1. Понятие, необходимость, значение и функции контроля.
Контроль — это функция процесса управления, его важнейшая часть, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля на предприятии необходимо учитывать факторы, предопределяющие эффективность проведения этой управленческой функции. В их составе выделим главные: •
организационные — объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в организационной структуре управления (кому подчиняется, права, ответственность, полномочия); •
масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля; • контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации; •
затраты на контроль — средства, связанные с организацией контрольной функции и ее информационным обеспечением.
Ответственная роль данной функции раскрывается при рассмотрении ее как процесса, состоящего из нескольких этапов.
Этапы процесса контроля
Являясь составной частью процесса управления, контроль обладает всеми процессными характеристиками и может быть представлен в виде составляющих его этапов (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Этапы процесса контроля
На первом этапе устанавливаются параметры организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и направления дальнейшего движения. В специальной литературе они рассматриваются как стандарты, нормы и планы или, обобщенно, как конкретные цели, динамика которых поддается измерению. Их выбору и определению придается большое значение, и это не случайно, так как их величины — это важная точка отсчета для каждой организации.
Устанавливая стандарты, нормы и плановые задания, каждая организация исходит прежде всего из представления о своем предназначении, из четко сформулированных вйдения и миссии, а также целей функционирования и развития.
Видение, миссия и цели отражают тот путь, который намечен на будущее, и диктуют главные направления движения. Именно они предопределяют те «вершины», которые надо взять, показывают, на что надо ориентироваться, для чего привлекать и как использовать ресурсы. Из этого можно сделать вывод, что стандарты могут и должны пересматриваться и прежде всего потому, что в их основе лежат планы, которые представляют собой прогнозы и составляются на определенные периоды времени.
Чтобы выполнять контрольную функцию, стандарты должны быть конкретными, в противном случае сравнение с ними достигнутых результатов невозможно. Если руководство организацией, например, считает своей главной задачей в предстоящем периоде улучшение качества обслуживания своих клиентов, то стандарт должен быть выражен в конкретных измерителях, позволяющих отследить выполнение этого задания. Поэтому формулировку стандарта в виде лозунга типа: «В течение планового периода повысить качество обслуживания клиентов» следует отвергнуть и вместо этого предложить конкретное плановое задание. Например, для пассажирской службы аэропорта оно может быть сформулировано так: «В течение планового периода сократить время ожидания багажа прибывшими пассажирами с 20 до 12 минут». Эти 12 минут и составят один из стандартов в работе аэропорта, для его достижения будут предприняты необходимые меры и выделены ресурсы. Таким образом, стандартом устанавливается результат, который должен быть получен в течение определенного периода времени.
В то же время в жизни любой организации имеется достаточно много целевых установок, которые трудно или даже невозможно измерить с помощью количественных показателей и цифр. В качестве примера можно привести такие, как: создание благоприятного климата в коллективе, улучшение системы взаимоотношений по вертикали власти, удовлетворение от работы, более внимательное отношение к партнерам и т. п.
В таких случаях компании нередко прибегают к выявлению мнения трудового коллектива, проводят обследования, интервью и используют не прямые, а косвенные измерители. Например, состояние климата в коллективе может оцениваться по числу конфликтных ситуаций или трудовых споров, степень удовлетворенности работой — по динамике увольнений.
Тогда стандарты приобретут количественное измерение, например: «В течение планового периода сократить количество конфликтов в организации с 12 до 4». Условность таких измерений очевидна, так как на эти показатели могут оказывать влияние множество разных факторов, в том числе и таких, которые не имеют прямого отношения к стандартам. Например, низкий уровень увольнений может быть результатом высокого уровня безработицы, а снижение числа конфликтов или трудовых споров может отражать ситуацию страха потерять единственную возможность работы.
Субъективный характер этих целевых установок усложняет процесс сравнения, контроля и требует большого искусства от менеджера в выявлении истинных причин отклонений. Но даже при всех недостатках косвенных измерителей они необходимы, так как позволяют отслеживать процессы и своевременно корректировать отклонения. А это лучше, чем принятие решений тогда, когда проявились все отрицательные последствия неуправляемых изменений.
