Билет 1
Сущность игры баскетбол. Баскетбол как средство физического воспитания
Баскетбол — спортивная игра, вошедшая в число самых распространенных игр, используемых как для массовой физкультурно-оздоровительной работы, так и для достижения высот спортивного мастерства.
Суть ее состоит в том, что игроки двух противодействующих команд, перемещаясь по размеченной площадке со специально оборудованными щитами, стремятся овладеть мячом и забросить его в корзину противника. Нападая, партнеры взаимодействуют с помощью передач и ведения мяча; защищаясь, используют разнообразные способы его отбора. Силовое воздействие запрещено, все приемы с мячом выполняют руками.
Игра отличается большой эмоциональностью, требует проявления разносторонних физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств. Эти особенности делают ее одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся. Она широко используется во всех звеньях физического воспитания, являясь составной частью программ общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений. Широко применяют баскетбол и в Армии.
Ознакомление с классификацией и техникой стойки баскетболиста
Имеет две формы - основную и защитную. Стойка баскетболиста характеризуется исходным положением, которое позволяет спортсмену быстро и результативно действовать без мяча или с ним. Основная стойка имеет расстановку ног на ширине плеч, с полусогнутыми коленями, где стопы могут стоять параллельно или одна нога выставлена вперед на длину стопы. Тяжесть тела равномерно распределена на обеих ногах на передней части стопы. При разведенных слегка руках в стороны, стойка будет защитная. Если в данном положении будет удерживаться мяч на уровне груди - основная
Правило 5-ти секунд в баскетболе
При вбрасывании мяча или при исполнении штрафного броска действует правило 5 секунд: именно столько отводится на то, чтобы мяч покинул руки игрока.
Билет 2
История развития баскетбола в Павлодарской области
Методика проведения вводно-подготовительной части урока по баскетболу
Вводная часть тренировки
Задачи вводной части тренировки:
1) Организация занимающихся;
2) Подготовка их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.
Средства вводной части занятия:
1) Строевые упражнения;
2) Упражнения на внимание;
3) Различные виды ходьбы, бега, прыжков;
4) Общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения;
5) Ранее изученные упражнения из техники баскетбола.
При проведении вводной части тренировки необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1) Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий;
2) Начинать занятие с построения и постановки задач;
3) Проводить подготовительную часть без значительных пауз;
4) При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой гимнастической терминологией;
5) Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц;
6) Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения;
7) Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к баскетболу.
Обязанности тренера во время соревнований по баскетболу.
7.1 Не позднее чем за двадцать (20) минут до времени начала игры, указанного в расписании, каждый тренер или его представитель должен передать секретарю список с фамилиями и соответствующими номерами членов команды, которые допущены к участию в игре, а также фамилией капитана команды, тренера и помощника тренера. Все члены команды, чьи фамилии внесены в протокол, имеют право играть, даже если они появляются в игровом зале после начала игры.
7.2 Не позднее чем за десять (10) минут до времени начала игры, указанного в расписании, оба тренера должны подтвердить свои согласия с фамилиями и соответствующими номерами членов своих команд и фамилиями тренеров, расписываясь в протоколе. В то же время они должны указать пятерых (5) игроков, которые начнут игру. Тренер команды ‘А’ первым предоставляет эту информацию.
7.3 Лица на скамейке команды являются единственными лицами, которым разрешается находиться и оставаться в пределах зоны скамейки своей команды.
7.4 Тренер и помощник тренера могут подходить к секретарскому столу в течение игры для получения статистической информации только в то время, когда мяч мертвый и игровые часы остановлены.
7.5 Тренеру или помощнику тренера (но только одному из них в любой момент) разрешается стоять во время игры. Они могут устно обращаться к игрокам во время игры при условии, что остаются в пределах зоны скамейки своей команды. Помощник тренера не должен обращаться к судьям.
7.6 Если в команде есть помощник тренера, его фамилия должна быть внесена в протокол до начала игры (его подпись в протоколе не требуется). Он должен исполнять все обязанности тренера в том случае, если по какой-либо причине тренер не сможет продолжать исполнять их сам.
