Опыт и проблемы формирования кадрового потенциала в АО «ИЭМЗ «Купол»

Дипломная работа по предмету «Управление персоналом»
Информация о работе
  • Тема: Опыт и проблемы формирования кадрового потенциала в АО «ИЭМЗ «Купол»
  • Количество скачиваний: 0
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Управление персоналом
  • Количество страниц: 34
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-23 00:03:45
  • Размер файла: 140.86 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Раздел 3. Опыт и проблемы формирования кадрового потенциала в АО «ИЭМЗ «Купол» через систему взаимодействия с образовательными организациями в рамках проекта «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы»


    1. . Формирование и развитие системы взаимодействия АО «ИЭМЗ «Купол» с образовательными организациями в рамках профориентационной работы

Ижевский электромеханический завод «Купол» является одним из ведущих предприятий отечественного оборонного комплекса. Основная специализация предприятия - производство зенитных ракетных комплексов малой дальности «Тор-М2». Завод также изготавливает бортовую аппаратуру ракет класса «земля-воздух», осуществляет модернизацию ЗРК «Оса-АКМ» и «Тор-М1», оказывает сервисные услуги эксплуатирующим организациям, а также производит продукцию гражданского назначения.

Кадры являются главным ресурсом нашего предприятия, от качества их подбора и эффективности использования во многом зависит результат производственной деятельности.

Обеспечение притока молодых работников в соответствии с производственными потребностями предприятия осуществляется путем привлечения квалифицированных молодых кадров, создания и поддержания положительного имиджа организации работы с молодежью среди предприятий и организаций республики, подготовки кадров на перспективу, проведения профориентационной работы со школами, учреждением среднего профессионального образования и ВУЗами.

В целях обеспечения рабочими кадрами Ижевского электромеханического завода, в 1967 году было открыто техническое училище № 19. В 1984 году, наряду с профессиональной подготовкой, училище стало реализовывать программы среднего общего образования, и было переименовано в среднее профессионально-техническое училище № 19. В 2017 году распоряжением Правительства УР от 04.04.2017 г. № 281-р было переименовано в Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Техникум радиоэлектроники и информационных технологий имени Александра Васильевича Воскресенского» (далее ТРИТ имени А.В. Воскресенского).

С 1967 года учреждением подготовлено свыше 10 тысяч специалистов по рабочим профессиям.

Более 50 лет ИЭМЗ «Купол» является партнером ТРИТ имени А.В. Воскресенского, совместно с которым ведёт профориентационную работу со студентами, готовит высококвалифицированные рабочие кадры. Лучшие студенты 1, 2 и выпускных курсов получают заводские стипендии и гарантии дальнейшего трудоустройства.

При содействии нашего предприятия в ТРИТ имени А.В. Воскресенского организованы современные лаборатории, в том числе для обучения студентов работе на станках с ЧПУ; разрабатываются новые технологии обучения.  Сейчас совместными усилиями создана первая в Удмуртии лаборатория радиоэлектроники по стандартам Wordskills.

На базе техникума несколько лет успешно работает «Центр профориентации и подготовки трудовых ресурсов» (далее Центр), открытый в 2008 году по распоряжению Правительства Удмуртской Республики. Мы тесно сотрудничаем со специалистами этого Центра. В Центре определиться с профессией помогают компьютерные  тесты,  студенты и преподаватели помогают разобраться в заинтересовавших ребят профессиях. Можно попробовать работать на реальных рабочих местах нескольких профессий: паять печатные платы, пробовать регулировать приборы, работать на виртуальных рабочих местах регулировщиков, точить металл на токарных и фрезерных станках, работать на современных компьютерах. В Центре есть для ребят современные приборы, станки, компьютерные системы и комплексы, информационный центр, автоматизированные рабочие места преподавателей, мобильный компьютерный класс, мультимедийное оборудование и др.

Завод стоял у истоков городского конкурса «Мой профессиональный выбор», организованного на базе ТРИТ имени А.В. Воскресенского. В 2020 году в нём приняли участие 63 школы г. Ижевска.

По инициативе нашего предприятия в техникуме создан первый в Удмуртии юнармейский отряд  на базе СПО. Учащиеся активно вовлекаются в молодежную жизнь предприятия, принимают участие в мероприятиях Совета молодежи, участвуют в работе студенческой секции и секции для школьников в научно-технической конференции.

Ежегодно 30-50 выпускников ТРИТ имени А.В. Воскресенского приходят на работу на ИЭМЗ «Купол», то есть каждый четвёртый «тритовец» связывает свою судьбу с нашим предприятием.

В 2008 году, одним из первых в Удмуртии, ИЭМЗ «Купол» включился в реализацию Государственного плана подготовки кадров для предприятий ОПК (целевое обучение) и с тех пор является постоянным участником этой программы, сотрудничая с одиннадцатью ведущими техническими вузами страны. В числе вузов-партнеров ИЭМЗ «Купол» - МГТУ им. Баумана (Москва), Казанский технический университет им. Туполева - КАИ (Казань), Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), Севастопольский государственный университет и другие. В приоритете такие специальности, как конструирование радиоэлектронной аппаратуры, радиотехника, технология машиностроения, мехатроника. За это время по целевым направлениям от ИЭМЗ «Купол» прошли обучение более 300 человек. Все они работают на нашем предприятии, в инженерном дивизионе и на руководящих позициях.

