Организация системы специальных служб и их основные функции в области защиты информации в Великобритании

Доклад по предмету «Разведки иностранных государств»
Информация о работе
  • Тема: Организация системы специальных служб и их основные функции в области защиты информации в Великобритании
  • Количество скачиваний: 2
  • Тип: Доклад
  • Предмет: Разведки иностранных государств
  • Количество страниц: 5
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2014-04-10 08:13:11
  • Размер файла: 20.06 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Организация системы специальных служб и их основные функции в области защиты информации в Великобритании


Secret Intelligence Service / MI6

Как королевская служба английская разведка начала складываться еще в период становления Британской империи. Ее создание было обусловлено прежде всего потребностями государственной колониальной внешней политики важнейшей торговой и морской державы Европы. В марте 1909 г. премьер-министр Великобритании рекомендовал Комитету обороны империи обратить особое внимание на угрозу, исходящую от разведки Германии, и соответственно реорганизовать национальную спецслужбу. На основании рекомендаций премьера были подготовлены инструкции по созданию Бюро секретных служб при Иностранном департаменте Комитета обороны империи, датой основания которого стало 1 октября

1909 г. Непосредственными основателями нового ведомства были капитан Вернон Келл и легендарный одноногий моряк капитан Мэнсфилд Камминг. Последний и стал руководителем Иностранного отдела Бюро секретных служб. Так в те годы называлась прародительница современных западных разведывательных служб. В честь Камминга всех последующих директоров британской разведки в переписке и беседах стали сокращенно именовать "С" (от первой буквы фамилии Cumming).

В целях прикрытия СИС включена в структуру министерства иностранных дел. СИС имеет 87 резидентур за рубежом и штаб-квартиру в Лондоне, на Воксхолл Бридж-роуд. Возглавляет СИС генеральный директор, который одновременно является постоянным заместителем министра иностранных дел. Таким образом, формально СИС находится под контролем британского МИДа, однако, наряду с этим она имеет прямой выход на премьер-министра и часто действует по его указаниям или самостоятельно.

В структуре СИС пять директоратов. В их число входят:

  • Административно-кадровый директорат. Занимается административно-управленческими вопросами, а также вопросами подбора и расстановки кадров.
  • Директорат постановки заданий и подготовки разведывательной продукции. Получает Задание от министерств иностранных дел и обороны. Обрабатывает и анализирует получаемую разведывательную информацию, подготавливает и реализуют выходные документы разведки.
  • Директорат региональных контролеров. Состоит из нескольких регионально-географических  оперативных отделов.
  • Директорат внешней контрразведки и безопасности. Осуществляет разработку спецслужб иностранных государств и обеспечивает безопасность работы английской разведки.
  • Директорат специальной разведки. Снабжает подразделение разведки современными оперативно-техническими средствами ведения оперативной работы.

Кроме того имеются: Группа советника по вопросам международных отношений, Группа связи со спецслужбами США и других стран.

У СИС тесные связи с разведками Канады, Австрии, Новой Зеландии. Они создавались при помощи Интеллидженс Сервис, и многие их сотрудники проходили подготовку в Англии. Численность личного состава - государственная тайна.

Фактически до середины 90-х гг. британская разведка действовала, не имея государственного статуса, будучи фактически неподотчетной парламенту. Финансирование МИ-6 осуществляется через Министерство иностранных дел.

Закон "О разведывательных службах" был принят парламентом Великобритании в 1994 г. В нем впервые дано определение разведывательной деятельности как "добывание и распространение информации о деятельности и намерениях иностранцев за пределами Великобритании, а также проведение специальных операций в интересах национальной безопасности".

Этот документ подтвердил и без того существовавшее де-факто право спецслужб осуществлять свои операции, если они направлены на защиту национальной безопасности и экономического благополучия Великобритании, а также предупреждение и раскрытие серьезных уголовных преступлений. Кроме того, закон освободил от ответственности сотрудников спецслужб за действия, совершаемые ими за пределами страны в целях выполнения своих функций, даже в тех случаях, когда в самой Англии они бы расценивались как преступные. Министрам, в ведении которых находятся спецслужбы, предоставлены полномочия санкционировать по своему усмотрению операции, связанные с вмешательством в частную жизнь, прослушиванием и негласным проникновением в жилые и служебные помещения.

Законом "О разведывательных службах" было предусмотрено создание парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности. Указанному органу дано право осуществлять контроль за расходованием спецслужбами бюджетных средств, управлением и политикой в области решения основных задач по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.

В законе не содержалось четких указаний относительно полномочий и круга вопросов, которые призван решать комитет. Отмечалось лишь, что он обязан представлять премьер-министру, но не парламенту, ежегодный отчет, а также другие доклады по своему усмотрению.

Служба контрразведки МI5

Долгое время в британской контрразведке считали главным врагом не террористов, а шпионов из стран Советского блока, экстремистские политические движения и профсоюзы, подрывающие основы государственного устройства. Методы MI5 были под стать целям - внедрение и вербовка агентов в левацкой среде, прослушивание телефонов лидеров политических партий, при обнаружении шпионов - долгая, иногда многолетняя оперативная игра в стиле Мюллера и Штирлица.

В этом британцы были похожи на своих коллег из КГБ - закрытый элитарный клуб сотрудников, слежка за собственными гражданами, боязнь шпионов и предателей. В создавшейся системе британским контрразведчикам было вполне уютно. Любопытно, что когда перебежчики из советской разведки в конце 80-х рассказывали британцам о том, что КГБ вовсе не столь успешно работает в Англии, как им это представляется, руководство MI5 не прислушивалось к этому. Им было бы удобнее, чтобы КГБ оставалось страшной угрозой для Британии, на борьбу с которой можно получать большие средства.