7.7 Когда капитан покидает игровую площадку, тренер должен сообщить судье номер игрока, который будет исполнять обязанности капитана на игровой площадке.
7.8 Капитан должен исполнять обязанности тренера, если тренер отсутствует или не может продолжать исполнять свои обязанности и нет помощника тренера, внесенного в протокол (или если и он не может продолжать исполнять свои обязанности). Если капитан должен покинуть игровую площадку, он может продолжать исполнять обязанности тренера. Если он должен покинуть игровую площадку в результате дисквалифицирующего фола или не может исполнять обязанности тренера из-за травмы, то игрок, заменивший его в качестве капитана, может заменить его и в качестве тренера.
7.9 Тренер должен указать игрока, выполняющего штрафные броски своей команды, во всех случаях, когда такой игрок не определен Правилами.
Билет 3
Роль доктора Джеймса Нейсмита в становлении баскетбола
Дже́ймс Не́йсмит (англ. James Naismith; 6 ноября 1861 — 28 ноября 1939) — канадско-американский преподаватель, тренер и новатор, создатель баскетбола.
Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США. В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале.
В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой был хорошо знаком Джеймс Нейсмит: подбрасывая небольшой камень, играющий должен был поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня. По утверждению биографов Нейсмита[1], именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Джеймса зародилась в общих чертах «концепция баскетбола». Игра окончательно созрела, когда доктор Нейсмит стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд (штат Массачусетс)[2]. Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении — причем относительно небольшом по своим размерам. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины (по-английски «basket», отсюда и название новой игры) из-под фруктов (высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира). Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родилсябаскетбол.
Разучивание техники перемещений, остановок, поворотов
Бег. Бег игрока на площадке должен быть очень быстрым и разнообразным. Баскетболист должен уметь бежать лицом вперед, вперед спиной, боком и т. п. В связи с небольшими размерами площадки ему редко приходится бежать больше 12—15 м, чаще же 5—7 м. Известно, что в баскетболе вполне достаточно оторваться от противника на 60—90 см, чтобы получить мяч или даже забросить его в корзину. Для этого необходима резкость старта и быстрота первых шагов. За эти один-два шага всегда можно получить преимущество в 30—40 см; этого достаточно, чтоб быть недосягаемым для противника. Эффективность резкого старта увеличивается его неожиданностью.
Начало движения зависит только от нападающего игрока, и это предоставляет ему большую возможность для проявления инициативы. Старт может быть взят с места и в движении — изменение темпа рывком. Резкое снижение темпа или внезапная остановка также может помочь оторваться (отстать) от противника.
Остановка игрока. Баскетболист в игре, продвигаясь по площадке с мячом или без мяча, при необходимости должен уметь резко остановиться на любой скорости, не сделав пробежки, чтобы не потерять мяч. Овладеть искусством хорошей остановки можно лишь путем длительной и упорной работы. Чем быстрее движение, тем труднее остановиться. Остановка в основном зависит от работы ног (их силы и умения поставить правильно подошвы ног) и работы туловища.
При медленном движении остановка может быть сделана при помощи большого шага одной (любой) ноги вперед для упора.
Труднее остановиться при быстром или очень быстром беге. Чтобы остановиться при быстром беге, игрок производит один, более длинный шаг и делает основной упор на ногу, первой касающуюся земли после этого шага. Вторая нога, приземляющаяся позже, закрепляет остановку и вместе с отклонением назад туловища ликвидирует опасность дальнейшего продвижения по инерции (пробежка или падение).
Повороты. В баскетболе игрок может сделать с мячом только один или два шага, после чего он должен передать мяч партнеру, бросить его в корзину или вести мяч. Сопротивление противника часто лишает игрока этой возможности. В этом случае для того, чтобы освободиться от противника, защитить мяч или бросить его в корзину, нападающий применяет поворот. Поворот производится следующим образом: баскетболист опирается на одну ногу, на которой находится вес тела, и, не сдвигая ее с места, другой ногой толчком делает поворот в любую сторону.
