ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1. Современные подходы к определению и содержанию понятия «экономическая безопасность государства» 7
1.2. Нормативно-правовые основы и критерии экономической безопасности Российской Федерации 17
1.3. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности России 29
Глава 2. ПРИОРЕТЕНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 41
2.1. Коррупция в системе угроз экономической безопасности государства 41
2.2. Теоретические основы обеспечительного механизма экономической безопасности государства в сфере налогообложения 50
2.3. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности в сфере потребительского рынка в Российской Федерации 63
2.4. Деофшоризация российской экономики как инструмент экономической безопасности государства 67
2.5. Противодействие преступлениям в сфере экономики как одно из приоритетных направлений деятельности государства 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 108
ВВЕДЕНИЕ
«Россия не имеет права быть уязвимой.
Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях,
в профессиональных компетенциях, в полной мере
использовать сегодняшние благоприятные возможности,
которых завтра может уже и не быть»
В.В. Путин
(Москва, Кремль, 03 декабря 2015 года)
Актуальность темы исследования. Обеспечение экономической безопасности государства является важной задачей для многих стран. Эта задача становится особо приоритетной в условиях мирового финансового кризиса и попыток санкционного воздействия на экономику современной России.
Основной стратегической перспективой решения проблем социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности в условиях исчерпанности возможностей сырьевого сценария развития экономики является диверсификация экономики с целевым развитием обрабатывающего сектора промышленности. Таким образом, в настоящее время имеются все основания говорить о начале нового этапа в развитии вопроса экономической безопасности. Этот современный период своей отправной точкой имеет начало санкционного процесса, инициированного американскими и западноевропейскими государствами в отношении России.
Если объединить в совокупность рассмотренные выше аспекты, то речь идет об экономической безопасности как компоненте в составе национальной
безопасности государства. Экономическую безопасность следует рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства как концептуальной, стратегической и институционально-организационной основы защиты национально-государственных интересов страны.
В современной «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой в 2009 г. указано, что ее реализация должна стать мобилизующим фактором развития национальной экономики и улучшения качества жизни населения, а состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны.
Тем самым вопросам экономической безопасности в системе национальной безопасности придано первостепенное значение.
Экономический фактор оказывает существенное влияние на состояние политической системы государства, готовность и возможность противостоять
действиям деструктивных сил, которые, как показывают последние события в ряде стран, в частности Украины, все больше активизируются на базе экономических интересов. Справедливо утверждение, что «без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны»1.
Таким образом, одной из острейших экономических проблем Российской Федерации является рост угроз экономической и финансовой безопасности государства.
Учитывая изложенное, налицо большая практическая значимость и необходимость проведения комплексного научного анализа и исследования проблем обеспечения экономической безопасности государства как важнейшего направления государственно-правовой политики, что и предопределило выбор темы данного исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Правовые, социальные, политические вопросы обеспечения национальной и экономической безопасности в новых условиях рассматривались в трудах И.А. Аксенова, А.С. Александрова, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, О.А. Белькова, А.И. Васильева, А.П. Герасимова, Д.Н. Демичева, В.М. Егоршина, Р.Ф. Идрисова, В.Я. Кикотя, В.В. Кириллова, А.Н. Коваленко, О.А. Колобова, Н.А. Колоколова, А.П. Кузнецова, В.В. Лаврова, Б.Н. Макеева, П.Н. Панченко, М.П. Полякова, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, К.А. Стрельникова, С.В. Тимофеева, А.В. Федулова, В.Л. Шульца и других.
Вместе с тем многие вопросы, касающиеся правового обеспечения экономической безопасности государства, инструментов предотвращения угроз, категориального аппарата, все же остаются недостаточно проработанными и поэтому представляют интерес для исследования.
Объектом настоящего диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выработки и реализации государственно-правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности страны.