Основной партнер ИЭМЗ «Купол» по подготовке технических специалистов, исследователей и разработчиков, кадров высшей квалификации –ФГБО ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» (далее ИжГТУ им. М.Т. Калашникова). Здесь при участии завода созданы 3 лаборатории, базовая кафедра «Конструирование и технологии производства».  ИЭМЗ «Купол» поддержал создание новых специальностей в рамках целевого проекта «Новые кадры ОПК» - по конструированию сложных механотронных систем для спецтехники, IT-технологиям.  

На предприятии работает 2 тысячи бывших выпускников ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, это большая часть руководителей и специалистов предприятия.

Работа со школами не прекращалась специалистами кадровой службы ИЭМЗ «Купол» никогда. Ребята всегда были желанными гостями нашего предприятия. С годами только менялось содержание и форма профориентационной работы.  

Так в 2015 году зародился проект «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы». Тогда на базе экономико-математического лицея № 29 г. (далее лицей 29) Ижевска из учащихся 10 классов был создан первый экспериментальный «Купол-класс». Его ученики дополнительно занимались экспериментальной физикой на базе ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, техническим английским (его преподавал технический переводчик «Купола»), математикой, необходимой для аналитики, моделированием, информатикой. За два года ребята смогли окунуться в жизнь молодых специалистов завода, побывать в ряде вузов-партнёров предприятия в Москве, Казани, Екатеринбурге, Перми. Но так как в этом классе обучались ребята из разных классов, было очень сложно составлять удобное для всех расписание занятий.

Основной измеримой целью проекта была определена доля обучающихся этого класса, готовая принять условия получения целевого направления  ИЭМЗ «Купол» при поступлении в вузы-партнеры. Показатель эффективности «на выходе» оказался достойным и составил более 50 %.

Практику работы решено было продолжить и развивать для реализации концепции инженерного образования, повышения престижа инженерной профессии и мотивации школьников к получению инженерной специальности. «Инженерный класс» должен помочь ученику сформировать необходимые компетенции для будущей профессии инженера.

В 2017 году в лицее 29, уже на основании открытого конкурса, создан второй «Купол-класс» учащихся 10 класса. В 2018 году на базе школы № 80 был открыт ещё один «Купол-класс»10 «И».

Главное отличие «Купол-классов» от обычных классов: в технологии и содержании образования. Мы выбрали модель реализации через сетевое взаимодействие (школа-техникум-вуз-предприятие), направленное на работу со школами 29, 80,ТРИТ им. А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова.

Основная цель образовательной деятельности «Купол-классов» – создание условий для мотивации детей на получение в дальнейшем инженерного образования и конечная цель - трудоустройство на наше предприятие.

Опыт взаимодействия с учебными заведениями позволил в 2020 году ИЭМЗ «Купол» совместно с администрацией г. Ижевска и Центром образовательных инноваций расширить наш проект «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы». Выйти на новый, городской уровень с охватом и вовлечением в инженерное образование большего количества детей.

Цель нового проекта – создание у учащихся положительного имиджа инженерного образования, знакомство с промышленным предприятием, демонстрация возможностей построения профессиональной карьеры.

Проект ранней профориентационной работы рассчитан уже на школьников 5, 6, 7, 8, 9 классов. К учебе в «инженерных классах» приступили ребята из семи ижевских школ: 80, 20, 42, 69, 52, лицея 25 и Столичного лицея. Проект вышел на городской уровень, объединив ресурсы ИЭМЗ «Купол», образовательные площадки г. Ижевска (Региональный центр образования одаренных детей «ТАУ», ИжГТУ им. М.Т. Калашникова) и возможности дополнительного образования – инженерно-технического центра «Форсайт», Станции юных техников Устиновского района Ижевска, научно-технического центра «Механик».

Специалисты нашего предприятия принимают участие в качестве экспертов в Республиканских конкурсах технической направленности.  

Впервые в апреле 2021 года ИЭМЗ «Купол» организовал и провел для учащихся школ г. Ижевска первый Форум научно-технического творчества школьников, который длился месяц и был насыщен множеством мероприятий. Школьники - участники проекта активно принимали участие в мероприятиях Форума.

Пока рано говорить о результатах, так как это только начало нашей работы в этом проекте.

Для решения проектных задач, привлечен к ранней профориентационной работе со школьниками новый партнер - Региональный центр образования одаренных детей «ТАУ». С 1 июня 2021 года началось официальное сотрудничество (подписан Договор о сотрудничестве и «Дорожная карта»), а  с 1 сентября на базе «ТАУ» будут работать проектные группы школьников, которые будут решать предложенные заводом задачи. Например, участвовать в проектах экологического мониторинга, исследованиях в области водоочистки и малотоннажной химии, которые ведут специалисты «Купола». Помимо этого школьники смогут проявить себя в разработке видеоконтента и создании цифровых двойников заводской продукции. Специалисты завода будут выступать наставниками во время лагерных профильных смен и экспертами во время конкурсов разного уровня.