Площадка для игры в баскетбол. Линии. Зоны.
Баскетбольная площадка — это игровая площадка для игры в баскетбол, которая представляет собой прямоугольную плоскую твердую поверхность без каких-либо препятствий. Для официальных соревнований ФИБА размеры игровой площадки должны быть 28 метров в длину и 15 метров в ширину от внутреннего края ограничивающих линий. Для всех других соревнований существующие игровые площадки должны быть с минимальными размерами 28х15 метров.[1]
Высота потолка или расстояние до самого низкого препятствия над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.
Центральный круг
Центральный круг размечается в центре площадки и имеет радиус 1,80 м, измеренный до внешнего края окружности.
Центральная линия
Центральная линия проводится параллельно лицевым линиям через середины боковых линий и должна выступать на 15 см за каждую боковую линию.
Ограничивающие линии
Линии, ограничивающие длинные стороны площадки, называются боковыми линиями, а линии, ограничивающие короткие стороны площадки – лицевыми.
Трехочковая линия
Зоной трехочковых бросков с игры является вся игровая площадка, за исключением области около корзины соперника, ограниченной трехочковой линией — полукруг радиусом 6,75 м (c 1-го октября 2010 г.), проведенный до пересечения с параллельными (лицевыми) линиями.
Линии штрафного броска
Линия штрафного броска наносится длиной 3,60 метров параллельно каждой лицевой линии так, чтобы ее дальний край располагался на расстоянии 5,80 метров от внутреннего края лицевой линии, а ее середина находилась на воображаемой линии, соединяющей середины обеих лицевых линий.
Билет 4
Классификация техники перемещения в нападении
Передвижения - основа техники баскетбола. С помощью этих приемов игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его противника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения других приемов.
Ходьба. Ходьба используется главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом.
Бег. Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной в перед, быстро изменять направление и скорость бега.
Прыжки. Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет до 130-140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняется чаще с места из положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяется обычно при выполнении бросков в корзину и при борьбе за отскок. Прыжок толчком одной ногой выполняется с короткого разбега. Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. При выполнении ряда технических приемов с мячом в безопорном положении очень важным считается умение игрока выпрыгивать на достаточную высоту без активного участия рук, быстро и своевременно.
Остановки. В соответствии с игровой ситуациейбаскетболист использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки противника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами. При первом способе игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одновременно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. При втором способе остановки используется так называемый двухшажный ритм (двухшажная техника). Здесь игрок предпоследний короткий шаг делает с подседом и со смещением от центра тяжести в направлении обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню.
Повороты. Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия меча от выбивания. Есть два способа поворотов - вперед и назад. Поворотом в перед называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворотами назад - те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной. При повороте на месте игрок переносит основной центр тяжести тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота.
Разучивание техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди
Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов.
Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.
Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи).
Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:
-не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;
-движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлест¬ко;
-ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.
Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.
Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.
Мячи для игры в баскетбол.
Баскетбольный мяч — накачанный мяч для игры в баскетбол. Мяч должен иметь сферическую форму и быть установленного оттенка оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Масса мяча (официально принятого размера 7) составляет 567—650 г, окружность — 750—780 мм. Используются также и мячи меньших размеров: в играх мужских команд используются мячи «размер 7», в играх женских команд — «размер 6», в матчах по мини-баскетболу — «размер 5».[1] Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (англ. indoor) и универсальные, то есть пригодные для использования и в помещениях, и на улице (англ. indoor/outdoor).
Билет 5
Урок баскетбола в школе
Подготовительная часть урока. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы:
- Подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач.
- Подготовить учащихся к овладению некоторыми упражнениями.
- Подготовить организм учащегося к выполнению действий с повышенной нагрузкой.
- Содействовать формированию осанки, ловкости.
Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение.
Далее учитель сообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия.
Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; преодоления препятствий; упражнения на внимание типа заданий и неожиданностей; обще-развивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.
Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, кругу, квадрате, треугольнике, дугами, и др.
Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач.
Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств.
Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся вслух или про себя по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.
