на складе и в эксплуатации.
По первичным документам и учетным карточкам ревизор определяет:
Не было ли отпуска шин со склада без учета количества возвращаемых негодных шин;
Правильно ли проводится оценка возвращенных из эксплуатации шин при их сдаче на восстановление, а также шин, полученных после восстановления.
Своевременно ли и правильно составляются акты для предъявления рекламаций заводам, осуществляется ли контроль за прохождением рекламаций и правильностью принятых по ним решений;
Всегда ли составляются акты на шины, вышедшие из строя по вине водителей, своевременно ли они рассматриваются должностными лицами, своевременно и правильно ли отражаются в учете суммы, подлежащие взысканию.
В ходе ревизии проверяются документальное оформление и фактическое осуществление внесистемного учета шин.
Ревизор обязан проверить реализацию шин своим работникам.
^ Порядок инвентаризации шин.
Кроме ежегодной инвентаризации специальная комиссия не реже одного раза в квартал производит выборочную проверку наличия автомобильных шин на колесах автомобилей, в запасе и в оборотном фонде путем сличения фактического наличия шин по номерам с данными карточек учета работы автомобильных шин (по местам нахождения и материально ответственным лицам).
Инвентаризация осуществляется путем осмотра каждой шины. В описях шины отражаются по тем же правилам, что и материалы.
Допускается составление групповых инвентарных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с их распиской в описи.
Шины, пришедшие в негодность и несписанные, в опись не включаются; на них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности дальнейшего использования в хозяйственных целях.
9. Ревизия поступления основных средств
Ревизия основных средств — проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций с основными средствами хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия основных средств может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка.
Цели и задачи ревизии основных средств[]
Целью ревизии основных средств является проверка законности и правильности:
документального оформления операций поступления, перемещения и выбытия основных средств,
определения первоначальной стоимости основных средств,
начисления и включения в издержки производства амортизационных отчислений основных средств,
определения остаточной стоимости основных средств,
отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по движению основных средств,
состояния, условий хранения, сохранности и эффективности использования основных средств.
Основной российский нормативный правовой акт, регламентирующий порядок учёта основных средств — положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01).
Условия, необходимые для принятия к учёту активов как основных средств:
Использование для производства или для управленческих нужд организации.
Использование в течение длительного времени (не менее 12 месяцев).
Не предполагается последующая перепродажа указанного актива.
Способность актива приносить доход в будущем.
В составе основных средств учитываются:
здания,
сооружения,
передаточные устройства,
рабочие и силовые машины и оборудование,
измерительные и регулирующие приборы и устройства,
вычислительная и организационная техника,
транспортные средства,
инструмент,
производственный и хозяйственный инвентарь,
рабочий и продуктивный скот,
служебные животные,
многолетние насаждения,
оружие и специальная техника,
библиотечный фонд,
капитальные вложения в улучшения земель (мелиорация, ирригация, осушение и проч.).
К основным средствам НЕ относятся:
объекты, числящиеся как готовые изделия у предприятий — изготовителей либо как товары в торговой организации,
объекты, находящиеся в пути или в процессе монтажа и пусконаладки,
специальная и форменная одежда, обувь, постельные принадлежности, а также посуда,
временные (нетитульные) здания, сооружения и устройства,
объекты предназначенные для сдачи в прокат,
молодняк животных и животные на откорме,
многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
Проверка операций по поступлению основных средств[]
Основной целью этапа является проверка принятия основных средств к учёту и формирования их первоначальной стоимости:
Включение в первоначальную стоимость (а не отнесение на издержки производства) следующих фактических затрат на приобретение, сооружение либо изготовление основных средств:
платежи поставщику в соответствии с договором купли-продажи,
платежи за осуществление работ по договору строительного подряда,
платежи за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства,
регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведённые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств,
таможенные пошлины,
суммы невозмещаемых налогов, уплаченных в связи с приобретением объекта основных средств,
вознаграждения, уплаченные посреднику, через которого приобретён объект основных средств,
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением либо изготовлением основного средства.