Большое значение имеет решение вопроса о том, кто должен устанавливать стандарты. Исследования показывают, что оптимальным является вариант, при котором в этом процессе принимают участие работники организации, непосредственно влияющие на соответствующие параметры. Во-первых, потому, что сам факт их участия приводит к повышению заинтересованности в достижении установленных параметров, а во-вторых, при таком подходе происходит интенсивный обмен знаниями и опытом между менеджерами разных уровней, что повышает качество стандартов и плановых установок. Чтобы реально воздействовать на поведение людей, стандарты должны быть напряженными, но достижимыми. Как правило, такие стандарты мотивируют людей, нереальные же (слишком завышенные или, наоборот, заниженные и легко достижимые) расхолаживают, вызывают неприязнь и отрицательно сказываются на результатах.
На втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса — выбор таких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей. Это означает, во-первых, что измерение должно быть выборочным, и, во- вторых, что оно должно соответствовать составу стандартов, норм и плановых заданий.
На третьем этапе осуществляется сравнение фактически достигнутых данных с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону, выявить факторы и условия и перейти к следующему, последнему, этапу контроля. Важно отметить, что это сравнение не является задачей только тех работников, которые специализируются на выполнении контрольной функции, работая в соответствующих звеньях структуры управления. Контроль, по существу, является неотъемлемой частью труда всех работающих — от рабочих до высших менеджеров. Сравнение каждым работником того, что сделано с тем, что задано, увеличивает возможности организации для достижения результата в любом процессе.
На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и предпринимаются действия по корректировке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов: •
положительные, когда фактические параметры лучше запланированных. В этом случае корректировочные действия направляются на усиление мер, приведших к такому результату, например увеличиваются размеры поощрений труда, инвестиции, расширяются производственные мощности и т. д.; •
отрицательные, когда фактические данные оказались хуже запланированных. Выявленные в процессе анализа факторы позволяют определить направление мер по исправлению положения, например по усилению руководства, повышению уровня квалификации работников, а иногда и по пересмотру самих стандартов; •
нейтральные, когда организация функционирует в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не требуется. Последнее, однако, не означает прекращение процедуры оценки, так как баланс между стандартами и фактическими показателями может быть нарушен в любой момент времени.
2. Место контроля в системе управления.
Контроль разделяют на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль включает введение в практику определенных правил, процедур и линий поведения. Они вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Необходимо составлять четкие должностные инструкции, эффективно доводить цели до подчиненных, набирать кадры, квалификация которых соответствует их обязанностям.
Цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет давать желаемый результат, и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления.
В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей. [9]
Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является: 1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления; 2) “обособленной” стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
3. Классификация видов контроля.
Известны различные виды контроля и признаки их классификации. В качестве последних могут быть особенности субъектов контроля, характер задач, взаимоотношение субъекта контроля с подконтрольным объектом, используемые методы и техника контроля, и др.
Выделяют следующие виды контроля:
- формальный,
- реальный,
- внутренний и
- внешний виды контроля.
В специальной литературе по менеджменту в последние годы авторы чаще указывают три вида контроля:
- предварительный,
- текущий и
- итоговый.
В зависимости от субъекта различают:
- государственный,
- ведомственный,
- общественный виды контроля, которые, в свою очередь, могут иметь подвиды.
Их относят к общим, поскольку эти виды используются во всех сферах общественной и государственной жизни.
При организации контроля необходимо учитывать следующее: выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, предложения по устранению, работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.
Пока далеко не каждое предприятие имеет четкую систему внутрихозяйственного контроля. Между тем она должна обеспечивать организационные, технические и экономические условия, гарантирующие принципиальность контроля. Одновременно контроль должен быть систематическим, массовым, гласным, включать разнообразные формы и способы самоконтроля.
Подобная переплетенность предопределила формирование и внедрение в деятельность предприятий, организаций и учреждений всеобъемлющую концепцию планирования, контроля, отчетности и менеджмента, получившую название “контроллинг”.
Если рассматривать контроль вне рамок контроллинга, а ограничиться его стержнем – сравнением заданного и действительного значений, то следует различать контроль по критерию “зависимости от процесса”. Такой подход важен для правильности оценки управленческого решения.