Проект ориентирован на проектно-исследовательскую деятельность, мы хотим, чтобы она была практикоориентированной и продуктовой – позволяла ребятам решать конкретные задачи, видеть результат своего труда и нашу заинтересованность  как потенциального работодателя ИЭМЗ «Купол».

Обобщая вышесказанное, схематично я бы так представила систему взаимодействия АО «ИЭМЗ «Купол» с образовательными организациями в рамках профориентационной работы.







       Основную цель, которую мы ставили, создавая «Купол-класс» – создать систему действенной профессиональной ориентации учащихся, способствующей формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению, получению образования современного инновационного инженера, с фундаментальной вузовской подготовкой, планирующего в дальнейшем работать на предприятии ИЭМЗ «Купол».

Задачи:

1.        Создать действенную систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность, мотивированную на получение инженерных специальностей.

2.        Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся, мотивированных на получение инженерных специальностей.

 3.        Сформировать у школьников знания об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки инженерных специальностей.

4.              Выстроить систему социального партнерства учреждений профессионального образования, предприятия и образовательной организации по вопросам профессионального самоопределения школьников, мотивированных на получение инженерных специальностей.        

          Для организации «Купол-классов» (10, 11 класс) в 2017 году были выбраны школа № 80 и лицей № 29, в котором уже велась с 2015 г. работа в «Купол-группе».

       Почему мы выбрали эти школы?

       Лицей № 29  49 лет назад школа строилась специально для детей заводчан, так как этот микрорайон возводился работниками ИЭМЗ и для его работников. Предприятие является её ближайшим по территориальному расположению соседом, а среди его руководящего состава сегодня немало людей, успешно окончивших данное учебное заведение.

       Школа № 80  Заинтересованность директора школы, который инициативно вышел на наше предприятие.

       Профориентационная работа в «Купол-классах» строится на взаимодействии администраций школ, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, родителей и основных социальных партнеров: ТРИТ им. А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, промышленного предприятия  ИЭМЗ «Купол».

       Для повышения эффективности системы профориентации учащихся в «Купол-классах» предусмотрены следующие направления деятельности: профпросвещение, профконсультации, профвоспитание, психологическая поддержка.

       Форма работы: фронтальная, массовая, групповая, кружковая, работа с постоянным или меняющимся составом учащихся,  индивидуальная работа.

       Мероприятия:

-        клуб профессиональных знакомств (ознакомительные смены в ЛОК «Заря») - объединяет старшеклассников с целью расширения их кругозора, удовлетворения и раз­вития профессиональных интересов.

В клубе учащиеся встречаются с представителями как массо­вых, так и редких профессий, знакомятся со спецификой их труда, психологическими, социально-экономическими и медицинскими ас­пектами выбора профессии. В ходе заседания клуба про­водится экспресс-диагностика, профориентационные игры, дается информация об условиях приема в профессиональные учебные за­ведения, о востребованности интересующих специальностей.

-        диспут: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица - это тупик или перепутье», «Карьера - это карьеризм или профессио­нальный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Пре­стижность профессии. Что это такое?» и др.

-        лекторий - представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему. Про­смотр видеоматериалов, слайдов, встречи с представи­телями различных профессий.

-        беседа - проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, сис­темой профессионального обучения и подготовки в регионе, осо­бенностями и условиями трудовой занятости населения. Для участия в беседе можно пригласить представителя про­фессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студен­тов и др.

-        круглый стол - главной особенностью является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме.

-          тематический классный час - темы: «Я отвечаю за профессию», «Можно ли изменить судьбу?», «Будущее, кото­рое начинается сегодня», «Призвание. Труд для души» и т.д. 

         конференция -  профориентационные конференции проводятся в виде уроков-конференций, научных, научно-практических, итоговых и читательских конференций.

-        пресс-конференция – при проведении пресс-конференции вначале делаются доклады, затем идут ответы на вопросы; подводятся итоги.

-        экскурсия – в ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, работой региональных отделов службы занятости, центра профориентации. Во время экскурсии на предприятия и в учебные заведения школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, учебного заведения, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности. 

-        стажировка на предприятие – трудовая деятельность на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах. Стажировка помогает закрепить на практике теоретические знания. Наряду с этим школьник приобретает опыт общения в трудовом коллективе и что немаловажно, дает оценку самому себе как работнику.

       А также проводятся: собрания, лекции, доклады, читательские встречи, конкурсы, турниры знатоков, занятия кружков, тренинги, выставки творчества, книжные выставки. Оформляются тематические стенды и т. д.

       Ребята активно участвуют в городских проектах, мероприятиях проводимых ИЭМЗ «Купол», ТРИТ имени А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова для молодёжи и школьников.

       Важным звеном в системе профориентационной работы с учащимися является  работа с родителями.

       Основными направлениями этой работы являются:

-        психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации учащихся;

-        родительские собрания, беседы, конференции;

-        активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профпросвещению учащихся (бесед, профинформационных экскурсий, диспутов, участие в профессиографических беседах, встречах с представителями ТРИТ им. А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, предприятием ИЭМЗ «Купол»);

-        индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации учащихся.

       Работа в школах ведется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы.

Систему профориентационной работы мы разделили на III этапа

Iэтап: организационный (июнь-август)

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

Задачи:

1.     Изучить и подготовить нормативно-правовую базу.