Основная часть урока. Задачами основной части урока являются:
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения, предусмотренные планом данного урока;
- обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений;
- воспитание физических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма;
- содействовать моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся;
- повышение уровня спортивных достижений учащихся.
Эти задачи и определяют особенности проведения основной части урока. В основной части учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений. Для этого следует максимально использовать все имеющиеся условия материальной базы. В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями физическими упражнениями к последующей работе на других уроках
Совершенствование техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди
Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов.
Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.
Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи).
Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:
-не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;
-движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлест¬ко;
-ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.
Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.
Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.
Жесты судей (5 жестов: персональный фол, технический фол, обоюдный фол, неспортивный фол, фол в нападении
Билет 6
Подготовительная часть урока по баскетболу в школе
Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств.
Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся вслух или про себя по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.
Классификация ловли мяча. Разучивание техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди.
Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов.
Положение игрока будет всегда зависеть от высоты полета мяча в момент ловли. В зависимости от высоты полета мяча применяется тот или иной прием ловли. Ловить можно обеими руками или одной.
Ловля мяча на высоте туловища и головы. Ловля двумя руками наиболее проста и надежна, поэтому во всех случаях, когда есть возможность, следует ловить именно двумя руками.
Ловля одной рукой менее надежна, чем двумя, поэтому одной рукой ловят, главным образом, в тех случаях, когда иначе поймать невозможно. В большинстве случаев одной рукой приходится ловить мяч, летящий далеко в стороне от игрока или за линией площадки.
Существует три приема ловли одной рукой: с поддержкой мяча, с прижиманием мяча и без прижимания.
Ловля двумя руками высоко летящего мяча (рис. 39). Мяч, летящий выше поднятых рук игрока, можно поймать только подпрыгнув.
Ловля двумя руками низко летящего мяча. Низко летящим мячом считается такой, который летит ниже пояса ловящего. Чтобы поймать такой мяч, нужно сильно согнуть колени и одновременно наклониться вперед. Руки с опущенными и свободно расставленными пальцами вытянуть в сторону мяча вперед-вниз.
Ловля катящегося мяча. Если мяч катится прямо на игрока, то надежнее всего принимать его обеими руками. Для этого нужно встать на пути мяча; ступни ног немного расставить или одну ногу выдвинуть вперед; сгибая ноги в коленях, нагнуться вперед, руки опустить вниз ладонями, обращенными вперед, пальцы несколько развести и образовать специальное углубление, в которое свободно войдет мяч; концы пальцев должны почти касаться площадки.
Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.
Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи).
Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:
-не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;
-движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлест¬ко;
-ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.
Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.
Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.
Временные ограничение в баскетболе. Жесты судьи
Раньше на владение мячом в баскетболе не существовало временных ограничений, но после изменений в 1960-е годы лимит на владения мячом составлял, 30 сек в ФИБА и 24 сек в НБА. После 2000 года в ФИБА лимит времени так же составлял, 24 сек. Если время владения мечом кончается, то мяч отдается во владения другой команды. За соблюдением правила «24 секунд» следит специальный оператор, который входит в состав судейской бригады.
В баскетболе, помимо правила 24 секунд, существует правило 3 секунд. Оно заключается в том, что игрок атакующей команды не может находиться в ограниченной зоне ( ее часто называют трехсекундной зоной) соперника более 3 секунд. В случае нарушения мяч переходит к другой команде.
И еще одно правило об ограничении времени в баскетболе – это правило «восьми секунд» . Т. е. если команда не успеет за данный промежуток времени вывести мяч со своей половины, то мяч так же переходит во владения другой команде.
Если после окончания основного времени в баскетболе счет равный, то добавляется еще 5 дополнительных минут (овертайм) . В случае равного счета после овертайма, добавляется, еще один овертайм и так будет продолжаться, пока одна команд не наберет большее количество очков по окончании игрового времени.
Жесты баскетбольных судей служат для того, чтобы объяснить, как зрителям, так и судьям-секретарям, какой пункт правил баскетбола был нарушен, кем он был нарушен и какие санкции понесет нарушивший правила игрок.