Непосредственная зависимость от процесса имеется, если носитель контроля сам определяет реализуемые или подлежащие ответственности результаты.
Косвенная зависимость от процесса имеется, если деятельность по контролю осуществляется лицом, которое связано должностными обязанностями по отношению к лицу, ответственному за результаты подконтрольной деятельности.
Независимость от процесса имеется, если лицо, осуществляющее контроль, ни прямо, ни косвенно не зависят от контролируемого процесса.
Принято различать:
- собственно контроль – это деятельность, которая осуществляется непосредственно или косвенно зависящими от процесса лицами;
- проверка (ревизия, аудит) – это деятельность по контролю, которая осуществляется лицами, ни прямо, ни косвенно не зависящими от оцениваемого процесса, результата.
Классификация видов контроля производится по следующим основаниям:
а) по принадлежности к предприятию носителя контроля (внутренний и внешний контроль или проверка);
б) по обязательности контроля (добровольный контроль, контроль согласно уставу, договорный контроль, контроль согласно законодательства);
в) по объекту контроля (контроль за объектом, контроль за решением, контроль за результатами);
г) по регулярности (регулярный и нерегулярный контроль, специальные проверки);
д) по объему контроля (полный, сплошной или выборочный контроль);
е) по отношению к времени реализации контролируемых управленческих решений и действий (предварительный, текущий и последующий контроль).
4. Классификация форм контроля.
В зависимости от вида информационного обеспечения контроля различают: а) документальный контроль – это проверка документов; б) фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, контрольного завеса и т. д.
Наиболее эффективно сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невозможен либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы уничтожены при пожаре).
Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля: 1) камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа, и как правило, является документальной; 2) выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.
В зависимости от момента совершения контролируемых операций законодательными (представительными) органами различают следующие виды контроля: 1) предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете; 2) текущий (оперативный) – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов; 3) последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
В зависимости от охвата операций управляемого субъекта в ходе осуществления контроля различают следующие виды контроля: комплексный (полный) – ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий, научно-исследовательских и научно-испытательных учреждений, других учреждений и организаций, осуществляющих операционно-производственную деятельность и состоящих на сметно-бюджетном финансировании; • тематические контрольные проверки – это форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности государственной собственности.
В зависимости от уровня организации финансового контроля различают финансовый контроль на уровне: • государства; • субъекта РФ; • муниципалитета; отрасли; • отдельного предприятия; • структурного подразделения (цеха, участка и т. д.) организации.
В зависимости от нормативной базы осуществления контроля различают финансовый контроль, осуществляемый на основании: Конституции РФ, конституционных федеральных законов; • федеральных законов; • законов субъектов РФ; • нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; • нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ; • локальных нормативных актов.;
В зависимости от сферы осуществления финансового контроля различают следующие его виды: валютный; • налоговый; • таможенный; • наличного денежного оборота и др.
В зависимости от источника финансирования различают следующие виды финансового контроля: за счет проверяемого субъекта; за счет управляющего субъекта; за счет третьих лиц.
5. Предмет и метод контроля
Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйственного контроля является управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности имущества субъекта хозяйствования и (или) собственника.
Как правило, в поле действия функции контроля попадают поимущественно отрицательные отклонения отдельных частей управляемого объекта от установленных критериев. В общей системе управления контролируется состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства и реализации продукции (работ, услуг). Однако в отличие от функций анализа, где рассматриваются эти процессы взаимосвязано, контроль во многих случаях носит локальный характер, в основном ориентирован на выявление отклонений, оказывающих негативное влияние на конечные результаты деятельности организации.
Иное содержание имеет и предмет бухгалтерского учета, который ограничивается лишь той частью процесса производства, которая может быть представлена информацией, выраженной в натуральном и денежном измерителе, определяющей состояние и использование средств и их источников в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Рыночные условия хозяйствования значительно расширяют перечень объектов контроля, а также сферы его применения, т. е. проникновение контроля не только в финансово-хозяйственную, но и в производственную, снабженческо-сбытовую деятельность организаций. В связи с этим становится объемнее и его предмет.