2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия профориентационной работы.

3. Подобрать диагностические методики по профориентации учащихся.

II этап: практический (сентябрь-май)

Цель: реализация профориентационной работы с учащимися 10, 11 «Купол-классов».


Задачи:

1.  Отработать содержание деятельности, подобрать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия по профориентации учащихся.

2.         Обогащать содержание профпросвещения в инженерной  направленности.

3.     Расширять и укреплять связи и отношения между партнерами: школой, ТРИТ имени А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, предприятием ИЭМЗ «Купол» по профориентации учащихся.

4.  Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5.     Проводить мониторинг профориентационной работы.

6.   Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города с целью профориентации учащихся на получение инженерно-технических специальностей.

III этап: аналитический (поквартально)

Цель: анализ профориентационной работы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период (III квартал).

Поступление в «Купол-класс»

Прием осуществляется на основании Приказа директора школы. Школа на своей странице в сети интернет размещает информацию об условиях набора. Предприятие о наборе в «Купол-класс» размещает информацию на республиканских телеканалах, в СМИ, на своих интернет ресурсах.

Приведу пример критериев индивидуального отбора учащихся в профильный 10 «Купол-класс»  лицея 29 на 2021-2022 учебный год.

Критерии отбора:

  1. Результаты ОГЭ по математике и русскому языку;
  2. Результаты контрольной работы по профильному предмету – физике (минимальные баллы: математика – 19, из которых не менее – 7 по геометрии,

физика – 20);

  1. Результаты комбинированной контрольной по физике, математике;
  2. Средний балл аттестата об основном общем образовании с коэффициентом 10;
  3. Результаты психологического тестирования;
  4. Портфолио (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, турнирах);
  5. Собеседование с претендентами в 10 профильный класс.

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства России от 07.09.2010 № 1507-р с 1 сентября 2020 года все школы обязаны осуществлять разработку и реализацию программ среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г.  № 413.

Согласно требованиям ФГОС СОО школа обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный) (п. 18.3.1. ФГОС СОО).

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области (п. 18.3.1. ФГОС СОО).

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области, и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа.

В программе «Купол-класса» есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле.

       Профилирующие предметы: математика, физика, информатика.

       Элективные курсы: практикум по математике, информатике - на базе школы; инженерная графика (программа «Компас»), физика - на базе ИжГТУ им. М.Т. Калашникова; радиоконструирование - на базе ТРИТ имени А.В. Воскресенского и др.

       Организованы кружки научно-технического творчества: интернет-вещей (на базе образовательной платформы Cisco) c 2021 г. беспилотники (Приложение 1), программирование,  робототехника, физическая лаборатория, основы сетевых технологий, 3D моделирование: теоретический и практический курс - на базе ИжГТУ им. М.Т. Калашникова.

          Дважды в неделю ребята занимаются в детском технопарке «Кванториум» в аэроквантуме и хайтеке. Первый интересен детям тем, что изучает область аэродинамики. Второй – позволяет использовать возможности станков с ЧПУ для решения задач в рамках подготовки индивидуального проекта.

          В лицее 29 – одна из немногих школ города, где в качестве факультатива продолжают преподавать такой необходимый для будущего инженера предмет, как черчение, ведь без пространственного мышления дети и в математике не сильны, и с изобретательством, экспериментами у них возникают сложности.

       В рамках работы «Купол-классов» практические занятия проходят на базе технопарка «Кванториум», в специализированных лабораториях ТРИТ имени А.В. Воскресенского (Приложение 2) и ИжГТУ им. М.Т. Калашникова.


Планируемый результат профориентационной работы в «Купол-классах»

Планируемые результаты

Отслеживание результатов

Повышение уровня подготовки по физике, математике, информатике

ЕГЭ, предметные олимпиады, мониторинги

Развитие навыков проектной деятельности

НПК, форумы, выставки технического творчества, конкурсы проектных работ

Самоопределение

Поступление в колледжи, техникумы и вузы по инженерным направлениям

       

       Учащимся, кто выбирает продолжение учебы в высших учебных заведениях по инженерным направлениям, предлагается обучение по целевому направлению от ИЭМЗ «Купол».  Связь с учащимися у нас не прекращается и в период дальнейшей учебы.

Вывод. Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:

1)        Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2)        Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)        Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4)        Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций, предприятий.

5)        Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

6)          Команда единомышленников, люди увлеченные своим делом, знающие и умеющие работать с детьми.

    1. Практические рекомендации по оптимизации кадрового потенциала в АО «ИЭМЗ «Купол» через систему взаимодействия с образовательными организациями


Профориентационную работу со школьниками в рамках проекта «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы» мы начали в 2015 году с «Купол-класса», который состоял из 16 человек. Из ребят окончивших школу в 2017 году поступили в вузы и выбрали инженерные направления - 13 человек (6 –вузы в других регионах, 7 - ИжГТУ им. М.Т. Калашникова). Выбрали обучение по целевому направлению от ИЭМЗ «Купол» - 10 чел. Ребята хорошо учатся, получают заводскую стипендию. Мы очень ждем первых наших ребят «Куполовчан» на нашем предприятии.

Из 27 человек выпуска 2017-2019 гг. поступило в вузы по инженерным направлениям – 20 человек (14 – вузы в других регионах, 6 - ИжГТУ им. М.Т. Калашникова). Выбрали обучение по целевому направлению от ИЭМЗ «Купол» - 12 человек.

Из выпуска 2018-2020 гг. окончили «Купол-класс» 23 человека из них поступили в вузы по инженерным направлениям – 21 человек (6 – вузы в других регионах, 15 - ИжГТУ им. М.Т. Калашникова). Выбрали обучение по направлениям от ИЭМЗ «Купол» - 16 человек.

В июне состоится 4-й наш выпуск. Мы вместе с ребятами волнуемся перед сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.


Лицей 29

Школа 80

год обучения

класс (чел.)

 выпуск

год обучения

класс (чел.)

 выпуск

2015-2016

10 (16)

I


2018-2019

10 (23)

III

2016-2017

11 (16)

2019-2020

11 (23)

2017-2018

10 (27)

II




2018-2019

11 (27)



2019-2020

10 (26)

IV




2020-2021

11 (26)





        Все обучаемые в «Купол-классах» поступили в высшие учебные заведения – это отличный показатель обучения.

Из общего числа поступивших в высшие учебные заведения это 66 человек, выбрали инженерные направления - 54 человека (82 %), выбрали другие направления обучения - 12 человек (18 %).

График выпускников поступивших в Вузы на инженерные направления

       Ребят уезжающих учиться в другие регионы, в т.ч. в столичные вузы – 26 чел. (39 %). Можно проследить, динамику увеличения количества детей оставшихся в регионе и поступивших на инженерные направления в ИжГТУ им. М.Т. Калашникова – 28 чел. (42 %). Я уверена, что большинство детей окончивших местный вуз, систематически проходивших практику на предприятии и на протяжении студенческой жизни участвующих в мероприятиях ИЭМЗ «Купол» останутся в регионе и придут к нам на предприятие.

График выпускников поступивших в вузы на инженерные специальности по целевому направлению от ИЭМЗ «Купол»

Из графика видно, что проводимая нами работа дает свои «плоды». Количество детей, желающих получить целевые места в вузах по направлению от нашего предприятия, растет (38 чел. – 58%), ребята хотят работать на нашем предприятии.


График результатов ЕГЭ по математике (чел.)



               

График результатов ЕГЭ по физике (чел.)


График результатов ЕГЭ по информатике (чел.)

Проанализировав результаты сдачи ЕГЭ с 2015 года по математике, физике, информатике можно сделать вывод, что учащихся сдавших по трем предметам ЕГЭ меньше 40 баллов нет.


Общий процент сдавших ЕГЭ по математике, физике, информатике по баллам.

На графике видно, что процент сдачи ЕГЭ по всем трем базовым предметам у ребят очень хороший. Растет понимание важности образования, поскольку оно необходимо для успешного обучения в вузах по инженерным направлениям, требующим высокого уровня освоения математики, физики и информатики.

Не малую роль сыграли «Купол-классы», т.к. школьники осознанно выбрали профильный класс с углубленным изучением этих предметов и два года усиленно занимались, участвовали в олимпиадах, контрольных и.т.д. Впервые ученик 11 «Купол-класса»  лицея 29 сдал в 2019 году математику на 100 баллов.

Помимо учебных мероприятий школьники «Купол-классов» активно принимали участие во внешкольных мероприятиях:

       во Всероссийских мероприятиях и олимпиадах:

-        в Военно-технической контрольной, проводимой АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» по информатике, физике (школьники лицея № 29 по информатике набрали - 96 баллов (8 чел.), по физике - 98 баллов (6 чел.));

-        во Всероссийском профориентационном форуме «ПроеКТОрия» (Приложение 3). В 2019 году команда школьников ездила для участия в г. Ярославль, выступала по направлению «Безопасность». Ученица «Купол-класса» лицея № 29 отмечена главным призом Концерна. В 2020 г. в очно-дистанционном формате учащиеся работали по направлению «Цифровизация» кейс «Перевод услуг и производств в цифровой формат: цифровизация коммуникативных процессов предприятий ОПК». Вся команда ребят отмечена наградами и подарками от Концерна и нашего предприятия.

-        во Всероссийской акции «Неделя без турникетов» (Приложение 4);

-        в олимпиаде «Звезда», на которой показывают достойные результаты.

       В мероприятиях республиканского, городского уровня на которых постоянно получают призовые места:

-        в конкурсе технических идей «Есть идея! Инженерные классы»;

-        в городском конкурсе «Мой профессиональный выбор»;

-        в городском фестивале «Карнавал профессий»;

-        в научно-практической конференции «Юность - науке и технике»;

-        в районной научно-практической конференции «Исследователь».

       В мероприятиях проводимых ИЭМЗ «Купол»:

-        в Форуме научно-технического творчества школьников (Приложение 5):

-        олимпиаде, посвященной памяти И.М. Дризе по математике, физике, информатике, проводимой совместно с ИжГТУ им. М.Т. Калашникова;

-        научно-технической конференции: секции IT, технической секции;

-        выставке научно-технического творчества;

-         IT-баттле.

