Историческое развитие профориентационной работы в нашей стране

Дипломная работа по предмету «Управление персоналом»
Информация о работе
  • Тема: Историческое развитие профориентационной работы в нашей стране
  • Количество скачиваний: 2
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Управление персоналом
  • Количество страниц: 14
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-22 23:54:58
  • Размер файла: 24.45 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Раздел 2. Историческое развитие профориентационной работы

в нашей стране


2.1.  Профориентационная работа: опыт прошлого


В нашей стране становление профориентационной работы со старшими школьниками началось в 1917-1920гг. В это время велась работа по созданию новой школы, в её основу легли идеи трудовой политехнической школы В.И. Ленина.

Для реализации этой идеи начинают создаваться опытно-показательные школы, в которых реализуются теоретические положения строительства новой школы. Помимо школьных и дошкольных учреждений, создавались также школы-коммуны — интернатные учебно-воспитательные учреждения. В таких школах-коммунах учащиеся физически трудились по 3 часа в день, столько же занимались умственным трудом, а также принимали участие в общественно-массовой работе.

В некоторых школах была возможность вынести обучение труду прямо на производство: например, поблизости к школе могла располагаться фабрика по изготовлению сельскольхозяйственных орудий, электростанция, типография и т.п. Это давало возможность старшим учащимся непосредственно наблюдать за работой мастеров и обучаться на производстве, тем самым приобщаясь к трудовой деятельности.

Далее в некоторых школах стали появляться мастерские различных направлений, в них даже выполняли заказы предприятий.

Идеи политехнической школы отстаивали следующие ученые: А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Они исходили из потребности социалистического общества, связывая образование с трудовой жизнью школьников. Но при этом не забывали учитывать и индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося.

Во второй половине 20-ых и начале 30-ых годов начала складываться система профориентационной работы, приобретая научные основания. Для координации профориентационной работы со школьниками был создан при НКТ СССР междуведомственный совет, открывается биржа труда. В 1929 г. в Москве открывается лаборатория по профессиональной консультации и профессиональному отбору. В эти годы стало появляться много литературы о профессиональной ориентации школьников, можно привести следующих исследователей и их труды: М.Я. Бабосов «Личностьи профессия», Н.А. Рыбников «Выбор профессии и школа», Г.Ю. Малис «Профессиональные интересы рабочего подростка» и др. Так, в это время появляются комплексные методы для изучения индивидуальных особенностей школьников — анкеты, опросные листы, беседы о профессиях и т.д. Профессиональная ориентация приобретает более систематический характер.

Социально-экономические условия нашей страны в то время оказывали прямое воздействие на профессиональную ориентацию. В годы второй пятилетки появляется масса нового оборудования, а, следовательно, и новых профессий и специальностей. В связи с этим требовалась целенаправленная профессиональная ориентация. Для этого во многих научно-исследовательских институтах труда поднимались темы об организации профориентации учащихся, составлении руководств для беседы и экскурсий на предприятия, связи производства и политехнической школы, а также вопросы профессиографирования. В это же время поднимался вопрос о качестве проводимых профконсультаций.

Активно разрабатывалась научная база профессиональной ориентации, но при этом страдало само политехническое образование.

Тем не менее, в 1937 г. в школах было отменено трудовое обучение, при этом закрывались мастерские. Изучение вопросов профессиональной ориентации прекратилось, притом, что в течение нескольких лет активно разрабатывались подходы к этому явлению, его структуризации и конкретизации.

Далее, начинается другой этап — третья пятилетка, которая сопровождалась техническим прогрессом в области сельского хозяйства и промышленности.

Для этого создавались училища (железнодорожные и ремесленные) с двухлетним сроком и школы фабрично-заводского обучения. В таких заведениях на профильное обучение отводилось 50-85 % от всего обучения, остальное время отводилось на изучение общеобразовательных предметов.