Следовательно, предметом контроля в современных условиях хозяйствования является планомерное и целенаправленное комплексное исследование различных сторон деятельности организации с целью всесторонней оценки результатов ее деятельности, предупреждение фактов бесхозяйственности и злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования финансовых средств и материальных ценностей, изыскания резервов повышения эффективности конечных результатов деятельности организации.
Метод (от греческого methodos - путь, исследование, прослеживание) - это способ достижения поставленной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В процессе осуществления контроля, при изучении различных сторон деятельности организаций широко используются такие всеобщие методы познания, как сравнение, анализ и синтез, а также логические методы исследования - дедукция и индукция.
Сравнение предоставляет контролирующим органам возможность всестороннего исследования финансовых и хозяйственных операций, установления причин, оказавших влияние на конечные результаты деятельности субъекта контроля. Например, сравнение фактического расхода материалов с установленными нормами позволяет выявить их экономию или перерасход и в случаях перерасхода материальных ресурсов установить причины и виновных в этом лиц.
Анализ позволяет изучить отдельные операции, факты хозяйственной деятельности, определить степень влияния отдельных факторов, как положительных, так и отрицательных, на конечные результаты деятельности контролируемой организации. Вместе с тем анализ не может дать общей картины действительности. Ее можно получить только с помощью синтеза, который является противоположностью анализа.
Синтез позволяет обобщить установленные факты, отделить в их массе типичные от случайных, основные от второстепенных.
В ходе осуществления контрольных действий эффективен метод дедукции, рассчитанный на получение обоснованных выводов путем перехода от обобщенных синтетических показателей к частным единичным фактам, а именно от показателей бухгалтерской и статистической отчетности через регистры синтетического и аналитического учета до сплошного или выборочного исследования первичных документов.
Индуктивные методы исследования предусматривают обратную последовательность контрольных действий: от первичных документов через учетные регистры до бухгалтерской и статистической отчетности.
В то же время контроль имеет собственный метод, отличный от метода бухгалтерского учета и метода экономического анализа. Он представляет собой комплексное изучение экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. В его основе лежит использование системы способов и приемов документального и фактического контроля, раскрывающих его комплексный характер и специфичность метода. Правильный выбор приемов контроля в значительной мере предопределяет качество и эффективность его результатов.
6. Основные задачи и направления государственного финансового контроля
В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).
Финансовый контроль государственных организаций – это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:
1) налоги и другие обязательные платежи;
2) соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;
3) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.
Организации, осуществляющие финансовый контроль, могут быть как государственными, так и негосударственными.
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.
Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.
Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внезапные.
7. Парламентский бюджетный контроль
Контроль за исполнением бюджета — важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
Две формы контроля за исполнением бюджета. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный.
Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:
• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
• право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;
• право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов;
• право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.
Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает:
• право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
• право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
• право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
• право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.
8. Финансовый контроль органов исполнительной власти
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.
Основные задачи данного контроля:
выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.
Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.
Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.
Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:
понесенные убытки в полном объеме;
расходы на проведение перепроверки;
штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.
Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.
Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля:
- Счетная палата Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);
- Министерство РФ по налогам и сборам (правопреемник бывшей Государственной налоговой службы РФ);
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
- контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
- иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
9. Организация и проведение ревизии Росфиннадзором
Функции и полномочия Росфиннадзора
В функции Росфиннадзора входит проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования денежных средств; проведение мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере; а также организация с участием органов исполнительной власти проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям. К функциям Росфиннадзора можно отнести организацию, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
В своей деятельности Росфиннадзор руководствуется законодательством РФ и международными договорами РФ.
Росфиннадзор – главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета.
К полномочиям Росфиннадзора относится проверка и контроль использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; сбор, накопление и обработка и хранение отчетности и прочих документов.
Проверки Росфиннадзора
Целью проверки Росфиннадзора является определение правомерности (целевого характера, эффективности и экономности) использования средств бюджетов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (п. 4 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н).
Проверки Росфиннадзора могут быть плановые и внеплановые.