-        экскурсиях на предприятие, в Музейно-выставочный комплекс Общества;

-            стажировках в подразделения Общества (Приложение 6);

-        обучающих сменах в ЛОК «Заря» (Приложение 7), интеллектуально-развлекательных играх «Мьёльнир», «Крокодил» проводимых Советом молодежи ИЭМЗ «Купол»;

-        трудоустройство на время летних каникул.

       В мероприятиях проводимых ТРИТ им. А.В. Воскресенского:

-            Днях открытых дверей;

-            лекциях: «Знакомство с профессиями», «Выбор профессии», «Какая профессия твоя?»;

-            профессиональном тестировании на базе Центра профориентации.

       В мероприятиях проводимых ИжГТУ им. М.Т. Калашникова:

-        Днях открытых дверей;

-        экскурсиях на профильные кафедры;

-        встречах преподавателей кафедр с учениками и родителями.

Предприятие ИЭМЗ «Купол» ежегодно выделяет денежные средства для организации дополнительных занятий и кружков учащихся «Купол-классов», оказывает материальную помощь, пополняет материально-техническую базу учебных заведений.

       В настоящее время мы понимаем, что для повышения эффективности профориентационной работы со школьниками на инженерные специальности необходим поиск новых форм, методов организации и средств проведения профориентационных мероприятий. В связи с этим неоценимой является возможность использования информационных технологий и мультимедийных средств.

       Как показывает опыт, проведение профессиональной ориентации в форме видеофильмов, видеолекций, презентаций, видеоэкскурсий, видеотренингов позволяет значительно модернизировать процесс профессионального информирования школьников. Мы впервые опробовали проведение «Визионерской лекции» с использованием площадки ZOOM из Музейно-выставочного комплекса Общества. Охват детей составил более 500 человек.

       Сейчас готовим видеоэкскурсию по предприятию «Купол-360» с использованием очков виртуальной реальности, трансляцией в сети Интернет. В ближайшей перспективе разработка виртуальных программ «Знакомство с профессиями». Можно будет очутиться на заводе, увидеть и узнать, как работает производство,  технологический процесс изготовления деталей, работой специалистов.

       На протяжении двух лет обучения в «Купол-классе» с ребятами ведут работу педагоги-психологи, оказывают психологическую помощь, психологическое сопровождение процесса профессионального становления и профессионального выбора. Педагог-психолог, обладая необходимым багажом знаний, методикой и технологией осуществления различных диагностических и коррекционных мероприятий, способен объективно оценить перспективы и возможности учащегося, помочь в принятии решения относительно выбора профессионального и жизненного пути.

       В школе проводится мониторинг готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению путём анкетирования, тестирования, наблюдения и т.д. Только комплекс диагностических мероприятий, систематический анализ дают полную картину в конце 11 класса об итогах проведенной профориентационной работы и о сформировавшемся или нет самоопределении учащегося.

Подводя итоги совместной профориентационной работы 3-х выпусков «Купол-классов» педагоги-психологи провели анализ диагностики «Профессионального самоопределения» учащихся 10-х классов, только поступающих и заканчивающих 11 «Купол-класс».

 Анализ показал, что после проведенной совместной, комплексной профориентационной работы к концу 11 класса высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению  составил 83% (в 10 классе – 15%), вырос на 68 %, а уровень низкой готовности к профессиональному самоопределению  - 0 %. Это говорит о том, что у всех детей, подойдя к выпуску, сформировано профессиональное самоопределение. Школьники сделали осознанный выбор своего профессионального пути с учетом своих особенностей, психических и физических, интересов, возможностей, а также совпадения их с требованиями профессиональной деятельности.

Вывод: Благодаря выстроенной за эти годы системе совместного взаимодействия специалистов образовательных организаций – лицея 29, школы 80, ТРИТ им. А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, предприятия ИЭМЗ «Купол» выпускники:

  1. показали высокие баллы при сдаче ЕГЭ по профильным предметам: математике, физике, информатике (от 80-100 баллов- 33 %, от 60-80 баллов - 47 %, от 40-60 баллов - 20 %);
  2. все дети поступили в высшие учебные заведения– 100 % (66 чел.);
  3. большинство детей выбрали инженерные направления обучения в вузах – 54 чел. (82 %);
  4. больше половины выпускников выбрали целевое направление от ИЭМЗ «Купол» - 38 чел. (58 %);
  5. анализ комплексной диагностики профессионального самоопределения  выпускников показал высокий уровень профессионального самоопределения - 83 % (55 чел.).

Задачи, которые мы перед собой ставили, создавая «Купол-класс»  выполнены, но мы прекрасно понимаем, что жизнь не стоит на месте, нужно постоянно искать новые формы и пути для развития. Решать возникающие проблемы, а они есть:

  1. В школах нет конкретного ответственного, который бы занимался профориентационной работай в «Купол-классах», который бы аккумулировал в своих руках всю профориентационную работу. Профориентацией занимаются все: классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи…
  2. Школьные учителя, к сожалению, не владеют методами профессиональной психодиагностики, актуальной информацией о состоянии рынка труда и прогнозах его развития, содержании новых профессий, учреждениях профессионального образования, условиях поступления в них и т.д.
  3. Растет конкуренция за школьника. Крупные компании, промышленные предприятия открывают свои профильные классы (в лицее 29 открыты классы «Роснефть» с ОАО «Удмуртнефтью», класс экономического, математического профиля. В школе 80 открыты академический класс, энергетический класс топливно-энергетической компании «Т+», промышленного предприятия «Ижсталь», медицинский класс, кадетский класс, класс - МЧС).
  4. Значительная загруженность учащихся, на профориентационную работу отводится мало времени.
  5. Профориентационные мероприятия, реализуемые школой в основном, носят  массовый  характер,  отсутствует  индивидуальный,  дифференцированный  подход  к  личности  школьника,  выбирающего  профессию.  
  6. Второстепенным  значением  данного  направления в деятельности школы.