При этом не упускался из вида вопрос о трудовом обучении и воспитании в школе. Сами учителя и коллективы некоторых школ понимали эту проблему, и пытались решить ее следующим образом: использование внеклассной и внешкольной работы. Для реализации такой работы были выбраны следующие методы: занятие в различных кружках, экскурсии на производства, трудовые работы на пришкольных участках и т.п. К сожалению, проделывалась такая работа далеко не везде, и по-прежнему вставал вопрос об отсутствии подготовки молодого поколения к трудовой жизни. Некоторые печатные издания и ученые, например А.П. Болтунов, поднимали этот вопрос, говоря о том, что не только само государство и учителя должны оказывать помощь в выборе профессии, но и сами родители и общественность, так как данный вопрос касался каждого. Ведущую роль в этом вопросе Болтунов отдавал классному руководителю, но с использованием помощи родителей и учителей-предметников.

Великая Отечественная война приостановила деятельность по профориентации, но для помощи стране активно привлекались к работе подростки. Для обеспечения трудовыми ресурсами народного хозяйства осуществлялась подготовка в училищах и школах трудовых ресурсов. Про образование и воспитание не забывали даже во время войны: в 1943г. для подростков, которые были заняты на производстве, были созданы общеобразовательные школы рабочей молодежи, а в 1944 г. — семилетние школы сельской молодежи. Молодежь в те годы активно оканчивала обучение, как в училищах и техникумах, так и в вузах.

Образование в то время соединялось с производительным трудом. Школьники оказывали помощь в сельскохозяйственных работах, собирали лекарственные травы, помогали в госпиталях, в строительстве оборонительных сооружений и др. Таким образом, шла ненаправленная профессиональная ориентации, которая, как минимум, приобщала школьников к труду и работе в коллективе.

В 50-е годы появилось много исследовательских работ на тему профессиональной ориентации школьников. Известна работа К.А. Арискиной «Выбор профессии учащимися средней школы». В данной работе были подняты вопросы особенностей выбора профессии учащихся различного возраста и значимости личностного участие учащихся в практической деятельности. Автор утверждал, что «решающую роль для обоснованного выбора профессии имеет такая практическая деятельность, которая требует от учащихся непосредственного активного участия»14.

В практическом смысле профессиональная ориентация в послевоенное время была направлена на внесение в обучение элементов труда — политехнического образования, чтобы ликвидировать отрыв обучения от жизни,  в 5-10 классах были снова введены уроки трудового обучения. В эти же годы увеличивается в школах количество кабинетов физики, химии, биологии. Появилась новая форма для привлечения школьников к производительному труду — ученические производственные бригады.

В 60-е годы возникла проблема большинство выпускников стремились поступить в вуз. В связи с этим произошли несколько изменений: превращение семилетней школы в восьмилетнюю школу общеобразовательного обучения, среднюю десятилетнюю предлагалось сделать одиннадцатилетней общеобразовательной трудовой политехнической школой с производственным обучением. Тогда же были созданы единые типы профессионально-технических учебных заведений, как для выпускников восьмилетней школы, так и для выпускников одиннадцатилетней школы.

В эти годы выходили статьи о профессиональном самоопределении учащихся. Можно выделить статью «О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии». В ней приводятся данные о низком уровне профессионального самоопределения учащихся. Авторы предлагали, во-первых, это информирование учащихся о различных видах деятельности, профессиях,

_____________________

14 Арискина К.А. Выбор профессии учащимися средней школы. Кандидатская диссертация. М., 1952. С 56.

содержании труда, требованиях, предъявляемых к конкретной профессии. Во-вторых, изучение особенностей учащихся - физиологических и психических. В-третьих, консультационная помощь в выборе, подборе профессии с учетом индивидуальных особенностей. Помощь в овладении конкретной профессией также представлялась важной задачей профессиональной ориентации. Авторы придерживались мнения, что профориентационная работа должна быть частью учебно-воспитательного процесса в школе.

