Теоретические основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения

Дипломная работа по предмету «Управление персоналом»
Информация о работе
  • Тема: Теоретические основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения
  • Количество скачиваний: 3
  • Тип: Дипломная работа
  • Предмет: Управление персоналом
  • Количество страниц: 33
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2021-11-22 23:40:54
  • Размер файла: 47.71 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

Содержание

                                                                                                                                      Стр.

Введение

…………………………………………………………………………….

3

Раздел 1.

Теоретические основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения …………………………..........


7

          1.1.

Профессиональная ориентация как система …………………………

7

          1.2.

Понятие и сущность профессионального самоопределения ..............


25

Раздел 2.

Историческое развитие профориентационной работы в нашей стране ……………………………………………………………….......


33

          2.1.

Профориентационная работа: опыт прошлого ……………................

33

          2.2.

Современные подходы к профориентационной работе …..................


41

Раздел 3.

Опыт и проблемы формирования кадрового потенциала в АО «ИЭМЗ «Купол» через систему взаимодействия с образовательными организациями в рамках проекта «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы»……….......





47

          3.1.

Формирование и развитие системы взаимодействия АО «ИЭМЗ «Купол» с образовательными организациями в рамках профориентационной работы ………………………………………....




47

          3.2.

Практические рекомендации по оптимизации кадрового потенциала в АО «ИЭМЗ «Купол» через систему взаимодействия с образовательными организациями ……...............................................




62

Заключение …………………………………………………………………...........  73

Список литературы ………………………………………………………………..  77

Приложение ………………………………………………………………………..  82











Введение

В полтора раза выросли объёмы производства продукции гражданского и двойного назначения на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» в 2020 году. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Ф. Г. Зиятдинов. В целях дальнейшего роста объёмов производства гражданской и двойного назначения продукции и доведения их до целевых показателей, установленных Президентом РФ В. В. Путиным (30% от общего объёма производства к 2025 году и 50% - к 2030 году) ИЭМЗ «Купол» приобрел дополнительную производственную площадку, по размерам сопоставимую с головной площадкой предприятия. В настоящий момент ведётся её реконструкция, которая должна завершиться в 2022 году.

В связи с увеличением объёмов производства одна из важнейших задач, стоящая перед нашим предприятием, связана с обеспечением предприятия высокопрофессиональными кадрами. Дефицит трудовых ресурсов, во многом обусловленный в настоящее время такими факторами, как демографические ямы, которые наблюдались в России в 70-х и 90-х годах, естественным выбытием и старением персонала, а также спецификой структуры образования, которая в 90-е характеризовалась выпуском специалистов в основном по направлениям юридического и экономического профиля, не дает возможности обеспечить актуальные потребности как промышленных, так и наукоемких производств.

Проблема. Рынок труда не предоставляет достаточного количества специалистов требуемой профессиональной квалификации, а значит стоит задача – вырастить своих.

Растить своих специалистов нужно со школьной скамьи, начиная раннюю профориентационную работу со школьниками, на этапе выбора профессии.

Актуальность. Актуальность данной темы состоит в том, что комплексная система мер профессиональной ориентации является неотъемлемой частью жизни общества, позволяющая целенаправленно формировать рынок труда, учитывая интересы членов общества и потребностей государства. Правильное формирование мероприятий по профессиональной ориентации позволит грамотно применить профессиональные навыки, умения и предрасположенности молодёжи и выстроить равномерное распределение трудовых ресурсов.

Правильный профессиональный выбор важен не только для самого индивида, но и для общества в целом. От правильности выбора профессии каждым человеком, в конечном счете, зависят производительность труда, эффективность использования интеллектуального потенциала страны, масштабы миграции, текучести кадров и т.д.

Молодежь, вышедшая из старшей школы, зачастую не знает, где себя реализовать. Как правило, это связано с тем, что молодые люди «не нашли себя» в какой-либо профессиональной сфере деятельности. Возможно, старшеклассники и не были знакомы с различным множеством профессиональных сфер. Все это результат ненаправленной, слаборазвитой деятельности государства, в частности общеобразовательных учебных заведений, в отношении профессиональной ориентации.

Выбор специальности зависит от осведомленности учащихся о назначении и особенностях будущей профессии. Для решения проблемы подготовки инженерных кадров требуется понимание значимости промышленных предприятий, ознакомления учащихся с инженерно-техническими работниками, принимающими реальное участие в организации производства, с современным оборудованием, которое требует для эксплуатации и обслуживания высокой квалификации персонала и т.д.

В 2015 году впервые начал свою реализацию проект «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы». На базе лицея № 29 г. Ижевска нами впервые был набран «Купол-класс» инженерной направленности с углубленным изучением физики, математики, информатики состоящий из 16 человек.

       Проект «Образовательная среда «Купол». Инженерные классы» вовлек в профориентационную работу со школьниками учебные организации среднего и высшего профессионального образования ТРИТ имени А.В. Воскресенского, ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, образовав цепочку «школа-техникум-вуз-предприятие».

Актуальность работы обусловлена также новизной проблематики, отсутствием достаточного количества источников по заявленной теме, современного практического опыта апробации идеи.

Цель исследования - изучение профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников для выявления результата и актуальных проблем в работе по профессиональной ориентации в «Купол-классах».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.            Рассмотреть профессиональную ориентацию как систему;

2.          Дать понятие и выделить сущность профессионального самоопределения;

3.          Изучить особенности профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников;

4.          Определить результат профориентационной работы проводимой с учащимися «Купол-классов»;

5.        Выявить проблемы в работе по профессиональной ориентации в «Купол-классах». 

Объект исследования - учащиеся старших классов 10-11 «Купол-классов» средних образовательных школ.

Предмет исследования - профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение старшеклассников.  