Невключение в фактические затраты общехозяйственных и других аналогичных расходов.
Для основных средств, внесённых как вклад в уставный капитал — порядок признания и согласования учредителями их денежной оценки.
Для основных средств, полученных безвозмездно — текущая рыночная стоимость на дату принятия к учёту.
Правильное определение первоначальной стоимости играет важную роль для последующего правильного начисления амортизации, то есть постепенного переноса расходов по приобретению основного средства на стоимость готовой продукции.
Проверка операций по изменению стоимости основных средств[]
Изменение стоимости основных средств возможно в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения, то есть работ капитального характера, осуществление которых улучшает нормативные показатели функционирования основного средства. Новую стоимость как сумму первоначальной стоимости и указанных капитальных расходов называют восстановительной стоимостью, новая остаточная стоимость объекта вычисляется как разность между восстановительной стоимостью и начисленной к этому времени амортизацией. Соответственно, новые амортизационные отчисления рассчитываются исходя из восстановительной стоимости и нового срока службы объекта.
Наибольшую сложность представляет собой разделение затрат на расходы текущего характера (включаемые в себестоимость продукции) и капитальные расходы, формирующие восстановительную стоимость основного средства. На этом этапе ревизии основных средств проверяется:
Наличие в организации плана ремонта основных средств.
Наличие материалов предварительного обследования основных средств:
акта обследования,
перечня выявленных дефектов,
предложений по характеру восстановительных работ.
Расход материалов на восстановительные работы.
Окончание и приёмка в эксплуатацию реконструированного (модернизированного) объекта по акту.
Внесение изменений в регистры учёта основных средств.
Проверка расчётов амортизации основных средств[]
Ревизору следует обратить внимание на следующие вопросы, где вероятны ошибки и нарушения:
Неначисление амортизации:
по объектам жилищного фонда,
по объектам, не входящим в состав основных средств,
по объектам, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (непроизведённые активы: земля, объекты природопользования).
Соблюдение порядка применения избранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов в течение всего срока полезного использования.
Организация надлежащего контроля за движением основных средств незначительной стоимости.
Правильность определение срока полезного использования.
Пересмотр срока полезного использования в случае реконструкции (модернизации).
Прекращение начисления амортизации после полного погашения первоначальной (восстановительной) стоимости либо после списания объекта с учёта.
Приостановление начисления амортизации в случае консервации на длительный срок.
Проверка сохранности основных средств[]
На этом этапе могут проверяться следующие аспекты организации работы с основными средствами:
Качество осуществления инвентаризаций основных средств:
соблюдение сроков и порядка инвентаризаций,
порядок подведения итогов инвентаризаций,
принятие решений по урегулированию выявленных расхождений,
правильность отражения результатов инвентаризаций в бухгалтерском учёте.
Своевременность и полнота закрепления основных средств за материально-ответственными лицами:
издание приказов, которыми утверждается список материально-ответственных лиц,
наличие договоров о полной материальной ответственности,
наличие и работоспособность технических средств охраны помещений.
Выявление фактического наличия основных средств.
Проверка операций по перемещению основных средств[]
При проверке внутреннего перемещения основных средств необходимо определить целесообразность такого перемещения и причины, по которым основное средство сразу не было передано в подразделение-получатель. При этом также нужно проконтролировать:
Оприходование основного средства в новом подразделении.
Перезакрепление основного средства за другим материально-ответственным лицом.
Проверка операций выбытия основных средств[]
При продаже основного средства:
проверяются полномочия лица, подписавшего договор купли-продажи (в частности, имеет ли право руководитель предприятия принимать решения о продаже основных средств указанной стоимости, или это могут делать только учредители).
изучается соотношение цены продажи и рыночной стоимости основного средства.