Плановые проверки Росфиннадзор проводит в соответствии с графиком, опубликованным на его официальном сайте. Из раздела «Сведения о деятельности» этого сайта организован доступ к плану ревизий (проверок).
Внеплановые проверки не включаются в планы контрольной работы Росфиннадзора (п. 41 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н). Они проводятся по следующим основаниям:
поручение руководителя Росфиннадзора (территориального органа);
поручение или обращение от аппарата Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Минфина России, Генеральной прокуратуры;
проведение встречной ревизии (проверки).
Внеплановые проверки обязательно согласовываются с центральным аппаратом Росфиннадзора. Исключением является тот случай, когда такая проверка назначается по поручению, поступившему из центрального аппарата Росфиннадзора.
Такой порядок установлен в пункте 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н.
Частота проведения внеплановых проверок Росфиннадзором законодательством не ограничена.
Проверяемый период указывается в удостоверении на проведение ревизии (проверки) (п. 66 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н).
10. Содержание и основные задачи ревизии
Предметом ревизии, так же как и бухгалтерского учета, является производственная и хозяйственно-финансовая деятельность организаций и предприятий. Документальная ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проводится путем сплошного или выборочного просмотра первичных документов, учетных регистров, форм отчетности, правильности записей в них за определенный промежуток времени, а также проверки совершения хозяйственных операций. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль. От других методов контроля документальная ревизия отличается регулярностью и определенной периодичностью. Она позволяет наиболее полно и глубоко проверять результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Перед документальными ревизиями ставятся различные задачи. Ревизии отличаются по характеру проверки, полноте охвата первичных документов и учетных регистров и т.д. В связи с этим документальные ревизии классифицируются по различным признакам.
В зависимости от того, какие органы назначают ревизии, они делятся на ведомственные и вневедомственные. Ревизии, проводимые контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерства, ведомства, концерны, тресты и т.д.) в подведомственных им предприятиях, организациях и учреждениях, называются ведомственными, а проводимые органами Комитета государственного контроля, Министерством по налогам и сборам и другими государственными органами управления, — вневедомственными.
Ревизии, проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации не более одного раза в год. Ревизии, не предусмотренные планом, относятся к внеплановым. Как правило, внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям вышестоящей организации для проверки поступивших с мест сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, хищениях, а также по требованию судебно-следственных органов, Комитета государственного контроля и др. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений имущества, документальная ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.
По охвату проверяемых объектов различают ревизии сплошные и выборочные. Сплошные ревизии предусматривают проверку всех объектов учета за весь проверяемый период. Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и документов не за весь ревизуемый период, а за время, заранее намеченное ревизором. Однако и при выборочной ревизии отдельные операции подвергаются сплошной проверке.
По характеру и перечню проверяемых хозяйственных операций ревизии могут быть полными и частичными. Полная ревизия предусматривает проверку всей предпринимательской деятельности организации за весь ревизуемый период. При частичной ревизии проверяется только определенная часть предпринимательской деятельности организации.
По глубине проверки, объему и составу ревизующих различают ре-визии комплексные, некомплексные (тематические) и сквозные. При комплексной ревизии проверяются все стороны предпринимательской деятельности организации. Они, как правило, проводятся бригадами, в состав которых, кроме бухгалтеров-ревизоров, включаются специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы предпринимательской деятельности.
Некомплексные (тематические) ревизии назначаются для проверки отдельных вопросов одновременно в нескольких подведомственных организациях. Они обычно проводятся для детального изучения ка- ких-либо вопросов и разработки конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Например, такие ревизии могут производиться для проверки обеспечения сохранности имущества, правильности использования фонда заработной платы и др.
Сквозными называются ревизии, в процессе которых проверяется деятельность не только объединения, но и подведомственных ему организаций.
Ревизии могут быть также повторными и дополнительными. Они проводятся, если предыдущие проверки не позволили вскрыть некото-
рые факты хищений и злоупотреблений, и если необходим дополнительный материал для привлечения виновных к ответственности. Обычно причиной повторной ревизии являются некачественное проведение контрольно-ревизионных работ.