Процесс с повышением школ с производственным обучением шел отлично, уже в 1962-1966 гг. было больше 10 тыс. средних школ с производственным обучением. В данный период выпускается много исследовательских работ, статей на тему профессиональной ориентации. Можно привести несколько работ, относящихся к 60-ым годам.

А.Н. Волковский в статье «О системе профориентации в восьмилетней школе» выстраивает определенную систему профессиональной ориентации. По его мнению, она должна состоять из следующих компонентов: профинформация, профпросвещение, профконсультация. На этапе профконсультации предполагается выявлять интересы, способности и склонности учащихся. По итогам данной работы должна быть дана рекомендация о будущей профессии учащегося в соответствии с его особенностями.

Другие ученые — И.М. Палей и В.С. Павлюченко изучали интересы школьников к рабочим специальностям в г. Перми. Благодаря проведенному исследованию, они выяснили, что интерес к рабочим специальностям формируется в процессе совместной работы с производственными коллективами.

 В 60-ые годы было проведено еще одно интересное исследование о формировании профессиональных интересов у учащихся. М.М. Мингалеева собрала в своей статье опыт работы классных руководителей по профессиональной ориентации.

В 1967 г. на конференции «НОТ и подготовка молодежи к производственной деятельности» было обозначено, что профессиональная ориентация была не на высшем уровне. Поднимались вопросы о разработке и применении тестов для определения различных способностей.

Одним из методов профессиональной ориентации в то время были профессиональные бригады. В сельских восьмилетних школах Литовской ССР создавались такие бригады для объединения учащихся по ознакомлению с определенной профессией.

Так трудовое обучение учащихся 9-10 классов на тракторах, комбайнах, и других сельскохозяйственных машинах в виде факультативных занятий, летней практики и время, отведенное на трудовое обучение.

В 60-е годы создаются лаборатории по профотбору и профориентации в НИИ психологии(1968 г.), городские кабинеты по профориентации учащихся Министерства просвещения Литовской ССР(1968 г) и др.

70-е годы были ознаменованы научно-техническим прогрессом, именно поэтому возникает потребность в новых квалифицированных кадрах технического профиля, специалистах по сложным профессиям и узким специальностям. В эти годы профориентационная работа в школе является государственной задачей.

В 1974 году вышло постановление об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) трудового обучения, происходило знакомство школьников с трудовыми специальностями и осуществление профессиональной ориентации. Помимо этого, в школах организовывались учебно-методические кабинеты и уголки по профессиональной ориентации, где школьникам была собрана информация и специальная литератора, и где осуществлялись консультации.

Поднятию профессиональной ориентации на новый уровень способствовали работы Е.А.Климова, который разработал основы выбора профессии, а также классификацию профессий, которая активно используется и в наши дни.

В 80-е годы были созданы в крупных городах центры по профессиональной ориентации молодежи и был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Основной упор делался на трудовое воспитание, а также был сделан акцент на подготовке профессиональных профконсультантов.

Начало 90-ых годов — сложный период развития нашей страны. Он был ознаменован неустойчивой экономической ситуацией, переходом на рыночную экономику, безработицей. В 1991году вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В 1992 г. вышел «Закон об образовании», вследствие чего сократилось финансирование школы и профориентации.

В связи с этим начали появляться организации, занимающиеся трудоустройством молодежи и подростков.

В конце 90-ых годов значительно повышается интерес к получению образования после школы, в 1989-1999 гг. отмечается самое большое количество студентов за всю историю России. Наметилась тенденция на появление негосударственных вузов.

В 2003 году был начат эксперимент в рамках развития образования до 2010 года, в рамках которого предполагалось введение профильного обучения в старшей школе в России.