При ликвидации основного средства отдельно изучается каждый случай преждевременной ликвидации недоамортизированных основных средств. Проверяется компетентность лиц, входящих в ликвидационную комиссию, причины списания объекта, устанавливаются лица, виновные в преждевременном выходе объекта из строя.
При ликвидации основного средства, выслужившего полезный срок использования и непригодного для дальнейшей эксплуатации, выясняется:
каким образом реализована возможность использования отдельных узлов и деталей списываемого объекта,
правильно ли определена оценка узлов, деталей и материалов, пригодных для дальнейшего использования, сданы ли они на соответствующий склад,
определён ли вес металлического лома (в том числе, лома драгоценных металлов),
осуществлено ли их оприходование по учёту.
10. Ревизия сохранности основных средств
Прежде всего при ревизии, проводимой по этому направлению, нужно проверить условия сохранности основных средств
При проверке качества осуществления инвентаризаций проводится документальный кон-троль: • соблюдения сроков и порядка инвентаризаций; • порядка подведения итогов инвентаризаций; • решений по урегулированию выявленных расхождений; • правильности отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета
При проверке своевременности и полноты закрепления основных средств за материаль-но ответственными лицами по местам нахождения объектов осуществляется документальный и фактический контроль
В первом случае происходит проверка: • приказов, которыми утвержден список материально ответственных лиц; • договоров о материальной ответственности. Во втором случае происходит проверка: • наличия сигнализации в помещении, где хранятся объекты; • наличия решеток на окнах в местах хранения объектов; • работы охранных систем
При проверке достоверности учетных данных о наличии основных средств на 1-е число месяца начала ревизии осуществляется документальный контроль соблюдения правил ведения карточек основных средств; при этом данные инвентарных карточек сличаются с данными Главной книги, данные первичных документов и технической документации — с данными инвентарных карточек
При проверке наличия основных средств осуществляется фактический контроль и состав-ляются: • опись имеющихся в наличии основных средств; • опись имеющихся в наличии оборудования, машин, транспортных средств; • опись имеющихся в наличии арендованных средств; • опись зданий, сооружений и других объектов недвижимости; • сличительные ведомости
По результатам проверки условий сохранности основных средств делаются соответствую-щие выводы, в зависимости от которых даются необходимые рекомендации
Проверка соблюдения порядка и сроков проведения обязательных инвентаризаций ос-новных средств. Ревизионная комиссия (ревизор) устанавливает наличие (отсутствие) условий, при которых проведение инвентаризации основных средств обязательно: • проводится один раз в три года обязательная инвентаризация основных средств; • сменились материально ответственные лица; • установлены факты хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; • произошло стихийное бедствие
При выявлении таких фактов ревизионная комиссия (ревизор) обязана проверить результаты инвентаризации по каждому случаю за изучаемый период. Нужно обращать внимание на то, осуще-ствляет инвентаризации постоянно действующая в организации комиссия или комиссия назначается отдельно на каждый случай, а также на правильность организации, проведения инвентаризации, полноту, достоверность и точность данных о фактических остатках основных средств, правильность указания отличительных признаков основных средств, а также правильность оформления результа-тов инвентаризации, наложенных взысканий и изменений (корректировок), внесенных в учетные формы и регистры
11. Ревизия операций по ремонту основных средств
Контроль операций по капитальному ремонту основных средств целесообразно начинать с проверки правильности составления плана и смет капитального ремонта и анализа его выполнения по видам основных средств. Особое внимание обращается на реальность составления смет. Иногда их составляют после завершения капитального ремонта объекта и соответственно сметную стоимость ремонта приравнивают к фактическим затратам. Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра, их утверждает руководитель предприятия. Сметы на капитальный ремонт машин и оборудования составляются также по данным актов технического осмотра и ведомости дефектов, в которых указывают узлы, детали и агрегаты, пришедшие в негодность и подлежащие замене или восстановлению.
При проверке капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядным способом, следует установить, имеются ли договора подряда и не была ли превышена стоимость ремонта, обусловленная договором.
