Организация системы специальных служб и их основные функции в области защиты информации в Великобритании
Secret Intelligence Service / MI6
Как королевская служба английская разведка начала складываться еще в период становления Британской империи. Ее создание было обусловлено прежде всего потребностями государственной колониальной внешней политики важнейшей торговой и морской державы Европы. В марте 1909 г. премьер-министр Великобритании рекомендовал Комитету обороны империи обратить особое внимание на угрозу, исходящую от разведки Германии, и соответственно реорганизовать национальную спецслужбу. На основании рекомендаций премьера были подготовлены инструкции по созданию Бюро секретных служб при Иностранном департаменте Комитета обороны империи, датой основания которого стало 1 октября
1909 г. Непосредственными основателями нового ведомства были капитан Вернон Келл и легендарный одноногий моряк капитан Мэнсфилд Камминг. Последний и стал руководителем Иностранного отдела Бюро секретных служб. Так в те годы называлась прародительница современных западных разведывательных служб. В честь Камминга всех последующих директоров британской разведки в переписке и беседах стали сокращенно именовать "С" (от первой буквы фамилии Cumming).
В целях прикрытия СИС включена в структуру министерства иностранных дел. СИС имеет 87 резидентур за рубежом и штаб-квартиру в Лондоне, на Воксхолл Бридж-роуд. Возглавляет СИС генеральный директор, который одновременно является постоянным заместителем министра иностранных дел. Таким образом, формально СИС находится под контролем британского МИДа, однако, наряду с этим она имеет прямой выход на премьер-министра и часто действует по его указаниям или самостоятельно.
В структуре СИС пять директоратов. В их число входят:
- Административно-кадровый директорат. Занимается административно-управленческими вопросами, а также вопросами подбора и расстановки кадров.
- Директорат постановки заданий и подготовки разведывательной продукции. Получает Задание от министерств иностранных дел и обороны. Обрабатывает и анализирует получаемую разведывательную информацию, подготавливает и реализуют выходные документы разведки.
- Директорат региональных контролеров. Состоит из нескольких регионально-географических оперативных отделов.
- Директорат внешней контрразведки и безопасности. Осуществляет разработку спецслужб иностранных государств и обеспечивает безопасность работы английской разведки.
- Директорат специальной разведки. Снабжает подразделение разведки современными оперативно-техническими средствами ведения оперативной работы.
Кроме того имеются: Группа советника по вопросам международных отношений, Группа связи со спецслужбами США и других стран.
У СИС тесные связи с разведками Канады, Австрии, Новой Зеландии. Они создавались при помощи Интеллидженс Сервис, и многие их сотрудники проходили подготовку в Англии. Численность личного состава - государственная тайна.
Фактически до середины 90-х гг. британская разведка действовала, не имея государственного статуса, будучи фактически неподотчетной парламенту. Финансирование МИ-6 осуществляется через Министерство иностранных дел.
Закон "О разведывательных службах" был принят парламентом Великобритании в 1994 г. В нем впервые дано определение разведывательной деятельности как "добывание и распространение информации о деятельности и намерениях иностранцев за пределами Великобритании, а также проведение специальных операций в интересах национальной безопасности".
Этот документ подтвердил и без того существовавшее де-факто право спецслужб осуществлять свои операции, если они направлены на защиту национальной безопасности и экономического благополучия Великобритании, а также предупреждение и раскрытие серьезных уголовных преступлений. Кроме того, закон освободил от ответственности сотрудников спецслужб за действия, совершаемые ими за пределами страны в целях выполнения своих функций, даже в тех случаях, когда в самой Англии они бы расценивались как преступные. Министрам, в ведении которых находятся спецслужбы, предоставлены полномочия санкционировать по своему усмотрению операции, связанные с вмешательством в частную жизнь, прослушиванием и негласным проникновением в жилые и служебные помещения.
Законом "О разведывательных службах" было предусмотрено создание парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности. Указанному органу дано право осуществлять контроль за расходованием спецслужбами бюджетных средств, управлением и политикой в области решения основных задач по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.
В законе не содержалось четких указаний относительно полномочий и круга вопросов, которые призван решать комитет. Отмечалось лишь, что он обязан представлять премьер-министру, но не парламенту, ежегодный отчет, а также другие доклады по своему усмотрению.
Служба контрразведки МI5
Долгое время в британской контрразведке считали главным врагом не террористов, а шпионов из стран Советского блока, экстремистские политические движения и профсоюзы, подрывающие основы государственного устройства. Методы MI5 были под стать целям - внедрение и вербовка агентов в левацкой среде, прослушивание телефонов лидеров политических партий, при обнаружении шпионов - долгая, иногда многолетняя оперативная игра в стиле Мюллера и Штирлица.
В этом британцы были похожи на своих коллег из КГБ - закрытый элитарный клуб сотрудников, слежка за собственными гражданами, боязнь шпионов и предателей. В создавшейся системе британским контрразведчикам было вполне уютно. Любопытно, что когда перебежчики из советской разведки в конце 80-х рассказывали британцам о том, что КГБ вовсе не столь успешно работает в Англии, как им это представляется, руководство MI5 не прислушивалось к этому. Им было бы удобнее, чтобы КГБ оставалось страшной угрозой для Британии, на борьбу с которой можно получать большие средства.
Однако Холодная война кончилась, и главным врагом стал террорист. Еще с 70-х Великобритания постепенно превращалось в убежище для политических диссидентов со всего Ближнего Востока. В результате очень быстро страна превратилась в поле битвы для террористов исламистского толка. Британским спецслужбам пришлось меняться. Однако путь реформ, который они выбрали, не похож на российский.