Однако Холодная война кончилась, и главным врагом стал террорист. Еще с 70-х Великобритания постепенно превращалось в убежище для политических диссидентов со всего Ближнего Востока. В результате очень быстро страна превратилась в поле битвы для террористов исламистского толка. Британским спецслужбам пришлось меняться. Однако путь реформ, который они выбрали, не похож на российский.

По ходу работы выяснилось, что для борьбы с террористами прежняя технология - долгосрочная разработка террористических групп - не эффективна. В середине 90-х случалось, что MI5 допускала некоторые теракты со стороны ИРА только для того, чтобы не сорвать многолетнюю оперативную игру.

Однако Аль-Каида оказалась намного опаснее, чем ИРА: не сравнимое количество жертв, кроме того, из-за использования шахидов террористическую сеть стало сложнее отслеживать. Да и структура террористических ячеек болееподвижна, чем у ИРА. В результате сегодня полиция настаивает на немедленном аресте террористов, как только о них становится известно, в то время как MI5 пытается сохранить старые методы "долгой игры".

Теперь главная задача MI5 -- выявить угрозу на ранней стадии. Основываясь на информации британской радиоэлектронной разведки GCHQ и ее американского коллеги NSA, MI5 регулярно рассылает такие предупреждения по защищенной электронной почте заинтересованным министерствам, а также большим корпорациям, в частности British Petroleum и Shell, из-за потенциально высокой угрозы их объектам.

Ориентировки, выпускаемые MI5, циркулируют в очень узком кругу. Он включает Даунинг стрит, 10 (резиденцию премьер-министра) и ключевых министров. Если информация носит исключительный характер, то она направляется напрямую премьер-министру Тони Блэру сэром Дэвидом Омандом (David Omand), координатором кабинета по вопросам безопасности и разведки. Так было, например, в феврале 2003 года, когда из-за угрозы теракта спецподразделения и танки ввели на территорию аэропорта Хитроу.

Один из приоритетов контртеррористической борьбы MI5 - отслеживание студентов из мусульманских стран, поскольку они являются объектами вербовки экстремистами. Но и здесь приходится соблюдать права человека. Так источник в MI5 заявил "Гардиан": "Мы можем выявить этих лиц, но мы не можем выслать их на родину, где не соблюдаются права человека. Многие из них разыскиваются Индией, Египтом, Россией или Турцией и получат обвинения в терроризме, если вернутся. Мы не можем вышвырнуть их только потому, что они мусульмане".

Между тем, в конце 90-х для слежки за юными мусульманами в MI5 был создан специальный отдел. Кроме того, контрразведчики попросили университетские власти обращать особое внимание на студентов с Ближнего востока, особенно тех, кто изучает дисциплины, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения.

Структура MI5

Высшее руководство

Director-general / Генеральный директор / Элиза Маннингэм-Буллер (Eliza Manningham-Buller)

Deputy Director-general / Заместитель генерального директора / В настоящее время мистер Фрэйзер Уилсон (Fraser Wilson)

Director and Co-ordinator of Intelligence (responsible for Northern Ireland) / директор и координатор по разведке (отвечает за Северную Ирландию) /

Legal Adviser (Правовой советник)

Департаменты

A Branch -Оперативная поддержка

A1A: технические операции, скрытое проникновение, прослушка, камеры наружного наблюдения CCTV

A1F: то же самое, но в отношении долгосрочных объектов - посольств и проч.

A2A: Переводы перехваченных сообщений

A3 и A5: Техническая поддержка операций. Включает специальную скрытую фотосъемку и прочее оборудование для скрытого проникновения.

A4: Мобильные и стационарные подразделения наблюдения.

B Branch - Людские ресурсы

B1: Безопасность Службы, включая обеспечение безопасности здания и сотрудников MI5

B2: персонал

B7: Обучение и набор сотрудников

D Branch - Нетеррористические организации

D1: Проверка людей вне MI5

D4: Контршпионаж против России и Китая

D5: Работа с агентами этого branch

D7: Организованная преступность

G Branch - Международный терроризм

G2P: Борьба с распространением терроризма

G3A: Координация подразделений, борющихся с угрозой терроризма

G3C: Противодействие терроризму в тех частях мира, которые не покрываются G Branch

G6: Работа с агентами G Branch

G9A: Противодействие ливийским, иракским, палестинским и курдским террористическим группам

G9B: Борьба с угрозой иранского государственного терроризма и иранских диссидентских групп

G9C: Борьба с исламскими экстремистами

H Branch - Корпоративное подразделение

H1 и H2: Контакты с Уайтхоллом и СМИ. Занимается финансовыми запросами Службы. Отдел также отвечает за контакты с полицией, таможнями, портами и иммиграционными властями. Также отвечает за информационные технологии в Службе.

H4: Финансы

Следующие отделы также включены в состав H Branch:

R2: Главная регистратура

R5: Секретные досье. Файлы с ограниченным доступом

R10: Регистратура для временных досье.

R20: Отвечает за распределение материала, полученного от GCHQ.

T Branch - Ирландский терроризм

T2A: Расследует республиканский и лоялистский терроризм в самой Британии

T2B: Контакты с местными спецподразделениями и агентами

T2C: Оценка угроз от ирландских террористических групп

T2D: Исследования тергрупп

T2E: Контакты со спецподразделением Metropolitan Police Special Branch, базирующемся в Скотланд-Ярде

T5B: Расследования продаж оружия

T5C: Противодействие ирландскому терроризму в континентальной Европе, включая республику Ирландия

T5D: Противодействие ирландскому терроризму в других частях света

T5E: Изучение террористической логистики

T8: Работа с агентами T Branch; включает отдел, базирующийся в Северной Ирландии