Для выяснения причин удорожания капитального ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, необходимо проверить правильность формирования затрат по статьям затрат.
Проверяя операции по ремонту основных средств, нужно установить, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов и запасных частей, которые впоследствии были похищены; не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы. Целесообразность и законность операций по ремонту устанавливаются на основе проверки первичных документов: нарядов на сдельные работы, накладных и лимитно-заборных карт на расход материальных ценностей, ведомостей дефектов на ремонт машин, актов приемки выполненных работ. Чтобы установить факты незаконного списания запасных частей и ремонтных материалов на выполненные работы, следует широко использовать встречную сверку документов, контроль документов по взаимосвязанным операциям, опрос должностных и материально ответственных лиц, выборочную контрольную инвентаризацию выполненных ремонтных работ, письменные запросы подрядчиков, выполнявших те или иные работы.
Особое место должно быть отведено проверке качества капитального ремонта основных средств. Здесь необходимо по данным первичных документов и оперативной отчетности о работе машин и оборудования установить количество простоев из-за технических неисправностей и сверхнормативное количество текущих ремонтов. Длительность межремонтных периодов проверяется по отметкам в инвентарных карточках.
В заключение следует проверить правильность учета затрат на проведение ремонтов основных средств. В этом случае надо руководствоваться тем положением, что предприятие может по своему усмотрению применять один из следующих вариантов включения в себестоимость продукции, работ, услуг расходов по ремонту основных средств:
1. Фактические затраты по всем видам ремонтов (капитальный, средний, текущий) списывают на себестоимость продукции, работ, услуг непосредственно по мере их осуществления.
2. Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых самими предприятиями на год. В этом случае фактические затраты на проведение ремонтов списываются на счет 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей" (субсчет "Ремонтный фонд"). Разница между фактическими затратами и отчислениями в ремонтный фонд остается на счете 96 как расходы, не перекрытые средствами фондов, которые в следующем году относят на расходы будущих периодов с последующим списанием на затраты производства в течение не более чем 5 лет (равномерными долями или в соответствии со сметой). Неиспользованные суммы ремонтного фонда переходят на следующий год и используются предприятием на ремонт.
3. Резервирование предстоящих затрат по ремонту основных средств исходя из сметной стоимости ремонта и определяемого самим предприятием норматива, с учетом разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, отнесенной по нормативу на себестоимость продукции, работ, услуг в составе расходов будущих периодов. Неиспользованные суммы резерва предстоящих затрат по ремонту основных средств сторнируются с уменьшением себестоимости продукции, работ, услуг.
12. Ревизия аренды основных средств
Ревизор должен проверить экономическую целесообразность арендных операций. Анализ эффективности сдачи в аренду основных средств основан на изучении условий договора аренды (к которым относятся время аренды, величина арендной платы, условия содержания сданных в аренду основных средств) и данных бухгалтерского учета. В обязательном порядке проверяется, по какой ставке (цене) взимается арендная плата, возмещав ли она суммы амортизационных отчислений (а также прочих расходов, связанных с арендой), своевременно ли (в соответствии с условиями дого-вора) проводится сторонами текущий и капитальный ремонт. Выводы об экономической эффектив-ности приводятся в материалах проведенной ревизии. При этом указываются лица, принявшие ре-шение о сдаче в аренду основных средств, которое повлекло за собой убытки от укачанных опера-ций. Ревизор обращает внимание на возможные случаи покрытия недостач основных средств за счет арендованных объектов
13. Ревизия операций выбытия основных средств
Такие операции необходимо проверять сплошным методом. Различают следующие операции по выбытию основных средств: безвозмездная передача их другим организациям; ликвидация в связи с полным износом и непригодностью для дальнейшей эксплуатации, вследствие гибели из-за стихийных бедствий пли аварий; продажа за плату согласно действующему законодательству, а также в случаях выявления недостачи или порчи основных средств.