Для решения выявленных проблем нами предложено:

  1. Официально приказом директора школы закрепить ответственного за профориентационную работу в «Купол-классе».
  2. Осуществить  подготовку  данного  специалиста  путем  посещения обучающих  мероприятий,  организованных  в  рамках  системы дополнительного профессионального образования педагогических работников (Дом  Учителя,  центр  психолого-педагогической  поддержки  несовершеннолетних,  институт  развития образования  и  т.д.),  с  помощью  привлечения  социальных  партнеров и самообучения.
  3. Вовлекать в инженерную среду больше школьников. В школе 80 нами уже выстроена система обучения в инженерных классах с 5 по 11.
  4. Расширять «зону присутствия» предприятия в школе, т.е. своевременное обновление стендов, наглядной агитации, символики Общества, атрибутики учащихся «Купол-классов» и инженерных классов – галстуки, косынки, эмблемы, нашивки и.т.д.
  5. Оптимально  сочетать  массовые,  групповые  и  индивидуальные  формы

профориентационной работы.

6.        Включать профориентационную работу в процесс обучения, внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с другими  социальными  структурами:  семьей,  профессиональными  учебными заведениями, службой занятости, предприятием, организациями и др.

7.        Проводить работу среди учителей (готовить тематические выступления на педсоветах), рассказывая о важности проводимой профориентационной работы.














Заключение


       Цель настоящей итоговой аттестационной работы заключается в изучении процесса организации профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников для выявления результата и актуальных проблем в работе по профессиональной ориентации в «Купол-классах».

       Анализируя теоретические основы, историческое развитие профориентационной работы в нашей стране, следует отметить, что отечественная система профориентации прошла достаточно длинный исторический путь своего развития и трансформации. Сегодня она имеет определенную правовую и организационную структуру, апробированные формы и методы работы, некоторые из них уже устарели и их использование не обеспечивает необходимые результаты, но отдельные локальные практики демонстрируют довольно высокую эффективность.

Профессиональная ориентация, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь школьнику в выборе профессиональной сферы деятельности с учетом его индивидуальных особенностей - интересов, склонностей, способностей, личных характеристик.

Выбор профессии, сферы профессионально-трудовой деятельности, учебного профессионального заведения, прежде всего, важен и актуален для учащихся школьного возраста - старшеклассников. Именно поэтому, профессиональная ориентация направлена на эту категорию. Безусловно, профессиональная ориентация в школе должна начаться в более ранние годы обучения, но сосредоточить внимание необходимо именно на профессиональном самоопределении старшеклассников.

Профессиональное самоопределение старшеклассников - важный элемент социализации подростка. Профессиональное самоопределение происходит под влиянием множества факторов - ближайшего окружения, личной профессиональной направленности, индивидуальных особенностей, информированности, а также макрофакторов - политической, экономической, социальной, демографической ситуации в стране. Все это создает условия для профессионального самоопределения старшеклассника.

Еще одним фактором, необходимым для успешного профессионального самоопределения школьника является профориентационная работа в школе. Она создает условия для правильного формирования профессиональной направленности, интересов, понимания своих индивидуальных особенностей, формирование мотивов выбора профессиональной сферы деятельности. Помимо этого, профориентационная работа направлена на развитие трудовых навыков, интересов к трудовой деятельности.

Предприятие ИЭМЗ «Купол» - крупнейший российский производитель системы ПВО малой дальности, основным разработчиком которых является. На предприятии также производятся гироскопы, нанокомпозиты, особо чистые материалы, оборудование для атомных электростанций, для нефтедобычи, а также продукция гражданского назначения.

Предприятие активно развивается, внедряет новые разработки, работает с современным оборудованием, что ведет к открытию новых рабочих и повышает требования работодателя к профессионализму сотрудника.

В рамках реализации данной задачи и с целью формирования кадрового потенциала предприятия руководством было принято решение о создании инженерных «Купол-классов»,  которое начало реализовываться в 2015 году с проекта «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы».

Основную цель, которую ставили перед собой сотрудники управления по персоналу, создавая «Купол-класс» - создать систему действенной профессиональной ориентации учащихся, способствующей формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению, получению образования современного инновационного инженера, с фундаментальной вузовской подготовкой, планирующего в дальнейшем работать на предприятии ИЭМЗ «Купол».

Выстраивая свою систему профориентационной работы со школьниками, мы пришли к выводу о необходимости объединения с организациями среднего профессионального образования и высшего профессионального образования (ТРИТ им. А.В. Воскресенского и ИжГТУ им. М.Т. Калашникова), так была выстроена цепочка «школа – техникум – вуз – предприятие».

В данной работе подробно описаны мероприятия по организации  совместной профориентационной работы проводимой сотрудниками управления по персоналу, школами, ТРИТ им. А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова с учащимися инженерных 10, 11 «Купол-классов» лицея 29 и школы 80. Подробно описаны методы, приемы, формы совместного взаимодействия с детьми и родителями учащихся.  Выявлены проблемы и даны рекомендации школам по усовершенствованию профориентационной работы.

Благодаря выстроенной за 5 лет комплексной системе взаимодействия мы получили хорошие результаты профориентационной работы с учащимися «Купол-классов». Школьники показали высокие баллы при сдаче ЕГЭ по профильным предметам: математике, физике, информатике (от 80-100 баллов - 33 %, от 60-80 баллов - 47 %, от 40-60 баллов - 20 %);  100 % ребят поступили в вузы, 82 % выбрали инженерные направления обучения в вузах; анализ комплексной диагностики профессионального самоопределения  выпускников 11-х профильных классов показал высокий уровень профессионального самоопределения - 83 %. Число ребят получивших целевое направление от предприятия ИЭМЗ «Купол» 58 %. Это больше половины ребят «Купол-классов», которых мы ждём после обучения на нашем предприятии.

На сегодняшний день в проекте «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы» уже участвуют 7 школ это учащиеся с 5 по 9 класс. В школе 80 создана целая «линейка» инженерных классов с 5 по 11. Всего нами охвачено в данный период 925 школьников, которые обучаются в инженерных классах.

Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками, привлечение большего количества учащихся, социальных партнеров, родителей, совершенствование методов, приемов, а также развитие интегрированных образовательных технологий и создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной профессиональной подготовки будет способствовать формированию кадрового потенциала АО «ИЭМЗ «Купол».











Список литературы


Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
  5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р и проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, разработанный ФГБУК «Всероссийский центр  развития художественного творчества и гуманитарных технологий», официальным оператором Министерства просвещения Российской Федерации

6.     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р

7.        Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства  Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 2950-р

8.        Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года № 92

9.        Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации  от 22 ноября 2018 года (№ 34)

10.        Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 года № ДМ-П8-5

11.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897

12.        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413


Литература

  1. Абульханова-Славская  К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 2001. С. 232.
  2. Арискина К.А. Выбор профессии учащимися средней школы. Кандидатская диссертация. М., 1952. С 56.
  3. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.
  4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков// Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 42–45.
  5. Веревкин Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи.  Ашхабад.: Общество Знание, 1985. 84 с.
  6. Вотякова И.В. Управление кадровым потенциалом предприятия в современных условиях: учебное пособие/ Северск: СТИНИЯУ МИФИ, 2015. 120 с.
  7. Гинзбург Μ.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема//  Вопросы психологии. № 2.1988. С. 38-41.
  8. Голомшток Е.А. Выбор профессионального самоопределения школьника. М.: Педагогика, 2002. С 46.
  9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.  С.47.
  10. Гущина А.Б. Социальные аспекты профессиональной ориентации// Проблемы научного коммунизма. Выпуск 10. М.: Мысль, 1976. С. 89-90.
  11. Ендальцев B.C. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы. Киев, Одесса.: Вища школа, 1982. 152 с.
  12. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. С. 58.
  13. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся старших классов средней школы. - 2-е изд., доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  14. Коледова С.А. Кадровая политика и стратегия работы с персоналом// Справочник по управлению персоналом. 2004. № 4. С 55-57.
  15. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.  254 с.
  16. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. М.: Просвещение, 1981. 281 с.
  17. Кузнецова И.В. Методика психологического анализа привлекательности профессии среди молодежи. В сб. «Психология учебной и трудовой деятельности»  под ред. В.Д. Шадрикова, Ярославль, 1985. С. 64.
  18. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. С. 247.
  19. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М.: «Творческий центр», 2005. 265 с.
  20. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе/ Под ред. В.Р. Веснина. М.: Юристъ. 2015. 496 с.
  21. Пряжникова Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения.// Вопросы образования, 2010. № 3, С. 224-230.
  22. Пряжников Н.С. Методы в профориентации старшеклассников: Методические рекомендации. Пермь: ПГПИ, 2005. С 37.
  23. Сазонов А.Д., Сахаров В.Ф. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студ. Пед. Ин-тов. - М.: Просвещение , 1982. 192 с.
  24. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С 71.
  25. Рубинштейн С.Л. Основы профориентации. СПб.:  Питер, 2015. С 185.
  26. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема: на материалах конкретных исследований в ЭССР. М.: Мысль, 1975. 156 с.
  27. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии. 1990. № 5. С 17.
  28. Управление персоналом/ под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерем  ина. М.: Юнити, 2010.  422 с.
  29. Управление персоналом 6-е изд., стер./ Под ред. Кибанова А.Я. М.: КНОРУС. 2018. 202 с.
  30. Управление проектами организации: Учебник/ Под ред. Г.Д. Антонова, О.П. Ивановой, В.М. Тумина. М.: Инфра-М. 2018. 244 c.
  31. Чернякова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус, 2006. 256 с.
  32. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М.: «Просвещение», 2003. 167с.