Предметом исследования выступают нормы действующего российского законодательства, регламентирующие основные положения государственно-правовой политики в сфере обеспечения экономической безопасности страны, международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы РФ и иные нормативные правовые акты, научные и научно-практические публикации.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать современные правовые подходы к пониманию сущности и содержания экономической безопасности современного государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать современные подходы к определению и содержанию понятия «экономическая безопасность государства»;
- раскрыть нормативно-правовые основы и критерии экономической безопасности Российской Федерации;
- определить роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности России;
- дать характеристику коррупции в системе угроз экономической безопасности государства;
- рассмотреть теоретические основы обеспечительного механизма экономической безопасности государства в сфере налогообложения;
- раскрыть конституционно-правовые основы обеспечения безопасности в сфере потребительского рынка в Российской Федерации;
- охарактеризовать деофшоризацию российской экономики как инструмент экономической безопасности государства;
- рассмотреть противодействие преступлениям в сфере экономики как одно из приоритетных направлений деятельности государства.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись сравнительно-правовой, системный, аналитико-статистический, формально-правовой и нормативно-логический методы, а также методы аналогии и моделирования, комплексного подхода к анализу изучаемых явлений и закономерностей.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре частного права Чебоксарского кооперативного (института) филиала Российского университета кооперации. Материалы исследования отражены в 3 научных публикациях автора и апробированы в докладах на конференциях различного уровня.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Современные подходы к определению и содержанию понятия «экономическая безопасность государства»
Согласно словарю Роберта, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении в лексику народов Западной Европы он прочно не вошел и практически не использовался вплоть до XVII в. В XVII - XVIII вв. в большинстве стран мира утверждается точка зрения, что государство имеет своей целью обеспечение общего благосостояния и безопасности. Поэтому термин «безопасность» получает в это время новую трактовку: состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации2.
Современные представления о феномене безопасности необычайно разнообразны. Во-первых, безопасность понимается как отсутствие опасности3. Основу данного понимания составляет этимологическое рассмотрение термина «безопасность» (без опасности). Так, согласно толковому словарю В.И. Даля, безопасный означает «неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда... Безопасность - отсутствие опасности»4. Во-вторых, безопасность рассматривается как свойство (или атрибут) системы. В основе данного понимания - предположение о естественной защищенности любой системы (начиная от элементарных частиц и атомов до человека и далее) от разрушительного воздействия каких-либо сил5. В-третьих, безопасность понимается как специфическая деятельность6. Деятельностного понимания безопасности придерживаются многие исследователи, хотя и по-разному определяют характер этой деятельности.
Существует большое количество оригинальных дефиниций безопасности, где в качестве стержневой основы используются такие характеристики, как система или совокупность отношений7, защищенность8, способность9, совокупность условий или факторов10 и др.
Среди всего существующего плюрализма подходов к определению категории безопасности наиболее распространенным следует признать подход, согласно которому безопасность определяется как определенное состояние11.
Понимание безопасности как определенного состояния защищенности составляет основу дефиниции безопасности, закрепленной в Федеральном Законе от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»12. Статья 1 этого Закона определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Это была официальная попытка определения безопасности в России. После этого, казалось бы, оснований для теоретических дискуссий о феномене безопасности быть не должно, так как официальный статус определения предопределял и определенное признание закрепленной законом дефиниции. Вместе с тем, указывает Н.Н. Рыбалкин, проявившаяся в последнее десятилетие ограниченность традиционного понимания безопасности побудила многих исследователей не только искать новые подходы, но и критически переосмысливать сложившиеся представления, даже если они и получили законодательное закрепление. Более того, отдельные авторы полагают, что «закрепленное законом понимание безопасности не отражает сущности феномена»13.
В результате активизации научных усилий к настоящему времени кроме официального понимания феномена безопасности в науке сложилось более десятка подходов к определению соответствующей категории. При этом следует отметить, что все без исключения определения соответствующего феномена, как и существующие к нему подходы, подвергаются критике. В частности, отождествление безопасности с отсутствием опасности вызывает критические возражения исследователей, по мнению которых практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта отсутствует всякая опасность и тем более угроза14.
Очевидно, что дискуссии, возникающие по базовой категории, не могут не отражаться на характере понимания частных проблем, в частности понятия экономической безопасности.
В Современном экономическом словаре безопасность определяется как «создание условий устойчивого, надежного функционирования экономиечской системы страны, государства, региона, предотвращающих возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращения»15.
С учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, можно охарактеризовать последнюю как экономику, управляемую через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм в современном мире создал условия для установления особой финансовой власти, которая, владея мировыми деньгами и управляя финансовыми потоками, позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства. По мнению Э. Кочетова и Г. Петровой, «существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую экономическую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право (как часть финансового управления) получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков»16.