Безвозмездная передача основных средств с баланса строи тельной организации на баланс другой организации может производиться, в соответствии с Законом о государственном пред приятии (объединении). При проверке операций по безвозмездной передаче основных средств другим организациям обращается внимание на наличие доверенности получателя, письменного подтверждения (авизо) об оприходовании принятых основных средств, правильность определения износа с учетом срока эксплуатации, фактическую дату списания переданных основных средств с баланса строительной организации.
Первоначальная стоимость безвозмездно переданных основных средств на основании актов приемки-передачи отражается в журнале-ордере № 13 по дебету счета 85 «Уставный фонд» и кредиту счета 01 «Основные средства», а сумма износа — по дебету счета 02 «Износ основных средств» и кредиту счета 85. Проводя встречные проверки, ревизор должен выяснить, нет ли фактов необоснованной безвозмездной передачи основных средств профсоюзным, общественным и кооперативным организациям.
Выбытие (ликвидация) основных средств в связи с полным износом, непригодностью для дальнейшей эксплуатации по при чине стихийных бедствий и аварий оформляется актами о ликвидации основных средств (ф. № ОС-4). В соответствии с установленным порядком для определения непригодности основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание в строительных организациях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе: главного инженера, главного механика, главного энергетика, главного бухгалтера, а также представителей структурных подразделений и общественности.
При проверке обоснованности и правильности списания основных средств в связи с полным физическим и моральным из носом ревизор должен установить обоснованность в актах ссылок на нецелесообразность или невозможность восстановления объекта, выяснить причины выбытия, сверить данные о балансовой стоимости и степени износа, год изготовления и срок эксплуатации, указанные в актах ликвидации основных средств, с аналогичными показателями инвентарных карточек.
Следует иметь в виду, что строительные организации стоимость ликвидированных основных средств и расходы, связанные с их ликвидацией (сносом и разборкой зданий и сооружений, демонтажем оборудования и т. п.), относят на уменьшение уставного фонда, а сумму фактически начисленного износа за все время их службы — на увеличение уставного фонда.
14. Сущность, задачи и обязательность проведения инвентаризации
состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.
Для обеспечения контроля за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухучета - инвентаризация, т.е. установление фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации.
Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актив.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Обязательные инвентаризации проводятся:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов - раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;
при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Основными целями инвентаризации являются:
проверка правильности данных текущего учета и выявления допущенных ошибок;
отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций;
контроль сохранности имущества;
контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов;
проверка условий и порядка хранения товаров;
выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;
проверка соблюдения принципа материальной ответственности;
проверка состояния учета и организация движения товарных запасов;
проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т.д.
Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:
выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям - штрафам за сокрытие прибыли и пр.;
изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т.д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально;
стихийные бедствия, пожар, авария и т.д.;
кражи, злоупотребления;
недоверие к материально ответственному лицу;
проведение ревизий, аудиторских проверок;
при смене бригадира при бригадной материальной ответственности;
по требованию судебно-следственных органов.
10.2.
Виды инвентаризаций
Выделяют следующие виды инвентаризаций:
по объему - полная и частичная;
по методу проведения - выборочная и сплошная;
по назначению - плановая, внеплановая, повторная, контрольная.
Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватывают также все виды средств, в том числе ценности, не принадлежащие организации (арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т.д.).
Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть средств организации, называется частичной инвентаризацией. К ней относятся, например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственных лиц, и т.д.
При выборочной инвентаризации у конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.
Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.
Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем, причем сроки проведения ее не подлежат оглашению.
Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений).
Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.
Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.д., где проводилась инвентаризация.
15. Регулирование инвентаризационных ризниц и оформление результатов инвентаризации
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
5.2. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
5.3. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях - на уменьшение финансирования (фондов).
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
5.4. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
5.5. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
5.6. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение N 5 к настоящим указаниям).
31. Порядок проверки операций по расчетному счету (часть 3)
Экзаменационные билеты по предмету «Менеджмент»