Билет 7
Заключительная часть урока по баскетболу в школе
В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями физическими упражнениями к последующей работе на других уроках. Это можно обеспечить спокойной ходьбой, а так же растяжкой на основные группы мышц. Так же в заключительной части нужно подвести итоги урока и дать задания на дом.
Совершенствование техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди
Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов.
Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.
Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи).
Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:
-не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;
-движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлест¬ко;
-ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.
Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.
Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.
Статус мяча - «Живой мяч» в баскетболе
Статус мяча введён для констатации непосредственно игрового процесса или его остановки. Характеристикой игрового процесса является определение «живой» мяч. Характеристикой остановки – «мёртвый» мяч.
Ситуация «живого» мяча возникает, когда:
Мяч выпускается из рук старшего судьи, при подбрасывании во время спорного броска, в начале первого периода.
При выполнении штрафного броска, он оказывается в руках игрока, выполняющего бросок.
При вбрасывании мяча из-за боковой или лицевой линии, он оказывается в руках игрока, выполняющего вбрасывание.
Билет 8
Основная часть урока по баскетболу в школе.
Основная часть урока. Задачами основной части урока являются:
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения, предусмотренные планом данного урока;
- обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений;
- воспитание физических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма;
- содействовать моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся;
- повышение уровня спортивных достижений учащихся.
Эти задачи и определяют особенности проведения основной части урока. В основной части учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений. Для этого следует максимально использовать все имеющиеся условия материальной базы
Классификация ведения мяча в баскетболе. Ознакомление с техникой ведения мяча.
Ведение мяча в баскетболе - прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.
Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.
Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступней.
Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).
Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партнеров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периопереключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно.
Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.
Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.
Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.
Статус мяча - «Мёртвый мяч» в баскетболе
Статус мяча введён для констатации непосредственно игрового процесса или его остановки. Характеристикой игрового процесса является определение «живой» мяч. Характеристикой остановки – «мёртвый» мяч.
Ситуация «мёртвого» мяча возникает, когда:
Мяч заброшен в корзину с игры или после штрафного броска.
Прозвучал свисток судьи, в ситуации «живого» мяча.
При выполнении штрафного, когда мяч не попадает в корзину, и за ним следует другой штрафной бросок или вбрасывание.
Сигнал игровых часов оповещает об окончании периода.
Заканчиваются 24 секунды, отведённые на атаку, и звучит сигнал устройства.
Мяча касается любой игрок, когда он находится в полёте после броска с игры, и прозвучал один из сигналов, оповещающих об остановке игры.
Бросок заканчивается и мяч не становится «мёртвым», если:
Прозвучал свисток судьи.
Прозвучал сигнал игровых часов или устройства 24 секунд.
Если судья даёт свисток о нарушении Правил, когда мяч находится в полёте после штрафного броска. Это не распространяется на игрока, выполняющего штрафной бросок.
Если совершается фол против игрока, который находится в процессе броска, и непрерывное движение заканчивается броском.
Попадание не засчитывается, и мяч становится «мёртвым»:
Если игрок начинает новый процесс броска после свистка судьи.
Звучит сигнал об окончании периода или 24 секунд, отведённых на атаку, и игрок находится в процессе броска.
Билет 9
Урок баскетбола в школе
Подготовительная часть урока. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы:
- Подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач.
- Подготовить учащихся к овладению некоторыми упражнениями.
- Подготовить организм учащегося к выполнению действий с повышенной нагрузкой.
- Содействовать формированию осанки, ловкости.
Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение.
Далее учитель сообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия.
Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; преодоления препятствий; упражнения на внимание типа заданий и неожиданностей; обще-развивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.
Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач.
Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств.
Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся вслух или про себя по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.
Основная часть урока. Задачами основной части урока являются:
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения, предусмотренные планом данного урока;
- обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений;
- воспитание физических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма;
- содействовать моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся;
- повышение уровня спортивных достижений учащихся.