Методологической основой исследования являются общенаучные методы такие, как: системный подход, структурно-функциональный метод, а также общелогические методы: сравнительный анализ, исторический подход, статистический метод и др.

Информационной базой иссле  дования послужили нормативно-правовые акты, научные и учебные пособия, методическая литература, а также внутренняя документация предприятия и образовательных учреждений.

Практическая значимость работы состоит в том, что описана система взаимодействия предприятия с образовательными организациями в рамках профориентационной работы. Предложенные формы, методы работы могут служить в качестве основы для разработки собственных форм и методов позволяющих повысить собственную работу по профориентации старшеклассников.

Степень разработанности проблемы. Вопросы профориентационной работы, а также профессионального самоопределения рассматривались как зарубежными, так и отечественными учеными.

Среди отечественных можно выделить следующих: К.М. Гуревича, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, М.Х. Титму, А.К. Маркову, Н.С. Пряжникова, А.Е. Голомштока, С.Н. Чистякову, Л.А. Йоваша, А.С. Макаренко, Н.К. Крупскую и др.

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации, располагает исследованиям У. Джейда, А. Маслоу, Э. Гинзберга, С. Факуямы, К. Роджерса, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда, и др.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы итоговой аттестационной работы, рассмотрены цель, задачи работы, объект и предмет исследования.

В первом разделе рассмотрены теоретические основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения: понятие, основные компоненты, функции, методы, этапы профессиональной направленности в школьные годы.

Во втором разделе рассмотрена история развития профессионального образования и профессионального самоопределения в нашей стране. Современные направления работы с молодежью по данной теме.

       В третьем разделе описана работа специалистов Управления по персоналу АО «ИЭМЗ «Купол» по профориентационной работе со школьниками «Купол-классов», описана система работы, формы совместного взаимодействия с детьми, родителями, школами, ТРИТ им. А.В. Воскресенского и ИжГТУ им. Калашникова. В работе затронуты проблемы, подведены итоги работы за 5 лет (3 выпуска), даны практические рекомендации по устранению выявленных проблем.

       В заключении содержатся общие выводы по вышеизложенной теме.

Раздел 1. Теоретические основы профессиональной ориентации и

профессионального самоопределения

    1. Профессиональная ориентация как система

Возникновение профессиональной ориентации как профессиональной деятельности началось в начале XX века. Ее появление связано с образованием первого кабинета профессиональной ориентации во Франции, а именно в Страсбурге, и появлением бюро по выбору профессии в США (Бостоне), основанного в 1908 г. Франком Парсонсом.

Услуги «бюро по выбору профессии», созданное под руководством Ф. Парсонса, были бесплатные. Цель данного бюро - оказать помощь молодым людям в выборе профессии и созданию эффективной и успешной карьеры.

  Помимо этого, ученый создал «трехфакторную модель» профориентации,

которая стала одной из первых теорий профессионального выбора. Это был принцип помощи при выборе профессии для каждого, он лег в основу профориентационной работы.

Идея модели Ф. Парсонса состояла из трех частей или факторов профориентационной работы:

1.        изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию;

2.        изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах;

3.        сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии.

Ученый с помощью анкетирования и тестирования проводил обследования учащихся, получая данные о каждом и сопоставляя их с требованиями той или иной профессии. Далее он проводил личные консультации. Основная его идея заключалась в том, чтобы черты личности соответствовали факторам или требованиям, которые необходимы для определенной профессии.

На основе его идей было сформулировано определение профориентации, которое в дальнейшем стало классическим: «Профессиональная ориентация — это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела»1.

Теория Ф. Парсонса была актуальна и популярна с момента ее создания и по 50-е годы. При всех ее достоинствах, у данной модели есть определенные недостатки, которые впервые были обозначены Д.Е. Сьюпером.

По теории Сьюпера, разработанной в 1952 г., выбор профессии - это длительный процесс, который зависит от предыдущего опыта индивида, и определяющий его будущее. Так, выбор профессии — это результат процесса взросления ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью.

Концепцию Сьюпера называют теорией профессионального развития.

Рассматривая основные положения психолога, хочется отметить, что профессиональное развитие это непрерывный процесс, учитывающий индивидуальные способности индивида, факторы, которые могут оказать влияние на профессиональный выбор, а также управленческую функцию данного процесса. На мой взгляд, именно эти идеи должны быть основополагающими принципами профессиональной ориентации.

Тема профессиональной ориентации в социологической науке активно разрабатывалась в 60-е годы XX века. Следует рассмотреть основные подходы к пониманию профессиональной ориентации:

Экономический подход. Заключается в подготовке квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с запросами и потребностями экономики страны, а также отдельных регионов в определенных специальностях.

Так, с экономической точки зрения профессиональная ориентация - это разумное использование трудовой силы, а именно выявление, распределение трудовых ресурсов.

__________________________________________

1 Укке Ю.В.Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников// Вопросы психологии. 1990. № 5.С 17.


Основными представителями данного подхода являются следующие ученые:  Ю.К. Васильев, В.С. Ендальцев, Е.Д. Катульский, Л.П. Веревкин.

Психологический подход. Представители: Л.А. Йоваши, Е.Л. Климов, Н.С. Пряжников, Р.С. Немов, Ф.И. Иващенко, Д. Сьюпер, Э.Гинзберг, Дж. Голланд.

Психологические концепции профессиональной ориентации утверждают, что профессиональный выбор происходит исходя из психологических особенностей самого человека (способностей, темперамента, интересов). В данном подходе учитывается соответствие между требованиями профессиональной сферы или конкретной профессии и возможностями самого человека, его индивидуальными способностями.