Задачи документальной ревизии предусматривают следующее:
» изучение действующей у проверяемого субъекта предпринима-тельской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
» проверка документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
сопоставление данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
« сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другими операциями;
» проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
проверка соблюдения установленного порядка ведения организации бухгалтерского учета денежных средства и материальных ценностей, организации их сохранности, состояния пропускной системы;
проверка состояния внутрихозяйственного контроля;
другие вопросы, определенные программой ревизии.
Основные цели ревизии — выявление резервов предпринимательской деятельности, повышение ее эффективности и качества работы; усиление режима экономии в использовании денежных средств и мате-риальных ценностей; укрепление государственной дисциплины; устранение причин и условий образования потерь, недостач и т.д.
Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
11. Классификация видов ревизии
Ревизии подразделяются на несколько видов:
По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.
По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.
По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.
12. Отличие ревизии от аудита
Отличие аудита от ревизии можно классифицировать по следующим признакам:
По цели: аудит – предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации;
ревизия – выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц.
По задачам:
Задачи аудита: подтверждение аудиторским заключением проверенной информации;
Задачи ревизии: обнаружить незаконные и нецелесообразные операции; принять меры относительно возмещения нанесенного вреда и привлечения ответственности виновных лиц; профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.
По характеру отношений:
Аудит: предпринимательская деятельность.
Ревизия: исполнительская деятельность.
По правовому регулированию:
При аудите отношения между аудитором и клиентом регулируются хозяйственным и гражданским правом, отношения строятся на основе договора, имеют горизонтальную связь, характерными признаками которой являются добровольность, равноправие и подотчетность аудита заказчику.
Отношения между ревизором и клиентом строятся по вертикальным связям на основании инструкций и распоряжений вышестоящих организаций или государственных органов. Ревизора назначают, а не выбирают.
По объектам:
Данные аудита не точные, а приблизительные. Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации и ухудшению финансового состояния предприятия.
Данные ревизии максимально точные. Ревизор выявляет все, что нарушает действующее законодательство. В качестве объекта ревизии выступают различные осуществленные на предприятии хозяйственные, финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и нашли свое соответствующее документальное отражение. Ревизия на каждом конкретном субъекте хозяйствования охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в капитале.
По затратам:
Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и на себестоимость продукции.
При ревизии оплату проводят за счет бюджета.
По практическим задачам:
Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, оказание консультационных услуг.
Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений.
По ответственности:
Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и пользователями согласно нормам гражданского права, перед АПУ – согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности».
Ревизор несет ответственность перед органом, назначившим ревизию согласно нормам трудового права.
По результатам проверки:
Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудируемой информации, высказывает мнение относительно достоверности финансовой отчетности. При написании письма руководству (отчета аудитора) предоставляет рекомендации для заказчика. Сохраняет конфиденциальность информации, полученной от заказчика.
Ревизор составляет акт ревизии, в котором указывает все выявленные недостатки и вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба. Передает информацию вышестоящему органу, при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным условием является освещение информации.
13. Принципы организации ревизии и внутреннего аудита
Ревизия
Ревизия является одним из методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.
Ревизия — это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.
Основными задачами ревизии являются:
выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности;
установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц;
принятие мер по возмещению причиненного ущерба, выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.
В процессе ревизии:
фиксируются только документально подтвержденные факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений;
выявляются неиспользованные резервы эффективности производства;
проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учёту и отчётности.
В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные. Ревизии, проводимые внутри организации, называются внутрихозяйственными. В их обязанности входит контроль деятельности структурных подразделений организации.
По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности организации и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Ревизии в рамках деятельности организации проводятся, как правило, один раз в год перед проведением годового собрания.
Ревизия является формой государственного контроля. Он охватывает контроль бюджетных правоотношений.
Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента РФ, Совета Федерации РФ, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов федерации: Счетная палата, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ и другие.
Для проведения ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который является официальным финансовым документом. На его основе разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Внутренний аудит
Внутренний аудит проводится систематически, а число выполняемых им обязанностей значительно больше. Объектом контроля внутреннего аудита является не только бухгалтерская служба, но и другие подразделения, для которых на стадии тестирования и планирования были определены риски.
