Апостолы Петр и Павел
Седмицы
Русская Православная Церковь отмечает 12 июля память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Иногда апостола Петра называют живым символом римо-католичества, а апостола Павла - символом протестантизма. (При этом символами православия обычно считают то апостола Иоанна, то апостола Андрея.) Долю истины в "привязке" апостолов к разным христианским традициям усмотреть можно. Например, решительное и настойчивое противостояние обрядоверию и религиозному законничеству, отличающее апостола Павла, напоминает многим о протестантизме. И все же апостолы духовно принадлежат всем христианским традициям, а деление христиан на православных, католиков и протестантов выглядит изменой апостольской проповеди. Различия традиций богослужения, обрядов и т.п. - как и все человеческие различия языка, культуры и земного уклада жизни - существовали и во времена апостолов, но те не звали христиан разделяться по признаку этих различий. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла говорит о противоположном: о единстве во Христе тех людей, которые по земным меркам совсем не похожи друг на друга. Даже на церковных фресках они обычно мало похожи: атлетического сложения пышноволосый Петр и худощавый лысоватый Павел. Петр был простым рыбаком, Павел - высокоученым фарисеем. Петр следовал за Христом почти с самого начала проповеди Спасителя, Павел первоначально был гонителем Христовой веры и стал христианином много дней спустя после распятия и Воскресения Иисуса. Петр проповедовал почти только иудеям, Павел обратил свою проповедь главным образом к бывшим язычникам. Но Церковь чествует этих апостолов в один день. Оба названы первоверховными: апостол Петр, самим Христом поставленный во главе апостольской общины, и апостол Павел, основавший множество христианских общин, но с общиной апостолов видимым образом мало связанный.
Сознание верующих связало Петра с церковной иерархией, которая означает упорядоченность и дисциплину. Апостол Павел - знамя свободного христианства, верного духу, а не букве канонов и правил. Для нормальной жизни Церкви требуется разумное сочетание внешней упорядоченности со свободными проявлениями Святого Духа. Потому "петрово" и "павлово" в Церкви дополняют друг друга, а оба апостола вместе являют важную особенность Церкви - она строится не как собрание взаимозаменяемых "винтиков", а как взаимодополнение очень разных людей. Взаимная дополнительность на языке Церкви именуется соборностью, или кафоличностью (между прочим, от слова "кафоличность" происходит понятие "католический"). Соборность - там, где различные люди, оставаясь разными, даже в чем-то не соглашаясь друг с другом, соединены в любви.