По нашему мнению, экономическая безопасность представляет собой такое состояние защищенности финансово-экономических интересов государства, которое:
- позволяет обеспечить экономическую стабильность государства на прогнозируемый период в любых условиях, в том числе минимизировать последствия кризиса денежной и финансово-кредитной систем;
- нейтрализует влияние мировых финансов и экономической экспансии зарубежных стран на национальную безопасность;
- удовлетворяет потребности общества в финансовых ресурсах и обеспечивает экономический рост;
- способно противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб государству, вызвать зависимость государства от внешних факторов, подорвать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, вызвать отток российского капитала за рубеж;
- обеспечивает гибкость законодательства при проведении экономических преобразований, а также соответствие национального законодательства международным стандартам;
- обеспечивает защищенность финансовых интересов государства и общества;
- обладает эффективным механизмом финансового контроля в сфере распределения и использования потоков государственных денежных средств;
- создает инвестиционную привлекательность посредством создания соответствующего инвестиционного климата и правового режима защиты иностранных капиталовложений;
- обеспечивает эффективность в использовании административных методов при формировании доходной части бюджета.
Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации - это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и интересов. «Данная деятельность также должна быть направлена на предупреждение и противодействие угрозе правам и свободам человека, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны, а также всесторонне способствовать развитию государства и его граждан, в первую очередь в плане повышения качества их жизни»17.
К числу наиболее важных национальных интересов России в экономической сфере можно отнести:
- поддержание государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами;
- обеспечение целевого финансирования государственных программ (в первую очередь социальных);
- широкое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства;
- создание необходимых условий для свободной конкуренции на рынке;
- уменьшение последствий воздействия мировых финансовых кризисов на национальную экономику;
- преодоление разногласий между органами управления разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;
- усиление сдерживания инфляционных процессов в экономике и поддержание стабильно высокого курса национальной валюты;
- противодействие незаконному вывозу капитала за границу;
- привлечение иностранных инвестиций (особенно долгосрочных в промышленный сектор экономики);
- принятие в кратчайшие сроки необходимых нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование и успешное функционирование финансово-кредитной системы страны;
- построение эффективного правоохранительного механизма защиты государственных финансов от воздействия криминальных процессов и посягательств.
Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней определяются рядом взаимосвязанных факторов: многообразием форм собственности, дифференциацией социальной структуры, проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации общества, а с другой - тенденциями усиления социальной дифференциации.
С учетом сказанного можно выделить три подсистемы национальных интересов (и, следовательно, финансово-экономической безопасности), образующих определенное единство: интересы общества в целом как условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше. Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой - раскрывает основу противоречий интересов в обществе.
Характер взаимодействия разных групп интересов в экономике современной России обладает рядом особенностей. Исходя из реальной практики, можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности:
1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются главным образом результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ. Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц.
2. Корпоративный уровень согласования интересов определяется развитием внутрикорпоративных норм, традиций и установок. Детализация законодательных норм, а также выбор конкретных процедур реализуются через внутрикорпоративные документы: устав, положение об общих собраниях акционеров, о совете директоров, о правлении. Необходимость выхода предприятий на международные рынки в условиях неразвитости отечественной банковской системы и фондового рынка требует соблюдения западных стандартов в области как корпоративного управления, так и финансовой отчетности. Эту проблему призван разрешить принятый Кодекс корпоративного поведения, который, по замыслу разработчиков, должен стать своеобразной библией взаимоотношений акционеров и менеджеров.
3. Социальный уровень согласования интересов (общественное сознание) выражается в задаче создания класса собственников и формировании ответственных и компетентных руководителей. Социальная составляющая в структуре финансово-экономических интересов России включает интересы домашних хозяйств, государственная - государственные интересы, а корпоративная - интересы национальных компаний18.
В настоящее время обеспечение финансовой безопасности страны зависит от преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Резкое падение государственных доходов в условиях мирового финансового кризиса и санкционного давления заставило скорректировать бюджет на 2015 г. Впервые за последние десять лет расходы бюджета были выше доходов. Дефицит федерального бюджета составил не менее 3 % ВВП.
Говоря об уроках кризиса 2008 года, Д.А. Медведев в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010 - 2012 гг. отметил, что, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики:
«во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры;
во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности;
в-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства;
в-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности»19.
Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.
В числе первоочередных мер по повышению экономической безопасности государства в современных условиях объективно должно присутствовать создание действенных механизмов, препятствующих, с одной стороны, проникновению в страну финансовых средств нелегального происхождения, с другой - незаконному оттоку ресурсов из страны. Наиболее привлекательным каналом для отмывания грязных денег и транспортировки капиталов по нелегальным путям во всем мире является банковская сфера. Соответственно, процесс создания вышеупомянутых механизмов в первую очередь должен затрагивать именно эту сферу. Одиннадцать ведущих банков мира - в их числе Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.A., Credit Suisse Group, UBS AG HSBS, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P. Morgan - подписали 30 октября 2000 г. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы). Вольфсбергские принципы очерчивают приоритетные направления политики кредитных учреждений и базовые элементы механизмов предотвращения легализации полученных преступных путем доходов через банковский сектор; практически представляют собой руководство к действию, на основе которого каждый банк может определять свои собственные механизмы противодействия отмыванию доходов.
Оценивая проделанную в условиях мирового финансового 2008 года кризиса работу по обеспечению стабильности отечественной финансовой системы, Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. отметил: «...в предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы. Сегодня наша банковская система находится в удовлетворительном состоянии - для кризисного, конечно, года. Рост кредитования возобновился, объем просроченных долгов стабилизировался. Вслед за снижением инфляции и стабилизацией на валютном рынке постепенно уменьшаются процентные ставки. Центральный банк начал полноценно исполнять функции кредитора последней инстанции. Однако с точки зрения инновационного развития финансовый сектор все еще слаб, недостаточно капитализирован и не способен оказывать все необходимые нашим гражданам и компаниям услуги. Правительство должно представить план конкретных мер по совершенствованию финансовой системы. Она должна стать адекватной требованиям модернизации нашей экономики»20.
В 2015 году В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 03 декабря 2015 г. говоря о безопасности государства отметил: «Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть»21.
1.2. Нормативно-правовые основы и критерии экономической безопасности Российской Федерации
В Конституции РФ нет норм, прямо регламентирующих содержание деятельности по обеспечению безопасности (силы, средства, формы и методы), также не выделены принципы безопасности, условия и пределы полномочий властных органов. А значит, сегодня нет надлежащего конституционного закрепления основ безопасности личности, общества и государства в качестве специализированной или относительно обособленной нормы. Считаем, что в целях повышения эффективности правового регулирования в этой сфере необходимо на конституционном уровне признать обеспечение безопасности обязанностью государства, изложить содержание такой деятельности и основные требования к порядку ее реализации.
При отсутствии достаточного конституционно-правового регулирования общественных отношений по обеспечению безопасности основную регулятивную роль принимает на себя отраслевое законодательство. Отдельные виды безопасности нашли нормативное закрепление в Федеральных законах от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»22, от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»23, от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»24 и др.
Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», однако и в нем не раскрывается суть понятия «безопасность». Закон в то же время излагает основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности. В качестве общеправовых принципов закреплены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, равенство всех перед законом и др. К отраслевым принципам отнесены те, что отражают характер и способы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности, а именно принципы системности и комплексности, компетентности и др.
В связи со сказанным обратим внимание на то, что в соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - прямая и первоочередная конституционно-правовая обязанность государства (ст. ст. 2, 18). Тем не менее при определении предмета правового регулирования Федеральный закон «О безопасности» на первое место ставит безопасность государства, за ней - общественную безопасность и лишь затем - безопасность личности25, что не отвечает основам конституционного строя страны.
Большое значение в системе нормативно-правового регулирования общественных отношений по обеспечению безопасности имеют стратегические, доктринальные акты, утверждаемые Президентом РФ. Так, Федеральный закон «О безопасности» стал результатом реализации одного из ведущих доктринальных актов, регламентирующих концептуальные основы безопасности, - Стратегии национальной безопасности РФ26, в которой введена и определена категория национальной безопасности. Под ней понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, благодаря чему обеспечиваются конституционные права, свободы, достойный уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. Данный Закон рассматривает национальную безопасность не иначе как совокупность безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, что, впрочем, не противоречит подходам Стратегии национальной безопасности РФ.
