ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В РФ
3.1 Продвижение России как туристского направления на международном туристском рынке
За последние годы имеется значительный опыт в продвижении России как туристского направления на мировом рынке. Теперь необходимо поддерживать и развивать этот вектор деятельности, используя весь спектр коммуникаций, включая меры событийного, представительского характера, межкультурные коммуникации, рекламу и информирование. Необходимо более активно использовать инструменты информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для продвижения отечественного туристского продукта.
Особые усилия следует приложить для привлечения российских потребителей в туристские центры страны. Если в предыдущие годы основной акцент делался на пляжный и оздоровительный туризм, то в перспективе целесообразно продвигать культурно-познавательную компоненту, лечебно-оздоровительный и природоориентированные виды туризма. Стратегической задачей всей туристской отрасли сегодня является создание и поддержание благоприятного образа России как безопасного, интересного, доступного и модного туристского направления.
Кроме того, необходимо понимать важность создания в обществе приоритета путешествий по своей стране. Такая работа должна проводиться путем агитации, создания положительного имиджа любознательного туриста, предоставления информации об имеющихся туристских программах, разработанных с учетом потребностей и тем, волнующих современное общество, планомерной работы по интеграции туристских и экскурсионных программ в образовательный процесс на всех уровнях общего и профессионального образования.
В целях улучшения в странах, формирующих основные туристские потоки, имиджа России как страны, благоприятной для туризма сегодня, проводятся мероприятия в зарубежных странах.
Проведение указанных зарубежных мероприятий, в том числе культурно-туристских форумов, показывает, что это высокоэффективный формат сотрудничества. Во-первых, позволяет объединить на одной площадке всех главных действующих лиц отрасли. Во-вторых, событийные мероприятия всегда вызывают высокий интерес средств массовой информации и относятся к масштабным и резонансным акциям.
Главными целями этих мероприятий являются такие мощные импульсы, как развитие туристских обменов, открытие новых возможностей путем взаимных презентаций туристского потенциала, туристских продуктов, сервисов, а также условий для взаимных бизнес-инвестиций в туризм.
Работы по составлению ежегодного национального календаря туристских событий ведутся в городах России.
При проведении крупных событийных российских и международных мероприятий необходимо разработать подходы к определению формата проведения подобных мероприятий, в том числе обеспечивающего комфортные условия для организаторов и участников традиционных, регулярно действующих туристских программ.
Одним из механизмов продвижения России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках является создание сети зарубежных представительств Ростуризма в крупнейших странах, направляющих массовый туристский поток в Россию.
В последние годы благодаря проведению активной политики развития туризма и пристальному вниманию к отрасли со стороны всех уровней власти, а также организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий в стране состояние туристской инфраструктуры значительно изменилось в лучшую сторону. Появились новые объекты туристского показа, предприятия коллективного размещения, построены транспортные узлы. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры.
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" предусматривает создание точек роста в регионах Российской Федерации на основе кластерного подхода. В указанной программе предусмотрены мероприятия по формированию туристско-рекреационных кластеров вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других ориентированных на туриста мест и объектов показа, а также создание сети автотуристских кластеров.
В рамках Стратегии предусматриваются использование и развитие кластерного подхода, который является передовым и эффективным механизмом концентрации усилий как органов государственной власти, так и частных предпринимательских инициатив для создания туристской инфраструктуры. Необходимо провести анализ результатов реализации пилотных инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров, разработать систему мер по решению проблем, препятствующих реализации кластерного подхода, обеспечить распространение опыта успешной реализации кластерного подхода при создании объектов туристской инфраструктуры.
В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.
Также серьезного внимания требуют вопросы формирования комфортной информационной туристской среды, для решения которых необходимо:
- разработать единый подход к информационной работе с туристами;
- разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации;
- создать в каждом регионе туристские информационные центры в необходимом количестве и развивать их деятельность путем разработки стандартов и повышения качества обслуживания, межрегиональной кооперации работы таких центров.
Следует создать банк информационных материалов по туристским ресурсам Российской Федерации и обеспечить доступ к нему потенциальных туристов. Решению этой задачи будет способствовать централизация усилий по продвижению туристских ресурсов регионов Российской Федерации путем расширения функционального содержания национального туристского портала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который должен объединять функции средства массовой информации в сфере внутреннего и въездного туризма, архива информационных материалов, национальной системы бронирования туристских услуг, социальной сети, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристские услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно-развлекательного ресурса.
Не менее актуальными остаются вопросы развития транспортной инфраструктуры, обустройства дорог и дорожной инфраструктуры, организации движения туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Также наибольший потенциал роста на внутреннем рынке сегодня имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствуют увеличение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах федерального значения, развитие сети придорожных гостиниц. Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, а также информированности населения о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути. Несмотря на указанные проблемы, автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона или в соседние регионы.
В большинстве регионов Российской Федерации остро стоят вопросы развития инфраструктуры водных видов транспорта, приморских территорий и прибрежных акваторий. Для успешного развития круизного и пляжного туризма необходимы строительство причалов, пристаней, обустройство обеспечивающей инфраструктуры речного судоходства, расширение парка и обновление речных и морских круизных судов.
Требуют отдельного внимания вопросы развития пляжной инфраструктуры и обеспечения экологической чистоты и безопасности пляжей и акваторий.
Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния закладывают условия для безопасной организации туризма. Сегодня следует говорить о высоком уровне износа не только железнодорожных вагонов, самолетов на внутренних авиалиниях, речных судов, туристских автобусов, но и об устаревании развлекательных объектов (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха). То же можно сказать о состоянии фуникулеров, канатных дорог, пристаней, вокзалов и автостанций.
Современное состояние гостиничной базы заметно улучшилось за последние 5 лет, появились новые предприятия размещения, в том числе различного класса обслуживания. Однако все еще ощущается нехватка средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающих стандартизированный набор услуг. Увеличение емкости номерного фонда данного типа становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.
Решение этого вопроса может быть достигнуто путем стимулирования предпринимательской активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Частная инициатива в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома) позволяет заметно увеличить емкость средств размещения. Однако неконтролируемое строительство частных гостиниц способно не только перегрузить коммунальную и туристскую инфраструктуру, но привести к утрате исторического облика курорта, снижению его привлекательности для туристов. Поэтому наряду с мерами по стимулированию предпринимательской инициативы местных жителей необходимо предусматривать в градостроительной политике потенциал роста частных гостиниц, учитывать его при разработке программ развития коммунальных сетей, регулировать уровень качества услуг и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.
Следует стремиться к развитию национальных гостиничных сетей как наиболее перспективного способа создания средств размещения требуемого уровня качества и эффективного источника формирования стандартов обслуживания, являющихся визитной карточкой Российской Федерации и ее регионов.
Соответственно, необходимо разработать меры по развитию туристской инфраструктуры за счет стимулирования предпринимательской инициативы населения малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Особенно это направление деятельности важно в условиях острой нехватки рабочих мест в малых городах и сельской местности и вынужденной урбанизации населения практически всех регионов Российской Федерации.
Кроме того, при планировании и реализации проектов развития туристской инфраструктуры следует учитывать задачу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.2 Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта на мировых рынках
Российская Федерация имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих:
- обеспечение высокого качества туристских услуг;
- совершенствование профессионального образования в сфере туризма;
- создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;
- применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей;
- проработку возможных вариантов снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации;
- создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;
- введение классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.
Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем.
Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории.
В целях повышения качества туристского продукта Российской Федерации необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры.
Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров для этой сферы. Современная система профессионального образования в сфере туризма требует усовершенствования в части приведения в соответствие современным требованиям работодателей, большей ориентации образования на практику, разработки и внедрения профессиональных стандартов, повышения качества учебно-методических материалов, учета специфики организации туристской деятельности в регионах Российской Федерации при подготовке кадров. В первую очередь на федеральном и региональном уровнях необходимо установить требуемый профессиональный состав, структуру и количество специалистов в сфере туризма на среднесрочную перспективу с учетом планов развития туризма. Это послужит ориентиром для образовательных учреждений, существующих и будущих специалистов в сфере туризма, позволяющим определить состав и содержание образовательных программ и траекторию развития профессиональных компетенций.
В настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Необходимо для повышения качества туристских услуг совместно с органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе.
В целях координации усилий различных сфер туристской деятельности, повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта необходимо разработать и внедрить план мероприятий ("дорожную карту") по созданию благоприятных условий для развития конкуренции в сфере туристской деятельности. Такой план должен быть согласован с федеральными и региональными программами, а также учитывать уже накопленный опыт по стимулированию малого предпринимательства в сфере туризма.
Для адаптации предложения туристских услуг к требованиям туристов необходимо обеспечить возможность применения современных методов маркетинга. Практика показывает, что многие туристские организации исходят чаще из своих возможностей и стереотипных представлений о потребностях клиентов, пренебрегая исследованиями рынка и определением своей целевой аудитории. Происходит это, с одной стороны, от инертности сознания руководителей, с другой стороны, по причине крайней ограниченности в средствах ввиду низкой доходности и отсутствия обеспечения для получения кредитов, особенно предприятий малого бизнеса.
Поэтому для организации системной работы по повышению качества туристских услуг необходимо разработать централизованный подход к проведению маркетинговых исследований в сфере туризма и предоставления информации участникам туристского рынка. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере туризма на всех уровнях должны организовывать и координировать деятельность по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка, характеристиках потребительского спроса, возможностях сегментирования рынка, выявлять основные тенденции рынка и осуществлять сбор и анализ данных о состоянии отрасли. Результаты исследований должны быть доступны профессионалам туристского бизнеса и широкой общественности.
Особенно активным сдерживающим фактором в развитии туризма сегодня является проблема высоких внутренних цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации. Решение этой проблемы требует как активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, так и создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке.
Также следует разработать мероприятия по созданию и развитию отечественных систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке.
3.3 Развитие международного сотрудничества
Международное сотрудничество должно обеспечивать решение общих задач развития туризма в Российской Федерации, таких как содействие привлечению инвестиций, продвижение туристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма. Именно этой цели служат заключаемые нашей страной с другими странами межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, деятельность рабочих групп по туризму в рамках межправительственных комиссий. В ближайшие годы, на первом этапе реализации Стратегии, двустороннее сотрудничество должно осуществляться преимущественно с европейскими странами, традиционно направляющими туристов в Россию и наиболее опытными в сфере туризма, с азиатскими традиционными и новыми направляющим рынками - Японией, Кореей, Сингапуром, Гонконгом, и принимающими рынками - Таиландом, Филиппинами, Индонезией, Вьетнамом, а также странами СНГ. Особое внимание следует уделить сотрудничеству с такими растущими направляющими рынками, как Китай и Индия, а в перспективе, на втором этапе реализации Стратегии, с Бразилией, другими странами Латинской Америки, а также странами Ближнего Востока.
Необходимо сохранение лидирующей роли России на постсоветском туристском пространстве, в том числе в рамках деятельности в рамках Совета стран СНГ по туризму.
Сотрудничество в многостороннем формате должно укрепить позиции России в международных организациях, расширить взаимодействие с программами Европейского союза, организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС).
Большое внимание необходимо уделить взаимодействию со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) как специализированным учреждением системы ООН. Подготовка и проведение сессий выборных органов ЮНВТО в России позволит укрепить позиции нашей страны на мировом туристическом рынке и привлечь дополнительный интерес как со стороны профессионалов мирового туристического бизнеса, так и зарубежных потребителей.
Развитие речного, в том числе круизного туризма на реке Амур является одним из наиболее перспективных видов туристской деятельности в регионе Дальний Восток Российской Федерации — Северо-Восток КНР, что обуславливается высоким туристско-рекреационным потенциалом приамурских территорий с обеих сторон российско-китайской границы, включая их природные, рекреационные и историко-культурные ресурсы, а также наличием стабильного потребительского спроса, формирующегося в основном за счет быстроразвивающегося китайского туристического рынка.
20 мая 2011 года в г.Маньчжурия (КНР) был подписан Меморандум о сотрудничестве по вопросам развития речного (в том числе круизного и прогулочного) туризма в бассейне реки Амур.
С российской стороны Меморандум подписали представители органов управления в сфере туризма Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области и ассоциации туроператоров НП ОМИТ «Мир без границ». С китайской стороны Меморандум подписали представители Управления по туризму и ассоциации туроператоров провинции Хэйлунцзян.
Развитие речного туризма по реке Амур является предметом ряда научно-исследовательских работ с российской и китайской стороны, сформировавших базу для комплексного продвижения проекта. Наибольшую ценность представляют две из них:
1. Был проведен анализ текущего состояния развития рынка туризма, в том числе речного, на территории Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области; обобщен российский и зарубежный опыт развития речного и круизного туризма, его современная конъюнктура; осуществлена оценка и даны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня; проведен анализ туристических потоков и наиболее востребованных маршрутов на территории бассейна реки Амур; осуществлена оценка потребительского рынка и т.д.
В результате проведенного исследования удалось определить основные стратегические основы развития речного туризма на Амуре, среди которых: создание и развитие круизной инфраструктуры; формирование положительного имиджа и восприятия речного круизного туризма представителями отечественной и зарубежной туристской индустрии, а также установление и укрепление долгосрочных межрегиональных и международных связей и сотрудничества в сфере речного туризма на Амуре.
2. Генеральный план развития туризма по пограничным рекам провинции Хэйлунцзян (2013-2025 годы) (далее — План) разработан в 2013 году Институтом изучения географии и природных ресурсов Академии наук КНР по заказу Управления по туризму провинции Хэйлунцзян. Принципиально одобрен 2 апреля 2013 г. на заседании Экспертного совета при указанном Управлении.
Документ представляет собой рамочную концепцию с углубленным анализом ситуации и перспектив развития туризма на пограничных реках провинции Хэйлунцзян и прилагающих к ним территориях, конкретными предложениями по совершенствованию инфраструктуры, созданию объектов показа, маршрутам и этапам реализации, формам продвижения, мерам поддержки и т.д. В Плане также приведены оценки прогнозного турпотока в район пояса, оценки бюджетных поступлений.
Отличительной особенностью Плана является прописанное стремление к сотрудничеству с Россией, в том числе формированию трансграничных круизных, прогулочных и экскурсионных маршрутов в сопредельные дальневосточные регионы с целью постепенного выхода на создание комплексного трансграничного продукта.
Вопросы развития речного туризма в приамурских регионах Дальнего Востока России на государственном уровне отражены в принятых и разрабатываемых документах по территориальному планированию, а также программно-стратегических документах по развитию туризма, в том числе:
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена 28 декабря 2009 г.);
- Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (утверждена 15 апреля 2014 г.);
- Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» (проект);
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена 31 мая 2014 г.);
- Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утверждена 2 августа 2011 г.).
Кроме того, в целях реализации решений Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока (24 октября 2013 г., Комсомольск-на-Амуре) Министерством культуры Российской Федерации и Ростуризмом ведется работа по целевому включению в государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» проекта создания межрегионального туристического кластера в Приамурье, ключевой составляющей которого станет организация круизов по реке Амур1.
Минкультуры России утвержден комплекс мер по развитию туризма на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, предусматривающий создание благоприятных условий для реконструкции и строительства туристских и рекреационных объектов, в том числе для круизного туризма.
С китайской стороны вопросы развития туризма в приграничных с Россией районах (прежде всего провинция Хэйлунцзян), в том числе речного, включены в ряд программных документов государственного уровня:
- «Стратегия возрождения старой промышленной базы СВК» (2003 г.);
- «План возрождения Северо-Востока КНР» (2007 г.);
- «Некоторые мнения по дальнейшей реализации стратегии возрождения старой промышленной базы СВК и других регионов» (2009 г.);
- «План развития туристической отрасли Северо-Востока Китая» (2010 г.);
- «Программа расширения открытости Северо-Востока Китая в регионе Северо-Восточной Азии на 2012-2020 гг.» (2012 г.).
Основными принципами реализации проекта «Туризм по Амуру» являются:
- совместный российско-китайский характер;
- координация действий администраций регионов российского Приамурья и провинции Хэйлунцзян;
- координация действий регионов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и центральных ведомств КНР;
- комплексный характер проекта, предполагающий развитие туристического маршрута, соответствующее инфраструктурное обеспечение, совершенствование и создание объектов турпоказа, прогулочных и круизных судов.
Составляющими проекта «Туризм по Амуру» являются:
- формирование базового туристического маршрута;
- определение точек прибытия, объектов потенциального показа;
- определение базисного формата проекта;
- определение приоритетных видов развития туризма;
- определение целевых потребительских рынков.
1 июля 2014 года в г. Харбине на площадке Первого Российско-Китайского ЭКСПО в рамках Конференции по российско-китайскому сотрудничеству в области туризма состоялся круглый стол «Развитие туризма по реке Амур», в ходе которого российские и китайские участники обсудили практические вопросы реализации подписанного в мае 2011 года Меморандума о развитии речного (в том числе круизного и прогулочного) туризма по реке Амур.
Стороны договорились проработать вопросы создания Координационного совета по реализации проекта и организации совместной поездки по маршруту предполагаемого круиза с целью определения первоочередных мер в интересах реализации проекта.
26-27 июля 2014 года в г.Благовещенске состоится туристско-культурный Форум по развитию речного круизного туризма на Дальнем Востоке. Российским и китайским участникам форума будет представлен Концепт-план трансграничного проекта по развитию речного туризма по реке Амур, будут рассмотрены проблемные вопросы инфраструктурного обеспечения круизного туризма, перспективные маршруты детского водного туризма, маршруты выходного дня, направления инвестиционного сотрудничества в интересах реализации проекта.
По итогам работы форума планируется подписание резолюции, в которой будут определены основные направления дальнейшей работы по реализации российско-китайского проекта развития речного (в том числе круизного и прогулочного) туризма в бассейне реки Амур.
В заключении представим основные риски по реализации стратегических целей развития туризма России на мировом рынке.
Выполнение мероприятий Стратегии связано с угрозой возникновения рисков, способных снизить показатели результативности Стратегии. Такие риски могут возникнуть в сфере геополитики, международных отношений, макроэкономики, финансов, администрирования, научно-технического прогресса и изменений природной среды. Также нужно отметить наличие риска усиления различий уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Геополитические риски могут проявиться в случае потери стабильности и усложнения политической ситуации в Российской Федерации и мире. Такой вид рисков в значительной мере может изменить современные тенденции на международном и внутреннем рынках туризма. Туризм является отраслью чрезвычайно чувствительной к неблагоприятным последствиям ухудшения политической обстановки в стране или регионе страны. Стратегические мероприятия не смогут быть реализованы в полной мере вследствие геополитических рисков, которые резко снижают туристский поток.
Для снижения этой группы рисков в Стратегии приведен анализ развития туризма в мире, выявлены позитивные и негативные для Российской Федерации тенденции, которые были учтены при разработке цели, задач и плана мероприятий Стратегии.
Макроэкономические риски возникают вследствие изменения фазы цикла деловой активности, ухудшения инвестиционного климата, устойчивости национальной валюты, доступности и цены кредитного продукта и темпов роста экономики. Противодействие этой группе рисков обеспечивается гармонизацией основных положений Стратегии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, государственными программами Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", а также с действующими программно-целевыми документами в различных отраслях и сферах экономики.
Снижение вероятности возникновения финансовых рисков достигается применением принципов комбинирования бюджетных и внебюджетных источников финансирования мероприятий Стратегии, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Административные риски связаны с низкой эффективностью системы управления Стратегии. Отсутствие координации между разными уровнями государственной власти, разрозненность усилий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отсутствие поддержки со стороны органов государственного управления смежных отраслей и сфер деятельности (транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, связь и телекоммуникации, охрана природных ресурсов, здравоохранение, образование, социальное обеспечение) могут привести к невыполнению цели и задач Стратегии. Снижение вероятности ущерба от этой категории рисков связано с необходимостью разработки серии тактических планов по реализации мероприятий Стратегии и их ежегодной коррекцией в зависимости от промежуточных результатов реализации Стратегии.
Включение в план мероприятий по реализации Стратегии таких направлений работы, как совершенствование системы управления туристской деятельностью путем усиления и координации межрегионального и межотраслевого взаимодействия также является мерой противодействия административным рискам.
Риски усиления различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации могут возникнуть вследствие увеличения диспропорции в развитии экономики страны и приведут к тому, что некоторые мероприятия Стратегии перестанут отвечать возможностям и реалиям жизни регионов. Тогда цель и задачи Стратегии останутся актуальными лишь для части регионов и будут достигнуты не полностью. Особенно это касается мероприятий по развитию внутреннего туризма. Снижение этой категории рисков достигается наличием в Стратегии направления работы по социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации.
Техногенные и экологические риски связаны с техногенными авариями, природными катаклизмами, резким изменением климата, распространением опасных инфекций, что может явиться сдерживающим фактором для развития туризма. Отдельными источниками риска могут быть достижения научно-технического прогресса, появление технологий, которые не были учтены в Стратегии, что потребует ее коррекции и дополнения. Снижение негативных последствий действия таких факторов риска достигается путем использования комплексного подхода к разработке Стратегии с позиций устойчивого развития туризма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в данной работе исследование позволило сформировать следующие выводы:
Туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.
Данные Всемирной туристской организации при ООН показывают, что туристы отдают явное предпочтение маршрутам в пределах их собственного региона. Более половины прибытий (52%) были совершены с целью отдыха и досуга, около 14% - ради деловых и профессиональных целей, 27 процентов, в том числе в целях поездки в гости к друзьям и родственникам, по религиозным причинам, в целях паломничества, для укрепления здоровья и лечения и др.
Российская Федерация является страной, показавшей внушительный рост расходов граждан на туризм за рубежом в последние годы.
Выездные рынки стран с растущей экономикой продолжают стимулировать рост международного туризма. В первой половине 2015 года Китай и Россия были лидерами по темпам роста туристских расходов среди 10 наиболее крупных доноров туристского потока в мире.
По уровню туристских расходов лидировали Канада и Франция, Соединенные Штаты Америки, Германия и Соединенное Королевство, а также Япония, Австралия и Италия.
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле.
Среди негативных причин политического характера, влияющих на развитие международного туризма, выделяют: внутриполитическую нестабильность в стране или регионе; отсутствие между государствами добрососедских отношений; военные конфликты; цикличные и структурные кризисы; внешнеполитическую изоляцию государства и т.д.
Исследование современного состояния туризма в Российской Федерации позволяет сделать выводы о положительной динамике в развитии этой сферы. Отмечается рост внутреннего и въездного туристского потока. Только 10% иностранных граждан, приехавших в Россию в 2014 г., прибыли с целью туризма.
Наибольший рост показателя въезда в Россию с туристскими целями в 2014 году показал Китай. Страны Западной Европы – Франция, Германия и Великобритания демонстрируют умеренный прирост количества туристских прибытий на уровне 5-8%.
На российском рынке работает 10773 туристских фирмы, из которых 4685 компаний состоят в едином федеральном реестре туроператоров. Большинство туроператоров (59%) ведут свою деятельность в сегменте международного выездного туризма, 40%- на внутреннем рынке, а немногим более 12% - на международном въездном направлении.
Принимающие российские туроператоры испытывают значительные проблемы с обслуживанием иностранных туристов. Наиболее часто можно встретить сетование на высокие внутренние цены. Для многих европейцев Россия сегодня является слишком дорогим направлением, а туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают. Этому способствует также высокая степень расслоения населения этих стран по уровню доходов. Те туристы, которые решили поехать посмотреть Европу, а также по пути посетить Россию или страны Балтии, готовы платить за туристские услуги.
Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
Таким образом, можно выделить позитивные и негативные тенденции развития сферы туристских услуг в Российской Федерации.
Позитивными тенденциями являются:
- увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий, коллективных средств размещения и лиц, обслуженных в них;
- увеличение количества мест отдыха и объектов туристского показа за счет курортов Крымского федерального округа;
- сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост дохода населения, создающие позитивный фон для привлечения потребительского спроса на продукт отечественной туристической индустрии;
- наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;
- и другое…
К факторам, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;
- неразвитость транспортной инфраструктуры;
- низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;
- дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский Кодекс РФ. // Законодательство РФ - Электронная библиотека «Ваше право», 2016.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.06.2009 N 123-ФЗ)
- Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ»
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. – М: Федеральное агентство по туризму, 2014.
- ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)», предусмотренной Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года
- UNWTO Tourism Highlights 2015 Edition
- Tourism Highlights. Edition 2015. World Tourism Organization, Madrid, 2015.
- Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – М: Менеджмент туризма, 2015.
- Беккер. А. Окно для инвестора // Ведомости, 2 февраля, 2014. – С. 8-9.
- Глушко А.А., Сазыкин А.М. География туризма. – М: ИНФРА-М, 2014
- Государственное регулирование туризма: Как у них?
- Государственное регулирование туризма: Как у них?
- Евтушенко А. Турагентство окупается после 1075 путевок. // 02.10.2008.
- Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М: Менеджмент туризма. – 2014.
- Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. // Теория и практика деятельности туристских фирм. – М.:Академия. 2016.
- Июньский Б. Инвестиции в туристический бизнес. // Известия, №85, 2015.
- Июньский Б. Экологизация индустрии туризма. //Туризм и отдых, №16, 2011
- Квартальнов В.А. Туризм. //
- Лаврова Т.А. Анализ теоретических основ развития и совершенствования туризма: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.
- Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь, №31, 2014. - 56 С. 42.
- Маринин М.М. Туристические формальности и безопасность в туризме. – М: Турпродукт, 2012.
- Мини не в моде // Коммерсантъ - Business Guide (Коммерческая недвижимость) от 22.11.2015
- Моисеева Н.К. Социально-культурное и экологическое воздействие туризма. – М: Финансы и статистика, 2015.
- Научный туризм // Агентство научных туров, 01.12.2015
- Нечипоренко В. Индикатор туристского рынка. // Турбизнес, №10, 2013
- Нечипоренко В. Особенности маркетинговых исследований в туризме. // Маркетинг Про, 14.06.2014.
- Певзнер Н. Ликбез по визам // Визовый центр. – www.visacenter.ru
- Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим - М.: БЕК, 2016. - 287 с.
- Писаревский Е.Л. О реализации Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». // Интервью с информационным агентством «Гарант».
- Потенциал межрегиональных маршрутов Сибири и Дальнего Востока обсудили участники Второго Тихоокеанского туристского форума.
- Развитие туризма в России. //
- Россия представляет свои туристические возможности в Пекине.
- Сообщества Ростуризма появились в крупнейших соцсетях.
- Стражалковский В. Мультипликативный эффект туризма. // www.tourinfo.ru , 03.10.14
- Туристская отрасль в новых условиях. // Материалы Московской международной выставки «Путешествия и туризм», 18.03.2015.
- Туристские маршруты и направления внутреннего туризма в России //
- Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. – М: Турист, 2015.
- Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2015.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Туристские прибытия2 и поступления от туризма в Европе в 2015 г.3
Основные дестинации |
Международные туристские прибытия |
Поступления от международного туризма |
|||||
Прибытия в 2014 г., тыс. |
Прибытия в 2015 г., тыс. |
2015 по отн. к 2014 г., % |
Доля дестинации на рынке |
Поступления в 2014 г., млн. долл. США |
Поступления в 2015г., млн. долл. США |
Доля дестинации на рынке |
|
ЕВРОПА, всего |
438 743 |
460 835 |
5,0 |
100 |
348 803 |
374 514 |
100 |
Австрия |
19 952 |
20 261 |
1,5 |
4,4 |
16 012 |
16 658 |
4,4 |
Бельгия |
6 747 |
6 995 |
3,7 |
1,5 |
9 868 |
11 535 |
3,1 |
Хорватия |
8 467 |
8 659 |
2,3 |
1,9 |
7 463 |
7 902 |
2,1 |
Франция |
75 908 |
79 083 |
4,2 |
17,2 |
42 276 |
42 910 |
11,5 |
Германия |
21 500 |
23 569 |
9,6 |
5,1 |
29 173 |
32 760 |
8,7 |
Греция |
14 765 |
16 039 |
8,6 |
3,5 |
13 731 |
14 259 |
3,8 |
Венгрия |
9 979 |
9 259 |
-7,2 |
2,0 |
4 271 |
4 519 |
1,2 |
Ирландия |
7 333 |
8 001 |
9,1 |
1,7 |
4 744 |
5 242 |
1,4 |
Италия |
36 513 |
41 058 |
12,4 |
8,9 |
35 398 |
38 129 |
10,2 |
Нидерланды |
10 012 |
10 739 |
7,3 |
2,3 |
10 475 |
11 516 |
3,1 |
Польша |
15 200 |
15 670 |
3,1 |
3,4 |
6 274 |
7 239 |
1,9 |
Португалия |
10 612 |
11 282 |
6,3 |
2,4 |
7 712 |
8 349 |
2,2 |
Российская Федерация |
19 940 |
20 199 |
1,3 |
4,4 |
5 564 |
7 025 |
1,9 |
Испания |
55 914 |
58 451 |
4,5 |
12,7 |
47 970 |
51 115 |
13.6 |
Швейцария |
7 229 |
7 863 |
8,8 |
1,7 |
11 040 |
11 843 |
3,2 |
Турция |
20 273 |
18 916 |
-6,7 |
4,1 |
18 152 |
16 853 |
4,5 |
Украина |
17 631 |
18 936 |
7,4 |
4,1 |
3 125 |
3 485 |
0,9 |
Великобритания |
28 039 |
30 654 |
9,3 |
6,7 |
30 675 |
33 695 |
9,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТОП 50 по выезду из Российской Федерации за 9 мес. 2015 г. (всего)4
№ п/п |
Страна |
Кол-во |
№ п/п |
Страна |
Кол-во |
|
ВСЕГО |
29 333 387 |
|||
1 |
ТУРЦИЯ |
3 248 792 |
26 |
ЧЕРНОГОРИЯ |
246 919 |
2 |
АБХАЗИЯ |
3 129 836 |
27 |
АРМЕНИЯ |
239 269 |
3 |
ФИНЛЯНДИЯ |
2 644 223 |
28 |
ВЬЕТНАМ |
222 773 |
4 |
КАЗАХСТАН |
2 600 858 |
29 |
КИРГИЗИЯ |
218 882 |
5 |
ЕГИПЕТ |
1 987 159 |
30 |
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО |
214 139 |
6 |
УКРАИНА |
1 328 596 |
31 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ |
211 806 |
7 |
ЭСТОНИЯ |
1 154 996 |
32 |
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА |
192 429 |
8 |
КИТАЙ |
1 046 173 |
33 |
АВСТРИЯ |
190 716 |
9 |
ПОЛЬША |
1 041 153 |
34 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
187 854 |
10 |
ГЕРМАНИЯ |
931 387 |
35 |
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА |
150 398 |
11 |
ЛИТВА |
643 721 |
36 |
НИДЕРЛАНДЫ |
145 589 |
12 |
ГРЕЦИЯ |
628 135 |
37 |
НОРВЕГИЯ |
104 387 |
13 |
ИСПАНИЯ |
625 817 |
38 |
УЗБЕКИСТАН |
97 470 |
14 |
ИТАЛИЯ |
576 278 |
39 |
ТАДЖИКИСТАН |
95 606 |
15 |
ГРУЗИЯ |
519 313 |
40 |
ВЕНГРИЯ |
76 946 |
16 |
КИПР |
510 019 |
41 |
ИНДИЯ |
69 377 |
17 |
АЗЕРБАЙДЖАН |
494 096 |
42 |
СЕРБИЯ |
64 201 |
18 |
ТАИЛАНД |
464 325 |
43 |
БЕЛЬГИЯ |
63 231 |
19 |
БОЛГАРИЯ |
417 286 |
44 |
МОНГОЛИЯ |
57 428 |
20 |
ФРАНЦИЯ |
351 665 |
45 |
ЯПОНИЯ |
53 093 |
21 |
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ |
351 525 |
46 |
ШВЕЦИЯ |
52 363 |
22 |
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ |
331 542 |
47 |
ХОРВАТИЯ |
50 213 |
23 |
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
294 696 |
48 |
ТУНИС |
49 005 |
24 |
ЛАТВИЯ |
279 039 |
49 |
БЕЗ ЗАХОДА В ИНОСТРАННЫЕ ПОРТЫ |
48 208 |
25 |
ИЗРАИЛЬ |
246 933 |
50 |
ДАНИЯ |
42 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТОП 50 по выезду из Российской Федерации за 9 мес. 2015 г.
(с целью «туризм»)5
№ п/п |
Страна |
Кол-во |
№ п/п |
Страна |
Кол-во |
|
ВСЕГО |
9 995 472 |
|||
1 |
ТУРЦИЯ |
2 429 242 |
26 |
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА |
55 622 |
2 |
ЕГИПЕТ |
1 567 689 |
27 |
ИНДИЯ |
51 076 |
3 |
ГРЕЦИЯ |
503 284 |
28 |
СЕРБИЯ |
44 428 |
4 |
ИСПАНИЯ |
502 013 |
29 |
ХОРВАТИЯ |
40 077 |
5 |
ГЕРМАНИЯ |
443 327 |
30 |
ТУНИС |
39 435 |
6 |
ИТАЛИЯ |
393 788 |
31 |
АРМЕНИЯ |
37 244 |
7 |
КИПР |
358 688 |
32 |
ГРУЗИЯ |
36 411 |
8 |
БОЛГАРИЯ |
339 827 |
33 |
БЕЛЬГИЯ |
35 852 |
9 |
ТАИЛАНД |
313 573 |
34 |
ВЕНГРИЯ |
33 567 |
10 |
КИТАЙ |
285 277 |
35 |
АЗЕРБАЙДЖАН |
32 330 |
11 |
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ |
239 677 |
36 |
КАТАР |
30 589 |
12 |
ЧЕРНОГОРИЯ |
220 403 |
37 |
ПОЛЬША |
24 435 |
13 |
ФРАНЦИЯ |
219 747 |
38 |
ГОНКОНГ |
22 670 |
14 |
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
201 208 |
39 |
ШВЕЦИЯ |
22 542 |
15 |
ФИНЛЯНДИЯ |
187 295 |
40 |
ДАНИЯ |
21 521 |
16 |
ВЬЕТНАМ |
170 140 |
41 |
ЭСТОНИЯ |
20 682 |
17 |
ИЗРАИЛЬ |
128 540 |
42 |
КАЗАХСТАН |
20 563 |
18 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
118 429 |
43 |
ЯПОНИЯ |
19 358 |
19 |
АВСТРИЯ |
113 054 |
44 |
ЛИТВА |
19 315 |
20 |
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО |
93 480 |
45 |
КУБА |
16 851 |
21 |
НИДЕРЛАНДЫ |
87 646 |
46 |
АБХАЗИЯ |
16 708 |
22 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ |
80 387 |
47 |
КИРГИЗИЯ |
16 666 |
23 |
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА |
70 707 |
48 |
ПОРТУГАЛИЯ |
15 395 |
24 |
УКРАИНА |
56 852 |
49 |
УЗБЕКИСТАН |
15 096 |
25 |
ЛАТВИЯ |
56 770 |
50 |
ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
14 541 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Число въездных туристских поездок (ТОП 50) по въезду в Российскую Федерацию за 9 мес. 2015 г.6
№ п/п |
Страна |
тысяч поездок |
№ п/п |
Страна |
тысяч поездок |
|
ВСЕГО |
20 672 |
|||
1 |
УКРАИНА |
6 648 |
26 |
ИСПАНИЯ |
92 |
2 |
КАЗАХСТАН |
3 841 |
27 |
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ |
86 |
3 |
ПОЛЬША |
1 299 |
28 |
ЯПОНИЯ |
72 |
4 |
ФИНЛЯНДИЯ |
1 072 |
29 |
СЕРБИЯ |
44 |
5 |
КИТАЙ |
930 |
30 |
НИДЕРЛАНДЫ |
43 |
6 |
АЗЕРБАЙДЖАН |
619 |
31 |
АВСТРИЯ |
42 |
7 |
УЗБЕКИСТАН |
603 |
32 |
ИНДИЯ |
40 |
8 |
ГЕРМАНИЯ |
469 |
33 |
НОРВЕГИЯ |
38 |
9 |
АРМЕНИЯ |
406 |
34 |
ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
38 |
10 |
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА |
359 |
35 |
КАНАДА |
38 |
11 |
ТАДЖИКИСТАН |
333 |
36 |
АВСТРАЛИЯ |
35 |
12 |
АБХАЗИЯ |
309 |
37 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
35 |
13 |
МОНГОЛИЯ |
280 |
38 |
ГРУЗИЯ |
33 |
14 |
КИРГИЗИЯ |
267 |
39 |
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
32 |
15 |
ЭСТОНИЯ |
263 |
40 |
БРАЗИЛИЯ |
30 |
16 |
ЛАТВИЯ |
212 |
41 |
ШВЕЦИЯ |
29 |
17 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ |
206 |
42 |
БЕЛЬГИЯ |
25 |
18 |
БЕЛАРУСЬ |
194 |
43 |
ВЬЕТНАМ |
21 |
19 |
ТУРЦИЯ |
194 |
44 |
МЕКСИКА |
20 |
20 |
ЛИТВА |
174 |
45 |
БОЛГАРИЯ |
19 |
21 |
ИТАЛИЯ |
156 |
46 |
ГРЕЦИЯ |
19 |
22 |
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО |
152 |
47 |
ТАИЛАНД |
19 |
23 |
ФРАНЦИЯ |
138 |
48 |
ДАНИЯ |
19 |
24 |
ИЗРАИЛЬ |
132 |
49 |
ВЕНГРИЯ |
16 |
25 |
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА |
116 |
50 |
АРГЕНТИНА |
15 |
1 Российско-китайский проект развития речного (в том числе круизного и прогулочного) туризма в бассейне реки Амур. // http://russiatourism.ru/content/2/section/22/detail/3589/
2 международные туристские прибытия = количество пересечений государственной границы какого-либо государства иностранными гражданами
3 Tourism Highlights. Edition 2015. World Tourism Organization, Madrid, 2015.
4 Источник: Ростуризм
5 Источник: Ростуризм
6 Источник: Ростуризм