Данное направление богато наличием множества профессиональных методик - диагностических материалов для профессиональной ориентации, таких как психодиагностическая методика, проективные методы, психофизиологические методы, опросники и тесты. Помимо этого, ученые любят подразделять профессии на различные типы, и типизировать людей по их направленностям, возможностям.

Литовский психолог Л.А. Йовайша дает следующее определение: «профессиональная ориентация - организованная система образовательной и воспитательной работы, ставящей целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессию с учетом общественных потребностей и оказание им помощи самоопределения при

воспитательной работы, ставящей целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессию с учетом общественных потребностей и оказание им помощи самоопределения при

ее выборе»2.

Педагогический подход. Представители педагогического направления: А.С.

Макаренко, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.Е. Голомшток, М.Д.Виноградова, А.П. Сейтешев, П.А.Жильцов, Р.С.Соломатин, Л.П. Ашихмина, С.Т. Шацкийи др.

_____________________________

 2 Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. С. 58.


Согласно педагогическому подходу, профессиональная ориентация - это процесс, происходящий в рамках школьного учебного заведения, направленный на профессиональное самоопределение учащихся в рамках учебных занятий, а также во внеурочное время, с целью формирования у них мотивов для выбора профессиональной сферы деятельности, а также готовности к совершению этого выбора, воспитание трудолюбия и понимание ценности труда. В данном направлении важное значение приобретает трудовое воспитание.

Для А.Е. Голомштока подготовка к выбору профессии — это деятельность школьного учреждения по формированию личности учащегося, в результате которого происходит его профессиональное определение.

«Процесс профессионального самоопределения определяется как результат сознательного, целеустремленного воздействия на личность учащегося через учебно-воспитательную работу»3.

Социологический подход. Представители: М.Х. Титма, В.Н. Шубкин, Г.А.Чередниченко, Ф.Р.Филиппов, В.Л. Оссовский, И.Н. Назимов, М.Н. Руткевич.

Необходимость в определении своего места в общественно-трудовой структуре каждого человека составляет социологический подход. Профессиональный выбор стоит рассматривать как «разрешения противоречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношении к нему социальной ситуации, определяющей возможности реализации этих предпочтений»4. Можно сказать, что это двусторонний процесс, с одной стороны — потребности общества, с другой — интересы и предпочтения индивида.

Социальная сущность профессиональной ориентации заключается в объединении интересов личности и общества благодаря социальному, педагогическому, организационному воздействию для выбора профессиональной деятельности индивидом. Исходя из этого, А.Б. Гущина под профессиональной ориентацией подразумевает «научно-обоснованную систему воздействия

_____________________

3  Голомшток Е.А. Выбор профессионального самоопределения школьника. М.: Педагогика, 2002. С 46.

4 Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема: на материалах конкретных исследований в ЭССР. М.: Мысль, 1975. 156 с.


общества на человека в целях обеспечения единства интересов личности и общества в процессе выбора профессии на основе формирования, развития и непрерывного совершенствования профессиональных интересов и склонностей личности с учетом ее индивидуальных особенностей»5.

В социологическом подходе профессиональная ориентация рассматривается как элемент процесса социальной ориентации. То есть профессиональный выбор индивида будет частью социальной ориентации. Подразумевается, что выбор профессионального будущего связан с жизненной стратегией, возможностью занять определенное место в социальной структуре общества, приобретение социального статуса и освоение социальной роли. «Основной целью здесь выступает повышение эффективности управления профессиональным самоопределением и становлением молодежи со стороны общества и государства, оптимизация взаимодействия социальных институтов с субъектами выбора профессии»6.

На мой взгляд, это наиболее удачное решений проблемы профессиональной ориентации, где происходит разрешение ее как потребности общества в трудовых ресурсах, и потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности в труде.

Профессиональная ориентация как система является частью системы более широкого масштаба - системы трудовой подготовки молодежи и профессиональной самоориентации.

Система профессиональной ориентации имеет определенную структуру.

Основными компонентами профессиональной ориентации являются следующие компоненты:

1.        Профессиональное просвещение;

2.        Профессиональная консультация;

___________________

5  Гущина А.Б. Социальные аспекты профессиональной ориентации// Проблемы научного коммунизма. Выпуск 10.  М.: Мысль, 1976. С. 89-90.

6  Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.

3.        Профессиональное обучение;

4.        Профотбор, подбор;

5.        Профадаптация;

6.         Профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение подразумевает ознакомление молодежи со всем спектром профессиональной деятельности, то есть с профессиями, и их содержанием, требованиями, предъявляемых к тем или иным профессиям, как личностными, так и профессиональными, об оплате труда и перспективах карьерного роста, а также с востребованностью определенных профессий и общим состоянием рынка труда общества.

Профессиональное просвещение - это необходимый и основной компонент профессиональной ориентации, то, с чего необходимо начинать данный процесс. Осуществление профессионального просвещения происходит в виде лекций, бесед, публикаций в СМИ, определенных мероприятий, направленных на ознакомление с одной конкретной или несколькими профессиями.

Можно обозначить основные виды профессионального просвещения: информирование, пропаганда, агитация.

Профессиональная информация - методика по информированию индивидов о рынке труда, его спросе и предложении, о профессиях, их видах, о требованиях, предъявляемых к ним, условиям труда, личностных и профессиональных качествах, предъявляемых к тем или иным профессиям, а также информация о конкретных предприятиях в регионе, о возможностях трудоустройства на них.

 Для молодежи профессиональная информация должна включать при этом и учебные заведения, заведения по подготовке персонала.

В современном мире важную роль играет реклама и пиар определенных профессий, сфер деятельности. Это может быть как специальная реклама определенных предприятий, ищущих специалистов, или рекламная компания государства по популяризации определенных профессий, так и скрытая - через популярные фильмы, современную литературу и прочее.

Профессиональная консультация - оказание помощи и поддержки молодежи в выборе профессии с учетом их личных склонностей, способностей и интересов, направленности. Это этап, где происходит конкретная целенаправленная помощь, осуществляется индивидуальный подход. Задачей профессиональной консультации является наиболее рациональное применение всей совокупности личностных профессиональных ориентаций человека в соответствии с потребностью общества в конкретных профессиях. Консультация поможет осуществить прогноз профессиональной сферы деятельности, которая наилучшим образом подойдет учащемуся для реализации своих намерений и возможностей.

В школах консультантами выступают либо классные руководители, либо школьный педагог-психолог. Если говорить о форме консультации, то она может быть групповой или индивидуальной. Индивидуальная консультация - непосредственное взаимодействие профконсультанта и учащегося, предполагает личностный и глубокий подход к каждому. Групповая форма подразумевает классные часы, тренинговые занятия, деловые и ролевые игры, что позволяет учащимся проанализировать свои мотивы, желания, интересы, а также подтолкнуть к выбору профессиональной сферы деятельности.

Профессиональная консультация на примере профессиональной ориентации школьников подразумевает следующие направления:

1.      Психолого-педагогическое, когда консультант делает выбор в пользу определенных профессий, наиболее соответствующих морально - психологическим качествам, знаниям, склонностям, интересам и способностям учащегося.

2.        Медицинское, заключающееся в оценке состояния здоровья учащегося соответствующего требованиям и особенностям выбираемой профессии.

3.        Справочное, происходит ознакомление школьников с информацией о профессиональных учебных заведениях, требованиях, условиях приема, возможностях трудоустройства и т.п.

В профконсультации применяются анкеты, диагностические опросники, обследования, которые помогают наилучшим образом консультанту диагностировать учащихся и предложить им наиболее подходящие для них варианты профессий.

Чаще всего профессиональная консультация решает задачу о подборе для учащегося определенных сфер деятельности или конкретной профессии (при полной неопределенности), либо сужения или расширения круга поиска поля выбора профессии (при частичной определенности). Но основная цель профконсультации — установить наилучшее соответствие между психолого - физиологическими способностями учащегося и требованиями профессии.

Профессиональный подбор - предоставление рекомендации молодежи о наиболее подходящих профессиях с учетом его психофизических особенностей и профессиональных предрасположенностях.

Профессиональное обучение - первичное освоение профессии, то есть получение и наработка знаний, навыков, необходимых для выбранной профессии. Важнейшая цель профессионального обучения - формирование личности будущего специалиста-профессионала.

Профессиональный отбор - процесс, в ходе которого происходит определение соответствия человека конкретной специальности по его психофизиологическим и социально-психологическим качествам.

По мнению К.М. Гуревича, профессии с точки зрения приспособления к ним могут быть разделены на два вида:

1.      Профессии, требующие «абсолютной» пригодности кандидата, то есть обладание определенными качествами, необходимыми для данной профессии или сферы деятельность, развить или приобрести необходимые качества почти невозможно.

2.      Профессии, требующие «относительной» пригодности индивида: необходимые качества при желании может приобрести или развить любой



 человек с нормальным психофизическим развитием7.

Второй тип профессий носит преобладающий характер на рынке труда. Большинством профессий мы можем при определенных усилиях и условиях овладеть, то есть освоить ту или иную профессию. Профессии первого типа требуют наличия у человека определенных задатков и способностей, можно лишь повлиять на выявления этих способностей, но развить почти не представляется возможным. Поэтому данные профессии составляют меньшинство из всей совокупности профессии.

Деятельность по профессиональному отбору способствует выяснению предрасположенности индивида к профессии или группе профессии с учетом его психических, физических и интеллектуальных особенностей. Это способствует положительному профессиональному обучению и профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация - процесс, предполагающий вхождение индивида в профессиональную деятельность, то есть усвоение им всего комплекса трудовой деятельности (требования, условия труда, адаптация в коллективе и т.д.). Особенность данного вида профессиональной ориентации является реализация своих способностей и склонностей на практике, в непосредственной практической деятельности по определенной профессии.

Профессиональное воспитание - это целенаправленное воздействие, цель которого формирование интереса к профессии, мотивов выбора будущей профессии, усвоение трудовых и профессиональных норм, ценностей, образцов поведения. Цель профессионального воспитания - создать условия для сознательной готовности к профессиональной деятельности. Идеи профессионального воспитания или трудового воспитания активно разрабатывались и внедрялись в советской школе.

Профессиональная ориентация выполняет важную роль в обществе, представляя собой мостик между запросами общества и личностными ориентациями относительно профессиональной деятельности индивида.

____________________

 Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.  С.47.

Профессиональная ориентация - система по реализации мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессионального пути с учетом их личностных особенностей. Вполне естественно, что профессиональная ориентация должна иметь определенные цели, задачи и функции.

Профессиональная ориентация как комплекс определённых мероприятий, направленных на оказание помощи молодому поколению с пониманием своих возможностей, способностей и желаний по поводу профессионально-трудовой сферы и выборе подходящей профессии, призвана решать следующие задачи:

1.     обеспечение диагностики для выявления склонностей и способностей человека;

2.        ознакомление с различными видами профессий, их содержанием, требованиями, предъявляемыми к ним;

3.        знакомство с требованиями и особенностями современного рынка труда;

4.        формирование мотивов выбора профессиональной сферы деятельности;

5.        определение совпадения выбранной профессией или профессиональной сферой и психофизическими особенностями, способностями и интересами человека;

6.        определение соответствия между профессиональной направленностью человека и современным рынком труда;

7.        содействие профессиональной реализации человека;

8.        создание возможности в реализации своего профессионального потенциала на практике в различных сферах деятельности;

9.        способствование «вхождению» в профессию и адаптации к ней;

10.        оказание помощи в вопросах профессионального самоопределения.

Таким образом, профориентационная работа направлена на оказание помощи молодым людям в подборе, выборе, адаптации в определенной профессионально-трудовой сфере. Чаще всего, профориентационная работа направлена на школьников, старшеклассников, но также в подобной помощи могут нуждаться студенты, и люди, которые находятся в поиске работы.

Если говорить о функциональном назначении профессиональной ориентации, то обычно в литературе выделяют следующие функции: социальную, экономическую, психолого-педагогическую и медико - физиологическую.

Основные функции профессиональной ориентации

Для осуществления профессиональной деятельности, человеку необходимо специальное обучение, приобретение определенных знаний, умений, навыков, а также освоение трудовых норм и ценностей. Индивид, пройдя профессиональную социализацию, становится полноценным членом общества, способным выполнять определенную роль в жизни общества. В этом заключается социальная функция профессиональной ориентации.

Экономическая функция предполагает выявление профессиональной удовлетворенности трудом работников, повышение производительности труда, активности в работе, экономию рабочего времени, тем самым способствуя улучшению трудовых качеств сотрудников.

Медико-физиологическая функция подразумевает необходимость учитывать физиологические особенности человека и сопоставлять их с выбранной профессионально-трудовой сферой. На этапе выбора профессии эта функция играет важную роль для предостережения о профессии, которая по объективным причинам не подходит человеку.

Психолого-педагогическая функция предполагает оказание помощи молодежи в выборе профессии. Это подразумевает не просто выбор определенной профессии или трудовой сферы, но также выявления способностей, интересов, склонностей; выбор такой специальности, которая соответствовала его индивидуальным особенностям, раскрывала его профессионально-трудовой потенциал.

Помимо данных функций, есть еще и дополнительные функции профессиональной ориентации: проекционная, управленческая, диагностическая, медицинская, системно-плановая, научно-методологическая, консультационная, информационная, экономическая.

Проекционная функция подразумевает прогнозирование изменений в трудовых потребностях рынка труда в зависимости от экономического развития страны.

Управленческая функция - одна из основных функций профессиональной ориентации, направленная на руководство и формирование профессионального самоопределения индивида, оказание влияния на мотивационную сферу при выборе жизненного пути. Осуществление управленческой функции идет посредствам следующих механизмов: организации, планировании, контроля и руководства профессиональной ориентацией индивида. Определяются и подбираются оптимальные средства для наиболее успешного подбора подходящей специальности.

Близко по значению к управленческой функции стоит функция системно-плановая. Для достижения определенного результата профориентационной работы необходимо обозначить цели, задачи, средства и пути достижения. Необходимо осуществлять целенаправленную и систематическую работу для достижения лучшего результата - выбора и подбора профессии с учетом индивидуальных особенностей личности. При этом, стоит рассматривать профориентационную работу как систему, не ограничиваться одним методом, а применять комплекс различных методик и диагностик исходя из цели. Для решения проблемы профессионального самоопределения учащихся необходимо раскрывать все структурно - содержательные элементы профориентации.

Диагностическая функция, в свою очередь, раскрывается в грамотном подборе и применении различных диагностических методик из арсенала профориентационной работы. С их помощью изучаются индивидуальные особенности личности, профессиональные склонности, способности, возможности психофизического здоровья. Методики должны отвечать целям и задачами профориентационной работы.

Консультационная работа - как одна из функций профессиональной ориентации, необходима для решения индивидуальных проблем профессионального самоопределения, познания и изучения личности обратившегося, преодоления сомнений и страхов, связанных с выбором профессиональной специализации. В ходе консультации может быть разработан индивидуальный план профессионально-личностного самоопределения и развития индивида.

Теоретическое исследование проблем профессиональной ориентации стоит отвести к научно-методической функции. Создание понятий, теоретических положений, диагностических методик, содержание, структура и функционал профориентационной работы являются базисными элементами системы профессиональной ориентации.

Медицинская функция отражает диагностическую функцию по выявлению состояния здоровья обратившегося, учитывается его физическое и психическое здоровье при выборе профессии, определяются противопоказания к той или иной сфере деятельности, а также излагаются рекомендации по наиболее подходящей профессии с учетом медицинских показаний.

Информационная функция - ознакомление молодежи с различными профессиями, их особенностями, условиями профессиональной деятельности, а также требованиями, предъявляемыми к ним.

Экономическая функция, обозначенная уже ранее, в этом случае обозначает насыщение рынка труда теми профессиями, которые наиболее необходимы на данном этапе развития общества, то есть выполнение социального заказа общества и государства для стабильной экономической обстановки в стране.

Методы для консультирования и информирования в целях профессионального самоопределения молодежи:

1.      Информационно-справочные методы:

-        профессиограммы - краткие описания профессий;

-        справочная литература;

-       информационно-поисковые системы (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы):

       а)   ручные варианты - например, журналы, газеты, карточки, бланки;

       б)   компьютерные - электронные базы данных;

          в) профессиональная реклама и агитация (на данный момент одно из средства узнавания про учебные заведения, новые направление — это реклама, в современном мире является важным средством информирования);

г) экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (часто в школы приходят представители учебных заведений, приглашая учащихся посетить их университет; сейчас есть специальные дни для посещения абитуриентов — день открытых дверей);

д)  встречи школьников со специалистами по различным профессиям;

ж) познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

з) профориентационные уроки со школьниками как система занятий, а не как отдельные мероприятия;

и)  учебные фильмы и видеофильмы;

к)  предоставление информации посредством СМИ;

л)  различные ярмарки профессий, учебных заведений и их модификации.

2.      Методы профессиональной психодиагностики:

-        беседы-интервью по заранее подготовленным вопросам (закрытый тип);

-        беседы-интервью с возможностью дополнения вопросов, подготовленных заранее для беседы (открытый тип);

-        опросники профессиональной мотивации(специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

-        опросники профессиональных способностей (необходимо подойти со всей серьезностью к выбору методики, правильного ее применения и интерпретации результатов; подобные методики необходимы, прежде всего, для тех профессий, где требуются определенные способности, а профессия требует специальных условий труда);

-        «личностные» опросники (для использования подобных методик необходима специальная подготовка профконсультанта, а также четкое понимание применения данной методики, грамотная интерпретация результатов). Такие методики призваны определить тип личности, особенности характера, темперамента, ценностей, эмоциональной сферы, активности, межличностных отношений. Данные методики помогут специалисту раскрыть особенности человека, помочь обратившемуся в познании самого себя, и, как следствие, выявить и указать на личностные характеристики, которые можно успешно применить в профессионально-трудовой сфере;

-        проективные личностные тесты: один из видов «личностных» опросников, в основе данный тестов лежит метод проекции, перенос своих эмоций, чувств, отношения, поведения, состояния на внешние стимулы в виде картинки, игры, продуктов творчества и т.п. Такие тесты могут раскрыть неосознаваемые личностью особенности, проблемы, применимые, относящиеся к какой-то ситуации;

-        методы наблюдения - это один из основных и первичных методов сбора информации о клиенте, это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

-        сбор информации о клиенте от его знакомых, родителей, друзей, приятелей и других для сбора дополнительных данных о состоянии, особенностях индивида при условии сохранения конфиденциальности (то есть получение такой информации не делает из родственников или знакомых доносчиков);

-        психофизиологические обследования (предполагает изучение эмоционального, психического и физического здоровья человека; совпадение особенностей индивида с выбираемой специальностью; применяется для профессий, требующих особых условий труда);

-        «профессиональные пробы», или пробы сил представляют собой имитацию определенного вида деятельности для реализации своих возможностей и способностей для наиболее осознанного выбора профессии. Данный метод получил распространение благодаря японскому профессору Фукуяме, создателю «F-теста». Для полноценной реализации этого метода необходимы материальные затраты на создание мастерских, привлечение фирм и организаций для получения первичных навыков в той или иной сфере деятельности;

-        игровые и тренинговые методики - моделирование различных трудовых ситуаций, позволяющих «примерить» на себе ту или иную профессию, помимо этого, позволяют человеку раскрыть свои профессиональные намерения в игровой форме, выбрать, например, ту роль, которая соответствовала его интересам в трудовой сфере. Это может быть, например, деловая игра, где каждому участнику отводиться какая-то роль;

-        использование различных тренажеров, на которых возможно отработать определенные трудовые навыки, а также возможность спрогнозировать освоение выбранной деятельности в будущем.

3.      Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

-        группы общения - группы, где обсуждаются проблемы профессиональной ориентации, трудоустройства на работу, всевозможные личностные проблемы, связанные с профессионально-трудовой сферой; такие группы создают благоприятную атмосферу для решения проблем, связанных с профессиональной ориентацией; к примеру, существуют группы «Клубы ищущих работу»;

-        тренинги общения - развитие навыков грамотной и успешной коммуникации, обучение правильному поведения на собеседованиях, грамотное составление резюме и т.п. Подразумевается развитие тех навыков, которые помогут профессионально состояться человеку;

-        методы индивидуальной и групповой психотерапии могут помочь с выбором профессии и решением проблем с профессиональным самоопределением;

-        приведение примеров успешного самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в успешном разрешении своих проблем;

-        организация праздников труда или профессиональных праздников, которые способствуют повышению престижа профессий, ознакомление с ними, а предлагают участникам узнать об условиях труда, возможностях вступления в профессию.

4.      Методы оказания помощи в конкретном выборе в принятии решения:

-        построение «цепочки» основных ходов консультантом, то есть последовательных этапов действий, которые способствуют реализации поставленных целей и задач, такой вариант позволяет наглядно увидеть шаги для достижения профессионального самоопределения и внести корректировки в намеченный план;

-        построение вариантов действий обратившегося в виде схем - деревьев и ветвей, такие схемы наглядно показывают цель и пути ее достижения, различные варианты профессиональных перспектив;

-        построение схем для выбора из возможных альтернатив учебного заведения, профессии, работы. Такой метод используется уже на финальной стации профконсультации, так уже есть подобранные варианты, остается только сделать выбор»8.

Такие методы при правильном и своевременном их использовании могут способствовать профессиональному самоопределению молодежи. Процесс профессионального самоопределения может пойти быстрее, если профессиональная ориентация является целенаправленной.

Помимо этого, грамотная профессиональная ориентация должна быть личностно-ориентированной, что позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому.

Управление профориентацией осуществляется на трех уровнях:

-        социально-педагогическом;

-        организационно-педагогическом;

-        психолого-педагогическом.

Социально-педагогический уровень представляет управление профессиональной ориентацией в масштабе общества или отдельных регионов.

____________________

8 Кузнецова И.В. Методика психологического анализа привлекательности профессии среди молодежи. В сб. «Психология учебной и трудовой деятельности». под ред. В.Д. Шадрикова, Ярославль, 1985. С. 64.

На организационно-педагогическом уровне управление подразумевает организацию деятельности учащихся по профессиональному самоопределению во время учебно-воспитательного процесса, в ходе которого развиваются профессиональные интересы и склонности.

Психолого-педагогический уровень определяется как непосредственное общение учащихся с профориентатором, например, психологом, который посредством определенных методик изучает личность и старается определить склонности и интересы человека.

Вывод. Таким образом, профессиональная ориентация - это комплексная система, имеющая свои цели, задачи, функции и методы реализации. Все это позволяет сказать, что профессиональная ориентация - это социальный институт, необходимый каждому обществу, желающему иметь молодых людей, заинтересованных в профессиональной самореализации и будущему профессиональному самоопределению.




















    1. Понятие и сущность профессионального самоопределения


Среди исследователей проблем профессионального самоопределения можно выделить следующих: Л.М. Митина, И.С. Кон, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, Л.Я. Аверьянов, А.И. Вишняк, И.Н. Назимова, Ф. Райс, Л.Э. Пробст, В.В. Вдовина и др.

Самоопределение - многоэтапный процесс развития личности человека на протяжении всей жизни, охватывающий разные виды самоопределения — личностное, социальное, профессиональное. Данный феномен чаще всего связывают с определением человека себя в социальной структуре общества, нахождением своего места и реализации в профессионально-трудовой сфере.

Существуют некоторые принципы и этапы, характерные для любого вида самоопределения (А.К. Маркова):

1.        установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, особенностей;

  1. выбор человеком критериев, норм оценивания себя на основе системы идеалов и ценностей;
  2. определение своих наличных, уже имеющихся к сегодняшнему дню, качеств и особенностей, соответствующих требуемым нормам, принятия или непринятия себя;
  3. предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня;
  4. построение своих целей, задач, планов для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя;
  5. пересмотр человеком своих применяемых им критериев и оценок, так как изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;
  6. пересамоопределение - человек заново принимает или не принимает себя,


затем цикл может возобновиться9.

Процесс самоопределения должен проходить осознанно и целенаправленно, и только тогда возможен удачный процесс нахождение самого себя и определение своего места в общественной структуре общества. Процесс самоопределения должен быть сопровожден помощью со стороны общества, государства и ближайшего окружения.

 В социологии исследование проблематики профессионального самоопределения началось относительно недавно, лишь в середине 70-х гг. прошлого века. В социологической науке профессиональное самоопределение рассматривается как выбор, обусловленный множеством факторов, а не только как индивидуальный выбор, относящийся только к самому индивиду и не касающийся всех остальных, а также как определение и выполнение задач, которые общество ставит перед личностью. Для общества важно, чтобы каждый его член определился с выбором своего места в социальной структуре, так как именно от этого зависят такие процессы как миграция, утечка кадров, текучесть кадров, безработица и т.д.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений»10.

Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор индивидом своего профессионального пути с учетом своих особенностей, психических и физических, интересов, возможностей, а также совпадения их с требованиями профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение является особым видом самоопределения личности. Н.С. Пряжников выделяет следующие характерные черты профессионального самоопределения:

а)        формализация, которая отражается в специальных подтверждающих

_____________________

 9 Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.С. 247.;

10 Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 2001. С. 232.


документах — аттестатах, сертификатах, дипломах, трудовой книжке, результатах труда и т.п.;

б)        благоприятные, «подходящие» условия для профессионального самоопределения - организации, помогающие с выбором, подбором профессии, возможность консультации с профконсультантом, наличие оборудования, необходимого для пробы сил и др11.

Профессиональное самоопределение - динамичный процесс, который, по мнению многих исследователей, протекает в течение всей жизни. Поэтому выделяют определенные возрастные этапы, соответствующие ступеням профессионального самоопределения: дошкольный, начальные классы, первая ступень основной школы (5-7 классы), вторая ступень основной школы, учеба в среднем профессиональном учебном заведении, овладение профессией, профессиональное самоопределение.

Как мы видим, основные ступени профессионального самоопределения проходят в процессе обучения - в школе, колледже, техникуме. Именно этим этапам соответствует появление у подростка профессиональных намерений, интересов, склонностей, которые, в свою очередь необходимо «раскрывать», необходима работа по профессиональной ориентации с каждым школьником на каждом этапе профессионального самоопределения. Должна реализовываться следующая цель профессиональной ориентации, направленная на профессиональное самоопределение учащихся, - подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии, а также выбору учебного заведения для получения образования по выбранному направлению.

Этапы становления профессиональной направленности в школьные годы. Наиболее удачно процесс профессионального самоопределения отражен в концепции американского ученого Э. Гинзберга. Он выделяет следующие стадии

профессионального самоопределения, основной период которого приходится на

____________________

11 Пряжников Н.С. Методы в профориентации старшеклассников: Методические рекомендации. Пермь: ПГПИ,  2005. С 37.


школьные годы:

1.      Стадия фантазии (до 11 лет) — ребенок «воображает» кем он хочет стать, не принимая во внимание свои склонности и способности;

2.        Гипотетическая стадия (с 11 до 17 лет). Данная стадия разделяется на 4 этапа:

-        стадия интереса (11-12 лет) — ребенок руководствуется своими склонностями и интересами;

-        стадия способностей (13-14 лет) — определение своих способностей, получение информации о профессиях, требованиях, предъявляемых к ним, способах овладения данной профессией;

-        стадия оценки (15-16 лет) — сопоставление требований профессий к своим возможностям и способностям;

-        переходная стадия (17 лет) — переход от возможного к реальному выбору профессии под воздействием внешнего окружения.

3.        Реалистическая стадия (от 17 и старше) — конкретное определение с выбором профессии делится также не несколько стадий:

-        стадия исследования (17-18 лет) — активный период по выбору наиболее подходящего направления;

-        стадия кристаллизации (19-21 год) — сужение диапазона выбора, принятие окончательного решения12.

Как мы видим, стадии профессионального самоопределения охватывают период жизни человека с его детства по его вступление во взрослую жизнь. Данный процесс может продолжаться на протяжении всей жизни, так же, как и личностное самоопределение. Хочется отметить, что каждый этап профессионального самоопределения - это сложный процесс, в ходе которого происходят существенные изменения психики, а, следовательно, - развитие, соответствующее определённому возрастному этапу. Идет переход от

____________________

12 Гинзбург Μ.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 2.1988. С. 38-41.


эмоционального к рациональному и аналитическому восприятию.

В практике профориентационной работы используют другую структуру профессионального самоопределения, которая состоит из трех компонентов -«хочу», «могу», «надо», которая была предложена С.Л. Рубинштейном и разработана Е.А.Климовым. Н.П. Анисимова и И.В.Кузнецова данный подход конкретизировали и выявили определенную структуру профессионального самоопределения. Так, компонент «надо» отражает социальный аспект профессионального самоопределения, включая понимание содержания профессии, условий труда, необходимых для ее выполнения компетенций, значимости труда в широком смысле и социально-значимых аспектов профессии, умение ориентироваться на профессионально-трудовом рынке, а также возможность наполнять личностным смыслом выполняемую работу. Следующий компонент «хочу» в данной структуре профессионального самоопределения включает индивидуальные направленности человека — его цели, интересы, стремления, потребности. В свою очередь компонент «могу» отражается в концепции личности, созданной С.Л. Рубинштейном:

а)          знания, умения, навыки;

б)        способности, одаренность;

в)        свойства реагирования;

г)        черты характера и поведения13.

Содержание «могу» раскрывается в индивидуальных особенностях человека.

На мой взгляд, это наиболее удачная структура профессиональной ориентации, раскрывающая не только ее особенности, но и предлагающая стратегию выбора профессии, даже, можно сказать, некоторую формулу для удачного выбора профессиональной деятельности.

Выбор профессии означает принятие одного из самых важных решений в процессе профессионального самоопределения, в результате которого

_____________________

13 Рубинштейн С.Л. Основы профориентации. СПб.: Питер, 2015. С 185.

определяется не только определенная сфера деятельности, в которой индивид планирует строить профессионально-трудовые отношения, но также и его социальное положение в обществе.

Проблема профессионального выбора острее всего встает впервые перед молодым человеком по окончании им общеобразовательной школы или другого среднего образовательного учреждения.

М.В. Бехтерева выделяет следующие блоки факторов, влияющих на профессиональное самоопределение молодежи:

1.        Макросреда как комплекс объективных социально-экономических, политических, социокультурных, демографических и других условий, влияющих на выбор профессии.

2.        Микросреда, представляющая собой комплекс прямых и косвенных, целенаправленных или стихийных профориентационных воздействий на субъект профессионального самоопределения.

3.        Индивидуальные особенности личности — субъекта выбора профессии.

В данном случае под макросредой понимаются глобальные процессы, касающиеся конкретной страны - экономические, политические, социокультурные, демографические, социальные процессы и явления, а также государственно-политическое устройство, национальный и половозрастной состав населения, его доходность, система норм и ценностей, правовые и законодательные особенности. К данной категории факторов можно еще отнести профессионально-трудовую структуру, состояние рынка труда, потребность общества в тех или иных кадрах, показатели престижности профессий, уровень безработицы. Помимо этого, не стоит забывать о региональных особенностях конкретной территории, которые могут также оказать влияние - это могут быть национальные особенности, социально-экономические и особенности рынка труда.

Такие процессы могут не напрямую, но все же косвенно влиять, на профессиональное самоопределением молодежи.

Общество выстраивает определенную позицию или идеологию, которая влияет на процесс самоопределения. Она проявляется в том, что в обществе могут быть заданы некие образцы поведения, исполнения социальных ролей, определенные «образы» успешные или неуспешных профессий.

Не стоит опускать и демографические факторы, и их влияние на профессиональное самоопределение молодежи. Демографическая ситуация в стране в целом или отдельном регионе определяет возможности трудоустройства по тем или иным специальностям, получения специального профессионального образования и выбор определенной профессии.

Факторы макросреды оказывают наиболее сильное воздействие на профессиональное самоопределение, среди таких факторов можно выделить такие социальные институты как семья, ближайшее окружение, образовательные учреждения, СМИ, социальные службы для молодежи, профессиональные учебные заведения. Нетрудно догадаться, что именно семья оказывает решающее влияние на индивида, задает вектор его социального, нравственного и личностного развития, уровня индивидуальных притязаний.

Также как и семья, школа является институтом, где проходит формирование личности ребенка и его воспитание. Школа дает не только необходимые знания, но и является средой, где происходит формирование профессионального самоопределения учащегося либо посредством целенаправленного воздействия — профессиональной ориентации, профориентационной работы и мероприятий, либо нецеленаправленной информации о разных видах деятельности, профессиях, специальностях.

В эпоху информационной цивилизации сильнейшее воздействие оказывают разнообразные СМИ: печать, радио, телевидение, интернет.

Значительное влияние на выбор профессии могут оказывать индивидуальные особенности личности. Такие факторы, как пол, возраст, психофизиологические особенности, личные профессиональные планы индивида, способности, умения, склонности к определенным видам деятельности, информированность индивида о различных профессиях, уровень притязания личности. Данная группа отражает индивидуальные факторы разного характера — объективные, обусловленные возрастными особенностями молодежи, и собственно субъективные, обусловленные индивидуальной системой ценностей.

Вывод. Процесс профессионального самоопределения в большей степени протекает в рамках общеобразовательного учебного заведения (школа, лицей, гимназия). Особенно остро данный вопрос стоит у выпускников, учащихся 11 классов, но также затрагивает и учащихся 9 классов, так как они стоят перед выбором продолжения обучения в общеобразовательном учреждении или получения профессионального образования.

В итоге, профессиональное самоопределение представляет собой сложное, многогранное явление, охватывающее осознанный выбор индивидом профессии, осуществляемый с учетом своих личных особенностей - способностей, характера, типа личности, темперамента, возможностей, а также соответствия их требованиям, предъявляемым выбранной профессии.