Эти задачи и определяют особенности проведения основной части урока. В основной части учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений. Для этого следует максимально использовать все имеющиеся условия материальной базы. В заключительной части урока (3-5 мин.) необходимо создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями физическими упражнениями к последующей работе на других уроках
Классификация ведения в баскетболе. Разучивание техники ведения мяча
Ведение мяча в баскетболе - прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.
Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.
Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступней.
Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).
Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партнеров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периопереключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно.
Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.
Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.
Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.
Поочерёдное владение» мячом в баскетболе
12.4 Определение поочередного владения
12.4.1 Поочередное владение — это способ заставить мяч стать живым в результате вбрасывания вместо розыгрыша спорного броска.
12.4.2 Вбрасывание в результате процесса поочередного владения:
• Начинается, когда мяч оказывается в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.
• Заканчивается, когда:
- Мяч касается игрока на игровой площадке или мяча правильно касается игрок на игровой площадке.
- Команда, выполняющая вбрасывание, совершает нарушение.
- Живой мяч застревает между кольцом и щитом во время вбрасывания.
Билет 10
Материально-техническое обеспечение урока. Нестандартное оборудование
Материально-техническая оснащенность включает спортивные со¬оружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований, тренировки и восстановления. Продуктивность тренировочных заня¬тий во многом зависит от технических средств обучения: тренажеров, автоматических систем управления (АСУ). Они применяются на всем протяжении подготовки спортсменов. Применение тренажеров дает возможность индивидуализировать учебно-тренировочный процесс и повысить интенсивность тренировочных занятий.
Тренажерами называют устройства, при помощи которых модели¬руются те или иные условия выполнения движений, режимы работы мышц в условиях структуры физического упражнения. Тренажеры имеют четкую целевую направленность:
1) тренажеры для технической подготовки, помогающие овладеть от¬дельными движениями двигательного действия, улучшить межмы¬шечную координацию или объединить отдельные движения в це¬лостное действие;
2) тренажеры для тактической подготовки (характерны для спортив¬ных игр и единоборств), способствующие развитию тактических способностей, тактического мышления; изучению тактики; реше¬нию тактических задач;
3) тренажеры для развития специальных физических способностей, для избирательного воздействия на отдельные группы мышц с уче¬том структуры соревновательных упражнений;
4) тренажеры для развития специальных физических способностей в единстве с совершенствованием техники (метод совмещенных или сопряженных воздействий);
5) тренажеры для оценки уровня подготовленности в системе комп¬лексного контроля.
АСУ обеспечивает получение информации, на основе которой осу¬ществляется управление всем тренировочным процессом на всех его этапах: от создания представления об изучаемом двигательном дейс¬твии, осмысления, формирования двигательного навыка до его приме¬нения в соревновательной деятельности. Некоторые виды АСУ предус¬матривают при тренировке специальную линию проводной или теле¬метрической связи спортсмена с ЭВМ.
Совершенствование техники ведения мяча
Ведение мяча в баскетболе - прием дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.
Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно поставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперника, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.
Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступней.
Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение равновесия и быстро изменять направления движения. Туловище слегка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не допускать соперника к мячу (но не отталкивать его!).
Для ведения характерна синхронность чередования шагов и движений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партнеров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно периопереключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно.
Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.
Обводка с изменением направления. Ее используют главным образом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.
Широко используется также способ обводки соперника с переводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой.
Персональный фол в баскетболе. Жесты судьи.
Персональный фол — наказание в баскетболе. Замечание игроку, фиксируемое в протоколе, за ошибку при контакте с соперником. В зависимости от характера ошибки различна степень наказания - от вбрасывания мяча пострадавшей командой из-за боковой линии до 3 штрафных бросков. Игрок не должен блокировать соперника, держать, толкать, сталкиваться с ним, ставить подножку, препятствовать его перемещению, выставляя руку, плечо, колено, бедро или ступню ноги. Он не должен сгибаться неестественным образом (вне своего цилиндра) и применять любую грубую тактику.[1]
Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов (в НБА — шесть), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков
Билет 1 Сущность игры баскетбол
Экзаменационные билеты по предмету «Физическая культура»