По ходу работы выяснилось, что для борьбы с террористами прежняя технология - долгосрочная разработка террористических групп - не эффективна. В середине 90-х случалось, что MI5 допускала некоторые теракты со стороны ИРА только для того, чтобы не сорвать многолетнюю оперативную игру.
Однако Аль-Каида оказалась намного опаснее, чем ИРА: не сравнимое количество жертв, кроме того, из-за использования шахидов террористическую сеть стало сложнее отслеживать. Да и структура террористических ячеек болееподвижна, чем у ИРА. В результате сегодня полиция настаивает на немедленном аресте террористов, как только о них становится известно, в то время как MI5 пытается сохранить старые методы "долгой игры".
Теперь главная задача MI5 -- выявить угрозу на ранней стадии. Основываясь на информации британской радиоэлектронной разведки GCHQ и ее американского коллеги NSA, MI5 регулярно рассылает такие предупреждения по защищенной электронной почте заинтересованным министерствам, а также большим корпорациям, в частности British Petroleum и Shell, из-за потенциально высокой угрозы их объектам.
Ориентировки, выпускаемые MI5, циркулируют в очень узком кругу. Он включает Даунинг стрит, 10 (резиденцию премьер-министра) и ключевых министров. Если информация носит исключительный характер, то она направляется напрямую премьер-министру Тони Блэру сэром Дэвидом Омандом (David Omand), координатором кабинета по вопросам безопасности и разведки. Так было, например, в феврале 2003 года, когда из-за угрозы теракта спецподразделения и танки ввели на территорию аэропорта Хитроу.
Один из приоритетов контртеррористической борьбы MI5 - отслеживание студентов из мусульманских стран, поскольку они являются объектами вербовки экстремистами. Но и здесь приходится соблюдать права человека. Так источник в MI5 заявил "Гардиан": "Мы можем выявить этих лиц, но мы не можем выслать их на родину, где не соблюдаются права человека. Многие из них разыскиваются Индией, Египтом, Россией или Турцией и получат обвинения в терроризме, если вернутся. Мы не можем вышвырнуть их только потому, что они мусульмане".
Между тем, в конце 90-х для слежки за юными мусульманами в MI5 был создан специальный отдел. Кроме того, контрразведчики попросили университетские власти обращать особое внимание на студентов с Ближнего востока, особенно тех, кто изучает дисциплины, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения.
Структура MI5
Высшее руководство
Director-general / Генеральный директор / Элиза Маннингэм-Буллер (Eliza Manningham-Buller)
Deputy Director-general / Заместитель генерального директора / В настоящее время мистер Фрэйзер Уилсон (Fraser Wilson)
Director and Co-ordinator of Intelligence (responsible for Northern Ireland) / директор и координатор по разведке (отвечает за Северную Ирландию) /
Legal Adviser (Правовой советник)
Департаменты
A Branch -Оперативная поддержка
A1A: технические операции, скрытое проникновение, прослушка, камеры наружного наблюдения CCTV
A1F: то же самое, но в отношении долгосрочных объектов - посольств и проч.
A2A: Переводы перехваченных сообщений
A3 и A5: Техническая поддержка операций. Включает специальную скрытую фотосъемку и прочее оборудование для скрытого проникновения.
A4: Мобильные и стационарные подразделения наблюдения.
B Branch - Людские ресурсы
B1: Безопасность Службы, включая обеспечение безопасности здания и сотрудников MI5
B2: персонал
B7: Обучение и набор сотрудников
D Branch - Нетеррористические организации
D1: Проверка людей вне MI5
D4: Контршпионаж против России и Китая
D5: Работа с агентами этого branch
D7: Организованная преступность
G Branch - Международный терроризм
G2P: Борьба с распространением терроризма
G3A: Координация подразделений, борющихся с угрозой терроризма
G3C: Противодействие терроризму в тех частях мира, которые не покрываются G Branch
G6: Работа с агентами G Branch
G9A: Противодействие ливийским, иракским, палестинским и курдским террористическим группам
G9B: Борьба с угрозой иранского государственного терроризма и иранских диссидентских групп
G9C: Борьба с исламскими экстремистами
H Branch - Корпоративное подразделение
H1 и H2: Контакты с Уайтхоллом и СМИ. Занимается финансовыми запросами Службы. Отдел также отвечает за контакты с полицией, таможнями, портами и иммиграционными властями. Также отвечает за информационные технологии в Службе.
H4: Финансы
Следующие отделы также включены в состав H Branch:
R2: Главная регистратура
R5: Секретные досье. Файлы с ограниченным доступом
R10: Регистратура для временных досье.
R20: Отвечает за распределение материала, полученного от GCHQ.
T Branch - Ирландский терроризм
T2A: Расследует республиканский и лоялистский терроризм в самой Британии
T2B: Контакты с местными спецподразделениями и агентами
T2C: Оценка угроз от ирландских террористических групп
T2D: Исследования тергрупп
T2E: Контакты со спецподразделением Metropolitan Police Special Branch, базирующемся в Скотланд-Ярде
T5B: Расследования продаж оружия
T5C: Противодействие ирландскому терроризму в континентальной Европе, включая республику Ирландия
T5D: Противодействие ирландскому терроризму в других частях света
T5E: Изучение террористической логистики
T8: Работа с агентами T Branch; включает отдел, базирующийся в Северной Ирландии