С советских времен формы и методы школьной профориентации обнови-лись, но кардинально не были модернизированы. В отдельных школах страны сохранились еще советские традиции — в основном благодаря педагогам-энтузиастам и чудом уцелевшим кабинетам технологии, оснащенным незатейливым по сегодняшним меркам оборудованием. Где-то инициировали возрождение шефских форм профориентации, где-то безуспешно попытались сохранить межшкольные учебно-производственные комбинаты. Для большинства же школ до последнего времени были характерны малозатратные подходы к организации этого процесса - тематические классные часы, консультации психологов, оформление стендов, встречи с представителями профессий, экскурсии на предприятия. Все они осуществлялись (и осуществляются) фрагментарно, в формате отдельных мероприятий, реализуемых без системной методологии.

Дополнительным негативным фактором можно считать отсутствие в школе специалистов, профессионально занимающихся профориентацией школьников.

В начале 2010-х гг. в российских школах стал применяться формат профессиональных проб15.Однако несмотря на высокую оценку педагогическим сообществом профориентационного потенциала этой образовательной технологии, до 2018 г. она так и не получила, по мнению исследователей, полного и широкого разворота.

С 2018 г., в связи с заявлениями президента Российской Федерации и министра образования о необходимости активизировать профориентационную работу в школах, данный формат профориентации получил новый импульс развития.


















____________________                                                

15Блинов В. И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков //Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 42–45

2.2. Современные подходы к профориентационной работе


Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях.

Второй глобальный инструмент - создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов - сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских школах отражено в ряде стратегических документов. Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций16.

Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации школьников.

_____________________

16Национальный проект «Образование» 2019–2024: [офиц. сайт Министерства просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 11.05.2021)

Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи. Например, в федеральном проекте «Современная школа» сформулирована задача: к 2024 г. осуществлять реализацию общеобразовательных программ в сетевой форме в 70 % организаций начального, основного и среднего общего образования, что будет способствовать формированию устойчивой профессиональной ориентации школьников.

В другом федеральном проекте - «Успех каждого ребенка» - на профориентацию направлены проекты «ПроеКТОрия» и «Билет в будущее». «ПроеКТОрия» - это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В документе декларируется, что в обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика.

«Билет в будущее» - проект ранней профориентации для учащихся 6-11-х классов. Федеральным оператором проекта является Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkilles Russia)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Проект предполагает проведение предварительного диагностического тестирования учащихся, после которого они могут принять участие в профессиональных пробах.

С  2018 года федеральный проект  «Билет в будущее» реализуется  в Удмуртии. Реализацией проекта занимается Министерство образования и науки Удмуртской Республики совместно с «Молодые профессионалы (WorldSkilles Russia)».

Задача проекта – задействовать максимальное количество школьников, помочь им определиться с будущей профессией.

В 2018 году республика начинала с 12 компетенций и семи площадок проведения профессиональных проб. Сегодня 33 образовательные организации стали площадками проведения профессиональных проб по 69 компетенциям.

Таким образом, сегодня посредством механизмов стратегического управления образованием сделана попытка закрепить практику профессиональных проб - проведения практико-ориентированных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в какую-либо профессиональную сферу. Задача профпробы заключается в том, чтобы сформировать у школьников представление о профессии или компетенции. Поэтому деятельность в рамках мероприятия прямо соответствует той практике, которая существует в той или иной сфере работы, без развлекательного или игрового содержания17.

Государство в последние годы поддержало ряд инициатив, связанных с появлением  нового  типа  социальных  технологий  популяризации  рабочих профессий.  Конечно,  во  многом  они  являются  возрождением  и  развитием старых  форм  работы.  Так  наша  страна  присоединилась  к  международному движению  WorldSkills,  что  обеспечило  российской  молодежи  возможность участвовать  в  международных  чемпионатах  профессионального  мастерства.

Новый  формат  профориентационно  значимой  событийности  является Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в  России»,  который  организуется  Центросоюзом  России.  Протуберанцем World  Skills Russia  стал  проект  по  ранней  профориентации  и  основам профессиональной  подготовки  школьников  «Juniorskills». Стержень  проекта  школьников состязание школьников из разных регионов России в рамках Национального чемпионата сквозных  рабочих  профессий  высокотехнологичных  отраслей промышленности.