К другим таким актам относятся: Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации27, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации28, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года29 и др. В этих актах главой государства закреплены концептуальные и методологические подходы к обеспечению соответствующих видов безопасности, тем самым реализуется его конституционное полномочие по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны.
Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»30 экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.
Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.
Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.
Несмотря на сложность современного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.
Основные положения государственной стратегии в области экономической безопасности определяют понятия, объекты, индикаторы, угрозы и основные механизмы их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ресурсных ограничений.
Можно выделить три блока положений стратегии:
1. Определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны.
2. Выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочный и среднесрочный (3 - 5 лет) перспективе.
3. Формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики.
Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.
Таким образом, концепция и стратегия экономической безопасности находит сегодня свое отражение также в Указе Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»31, Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов32, Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов33, Основных направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов34 и некоторых других актах.
Экономическая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность экономической безопасности в общем и целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций. Иными словами, формирование необходимых финансовых потоков государства - основное условие его экономической безопасности.
экономическая безопасность обусловливается прежде всего способностью государственных органов (институтов власти):
- обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства;
- обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
- нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий, мировых акторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
- предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;
- предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;
- наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
- предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию - отмывание - доходов, полученных преступным путем)35.
Это те задачи, которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Как сказано в Государственной стратегии экономической безопасности, «устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией денежных потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности».
Таким образом, экономическая безопасность требует стабильного, поступательного экономического и социального развития государства и общества. Такое развитие на современном этапе требует решения ряда проблем.
В своей статье «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» В.В. Путин отметил: мировой кризис, разразившийся в 2008 г., многое подверг переоценке. Экономический шторм был спровоцирован не только циклическими факторами и провалами в регулировании. Корень проблем - в накопившихся дисбалансах. Зашла в тупик модель, построенная на безудержном наращивании заимствований, на жизни в долг и проедании будущего, на виртуальных, а не реальных ценностях и активах. Кроме того, генерируемое благосостояние крайне неравномерно распределялось и распределяется между отдельными странами и регионами. И это также снижает глобальную устойчивость, провоцирует конфликты, сокращает способность мирового сообщества договариваться по острым, принципиальным вопросам.
Кризис в развитых странах проявил одну опасную тенденцию: к безоглядному, популистскому наращиванию социальных обязательств государства - вне всякой связи с ростом производительности труда, к формированию в отдельных слоях населения этих стран социальной безответственности. Однако теперь многим становится ясно: эра государств всеобщего благоденствия «на чужом горбу» заканчивается36.
В России в 1990-е гг. в процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. В результате мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции. От колебания цен на основные экспортные товары - т.е. от факторов, которые мы по большому счету не контролируем.
«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы»37.
Особую роль в решении проблемы экономической безопасности Российской Федерации должна играть действенная система государственного финансового контроля (ГФК).
По мнению В.В. Бурцева, Государственная стратегия обеспечения экономической безопасности России должна включать как минимум:
- определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);
- разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;
- характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
- установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую системы;
- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
- определение объектов, предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности России;
- разработку системы количественных и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности (включая интегральные) России (для звеньев ее финансовой системы), параметров, или барьерных (пороговых) значений; разработку методики их определения, классификации (например, состояние финансовой безопасности можно характеризовать как: нормальное, предкризисное, критическое) и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;
- формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
- организацию адекватной системы органов финансовой безопасности в России, соответствующей определенным геофинансовым зонам38.
Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играет действенный контроль государственных финансовых потоков. Под финансовыми потоками государства (или государственными финансовыми потоками) следует понимать оцененное в денежном выражении движение любых элементов государственного имущества или объектов государственных имущественных прав и, соответственно, любых источников их формирования (финансирования).
Следует заметить, что, когда в процессе движения неденежного имущества и источников его формирования образуются, распределяются, расходуются денежные средства, возникают денежные потоки. По существу же, денежные потоки - один из элементов потоков финансовых.
В общем и целом финансовые потоки как агрегированный объект учета, контроля и анализа могут быть рассмотрены в двух основных аспектах:
1) с точки зрения субъектов хозяйственных отношений (операций) с участием государства;
2) с точки зрения видов хозяйственных отношений с участием государства.
При этом первый отражает возникновение и распределение финансовых потоков между различными субъектами - различными институциональными единицами (субъектами управления и хозяйствования), институциональными звеньями управленческой и хозяйственной структуры государства (системой органов государственной власти и управления и т.д.).
Второй же позволяет определить и обосновать пропорции распределения финансовых потоков между различными сегментами осуществления задач и функций государственной власти - различными областями государственного регулирования (системой воздействия на поведение хозяйствующих субъектов), отраслями экономики и т.д.
Для обеспечения действенного контроля финансовых потоков должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.) исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации.
Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз. Например, одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности РФ в ходе бюджетного процесса являются межбюджетные отношения в РФ. Действительно, вряд ли у кого возникнут сомнения, что для обеспечения экономической безопасности особую роль играет грамотное регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Так, здесь как минимум должны быть:
1) разработаны и внедрены механизмы регулирования межбюджетных отношений, обусловливающих государственные финансовые потоки:
- предотвращающие предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающие реальные механизмы их ответственности за выполнение своих финансовых обязательств;
- исключающие необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;
- исключающие несоответствие разграничения расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;
- включающие усиление контрольных функций федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;
- обеспечивающие «прозрачность» межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля;
2) определены четкие и обоснованные критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критерии бюджетной эффективности (при этом эффективность может определяться соотношением доходов и расходов, соотношением бюджетных вложений и их результатов и др.);
3) оптимизированы маршруты и ритмичность бюджетных потоков (в целях минимизации смены направлений бюджетных потоков на пути к конечным потребителям).
Основным фактором обеспечения экономической безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).
1.3. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности России
Понятие «экономическая безопасность» включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.
На макроуровне экономическая безопасность - это способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия. Экономическая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Экономическая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д.
Обеспечение экономической безопасности РФ - это деятельность государства и всего общества, направленная на стабильное функционирование финансовой сферы, на защиту национальных ценностей и интересов в этой области. На современном этапе в основе анализа проблем экономической безопасности лежит понятие национальных интересов.
Термин «национальный интерес» вошел в научный оборот в 1935 г. Это понятие было включено в Оксфордскую энциклопедию социальных наук, а приоритет его разработки принадлежит американским ученым Р. Нибуру и историку Ч. Бирду. В наиболее развернутой форме концепция национального интереса была сформулирована Г. Моргентау39.
В разработку концепции национального интереса внесли значительный вклад американские ученые Дж. Кеннан, У. Липпман, К. Уолтц, Э. Фернисс, Дж. Розенау и др.40 Проблемы национальных и интернациональных интересов государств изучались рядом российских ученых (Р.Л. Бобров, Г.И. Тункин, Н.Н. Ульянова, Г.Х. Шахназаров, И.И. Лукашук, Ю.А. Тихомиров).
На основе понимания национального интереса формируются направления внутри политической науки, которые по-разному трактуют содержание и значение этого понятия в зависимости от идеологических позиций ученых и исследователей.
Одни ученые подвергают сомнению объективность понятия «национальные интересы» (Р. Арон)41. Для ученого, исходящего из объективного интереса в объяснении поведения людей и социальных общностей, опасность состоит в неизбежности соскальзывания на путь произвольного «конструирования» интересов, считает Р. Арон.
Представители либеральных концепций подвергают сомнению саму правомерность использования понятия «национальный интерес» в целях анализа или же в качестве критерия внешней политики. Они готовы согласиться с существованием национальных интересов только при условии, что должны быть признаны моральные нормы и глобальные проблемы современности. Защита суверенитета и связанное с этим стремление к могуществу в условиях усиливающейся взаимозависимости мира, по их мнению, все больше утрачивают свое значение.
Анализ политической практики и научной литературы позволяет сделать вывод, что формирование национальных интересов представляет собой эволюционный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей. Они тесно взаимосвязаны с идентичностью конкретной нации.
Определение национальных интересов отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.
Национальные интересы ранжируются по своей значимости и влиянию. Именно поэтому часто упоминаются в литературе жизненно важные интересы.
Это понятие присутствует в нормативных правовых документах различных стран мира: в Национальной стратегии для нового столетия США, в России в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Так, например, Национальная стратегия США подразделяет национальные интересы США на три категории:
- жизненно важные;
- важные национальные интересы;
- гуманитарные и другие интересы42.
При этом под жизненно важными интересами понимаются вопросы чрезвычайной важности, выживания, безопасности и жизнеспособности нации.
В юридической науке национальные интересы изучались с разных сторон, в том числе с позиций их отражения в законодательстве43. При этом большинство исследователей исходят из того, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны и дополняют друг друга44.
В современной науке существуют различные классификации национальных интересов. Наиболее распространены их классификации по следующим основаниям:
1) в зависимости от долгосрочности интересов - их можно подразделить на постоянные и временные (преходящие);
2) в зависимости от жизненной необходимости реализации того или иного интереса - жизненно необходимые интересы и интересы развития (т.е. интересы на перспективу);
3) в зависимости от территории, с которой связаны интересы, - территориальные, локальные (в рамках одного географического региона) и глобальные (универсальные, т.е. общие интересы для государств независимо от того географического региона, в котором они расположены);
4) в зависимости от уровня, на котором интересы должны быть реализованы, - внутригосударственные и международные;
5) в зависимости от значимости для государств - национальные и интернациональные;
6) с учетом сферы общественной жизни, к которой относятся интересы, - экономические, политические, социальные и т.д.45
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., одобренной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, «национальные интересы Российской Федерации» определяются как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства».
В этом важном концептуальном документе отмечается, что национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Существенный научный и практический интерес представляет вопрос о том, какие конкретные задачи стоят перед нашей страной в названных сферах общественной жизни на современном этапе.
Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества. Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать.
Современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться. Демократия заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения.
Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы. Уже сейчас конструктивная критика со стороны сообществ предпринимателей, учителей, медиков, ученых помогает избежать неудачных решений, и напротив - найти лучшие. Например, в 2011 г., в рамках «оценки регулирующего воздействия», которая осуществляется совместно с предпринимательским сообществом, еще на предварительной стадии разработки был отклонен фактически каждый второй проект нормативного акта как ухудшающий условия развития экономики России. Хорошо, что такой «фильтр» начал действовать. Надо посмотреть, полностью ли он охватывает значимые для бизнеса сферы.
Одна из главных тенденций современного мира - это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь - это развитие саморегулируемых организаций, компетенции и возможности которых должны расширяться. С другой стороны, сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.
Александр Солженицын писал о роли местного самоуправления: «Только в таком объеме люди безошибочно смогут определить избранцев, хорошо известных им и по деловым способностям, и по душевным качествам. Здесь не удержатся ложные репутации, здесь не поможет обманное красноречие или партийные рекомендации... Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропрочной жизни, да само понятие «гражданской свободы» теряет смысл».
В этих словах заложена очень точная мысль: демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление - это школа ответственности граждан. В то же время это - «профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей. Считаю, что «профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления.
Что касается конкретных направлений по повышению действенности местного самоуправления, то, во-первых, оно должно оставаться властью «шаговой доступности» - т.е. муниципалитеты не должны бездумно укрупняться. А во-вторых, муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути - лишают смысла само существование муниципального уровня власти.
В этой связи следует передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Конечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочия между субъектами Федерации и муниципалитетами. Если у последних появится больше ресурсов, то и объем их обязательств перед гражданами может быть увеличен. Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам. Здесь в основном сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане. Города выступают источниками экономического роста и очагами гражданских инициатив. Передавая сейчас в руки региональных властей от федерального центра многие полномочия и финансовые ресурсы, важно позаботиться, чтобы это не обернулось беззащитностью городов перед руководителями регионов46.
В социальной сфере есть ряд задач, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России.
Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончили вузы.
Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.
Третье. За первое десятилетие XXI в. принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.
Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет. Люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.
Путь решения этих и других проблем - модернизация России на основе инновационного развития. Принципиальный вопрос здесь - что понимать под модернизацией, соответствующей национальным интересам России на современном этапе?
В ходе дискуссии в печати были высказаны следующие характеристики такой модернизации:
- модернизация - это система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от развитых стран Запада;
- модернизация подразумевает отказ от любых представлений об «особом пути» страны (цивилизации), хотя и предполагает интеграцию некоторых традиционных для данного социума ценностей и представлений;
- в экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях;
- модернизация - это краткосрочный или среднесрочный (в зависимости от масштабов объекта модернизации) проект, имеющий четкие временные параметры и границы47.
По мнению авторов доклада «Модернизация России как построение нового государства» Института современного развития, модернизация связана не с развитием технологий или копированием различных состояний западного общества, а с процессом формирования в конкретных обстоятельствах базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна. Главную миссию модернизации авторы видят в полноценной социализации человека, формировании нации как культурно однородного и солидарного сообщества.
Поскольку концепция модернизации является не описательной, а практически ориентированной, она обращена прежде всего к тем подсистемам современного общества, которые могут быть построены (созданы) государством или реформированы им. К их числу относятся:
- система массового образования;
- административная система;
- массовая армия;
- суды;
- система исполнения наказаний;
- институционализированная наука;
- пресса и т.д.
Конкретизируя задачи модернизации в сфере экономики России, В.В. Путин в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О Стратегии развития России до 2020 года» отметил, что только реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет48.
Для этого необходимо создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений. Формулируя эти условия, В.В. Путин выделил прежде всего:
- формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации;
- закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России;
- принципиально иное качество управления предприятиями и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования;
- развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний» - это авиакосмическая отрасль, судостроение, энергетика, развитие информационных, медицинских и других новейших технологий;
- развитие финансовой инфраструктуры до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете в России должен сложиться один из мировых финансовых центров.
В целом для обеспечения национальной безопасности Россия, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
1 Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 46—49.
2 Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004. С. 13 - 14.
3 Белов П.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России // Безопасность. 1994. N 6. С. 88.
4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 1. С. 105.
5 Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности: Учеб. пособие. М., 2006. С. 13.
6 Тимохин П.П. К формированию концепции безопасности России // Безопасность. 1993. N 6. С. 30.
7 Прохожее А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Безопасность. 1995. N 9. С. 11.
8 Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. СПб., 1999. С. 45.
9 Бельков О.А. О концепции военной безопасности // Безопасность. 1993. N 4. С. 11.
10 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 5
11 Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат национальной безопасности // Безопасность. 1994. N 3. С. 91.
12 Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
13 Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности: Учеб. пособие. М., 2006. С. 9.
14 Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.
15 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006. С. 681.
16 Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) // Общество и экономика. 2010. N 1. С. 15.
17 Арсеньев М. Экономическая безопасность России. М., 2010. С. 12.
18 Николаев Н.В. Формирование финансово-экономической безопасности государства: взаимодействие и взаимозависимость национальных и глобальных процессов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2008. N 3 (3). С. 21.
19 Медведев Д.А. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах. URL: http://www.kremlin.ru/acts/4187.
20 Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
21 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 03 декабря 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864.
22 Собрание законодательства РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
23 Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
24 Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
25 Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 6. С. 15 - 17.
26 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.
27 Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст. 2117.
28 Собрание законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
29 Собрание законодательства РФ. 2010. N 24. Ст. 3015.
30 Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст. 2117.
31 Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
32 СПС «Гарант».
33 Вестник Банка России. 2015. N 106.
34 СПС «Гарант».
35 URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=19461.
36 Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 янв.
37 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 янв.
38 Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2001-1/burtsev.shtml.
39 Morgenthau H. Politics among Nations. N.Y., 1948; In Defence of National Interest. N.Y., 1952.
40 Rosenau J. The Scientific Study of Foreign Policy. N.Y., 1971.
41 Aron R. Peace and War. L., 1966. P. 91.
42 Хаботин С. Стратегия национальной безопасности США в 21 веке // Компас. ИТАР-ТАСС, 2000. N 3. С. 3.
43 См., напр.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 54 - 55; Михайлов С.В. Интерес как общенаучная категория и ее отражение в науке гражданского права // Государство и право. 1999. N 7; Он же. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5; Он же. Интерес в публичном и частном праве // Журнал российского права. 2003. N 1; Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. N 1; Российское государство и право на рубеже тысячелетий // Государство и право. 2000. N 7.
44 См.: Соколов В.В. Национальные экономические интересы: выработка консенсуса // Внешняя политика и безопасность современной России: Хрестоматия: В 2 т. М., 1999. Т. 1. Кн. 2. С. 262 - 285; Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 17; Баранов В.М. Деструктивное воздействие права на национальные интересы // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 87.
45 Хижняк В.С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.
46 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февр.
47 URL: http://www.riocenter.ru/ru/news/7387.
48 URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml.