ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В КУ «ДГМЦ»
- Мероприятия по высвобождению персонала в коммунальном учреждении «Донецкий городской молодежный центр»
В виду важности такого события, как уход из организации, главной задачей служб управления персоналом при работе с высвобождающими сотрудниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личностную ситуацию.
Согласно проведенному исследованию системы управления персоналом в части высвобождения персонала коммунальном учреждении «ДГМЦ» были обозначены недостатки управления персоналом. Для их устранения необходимо целесообразно разработать комплекс мероприятий (Таблица 9).
Таблица 9 – Мероприятия по управлению процесса высвобождения персонала в коммунальном учреждении «ДГМЦ».
Проблема |
Необходимое решение |
Мероприятия |
Ответственный |
Затраты |
1.Не разработана система |
Разработать грамотную систему высвобождения персонала |
Разработать грамотную систему высвобождения Персонала |
Менеджер по персоналу |
Входит в оплату труда менеджера по персоналу |
высвобождения |
||||
сотрудников |
Продолжение таблицы 9
2.Отсутствует планирование при высвобождении персонала, реагируют только на формальные подходы планирования персонала |
Планировать |
Организация должна определить критерии отбора претендентов на высвобождение, принять решение об увольнении работников, определить правовое обеспечение принятого решения. Приглашать специалиста аутплейсмента для работы с высвобождающим персоналом раз в пол года |
Менеджер по персоналу |
Входит в оплату труда менеджера по персоналу Оплата труда специалиста аутплейсмент а (34000 рублей) |
3. Не организуют подготовительные мероприятия для высвобождаемы х сотрудников |
Организовывать |
Разработать программу по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников |
Менеджер по персоналу |
Входит в оплату труда менеджера по персоналу |
4. Не мотивируют сотрудников, не предлагают переобучиться на другую профессию, не оказывают психологической поддержки, чтобы |
Мотивировать |
Отправить высвобождающихся работников на обучение. Оказывать психологическую поддержку. |
Входит в оплату труда менеджера по персоналу |
Продолжение таблицы 9
сотрудники легко соглашались на высвобождение. |
||||
5. Никто не |
Контролировать |
Отслеживать судьбу |
Менеджер |
Входит в |
контролирует |
высвобождаемых |
по |
оплату труда |
|
судьбу |
сотрудников после |
персоналу |
менеджера по |
|
высвобождаемы |
выхода из организации |
персоналу |
||
х сотрудников |
||||
после выхода из |
||||
организации |
В ходе увольнения со стороны работодателя (организации) необходимо разработать систему мероприятий по высвобождению персонала из организации. Данная система будет предусматривать 4 функции:
- Планирование;
- Организация;
- Мотивация;
- Контроль.
Далее мы подробно рассмотрим данные функции:
1-я функция – планирование.
При планировании организация должна
- определить критерии отбора претендентов на высвобождение работников,
- принять решение об увольнении работников,
- определить правовое обеспечение принятого решения,
- разработать систему мероприятий по поддержке увольняемых работников.
Организация должна оказывать помощь высвобождаемому работнику при сокращении численности, либо штата работников и вправе не брать на себя обязанности по поддержке работника в случае нарушения трудовой
дисциплины (увольнения за прогул, появление на работе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.)
Возникает необходимость один раз в полгода приглашать специалиста по услуге аутплейсмент, как способ «мягкого» увольнения персонала, который предусматривает оказание помощи высвобождаемым сотрудникам в поиске новой работы с весьма высоким процентом их трудоустройства. Аутплейсмент помогает сотруднику:
- Пережить шок от потери работы, мягко направляет его к положительному пониманию своей новой роли и открывающихся перед ним возможностей;
- Готовит для рынка труда, помогает изменить направление своей деятельности;
- Поддерживает и направляет в поиске новой работы и вида деятельности;
- Делает людей более конкурентоспособными на рынке вакансий труда и позволяет им найти другую работу в более короткий промежуток времени.
Таким образом, превращая процесс высвобождения персоналом помогает сотруднику выйти из стрессовой ситуации и открывает новые возможности. Аутплейсмент возвращает человеку позитивный взгляд на жизнь, а организации помогает сохранить отличную репутацию в глазах высвобождаемых сотрудников.
При помощи программ аутплейсмента работники, получившие поддержку, зачастую не нуждаются в большем выходном пособии, что позволяет организации сэкономить издержки на компенсационные выплаты.
Предлагаемая кадровым агентством программа аутплейсмента, состоит из пяти пунктов:
- Консультирование работника по вопросам правильного составления сопроводительных писем, резюме;
- Индивидуальное консультирование;
- Организационную поддержку в поисках работы;
- Подготовка работника к собеседованию на новую должность;
- Психологическая помощь сотруднику.
Из перечисленных пунктов нас особо интересует психологическая помощь сотрудникам. Так, психологическая помощь высвобождаемых сотрудников представляет собой процесс, в ходе которой высвобождаемому сотруднику предоставляется профессиональная помощь:
- рекомендации;
- руководство;
- обучение.
Такая помощь стимулирует усилия работника по адаптации к ситуации, связанной с потерей работы, вовлечению в планирование эффективных стратегий и включению в процесс поиска новой работы.
- я функция - организация.
При организации мероприятия высвобождения персонала мы предлагаем применить профессиональное опережающее обучение до наступления срока выхода из организации.
Организация профессионального опережающего обучения высвобождаемых сотрудников предусматриваются в коллективном договоре организации и является одной из мер, рекомендуемых «Положением об организации работы по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения».
В соответствии с данным положением, к гражданам, нуждающимся в профессиональном опережающем обучении, относятся лица:
- Которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них, профессиям, специальностям и уровню квалификации как в данной, так и в других организациях;
- Которым необходимо изменить специальность, профессию, род занятий
в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у сотрудника профессиональным навыкам;
- Которые утратили способность к выполнению работы по своей специальности, профессии.
В связи с напряженной обстановкой на рынке труда высвобождаемым работникам невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, поэтому они нуждаются в профессиональном опережающем обучении.
Целью разработки программы по профессиональному опережающему обучению высвобождаемых сотрудников является сохранение имеющегося кадрового потенциала, а также предупреждение снижения уровня и продолжительности безработицы данных граждан.
Итак, для реализации данных мероприятий, отделу кадров необходимо организовать работу со структурными подразделениями города Донецк по сбору заявок на профессиональное опережающее обучение, на основании которого заключается договор «О совместном сотрудничестве по опережающему профессиональному обучению сотрудников с центром занятости населения».
В КУ «ДГМЦ» программа будет реализовываться поэтапно.
I этап. На этом этапе будет:
- Подготовка типовых пакетов документов по профессиональному опережающему обучению работников в случае угрозы высвобождения;
- Уточнение сроков высвобождения, профессионально-квалификационного состава высвобождаемых сотрудников организаций;
- Формирование банка вакансий для занятых работников в случае угрозы высвобождения;
- Уточнение образовательных учреждений профессионального образования, на которых будет планироваться опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения и имеющих право ведения соответствующей образовательной деятельности по
требуемым учебным программам;
- Определение потребности граждан в профессиональном опережающем обучении из числа подлежащих высвобождению,
- Уточнение численности и профессионально-квалификационного состава нуждающихся работников через организацию и проведение консультаций для высвобождаемых работников.
II этап. На данном этапе будет реализовываться организация профессионального опережающего обучения работников, находящихся под угрозой высвобождения.
Итак, в области профессионального опережающего обучения высвобождаемых работников работу следует начинать не менее чем за три месяца, с информирования центра занятости населения об увольнение с указанием численности и категорий работников, которых они коснуться.
- я функция- мотивация.
Мы предлагаем пройти опережающие обучение, что включает в себя профессиональную переподготовку (получение другой профессии) и повышение квалификации, до наступления срока высвобождения персонала из организации.
Плюсом данной программы будет является то, что у высвобождаемых работников появляется возможность овладеть другой профессией или повысить свою квалификацию, с сохранением всех социальных льгот, при этом не оставляя своего рабочего места. Обучение по специальностям, профессиям, востребованным на рынке труда, поможет устроиться после повышения квалификации по имеющейся специальности по месту работы или устроить работников на вакантные рабочие места по другой профессии.
При высвобождении работник испытывает страх, растерянность и подавленность, так как затрагивает профессиональную, личностно- психологическую и социальную стороны труда. Оказывать психологическую поддержку высвобождаемым сотрудникам
- я функция - контроль.
При контроле организация будет отслеживать судьбу высвобождаемого работника, взаимодействовать с социальными службами. Социальная служба один раз в квартал будет посещать своих бывших работников, оказывая тем самым существенную поддержку. Людям очень важно знать, что организация, которой ты отдал годы своей жизни, тебя не забывает.
Бывшему сотруднику, попавшую в сложную жизненную ситуацию организация будет оказывать существенную поддержку. Будет выделяться материальная помощь на лечение, при потере кормильца, в случае пожара и т. д. Организация будет обеспечивать пенсионеров путевками в санаторий, приглашать на торжественные мероприятия:
- День рождение организации;
- День работника культуры;
- Городские мероприятия.
На торжественных мероприятиях сотрудникам будут вручаться памятные подарки.
Так, например, на коммунальном учреждении «Дворец культуры и техники» в городе Донецк, бывших сотрудников приглашают на все праздники, дарят подарки, выплачивают денежные вознаграждение ко Дню Организации, обеспечивают пенсионеров путевками в санаторий. В низкий сезон они ездят отдыхать за счет предприятия. Есть программа помощи пенсионерам и бывшим работникам, которые уехали из Донецка. Есть программы для ветеранов, тем самым всячески оказывают внимание и поддержку бывшим сотрудникам предприятия.
С точки зрения эффективности, данные мероприятия позволят:
- Улучшить систему управления КУ «ДГМЦ»;
- Уменьшить число жалоб при высвобождении в организации;
- Мотивировать персонал в области результатов его работы;
- Создать условия для развития персонала в рамках КУ «ДГМЦ»;
- Исключить конфликтные ситуации;
- Снизить напряженность у работника при входе в новую должность и при выходе из организации;
- Достигнуть реализации в ожиданиях и удовлетворенность работой.
- Нормативно-правовое обеспечение мероприятий в коммунальном учреждении «Донецкий городской молодежный центр»
Высвобождение персонала может осуществляться различными способами, например:
1) прекращением трудовых отношений в |
связи |
с |
ликвидацией |
|||
организации, предприятия, учреждения. |
||||||
2) осуществлением мероприятий |
по |
сокращению |
||||
штата или численности; |
||||||
3) расторжение трудового договора с сотрудниками, |
||||||
отказавшимися от работы в условиях |
неполного рабочего |
|||||
времени. |
||||||
В |
управлении процессом высвобождения |
персонала является |
признание важности для высвобождаемого сотрудника самого факта увольнения с социально-психологической, производственной и личностной точек зрения.
О предстоящем высвобождении каждого работника в соответствии с
Законом ДНР от 06.05.2017 № 179-IНС «О занятости населения» работодатель должен уведомить службу занятости населения не менее чем за два месяца.
Согласно Трудовому кодексу Донецкой Народной Республики можно выделить следующие виды высвобождения (увольнения) персонала:
- увольнение в результате расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) – ст. 80 ТК ДНР;
- увольнение в результате расторжения трудового договора по инициативе работодателя (сюда входит также увольнение по сокращению численности или штата работников организации и увольнение по результатам аттестации) – ст. 81, 82ТК ДНР;
- увольнение в результате расторжения трудового договора по соглашению сторон (ст. 78 ТК ДНР) и в результате истечения срока действия трудового договора (ст. 79 ТК ДНР)
При увольнении по соглашению сторон работник может быть уволен в в учебном отпуске (208 ТК ДНР), нахождения в очередном отпуске (ст. 78 ТК ДНР) или в период временной нетрудоспособности. В данном случае руководство не выплачивает выходное пособие. После того как стороны придут к согласию, необходимо составить само соглашение «О расторжении трудового договора». На основе соглашения издается приказ.
Увольнение в результате расторжения трудового договора по инициативе работодателя (сюда входит также увольнение по сокращению численности или штата работников организации и увольнение по результатам аттестации) – ст. 81, 82ТК ДНР;
Рассмотрим порядок увольнения работника по инициативе работодателя:
- Предупреждение работника о предстоящем увольнении
Обязанность возлагается на руководителя организации в случае прекращения трудового договора вследствие:
- ликвидации организации;
- сокращения штата работников;
- сокращения численности работников.
Работодателю необходимо предупредить работника не менее чем за 2 месяца о его предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации
содержится в части 2 статьи 180 Трудового кодекса ДНР. Также Трудовым кодексом установлено, что руководитель организации (работодатель) с письменного согласия сотрудника (работника) имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за 2 месяца в размере двухмесячного среднего заработка, с одновременной выплатой дополнительной компенсации.
При увольнении сотрудников (работников) в связи с сокращением штата или численности персонала учитывается преимущественное право на оставление на рабочем месте, предусмотренное ст. 179 Трудового кодекса ДНР и коллективным договором.
- Аттестация и предложение другой работы
Трудовой кодекс ДНР устанавливает, что прекращение трудового договора по мотивам отсутствия у работника надлежащего уровня квалификации допускается при условии, если недостаточность квалификации подтверждена результатами аттестации. Таким образом, в силу Трудового кодекса ДНР увольнение любого работника в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (подп. «б» п. 3 ст. 81 Трудового кодекса ДНР) возможно только при условии предварительного проведения аттестации и наличия соответствующего заключения аттестационной комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 81 Трудового кодекса ДНР увольнение вследствие сокращения численности или штата, а равным образом в силу несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе (п. 2 и 3 ст. 81 Трудового кодекса ДНР) допускается лишь в случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Следует отметить, что обязанность предложить перевод на другую работу возлагается законом на работодателя при расторжении трудового договора не только по его инициативе, но и в некоторых других случаях. Так, указанная обязанность возникает при прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ч. 2 ст. 83 Трудового кодекса
ДНР), а также вследствие нарушения установленных федеральным законом обязательных правил при заключении трудового договора (ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса ДНР).
3. Получение согласия на увольнение
Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений в период разрешения коллективного трудового спора не могут быть уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия, уполномочившего их на представительство органа (ч. 2 ст. 405 Трудового кодекса ДНР).
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 Трудового кодекса ДНР.
4. Выплата выходного пособия
Законом предусматривается выплата выходного пособия работнику при прекращении трудового договора как по инициативе работодателя, так и по иным основаниям.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса ДНР выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (подп. «а» п. 3 ст. 81 Трудового кодекса ДНР).
Коллективным или Трудовым договором могут предусматриваться иные случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Особые компенсации льготы предусматриваются ТЗ при увольнении работников в связи сокращением численности либо или штата, или ликвидацией организации работников организации (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса ДНР).
2.3 Социально-экономическая эффективность мероприятий высвобождения персонала в коммунальном учреждении «Донецкий городской молодежный центр»
Экономическая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Экономическая эффективность может рассчитываться для проекта в целом.
Произведем расчет средств, необходимых на осуществление профессионального опережающего обучения.
Обеспечение данного мероприятия будет осуществляться в пределах субсидий из государственного бюджета города Донецка.
Предполагаемый объем затрат на опережающее обучение высвобождаемых сотрудников 12 человек, с перспективой их дальнейшего трудоустройства может составить 35,7 тысяч рублей.
Средства на мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения выделяются из федерального бюджета и краевого бюджета.
Размер субсидий на финансирование мероприятий по профессиональному опережающему обучению работников рассчитывается по следующей формуле:
Соб = Чоб× N, (1)
где, Соб - размер субсидий, со финансирования мероприятий по профессиональному опережающему обучению работников организации в случае угрозы массового высвобождения (увольнения);
Чоб - численность участников программы профессионального опережающего обучения.
N - базовый норматив затрат на организацию профессионального обучения тысяч рублей
Рассчитаем затраты на организацию профессионального опережающего обучения работников в организации.
Сложившаяся в 2018 году средняя стоимость обучения 1-го безработного гражданина исходя из средней продолжительности обучения 3 месяца, по данным центра занятости составляет: 2063,5 рублей
Средняя стоимость обучения за один месяц равна 2063,5 / 3 мес. = 687,33 рублей
Отсюда следует, средняя стоимость обучения 1-го работника организации исходя из средней продолжительности обучения 6 месяцев, скорректированная на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством ДНР на 2018 год составила
687,33 руб. × 1,1 × 6 мес. = 4536,378 рублей
Далее рассчитаем средства на организацию профессионального опережающего обучения 12 работников, находящихся под угрозой высвобождения, рассчитаем по формуле
Sopob = Popob×Nopob, (2)
где, Sopob - средства на организацию профессионального опережающего обучения 8 работников, находящихся под угрозой высвобождения;
Popob - средняя стоимость курса обучения работников организации при средней продолжительности обучения три месяца, скорректированная на уровень инфляции, установленный соответствии с законодательством ДНР на 2016 год, при средней продолжительности курса обучения составляет пол
года (6 месяцев)
Nobop - численность участников мероприятия по организации профессионального опережающего обучения работников организации, находящихся под угрозой высвобождения.
В соответствии с заявкой, поступившей в Центр занятости населения от руководителя коммунального учреждения «ДГМЦ», численность сотрудников, которые нуждаются в профессиональном опережающем обучении составляет 12 человек
4536,378 × 12 = 54436,536 рублей
Расходы на профессиональное опережающее обучение работников организации возмещаются учебному заведению с согласия руководителя организации, в соответствии с заключенным трехсторонним договором.
Расходы на профессиональное опережающее обучение работников возмещаются исходя из фактической стоимости курса профессионального обучения 1-го работника (сотрудника).
Расчеты по договору производятся путем перечисления средств с лицевого счета центра занятости населения на счет руководства организации либо учебного заведения:
- Авансовый платеж в размере 30%;
- Окончательный расчет не позднее пяти рабочих дней после предоставления документов подтверждающих обучение сотрудников.
В возмещение затрат на опережающее обучение включается:
- Расходы на оплату труда специалистов, осуществляющих производственное обучение.;
- Расходы, в случае необходимости, на оплату разработки, изготовления, приобретения, экспертизы, программ и учебных планов, учебно-методических материалов, средств обучения и технологий;
- Расходы на аренду и содержание необходимых для обучения
Учебно-производственных помещений;
- Расходы на оплату труда членов комиссий по аттестации работников, закончивших профессиональное обучение;
- Расходы на приобретение инструментов, оборудования, сырья, приспособлений и других материальных ресурсов, необходимых для учебного процесса;
- Могут включаться расходы по найму жилого помещения в период прохождения обучения в другой местности, подтвержденные документально.
Рассчитаем затраты на программу аутплейсмента.
Численность работников КУ «ДГМЦ» охваченных мероприятием составляет 12 человек, расходы на 1-го работника по данной программе составляют 1400 рублей.
С ними будут проводиться групповые занятия, следовательно, стоимость групповой работы, включающая элементы блока 1 и групповой тренинг + индивидуальная работа с сотрудниками в рамках блока 2, будет ориентировочно составлять 16800 рублей:
1400×12=16800 рублей
Основные статьи расходов: Расходы на аренду:
- помещений на время проведения,
- мебели,
- информационных стендов,
- каналов связи,
- оборудования (компьютеров, программного обеспечения, локальных и информационных сетей, в том числе сети Интернет, оргтехники, аудио и видеотехники);
Расходы по размещению резюме кандидатов в СМИ.
Расходы на оказание услуг специалистами, привлекаемыми для реализации мероприятий по оказанию психологической помощи высвобождаемых работников организации.
Объем средств, необходимых на осуществление мероприятий по высвобождению персонала в коммунальном учреждении «ДГМЦ» представлен в таблице 10.
Таблица 10. Сводная таблица затрат на мероприятия по высвобождению персонала в коммунальном учреждении «ДГМЦ»
Затраты |
Сумма, руб. |
Средства на организацию опережающего профессионального обучения |
54463 |
Стоимость программы аутплейсмента |
16800 |
Итого |
71263 |
Экономическую эффективность данных мероприятий посчитать достаточно трудно. Ведь, как показывают статистические наблюдения за устройством на работу, после обучения работника - более 85% обучившихся работников организации трудоустраиваются сразу после завершения обучения.
Учитывая, что средняя заработная плата в коммунальном учреждении «Донецкий городской молодежный центр» составляет около 12000 рублей, сокращение сроков поиска новой работы на три месяца 12 сотрудников, позволит вернуть в бюджет города Донецка денежные средства, в виде только выплаченного подоходного налога на заработную плату на сумму 47736,0 рублей.
12000 × 12×13% × 3×0,85= 47736,0 рублей.
Социальная эффективность от реализации предложенных мероприятий заключается в предупреждении безработицы работников организации в случае угрозы высвобождения, повышения конкурентоспособности на рынке труда, обеспечения их занятости.
Кроме того, следует отметить, что своевременная разработка и реализация данных программ позволит:
- снять социальную напряженность на рынке труда города Донецка;
- сократить численность потенциальных безработных граждан;
- сохранить занятость высвобождаемым работникам учреждения;
- повысить конкурентоспособность и дальнейшую квалификацию путем обучения смежным или новым профессиям;
- оказать материальную и моральную поддержку в сложной жизненной ситуации.
Работник, участвуя в программе профессионального опережающего обучения, становится более ценным и сильным специалистом, и его шансы стать востребованным для работодателя возрастают.
Новая профессия, повышение квалификации, переподготовка, - это возможность иметь стабильный доход и подходящую работу.
Обучение выгодно как работодателям (руководителям) - на организациях повышается качество рабочей силы, так и работникам (сотрудникам) - они более уверенно смотрят в будущее. Работники, участвующие в программе аутплейсмента получают уверенность в себе начинают верить в свои силы, появляется возможность реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, у них повышается адаптация к существующим условиям.
Отсюда следует, что процесс организационных изменений - трудное время для организаций, но правильно организованная психологическая
помощь высвобождаемым работникам, помогают сохранить положительные результаты, а также приобрести положительный имидж организации как в глазах высвобождаемых, так и остающихся работников в организации.
Использование процедур аутплейсмента позволит организации снизить количество судебных исков, количество претензий от высвобожденных, в том числе выплат по ним, уменьшить число компенсационных выплат увольняемым сотрудникам, сохранить положительный имидж организации и в то же время остаться в хороших отношениях с работниками, попадающими под высвобождение.
Услуга аутплейсмента дорогая, но несмотря на это, она компании в 5- 10 раз дешевле выплаты компенсации при высвобождении, которая может достигать 4-6 заработных плат.
Работники, подтвердившие или повысившие свою квалификацию, прошедшие дополнительные обучение, будут лучше относиться своему делу и организации в целом полученные знания за счет организации выполняют функцию мотивации и стимулирования к труду.
Выводы по 2 главе
Для совершенствования управление процесса высвобождения персонала в коммунальном учреждении «ДГМЦ» необходимо:
- Разработать систему высвобождения персонала;
- Определить критерии отбора претендентов на высвобождение, принять решение об увольнении работников, определить правовое обеспечение принятого решения;
- Приглашать специалиста аутплейсмента для работы с высвобождающим персоналом раз в полгода;
- Разработать программу по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников;
- Отправить высвобождающихся работников на обучение;
- Оказывать психологическую поддержку;
- Отслеживать судьбу высвобождаемых сотрудников после выхода из организации.
С точки зрения эффективности, предложенные мероприятия позволяют:
- улучшить систему управления КУ «ДГМЦ»;
- исключить конфликтные ситуации;
- мотивировать персонал в области результатов его работы;
- снизить напряженности у работника при входе в новую должность и при выходе из организации;
- организацию позволит максимально смягчить переход сотрудника в иную производственную, социальную, личностную ситуацию, а также поможет человеку при выходе на пенсию:
- Пережить стресс, мягко и эффективно направляет его к позитивному мышлению и осознанию своей новой роли и открывающихся перед ним возможностей;
- Переосмыслить ценности, отношение к себе и к окружающему
миру;
- Найти новые пути реализации своей активности;
- осознать свой новый статус для формирования нового
образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высвобождение персонала – это вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Целью управления высвобождением персонала является установление и своевременное или опережающее уменьшение работников предприятия.
Ввиду важности такого события, как уход из организации, главной задачей служб управления персоналом при работе с высвобождаемыми сотрудниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личностную ситуацию.
Донецкий городской молодежный центр - коммунальное бюджетное учреждение, деятельность которого состоит в организации работы по развитию культурного, духовного и патриотического воспитания среди различных групп населения.
Главная цель управления персоналом КУ «ДГМЦ» состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности администрации и способных обеспечивать основные задачи его развития.
Анализ управление процесса высвобождения персонала в коммунальном учреждении «ДГМЦ», позволил выявить следующие недостатки:
- Не разработана система высвобождения персонала;
- Отсутствует планирование при высвобождении персонала, реагируют только на формальные подходы планирования персонала;
- Не организуют подготовительные мероприятия для высвобождаемых сотрудников;
- Не мотивируют сотрудников, не предлагают переобучиться на
другую профессию, не оказывают психологическую поддержку;
- Никто не контролирует судьбу высвобождаемых сотрудников.
Для совершенствования управление процесса высвобождения персонала в коммунальном учреждении «ДГМЦ» необходимо:
- Разработать систему высвобождения персонала.
- Определить критерии отбора претендентов на высвобождение, принять решение об увольнении работников, определить правовое обеспечение принятого решения.
- Приглашать специалиста аутплейсмента для работы с высвобождающим персоналом раз в полгода.
- Разработать программу по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников
- Отправить высвобождающихся работников на обучение.
- Оказывать психологическую поддержку.
- Отслеживать судьбу высвобождаемых сотрудников после выхода из организации.
Нормативно-правовая база мероприятий по управлению высвобождение персонала заключается согласно Трудовому кодексу Донецкой Народной Республики которая выделяет следующие виды высвобождения (увольнения) персонала:
- Увольнение в результате расторжения трудового договора по собственному желанию (по инициативе работника)
- ст. 80 ТК ДНР;
- Увольнение в результате расторжения трудового договора по инициативе работодателя - ст. 81, 82 ТК ДНР;
- Увольнение в результате истечения срока действия трудового договора (ст. 79 ТК ДНР) и в результате расторжения трудового договора по соглашению сторон (ст. 78 ТК ДНР),
Экономическую эффективность данных мероприятий посчитать
достаточно трудно. Ведь, как показывают статистические наблюдения за устройством на работу, после обучения работника - более 85% обучившихся трудоустраиваются сразу после завершения обучения.
Социальная эффективность внедрения и применения программы в организацию позволят:
- улучшить систему управления КУ «ДГМЦ»;
- исключить конфликтные ситуации;
- мотивировать персонал в области результатов его работы;
- снизить напряженности у работника при входе в новую должность и при выходе из организации;
- организация позволит максимально смягчить переход сотрудника в иную производственную, социальную, личностную ситуацию, а также поможет человеку при выходе на пенсию:
- Пережить стресс, мягко и эффективно направляет его к позитивному мышлению и осознанию своей новой роли и открывающихся перед ним возможностей;
- Переосмыслить ценности, отношение к себе и к окружающему
миру;
- Найти новые пути реализации своей активности;
- Осознать свой новый статус для формирования нового
образа жизни.