Внутренний аудит может проводиться специализированной компанией или внешним консультантом (аутсорсинг). Внешний аудитор также может оказывать услуги по оценке, разработке и внедрению систем внутреннего финансового контроля и систем управления рисками при условии, что персонал аудиторской организации не выполняет функций управления.
В отношении оказания услуг по внутреннему аудиту внешним аудитором организации следует руководствоваться «Правилами независимости аудиторов России», одобренными Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 71 от 22.12.2008, Правило 18). Чтобы нейтрализовать возникающие в этом случае риски угрозы независимости, необходимо, чтобы менеджмент аудируемой организации нес ответственность за:
всеобъемлющую систему внутреннего контроля (создание и поддержание системы внутреннего контроля, включая ежедневный контроль и необходимые процедуры в отношении авторизации, выполнения и записей бухгалтерских транзакций);
определение границ, рисков и частоты исполнения внутренних аудиторских процедур;
исполнение предписаний, которые были даны аудируемой организации, в случае проведения внутреннего аудита и обычной аудиторской проверки.
Если внешний аудитор не уверен в выполнении данных предписаний, ни он, ни аудиторская фирма, ни какой бы то ни было член ее аудиторской сети не может участвовать в проведении внутреннего аудита аудируемой организации.
Как правило, внешний аудитор должен воздерживаться от оказания клиенту аудиторской проверки услуг внутреннего аудита, поскольку они могут подразумевать выполнение аудиторской организацией услуг, выходящих за рамки общепринятых стандартов аудиторской деятельности.
Исполнение значительной части функций внутреннего аудита в организации клиента может создать угрозу отсутствия или ослабления самоконтроля, и аудиторская организация должна оценить такую угрозу. В Законе Сарбейнса-Оксли содержится запрет на оказание внешним аудитором услуг по внутреннему контролю для публичных компаний.
Основные различия внутреннего аудита и ревизии представлены в табл. 2.
14. Обязанности права и ответственность ревизоров
Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных обязанностей он обязан:
− знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в практической работе;
− владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;
− объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин вскрытых нарушений и злоупотреблений;
− оказывать помощь работникам ревизуемой организации в устранении вскрытых недостатков и допущенных нарушений, объяснять действующие положения, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания;
− участвовать в выработке мер по устранению выявленных в процессе ревизии недостатков и нарушений в работе ревизуемой организации;
− доложить коллективу ревизуемой организации результаты ревизии;
− проверить выполнение решений по результатам предыдущей ревизии и отразить в акте полноту и своевременность его выполнения и др.
Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:
− требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии материалов, характеризующих деятельность ревизуемой организации и отдельных должностных лиц;
− требовать от руководителя ревизуемой организации проведения контрольных обмеров выполненных объемов работ, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; проводить контрольные проверки правильности их проведения;
− рассматривать и опечатывать при необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;
− запрашивать от других организаций (предприятий, учреждений) справки и копии документов по операциям с ревизуемой организацией;
− изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гарантируется;
− получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий;
− передавать по согласованию с лицом, назначившим ревизию, материалы в правоохранительные органы, принимать меры к возмещению ущерба и привлечению к административной и дисциплинарной ответственности виновных лиц и др.
Ревизору запрещается:
− оказывать давление;
− употреблять обвинительные суждения;
− угрожать наказанием;
− давать оценку должностным лицам;
− высказывать предположения;
− поддаваться на провокации;
− участвовать в увеселительных мероприятиях (например, праздновании дней рождения сотрудников проверяемой организации);
− допускать неделовые отношения;
− прикасаться к проверяемым материальным ценностям;
− привлекать на роль экспертов специалистов ревизуемой организации.
Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях.
Обязанности сотрудников ревизуемой организации по взаимодействию с ревизорами следующие:
− готовить к ревизионной проверке документы согласно определенному перечню;
− оказывать сотрудникам ревизионной группы содействие в осуществлении ими своих функций, создавать условия для своевременного и полного проведения ревизии, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
− оперативно устранять выявленные при проведении ревизии нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
− не предпринимать никакие действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ревизии.
Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется, имеют право:
− присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей;
− знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним;
− знакомиться со всеми документами и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных проверяемыми лицами недостатков в работе, нарушениях или злоупотреблениях, а также произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба;
− представлять ревизору подлинные документы и другие материалы в оправдание своих действий.
Должностные лица несут ответственность за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего ревизору не представилось возможным установить истинное содержание хозяйственных операций и реальный размер причиненного организации материального ущерба, а также за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки материальных ресурсов, документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.
Ответственность должностных лиц определяется должностными инструкциями, разработанными на основании типовых должностных инструкций и утвержденными руководителем организации.
15. Обязанности, права и ответственность работников организации деятельность которых проверяется
В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования автоматизированных систем управления и компьютеризации и при наличии разных форм собственности значительно повышается роль контроля, усиливаются функции и задачи государственной контрольно-ревизионной службы.
Качество и эффективность ревизионной работы зависят от правильности подбора и квалификации ревизоров.
Основной служебной обязанностью ревизора является качественное и своевременное проведение ревизий и проверок. При выполнении служебных обязанностей он обязан:
- знать действующее законодательство, постановления правительства, приказы и распоряжения вышестоящих органов, инструктивные и другие нормативно-правовые материалы, относящиеся к деятельности ревизуемого предприятия, и строго ими руководствоваться в практической работе;
- владеть всем комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы и умело их использовать в процессе практической деятельности;
- объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, размера причиненного материального ущерба и причин вскрытых нарушений и злоупотреблений;
- оказывать помощь работникам ревизуемой организации в устранении вскрытых недостатков и допущенных нарушений, объяснять действующие положения, если ошибки и недостатки в работе были допущены в результате их незнания;
- участвовать в выработке мер по устранению выявленных в процессе ревизии недостатков и нарушений в работе ревизуемой организации;
-доложить коллективу ревизуемой организации результаты ревизии;
- проверить выполнение решений по результатам предыдущей ревизии и отразить в акте полноту и своевременность его выполнения и др.
Для успешного выполнения своих обязанностей ревизору предоставлены следующие права:
- требовать предъявления всех необходимых по ходу ревизии материалов, характеризующих деятельность ревизуемой организации и отдельных должностных лиц;
- требовать от руководителя ревизуемой организации проведения контрольных обмеров выполненных объемов работ, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; проводить контрольные проверки правильности их проведения;
- рассматривать и опечатывать при необходимости кассы, склады, кладовые, архивы и другие помещения;
- запрашивать от других организаций (предприятий, учреждений) справки и копии документов по операциям с ревизуемой организацией;
- изымать в установленном порядке подлинные документы, содержащие подлог, и сохранность которых не гарантируется;
- получать от должностных лиц письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий;
- передавать по согласованию с лицом, назначившим ревизию, материалы в правоохранительные органы, принимать меры к возмещению ущерба и привлечению к административной и дисциплинарной ответственности виновных лиц и др.
^ Ревизор несет ответственность в установленном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях.
^ Обязанности сотрудников ревизуемой организации по взаимодействию с ревизорами следующие:
- готовить к ревизионной проверке документы согласно определенному перечню;.
- оказывать сотрудникам ревизионной группы содействие в осуществлении ими своих функций, создавать условия для своевременного и полного проведения ревизии, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
- оперативно устранять выявленные при проведении ревизии нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не предпринимать никакие действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ревизии.
Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется, имеют право:
-присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей;
- знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним; У знакомиться со всеми документами и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных проверяемыми лицами недостатков в работе, нарушениях или злоупотреблениях, а также произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба;
- представлять ревизору подлинные документы и другие материалы в оправдание своих действий.
^ Должностные лица несут ответственность за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего ревизору не представилось возможным установить истинное содержание хозяйственных операций и реальный размер причиненного организации материального ущерба, а также за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки материальных ресурсов, документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.
Ответственность должностных лиц определяется должностными инструкциями, разработанными на основании типовых должностных инструкций и утвержденными руководителем организации.
1. Понятие, необходимость, значение и функции контроля (Часть 1)
Экзаменационные билеты по предмету «Менеджмент»