Можно отметить конкурсы  в  ранее  не  применявшихся  формах, например - «отложенный  трудовой  договор».  Идея  подобной  акции принадлежит  Московскому  «Городскому  центру  профессионального  и карьерного развития».  По  такому  договору,  победитель  конкурса  во  время обучения  в  вузе  на  безвозмездной  основе  сможет  проходить  практики  и стажировки,

____________________

17 Молодые профессионалы: [офиц. сайт Реги он. координац. центра Свердл. обл. WorldSkills Russia]. 2019. URL: https://www.ws-ekb.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 17.05.2021)


необходимые  для  формирования  необходимых профессиональных  компетенций,  а по окончании  обучения  его  кандидатура будет рассмотрена в приоритетном порядке на занятие вакантной должности.

Поддержка  и  развитие  профильного  обучения  и  предпрофильной подготовки  является  одним  из  государственных  приоритетов  модернизации общего  образования.  Федеральные  государственные  образовательные стандарты  общего  образования  регулируют  организацию  профильного обучения,  разработку  программ  учебных  предметов,  курсов  по  выбору  и внеурочной  деятельности.  В  стандарте  представлен  общий  алгоритм проектирования  учебных  планов.  Поэтому  стандарт  является  главным нормативным  документом,  в  котором  представлены  механизмы  создания профильных  классов.  

В  современной  общеобразовательной  школе  особое и заслуженное внимание уделяют инженерным классам.

Реализация  инженерного  образования  необходима  для  поддержки интересов и индивидуальных способностей учащихся в области инженерного творчества,  подготовки  квалифицированных  кадров,  востребованных  на российском  рынке  труда  и  способных  к  инновационным  разработкам  в интересах  региона.  Организация  инженерных  классов  позволит  учащимся принимать  участие  в  практических  занятиях  на  базе  производственных комплексов,  знакомиться  с  элементами  трудовых  действий  инженерных специальностей,  готовиться  к  дальнейшему  получению  профессионального образования инженерной направленности, создавать условия для подготовки квалифицированных кадров, востребованных инновационной экономикой.

Результаты  реализации  проекта  включают,  прежде  всего,  повышение престижа  инженерных  профессий,  обеспечение  стабильного  количества выпускников  школ,  мотивированных  на  получение  инженерного образования,  осознанный  выбор  направления  дальнейшего обучения.  

Особо следует  отметить  развитие  системы  партнерских  отношений  с профессиональными  образовательными  организациями,  организациями высшего образования, работодателями  в области инженерной  деятельности.

Один  из  эффективных  механизмов  организации  инженерных  классов  - привлечение ресурсов других образовательных организаций, предприятий  и партнеров  в  сфере  бизнеса.  

Организация  инженерных  классов  требует  создания  современных условий  образовательной  среды. Инженерно-технологический проект  оснащения  предоставляет  учащимся  возможность  знакомства  с инновационными  приборами  и  техникой,  элементами  профессиональных действий  в  рамках  инженерных  программ  профессиональной  ориентации.

 В современном мире профессиональный выбор человека – это предмет социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в результатах этого выбора. Основными участниками договора выступают три главных благополучателя профориентационной работы со школьниками: во-первых, работодатели, во-вторых, сами школьники и, в-третьих, их родители. Образовательные организации в этом процессе выполняют роль своего рода "квалифицированных посредников" или провайдеров, представляющих интересы конечных заказчиков. Их задача – организовать взаимодействие "работодатель – школьник - родитель" в профориентационно значимом контексте.

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

Вывод. Как видим, современная профориентация выходит за рамки школы и становится сетевым процессом, приобретая вид профориентационного нетворкинга. Инструментом такой работы должны стать уже не просто программы профориентационного сопровождения самоопределения, а сетевые программы. Участниками сетей, реализующих такие программы, могут быть разные типы образовательных организаций: школы, организации дополнительного образования детей, колледжи, вузы, работодатели (представленные, как правило, учебными подразделениями и кадровыми службами), а также специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги.